тема стратегического планирования экономики региона на примере Свердловской области На современно.

Екатеринбург Система стратегического планирования экономики региона на примере Свердловской области На современном этапе социально-экономического развития России в целом и ее регионов разработка методологии и исследования отдельных вопросов в области стратегического управления и планирования развития территорий являются наиболее актуальными на ведущие позиции выходят проблемы организации системного стратегического управления социально-экономическими процессами. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена следующим: во-первых...

2015-09-03

13.01 KB

11 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Мальцева Е.А.

Уральский государственный экономический университет

г.Екатеринбург

Система стратегического планирования экономики региона

(на  примере Свердловской области)

На современном этапе социально-экономического развития России в целом и ее регионов разработка методологии и исследования отдельных вопросов в области стратегического управления и планирования развития территорий являются наиболее актуальными, на ведущие позиции выходят проблемы организации системного стратегического управления социально-экономическими процессами.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена следующим:

  •  во-первых, необходимостью системного стратегического управления социально-экономическими процессами, происходящими на территориях различного уровня;
  •  во-вторых, включением накопленного опыта стратегического планирования в управленческую практику;
  •  в-третьих, недостаточным использованием региональных и муниципальных стратегий как инструментов координации и коммуникации ресурсных возможностей территорий, полномочий, функций и интересов органов власти, местного самоуправления, населения и бизнес-структур в процессе стратегического территориального планирования.

Целью работы является разработка рекомендаций по развитию системы стратегического территориального планирования экономики региона (на примере Свердловской области).

Методологическую основу исследования составили системный анализ, комплексный, предметный, проблемный и эволюционный подходы, сочетание дедуктивного и индуктивного анализа, стратегический анализ. Проанализированы статистические материалы и нормативно-правовые акты федерального и местного уровня, касающиеся предмета исследования. При обобщениях широко применялся системный метод.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей в области теории и практики стратегического планирования, регионального управления и местного самоуправления, региональной экономики. Автором использован широкий круг отечественных и зарубежных источников: материалы научных семинаров и конференций, специальная литература по проблемам стратегического территориального планирования, нормативно-правовые акты федерального, регионального и местного уровня. Важнейшим источником стал практический опыт разработки стратегических планов для городов и регионов, а также смежные исследования.

В нашей работе мы руководствовались следующим определением системы стратегического планирования: система стратегического территориального планирования региона представляет собой особый вид управленческой деятельности, включающий деятельность по формированию целей развития территории, определению желаемого облика региона и его муниципальных образований, а также механизмы их достижения, на основе имеющихся ресурсов и резервов, обеспечивающих эффективное развитие территорий и конкурентоспособность района в долгосрочной перспективе в целом как места для жизни, хозяйственной деятельности и временного пребывания в изменяющихся условиях внешней среды. В ходе  исследования определено, что в стратегии территориального социально-экономического развития должны присутствовать следующие уровни:

– общенациональный;

– межрегиональный;

– региональный;

– внутрирегиональный.

По мнению автора, система стратегического территориального планирования региона характеризуется следующими свойствами:

  •  cинергетичность;
  •  приоритет интересов стратегического планирования региона;
  •  эмерджентность;
  •  неаддитивность;
  •  структурность;
  •  надёжность.

Проанализировав систему стратегического территориального планирования экономики региона на примере Свердловской области1 с точки зрения системного подхода  автор пришел к следующим выводам:

  •  в настоящее время формируется система стратегического территориального планирования региональной экономики;
  •  основными признаками, отличающими систему стратегического планирования экономики региона, являются иерархичность, синергетичность, структурность, надёжность, сохраняемость проектных значений параметров системы в течение запланированного периода;
  •  на каждом нижеследующем уровне стратегического планирования конкретизируются решения вышестоящего уровня стратегического планирования;
  •  стратегическое развитие экономики региона одновременно зависит как от стратегических приоритетов развития страны и соответствующего федерального округа, так и муниципальных образований включенных в его состав.

Однако автором было выявлено, что существует ряд проблем, тормозящих развитие системы стратегического территориального планирования экономики региона такие, как:

  •  несоответствие методологии стратегического планирования субъектов различного иерархического уровня, что обусловлено разработкой и принятием стратегий в разное время, с разными целями;
  •  стратегические приоритеты субъектов различного иерархического уровня не увязаны между собой или увязаны слабо;
  •  несогласованность вариантов и сценариев долгосрочного развития, что затрудняет преемственность стратегического планирования региона;
  •  затруднена проекция стратегических решений между уровнями системы стратегического планирования;
  •  на территориях не определены центры генерирования прибылей;
  •  дифференциация качества стратегических документов муниципального уровня;
  •  отсутствие методик определения качества содержания стратегических документов.

В нашей работе была разработана методика оценки качества стратегических документов территории, включающая такие важнейшие параметры оценки как определенность миссии и главной стратегической цели, комплектность, программность,  реализуемость, механизмы и методы реализации стратегического плана, используемые методы стратегического анализа, а также отсутствие (наличие) плагиата и пр. 

Проведенный анализ качества результатов стратегического планирования в Свердловской области2 показал, что положительными сторонами является аналитичность, программность и проектность стратегических документов, нацеленность на результат, вариантность разработки стратегий, а также определенность методов и механизмов реализации стратегического плана. Основные затруднения в процессе стратегического планирования вызывает формирование стратегического видения территории, низко оценивается мониторинг, проработанность проектов и программ, ориентированность на реализацию, определение миссии и главной стратегической цели, использование аналитических инструментов и форм активного прогнозирования. Исследование показало, что актуальной проблемой является плагиат стратегических документов, что объясняется искажением роли стратегического планирования в территориальном управлении. Поэтому, по нашему мнению, в настоящее время необходима реализация следующих принципиальных положений:  

  •  формирование системы оценки качества стратегического территориального планирования;
  •  создание единой системы стратегического территориального планирования;
  •  активное включение общества в процесс стратегического территориального планирования.

Автором определено, что повышение результативности стратегического планирования может быть реализовано по следующим направлениям:

  1.  содержательно:
  •  улучшить содержание стратегического планирования за счет применения методов Форсайта;
  •  расширение числа используемых аналитических инструментов (например, построение матриц БКГ, расчет индексов географической концентрации – EG, GC и т.п.);
  •  реализовать применение кластерного подхода в стратегическом планировании.
  1.  методически:
  •  внедрение методики оценки качества стратегических документов;
  •  внедрение прогнозных моделей в практику стратегического планирования (например, построение регрессионных моделей, теории графов и пр.);
  •  формирование системы мониторинга реализации стратегических документов.
  1.  организационно:
  •  усиление работ по продвижению территории (маркетингу);
  •  формирование консультационных центров стратегического планирования на базе научных учреждений и органов власти;
  •  создание комиссий, состоящих из представителей различного уровня власти, по организации реализации стратегических документов и контролю за ходом реализации;
  •  разработка механизмов управления реализацией планов.
  1.  экономически:
  •  поддержка стратегического планирования муниципальных образований с областного уровня (например, в виде конкурсов);
  •  организация федеральных и региональных конкурсов на финансирование проектов, включенных в стратегические планы городов;
  1.  законодательно:
  •  принятие нормативно-правовых актов, определяющих принципы формирования вертикали стратегического планирования;
  •  принятие документов регламентирующих процесс планирования на территории.
  1.  информационно:
  •  продвижение стратегических документов через средства массовой информации;
  •  закрепление стратегического планирования как элемента системы территориально менеджмента.

В заключении отметим, что создание системы территориального планирования - сложная комплексная задача, требующая длительного времени, а также ресурсов и организационных мероприятий. По нашему мнению, реализация предложенных направлений повышения результативности стратегического территориального планирования позволит вывести на новый качественный уровень стратегическое планирование в регионе, сформировать систему стратегического планирования экономики региона, повысить инвестиционную привлекательность региона, создать условия для развития бизнеса.

1 Автором проанализированы следующие документы стратегического планирования экономики региона:


Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р.


Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года. Постановление Правительства Свердловской области от 27.08.2008 г. № 873-ПП.


Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Уральского федерального округа. Решение Совета УФО под председательством Полномочного представителя Президента Российской Федерации по Уральскому федеральному округу от 29 апреля 2008 года № 1.

2 Проанализированы стратегические документы территорий, разработанные и предоставленные в Министерство экономики и труда Свердловской области на 01.05.2009г. 36 стратегических планов муниципальных образований

PAGE   \* MERGEFORMAT 4



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
18833. Анализ стратегического планирования ЗАО «ТАНДЕР» на примере магазина «Магнит» 2.3 MB
  Для обоснования и оценки таких решений необходимо применять инструментарий стратегического планирования. Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных помещений приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку [10C 34]....
18809. ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 138.52 KB
  Теоретические основы формирования региональной инвестиционной привлекательности. Понятие инвестиционной привлекательности.Роль инвестиционной привлекательности региона в развитии бизнеса.
16513. Инвестиционная привлекательность региона и меры ее повышения на примере Белгородской области 12.89 KB
  Естественно что инвестиционной политикой должны заниматься не только федеральные власти но и региональная законодательная и исполнительная власть и даже органы МСУ. Наоборот отсутствие благоприятной инвестиционной среды тормозит экономический рост. Цель инвестиционной политики – создание условий для эффективных вложений в экономику региона. Для начала необходимо определить что такое инвестиции и что мы понимаем под инвестиционной привлекательностью региона.
16555. Комплексная оценка инвестиционно-инновационного потенциала региона (на примере Владимирской области) 31.03 KB
  Инвестиционный климат регионов представляет собой обобщенную характеристику совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику региона и степень реализации этих возможностей.
16832. Оценка результативности и эффективности функционирования инновационного бизнеса региона (на примере Томской области) 16.43 KB
  В настоящее время большинство научных исследований по региональной инновационной деятельности сосредоточены на изучении особенностей функционирования элементов региональных инновационных систем далее РИС оценке инновационного потенциала и разработке механизмов стимулирования инновационной деятельности в регионе. Вопросы эффективности инноваций анализируются только на уровне отдельных инновационных проектов а не на...
16455. К вопросу о влиянии международной трудовой миграции на развитие приграничного региона (на примере Еврейской автономной области) 232.29 KB
  В настоящее время говорить о миграции как о факторе развития только лишь приграничного региона несколько узко. Последнее связано с распространением миграционного фактора на развитие различных сфер общества (государства) как в приграничных, так и в центральных регионах. Неоднократно освещался тот факт, что мигранты предпочитают оседать в более развитых регионах, характеризующихся более высоким уровнем жизни, развитой инфраструктурой и в целом большими возможностями для жизни и трудоустройства.
5994. Предмет и задачи «Стратегического планирования» 87.72 KB
  Стратегия – программа план генеральный курс субъекта управления по достижению им миcсии предприятия и стратегических целей в любой области деятельности. Основная задача стоявшая в этот период перед предприятиями
5080. Совершенствование системы стратегического планирования ОАО «Аромат-Плюс» 94.84 KB
  Стратегическое управление, рассматриваемое как деятельность высшего руководства по управлению организацией в конкурентной рыночной среде, является важнейшей составляющей жизни современной деловой организации.
12137. Методика стратегического планирования деятельности и развития российских предприятий 17.34 KB
  Разработаны методы анализа стратегического потенциала предприятия. В зарубежных методиках стратегического планирования Минцберг Томпсон Гошал и др. Бизнеспланирование на предприятиях и организациях государственное стратегическое планирование формирование национальной инновационной системы как основы перспективного стратегического развития.
2704. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕГРАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ФОРСАЙТА 25.27 KB
  Эти обстоятельства предопределяют необходимость разработки новых подходов к региональному стратегическому планированию и формированию приоритетов развития наиболее жизненно важной отрасли – электроэнергетики. Прогноз перспектив развития направлений которые выбраны для форсайта включает: прогноз результатов фундаментальных научных исследований в выбранных сферах; прогнозирование развития новых технологий и выхода на рынок принципиально новых видов продукции работ и услуг. Вовлеченность commitment различных общественных сил бизнеса...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.