Оценка результативности и эффективности функционирования инновационного бизнеса региона (на примере Томской области)

В настоящее время большинство научных исследований по региональной инновационной деятельности сосредоточены на изучении особенностей функционирования элементов региональных инновационных систем далее РИС оценке инновационного потенциала и разработке механизмов стимулирования инновационной деятельности в регионе. Вопросы эффективности инноваций анализируются только на уровне отдельных инновационных проектов а не на...

2015-09-03

16.43 KB

2 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Спицын Владислав Владимирович

Томский политехнический университет

г. Томск

Оценка результативности и эффективности функционирования инновационного бизнеса региона (на примере Томской области)

В настоящее время большинство научных исследований по региональной инновационной деятельности сосредоточены на изучении особенностей функционирования элементов региональных инновационных систем (далее РИС), оценке инновационного потенциала и разработке механизмов стимулирования инновационной деятельности в регионе. Вопросы эффективности инноваций анализируются только на уровне отдельных инновационных проектов, а не на уровне РИС и региональной социально-экономической системы (РСЭС). В условиях финансового кризиса и острой нехватки бюджетных средств актуальным становится обоснование эффективности затрат на стимулирование развития РИС, что невозможно сделать без разработанной системы оценки результативности и эффективности инновационного развития региона.

В научных исследованиях выделяют различные подходы к определению понятий результативность и эффективности [1.С.18-19, 2, 3, 4]. В рамках настоящей работы под результативностью мы будем понимать степень соответствия результатов функционирования системы целям системы, а под эффективностью – сравнительный анализ результатов функционирования различных систем. Решение проблемы оценки результативности и эффективности функционирования РИС проводится на примере важнейшего компонента РИС – инновационного бизнеса. При этом оценивается общий уровень результатов функционирования инновационного бизнеса, их динамика и соответствие целям развития РИС, а также проводится сравнительный анализ результатов функционирования инновационного и неинновационного сегментов бизнеса региона.

В ходе настоящего исследования на основе системного анализа нами были сформулированы цели развития РИС и цели развития РИС определяемые с позиции РСЭС  (табл. 1, 2).

Таблица 1. Дерево целей региональной инновационной системы с позиций региональной социально-экономической системы

Генеральная цель

Цели второго уровня

Рост и развитие региона в условиях ограниченных ресурсов

  1.  Повышение эффективности использования внутренних ресурсов региона

  1.  Повышение конкурентоспособности региональной экономики во внешней среде

  1.  Повышение диверсификации региональной экономики

  1.  Генерирование текущих дополнительных доходов

  1.  Вовлечение в экономическое развитие региона новых внутренних и внешних ресурсов

Таблица 2. Дерево целей региональной инновационной системы

Генеральная цель

Цели второго уровня

Достижение конкурентоспособности и адаптивности РИС во внешней среде, и повышение инновационного потенциала

  1.  Инновационность как результат (Достижение конкурентоспособности РИС во внешней среде)

  1.  Инновационность как процесс (Инициативность и предприимчивость)

  1.  Инновационность как система генерирования инноваций (инновационный потенциал)

Был проведен анализ статистических данных функционирования крупного и среднего инновационного бизнеса Томской области за 2006-2008 гг. и его сопоставление с неинновационным сегментом бизнеса. Результаты анализа представлены в табл. 3, 4 [5-8].

Таблица 3. Сравнение показателей инновационного и неинновационного секторов экономики Томской области за 2008 год

Показатели

Инновационный сектор

Неинновационный сектор

1. Число организаций, имевших подразделения НИОКР

16 из 43

15 из 257

2.  Количество подразделений НИОКР

50

32

3. Численность работников в подразделениях НИОКР

1222

519

4. Число организаций, участвовавших в разработке совместных проектов, в том числе проектов НИР

16 из 43 обследованных (37%)

2 из 257 обследованных (1%)

в том числе:

- имевших совместные проекты с НИИ

- имевших совместные проекты с вузами

6

6

0

0

5. Количество совместных проектов – всего,

в том числе:

- с научными организациями

- с вузами

100

21

13

2

0

0

6. Число организаций, приобретавших в 2008 году новые технологии

14

2

7. Количество приобретенных в 2008 году новых технологий

660

10

8. Количество переданных в 2008 году новых технологий

8

0

9. Производительность труда (тыс. руб. / чел.) *

- всего

- в т.ч. обрабатывающие производства

2547

1167

1821

1111

10. Доля работников с высшим образованием, в процентах*

- всего

- в т.ч. обрабатывающие производства

33,8

33,5

29,8

27,0

* - рассчитано автором по данным статистического сборника

Таблица 4. Структура реализации продукции инновационно-активными предприятиями Томской области в 2007 году (в процентах)

Вид  предприятий

Доля продукции, реализуемой

Доля инновационной продукции, реализуемой

внутри региона

Вне региона

внутри региона

вне региона

Крупные и средние

35,7

64,3

12,1

87,9

Проведенный анализ позволил выделить результаты функционирования инновационно-активных предприятий региона, и определить соответствие выявленных результатов сформулированным целям развития РСЭС и РИС (табл. 5).

Таблица 5. Результаты функционирования инновационно-активных предприятий региона и их соответствие целям развития РСЭС и РИС

Результаты функционирования инновационно-активных предприятий

Цели развития РИС с позиций РСЭС и РИС

1. Инновационно-активные предприятия формируют спрос бизнеса на высококвалифицированных специалистов (ученых, инженеров, исследователей и разработчиков, специалистов с высшим образованием) и тем самым способствуют реализации кадрового потенциала, подготавливаемого научно-образовательным комплексом Томской области (показатели 1-3, 10 табл. 3).

Цель 1 РСЭС

Цель 3 РИС

2. Для инновационно-активных предприятий характерно более активное участие в совместных проектах, в том числе с НИИ и вузами. Это с одной стороны способствует реализации научного потенциала НОК Томской области и дополнительному финансированию научных исследований, а с другой стороны совместные научно-исследовательские проекты – необходимое условие формирования долгосрочной конкурентоспособности (показатели 4-5 табл. 3).

Цель 2 РСЭС

Цель 1 РИС

Цель 3 РИС

3. На инновационно-активных предприятиях более интенсивно идут процессы модернизации производства и приобретения новых технологий, что является залогом будущей конкурентоспособности их продукции и способствует росту их инновационного потенциала (показатели 6-8 табл. 3).

Цель 2 РСЭС

Цели 1, 3 РИС

4. Имеет место ориентация инновационно-активных предприятий на внешние рынки сбыта, что обеспечивает приток выручки в регион извне и синергический эффект от циркулирования поступивших финансовых ресурсов в экономике региона. Еще более яркая ориентация на внешние рынки характерна для инновационной продукции инновационно-активных предприятий (табл. 4).

Цели 2, 3, 4, 5 РСЭС

Цели 1, 3 РИС

Была проанализирована также динамика основных показателей инновационного и неинновационного бизнеса Томской области за 2006-2008 гг. (табл. 6 [5-7]).

Таблица 6. Показатели, отражающие результаты функционирования инновационного и неинновационного бизнеса Томской области

Показатели

Инновационный бизнес

Неинновационный бизнес

Итого

Разделы по видам экономической деятельности*

C

D

С и D

C

D

С и D

1. Число обследованных организаций

- 2006 год

32

173

205

- 2007 год

32

167

199

- 2008 год

33

166

199

2. Доля отгруженной продукции –  всего, в процентах:

2006 год

88

51

69

12

49

31

100

2007 год

75

53,5

63

25

46,5

37

100

2008 год

66

63

60

34

37

40

100

3. Темпы роста объемов отгруженной продукции

- 2007 год к 2006

0,92

1,14

-

2,22

1,04

-

-

- 2008 год к 2007

0,77

1,08

-

1,17

0.74

-

-

4. Доля инвестиций в основной капитал –  всего, в процентах:

2006 год

90

46

75

10

54

25

100

2007 год

56

67

56

44

33

44

100

2008 год

46

64

47,5

54

36

52,5

100

10. Темпы роста инвестиций в основной капитал

- 2007 год к 2006

1,12

1,15

-

8,41

0,47

-

-

- 2008 год к 2007

0,91

1,11

-

1,34

1,28

-

-

*раздел С – добывающая промышленность, раздел D – обрабатывающая промышленность

Выделим виды результатов, характеризующих функционирование инновационно-активных предприятий региона (табл. 7).

Таблица 7. Результаты функционирования инновационно-активных предприятий региона и их соответствие целям развития РИС

Результаты функционирования инновационно-активных предприятий

Цели развития РИС с позиций РСЭС и РИС

Инновационные процессы идут достаточно активно на предприятиях обрабатывающей промышленности (раздел D): доля инновационных предприятий в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающей промышленности за 2 года существенно увеличилась и достигла 63%. До 64% возросла их доля в общем объеме инвестиций обрабатывающей промышленности. Темпы роста объемов отгруженной продукции и инвестиций у инновационных предприятий по итогам 2 лет были выше, чем у неинновационных.

Цели 2, 3, 4, 5 РСЭС

Цели 1, 3 РИС

На инновационные предприятия обрабатывающей промышленности должна опираться стратегия инновационного развития Томской области

Инновационные процессы идут нестабильно на предприятиях добывающей промышленности (раздел С). За рассматриваемый период их показатели существенно снизились: доля в объеме отгруженной продукции снизилась с 88% до 66%, в инвестициях – с 90% до 46%. Темпы роста объемов отгруженной продукции ежегодно были менее 100%, а темп роста инвестиций в основной капитал за два года оказался на уровне 100%.

Результаты не соответствуют целям РИС и РСЭС. Предприятия добывающей промышленности могут быть отнесены к инновационным лишь условно, поскольку конечный продукт остается без изменений. Динамика их показателей зависит от макроэкономических факторов (цены на сырье, налоги и т.д.), а регион повлиять на них практически не может.

Приведенные данные показывают принципиальную возможность проведения оценки результативности и эффективности функционирования отдельных компонентов РИС. На уровне промышленных предприятий они позволяют выявить отдельные виды преимуществ инновационного бизнеса над неинновационным и обосновать необходимость его развития. Дальнейшими направлениями исследований в данной области могут стать задачи разработки методик оценки результативности и эффективности функционирования других компонентов РИС, межрегиональные сопоставления темпов развития инновационных систем, и разработка комплексной методики оценки результативности и эффективности функционирования РИС. Определенные проблемы в данном направлении исследований создаются слабой статистикой инноваций и представляется необходимым ее совершенствование.

Литература

  1.  Оценка эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности / Уральский государственный экономический университет ; под ред. Л. Ф. Шайбаковой, М. А. Рожковой. — Екатеринбург : Изд-во Уральского гос. эконом. университета, 2007. — 385 с.
  2.  Солодкая М.С. Надежность, эффективность, качество систем управления [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://quality.eup.ru/MATERIALY10/qsm.htm
  3.  Клейнер Г. Эффективность мезоэкономических систем переходного периода//Проблемы теории и практики в управлении. – 2002. - № 6. – С. 35-40.
  4.  Родионов И.Б. Теория систем и системный анализ. Лекция 10: Показатели и критерии эффективности функционирования систем [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://victor-safronov.narod.ru/systems-analysis/lectures/rodionov/the-systems-theory-and-the-system-analysis/10.html
  5.  Инновации в Томской области за 2006 год. Статистический бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Томской области – Томск, 2007. –  98 с.
  6.  Инновации в Томской области за 2007 год. Статистический бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Томской области – Томск, 2008. – 128 с.
  7.  Инновации в Томской области за 2008 год. Статистический бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Томской области – Томск, 2009. – 120 с.
  8.  Сведения об инновационной деятельности организаций Томской области за 2007 год. Статистический бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Томской области – Томск, 2008. – 62 с.

PAGE  6



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
16555. Комплексная оценка инвестиционно-инновационного потенциала региона (на примере Владимирской области) 31.03 KB
  Инвестиционный климат регионов представляет собой обобщенную характеристику совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику региона и степень реализации этих возможностей.
12752. Определение возможности развития экотуризма в Томской области на примере государственного зоологического заказника областного значения «Иловский» 8.28 MB
  Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Описать природные условия Иловского заказника Определить возможные виды экотуристической деятельности на территории Иловского заказника. Базовыми принципами экологического туризма являются: сохранение биологического разнообразия рекреационных природных территорий; повышение уровня экономической устойчивости регионов вовлеченных в сферу экологического туризма; повышение экологической культуры участников экотуристской деятельности; сохранение этнографического...
5254. Экономическая сущность функционирования «инновационного лифта» на примере Республики Адыгея 16.6 KB
  Классическая система функционирования подобного рода деятельности, по мнению властей, должна осуществляться по принципу инновационного лифта...
1387. Современное состояние предприятие и оценка эффективности инновационного проекта ПО «Шумячихлеб» 2.59 MB
  Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В первом случае подразумевается инновационный процесс как таковой, в последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла.
16780. Уровень устойчивого развития региона: интегральная оценка (на материалах Ростовской области) 238.7 KB
  Важно отметить что гармонизировать составляющие устойчивого развития экономическую социальную и экологическую следует с учетом требований заинтересованных в нем сторон. Реализация модели устойчивого развития России возможна путем интеграции управления социально-экономическими системами на всех уровнях федеральном региональном муниципальном. Все это предопределяет необходимость разработки адекватного инструментарно-методического обеспечения оценки уровня устойчивого развития региона.
18809. ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 138.52 KB
  Теоретические основы формирования региональной инвестиционной привлекательности. Понятие инвестиционной привлекательности.Роль инвестиционной привлекательности региона в развитии бизнеса.
16631. Перспективы и приоритеты инновационного развития регионов ЮФО (На примере Волгоградской области) 11.03 KB
  Перспективы и приоритеты инновационного развития регионов ЮФО На примере Волгоградской области Развитие инновационной сферы активизация инновационной деятельности являются важным приоритетом развития России на ближайшие десятилетия. В развитых странах доля инновационной продукции составляет 80. Доля финансирования инновационной деятельности из федерального бюджета составляет 036 от ВВП что значительно ниже чем в других странах. Все это указывает на необходимость разработки целостной единой стратегии инновационного развитии РФ...
16513. Инвестиционная привлекательность региона и меры ее повышения на примере Белгородской области 12.89 KB
  Естественно что инвестиционной политикой должны заниматься не только федеральные власти но и региональная законодательная и исполнительная власть и даже органы МСУ. Наоборот отсутствие благоприятной инвестиционной среды тормозит экономический рост. Цель инвестиционной политики – создание условий для эффективных вложений в экономику региона. Для начала необходимо определить что такое инвестиции и что мы понимаем под инвестиционной привлекательностью региона.
16398. тема стратегического планирования экономики региона на примере Свердловской области На современно. 13.01 KB
  Екатеринбург Система стратегического планирования экономики региона на примере Свердловской области На современном этапе социально-экономического развития России в целом и ее регионов разработка методологии и исследования отдельных вопросов в области стратегического управления и планирования развития территорий являются наиболее актуальными на ведущие позиции выходят проблемы организации системного стратегического управления социально-экономическими процессами. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена следующим: во-первых...
16455. К вопросу о влиянии международной трудовой миграции на развитие приграничного региона (на примере Еврейской автономной области) 232.29 KB
  В настоящее время говорить о миграции как о факторе развития только лишь приграничного региона несколько узко. Последнее связано с распространением миграционного фактора на развитие различных сфер общества (государства) как в приграничных, так и в центральных регионах. Неоднократно освещался тот факт, что мигранты предпочитают оседать в более развитых регионах, характеризующихся более высоким уровнем жизни, развитой инфраструктурой и в целом большими возможностями для жизни и трудоустройства.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.