Региональная инновационная система: проблемы измерения и оценки влияния на экономическое развитие субъектов Российской Федерации

Региональная инновационная система РИС представляет собой совокупность институтов региона которые вместе и каждый в отдельности участвуют в процессе создания трансформации и распространения инноваций. Методологические подходы к оценке РИС Подход Авторы Плюсы Минусы Описательный анализ отдельных РИС Ф.Кальвет Подход позволяет сформулировать рекомендации по реализации инновационной политики в регионе Инструментарий не представляет возможностей для межрегионального сравнения уровня развития РИС и оценки влияние РИС на региональное эк. ...

2015-09-03

24.7 KB

9 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Региональная инновационная система: проблемы измерения и оценки ВЛИЯнИЯ НА экономическое развитие СУБЪЕКТОВ РоссийСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Баландина М.С., (ЦРЭИ УрГУ,  Екатеринбург)

Сегодня одной из важнейших задач России становится переход на инновационный путь развития. Осмысление существующего инновационного потенциала при формировании инновационной политики ставит приоритетом исследование многогранности инновационной системы государства. Спецификой Российской Федерации является высокая межрегиональная дифференциация по базовым социально-экономическим показателям, а также уровню инновативности. В связи с этим, особый РФ.  

Региональная инновационная система (РИС) представляет собой совокупность институтов региона, которые вместе и каждый в отдельности, участвуют в процессе создания, трансформации и распространения инноваций. Базовыми элементами инновационной системы являются институты, при этом совокупность всех институтов можно разделить на 2 типа: институты-нормы и институты-субъекты.

К институтам-субъектам инновационной системы относятся: органы государственной власти,  институты генерации и распространения знаний, бизнес, институты инновационной инфраструктуры. Институты-нормы включают в себя федеральное и региональное законодательство, а также неформальные правила осуществления инновационной деятельности.

Таблица 1. Методологические подходы к оценке РИС

Подход

Авторы

Плюсы

Минусы

Описательный анализ отдельных РИС

Ф.Айдалота,

Д.Киби,

К.Вильяма, Т.Кальвет

Подход позволяет сформулировать рекомендации по реализации инновационной политики в регионе

Инструментарий не представляет возможностей для межрегионального сравнения уровня развития РИС и оценки влияние РИС на региональное эк.развитие

Анализ инновационных опросов фирм, применение описательной статистики, измерение производственной функции знаний

С.Грилич,

М.Фритч

Углубленный анализ факторов, влияющих на инновационную активность компаний.

Появляется возможность межрегионального сравнения.  

РИС – это система, для комплексной оценки которой необходимо рассмотреть деятельность всех ее элементов, а не только бизнеса.   

Построение интегральных инновационных индексов

Ж.Фагерберг

М.Шролек

А.Чулок

Возможность комплексно оценить уровень развития РИС,  провести межрегиональные сравнения.

Возможна проверка гипотез и вывод теоретических моделей.

Уровень доступности и достоверности релевантной статистической информации.

Субъективность определения весовых коэффициентов при индикаторах.

Необходимость снятия  проблемы эндогенности. Субъективность выбора пограничных значений.

Составлено автором

Совокупность аналитических работ, посвященных оценке уровня развития инновационных систем в различных регионах мира, можно укрупнено разделить на три типа (табл. 1). На основании проведенного сравнительного анализа достоинств и недостатков методов оценки РИС можно заключить, что для комплексной оценки уровня развития инновационной системы, проведения их сравнительного анализа и оценки гипотез о влиянии РИС на уровень экономического развития территорий наиболее эффективным методом является построение интегральных индексов.

Методика построение интегральных индексов была применена для оценки РИС 77 субъектов РФ за период с 2003 по 2007 гг. Индекс уровня развития РИС рассчитан с помощью метода главных компонент, позволившего объединить 14 индикаторов (табл. 2).

Таблица 2. Индикаторы для оценки уровня развития субъектов РИС

Элемент РИС

Преимущества показателя

Недостатки показателя

Институты генерации и распространения знаний

Число организаций, выполняющих R&D

Оценка научного и иннова-ционного потенциала региона

Не позволяет оценить структуру научных организаций

Численность персонала, занятого R&D на 1 млн. жителей региона

Оценивает  кадровый потенциал институтов генерации и распространения знаний

Нет информации о результативности и структуре занятости

Выпуск аспирантов с защитой диссертации на 1 млн. жителей региона

Оценивает потенциал экономики в сфере новых кадров

Не позволяет  оценить уровень вовлечения специалистов в процесс создания знаний

Затраты на технологические инновации, в % от ВРП

Оценивает объем инвестиций в конечный результат инновационной деятельности,

Не позволяет оценить вклад отдельных субъектов РИС в финансирование инноваций

Инновационная активность бизнеса

Объем инновационных товаров, работ, услуг в % от общего объема товаров, работ, услуг

Оценка степени востребованности научно-технических достижений

Не позволяет оценить степень усовершенствования товара, работы, услуги

Уровень инновационной активности бизнеса

Комплексная оценка инновации-онной деятельности бизнеса

Оценка активности только промышленных организаций

Инновационная инфраструктура

Количество  институтов развития научно-технологического потенциала  в регионе

Оценка развития сектора инфраструктуры инновационной деятельности

Не позволяет оценить активность институтов развития в поддержке R&D

Интеграция элементов РИС и ее открытости

Экспорт технологий и услуг технического характера, число соглашений

Анализа степени интеграции РИС в НИС и ориентации РИС на самостоятельную генерацию знаний

Число зарегистри-рованных абонентских терминалов сотовой связи

Оценка уровня развития информационной и коммуникационной среды в регионе

Показывает лишь приблизительную степень интеграции элементов РИС

Импорт технологий и услуг тех. характера, число соглашений

Анализа степени интеграции РИС в НИС и ориентации РИС на заимствования технологий

Составлено автором

На основании построения индекса, все регионы РФ были проранжированы по степени развития РИС (таб.3). Распределение регионов по индексу развития РИС характеризуется двумя главными чертами: во-первых, сильной поляризованностью и, во-вторых, наличием обширной и слабо дифференцированной срединной группы регионов. В 26 регионах значения индекса выше, чем в среднем по России, это федеральные города (Москва и Санкт-Петербург), регионы с крупнейшими вузовскими центрами (Свердловская, Республика Татарстан, Самарская, Новосибирская, Томская области), а также регионы с относительно высоким научным потенциалом крупных наукоградов (Калужская область). В подавляющем большинстве субъектов инновационная система остается слабо развитой, присутствует дефицит квалифицированных специалистов, институтов генерации знаний.

Таблица. 3. Рейтинг регионов РФ по индексу развития РИС,  2007 г.

Регион

Значение индекса

1.

г. Москва

1,00

2.

г. Санкт-Петербург

0,80

3.

Московская область

0,42

4.

Свердловская область

0,27

5.

Республика Татарстан

0,25

6.

Новосибирская область

0,25

75.

Республика Тыва

0,00

76.

Республика Калмыкия

0,00

77.

Еврейская автономная область

0,00

Составлено автором

Итак, в России присутствуют сильные региональные диспаритеты по уровню развития РИС, основной инновационной потенциал страны сконцентрирован в небольшом числе субъектов, с высоко развитыми институтами-нормами и инновационной инфраструктурой. Проблемой большинства регионов остается неразвитость большинства элементов РИС. При этом для всех регионов характерны следующие проблемы: разбалансированность и изолированное существования элементов  инновационной системы друг от друга.

Предложенный индекс развития РИС позволяет оценить различия регионов по условиям создания и коммерциализации результатов НИОКР и может использоваться для проверки различных гипотез. Автор использует данный индекс для анализа влияния РИС на экономическое развитие регионов России.

Начиная с работ Й.Шумпетера, и по сей день исследователи в качестве основного фактора экономического развития рассматривают инновации, которые способствует росту эффективности использования прочих факторов производства. На наш взгляд, любой фактор экономического развития представляет собой лишь потенциальную возможность, реализация которой зависит от существующих институциональных условий. Так, результативность инновационной деятельности зависит от институциональных условий создания инноваций, наличия на территории инновационной инфраструктуры, степени взаимодействия различных экономических агентов, заинтересованных в повышении эффективности своей деятельности за счет совершенствования технологий. То есть возможности экономики создавать знания и коммерчески их реализовывать зависит от уровня развития инновационной системы. Таким образом, инновационная система как источник инноваций сама представляет собой фактор экономического развития, который воздействует на экономический рост,  способствует совершенствованию условий и качества жизни населения. Данный фактор оказывает влияние на экономическое развитие через создание условий для эффективной реализации инновационной деятельность, повышение абсорбционной способности территории, а также увеличение привлекательности территории для инновационноактивных компаний и инвестиций в технологичный сектор экономики.

Проверка гипотезы о влиянии уровня развития РИС на уровень экономического развития была осуществлена автором с помощью следующей исходной модели панельной регрессии:

                                                                       (1)

где  – логарифм ВРП на душу населения в регионе i в момент времени t;   – константа; – вектор переменных, характеризующих развитие РИС субъекта i в момент t; – вектор коэффициентов, характеризующих влияние отдельных характеристик РИС на экономическое развитие;  –  логарифм доли инвестиции в основной капитал в ВРП,  характеризует интенсивность инвестиционного процесса в экономике региона i в момент t;  – коэффициент модели, характеризующий влияние нормы инвестирования на экономическое развитие региона; – темп роста населения региона  i;    – коэффициент, характеризующий влияние темпов роста населения на экономическое развитие;   – случайный член.

В таблице 4 представлены результаты оценки модели экономического развития субъектов РФ на основе панельной регрессии (со случайными эффектами).

Таблица 4. Оценка влияния факторов экономического развития на основе панельной регрессии (со случайными эффектами) по регионам России*

Объясняющие переменные

Обозначение

Коэффициент

Стандартная ошибка

Логарифм индекса развития РИС

lnRIS

0,26

0,03

Логарифм темпа роста населения региона  

lnPopulation

0,31

0,07

Логарифм доли инвестиций в ВРП

lnInv

92,31

6,77

Константа

_cons

-413,24

31,09

lnGDP=a+a1*lnRIS+a2*lnInv+a3*LnPopulation

Количество регионов: 77, количество наблюдений: 382

R-sq: within  = 0.6119, between = 0.4348, overall = 0.4514

*Зависимая переменная: логарифм ВРП на душу населения в регионе

Составлено автором.

Качество регрессии можно считать удовлетворительным. Получить более высокую объясняющую способность модели представляется затруднительным в силу того, что каждый регион характеризуется особенностями экономического развития, включая географическое положение, наличие полезных ископаемых и др. Все переменные оказывают значимое влияние на размер ВРП на душу населения в регионе (на 5% уровне значимости).  Коэффициент при индексе развития РИС положителен, а его значение указывает на то, что при увеличении уровня развития региональной инновационной системы на 1 процент при прочих равных условиях уровень экономического развития региона увеличивается на 0,26 процента. Таким образом, у нас нет оснований отвергать гипотезу о том, что чем более развита региональная инновационная система, тем выше уровень экономического развития территории.

Рисунок 1. ВРП на душу населения и индекс РИС, 2007 г.

Составлено автором

Анализ влияния отдельных показателей, вошедших в индекс РИС, на экономическое развитие подтверждает значимость следующих характеристик инновационной системы: числа организаций, выполняющих исследования и разработки; численности персонала, занятого исследованиями и разработками; выпуска аспирантов с защитой диссертации; уровня инновационной активности бизнеса; импорта технологий и услуг технического характера; количества патентных заявок; количество патентных поверенных в регионе; наличия соглашения Роспатента с администрациями регионов РФ; наличия в регионе программы инновационного развития; количества институтов развития научно-технологического потенциала  в регионе.

На основании проведенного анализа можно выделить следующие основные направления совершенствования РИС (с точки зрения максимального эффекта на экономическое развитие): принятие комплекса мер, направленных на активный рост числа организаций генерации знаний; разработка и реализация в регионе программы инновационного развития; совершенствование института интеллектуальной собственности; привлечение в регион высококвалифицированных трудовых ресурсов; развитие инновационной инфраструктуры; создание эффективных механизмов функционирования системы взаимодействия основных субъектов системы.

PAGE  5



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
19197. Влияние межбюджетных субсидий на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации 1.59 MB
  Еще недавно федеральный бюджет Российской Федерации в отличие от многих других государств являлся профицитным однако сохраняющаяся проблема сбалансированности его доходной и расходной частей расслоения регионов по уровню бюджетной самодостаточности и следовательно необходимости передачи части средств федерального бюджета повлекла за собой его дефицитность. В современных условиях в результате снижения доходов бюджетов регионального и местного уровней Российской Федерации и увеличения диспропорций между регионами и муниципальными...
6838. Формы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов. Проблемы федерального вмешательства 7.62 KB
  Компетенция органа власти – это определенный объем полномочий установленный Конституцией РФ и другими федеральными законами. Конституция РФ жестко устанавливает следующие виды компетенции органов государственной власти в зависимости от федеративного устройства РФ: 1 компетенция самой РФ; 2 компетенция субъектов РФ; 3 вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ. В ведении органов власти субъектов РФ находится большинство текущих вопросов регулирования жизнедеятельности общества за исключением вопросов исключительного ведения РФ: 1...
17649. Социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации и стратегическое управление им (на примере Красноярского края) 176.55 KB
  Основная цель исследования - выявить экономико-географическую специфику формирования современного социально-экономического состояния организации и приоритеты развития Красноярского края. Предметом исследования является природные условия тенденции и приоритеты социально-экономического развития Красноярского края. Самая северная точка края - мыс Челюскина - расположена на 77 градусах 41 минуте северной широты и является самой северной точкой России и Азиатского материка.
16102. Региональная инновационная система: университет в тройной спирали экономики знаний 372.95 KB
  Безусловно роль университета могут выполнять и корпорации с их исследовательскими департаментами так же как и государственные и общественные академии если в них обеспечивается пересечение потоков новых знаний и энергичной молодежи. Взаимодействие университета и предприятия происходит через приказы власти возможность инициативы минимальна динамика взаимодействия...
19858. Современная банковская система Российской Федерации: проблемы и перспективы развития 77.17 KB
  История развития банковской системы стр. 13-18 Структура и динамика банковской системы стр. ВВЕДЕНИЕ Становление и функционирование банковской системы играет одну из главных ролей в процессе экономических преобразований в России. В России произошла ломка всей старой экономической системы и переход к системе рыночной экономики.
6835. Компетенция Российской Федерации и ее субъектов 7.46 KB
  Компетенция Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ устанавливает четкие перечни полномочий РФ субъектов РФ и предметы их совместного ведения. Вне пределов ведения РФ и сферы совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти т. эти полномочия относятся к исключительной компетенции органов государственной власти субъектов РФ.
17113. Оценка влияния освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие северных регионов России 139.61 KB
  Важнейшим целевым направлением государства в отношении использования природных ресурсов которое согласуется с положением о возможности обживания северных территорий наряду с их рациональным использованием и воспроизводством получением доходов от их освоения является поддержание стабильного долговременного социального развития. Активизация процесса вовлечения природных ресурсов в хозяйственный оборот в целях повышения качества жизни населения предопределяет необходимость совершенствования теоретико-методологических аспектов оценки влияния...
19535. Методы органов по вопросам государственной службы субъектов Российской Федерации 16.35 KB
  Понятие и сущность управления государственной службы . Основные методы управления государственной службой. Методы органов по вопросам государственной службы субъектов Российской Федерации. Введение Важнейшим условием нормального функционирования и развития государственной службы является управление ею.
20163. Основные положения конституционных основ взаимоотношений Российской Федерации и субъектов РФ 26.42 KB
  Теоретические аспекты статуса субъектов в составе Российской Федерации. Понятие субъектов Российской Федерации в конституционно-правовом аспекте. Виды субъектов Российской Федерации. Курская область - субъект Российской Федерации.
16332. -экономического развития более чем 40 субъектов Российской Федерации в которых продукция лесной промышленно 19.89 KB
  Хабаровск Особенности функционирования ЛПК субъекта федерации в условиях приграничного положения на примере Амурской области. В Амурской области в разной степени представлены все отрасли лесопромышленного комплекса. В ЛПК области действует более 90 предприятий основными из которых являются ОАО ЛПК Тындалес объем вывозки древесины в 2007 г. Также в области действует одно предприятие по химической переработке древесины.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.