Современная дифференциация конкурентоспособности регионов Уральского федерального округа и пути ее снижения

Современная дифференциация конкурентоспособности регионов Уральского федерального округа и пути ее снижения Характерной особенностью Уральского федерального округа является чрезвычайно высокая степень различий между входящими в него субъектами Федерации по важнейшим параметрам социально-экономического развития. Как показало сопоставление полученных оценок по субъектам РФ а также по федеральным округам величина интегрального индекса текущей региональной конкурентоспособности регионов России значительно дифференцирована. Его значение по...

2015-09-03

20.76 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


д.э.н. Полынев А.О., д.э.н. Гришина И.В.

Совет по изучению производительных сил

Минэкономразвития России и РАН,

г. Москва

Современная дифференциация конкурентоспособности регионов Уральского федерального округа и пути ее снижения

Характерной особенностью Уральского федерального округа является чрезвычайно высокая степень различий между входящими в него субъектами Федерации по важнейшим параметрам социально-экономического развития. Зачастую, лидер опережает аутсайдера в десятки раз. Так, например, в 2006 году разрыв по среднедушевому ВРП между Ханты-Мансийским автономным округом - Югра и Курганской областью (даже с учетом элиминирования влияния ценностных различий) превышал 10 раз, что существенно превосходит размах вариации данного показателя по любому другому федеральному округу России.

В 2007-2008 гг. в Совете по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН разработана и прошла апробацию новая методика интегральной многофакторной оценки конкурентоспособности экономики регионов России. Она позволила выполнить межрегиональные сопоставления субъектов РФ по совокупности восьми важнейших характеристик регионального развития за 2007 г. и их приростных величин за 2006-2007 годы.

Как показало сопоставление полученных оценок по субъектам РФ, а также по федеральным округам, величина интегрального индекса текущей региональной конкурентоспособности регионов России значительно дифференцирована. Его значение по Уральскому федеральному округу в целом составило 0,433, что лишь немного уступает аналогичной оценке по Центральному федеральному округу (0,461), но существенно превосходит соответствующие значения по Российской Федерации (0,351) и по всем остальным федеральным округам - от 0,364 в Северо-Западном федеральном округе до 0,237 – в Южном федеральном округе.

В то же время, сложившийся уровень территориальной конкурентоспособности сильно различается по отдельным субъектам Уральского федерального округа (см. табл.1). Так, например, по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югра величина указанного индекса достигает 0,754 (что в 1,7 раза превышает данный показатель по УФО в целом и более чем вдвое превышает среднероссийский уровень), по Ямало-Ненецкому автономному округу - 0,563, по Тюменской области - 0,435, по Свердловской области – 0,381, а по Курганской и Челябинской областям – лишь 0,219 и 0,291 соответственно.


Таблица 1 . Показатели конкурентоспособности экономики регионов Уральского федерального округа за 2007 г.

Производство ВРП на 1 занятого в экономике, в % к РФ

Денежные доходы (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения, % к РФ

Оборот малых предприятий товаропроизводящих отраслей на душу населения, % к РФ

Сводный индекс инновационной активности, % к РФ

Объем частных инвестиций на душу населения, % к РФ

Объем собственных доходов консолидированного бюджета регионов (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения, % к РФ

Экспорт на душу населения, % к РФ

Сальдированный финансовый результат на 1 занятого в экономике, тыс.руб.

Интегральный индекс конкурентоспособности

Уральский федеральный округ

187,0

119,9

83,7

114,7

209,4

148,1

195,6

128,1

0,443

Курганская область

46,4

73,5

38,1

61,7

36,6

38,1

9,2

6,6

0,219

Свердловская область

94,7

115,9

86,8

197,9

93,3

95,1

85,2

76,9

0,381

Тюменская область

(без автономных округов)

119,3**

110,7

157,0

68,4

157,3

114,6

763,1

31,8

0,436

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

559,7

161,9

217,5

46,1

620,2

338,4

473,1

459,7

0,754

Ямало-Ненецкий автономный округ

460,1

181,4

9,0

5,7

1296,1

349,9

30,3

198,3

0,563

Челябинская область

79,1

95,6

50,2

101,8

79,7

86,0

80,2

70,9

0,291

Российская Федерация

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

84,7

0,351

* - за 2006 г

** - по данным Администрации Тюменской области.


По важнейшим базовым характеристикам конкурентоспособности разрыв между крайними значениями по регионам округа достигает весьма значительных величин: по среднедушевому обороту малых предприятий в товаропроизводящих отраслях – 24 раза, по сводному индексу инновационной активности – 35 раз, по среднедушевому объему частных инвестиций в основной капитал – 36 раз, по величине сальдированного финансового результата на 1 занятого в экономике – 70 раз, по среднедушевому объему экспорта – 83 раза и т.д.

Наименее дифференцированы в УФО региональные показатели по среднедушевым денежным доходам населения. Так, с учетом уровня покупательной способности, разрыв между Ханты-Мансийским автономным округом - Югра (регионом с наиболее высокими доходами на 1 жителя) и Курганской областью (регионом с наименьшими доходами на 1 жителя) составляет только 2,5 раза. Очевидно, однако, что и такие различия весьма заметно отражаются на уровне жизни населения в разных частях и районах округа.

Вместе с тем обращают на себя внимание относительно низкие характеристики важнейших факторов региональной конкурентоспособности в таких промышленно-развитых регионах, как Свердловская и Челябинская области, в том числе по уровню развития малого предпринимательства, инвестиционной и внешнеэкономической активности хозяйствующих субъектов, сравнительной степени бюджетной обеспеченности за счет собственных доходов, совокупным финансовым результатам деятельности предприятий.

Важно отметить, что современная хозяйственная структура Уральского федерального округа имеет ярко выраженную индустриально-сырьевую направленность: более половины в структуре экономики приходится на долю отраслей промышленности, в составе которой преобладают виды деятельности, связанные с добычей полезных ископаемых и сосредоточенные, главным образом, в двух субъектах РФ – Ханты-Мансийском - Югра и Ямало-Ненецком автономных округах.

Старопромышленные регионы Урала – Свердловская и Челябинская области -  характеризуются доминирующей ролью в экономике обрабатывающих производств, в частности, машиностроения и черной металлургии. Удельный вес этих производств в них примерно в 2 раза превышает аналогичный показатель по России и почти в три раза – средний показатель по УФО.

Сельскохозяйственное производство в целом по округу играет весьма незначительную роль в структуре видов экономической деятельности (2,6%), в два раза уступая среднероссийскому показателю. В то же время, по отдельным субъектам РФ, традиционно развивающим отрасли АПК, его доля существенна, составляя по Челябинской области 8%, а по Курганской области – почти 16%.

Снижение в долгосрочной перспективе существующей дифференциации региональной конкурентоспособности на основе ожидаемого в посткризисный период роста экономики регионов УФО в немалой степени будет обусловлено имеющимися в них фундаментальными предпосылками развития, образующими в совокупности социально-экономический потенциал этих регионов.

Определяющими факторами развития экономики округа в настоящий период выступают богатейший ресурсно-сырьевой потенциал, а также исключительно высокая фондообеспеченность территории. Вместе с тем для дальнейшего развития экономики округа, роста конкурентоспособности и смягчения ее межрегиональной дифференциации ключевое значение будут иметь и иные компоненты социально-экономического потенциала, такие, как обеспеченность квалифицированными кадрами, транспортными сетями и информационно-коммуникационной инфраструктурой, а также объектами социальной и рыночной инфраструктуры. При этом реализация в долгосрочной перспективе системно-инновационной модели развития регионов УФО потребует значительных усилий в наращивании ключевых компонентов их потенциала, в первую очередь, кардинального наращивания кадрового потенциала Свердловской, Челябинской, и Тюменской областей, а также научно-образовательного потенциала в Курганской области.

Достижение стратегических целей, решение масштабных задач социально-экономического развития Уральского федерального округа в средне- и долгосрочной перспективе обусловливает также необходимость совершенствования пространственной организации производительных сил округа, предполагающей повышение гибкости территориальной структуры хозяйства, ослабление ее чрезмерной привязанности к сложившейся энерго-сырьевой базе, преодоление сконцентрированности деловой активности в ограниченном числе региональных торгово-финансовых центров.

Формируемый на перспективу каркас территориальной структуры производства и расселения Уральского федерального округа должен учитывать возрастающую роль новых центров инновационного экономического роста. Инновационный социально-ориентированный путь развития округа предполагает многополярное развитие территории. В связи с этим, важнейшим направлением совершенствования пространственной структуры его экономики является выявление региональных полюсов роста, отличающихся федеральным уровнем значимости и обладающих потенциалом ускоренного развития относительно окружающей территории в долгосрочной перспективе - зон (территорий) опережающего развития. На территориях указанных зон прогнозируется развитие перспективных специализированных для каждого региона видов экономической деятельности, составляющих основу образования территориальных промышленных кластеров и единых технологических цепочек производства продукции с высокой добавленной стоимостью, формирующих преобладающий вклад в экономику соответствующих регионов на долгосрочный период.

Наряду с этим, одним из ключевых инструментов реализации инновационного социально-ориентированного сценария пространственного развития округа, опирающегося на зоны опережающего экономического роста, станет развитие имеющей общефедеральную значимость транспортной, энергетической, телекоммуникационной и иной производственной и социальной инфраструктуры, которое позволит существенно повысить взаимосвязанность территорий УФО.

На основе проведения анализа важнейших региональных особенностей, межрегиональных связей и межотраслевых взаимодействий на территории Уральского федерального округа были определены контуры пяти крупных зон опережающего развития. Такие крупные зоны охватывают территории всех субъектов РФ УФО: Западно-Сибирская зона – ЯНАО и ХМАО-Югра; Уральская промышленная зона - Свердловскую, Тюменскую, Челябинскую и Курганскую области; зона «Полуостров Ямал» - ЯНАО; зона «Восточный склон Урала» - ЯНАО, ХМАО-Югра и Свердловскую область; Южно-Уральская сельскохозяйственная зона – Курганскую, Тюменскую и Челябинскую области.

В период до 2012 года развитие УФО будет определяться, в основном, уже сформировавшимися зонами опережающего экономического роста, имеющими достаточно четкие географические контуры, сравнительно развитую инфраструктуру и высокую степень развития ведущих отраслей экономики. К числу таких зон в УФО можно отнести Уральскую промышленную и Западно-Сибирскую крупные зоны опережающего развития. Остальные три крупные зоны УФО – «Полуостров Ямал», «Восточный склон Урала» и «Южно-Уральская сельскохозяйственная зона» - перспективные территории, призванные внести существенный вклад в региональное развитие округа в период после 2012 года.

Достижение значительного эффекта в производственной и социальной сферах Уральского федерального округа в долгосрочной перспективе будет обусловлено согласованным, взаимоинициирующим и взаимодополняющим осуществлением целого ряда крупных инвестиционных проектов в различных отраслях экономики и, главным образом, интегрирующей ролью масштабных инфраструктурных проектов УФО. Все крупные зоны опережающего развития, выделенные на территории федерального округа, уже в настоящий период в достаточной степени подкреплены совокупностью заявленных инвестиционных проектов. Суммарные инвестиции в основной капитал по всем намечаемым к реализации на территории УФО инвестиционным проектам превышают 20 трлн. рублей в период до 2030 г. Масштабные инвестиции в модернизацию, реконструкцию и развитие действующих предприятий, а также в создание совершенно новых промышленных производств и инфраструктурных объектов предполагается реализовать по широкому кругу отраслей и видов деятельности, как на хозяйственно-освоенных, так и на территориях нового освоения Уральского федерального округа.

Помимо предложений администраций субъектов УФО по основным направлениям долгосрочного социально-экономического развития территорий, при обосновании крупных зон опережающего развития Уральского федерального округа были учтены также перспективы развития различных отраслей промышленности и транспорта в регионах округа, региональные приоритеты деятельности крупных компаний на территории УФО, отраженные в соответствующих стратегических документах. В состав пяти крупных зон УФО вошли 40 региональных зон опережающего развития, учтены предложения региональных администраций округа по созданию трех горно-промышленных районов, по развитию транспортных коридоров федерального и международного значения, по созданию нескольких территориально-производственных кластеров, ОЭЗ технико-внедренческого типа и туристско-рекреационных зон, целого ряда технопарков и т.д.

Опережающее развитие пяти крупных зон УФО в долгосрочной перспективе обусловлено:

- дальнейшим развитием нефтегазодобычи и транспортировки углеводородов на базе развития добычи газа в Надым-Пур-Тазовском междуречье, освоения Южно-Русского газового и Варьеганского нефтегазового месторождений, строительства Новоуренгойского газохимического комплекса;

- дальнейшим развитием металлургии, машиностроения и нефтехимии на базе  реконструкции и модернизации металлургических и горнообогатительных предприятий, обеспечивающих глубокую переработку минерально-сырьевых ресурсов, со строительством и развитием предприятий машиностроительной и химической отраслей;

- реализацией проекта «Урал промышленный – Урал Полярный», который позволит освоить минерально-сырьевые ресурсы восточного склона Уральского хребта и обеспечить возрождение металлургических и горнообогатительных предприятий Урала;

- освоением и развитием инфраструктуры полуострова Ямал на базе разработки и освоения перспективных газоносных месторождений - Бованенковского, Харасавейского, Крузенштернского и других;

- развитием агропромышленного комплекса и производства продуктов питания в Курганской, Тюменской и Челябинской областях.

По своему масштабу (площади охватываемой территории, численности проживающего населения), а также по обеспеченности существующей и проектируемой транспортной и энергетической инфраструктурой выделенные пять крупных зон опережающего развития в совокупности могут обоснованно рассматриваться в качестве каркаса формирования новой структуры пространственной организации Уральского федерального округа на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года.

PAGE  2



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
1007. Пути снижения зависимости федерального бюджета Российской Федерации от нефтедолларов 121.38 KB
  Теоретические основы изучения зависимости федерального бюджета от нефредолларов. Характеристика федерального бюджета. Этапы исполнения федерального бюджета. Участники исполнения федерального бюджета и их полномочия.
16633. Научно-образовательный потенциал Северо-Западного федерального округа 16.71 KB
  Для количественной оценки научного и образовательного потенциала Северо-Западного федерального округа были использованы следующие показатели: количество высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций по федеральным округам, численность населения и студентов в регионе, численность персонала, занятого исследованиями и разработками.
14216. Себестоимость и пути ее снижения на предприятии 51.73 KB
  Планирование затрат на производство и реализацию продукции. При этом инфляционные процессы в экономике рост цен как на сырье и материалы так и на готовую продукцию резко ослабили внимание к определению себестоимости продукции. Из-за фискальных соображений внешних контролеров основное внимание в учете производственных затрат уделяется правомерности включения этих затрат в себестоимость продукции а не точности ее калькулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить сущность и...
19741. Пути снижения налоговой нагрузки в Республике Казахстан 104.71 KB
  С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы необходимые для выполнения своих общественных функций. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач: -определить сущность налогов и рассмотреть понятия минимизации оптимизации и планирования налогов; - рассмотреть реформы в налоговых системах зарубежных стран; -раскрыть особенности становления налоговой системы Казахстана; -изучить основные направления налоговой реформы в Казахстане; -рассмотреть вопросы о снижении налоговой нагрузки в Казахстане; -на...
5498. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 327.36 KB
  Понятие сущность источники формирования Федерального бюджета Российской Федерации. Проблемы мобилизации федеральных налогов в доходной части федерального бюджета. Правовое регулирование вопросов по формированию Федерального бюджета Российской Федерации.
19742. Пути снижения рисков коммерческих банков (на примере КФ АО «Казкоммерцбанк») 167.01 KB
  Подходы к управлению банковскими рисками. Анализ управления банковскими рисками на примере АО Казкоммерцбанк. Анализ управления рисками в Банке. Управления рисками в банках Республики Казахстан.
3215. Пути оптимизации эффекта масштаба и способы снижения издержек производства 124.76 KB
  Издержки производства являются довольно серьёзной и актуальной проблемой на сегодняшний день, потому что в условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию
501. Весовой метод определения концентрации пыли. Нормирование ее содержания в воздухе. Пути снижения запыленности воздуха на предприятии 7.82 KB
  Пути снижения запыленности воздуха на предприятии. Весовой метод измерения запыленности воздуха совокупность приемов и правил определения массы пылевых частиц в единице объема воздуха. состоит в выделении пылевых частиц из известного объема запыленного воздуха с последующим их взвешиванием. Выделение осуществляется протягиванием воздуха через фильтр на котором пылинки задерживаются; привес фильтра определяет общее количество пыли содержащееся в данном объеме воздуха.
18541. Пути повышения конкурентоспособности предприятия 104.96 KB
  Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия. Методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия. Анализ конкурентоспособности предприятия. Анализ платежеспособности предприятия и оценка эффективности хозяйственной деятельности.
18063. Пути повышения конкурентоспособности предприятий АПК Республики Казахстан 141.25 KB
  Конкретизировать теоретические подходы к потенциалу функционирования кластеров в современной экономике; интенсифицировать сущность понятия кластеров как инновационной формы управления производством; раскрыть и систематизировать специфику системы функционирования национального агропромышленного комплекса как предпосылки создания и развития кластеров;
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.