Социальные аспекты коррупции в России

Одной из важнейших таких закономерностей является мотивирование коррупционных действий необходимостью теми или иными способами в неформальных взаимодействиях гражданам и предпринимателям временно выровнять свои социальные статусы с должностными лицами обладающими теми или иными административными властными или публичными ресурсами решений проблем. Важнейшей причиной распространения взяточничества в нашей стране является наряду с чаще всего рефлексируемой корыстностью государственных служащих невозможность и связанное с ней нежелание...

2015-09-03

7.22 KB

17 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Римский В.Л.,

заведующий отделом

социологии Фонда ИНДЕМ,

г. Москва

Социальные аспекты коррупции в России

Коррупция в современной России стала значимым элементом принятия решений и осуществления деятельности во всех без исключения сферах активности органов власти, частного бизнеса и граждан. Столь широкое распространение коррупционных практик в нашей стране не может быть объяснено исключительно особенностями российской истории и менталитета российских граждан. Безусловно, коррупция развивается во времени, имеет исторический характер и существенно зависит от социальных условий и традиций той или иной страны. Но без глубокого изучения особенностей современной российской коррупции как социального явления противодействие ей будет неэффективным. Причина в том, что коррупционные практики являются очень изменчивыми, они адаптируют через систему неформальных социальных институтов применение и старых и новых норм законов, инструкций, правил в экономике и социальной сфере. Противодействие постоянно появляющимся в нашей стране новым коррупционным практикам методами, которые были эффективными в прошлые периоды или в других странах, как правило, приводит не к снижению, а к росту уровня коррупции. Ведь коррупционные практики позволяют обходить старые методы противодействия им за счёт расширения активности коррупционеров.

Для более полного и глубокого понимания коррупции как социального явления Фонд ИНДЕМ проводит свои исследования с 1998 года, последнее из которых было проведено в 2005 году. В социологических исследованиях коррупции Фонд ИНДЕМ исследует формализованными и полуформализованными методами социальные практики, связанные с коррупцией, их распространённость, представления о ней и соответствующие стереотипы сознания, а также эмоциональное восприятие проявлений коррупции. Отдельным направлением исследований Фонда ИНДЕМ являются оценки финансовых потерь российского общества и государства от коррупции. Некоторые выводы и рекомендации из результатов этих исследований коррупции приведены ниже.

Коррупция как социальное явление для эффективного противодействия ей не должна сводиться к взяткам, даже осуществляемым в форме не только денежной, но и тех или иных услуг. Самые опасные коррупционные действия, приносящие наибольшие потери обществу и государству, осуществляются должностными лицами либо в точном соответствии с нормами законов, либо с их нарушениями, но такими, которые невозможно юридически доказать. Многие закономерности любых коррупционных действий являются общими, как для связанных, так и для не связанных со взятками. Одной из важнейших таких закономерностей является мотивирование коррупционных действий необходимостью теми или иными способами в неформальных взаимодействиях гражданам и предпринимателям временно выровнять свои социальные статусы с должностными лицами, обладающими теми или иными административными, властными или публичными ресурсами решений проблем.

В российском обществе взятка, в частности, имеет многозначный социальный смысл: это и признак принадлежности к «своим», и возможность выровнять социальный статус для дающих, и реализация корыстных интересов берущих, плата за услугу, которую официально не предоставляют или предоставляют низкого качества и т.п. Важнейшей причиной распространения взяточничества в нашей стране является, наряду с чаще всего рефлексируемой корыстностью государственных служащих, невозможность и связанное с ней нежелание следовать нормам законов, ведомственных и должностных инструкций, других нормативно-правовых актов при решениях разнообразных проблем. Нередко высокую значимость во взаимоотношениях граждан с государственными служащими имеют неформальные нормы и правила, формирующиеся как договорные между участниками этих взаимодействий, но не произвольно, а на основе уже сложившихся социальных практик. И только такие социальные практики позволяют гражданам и предпринимателям решать свои проблемы, поэтому коррупционные действия в таких ситуациях оказываются выгодными всем сторонам взаимодействий. Именно поэтому так редко российские граждане заявляют о вынуждении им давать взятки или совершать другие коррупционные действия.

Сложившиеся социальные практики, приводящие к коррупции, вполне могут быть изучены с целью поиска возможностей их замены методами решений проблем, возникающих у граждан и предпринимателей в их взаимодействиях с органами власти, но в отличие от распространённых в настоящий период соответствующих нормам морали, этики, права и закона. При этом нормы законов неизбежно придётся менять в направлении описания в них реальных процедур решений реальных проблем граждан и предпринимателей.

Представление о том, что институционализация распространённых социальных практик позволит снизить уровень коррупции в органах власти и во взаимодействиях с ними граждан и предпринимателей, является ошибочным, оно не подтверждается результатами углублённых социальных исследований коррупции. Социальные практики, приводящие к коррупции, не формируют универсальные нормы взаимодействий граждан и предпринимателей с органами власти. Включение поэтому неформальных норм и правил, определяющих такие социальные практики, в законодательство сделает законными методы решений проблем, предназначенные для обеспечения личных или корпоративных интересов, а не общественных и государственных. И тогда станет невозможным обеспечить универсальные права и свободы граждан и предпринимателей при решениях их проблем, что в свою очередь будет способствовать расширению применения коррупционных практик.

Широкому распространению коррупционных практик в нашей стране способствует то, что в осуществлении взаимодействий граждан друг с другом нормы законов, ведомственных и должностных инструкций, других нормативно-правовых актов практически не применяются. Граждане взаимодействуют друг с другом на основе норм неформальных договоров, реальных норм морали и нравственности, существенно отличающихся от декларируемых и описанных в книгах и документах. Для участников социальных взаимодействий существенное отклонение от общепринятых норм взаимодействий и социальных практик редко бывает возможным, т.к. не получает общественного одобрения. Реальные нормы взаимодействий между гражданами в быту переносятся в сферу их взаимодействий с представителями органов власти, государственного и муниципального управления, а также частного бизнеса и даже общественных организаций.

В нашей стране бюрократическое государственное управление рассматривается руководством страны как единственно возможное и как образец эффективности администрирования. Под влиянием распространения средствами массовой информации в обществе этих оценок государственного управления подавляющее большинство российских граждан просто не имеют в сознании иных вариантов и моделей решений ни общественных, ни личных проблем. В большинстве случаев наши граждане обращаются в органы власти для получения решений таких проблем и не пытаются ни определять, какими будут эти решения, ни активно участвовать в их выработке и реализации, поскольку убеждены в неэффективности таких своих действий. Поэтому в постсоветской России все планы и программы реформ разрабатывают, а затем и проводят органы власти при минимальном участии общественных организаций, граждан и средств массовой информации. Поэтому российские граждане не считают решения, предлагаемые бюрократической системой управления, способными решить значимые проблемы. И российские граждане имеют определённые основания для такого отношения к реформам в нашей стране и к бюрократическим решениям проблем, поскольку в них реализуется особая, бюрократическая логика их решений, а эта логика существенно отличается от той, которая могла бы привести решению этих проблем в реальности.

Бюрократическая система всегда предлагает собственные схемы интерпретации поведения граждан и модели решений проблем в их взаимоотношениях между собой и с органами власти. Эти схемы и модели более или менее полно представлены в нормативно-правовых актах и других документах, которые нередко представляют также и средства, и цели деятельности бюрократической системы, а, по сути, формируют своеобразную бюрократическую реальность. В этой бюрократической реальности нормативно-правовые акты и другие документы структурируют социальные факты в соответствии с государственным каноном и фиксируют определенные схемы понимания и интерпретации самой действительности. Для таких схем характерно существенное упрощение как связей и зависимостей факторов и условий, определяющих возможности решений проблем, так и самих способов их решений. Нередко решения сводятся к применению одного или, в крайнем случае, двух-трёх средств для решений самых сложных социальных проблем при крайне ограниченном и неглубоком прогнозировании последствий применения этих средств.

В современной России выработка стратегий развития и решений сложных проблем производится, но она выродилась в своего рода ритуал, который многие руководители органов власти стремятся соблюдать, хотя в реальность таких стратегий не верят. И это понятно, потому что в российских условиях стратегии разрабатываются должностными лицами и по их заказам, объединения граждан в этих разработках участия не принимают, их в лучшем случае просто информируют о принятых решениях, а в худшем – заставляют выполнять уже принятые решения без мотивировок их принятия. В результате такие стратегии описывают скорее сегодняшние представления о желаемом с позиций должностных лиц органов власти, чем реальные стратегии решений реальных проблем. А поскольку коррупция является социальной проблемой, никакие органы власти, государственного и муниципального управления не способны ни разработать, ни реализовать эффективную стратегию противодействия коррупции.

Важнейшим ресурсом реального противодействия коррупции в России может быть деятельность гражданского общества, потому что оно способно противопоставить сетевому и всепроникающему характеру коррупции в России свои сетевые и присутствующие во всех сферах деятельности ресурсы объединений граждан.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
10602. Сущность и функции труда. Его социальные аспекты 61.74 KB
  Сущность и функции труда. Взаимосвязь экономики и социологии труда с другими науками. Сущность и функции труда. Основные формы процесса труда – это затраты человеческой энергии при взаимодействии работника со средствами производства и при производственном взаимодействии работников друг с другом как по горизонтали так и по вертикали.
20428. ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 289.17 KB
  В современной политической науке в последние десятилетия активно развиваются исследования, связанные с количественным изучением коррупции. Особенно эта тенденция характерна для США и стран Западной Европы. В России подобные исследования в меньшей степени популярны, не имеют постоянного характера и не охватывают масштабов всей страны. Однако в условиях федеративного государственного устройства, измерения коррупции по регионам позволили бы максимально эффективно осуществлять антикоррупционную политику
12827. Финансовые и правовые аспекты вексельного обращения в России 17.52 KB
  В современной российской практике возрастает роль векселя как высоколиквидного средства рассчетов и взаимозачетов. Впервые векселя появились в Италии где практически вся торговля находилась в руках менял – банкиров. Наибольшее развитие вексельные отношения получили в Германии поэтому до сих пор эталоном векселя признано считать немецкий вариант. Если на начальной стадии вексель служил лишь средством расчета средневековых торговцев которые опасаясь разбоев на...
16916. Институциональные аспекты рождаемости в России: эконометрический анализ 14.49 KB
  The role of institutionl context in Europen regionl fertility ptterns. Pper presented t the 2003 nnul Meeting of the Popultion ssocition of meric Boston. Fertility developments in Norwy nd Sweden since the erly 1960s Demogrphic Reserch 2002. Politicl economy nd lifecourse ptterns: The heterogeneity of occuptionl fmily nd household trjectories of young Spnirds Demogrphic Reserch.
14046. Виды проявления коррупции 15.75 KB
  Виды проявления коррупции. Сложное социальноправовое явление и понятие которое имеет комплексный и системный характер это только одно из определений коррупции. Опасность коррупции существенно усугубляется тем что коррупционные преступления зачастую сопряжены с иными видами преступной деятельности. Виды проявления коррупции.
16934. Применимо ли понятие «главного звена» к противодействию коррупции 42.45 KB
  Однако если вычислить частную корреляцию между CoC и PSV при переменной RoL в качестве контролирующей то выяснится что корреляция между CoC и PSV падает до значения -0147 т. Рассмотрим матрицу корреляций между n переменными Пусть также – частная корреляция между i-й и j-й переменными при контролирующей t-й переменной. 1 Величина характеризует степень относительного смещения исходной корреляции до частной корреляции при использовании t-й контролирующей переменной. Тем самым оценивает степень влияния t-й переменной на...
20080. Организация и осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции 115.78 KB
  Теоретико-правовые аспекты прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Понятие коррупции. Сущность предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Правовые основы деятельности органов прокуратуры Российской Федерации по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции...
17061. Инновационное поведение предприятий: роль административных барьеров и деловой коррупции в странах с переходной экономикой 22.51 KB
  Инновационные фирмы вынуждены преодолевать эти препятствия и не исключено что для этого прибегнут к коррупционным действиям. Административные барьеры становятся бОльшим препятствием для инновационных фирм чем для неинновационных поскольку первым чаще приходится сталкиваться с получением каких-либо разрешений. РН3 Общий деловой климат страны и специфические инструменты важные для инноваций формируют стимулы компаний к ним. Для измерения такого комплексного явления как инновации построен составной рейтинг включающий три стороны...
5071. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫЧЕТЫ 18.27 KB
  С виде сумм страховых взносов, уплаченных налогоплатель щиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, страхования супруга (супруги), родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет
4228. Социальные системы 11.38 KB
  Парсонс визначає як складову більш загальної системи дії. Іншими складовими загальної системи дії є система культури система особистості та система поведінкового організму. Розмежування між чотирма виокремленими підсистемами дії можна провести за характерними для них функціями. Щоб система дії могла існувати вона має бути здатна до адаптації досягнення мети інтеграції і збереження взірця тобто має задовольняти чотирьом функціональним вимогам.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.