Основные проблемы модернизации инновационной политики России

С одной стороны в России ощущается необходимость перехода на инновационный путь развития и ликвидации технологического разрыва между ней и промышленно развитыми странами с другой – страна все еще следует ресурсному типу развития. Как преодолеть сложившиеся тенденции и поставить инновации во главу национальной политики посткризисного периода При этом необходимо принять во внимание что активная дискуссия о необходимости перехода России на инновационный путь развития ведется уже около 10 лет на российском и международном уровне. указом...

2015-09-03

7.64 KB

3 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


О.Г. Голиченко

ЦЭМИ РАН, Москва

Основные проблемы модернизации инновационной политики России

Проблемы. Сегодня Россия стоит перед решением крупных проблем экономического и социального характера. С одной стороны в России ощущается необходимость перехода на инновационный путь развития и ликвидации технологического разрыва между ней и промышленно развитыми странами, с другой – страна все еще следует ресурсному типу развития. Как преодолеть сложившиеся тенденции и поставить инновации во главу национальной политики посткризисного периода?

При этом необходимо принять во внимание, что активная дискуссия о необходимости перехода России на инновационный путь развития ведется уже около 10 лет на российском и международном уровне. В 2001 г. состоялся семинар ОЭСР в Хельсинки посвященный проблемам ликвидации технологического разрыва между Россией и промышленно развитыми странами. В 2002 г. указом Президента РФ были утверждены «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Но сегодня ясно, что все предпринимаемые усилия недостаточны и проблема в том, чтобы определить: на решении каких задач необходимо сфокусироваться, чтобы превратить существующие концепции в реальность.

Современное состояние. Существует немало научных трудов, посвященных проблемам управления инновациями. Ключевые моменты в этих трудах касаются следующих задач: мобилизация участников инновационных процессов и необходимых для этого ресурсов; проблемы координации и согласования политик разного уровня; социальные и экономические вызовы; выбор приоритетов при распределении ресурсов. В то же время имеется известная концепция М.Портера о стадиях развития: ресурсной, инвестиционной стадий и стадии, основанной на национальных инновациях. При этом переход от одной стадии к другой слабо освещен в научной литературе.

Портер называл эти стадии стадиями развития конкуренции. Чтобы придать им смысл стадий различных типов экономического развития, в данном докладе они несколько переименованы, но при этом во многом сохранено их экономическое содержание.

Цель исследования. В последнее десятилетие Россия продемонстрировала значительные экономические успехи. Среди развивающихся стран она уступила по темпам прироста ВВП только Китаю, Индии и Турции.  По инвестициям в основной капитал (как процент от ВВП) она обошла Чили и Бразилию, но пропустила вперед Китай и Индию. По средней доле прямых иностранных инвестиций за 1999–2007 гг. Россия значительно опередила Индию и Южную Корею, но существенно уступила Китаю и Чили.

Цель исследования заключается в определении качества и типа этого роста; нахождении ответов на вопросы: Сумела ли Россия в результате перейти от ресурсной стадии развития к  инвестиционной? Каковы должны быть направления модернизации и реформирования инновационной политики России?

Методология исследования. Все проблемы и задачи в данной работе рассматриваются с точки зрения перехода через стадии технологического и экономического роста. Исследование базируется на методах декомпозиции, системного, логического, сравнительного и экономико-статистического анализа, бенчмаркинга.

Результаты работы. В работе показано, что, несмотря на  значительный экономический рост, в годы этого роста налицо были все признаки ресурсного типа развития. внутреннего спроса. В стране имелись мощный производственный и интеллектуальный потенциал, значительные трудовые ресурсы для осуществления инновационной деятельности, но эти возможности не были реализованы. Необходима смена ориентиров экономической политики и переход к инвестиционной (имитационной) стадии.

Страны, следовавшие такой стратегии, часто рассматривали инвестиционную (или имитационную) стадию развития как самодостаточную. С 1960-х вплоть до начала 1990-х годов имитационное развитие приносило свои плоды. Благодаря ему многие новые индустриальный страны добились экономического процветания. Показано, что этот успех был во многом обусловлен налаженным взаимодействием спроса на рынке и процесса имитации известных инноваций, их незначительным усовершенствованием. Этому во многом способствовали высокая эластичность спроса и низкая себестоимость производства. Снизить себестоимость производства можно было за счет  использования качественной, но относительно дешевой рабочей силы. Вместе с тем по мере повышения уровня экономического благосостояния страны действие этого национального ресурсного фактора нивелировалось, а привлечение более дешевой рабочей силы за рубежом не всегда давало необходимый эффект в условиях высокой конкуренции. Поэтому снижения себестоимости продукта можно было добиться только за счет быстрой абсорбции и адаптации новых «подхваченных» технологий и их усовершенствования, то есть преимущественно на основе процессных инноваций. Второй составляющей успеха в условиях высокой конкуренции выступают продуктовые инновации (хотя бы инкрементального характера) на базе имитируемых технологий, позволяющих сформировать предложение, на какое-то время недоступное для воспроизведения конкурентами.

Наиболее успешно данный механизм создания и поддержки конкурентных преимуществ национальных компаний был реализован в Японии. Он обеспечивал технологические преимущества страны во внешнем мире в течение долгого времени. Но в начале 1990-х годов после ликвидации рыночных пузырей ситуация  значительно изменилась. Последнее десятилетие XX века. для японской экономики оказалось провальным: страна вошла в длительную рецессию. Эластичность спроса перестала быть движущей силой ранее успешно функционировавшей обратной связи между рынком и инновационным процессом. Снизилась потребность в процессных инновациях как средства поддержания конкурентных позиций фирмы. Надо было искать новые ниши на рынке, то есть возросла потребность в создании продуктовых инноваций. Но из-за развертывающейся технологической революции существенно сократились возможности использовать инкрементальные продуктовые инновации. Страна вошла в имитационную ловушку.

В работе показано, что для того чтобы избежать вхождения в эту ловушку, нужно заранее создавать институты для реализации следующей стадии, основанной на национальных нововведениях. Поэтому эффективная государственная инновационная политика должна быть нацелена на параллельное решение задач, предусматривая не только выращивание абсорбционного потенциала страны, развитие процессов технологического обучения, необходимых для процессов «подхватывания» технологий, но и создание определенных предпосылок для перехода на следующую стадию технологического развития. В работе предлагаются основные  направления реализации инновационной политики.

Вклад в решение проблемы. Показано, что вхождение в имитационную  ловушку связано с развитием конкурентных процессов, технологической революцией, стандартизацией и модулизацией технологических знаний и продуктов, переходом к открытым инновациям, фрагментацией цепей создания добавленной стоимости. В качестве основных задач на стадиях инновационного развития рассматриваются: создание условий для повышения инновационной активности предпринимателей; развитие науки и ее ориентация на решение задач инновационного развития страны; развитие кооперации между научно-исследовательским и предпринимательским секторами, совершенствование механизмов диффузии и передачи знаний; поддержка прорывных направлений технологического развития. Этапы решения этих задач и соответствующие меры инновационной политики распределены в исследовании по стадиям развития.

Практическое применение. Результаты работы могут представлять интерес для научного сообщества, представителей деловых кругов, лиц, принимающих решения на политическом уровне.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного  научного фонда (проекты  № 08-02-00314а и 09-02-00303а).

PAGE  3



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
17086. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ МОДЕРНИЗАЦИИ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО СЕКТОРА РОССИИ НА ИННОВАЦИОННОЙ ОСНОВЕ 80.38 KB
  на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России отнесены энергосбережение и энергоэффективность реализация которых невозможна без модернизации минерально-сырьевого комплекса на инновационной основе. Минерально-сырьевая база МСБ является основой индустриальной экономики и в кризисный период сохранила свою высокую значимость в переходе на постиндустриальную стадию развития. Минерально-сырьевой комплекс МСК играет важнейшую роль в поддержании смежных отраслей промышленности формировании бюджета...
3280. Основные направления внешней политики России в XVII века 23.15 KB
  Россия была значительно ослаблена в начале века польско-шведской интервенцией и социально-политическим кризисом внутри страны, поэтому возможностей для одновременного решения всех трех задач у нее не было. Первоочередной целью Москвы в XVII в. стало возвращение земель, которые были отторгнуты от России польско-шведскими войсками
1005. Проблемы совершенствования долговой политики России в условиях мирового финансового кризиса 536.08 KB
  Причины образования государственного внешнего долга и критерии управления внешней задолженностью. Современные тенденции формирования суверенного долга Российской Федерации. Возникновение и первоначальное накопление суверенного внешнего долга России. Методы регулирования внешнего долга стран при изменяющихся экономических условиях.
16483. Основные положения национальной политики России в области качества продукции и услуг 14.12 KB
  Основные положения национальной политики России в области качества продукции и услуг Национальная политика России в области качества продукции и услуг - система официальных взглядов на: роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России; основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг. Роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России и цели национальной политики Качество продукции и услуг является одним из...
2702. Формирование и развитие инновационной инфраструктуры промышленного предприятия в условиях модернизации: зарубежный опыт и российская специфика 169.86 KB
  Шевелев Формирование и развитие инновационной инфраструктуры промышленного предприятия в условиях модернизации: зарубежный опыт и российская специфика. В условиях модернизации российской экономики актуальным вопросом является коммерциализация инновационной высокотехнологичной продукции. Современная экономика характеризуется новым этапом постиндустриального развития называемым инновационной экономикой построенной на использовании знаний и наукоемких технологий в которой использование инноваций является основным элементом. В настоящее время...
16737. ОСОБЕННОСТИ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ 567.86 KB
  Внутренние проблемы российской экономики долгое время остающиеся нерешёнными предопределили самый глубокий спад производства среди стран группы двадцати. Российская экономика искусственно устроена таким образом что базовым понятием является обеспечение сверхприбыли сырьевому и банковскому секторам обслуживающим экономику в результате которого происходит деградация промышленности падение производства конечной продукции разрушение зарождающейся экономики знаний. Иными словами инфляция нефтедоллара позволяла скрывать внутренний...
2706. Проблемы и перспективы развития инженерного образования в инновационной экономике 75.73 KB
  [2] Специалист в области управления процессами коммерциализации научных разработок должен обладать знаниями экономики инноваций владеть основами инвестиционной деятельности осуществлять управление проектом создания новой техники при помощи современных технологий проектного управления. Инженерное образование в системе создания инновационной продукции Формирование соответствующих компетенций в сфере инженерной деятельности позволит решить задачи разработки новых технических и технологических решений обеспечения реализации перспективных...
16697. Формирование инновационного законодательства как инструмент модернизации экономики России 9.2 KB
  Развитие общества в современных условиях так или иначе связывается с активизацией инновационной деятельности которая охватывает собой процессы создания и внедрения в жизнь прогрессивных нововведений в различных областях общественной жизни. Право будучи всеобщим универсальным регулятором общественного развития способно и должно выступать в качестве катализатора прогресса общества на инновационной основе. Суть инновационной функции права в концентрированном виде может быть обозначена следующим образом: правовые предписания должны всячески...
16499. Региональные особенности инновационной активности в экономике России 8.22 KB
  Региональные особенности инновационной активности в экономике России Теория инновационной системы приводит к выводу что инновационная активность предприятий имеет территориальную доминанту. Поэтому необходимость повышения инновационной активности в экономике России столь активно декларируемая на всех уровнях власти требует самого широкого и мотивированного участия регионов. Для характеристики инновационной активности мы использовали два показателя: удельный вес предприятий осуществляющих технологические инновации и долю...
783. Внешнеэкономическая инфраструктура России, как признак социально-экономического развития и модернизации экономики 26.03 KB
  Основные принципы ВЭП должны отражать особенности экономической ситуации в стране и соответствовать основным положениям внутренней социально-экономической политики государства. Формирование ВЭП должно осуществляться на основе глубокого анализа и максимально полного учета целого ряда важнейших факторов: блока внутренних социальных...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.