Социальная политика компании как инструмент управления социальными факторами повышения корпоративной устойчивости

Вместе с тем особую практическую значимость имеют исследования факторов повышения корпоративной устойчивости вопрос о степени и характере влияния корпоративной социальной ответственности КСО на устойчивость компании. Корпоративная устойчивость на наш взгляд может быть определена как способность компании обеспечивать устойчивые финансовые результаты эффективно управлять рисками адаптироваться к постоянно меняющейся внешней среде ведения бизнеса внедрять инновации формировать долгосрочные устойчивые конкурентные преимущества....

2015-09-03

9.86 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Социальная политика компании как инструмент управления социальными факторами повышения корпоративной устойчивости

Концепции устойчивого развития и корпоративной устойчивости приобретают в последнее время все более широкую популярность. Отражением этого является большое количество исследований и публикаций.1  Интересно отметить, что данные концепции и соответствующая им терминология очень быстро были восприняты  компаниями, в том числе и российскими. Об этом свидетельствует, в частности, структура нефинансовой отчетности: доля отчетов компаний по устойчивому развитию постоянно растет.2 

Постановка проблемы корпоративной устойчивости потребовала поиска ответов на ряд вопросов. Прежде всего, речь идет о необходимости формирования общепринятого подхода к трактовке понятия «корпоративная устойчивость». Вместе с тем, особую практическую значимость имеют исследования факторов повышения корпоративной устойчивости, вопрос о степени и характере влияния корпоративной социальной ответственности (КСО) на устойчивость компании.

Корпоративная устойчивость, на наш взгляд, может быть определена как способность компании обеспечивать устойчивые финансовые результаты,  эффективно управлять рисками, адаптироваться к постоянно меняющейся внешней среде ведения бизнеса, внедрять инновации, формировать долгосрочные (устойчивые) конкурентные преимущества.

Говоря о степени и характере влияния КСО на устойчивость компании, следует подчеркнуть два обстоятельства: во-первых, обеспечение корпоративной устойчивости предполагает реализацию корпоративной ответственности в трех сферах: экономической, экологической и социальной; во-вторых, то, что решению этой задачи в наибольшей степени отвечает стратегический подход к КСО, в случае реализации которого грань между экономическими и социальными функциями компании становится не столь очевидной, последствия ее деятельности  распространяются на более широкий круг заинтересованных сторон, а эффект от реализации стратегической КСО носит общий и долговременный характер.   

Указанный подход позволяет рассматривать в качестве одной из форм реализации корпоративной ответственности, результата институционализации, формализации и инструментализации корпоративной социальной деятельности корпоративную социальную политику (КСП). В случае реализации стратегического подхода к КСО, целью социальной политики компании становится обеспечение долгосрочного социально-экономического эффекта, как для компании, так и для ее заинтересованных сторон, а предметом –  деятельность, направленная на формирование интеллектуального, человеческого и  социального  капиталов компании. В рамках данного подхода накопление интеллектуального, человеческого и социального капиталов компании следует рассматривать в качестве социальных факторов повышения корпоративной устойчивости.

Следует отметить, что многие глобальные международные и некоторые крупные российские компании, реализующие стратегический подход к КСО, все чаще  рассматривают корпоративную социальную политику как инструмент стратегического управления социальными факторами формирования устойчивой конкурентоспособности компании и повышения корпоративной устойчивости;  как  вклад компании в социально-экономическое развитие региона присутствия, в решение задач  национальной социальной политики. Предложенный подход к трактовке предмета КСП может служить весомым аргументом «против» точки зрения, в соответствии с которой корпоративная социальная политика рассматривается, как вынужденная мера, результат ухода государства из социальной сферы и, как следствие,  перекладывания бремени социальной ответственности на бизнес; как набор случайным образом сформированных социальных программ и проектов.

Несмотря на отсутствие общепризнанного подхода к определению содержания, структуры, взаимосвязи интеллектуального, человеческого и социального капиталов компании, положение о возрастающей роли указанных видов капитала в обеспечении экономического роста, повышении его качества, устойчивого развития, в повышении ценности компании, ее конкурентоспособности и устойчивости находит все более широкую поддержку. Увеличивается число компаний, осознавших, что значимость, ценность нематериальных активов, к которым относят интеллектуальный, человеческий, социальный и репутационный капиталы компании, растет.

Особый интерес представляет вопрос о формировании и накоплении социального капитала компании (СК). На наш взгляд, можно назвать как минимум четыре причины, объясняющие рост внимания экономистов к проблемам формирования и накопления социального капитала в России: 1) осознание объективной обусловленности повышения роли социального  капитала в обеспечении экономического роста и  устойчивого  развития общества, а также, в повышении корпоративной устойчивости; 2) необходимость завершения процесса формирования концептуальных основ теории социального капитала; 3) необходимость поиска убедительных  аргументов (бизнес-аргументов), служащих обоснованием высокой социально-экономической эффективности накопления социального капитала компаний; 4) низкий уровень накопления социального капитала в России.

Специалисты, занимающиеся исследованиями социального капитала,  отмечают,  что нехватка социального капитала в России является «одной из главных причин сохраняющихся проблем в экономике и политической сфере».3 Подтверждением этого является низкий уровень доверия россиян к государству и государственным институтам, бизнесу, неспособность к коллективным действиям ради достижения общих целей, низкий уровень социальной ответственности субъектов хозяйственной деятельности;  низкий уровень СК внутри компаний (низкий уровень доверия к руководству компании, низкая степень готовности к коллективным действиям и разделению ответственности за принимаемые решения и их последствия). В большинстве российских компаний степень осознания сотрудниками ответственности за  положение дел в компании также остается низкой, высока пассивность сотрудников.

Трактовка  социального капитала как способности сообществ к коллективным действиям ради достижения общих целей получила наибольшее распространение среди экономистов.4 В качестве основных элементов социального капитала рассматривают: социальные сети, нормы поведения, доверие. Однако данное определение дает лишь самое общее представление о содержании этого понятия.  

Социальный капитал компании может быть определен как: совокупность  общих (разделяемых всеми) корпоративных ценностей, норм и принципов, которыми руководствуется компания в своей деятельности и определяющих характер взаимоотношений с внутренними и внешними заинтересованными сторонами; способность к коллективным действиям, направленным на достижение общих целей, готовность к разделению ответственности за последствия деятельности компании; уникальный, трудновоспроизводимый ресурс развития, накопление которого способствует формированию устойчивых конкурентных преимуществ компании и повышению корпоративной устойчивости.

В рамках экономического подхода к исследованию СК компании наибольший интерес представляют три проблемы:  1) определение структуры СК компании; 2) обоснование и оценка экономических и социальных эффектов от накопления СК; 3) исследование факторов (условий) его накопления.

Одним из важнейших факторов формирования и накопления социального капитала  компании является корпоративная социальная ответственность во всех формах ее проявления. Это связано с тем, что реализация основополагающих принципов КСО способствует выстраиванию долговременных, устойчивых взаимоотношений с заинтересованными сторонами; формированию общих (разделяемых) целей, ценностей и норм; росту позитивной репутации компании; росту доверия между компанией и ее заинтересованными сторонами; предполагает большую прозрачность деятельности компании и ее информационную открытость; готовность нести ответственность за принимаемые решения и последствия деятельности; готовность совместно со всеми заинтересованными сторонами принимать участие в решении экономических, экологических и социальных проблем, в производстве общих (совместных) ценностей.

1  Dyllick Th., Hockerts K.  Beyond the business case for corporate sustainability // Business Strategy and the Environment. 2002. Vol. 11. P. 130; См. также Elkington J.  Towards the sustainable  corporation: win-win-win business strategy for sustainable development // California Management Review. 1994. Vol.  36 (2).

2  См. сайты corporateregister.сom.; www.rspp.ru.

3 Полищук Л., Меняшев Р. Экономическое значение социального капитала // Вопросы экономики. 2011 № 3. С. 47

4 Там же.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
20552. Активность компании в социальных сетях как инструмент управления доверием потребителя 290.21 KB
  Анализ теоретических аспектов изучения доверия и управления доверием в организации. Понятие доверия его роль в различных теоретических концептах. Структура доверия способы измерения уровня доверия. Выявление влияния на уровень доверия потребителя проявления компанией активности в социальных сетях.
5209. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ПРИБЫЛЬНОСТИ ОАО «ТОМСКНЕФТЬ» 80.5 KB
  Организационно-экономическая характеристика предприятия. Анализ финансовой устойчивости предприятия. Пути повышения финансовой устойчивости предприятия. Объектом управления являются финансовые ресурсы предприятия в частности их размеры источники их формирования и отношения складывающиеся в процессе формирования и использования финансовых ресурсов фирмы.
5865. Социальная работа и социальная политика: взаимосвязь и взаимовлияние 9.42 KB
  Сущность социальной политики ее принципы и функции. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. Сущность социальной политики ее принципы и функции. Среди факторов способствующих гармонизации интересов личности и общества гарантирующих защиту интересов человека его прав и свобод особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.
16603. Развитие методологии управления социальными проектами 15.16 KB
  9 Развитие методологии управления социальными проектами Актуальность: В последнее время отмечается повышенный интерес к вопросам управления социальными проектами в различных сферах жизнедеятельности государства и общества обусловленный рядом факторов: - декларациями органов гос.власти и управления о социальной ориентированности государственной политики при снижении социального бремени и переходе к решению социальных проблем путем реализации...
15804. Роль рекламы в формировании корпоративной культуры компании на примере ПАО «Донкомбанк» 300.19 KB
  В управлении персоналом организации возникает потребность в создании единой системы ценностей норм и правил т. Вся совокупность коммуникационных направлений связанных с информированием и воздействием на потенциштьного потребителя стала называться системой маркетинговых коммуникации Таким образом исходя из выше перечисленного корпоративную организационную культуру можно определить как набор базовых ценностей убеждений негласных соглашений и норм разделяемых всеми членами организации. Корпоративная культура является частным случаем...
1644. ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОАО «ВО МХУ ЕНОТ» 57.56 KB
  При переходе к рынку отечественные предприятия попали в зону хозяйственной неопределенности и повышенного риска. Получив право на самостоятельное заключение сделок на внутреннем и внешнем рынке, большинство производителей
16550. Кластеры как инструмент повышения конкурентоспособности малого бизнеса Смоленской области в сравнение с регионами ЦФО РФ 232.9 KB
  Смоленск Кластеры как инструмент повышения конкурентоспособности малого бизнеса Смоленской области в сравнение с регионами ЦФО РФ1 Одной из важнейших задач поставленных правительством Российской Федерации перед главами регионов является обеспечение устойчивого процесса развития и стабильного экономического роста на основе применения инновационных методов повышения конкурентоспособности в экономике государства. В Смоленской области на 1 января 2008 г. в Смоленской области также был зафиксирован положительный прирост однако в сравнение с...
549. Способы повышения устойчивости промышленных объектов 5.59 KB
  Способы повышения устойчивости промышленных объектов На работоспособность промышленного объекта оказывают негативное влияние специфические условия и прежде всего район его расположения. Поэтому большое внимание уделяется исследованию и анализу района расположения объекта. На устойчивость объекта влияют характер застройки территории то есть структура тип и плотность застройки окружающие объект смежные производства транспортные магистрали и естественные условия прилегающей местности. Район расположения может оказаться решающим фактором в...
11658. Пути повышения финансовой устойчивости ООО «Сибирь» 165.2 KB
  Теоретические основы финансовой устойчивости предприятия Сущность финансовой устойчивости предприятия. Методы расчета финансовой устойчивости предприятия. Система обеспечения финансовой устойчивости предприятия. Технико-экономические показатели предприятия.
14201. Основные направления повышения финансовой устойчивости и деловой активности ЗАО «Татстроймонтаж» 130.84 KB
  Понятие значение и задачи оценки финансовой устойчивости и деловой активности предприятия 6 Факторы определяющие финансовую устойчивость предприятия и подходы к ее оценке. Методика анализа финансовой устойчивости и деловой активности предприятия...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.