Влияние кризиса на реформирование банковского сектора Турции

Влияние кризиса на реформирование банковского сектора Турции Финансовый кризис 2001 года обернулся для турецкой банковской отрасли крайне тяжелыми последствиями для преодоления которых потребовалось около 5 лет. Эти инвесторы прекрасно осознают высокий потенциал турецкого рынка: средний возраст населения составляет в стране всего 27 лет а традиционные для западных стран финансовые инструменты и продукты еще не получили широкого распространения. Это открывает прекрасные перспективы для роста особенно в сферах потребительских...

2015-09-03

12.36 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Мамедов Захид Фаррух доктор финансово- банковских наук (Турецкая Республика), доктор экономических наук (РФ, Азербайджан), профессор Аз. ГЭУ. Г.Баку

Влияние кризиса на реформирование банковского сектора Турции

Финансовый кризис 2001 года обернулся для турецкой банковской отрасли крайне тяжелыми последствиями, для преодоления которых потребовалось около 5 лет. В те времена 21 финансовый институт постигло банкротство, турецкая лира обесценилась на 50%, а реструктуризация и реформы обошлись стране в $46 млрд. Однако уже в 2007 году 46 банков страны, которые сформировались в ходе посткризисной консолидации из 80 финансовых институтов, существовавших в 2000-м, обрели должную устойчивость. В немалой мере этому способствовали иностранные инвесторы, в том числе европейские финансовые группы HSBC, BNP Paribas и другие, которые сейчас контролируют более 30% турецкого банковского рынка. Эти инвесторы прекрасно осознают высокий потенциал турецкого рынка: средний возраст населения составляет в стране всего 27 лет, а традиционные для западных стран финансовые инструменты и продукты еще не получили широкого распространения. Это открывает прекрасные перспективы для роста, особенно в сферах потребительских кредитов и недвижимости.

Финансово-экономический кризис, разразившийся в Турции в феврале 2001 г., стал одним из самых глубоких потрясений, с которым столкнулись страна со времен Второй Мировой Войны. Разрушительные последствия кризиса испытали все звенья турецкой экономики и в особенности финансово-кредитный сектор.

Становилось очевидным, что для оздоровления ситуации в банковском секторе Турции требовалось проведение срочных и безотлагательных реструктуризационных мер. Исходя из этого правительством и ведущими финансистами страны при содействии их международных коллег была разработана широкомасштабная программа реструктуризации банковской отрасли Турции (Banking Sector Restructuring ProgramBSRP). BSRP включала четыре ключевых пакета реформ:

  •  Реструктуризация государственных банков;
  •  Быстрая структурная перестройка банков-банкротов, находившихся под контролем Фонда страхования депозитов (Savings Deposits Insurance Fund - SDIF);
  •  Укрепление частных банков;
  •  Реорганизация и усиление органов банковского надзора и регулятивных институтов.

В 2001 г. Советом по банковскому регулированию и надзору была завершена разработка и началось осуществление следующих мер по реструктуризации государственных банков:

1) Казначейство эмитировало государственные ценные бумаги на сумму 19 млрд. долл. США для покрытия убытков госбанков;

2) Казначейство выделило 2,9 млрд.долл. США на увеличение капитала госбанков;

3) Внесены поправки в существующее законодательство с целью предотвращения накопления убытков госбанков в будущем;

4) Часть краткосрочных обязательств госбанков финансовым рынкам была покрыта ликвидностью Центрального Банка путем продажи государственных ценных бумаг;

5) Сокращение персонала госбанков;

6) Приватизация Ипотечного Банка.

За период с сентября 1999 г. по декабрь 2003 г. BDDK распространил действие специальных режимов на 31 банк, что обеспечило их последующую реорганизацию. Суммарные убытки 12 проблемных банков составили 11.3 млрд. долларов.

Вмешательство Совета по контролю и упорядочению деятельности банков осуществляется через Фонд страхования депозитов и может иметь следующие формы: установление контроля над операциями по привлечению депозитов, контроль за использованием активов, введение внешнего управления в банке в случае изъятия у него полномочий на ведение банковских операций, осуществление выплат держателям депозитов в рамках обязательств по страхованию депозитов, вынесение требований по объявлению банкротства и некоторые другие. Как правило, банки, переданные  Фонду, продолжали функционировать, но были объявлены подлежащими рекапитализации за счет средств Фонда с тем, чтобы снизить величину рискованных активов до допустимого уровня. В некоторых случаях Фонд принимал решение о продаже банка.

Только с 2001 по 2002 гг. 9 турецкий банков были переданы под юрисдикцию Фонда страхования депозитов.

Таким образом, положительное влияние кризиса  заключается в том, что именно он инициировал возможность реформирования турецких банков, их оздоровление, повышение их конкурентоспособности на мировых финансовых рынках.

После банковского кризиса турецкой банковской системе удалось далеко продвинуться в направлении создания финансовых систем, управляемых рыночными механизмами. В порядке подготовки к вхождению в ЕС Турция уже довольно далеко продвинулась в плане внедрения acquits communities – свода законов, формирующих юридический фундамент общего рынка. В результате его правовые и регулятивные системы в плотную приблизились к европейским стандартам.

Развитие банковского сектора Турции в рамках реализации программы модернизации позволило в значительной степени сократить разрыв с основными европейскими банковскими системами в плане конкурентоспособности и финансового потенциала банков, оптимизации структуры собственности, позиционирования и международных рынках и обеспечения необходимого уровня доходности.

Наконец, важным событием в модернизации турецкой банковской системе стало создание по типу британской Financial Services Authority нового органа банковского надзора - Banking Regulatory & Supervisory Agency of Turkey (BDDK). Это полностью независимая структура, пользующаяся высоким доверием со стороны всех участников финансового рынка.

Несмотря на утверждения, что банковская отрасль Турции вполне жизнеспособна и даже увеличила свои прибыли до $11 млрд. за первые три квартала 2008 года, правительственные чиновники не слишком рассчитывают на финансовые институты в сфере борьбы с экономическим кризисом. Фактически они устранили банки из этой борьбы. Вероятно, правительство удовлетворилось тем фактом, что ему не придется, по крайней мере, заниматься спасением финансовых институтов, как это делают США и европейские страны. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган сообщил, что правительство подготовило антикризисный пакет, чтобы помочь компаниям реального сектора экономики пережить самые трудные времена. Финансирование этой программы правительство планирует обеспечить за счет средств, которые рассчитывает получить от международных организаций - Мирового банка, Исламского банка развития, Европейского инвестиционного банка (EIB) и ЕБРР - по низким ставкам и на приемлемых условиях.

В первую очередь правительство стремится ограничить рост безработицы и с этой целью в 2009 году предоставит несколько миллиардов лир предприятиям малого и среднего бизнеса (SME). Заем от ЕБРР в сумме до S250 млн. предназначен для поддержки пищевой промышленности и энергетики. Фонды EIB планируется использовать для помощи крупным корпорациям и тем компаниям SME, которые окажутся наиболее уязвимыми. По словам представителей EIB, банк готов выделить Турции заем в €2.2 млрд., но может увеличить эту сумму, если стране потребуются деньги на реализацию специальных проектов. Фактически кредит может быть доведен до €3 млрд, с тем чтобы дополнительные €1 млрд. были использованы для кредитования SME. Кроме того, Турция получит J150 млн. от Мирового банка, причем, в 2009 году эта сумма может быть утроена.

Правительство уже объявило, что ассигновало 350 млн. лир для займов SME по нулевой ставке. Эти кредиты должны быть возвращены в течение 2 месяцев, причем, в первые три месяца их можно не выплачивать. Также предприняты меры для стимулирования роста рабочих мест: за каждого нанятого работника компания получит 2 тыс. лир. Главное же, обсуждается возможность отмены налога на доходы, полученные турецкими гражданами и организациями за рубежом, что обеспечит дополнительный приток денег в Турцию, и налога на биржевые операции с ценными бумагами для турецких инвесторов. Планируется также поощрять слияния компаний, столкнувшихся с финансовыми проблемами, с более успешными фирмами: для таких объединений предусматриваются налоговые льготы сроком на 1 или 2 года.

Зашевелились и другие организации. Турецкий союз торговых палат и товарных бирж (Turkish Union of Chambers  and  Commodity Exchanges - TOBB) объявил, что в сотрудничестве с Halkbank создает фонд на сумму 1.5 млрд. лир, из которого будет кредитовать SME по низким процентным ставкам. По условиям договора, ТОВВ внесет в этот фонд 100 млн. лир, a Halkbank -остальные 1.4 млрд. Эти кредиты предназначены именно для  мелких компаний, и 240 турецких торговых и промышленных палат уже согласились, чтобы их члены получали такие займы. В свою очередь, Торговая палата (ITO) и муниципальные власти Стамбула начали предпринимать собственные меры по борьбе с надвигающимся кризисом. Они убедили владельцев около 14 тыс. компаний предлагать покупателям дисконты, чтобы активизировать резко сократившееся потребление. Эти скидки будут действовать до конца текущего года, причем, компании - участницы акции выставят в окнах своих магазинов плакаты: «Сегодня - лучший день для покупок!».

Однако наиболее масштабные планы связаны с кредитом МВФ. Переговоры пока продолжаются: МВФ требует, чтобы правительство снизило прогнозные показатели экономического роста в 2008-2009 годах и соответственно ограничило государственные расходы, а турецкие власти утверждают, что кризис невозможно предотвратить, не вливая в рынки государственные средства. МВФ уже согласился выделить Турции $40 млрд., но полного согласия стороны пока не достигли.

Таким образом, в результате реализации разработанной правительством Турции широкомасштабной программы реструктуризации банковской отрасли страны удалось добиться следующих результатов:

  •  Национальный банковский сектор стал более прозрачным и встал на путь консолидации;
  •  Роль государственных банков и национализированных банков в управлении фонда страхования вкладов (TMSF) в структуре банковской системы Турции существенно сократилась;
  •  Финансовый риск турецкого банковского сектора был уменьшен до управляемых пределов;
  •  Укрепилась структура капитала национальных банков;
  •  Показатели прибыльности турецких банков значительно улучшились;
  •  Возобновился подъем в турецком банковском секторе.

Итак, модернизация банковского сектора еще не закончена, и реформа банковского сектора является приоритетным направлением политики правительства страны. В Турции большинство основных правовых норм сейчас модернизированы или модернизируются и приводятся в соответствие с законодательством ЕС, что связано со скорым вступлением Турции в ЕС.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
1574. Активы и пассивы банковского сектора России 146.96 KB
  Основными показателями уровня обслуживания являются доступность качество надежность функциональность. Совершенствование обслуживания может позволить промышленному или торговому предприятию увеличить причем иногда в значительной степени привлекательность продукции которую оно предлагает на рынке. Недостаточный уровень обслуживания независимо от того осуществляется ли оно производителем или кем то другим облегчает проникновение новых конкурентов при оценке продукции которых принимаются во внимание не только цены и...
17056. Кредиты вне банковского сектора: рационирование или выбор заемщика 43.43 KB
  Отличительной чертой данного сектора является то что чаще всего кредитор не привлекает заемные средства а использует собственные сбережения5. Например проведенное в Канаде исследование показало что домохозяйства прибегают к следующим способам привлечения дополнительных средств необходимых в текущем периоде: 28 домохозяйств занимают у родных и знакомых 26 сокращают текущее потребление 10 используют кредитные карты либо берут аванс 7 - используют средства в пределах кредитной линии или овердрафта а 32 выбирают другие способы такие...
16496. Влияние банковского предложения кредитов на инвестиции в запасы 15.98 KB
  Волантильность материальных запасов существенна в бизнес цикле особо в период спада. Роль запасов - сгладить производство и избегать дефицита запасов. В целом одна из самых главных задач управления - иметь оптимальный уровень материальных запасов. Поэтому очень важно понимать источник изменчивости запасов.
16546. Кредитование реального сектора экономики Азербайджана в условиях глобального финансово-экономического кризиса 14.59 KB
  Анализируя темпы роста банковского кредитования следует отметить что четвертый квартал 2008 г. В целом за этот год общий объем кредитных вложений коммерческих банков страны повысился на 553 что на 207 ниже чем в 2007 г.3 Следует отметить что своевременно принятые банковскими властями Азербайджана упреждающие меры позволили минимизировать негативное влияние...
19889. Влияние внешнего сектора на развитие экономики Малайзии 4.07 MB
  Имеются крупные запасы нефти, олова, вольфрамовой руды, бокситов, меди, железа. Кроме того, есть небольшие месторождения бурого угля, титана, марганца, сурьмы, золота, фосфоритов. Большая асть нефтяных запасов сосредоточена на шельфе штата Сабах. Месторождения олова, находятся главным образом на западе полуостровной части страны и протягиваются полосой от границы с Таиландом до Сингапура.
16458. Влияние компаний сырьевого сектора и их кластеров на конкурентоспособность экономики Российской Федерации 17.09 KB
  В сырьевом секторе экономики Российской Федерации существуют многочисленные конкурентоспособные компании взаимодействующие между собой и образующие кластеры. Подробное изучение опыта конкретных успешных фирм позволило выявить следующие основные конкурентные преимущества российских компаний сырьевого сектора и их роль в обеспечении национальной конкурентоспособности см. Таблица 1 Конкурентные преимущества и роль в обеспечении...
16291. Влияние глобализации на последствия мирового финансово-экономического кризиса 15.09 KB
  Медведев в своем выступлении на Конференции по мировой политике проведенной во Франции 8 октября 2008 года подчеркивает что надо максимального использовать кризис чтобы очиститься и удлинить максимизировать период роста наших экономик а так же утверждает что важным условием успешного развития является понимание многополярности мира и сложностей глобализации. Одна из статей “Finncil times†говорит о том что финансовый кризис проверяет живучесть глобализации и Мартин Вульф автор статьи утверждает что сегодняшний кризис...
16185. Влияние глобализации на последствия мирового финансово-экономического кризиса 21.02 KB
  Медведев в своем выступлении на Конференции по мировой политике проведенной во Франции 8 октября 2008 года подчеркивает что надо максимального использовать кризис чтобы очиститься и удлинить максимизировать период роста наших экономик а так же утверждает что важным условием успешного развития является понимание многополярности мира и сложностей глобализации. Одна из статей “Finncil times†говорит о том что финансовый кризис проверяет живучесть глобализации и Мартин Вульф автор статьи утверждает что сегодняшний кризис...
6943. Сущность банковского регулирования и банковского надзора 13.38 KB
  Необходимость и содержание банковского регулирования и надзора. Соотношение понятий банковского регулирования и надзора Система регулирования банковской деятельности. Необходимость и содержание банковского регулирования и надзора.
16986. Региональное бюджетное финансирование социальной сферы в субъектах СЗФО в период 2006 – 2011 гг.: влияние экономического кризиса 7.98 KB
  Поэтому социальные расходы образование здравоохранение социальная политика составляют значительную часть общих расходов бюджета любого субъекта РФ. Структура расходов регионального бюджета представлена функциональной классификацией в которой расходы на социальные сферы выделены отдельными разделами образование здравоохранение социальная политика. По каждому из подразделов выделяются пять основных направлений расходов: оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда расходы на услуги расходы на увеличение стоимости основных...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.