Конфликт геополитических и экономических интересов государств в контексте проблемы глобального потепления

Основные издержки по противодействию климатическим изменениям падают в настоящее время на развитые страны. Страны с переходной экономикой могут также пользоваться преимуществами Проектов совместного осуществления ПСО. Развивающиеся страны получают инвестиции преимущественно по Механизму чистого развития МЧР. При этом развивающиеся страны получая огромные средства не несут обязательств и соответственно затрат по Протоколу.

2015-09-03

12.13 KB

1 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Макаров Игорь Алексеевич

Орловский государственный университет, Орел

Конфликт геополитических и экономических интересов государств в контексте проблемы глобального потепления

Проблеме глобальных изменений климата с каждым годом уделяется все большее внимание. Это объясняется, во-первых, возрастающей обеспокоенностью последствиями глобального потепления для человечества, а во-вторых – тем, что запущенная в последние десятилетия система мер по противодействию климатическим изменениям вышла за пределы экологической проблематики и приобрела политический и экономический характер.

В этой системе каждое государство руководствуется как общечеловеческими, так и национальными интересами. Роль последних часто первостепенна, но в международных политических дебатах она обычно искусственно затушевывается, так как национальные интересы разных стран нередко вступают в конфликт. В связи с этим необходим научный анализ связанных с глобальным потеплением выгод и издержек разных стран, который позволит вскрыть их национальные интересы в системе международного климатического регулирования.

Для этого рассмотрим последствия климатических изменений для стран в кратко-, средне-, долго- и сверхдолгосрочном периодах. Границы периодов проведем по основным датам, указанным в климатических и экономико-политических прогнозах Международной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК).

1. Краткосрочный период – период до 2012 г. Это время действия современных климатических соглашений. Преимущественное влияние на мировую экономику оказывает не глобальное потепление само по себе, а меры по противодействию ему, основы которых были заложены Рамочной конвенцией об изменении климата и Киотским протоколом. Последствия климатических изменений для стран имеют преимущественно экономический характер, определяются условиями участия в современной системе климатического регулирования.

Основные издержки по противодействию климатическим изменениям падают в настоящее время на развитые страны. Государства с переходной экономикой, хотя и несут обязательства по Киотскому протоколу, фактически являются бенефициарами современных мер по противодействию глобальному потеплению, так как экономический спад 1990-х гг. привел в этих странах к снижению выбросов, намного превосходящему установленные Протоколом нормы. В итоге у стран с переходной экономикой появляется возможность продажи невыбранной квоты, чем уже активно пользуются Украина, Венгрия, Польша и Латвия [6] и пока, в связи с чрезвычайно медленным запуском климатических механизмов, не пользуется Россия.

Страны с переходной экономикой могут также пользоваться преимуществами Проектов совместного осуществления (ПСО). Постоянно растущий оборот рынка ПСО в 2008 г. составил около 800 млн. евро [2]. В 2009 г. на ведущие роли на рынке ПСО выдвинулись Украина, Румыния и Польша [6]. В перспективе, при условии преодоления бюрократических барьеров, лидером на этом рынке может стать Россия.

Развивающиеся страны получают инвестиции преимущественно по Механизму чистого развития (МЧР). В 2008 г. оборот рынка МЧР составил 24 млрд. евро [2]. Безусловным лидером в 2008 г. был Китай, в 2009 г. его потеснила Индия [6]. При этом развивающиеся страны, получая огромные средства, не несут обязательств, и, соответственно, затрат по Протоколу. Это делает их главными выгодополучателями существующей системы мер по противодействию глобальному потеплению.

2. Среднесрочный период – до 2020-2025 гг. Это предполагаемое время действия нового соглашения, которое будет подписано в декабре 2009 г. в Копенгагене. Последствия климатических изменений для стран будут иметь экономический и частично геополитический характер, определяться степенью соответствия интересам страны новой системы глобального климатического регулирования.

Распределение глобальных выгод и издержек в рамках данного периода в существенной мере будет зависеть от деталей грядущего Копенгагенского соглашения. Однако можно предположить, что наибольшие издержки в рамках рассматриваемого периода понесут:

1. Развитые страны. Их обязательства по новому соглашению возрастут, даже несмотря на то, что эффективно выстроенный рынок квот на выбросы позволит снизить этот ущерб до минимума.

2. Развивающиеся страны, которые присоединятся к международной климатической программе. Китай и Индия, которые развивались экологически экстенсивно в течение последних десятилетий и увеличили выбросы по сравнению с 1990 г. на 150% и 103%, теперь могут столкнуться с требованиями ограничения эмиссии, что приведет, возможно, к некоторому замедлению экономического роста.

Главным бенефициарами Копенгагенского соглашения станут страны Третьего мира, которые продолжат получать инвестиции по МЧР, а также «лесные страны» (в первую очередь Бразилия и Россия), у которых в случае закрепления в Копенгагене Марракешских соглашений откроются новые возможности для проектов совместного осуществления. В России в настоящее время такие возможности не позволяет использовать слабое развитие институциональной инфраструктуры.

3. Долгосрочный период – до 2050 г. К этому времени ожидается завершение энергетического прорыва к возобновляемым источникам энергии и окончательный переход мировой экономики к энергосберегающей модели. В то же время, экологические последствия климатических изменений по оценкам МГЭИК впервые станут ощущаться в планетарном масштабе. Последствия для стран будут иметь геополитический и частично экологический характер и определяться преимущественно степенью адаптации страны к новой энергосберегающей экономико-политической системе, а также географическим положением.

Главными проигравшими от энергетического прорыва выступят нефтедобывающие страны Ближнего Востока, моноспециализация которых на традиционных источниках энергии наиболее очевидна [5]. Развитые страны Запада упрочат свое лидерство за счет доминирования в новых отраслях энергетики. Географический разрыв между основными ареалами добычи источников энергии и основными ареалами ее потребления будет преодолен, что значительно усилит диспропорции между развитыми странами и Третьим миром.

Россия также серьезно пострадает от снижения значимости нефти. Влияние же на нашу страну глобального потепления противоречиво. Возможность использования северного морского пути кардинально улучшит транспортно-географическое положение России и откроет перспективы хозяйственного освоения полярных районов. В то же время, таяние вечной мерзлоты может превратиться в катастрофу для полярных городов, а рост температурных амплитуд, который будет сопровождать глобальное потепление, затруднит развитие и Восточной, и Западной Сибири.

Странами, которые в наибольшей степени пострадают от глобального потепления в рассматриваемом временном периоде, являются следующие:

1. Малые островные и прочие государства, перед которыми встанет угроза затопления. Самая низкая страна в мире – Мальдивы – будет почти полностью затоплена уже в ближайшие десятилетия. Руководство государства уже формирует специальной фонд для покупки земель в целях переселения граждан с островов [7].

2. Государства Африки, которые будут страдать от аридизации климата и связанными с ней проблемами в снабжении продовольствием и питьевой водой. Так, второй по величине город Кении Момбаса может в скором времен исчезнуть из-за нехватки воды в связи с таянием ледников Килиманджаро, которые питают единственную текущую в город реку [3].

3. Страны, имеющие моноспециализацию на туризме, в которых аридизация климата приведет к упадку туристских дестинаций. К этой группе относятся в первую очередь малые островные государства Карибского региона и Индийского океана и туристические страны Средиземноморья, особенно Мальта, Кипр и Тунис [4].

4. Сверхдолгосрочный период – до 2100 г. и далее. К этому времени глобальное потепление (исходя из прогнозов МГЭИК и из предпосылки, что человечество не найдет более эффективных методов противодействия ему) будет ощущаться в планетарном масштабе и станет определяющим фактором в мировых социально-экономических процессах. Последствия для всех стран будут иметь преимущественно экологический характер и определяться географическим положением страны.

Согласно позиции МГЭИК, эти последствия могут быть катастрофическими, что связано не столько с ростом средней температуры Земли, сколько с разбалансировкой всей климатической системы планеты, которая повлечет за собой рост числа стихийных бедствий и непредсказуемые изменения ландшафтов. В таком случае следует признать правоту слов Директора института водных проблем РАН В.Данилова-Данильяна: «В мире нет ни одной страны, которая в экономически обозримом будущем непосредственно выиграла бы от глобального потепления и, тем более, от разбалансировки климатической системы» [1].

В случае если глобальное потепление не будет иметь планетарного масштаба, либо меры по противодействию ему окажутся успешными, последствия для стран будут такими же, как и в долгосрочном периоде.

Проведенный анализ экономических и геополитических выгод и издержек, связанных с глобальным потеплением, для разных стран обнаруживает интересную закономерность. Со временем развивающиеся страны превращаются из главных выгодополучателей в главных пострадавших. Наоборот, развитые страны, несущие в настоящее время наибольшие издержки по борьбе с глобальным потеплением, получат наибольшие выгоды в долгосрочной перспективе. При этом если глобальное потепление не удастся ни предотвратить, ни смягчить, одинаково катастрофические последствия ждут все страны мира, однако в случае предотвращения катастрофических климатических изменений развитые страны закрепят свое доминирующее положение.

Россия является одним из главных потенциальных выгодополучателей в рамках существующей системы мер по противодействию климатическим изменениям; она наверняка останется им и в среднесрочной перспективе. В то же время, в настоящий момент Россия не извлекает никаких выгод из существующей системы климатического регулирования по причине отсутствия климатической стратегии и, как следствие, непоследовательности и пассивности климатической политики.

Основная литература

  1.  Данилов-Данильян, В.И. Киотский протокол: критика критики: http://www.rusrec.ru/kyoto/articles/art_climate_critics.htm
  2.  Юлкин, М.А. Россия и углеродный рынок // Мировая энергетика, № 02 (61), 2009: http://www.worldenergy.ru/doc_20_57_3005.html
  3.  Christian Aid. The climate of poverty: facts, fears and hope. – 2006: http://www.christianaid.org.uk/Images/climate-of-poverty.pdf
  4.  Ehmer, P., Heymann, E. Climate change and tourism: where will the journey lead? – 2008: http://www.dbresearch.com/prod/dbr_internet_en-prod/prod0000000000222943.pdf
  5.  National Intelligence Council of the USA. Global Trends 2025: A Transformed World. –2008: http://www.dni.gov/nic/PDF_2025/ 2025_Global_Trends_Final_Report.pdf
  6.  Official Site of Chicago Climate Exchange: http://www.chicagoclimatex.com
  7.  Ramesh, R. Paradise almost lost: Maldives seek to buy a new homeland // The Guardian, 10 November 2008.

4



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
7408. КАВКАЗ В СФЕРЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СТРАН ЗАПАДА 83.61 KB
  Частые фактографические, чем краеведческие вопросы, относящиеся к данной тематике, возводились в статус «концептуальных», «теоретических». Стилистическая форма, в которую облекались исторические писания, стала глубоко знаковой областью, своеобразной проверкой историка на лояльность к «марксизму» и к партийно-идеологическим установкам. Так делали историю «настоящей» наукой и преодолевали буржуазные традиции
16751. Системы согласования экономических интересов и границы государства 10.24 KB
  Дискуссии о наиболее эффективной экономической системе роли отдельного индивида государства в этой системе в своих истоках восходят к разным трактовкам такого базового понятия как человеческая деятельность а вместе с ним и понятия человеческий интерес который является побуждающим мотивом для человеческой деятельности. Рассуждения об экономических системах границах государственного регулирования этих систем должны исходить не из субъективных убеждений...
16446. .А. Барбашин доктор экономических наук профессор декан факультета экономики и права Курской государств. 6.59 KB
  Подчеркнем что основой для появления новых принципов и механизмов в том числе и правовых взаимодействия органов государственной власти с организациями и гражданами в условиях построения информационного общества а также совершенствование информационного законодательства гарантирующего реализацию конституционных прав граждан на информацию и на доступ к ней является Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года1. Поэтому необходимо уже в...
16544. ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И СОГЛАСОВАННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 17.17 KB
  Начиная со второй половины XX в. В связи с этим большое значение приобретают теоретические и методические аспекты оценки инвестиционной привлекательности и согласованности экономических интересов в стратегическом управлении организацией. Современные методики оценки инвестиционной привлекательности организации и применяемый инструментарий слабо ориентированы на то чтобы отразить допустимые для внешнего инвестора...
16882. Социально-экономические проблемы развития ресурсного потенциала Республики Саха (Якутия) в контексте ноосферной парадигмы 9.58 KB
  Вернадский Этот тезис может быть положен в основу разработки значительной части мировых запасов полезных ископаемых в особенности угля нефти и природного газа расположенных в районах Крайнего Севера и Арктики. В связи с этим выявление дополнительных территорий нуждающихся в охране и недопущении зон экологического бедствия а также создание новых подходов к природопользованию в районах Крайнего Севера и Арктики все чаще выносятся на повестку дня мировым сообществом. Этот вывод напрямую касается и такой северной страны как Россия...
16789. Проблемы эффективного использования ресурсов в региональных экономических системах 16.59 KB
  В настоящее время актуальной является задача эффективного использования различных ресурсов в рамках развития региональных экономических систем которые с одной стороны характеризуют естественный и созданный экономический потенциал территории с другой – эффективность управления в служившихся условиях. В связи с этим исключительно большое значение приобретает анализ и обобщение наработок сделанных учеными в теории регионального развития. Обычно...
6372. Проблемы страхования и пути решения социальных и экономических задач 45.11 KB
  Анализ Внебюджетных фондов на примере Медицинского страхования. Медицинского страхования для граждан РФ. Сравнение Медицинского страхования в РФ и за границей на примере США. Проблемы страхования и пути решения социальных и экономических задач.
4235. Понятие «конфликт» в социологической теории 12.78 KB
  Так например по мнению немецкого социолога Рольфа Дарендорфа конфликт есть оборотная сторона всякой интеграции и потому он неизбежен. В отличие от марксистской теории конфликтологическая парадигма исходит из того что в современном демократическом обществе возникает великое множество локальных социальных конфликтов между различными группами. Разнонаправленность этих конфликтов позволяет сохранять относительную стабильность в обществе т.
17022. Роль качества в условиях глобального рынка 10.44 KB
  Улучшение качества жизни во всем мире в значительной степени является результатом этих интеграционных процессов. Однако подобные системы решали главным образом организационные вопросы и не влияли на технические показатели качества. Существенной чертой современного глобального общества является невиданная ранее свобода в выборе товаров и услуг то есть к расширению потребностей человеческого общества что неизбежно приводит к росту роли качества в развитии мировой цивилизации.
16270. Перераспределение ресурсов как условие дальнейшего глобального экономического развития 63.19 KB
  Поскольку результатом использования ресурсов является ВВП то включим в состав модели показатель ВВП по ППС. Первая группа: ВВП по ППС свыше 1 трлн. км Вторая группа: ВВП по ППС свыше 05 трлн. Такие страны как Германия Великобритания Франция Италия Испания Южная Корея являются топ странами по одному показателю - ВВП по ППС.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.