Реализация права на образование: пределы законодательного обеспечения

ru Реализация права на образование: пределы законодательного обеспечения Задача законодательства состоит в том числе в том чтобы нормативно обеспечить реализацию гарантированного гражданам Основным законом страны права на образование не допускать или по крайней мере минимизировать возможности его нарушения. Однако складывается ситуация что нередко в противовес сказанному законодательство испытывая на себе влияние обстоятельств экономического политического организационного и иного характера исходит не из приоритета права на...

2015-09-03

10.88 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE   \* MERGEFORMAT 2

Пуляева Е.В., к.ю.н., ст. научный сотрудник

Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

E-mail: Elena.pulyaewa@yandex.ru

Реализация права на образование: пределы законодательного обеспечения

Задача законодательства состоит в том числе в том, чтобы нормативно обеспечить реализацию, гарантированного гражданам Основным законом страны, права на образование, не допускать или, по крайней мере, минимизировать возможности его нарушения. Однако складывается ситуация, что нередко в противовес сказанному, законодательство, испытывая на себе влияние обстоятельств экономического, политического, организационного и иного характера, исходит не из приоритета права на образование и человека, как его носителя, а ставит в зависимость возможность его реализации от юридико-технических, организационных, административно-управленческих и тому подобных факторов.

Если проанализировать законодательство РФ об образовании, то можно выявить очень четкую взаимосвязь между результатами профессиональной деятельности педагога, которые являются основанием для присвоения квалификационных категорий, выплат стимулирующего характера и результатами успеваемости обучающихся, воспитуемых1. Не следует забывать, что процесс обучения не носит материальный характер, не имеет овеществленного результата, зависит от множества факторов субъективного порядка – способности, готовности обучающегося приобретать знания, умения и навыки и, что не маловажно исходного уровня подготовки обучаемого. Следует с акцентировать внимание на том, что педагогический процесс это есть как обучение, так и воспитание.

Все это оценить объективно в совокупности достаточно проблематично и, в общем-то, есть ли в этом задача права и законодательства? Тем не менее, устанавливая такую зависимость между оценкой педагогической деятельности и результатами успеваемости обучающихся, законодательство, таким образом, обусловливает заинтересованность педагогических кадров в высоких показателях своей деятельности. Между тем, аттестация педагогических кадров является одной из наиболее подверженных коррупционному воздействию процедур, непосредственным образом обеспечивающая качество образования и определяющая статус педагога. Отсутствие четкости и ясности механизма ее проведения обусловливает стремление педагогических работников, с одной стороны, гарантировать положительный результат, создать максимально благоприятные условия аттестации. С другой стороны – аттестующие, используют сложившуюся неопределенность правового положения аттестуемых, объектов аттестации, форм их оценки не в интересах образования. Предметом аттестации должна являться организация и содержание образовательного процесса.

Между тем, форма реализации нормативных предписаний в сфере образования отличается вариативностью. Однако, в зависимости от этого способен меняться и результат.

Здесь уместно вспомнить в качестве одного из важнейших постулатов социологический тезис о том, что в случае нарушения метода полученный результат не может являться истинным и искажает объективную реальность2.

Избирая метод правового воздействия, следует учитывать способность человека выполнить нормативное предписание, в противном случае оно не будет эффективным. В том случае, когда механизм в силу своей трудоемкости не реализуем, появляются альтернативные варианты, отступающие от первоначального замысла.

Вариативность реализации форм нормативных предписаний отчасти обусловлена неурегулированностью многих процедурных аспектов, между тем именно они обеспечивают реализацию прав граждан в сфере образования и, прежде всего, должны являться предметом регулирования закона (процессуальные вопросы итоговой аттестации выпускников, апелляция, соотношение льгот и преимуществ при поступлении в средние профессиональные и высшие профессиональные учебные заведения и результатов единого государственного экзамена). Требуют законодательного урегулирования соотношение преимущественного права на поступление в средние профессиональные и высшие профессиональные учебные заведения и результатов единого государственного экзамена, определение преимущественного права через описание условий его реализации.

Говоря о процедурных гарантиях, следует отметить, что начинают преобладать технико-юридические нормы. Наиболее тесной взаимосвязи норм технико-юридического характера предстоит проявиться с нормами процессуального характера, обеспечивающими гарантии прав граждан при осуществлении отдельных процедур в рамках образования, поскольку процесс передачи знаний начинает носить все более технологичный характер. Это подтверждает сдача итоговых экзаменов в школе, дистанционное образование. Появляется зависимость образования от  способностей технологии, от их способностей дать оценку знаниям. Ведь слишком много формальных оснований для признания ответов на поставленные вопросы неверными в рамках аттестации.

На сегодняшний день процедуры проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ и апелляции отличаются скрытостью их проведения. Между тем, такая непрозрачность, не четкость процедуры порождает желание, с одной стороны, заинтересованных лиц гарантировать желаемый результат, с другой стороны - использовать сложившиеся в механизме неясности с корыстной целью.

В законодательной регламентации нуждается правовой статус конфликтной комиссии, поскольку ее деятельность состоит в рассмотрении и разрешении спорной ситуации между обучающимся и образовательной организацией, органом управления образованием, органом, составлявшим задание стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов); права участников ЕГЭ при подаче и рассмотрении апелляции.

Право на апелляцию (основания для обжалования) поставлено в зависимость от технологических возможностей специальных аппаратно-программных средств. Тогда как, способ проверки должен обеспечивать объективность ее результата и не являться обстоятельством, ограничивающим право участника ЕГЭ. Процедура проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ, компетенция регионального центра обработки информации (РЦОИ) нуждаются в нормативном урегулировании, поскольку существующий процент погрешности результата в совокупности с не соблюдением правил проверки работ участников ЕГЭ не позволяет объективно оценить качество подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования и нарушает право обучающегося на образование.

Однако, усиление административно-правовых начал в процедурной стороне управления образовательным процессом приводит к увеличению объема функций органов исполнительной власти в сфере образования, образовательных учреждений, что не всегда согласуется в функциональной способностью указанных субъектов, наличием необходимого инструментария, что особенно остро сказывается на сфере лицензирования и аккредитации. Усложняются контрольные механизмы. Вместе с тем, сложность деятельности, введение многофакторной системы оценок не позволит реализовать предложенный механизм на практике. Отсюда, форма реализации предписания может отличаться, не достигать целевой установки. Когда же существуют подобные трансформации в процессе реализации, коррупционный фактор лишь только возрастает.  Законодатель же исходит из целесообразности существования двух процедурных форм-гарантий качества образовательного процесса, выражающихся в предоставлении и подтверждении права на ведение образовательной деятельности по определенным образовательным программам – это лицензирование и аккредитация. Однако, механизм взаимосвязи данных институтов крайне фрагментарен и не последователен.

Как нам представляется, главной задачей, которая видится в этой связи, является внимание законодателя к взаимоотношениям обучающегося и образовательного учреждения, процедурных механизмов реализации прав граждан, учитывающих способность субъектов к их реализации.

1 Результаты профессиональной деятельности педагога являются предметом оценки в рамках аттестации. Так, например, первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.

2 См.: Социология права в Германии: Сб. научных трудов / РАН ИНИОН / Отв. ред. Е.В. Алферова. – М., 2008.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
7662. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА 37.72 KB
  Право на социального обеспечения закреплено в ст. В современный период право социального обеспечения динамично развивается на основе новых концепций и принципов охватывает области отношений которые ранее находились за рамками правовой регламентации. Государство создает систему социального обеспечения участвует в финансировании пенсий пособий компенсаций медицинских и других социальных услуг.
2430. Реализация права 12.46 KB
  Реализация права – это претворение права в жизнь реальное воплощение правовых норм в фактическом поведении субъектов. Формы реализации права – в зависимости от вида правовых норм различаются 3 формы реализации права: Использование – форма реализации права при которой субъект использует возможности представляемые ему правовой нормой то есть лицо вправе использовать или не использовать предоставляемые ему законом права поступление в ВУЗ. Реализация управомочивающих норм – совершение субъектом по своему усмотрению действий на которые...
11326. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА) 1.19 MB
  Развитие технологий в современном мире не только позволяет человечеству решать множество проблем его прогрессивной эволюции, но одновременно с этим порождает новые вызовы и угрозы в области виртуального кибернетического пространства, которое в большинстве случаев исследователи называют информационным.
6144. Реализация и толкование права 20.76 KB
  Реализация и толкование права Понятие реализации права. Формы реализации права. Применение права. Виды применения права.
17990. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА, КАК ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 75.15 KB
  Сформулировать проблемы реализации права ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье; рассмотреть статус органов опеки и попечительства; изучить права и обязанности опекунов и попечителей изучить судебное и внесудебное разрешение споров, связанных реализацией права опеки и попечительства, как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей...
19418. Образование Советского государства и создание основ советского права (октябрь 1917 – 1918 гг.) 22.48 KB
  Декрет о земле национализировал землю, т. е. установил, что вся земля переходит в монопольную собственность государства. Помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли с постройками и всем живым и мертвым инвентарем передавались в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов
21598. Права и обязанности страхователя в системе обязательного пенсионного обеспечения 74.99 KB
  В Российской Федерации очень много пенсионеров и на первый взгляд все они достойны безмятежной и богатой старости но финансовые проблемы России не позволяют обеспечить им это а для регулирования этого вопроса и нужно страхователи. Нормативные акты в системе обязательного пенсионного страхования и основные правовые категории Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется большим количеством законодательных и нормативных актов. К числу законодательных и нормативных актов регламентирующих отношения в сфере пенсионного страхования...
15091. Особенности конституционного обеспечения права на свободу передвижения человека и гражданина в Российской Федерации 39.79 KB
  Становление права на свободу передвижения. Право на свободу передвижения в современной России. Особенности конституционного обеспечения права на свободу передвижения человека и гражданина в Российской Федерации. Право на свободу передвижения – основное право и свобода человека и гражданина.
1388. Разработка и реализация программного обеспечения ориентированного на определение вероятностных характеристик надежности элементов по наблюдениям вероятностных характеристик надежности всей системы 356.02 KB
  Естественным подходом, эффективно применяемым при исследовании СС, является использование логико-вероятностных методов. Классический логико-вероятностный метод предназначен для исследования характеристик надёжности структурно-сложных систем
14163. Предмет, пределы и субъекты доказывания 31.94 KB
  Такой модельный перечень обстоятельств составляющих предмет доказывания конкретизируется в соответствии с уголовноправовой квалификацией преступления а также дополняется с учетом положений иных норм уголовнопроцессуального законодательства. Некоторые процессуалисты выделяют в предмете доказывания главный факт доказательственные промежуточные и вспомогательные факты. Представляется необходимым поддержать мнение тех ученых которые отрицают само понятие главного факта так как все обстоятельства включаемые в предмет доказывания...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.