-экономического развития более чем 40 субъектов Российской Федерации в которых продукция лесной промышленно

Хабаровск Особенности функционирования ЛПК субъекта федерации в условиях приграничного положения на примере Амурской области. В Амурской области в разной степени представлены все отрасли лесопромышленного комплекса. В ЛПК области действует более 90 предприятий основными из которых являются ОАО ЛПК Тындалес объем вывозки древесины в 2007 г. Также в области действует одно предприятие по химической переработке древесины.

2015-09-03

19.89 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Приходько Елена Вадимовна

Аспирант Института экономических исследований ДВО РАН

г. Хабаровск

Особенности функционирования ЛПК субъекта федерации в условиях

приграничного положения (на примере Амурской области).

Лесной сектор играет важную роль в экономике страны и имеет существенное значение для социально-экономического развития более чем 40 субъектов Российской Федерации, в которых продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50 % общего объема промышленной продукции соответствующих регионов.

В данном исследовании под лесопромышленным комплексом (ЛПК) понимается совокупность отраслей, направленных на заготовку и переработку леса. По степени вовлечения сырья в переработку выделяются: лесозаготовительная, деревоперерабатывающая, целлюлозно-бумажная и лесохимическая отрасли. В Амурской области в разной степени представлены все отрасли лесопромышленного комплекса.

В ЛПК области действует более 90 предприятий, основными из которых являются ОАО ЛПК «Тындалес» (объем вывозки древесины в 2007 г. составил 35 % от областного показателя), ОАО «Зейский ЛПК» (15 %). К группе средних можно отнести ОАО «Талданский ЛПХ», ООО СК «Востокстройинвест», ООО «Амурский лесопромышленный комплекс», ЗАО «Туранлес»  объемы вывозки которых колеблются от 76 до 114 тыс. м3.1  

Лесозаготовительные предприятия производят первичную обработку древесины на участках и нижних складах (обрубка веток, раскряжевка хлыстов на сортименты, распиловка). Предприятия по деревопереработке в основном представлены линиями по распиловке древесины и производству бруса, досок, полуфабрикатов и другой продукции невысокой технологической переработки. Также в области действует одно предприятие по химической переработке древесины. ( ЗАО «Аметис» – предприятие по производству природного антиоксиданта дигидрогверцитина из отходов древесины, который используется в пищевой и фармацевтической промышленности)

По объемам лесозаготовок Амурская область занимает третье место в Дальневосточном федеральном округе и входит в число крупных производителей, хотя и с большим отрывом от Хабаровского и Приморского краев, ее доля составила лишь 9,5 % в 2007 г.

Доступная расчетная лесосека Амурской области составляет около 9,9 млн м3 (0,5 % от общих запасов древесины). Фактически этот объем рубок в Приамурье никогда не  достигался, а в настоящее время не превышает половины от разрешенного ежегодного объема рубок (табл. 1).  

Таблица 1 – Динамика освоения арендованных участков лесного фонда Амурской области2

Год

Количество участков, преданных в аренду, ед.

Площадь, га

Установленный ежегодный объем пользования, тыс. м3

Фактически заготовлено, тыс.м3

Процент освоения установленного объема пользования, %

2006

64

3413,1

3159,4

1229,6

38,9

2007

-

6866,1

5421,6

2600,6

48

Источник: Лесопромышленный комплекс Амурской области. Статистический сборник, 2008. с. 18

Продукция ЛПК составляет основную статью экспорта Амурской области. Основным рынком сбыта лесопромышленной продукции является КНР – его доля в экспорте неуклонно растет и составила 82 % в 2007 году (табл. 2).

Таблица 2 – Динамика экспортных поставок по группам товаров из Амурской области

 

2000

2003

2004

2005

2006

2007

Общий объем экспорта, всего, тыс.долл. США

55854

76619

103259

157370

158005

212106

В том числе экспорт древесины, тыс.долл. США

18213

60924

67990

90952

102765

119858

Доля экспорта древесины в общем экспорте области, %

33%

80%

66%

58%

65%

57%

Объем экспорта древесины в КНР, тыс.долл. США

10330

36246

38323

69784

77000

98214

Доля экспорта древесины в КНР в общем объеме экспорта древесины из области, %

57%

59%

56%

77%

75%

82%

Источник: расчеты автора по Лесопромышленный комплекс Амурской области. Статистический сборник, 2008. с. 23

В 2008 г. доля экспорта в Китай имела тенденцию к повышению, несмотря на высокие экспортные пошлины на вывоз круглого леса (85%). Китай наиболее гибкий покупатель данной продукции, при неясной ситуации с датой ввода заградительных пошлин. Покупатели из Японии предпочли не продлевать существующие контракты на 2009 г., равно как и некоторые покупатели из Южной Кореи. Таким образом, в настоящее время КНР является фактически монопольным потребителем амурского леса.

В данном исследовании рассматривается Северо-Восток Китая (СВК), так как он расположен в непосредственной географической близости к Амурской области. Наибольшая протяжность границ у области с провинцией Хэйлунцзян, которая является одной из основных административных единиц, входящих в состав Северо-Восточного Китая.

В связи с тем, что в течение последних 20 лет Северо-Восток Китая в определенной степени отстал по темпам экономического роста от юго-восточных и приморских районов, правительство КНР в 2003 г. выдвинуло стратегию освоения северо-востока страны и реконструкции старой промышленной базы Северо-Востока Китая.

Основным документом, определяющим дальнейшую стратегию развития старой промышленной базы на Северо-Востоке Китая является План возрождения Северо-Восточного Китая, разработанный правительством в 2003 году  на 11 пятилетку (2006-2010 гг.). Данный план преследует цели координации ключевых аспектов регионального развития и проведения более эффективной политики, включая конкретные меры, направленные на ускорение процесса возрождения экономики.

Территории, на которые  распространяется действие Плана, включают в себя следующие провинции и города: провинции Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян, а также города Хулуньбэйэр, Тунляо, Чифэн, аймаки Синган и Силиньголэ, расположенные в Автономном районе Внутренняя Монголия (АРВМ). На этих территориях проживают в общей сложности 120 млн.чел., их суммарная площадь составляет 1,45 млн.кв.км.

До принятия данного Плана показатели стоимостной структуры внутреннего регионального продукта по основным провинциям СВК имели положительные тенденции, однако темпы роста отставали от других регионов страны (рис. 1).

Рисунок 1 – Динамика ВРП по основным провинциям Северо-Востока Китая3

Источник: China Statistical Yerbook, 1996-2002

 Прирост показателя ВРП за аналогичный период по данным провинциям не превышает 15 %.  Возможно именно низкий уровень прироста обратил внимание властей на проблему реформирования СВК. Программой предусмотрено удвоение темпов роста седнедушевого ВРП за период действия Программы.4 

Самым развитым регионом СВК является провинция Ляонин, что связано с наличием в ней доступа к мировым транспортным коммуникациям, прежде всего морским. Ориентированность данной провинции на мировые рынки предопределила ее ведущее положение среди других провинций СВК. Провинция Хэйлунцзян длительное время была замкнутым районом, ориентированным на внутренний рынок, что в некоторой степени определило ее экономическое отставание. Такая ситуация сложилась из-за ухудшения отношений Китая с СССР, Индией и США с 1965 по 1976 г. (в период «культурной революции»). Власти страны предпринимали попытки выделить надпровинциальные образования по военно-политическому принципу, создавая так называемую «линию обороны», в которую входил северо-восточный район, поэтому развитие экономических связей провинции Хэйлунцзян с ближайшим соседом – Советским Союзом началось после провозглашения курса на развитие рыночных отношений.  У провинции Цзилинь схожая ситуация с провинцией Хэйлунцзян, она находится на границе с Северной Кореей. Это экономически закрытый и отсталый регион, поэтому развитие приграничного сотрудничества происходит медленными темпами5

Несмотря на большую долю импорта лесопродукции провинциями СВК с российского Дальнего Востока и из Амурской области, в частности, в Плане возрождения СВК не уделяется особого внимания развитию лесопереработки. Тем не менее в китайско-российских экономических отношениях использование природных, в том числе лесных ресурсов является одним из важных направлений сотрудничества.  В настоящее время правительствами России и Китая принята Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири и Северо-Востока КНР (2009-2018 гг.), в которой намечено к реализации на территории России 23 совместных проекта в области лесопереработки, из них в дальневосточных субъектах РФ 15.6 Один из проектов предполагается реализовать в амурской области - создание в зоне БАМ лесопромышленного комплекса на основе технологического цикла безотходной переработки древесины по производству шпона, плит МДФ и OSB, сухих лесоматериалов.

По теории конкурентных преимуществ М.Портера для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны. Сообразно данной теории факторы конкурентного преимущества у Амурской области есть, но качественная оценка данных факторов недостаточно высока. При наличии производственных мощностей, инфраструктуры, специализированных вузов все эти показатели отстают в научно-техническом плане. Внутренний спрос на продукцию ЛПК не позволяет использовать преимущества эффекта масштаба. Конкурентоспособность ЛПК Амурской области на национальном рынке низкая в силу отдаленного положения от центров спроса на лесопромышленную продукцию, слабого развития перерабатывающих производств и изначальной ориентации на страны Северо-восточной Азии.

Близость провинций СВК и Амурской области позволяет этим регионам получить взаимную выгоду от сотрудничества:

  •  у КНР высокая емкость внутреннего рынка, что позволит Амурской области при развитии производства получить возможность использования преимуществ от эффекта масштаба;
  •  Программа развития СВК помимо переработки сырья делает основной упор на развитие машиностроения, что даст Амурской области возможность приобретения оборудования в близком для нее Китае, снизив расходы на транспортировку;
  •  в Китае развиваются отрасли, сопутствующие лесному комплексу, а в силу низкой стоимости труда их продукция конкурентоспособна на рынке;
  •  получив толчок к развитию посредством сотрудничества с КНР лесопромышленный комплекс Амурской области будет улучшать качество своей продукции и увеличивать добавленную стоимость продукции за счет более глубокой переработки круглого леса, что позволит ему стать конкурентоспособным как на внутреннем рынке, так и на рынках других стран Азии.

В теории конкурентных преимуществ отдельно рассматривается вопрос о роли правительства, влияния денежно-кредитной, налоговой, таможенной политик на параметры факторов производства и спроса. На наш взгляд, отдельные элементы этих политик, способствующие  успешной реализации совместных проектов в области использования лесных ресурсов должны обсуждаться путем двусторонних переговоров между странами с тем, чтобы прийти к соглашениям, позволяющим получить все преимущества от совместного развития двух регионов.

1 Официальный сайт Правительства Амурской области http://www.amurobl.ru/index.php?m=24597&r=2&c=4959&p=4962

2 Лесопромышленный комплекс Амурской области. Статистический сборник./ Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Амурской области. – г. Благовещенск, 2008.   

3 China Statistical Yerbook. 1996-2002/ National Bureau of Statistics of China. Официальный сайт. http://www.stats.gov.cn/english/statisticaldata/yearlydata/

4 План возрождения Северо-Восточного Китая. Перевод с английского В.Е. Кучерявенко/ Пространственная экономика, 2009.– № 1. – с. 62-101.

5 КНДР. Экономика-2002./ База данных экономики и права. Электронный ресурс. http://polpred.com

6 Список ключевых проектов сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики. http://www.kp.ru/upfile/attached_file/559300.doc

PAGE  1



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
9747. Разработка стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на основе прогноза экономической динамики (на примере Республики Адыгея) 92.91 KB
  Однако выделить место региональной системы ее финансовую основу развития источники поступления средств и механизм их привлечения можно лишь при условии если региональная экономика будет рассматриваться как целостная система совокупность различных видов воспроизводственных циклов. Рассмотрение проблем управления региональной экономикой требует ответа на вопрос о системе инструментов регулирования регионального развития. Прогнозы нужны государственным органам прежде всего для обоснования стратегии и приоритетов развития на долгосрочный и...
6835. Компетенция Российской Федерации и ее субъектов 7.46 KB
  Компетенция Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ устанавливает четкие перечни полномочий РФ субъектов РФ и предметы их совместного ведения. Вне пределов ведения РФ и сферы совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти т. эти полномочия относятся к исключительной компетенции органов государственной власти субъектов РФ.
19535. Методы органов по вопросам государственной службы субъектов Российской Федерации 16.35 KB
  Понятие и сущность управления государственной службы . Основные методы управления государственной службой. Методы органов по вопросам государственной службы субъектов Российской Федерации. Введение Важнейшим условием нормального функционирования и развития государственной службы является управление ею.
20163. Основные положения конституционных основ взаимоотношений Российской Федерации и субъектов РФ 26.42 KB
  Теоретические аспекты статуса субъектов в составе Российской Федерации. Понятие субъектов Российской Федерации в конституционно-правовом аспекте. Виды субъектов Российской Федерации. Курская область - субъект Российской Федерации.
6838. Формы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов. Проблемы федерального вмешательства 7.62 KB
  Компетенция органа власти – это определенный объем полномочий установленный Конституцией РФ и другими федеральными законами. Конституция РФ жестко устанавливает следующие виды компетенции органов государственной власти в зависимости от федеративного устройства РФ: 1 компетенция самой РФ; 2 компетенция субъектов РФ; 3 вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ. В ведении органов власти субъектов РФ находится большинство текущих вопросов регулирования жизнедеятельности общества за исключением вопросов исключительного ведения РФ: 1...
19197. Влияние межбюджетных субсидий на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации 1.59 MB
  Еще недавно федеральный бюджет Российской Федерации в отличие от многих других государств являлся профицитным однако сохраняющаяся проблема сбалансированности его доходной и расходной частей расслоения регионов по уровню бюджетной самодостаточности и следовательно необходимости передачи части средств федерального бюджета повлекла за собой его дефицитность. В современных условиях в результате снижения доходов бюджетов регионального и местного уровней Российской Федерации и увеличения диспропорций между регионами и муниципальными...
16804. Региональная инновационная система: проблемы измерения и оценки влияния на экономическое развитие субъектов Российской Федерации 24.7 KB
  Региональная инновационная система РИС представляет собой совокупность институтов региона которые вместе и каждый в отдельности участвуют в процессе создания трансформации и распространения инноваций. Методологические подходы к оценке РИС Подход Авторы Плюсы Минусы Описательный анализ отдельных РИС Ф.Кальвет Подход позволяет сформулировать рекомендации по реализации инновационной политики в регионе Инструментарий не представляет возможностей для межрегионального сравнения уровня развития РИС и оценки влияние РИС на региональное эк. ...
1338. Взаимодействие органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления 65.83 KB
  Взаимодействие органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления. Взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации с органами местного самоуправления....
1389. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 38.54 KB
  История возникновения и развития финансовой аренды лизинга. Понятие сущность и функции финансовой аренды лизинга. Содержание договора финансовой аренды лизинга. Быстрое и широкое распространение лизинга в деловой практике обусловлено прежде всего выгодами его применения для участников хозяйственного оборота.
1274. Процесс развития территориального общественного самоуправления в Российской Федерации 105.22 KB
  Выразителем интересов и инициатив населения может стать Территориальное общественное самоуправление ТОС форма самоорганизации населения по месту жительства. Актуальность ТОС прежде всего исходит из потребности граждан в обустройстве своего места жительства. Эту возможность дают законодательство о местном самоуправлении и муниципальные правовые акты которые предоставляют широкие права населению в осуществлении ТОС в определении его структуры целей и задач содержания деятельности. В настоящее время ТОС в той или иной степени...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.