Особенности предложения на рынке образовательных услуг в области высшего профессионального образования Красноярского края

Сравнительный анализ численности студентов высших учебных заведений в Российской Федерации Сибирском Федеральном округе и Красноярском крае в 1970 71 – 2007 08 учебных годах показал что наблюдается скачкообразное развитие численности во всех регионах таб. происходит снижение численности студентов ВУЗов что объясняется кризисной ситуацией в стране в этот период времени. году происходит резкое увеличение контингента студентов в ВУЗах как Российской Федерации на 699 по сравнению с 1995-1996 уч. Данная ситуация объясняется существенным...

2015-09-03

11.68 KB

6 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Денисова Неля Ивановна

Красноярский государственный медицинский университет

г. Красноярск

Особенности предложения на рынке образовательных услуг в области высшего профессионального образования Красноярского края

В условиях дальнейшего развития рыночных отношений во всех отраслях экономики страны, в т.ч. и в сфере образовательных услуг, учреждения, организации могут добиться успеха деятельности на рынке только при условии обладания достоверной, полной, своевременной информации о состоянии и развитии рынка, особенностях его функционирования в соответствии с региональными тенденциями развития. В связи с этим исследования рынка в т.ч. рынка образовательных услуг в области высшего профессионального образования представляет собой одно из важнейших направлений экономических исследований в современных условиях.

Специфика рынка образовательных услуг в России зависит от территориального размещения вузов, демографической ситуации региона, его экономических характеристик, политики государства в области высшего профессионального образования.

Целью проводимого исследования является изучение состояния и особенностей предложения на рынке образовательных услуг в области высшего профессионального образования Красноярского края.

Сегодня каждый вуз ставит перед собой задачу расширения предложения, но этот процесс уже не имеет такого «спонтанного» характера. Прежде чем выйти на рынок образовательных услуг с новым предложением, руководство вуза старается понять, в каком именно «товаре» нуждается потребитель, насколько та или иная специальность будет востребована как со стороны потенциальных потребителей, так и со стороны работодателей.

Сравнительный анализ численности студентов высших учебных заведений в Российской Федерации, Сибирском Федеральном округе и Красноярском крае в 1970/71 – 2007/08 учебных годах показал, что наблюдается скачкообразное развитие численности во всех регионах (таб. 1).

В 1990-1996 гг. происходит снижение численности студентов ВУЗов, что объясняется кризисной ситуацией в стране в этот период времени. В 2000-2001 уч. году происходит резкое увеличение контингента студентов в ВУЗах как Российской Федерации (на 69,9% по сравнению с 1995-1996 уч. годом), так и Сибирском Федеральном округе (на 70,3%) и Красноярском крае (на 59,6%). Данная ситуация объясняется существенным расширением сети негосударственных ВУЗов на территории всей страны и увеличением доли студентов, обучающихся на договорной основе в государственных ВУЗах.

В период 2000/01 – 2005/06 уч. года наблюдается стабильный рост числа студентов, обучающихся в ВУЗах во всех трех анализируемых регионах. В период с 2006-2007 уч. г. по 2007-2008 уч. г. рост числа студентов продолжается, за исключением Красноярского края, где произошло снижение численности студентов на 1,1% и 0,8% соответственно, что составляет 1,4 и 1,1 тыс. чел. Это объясняется закрытием ряда филиалов на территории региона и уменьшением числа студентов, обучающихся на договорной основе в государственных ВУЗах.

Таблица 1

Сравнительный анализ численности студентов высших учебных заведений

в Российской Федерации, Сибирском Федеральном Округе и Красноярском крае в 1970/71 – 2006/07 учебных годах (на начало учебного года, тыс. чел.)

Учебные года

Российская Федерация

Сибирский Федеральный Округ

Красноярский край

численность

студентов

темп

прироста,

%

численность студентов

темп

прироста,

%

численность студентов

темп

прироста,

%

А

1

2

3

4

5

6

1970-71

2671,7

-

357,6

-

45,9

-

1980-81

3045,8

114,0

435,2

121,7

60,8

132,5

1990-91

2824,5

92,7

417,7

96,0

62,0

102,0

1995-96

2790,7

98,8

393,8

94,3

60,2

97,1

2000-2001

4741,4

169,9

670,5

170,3

96,1

159,6

2001-2002

5426,9

114,5

755,3

112,7

107,5

111,9

2002-2003

5947,5

109,6

822,5

108,9

118,6

110,3

2003-2004

6455,7

108,5

869,7

105,7

122,6

103,4

2004-2005

6884,2

106,6

898,9

103,4

124,7

101,7

2005-2006

7064,6

102,6

916,2

101,9

132,0

105,9

2006-2007

7309,8

103,5

938,9

102,5

130,6

98,9

2007-2008

7461,0

102,1

951,0

101,3

129,5

99,2

*Рассчитано по [1,2,3]

Проведенный анализ числа студентов, обучающихся в государственных (муниципальных) и негосударственных ВУЗах показал, что начиная с 1995-1996 уч. года наблюдается стабильный рост числа негосударственных ВУЗов как по Российской Федерации в целом, так и в Сибирском Федеральном округе и Красноярском крае, о чем свидетельствует рост численности студентов, обучающихся в них (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ численности студентов, обучающихся в государственных (муниципальных) и негосударственных ВУЗах по Российской Федерации, Сибирскому Федеральному Округу и Красноярскому краю (тыс. чел. на начало уч. года)

Учебные года

Российская Федерация

Сибирский Федеральный Округ

Красноярский край

гос.

вузы

доля, %

негос

вузы

доля, %

гос.

вузы

доля, %

негос

вузы

доля, %

гос.

вузы

доля, %

негос

вузы

доля, %

1995-96

2655

95,1

136

4,9

388,4

98,6

5,4

1,4

60,1

99,8

0,1

0,2

2000-2001

4271

90,1

470

9,9

642,5

95,8

28,0

4,2

94,4

98,2

1,7

1,8

2001-2002

4798

88,4

629

11,6

714,8

95,6

32,9

4,4

107,2

97,9

2,3

2,1

2002-2003

5229

87,9

719

12,1

780,2

95,1

40,2

4,9

113,0

96,5

4,1

3,5

2003-2004

5596

86,7

860

13,3

826,7

95,1

43,0

4,9

118,2

96,4

4,4

3,6

2004-2005

5860

85,1

1024

14,9

853,3

94,9

45,6

5,1

119,7

96,0

5,0

4,0

2005-2006

5985

84,7

1079

15,3

847,9

92,5

68,3

7,5

120,1

91,0

11,9

9,0

2006-2007

6133

83,9

1177

16,1

864,2

92,0

74,7

8,0

118,9

91,0

11,7

9,0

2007-2008

6208

83,2

1253

16,8

871,0

91,6

79,9

8,4

117,9

91,0

11,6

9,0

*Рассчитано по [1,2,3]

Проведенный анализ свидетельствует о более высоких темпах роста численности студентов, обучающихся в негосударственных ВУЗах Российской Федерации по сравнению с Сибирским Федеральным Округом и Красноярским краем. Так, если доля студентов, обучающихся в негосударственных ВУЗах Российской Федерации колеблется от 4,9% в 1995-1996 уч. году до 16,8% в 2007-2008 уч. году, то по Сибирскому Федеральному округу наблюдается рост данного показателя с 1,4% до 8,4% соответственно и по Красноярскому краю – с 0,2% до 9,0% соответственно. Таким образом, доля студентов, обучающихся в негосударственных ВУЗах Российской Федерации в 2007-2008 уч. году в 2 раза превышала аналогичный показатель по Сибирскому Федеральному округу и в 1,9 раза была больше данного показателя по Красноярскому краю.

Следует отметить, что если до 2005-2006 уч. года доля обучающихся в негосударственных Вузах Красноярского края была ниже, чем в Сибирском Федеральном округе, то начиная с 2005-2006 года данный показатель в Красноярском крае стал опережать аналогичный показатель по Сибирскому Федеральному округу: на 1,5% в 2005-2006 уч. году, на 1% в 2006-2007 уч. году и 0,6% в 2007-2008 уч. году.

Рост численности студентов, обучающихся в государственных ВУЗах Российской Федерации, Сибирском Федеральном округе и Красноярском крае также стабильно растет, за исключением снижения численности студентов 2006-2008 г.г. в Красноярском крае со 120,1 тыс. чел. до 117,9 тыс. чел.

Анализ числа высших учебных заведений по Российской Федерации, Сибирскому Федеральному округу и Красноярскому краю показал разноплановые тенденции развития сети ВУЗов в анализируемых регионах (табл. 3).

Таблица 3

Сравнительный анализ числа высших учебных заведений и численности профессорско-преподавательского персонала по Российской Федерации, Сибирскому федеральному округу и Красноярскому краю в 1995/96 – 2007/08 уч. годах

Показатели

1995-1996

2000-2001

2003-2004

2004-2005

2005-2006

2006-2007

2007-2008

Число учебных заведений всего:

- Российская Федерация

762

965

1044

1071

1068

1090

1108

- Сибирский федеральный округ

92

111

115

116

114

118

117

- Красноярский край

13

16

16

16

16

16

13

- г. Красноярск,

12

14

15

15

15

15

12

из них государственных

12

12

13

13

13

13

9

Численность ППС

по Российской Федерации:

- всего, тыс. чел.

253,2

307,4

354,1

364,3

387,3

409

419,2

- на 1000 студентов

90

65

55

53

55

56

56

по Красноярскому краю:

- всего, тыс. чел.

5,096

5,610

6,699

6,964

7,264

7,388

7,502

Из них:

- в государственных и муниципальных ВУЗах

5,033

5,214

6,046

6,324

6,343

6,507

6,662

- негосударственных ВУЗах

0,063

0,396

0,653

0,640

0,921

0,881

0,840

- на 1000 студентов

85

58

55

56

55

57

58

*Рассчитано по [2,3,4,5]

В Российской Федерации наблюдается стабильный рост числа ВУЗов на протяжении всего анализируемого периода. Если в 1995-1996 уч. году в Российской Федерации насчитывалось 762 ВУЗа, то уже в 2007-2008 уч. году их число достигло 1108 учреждений, увеличившись по сравнению с базисным периодом анализа на 45%. Наиболее высокий темп роста числа ВУЗов в Российской Федерации наблюдался в 2000-2001 уч. году (на 26% по сравнению с 1995-1996 уч. годом). В последние годы наблюдается стабилизация темпов прироста числа ВУЗов в стране, исключение при этом составляет 2005-2006 уч. год, характеризующийся незначительным уменьшением количества ВУЗов в стране (на 3 учреждения или 0,3%).

В Сибирском федеральном округе также наблюдается стабильный рост числа ВУЗов с 92 в 1995-1996 уч году до 118 в 2006-2007 уч. году, в 2007-2008 уч. году происходит их снижение до 117. В Красноярском крае в 1995-1996 уч. году насчитывалось 13 ВУЗов, к 2000-2001 уч. году число ВУЗов в крае возросло до 16 образовательных учреждений и их количество оставалось неизменным до 2007-2008 уч. года, в котором произошло снижение на 3 образовательных учреждения. Сокращение числа государственных ВУЗов на территории края в 2007-2008 уч. году объясняется реорганизацией  ряда ВУЗов (Красноярского государственного университета, Красноярского государственного технического университета, Красноярской государственной академии цветных металлов и золота, Красноярской государственной архитектурной академии) и их объединение в составе Сибирского Федерального университета.

Анализ численности профессорско-преподавательского персонала в ВУЗах Российской Федерации и Красноярского края показал тенденцию роста числа профессорско-преподавательского персонала, как по Российской Федерации, так и по Красноярскому краю.

Так, численность профессорско-преподавательского персонала в ВУЗах Российской Федерации составила в 2007-2008 уч. году 419,2 тыс. чел., что на 65,6% больше данного показателя в 1995-1996 уч. году, а численность профессорско-преподавательского персонала в ВУЗах Красноярского края увеличилась с 5,096 тыс. чел. в 1995-1996 уч. году до 7,502 тыс. чел. в 2007-2008 уч. году, т.е. на 47,2%. При этом, 89% профессорско-преподавательского персонала в 2007-2008 уч. году работало в государственных ВУЗах края и только 11% в негосударственных Вузах региона.

Негативной тенденцией является снижение численности профессорско-преподавательского персонала в ВУЗах в расчете на 1000 студентов как по Российской Федерации, так и по Красноярскому краю. Если в 1995-1996 уч. году в расчете на 1000 студентов приходилось в ВУЗах Российской Федерации – 90 преподавателей и в ВУЗах Красноярского края – 85 человек, то уже в 2007-2008 уч. году данный показатель снизился до 56 и 58 человек соответственно.

Одним из направлений проводимых исследований являлось осуществление сравнительного анализа доли численности студентов высших учебных заведений в разрезе форм обучения по Российской Федерации и Красноярскому краю.

Большая часть студентов ВУЗов, как по Российской Федерации, так и Красноярскому краю, обучается по очной форме обучения. Однако в течение всего анализируемого периода происходит постепенное снижение доли студентов, обучающихся по очной форме обучения: по Российской Федерации с 62,8% в 1995-1996 уч. году до 47,9% в 2007-2008 уч. году, по Красноярскому краю – с 64,3% до 52,9% за аналогичный период времени. Следует отметить, что в Красноярском крае доля студентов, обучающихся на очной форме обучения выше, чем по Российской Федерации: в 1995-1996 уч. году на 1,5%, в 2007-2008 уч. году – на 5,0%.

Особенностью развития высшего профессионального образования в Красноярском крае является низкая доля студентов, обучающихся по очно-заочной (вечерней) форме обучения по сравнению с Российской Федерацией: 2,8% в 1995-1996 уч. году (ниже в 2,3 раза) и 1,8% в 2007-2008 уч. году (ниже в 2,6 раза).

Доля студентов, обучающихся по заочной форме обучения в Красноярском крае на протяжении анализируемого периода постепенно возрастает с 32,9% в 1995-1996 уч. году до 41,8% в 2007-2008 уч. году. Следует отметить, что доля студентов, обучающихся по заочной форме обучения в Красноярском крае за анализируемый период ниже, чем аналогичный показатель по Российской Федерации, например в 2000-2001 уч. году на 1,0%, 2006-2007 уч. году на 3,1%, 2007-2008 на 3,3%.

Одной из особенностей высшего профессионального образования в Красноярском крае является достаточно быстрое развитие такой формы обучения, как экстернат, по сравнению с Российской Федерацией. Так, в 1995-1996 уч. году в Красноярском крае на данной форме обучения студентов не обучалось, затем наблюдается стабильный рост числа студентов, обучающихся по форме экстернат в ВУЗах края – с 0,1% в 2000-2001 уч. году (данный показатель в 11 раз ниже, чем по Российской Федерации) до 3,5% в 2007-2008 уч. году (данный показатель в 1,5 выше, чем по Российской Федерации).

Следует отметить, что большая часть вузов, функционирующих на территории Красноярского края, предлагают образовательные услуги по одинаковым специальностям. Таким образом, на рынке образовательных услуг в области высшего профессионального образования на территории Красноярского края существует достаточно жесткая конкуренция, вследствие чего на первый план выдвигаются такие критерии предоставления образовательных услуг, как уровень платы за обучение и условия обучения.

Все ВУЗы, осуществляющие предоставление образовательных услуг в Красноярском крае, предоставляют платные образовательные услуги в области высшего профессионального образования на договорной основе. Сравнительный анализ стоимости обучения в ВУЗах г. Красноярска по ряду специальностей, наиболее часто встречающихся в образовательных программах, свидетельствует о существенной дифференциации стоимости предоставления платных образовательных услуг в области высшего профессионального образования ВУЗами региона.

Следует отметить, что негосударственные ВУЗы придерживаются ценовой политики, ориентированной на более низкие цены за обучение по сравнению с государственными ВУЗами для привлечения большего количества абитуриентов. Также следует отметить, что стоимость обучения по очной форме в большинстве ВУЗов одинаковая независимо от специальности, в то время как по заочной форме обучения она колеблется в зависимости от престижа и востребованности данной специальности у студентов.

Проведенные исследования позволяют выявить следующие тенденции и особенности предложения на рынке образовательных услуг в области высшего профессионального образования Красноярского края:

1. продолжает расти престиж высшего профессионального образования, о чем свидетельствует постоянный рост числа студентов на территории края и увеличение конкурса на вступительных экзаменах;

2. наблюдается стабильное увеличение численности доли студентов, обучающихся в негосударственных вузах Красноярского края, однако темпы прироста численности данных студентов ниже, чем по Российской Федерации, но выше, чем по Сибирскому Федеральному округу;

3. ведущую роль в предоставлении образовательных услуг в области высшего профессионального образования на территории края продолжают занимать государственные вузы, на долю которых приходится около 91% всех студентов вузов региона;

4. в крае по сравнению с Российской Федерацией выше доля студентов, обучающихся на очной форме обучения и существенно ниже (более чем в 2 раза) доля студентов, обучающихся по очно-заочной (вечерней) форме обучения;

5. на рынке образовательных услуг в области высшего профессионального образования Красноярского края получила достаточно быстрое развитие такая форма обучения как экстернат;

6. высшие учебные заведения края сосредоточены в г. Красноярске (только 1 вуз расположен в г. Норильске), кроме того на территории города действует ряд филиалов вузов других регионов страны, что придает г. Красноярску статус центра подготовки специалистов высшей квалификации в регионе;

7. происходит повышение качества подготовки специалистов высшей квалификации в результате реорганизации ряда вузов г. Красноярска и создания Сибирского Федерального университета;

8. наблюдается тенденция снижения численности профессорско-преподавательского персонала в вузах в расчете на 1000 студентов, что приводит к увеличению нагрузки на одного преподавателя;

9. на рынке образовательных услуг в области высшего профессионального образования края наблюдается тенденция уменьшения числа филиалов, причем данная тенденция касается как государственных, так и негосударственных вузов;

10. большинство вузов и их филиалов предоставляют одинаковый набор специальностей, что приводит к переизбытку специалистов данных квалификаций на рынке труда региона с одной стороны, и ужесточению конкуренции на рынке образовательных услуг в области высшего профессионального образования с другой стороны;

11. продолжается развитие предоставления платных образовательных услуг как государственными, так и негосударственными вузами и их филиалами на территории Красноярского края;

12. отсутствует единая ценовая политика ВУЗов в области предоставления платных образовательных услуг и существенная дифференциация стоимости обучения в различных ВУЗах, в разрезе отдельных специальностей и форм обучения.

Предложение на рынке образовательных услуг в области высшего профессионального образования под влиянием различных факторов постоянно находится в изменении, поэтому периодически необходимо проведение исследований с использованием статистических данных, характеризующих состояние рынка образовательных услуг Российской Федерации, Сибирского Федерального округа и Красноярского края.

Полученные результаты исследования могут быть использованы вузами Красноярского края при формировании предложения на рынке образовательных услуг в области высшего профессионального образования.

Библиографический список

1. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2006: стат. сб. / Федер. служба гос. статистики. – М.: Федер. служба гос. Статистики, 2007. – 981 с.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: стат. сб. / Росстат. – М., 2008. – 999 с.

3. Россия в цифрах. 2009.: крат. стат. сб. / Росстат. - М, 2009. – 525с.

4. Образование в России – 2007: Стат. бюллетень. – М.: МГУПИ, 2008. – 480 с.

5. Образование в Красноярском крае: стат. справ. / Красноярскстат, Федер. служба гос. статистики. – Красноярск: Красноярскстат, 2009. – 99 с.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
20116. Система высшего профессионального образования 58.38 KB
  Основные задачи системы высшего профессионального образования Система образования и образовательные технологии предназначена для подготовки граждан к жизни и деятельности в открытом демократическом обществе с динамичной рыночной экономикой что делает их одной из основных движущих сил обновления экономики страны. Главная задача образования научить самостоятельно анализировать и мыслить...
16779. Диверсификация инвестиций как актуальное требование модернизации сферы высшего профессионального образования в РФ 17.82 KB
  Высшие учебные заведения являются в настоящее время заметными субъектами национальной и региональной экономики. Однако успешность их деятельности во многом предопределяется устойчивостью развития отраслей
648. Система образования г. Зеленогорска Красноярского края 3.22 MB
  Решение этой задачи на первом шаге требует совершенствования системы общего образования которая является фундаментом российской образовательной системы. Для этого необходима широкая поддержка со стороны общественности проводимой государственной образовательной политики восстановление ответственности государства в этой сфере глубокая и всесторонняя модернизация образования. При этом важная роль отводится муниципальной системе образования которая занимает промежуточное положение между государственной системой и образовательными...
16130. Основные принципы социального управления взаимодействием системы высшего профессионального образования и рынка труда 10.36 KB
  Основные принципы социального управления взаимодействием системы высшего профессионального образования и рынка труда В настоящее время социальное управление взаимодействием системы высшего профессионального образования и рынка труда характеризуется сохраняющимся влиянием старой управленческой парадигмы с одной стороны и начинающим свое формирование новой системы управления с другой. Это порождает определенные противоречия в реализации рациональной и своевременной модели управления на практике замедляя процесс модернизации образования и...
1244. Стратегия развития муниципального образования (на примере города Зеленогорска Красноярского края) 77.69 KB
  Результаты реализации стратегии развития ЗАТО Зеленогорск Россия –самая большая страна в мире по занимаемой территории со значительным числом различных по социально-экономическому развитию природным ресурсам и площади регионов и городов. В связи с этим возникает...
1273. Развитие социальной сферы муниципального образования (на примере ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края 324.45 KB
  Управление социальной сферой на муниципальном уровне. Деятельность органов местного самоуправления в социальной сфере. Развитие социальной сферы муниципального образования на примере ЗАТО. Характеристика социальной сферы ЗАТО г.
3202. Спрос и предложение на рынке земельных ресурсов. Неэластичность предложения услуг земли 23.7 KB
  Неэластичность предложения услуг земли. Запасы земли как ресурса для нас строго ограничены и невосполнимы. Уникальность земельных ресурсов и строгая ограниченность земли для использования порождают такое явление как земельная рента. как уплата за использование жестко ограниченного в количестве и невосполнимого ресурса – земли.
20409. МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 197.11 KB
  Проблемы современного образования связаны отнюдь не только с социально-экономическими трудностями последних десятилетий и не только с недостаточным финансированием, но и с фундаментальным несоответствием структуры реализуемых образовательных программ актуальным потребностям общества и экономики.
962. Особенности возделывания кормовой репы (турнепса) на семена в условиях Красноярского края 45.87 KB
  Растениеводство относится к ведущей отрасли в сельском хозяйстве специализирующееся на выращивании культурных растений. Цель растениеводства –выращивание растений для получения растениеводческой продукции обеспечивающей население продуктами питания животноводство кормами перерабатывающую промышленность сырьем. На рост и развитие растений в той или иной степени влияют практически все экологические факторы –физический и химический состав почвы ее влагообеспеченность и аэрация скорость ветра динамика температурного режима и...
5292. Особенности маркетинга образовательных услуг на примере Центра Европейских языков «Лексика» 337.14 KB
  Маркетинг в сфере образования имеет дело со всеми упомянутыми категориями его объектов. Для обучающихся (особенно в средней школе), как правило, немаловажно, где расположено образовательное учреждение и какими возможностями для их проживания оно располагает
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.