Развитие российских регионов: роль ресурсообеспеченности и зависимости от федеральных трансфертов. Подвержена ли Россия «ресурсному проклятию»

Роль ресурсообеспеченности и зависимости от федеральных трансфертов. Как показатели зависимости от федеральных трансфертов мы используем объёмы безвозмездных поступлений в бюджеты субъектов федерации отнесённые к ВРП или на душу населения. Переменная зависимости от федеральных трансфертов отрицательно влияет на экономический рост в регионах. и переменными зависимости от федеральных трансфертов и экспорта энергоресурсов.

2015-09-03

15.71 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Мишура А.В.

Новосибирский государственный университет

Новосибирск

Развитие российских регионов: роль ресурсообеспеченности и зависимости от федеральных трансфертов. Подвержена ли Россия «ресурсному проклятию»?

Введение

В работе на основе данных по регионам России предпринята попытка увидеть стороны «ресурсного проклятия», которые в какой-то мере реализуются на региональном уровне. Используются данные Росстата, а так же несколько дополнительных источников.

В качестве основных показателей ресурсозависимости использовалось отношение экспорта топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) к ВРП региона (по ППС) или на душу населения. Ресурсозависимыми оказались регионы, не только добывающие ТЭР на своей территории, но и реэкпортирующие их из других регионов. Хотя природное богатство региона лучше отражают показатели добычи или запасов ресурсов, именно валютные поступления от экспорта «точечных» ресурсов, а не ресурсы сами по себе, во многом  влияют на развитие «проклятых» экономик.

Дополнительным каналом распространения «проклятия» в России может быть безвозмездная финансовая помощь центра субъектам федерации. Безвозмездно получаемые поступления могут влиять на поведение экономических агентов аналогично рентным доходам. Как показатели зависимости от федеральных трансфертов мы используем объёмы безвозмездных поступлений в бюджеты субъектов федерации, отнесённые к ВРП или на душу населения.

Ресурсозависимость и экономический рост

Общеизвестно, что ресурсно-экспортный потенциал регионов оказывал сильное положительное влияние на рост производства с 1999г. В регрессии роста для 77 регионов России оказалось, что средний темп роста ВРП на душу населения в 1999-2007гг. статистически значимо зависит от следующих факторов:

  •  ВРП на душу населения в 1998 г.
  •  ресурсозависимость региона как среднее отношение экспорта ТЭР к ВРП или на душу населения в 1999-2007 гг.
  •  зависимость экономики региона от федеральной помощи как объёмы безвозмездных поступлений в бюджеты субъектов федерации, отнесённые к ВРП  в 1999-2007 гг.
  •  уровень развития системы высшего образования как число студентов ВУЗов на 10000 человек в 1995 г.
  •  средняя доля инвестиций в основной капитал в ВРП в 1999-2007 гг.
  •  индекс демократичности из программы «Социальный атлас российских регионов».
  •  поступления всех налогов и сборов в бюджетную систему страны, отнесённые к ВРП. Этот показатель отражает бюджетную нагрузку всех уровней на экономику региона.  

Переменная ресурсозависмости положительно влияет на экономический рост в этот период. С этой точки зрения проблемы «ресурсного проклятия» в России в краткосрочном периоде не существует. Переменная зависимости от федеральных трансфертов отрицательно влияет на экономический рост в регионах.

Признаки «голландской болезни» в регионах России

Исследовалась зависимость между темпами роста обрабатывающей промышленности в 2000-2007гг. и переменными зависимости от федеральных трансфертов и экспорта энергоресурсов. Для большинства регионов ресурсозависимость не угнетает рост обрабатывающей промышленности, а федеральные трансферты также не оказывают значимого влияния на темпы роста обрабатывающих производств. Также нет значимой связи между изменениями структуры ВРП и ресурсно-экспортным фактором и зависимостью от федеральных трансфертов.

Согласно концепции «голландской болезни» приток средств в экономику должен приводить к относительному росту цен неторгуемых товаров. В качестве цен неторгуемых товаров рассматриваем цены жилья, а цен торгуемых товаров – цены фиксированного потребительского набора. Оценивалась зависимость отношения данных цен от ресурсного фактора и федеральных трансфертов при контроле на уровень дохода. Результаты показывают, что относительные цены жилья никак не связаны с ресурсозависмостью, а от уровня федеральных трансфертов зависят отрицательно.

Если рассматривать изменение относительных цен в изучаемый период, то видно, что в ресурсозависимых регионах и регионах, получающих большие объёмы трансфертов, цены на жильё относительно потребительских товаров росли не быстрее, чем в прочих регионах, зато быстрее росли цены непродовольственных потребительских товаров, которые никак нельзя назвать неторгуемыми. Эффект роста цен на неторгуемые товары вследствие «голландской болезни» в России не наблюдается.

Ресурсозависимость и качество институтов

Поступления рентных доходов могут приводить к «погоне за рентой» и ухудшать качество институтов. В России наблюдаются рост прямого государственного контроля за ресурсами и тенденция использовать рентные доходы для обогащения и укрепления положения элиты, что может тормозить развитие благоприятных для роста институтов.

Использование ренты лидерами государства для усиления своей власти может привести к экспансии бюрократии. Суть вопроса в эффективности деятельности растущего числа госслужащих – насколько экспансия бюрократии была вызвана совершенствованием государственных механизмов, а насколько – мотивами укрепления положения лидеров и распределения ренты?  

Была построена регрессия, связывающая рост численности госслужащих всех уровней с экспортом энергоресурсов и федеральными трансфертами. Рассматривалось отношение численности работников органов государственной власти и местного самоуправления в 2007г. к численности 1995г. Рост числа госслужащих может быть связан с развитием регионов и ростом численности населения, поэтому используются переменные темпов роста душевого ВРП и роста населения, а также фиктивная переменная для г. Москвы.

Таблица 1.

Зависимость роста численности чиновников от ресурсного фактора и федеральных трансфертов

Регрессоры

Зависимая переменная:

отношение численности работников органов государственной власти и местного самоуправления в 2007г. к численности в 1995г.

Экспорт ТЭР на душу населения в 1999-2007 гг.

    0.005***

(3.75)

Объём безвозмездных поступлений в бюджеты регионов на душу населения в 1999-2007гг.

  0.01**

(2.25)

Москва

    0.56***

(10.5)

темпов роста душевого ВРП в 1999-2007гг.

-0.01

(-1)

отношение численности населения в 2007 г. к численности в 1995 г.

    1.16***

(4.7)

константа

0.51

(1.8)

R2

0.57

Количество наблюдений

79 регионов (исключена Чечня).

В скобках указаны значения t-статиститки (для оценок Уайта). Звёздочками (***,**,*)  помечены коэффициенты при переменных, статистически значимых на уровне 1%, 5%, 10% соответственно.

Экспорт энергоресурсов и федеральные трансферты усиливают рост численности чиновников. Фактор получения и распределения ренты (как за счёт экспорта ресурсов, так и за счёт федеральных трансфертов) играет роль в росте бюрократического аппарата.

Этот фактор искажает поведение региональных элит, что можно увидеть на электоральной статистике по регионам России. Рассматриваются показатели явки на выборы в Государственную думу в 2007г. как процент от общего числа избирателей и доля проголосовавших за «Единую Россию». Корреляция между этими показателями составляет 0.88, что говорит о использовании «административного ресурса» и низком уровне демократичности этих выборов (или даже фальсификациях).

Таблица 2.

Зависимость явки на выборы и доли проголосовавших за «Единую Россию»  на выборах в Государственную думу в 2007г. от ресурсного фактора и федеральных трансфертов

Регрессоры

Зависимые переменные:  

Явка на выбору в Госдуму в 2007г.

Доля проголосовавших за «Единую Россию» в 2007г.

Log (ВРП на душу населения в 2007 г.)

 -8.2***

(-2.6)

-6.1**

(-2.3)

Экспорт ТЭР на душу населения в 1999-2007 гг.

     0.43***

(3.1)

     0.35***

(3.4)

Объёмы безвозмездных поступлений в бюджеты регионов/ВРП в 1999-2007гг.

    32.4***

(3.8)

    47.2***

(4.5)

константа

158

(4.2)

132

(4.1)

R2

0.33

0.46

Количество наблюдений

79 регионов (исключена Чечня).

79 регионов (исключена Чечня).

В скобках указаны значения t-статиститки (для оценок Уайта). Звёздочками (***,**,*)  помечены коэффициенты при переменных, статистически значимых на уровне 1%, 5%, 10% соответственно.

Зависимость от экспорта ресурсов и федеральных трансфертов в заметной мере определяет уровень явки и долю проголосовавших за «Единую Россию». Получение федеральных трансфертов и экспортной выручки связано с ограничениями в сфере свободы слова и СМИ, административным вмешательством и деформацией демократических институтов в регионах. Налицо использование средств в целях сохранения и укрепления власти.

Неравенство, бедность и ресурсозависимость

Обладание некоторыми видами природных богатств способно увеличивать уровень неравенства. Сильное неравенство, в свою очередь, может снижать уровень инвестиций в физический и особенно человеческий капитал и замедлять экономический рост. Использовались данные Росстата об уровне неравенства в регионах России на конец изучаемого периода, в 2007 гг.  – соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения. Было построено регрессионное уравнение, связывающее уровень неравенства с ресурсообеспеченностью, зависимостью от федеральных трансфертов и ВРП на душу населения  в 1998 г.

Таблица 3.

Зависимость уровня неравенства от ресурсного фактора и федеральных трансфертов

Регрессоры

(в логарифмах)

Зависимая переменная:

неравенство в 2007г.

экспорт ТЭР/ВРП в 1999-2007 гг.

 0.012***

(2.5)

объёмы безвозмездных поступлений в бюджеты регионов/ВРП в 1999-2007гг.

  -0.062***

(-5.75)

ВРП на душу населения  в 1998 г.

   0.14***

(3.6)

Константа

1.07

(2.9)

R2

0.65

Количество наблюдений

79 регионов (исключена Чечня).

В скобках указаны значения t-статиститки. Звёздочками (***,**,*)  помечены коэффициенты при переменных, статистически значимых на уровне 1%, 5%, 10% соответственно.

Более высокий начальный уровень дохода связан с более сильным неравенством - Россия находится в ситуации, когда рост дохода увеличивает неравенство, характерной для стран с низким уровнем развития. Зависимость от экспорта энергоресурсов увеличивает неравенство, а зависимость от федеральных трансфертов – уменьшает.

Также построены регрессионные уравнения, связывающие уровень бедности в регионах России с ресурсозависимостью, зависимостью от федеральных трансфертов и средним ВРП на душу населения в 1999-2007 гг. Получение федеральных трансфертов в период 1999-2007гг. не уменьшает уровень бедности на конец периода, а наоборот, усиливает его. Зависимость от экспорта энергоресурсов усиливает бедность при контроле на уровень дохода, что подтверждает связь между неравенством и экспортом ТЭР.

Заключение

Получены статистические подтверждения того, что некоторые механизмы распространения «ресурсного проклятия» действуют в России на региональном уровне.

Экспорт ТЭР играет роль в увеличении численности бюрократического аппарата в регионах, в искажении поведения региональных элит, а также увеличивает уровень неравенства и бедности при контроле на уровень дохода.

Федеральные трансферты отрицательно влияют на темпы экономического роста, уровень демократичности, усиливают ренториентированное поведение, не способствуют преодолению бедности, хотя и уменьшают неравенство. Направленные в регионы средства не вызывают рост инвестиций. Это происходит в том числе и потому, что эти поступления, распределённые так или иначе среди населения, в заметной мере сберегаются в форме наличных денег. Обнаружена сильная зависимость между долей дохода домашних хозяйств, сберегаемой в наличной форме, и зависимостью региона от федеральных трансфертов. Зависимость от федеральных трансфертов объясняет более половины вариации уровня сбережений домохозяйств в форме наличности и остаётся высокозначимой при контроле на уровень дохода.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
16222. МОДЕЛЬ НЕРАВНОМЕРНОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ 31.16 KB
  Результаты, представляемые в докладе, находятся на пересечении двух областей современного экономического знания – теории экономического роста и экономической географии. Эти направления экономической науки объединяет интерес работающих в их рамках экономистов к вопросу о том
1122. Конкурентоспособность российских регионов на примере Кемеровской области 12.06 KB
  Сегодня залогом жизнестойкости развития любого страны региона является достижение конкурентного преимущества.Объектом данной курсовой работы является Кемеровская область Предметом курсовой работы является конкурентоспособность данного региона в условиях глобализации экономики. Исходя из цели работы автором были поставлены следующие задачи: изучить определение и основные понятия экономической глобализации выявить какое место и роль занимают российские регионы в процессе глобализации изучить понятие и современные факторы конкуренции регионов...
16866. Сравнение пространственных эффектов для восточных и западных российских регионов 17.32 KB
  Идея лежащая в основе пространственно-эконометрических моделей довольно проста: при моделировании макроэкономических показателей стран или регионов надо учитывать не только влияние других факторов в этих странах или регионах но и значения этих же макроэкономических показателей в других странах или регионах. Тогда количество параметров отражающих влияние других стран или регионов сокращается до одного - коэффициента пространственной автокорреляции по аналогии с коэффициентом автокорреляциии во временных рядах. Однако для...
16770. Конкуренция российских регионов за привлечение бюджетных инвестиций в инновационную инфраструктуру 15.51 KB
  Это связано с одной стороны с общей необходимостью генерирования разнообразных инноваций находящихся в основе осуществления модернизации российской экономики а с другой - со стремлением региональных властей привлечь инвестиции в том числе – иностранные создать новые рабочие места повысить инновационную активность среднего и малого бизнеса перевести региональную экономику на инновационный путь развития. В данном процессе региональные власти представлены администраторами развития особым типом чиновников которые 1 создают...
16777. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ РОССИИ 23.01 KB
  Актуальность исследования обуславливается тем что для способствования динамичному развитию экономики региона необходимо определить какие факторы в российских условиях оказывают наибольшее влияние на объем привлеченных в регион инвестиций. Целью данного исследования является конкретизировать влияние на объем региональных инвестиций различных групп факторов и построить зависимость региональных инвестиций от наиболее тесно связанных с ними...
20549. ОЦЕНКА И РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА КОМПАНИИ ОАО «ОРКЛА БРЭНДС РОССИЯ» 741.42 KB
  Проблемная ситуация заключается в недостаточной изученности самого понятия «маркетинговый потенциал»: на данный момент нет единого подхода к данному понятию и универсального метода его оценки. Проблемой является и то, что в зарубежной литературе тема маркетингового потенциала не выделяется: упоминания можно найти лишь в работах о маркетинг-аудите и рыночном потенциале. В таком случае, мы можем говорить только о становлении теории маркетингового потенциала
16363. Ресурсные проекты и развитие регионов: Дальний Восток – 2020 а также гранта ДВО РАН 09-III-А-10-545 Формирование н. 21.39 KB
  Эффекты регионального крупномасштабного проекта в соответствии с представлениями автора имеют двойственный характер. В результате реализации возникает прямой проектный эффект соответствующий основной миссии инвестиционного проекта это может быть коммерческая отдача проекта выпуск как таковой продукта а также внешние региональные эффекты возможные экономические последствия локализуемые на конкретной территории в связи с осуществлением данного инвестиционного проекта. Внешние региональные эффекты могут быть реализованы во-первых в...
17113. Оценка влияния освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие северных регионов России 139.61 KB
  Важнейшим целевым направлением государства в отношении использования природных ресурсов которое согласуется с положением о возможности обживания северных территорий наряду с их рациональным использованием и воспроизводством получением доходов от их освоения является поддержание стабильного долговременного социального развития. Активизация процесса вовлечения природных ресурсов в хозяйственный оборот в целях повышения качества жизни населения предопределяет необходимость совершенствования теоретико-методологических аспектов оценки влияния...
6873. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов и федеральных законов 6.66 KB
  На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы и федеральные законы которые официально опубликованы. Федеральные конституционные законы федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Федеральные конституционные законы федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Федеральные конституционные законы федеральные законы могут быть опубликованы в иных печатных...
12830. Влияния самоотношения и типа локуса контроля матерей на развитие эмоциональной сферы детей 5-6 лет в зависимости от пола 1.68 MB
  Теоретическое обоснование проблемы влияния самоотношения и типа локуса контроля матерей на развитие эмоциональной сферы детей 5-6 лет в зависимости от пола. Эмпирическое исследование проблемы влияния самоотношения и типа локуса контроля матерей на развитие эмоциональной сферы детей 5-6 лет в зависимости от пола
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.