К вопросу о распространении экономических идей: два эпизода из истории проникновения маржинализма в Россию

Когда в России в ходе научных дебатов маржинализм как новая парадигма был отвергнут большинством ученых; конец 1980-х-1990-е гг. Так первая опубликованная научная работа Туган-Барановского Учение о предельной полезности хозяйственных благ как причине их ценности Юридический вестник1890 была первым шагом к примирению теории предельной полезности тпп и трудовой теории ценности ттц. В ходе дискуссии не только высказывались различные точки зрения непосредственно по данному вопросу но и звучала критика в адрес как...

2015-09-03

13.38 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск



Н.А.Макашева, д.э.н. (ИНИОН РАН, ГУ-ВШЭ,  Москва)

К вопросу о распространении экономических идей: два эпизода из истории проникновения маржинализма в Россию.

                                                        (конспект)

Процесс проникновения западных экономических идей в Россию никогда не был простым. В той или иной степени на него всегда влияли  внешние социально-политические и идеологические обстоятельства, специфика российской экономической науки, состояние  научного сообщества.

История  проникновения маржинализма в Россию насчитывает уже более столетия, причем на протяжении большей части этого периода происходило скорее его отталкивание,   нежели восприятие.  В этой истории можно выделить два знаменательных  эпизода:  конец XIX - начало XX в., когда в России в ходе научных  дебатов маржинализм как новая парадигма был отвергнут большинством ученых; конец 1980-х-1990-е гг., когда маржинализм и mainstream economics утвердились в российской экономической науке в большей степени в силу  политических, идеологических и  институциональных обстоятельств, нежели в результате признания учеными их  аналитических  возможностей.

Сравнению этих эпизодов и посвящена данная работа, при этом большее внимание уделено первому из них.

 

Первой публикацией в России о  маржинализме была статья Л.Слонимского «Забытые экономисты Курно и Тюнен» («Вестник Европы», 1878), посвященная не Л.Вальрасу, У.Джевонсу и К Менгеру, имена которых в ней  даже не упоминались, а их предшественникам – Й.Тюнену и О.Курно. Статья была напечатана в общем («толстом») журнале в окружении художественных произведений, публицистики, статей по естественным наукам и т.д. Подобная ситуация была характерна и для последующих десятилетий. Отсутствие специализированных экономических журналов в период, когда на Западе уже существовали  Quarterly j. of economics, J. of political economy, Economic j. и др., является одним из свидетельств незавершенности процесса  профессионализации экономической науки в России.

Статья  Слонимского не вызвала откликов, а маржинализм не заинтересовал русских экономистов.  Не случайно, С.Франк  в 1900 г.,  В.Дмитриев в 1908 г. прямо писали  о том, что русская экономическая наука  «не замечала»  важнейшего течения европейской экономической мысли - школы «предельной полезности». В то же время М.И.Туган-Барановский, В.Ф.Залесский, П.Б.Струве, Р.М.Орженцкий и некоторые другие  не только признавали ее значение, но и пытались развивать идеи маржинализма. Так, первая опубликованная  научная работа  Туган-Барановского  «Учение о предельной полезности хозяйственных благ как причине их ценности» («Юридический вестник»,1890) была первым шагом к примирению  теории предельной полезности (тпп) и трудовой теории ценности (ттц). В1901 г. в журнале «Мир Божий» он опубликовал очерк, посвященный австрийской школе, в котором вслед за австрийцами признал, что  «установление точных экономических законов, которые характеризуют хозяйственный процесс в его идеальном виде…»,  является  задачей экономической науки.

В  конце XIX в. русские политэкономы активно обсуждали проблему ценности (стоимости) главным образом  в контексте противоречия  между I  и III томами «Капитала».  В ходе дискуссии  не только высказывались различные точки зрения непосредственно по данному вопросу, но и  звучала критика в адрес  как теории субъективной ценности (тсц), так и  трудовой теории ценности (ттц), а также  высказывались соображения в  пользу синтеза этих двух теорий.

Хотя сторонники синтеза (Струве, Франк, Туган-Барановский) не были единодушны, они признавали  главенствующую роль экономического (оптимизационного) принципа; ограниченность ттц как универсальной теории ценности, зависимость объема и структуры производства от объема труда и его распределения между отраслями. То, что ттц была обращена на объективную сторону процесса определения ценности, а тсц  – на субъективную,  позволяло им рассматривать эти теории не как альтернативные, а как дополняющие друг друга. При этом фактически речь шла не о  ттц  Маркса, а о теории издержек  Риккардо. Выражением идеи синтеза стала «теорема» Туган-Барановского, гласящая, что субъективные ценности благ пропорциональны их трудовым ценностям (стоимостям).

Однако сторонники компромисса не были  единодушны. Так,  Струве  и Дмитриев отказывались  признать самостоятельное значение проблемы ценности, полагая, что экономиста должна интересовать только проблема цены. Туган-Барановский предлагал рассматривать проблему ценности не с теоретической, а с методологической и этической точек зрения. Он утверждал, что теория Маркса является полезной методологической фикцией, указывающей на социальную природу прибыли и ценности. В то же время,   стремясь к выяснению универсальных  закономерностей хозяйственной жизни, он предлагал сосредоточиться на прибавочном продукте, величина которого зависит от производительности капитала, а распределение  определяется «социальными отношениями за пределами рынка». Подобный подход позволял в частности уйти от вопроса, преследовавшего марксистов: как в рамках одной  теории согласовать рост производительности труда и органического строения капитала, неизменность нормы эксплуатации и  тенденцию  нормы прибыли к понижению.

Идея синтеза привела некоторых ее сторонников к таким понятиям, как   «субъективная общественная ценность» и «общественная полезность». Последняя, по мнению Франка, выражала  «субъективную оценку благ отдельными членами общества, но  только с точки зрения интересов и потребностей общества».  В явном виде функцию общественной полезности использовал в 1902 г. Н. Столяров при доказательстве «теоремы» Туган-Барановского. Идея общественной функции полезности вызвала критику некоторых русских марксистов, утверждавших, что в этом случае нарушается методологическое единство теории,  а   само понятие «общественная функция полезности» является внутренне противоречивым. Заметим, что  подобную критику  вполне можно было адресовать  и некоторым западным экономистам, например, К.Кнису или Э. Селигмену, которые в это же время пытались выразить социальный аспект ценности через понятие «общественной предельной полезности».

Идею общественной функции полезности с позиций методологического индивидуализма критиковал  Струве. Он видел в последнем фундамент   теоретической экономии, в отличие от Туган-Барановского, который принимал методологический индивидуализм, исходя из этических установок, близких к Канту.

Как поиски объединяющей теории ценности, так и установка на отказ от рассмотрения проблемы ценности в пользу анализа проблемы цены вызвали резкую критику со стороны  большинства русских экономистов. В конечном счете,  водоразделом оказалась не столько теория, сколько методология. Представление об экономической науке  как о социальной дисциплине, призванной исследовать общественные отношения в сфере хозяйства и с этих позиций  трактующей ценность, противостояло  представлению о ней как о дисциплине, занятой исследованием цен и  объемов. Чтобы принять  маржинализм   как аналитический метод и теорию предельной полезности как теорию ценности, требовалось признать самостоятельное значение чистой теории. Российские экономисты за исключением, быть может, экономистов-математиков не были к этому готовы. Этот факт  отражал  недостаточную  профессионализацию  российской экономической науки, а также исторически обусловленный интерес  российских экономистов к  социально-экономическим проблемам. Методологическая позиция, которую предполагал маржинализм, рассматривалась ими не только  как ограниченная, но и как уводящая  анализ в ложном направлении.  

Заметим, что в указанный период против наметившегося парадигмального сдвига выступали и представители формирующегося инстититуционализма. В отличие от марксистов,  опасавшихся утраты экономической наукой социального содержания, институционалисты критиковали маржиналистов за  отказ  от рассмотрения экономических явлений  как процессов социального взаимодействия.

 

 В середине 1980-х годов после десятилетий безраздельного господства марксизма научное сообщество российских  экономистов вновь столкнулось с проблемой восприятия западных идей. Продолжительное и основанное на политико-идеологическом фундаменте доминирование марксизма привело к тому, что  «критическая традиция» была утрачена даже  в рамках марксистской политэкономии;  советская политэкономия, отгородившись  от мировой науки, превратилась  в особую науку, ориентированную  не столько на получение нового знания, сколько на комментирование марксистских текстов. Как и раньше, экономисты не замечали происходящего в экономической науке на Западе,  обращаясь к  последней  только, чтобы ее критиковать.  

Когда в конце 1980х-гг. начался активный процесс проникновения западной экономической науки, выбор в пользу mainstream economics был сделан, но  не в результате  решения научного сообщества, признавшего ее аналитические преимущества, а под воздействием внешних обстоятельств.  Большинство российских экономистов не были готовы принять mainstream в силу неподготовленности, инерции мышления,  институциональной  структуры науки и образования, опасения  относительно перспектив собственной профессиональной карьеры. Не удивительно, что проводниками западного образа экономического мышления стали не профессиональные экономические, а «толстые» литературные  журналы.

Отношение к  западной экономической науке определялось в ходе дискуссии о   сравнительных преимуществах капитализма и социализма как экономических систем. Деградация плановой системы делала преимущества рыночной очевидными. В глазах многих это свидетельствовало и о  преимуществах западной  экономической науки. При этом  ни ее сторонники, ни  противники не были подготовленными к тому,  чтобы понять суть,  ограничения и возможности той или иной западной теории. Отчасти этим объясняется наивная вера в существование некой правильной теории, способной дать ответы на все актуальные вопросы, а также доверие к рекомендациям западных экспертов, выбор которых  часто  был случайным.       

«Антизападники» эпохи трансформации уже не ссылались  на Маркса, а приводили  этические, исторические и религиозные аргументы. Они охотно критиковали mainstream за абстрактный характер, формализм, методологический индивидуализм и т.д.  Ключевыми словами были: «уникальность России», «нравственная сторона хозяйственной деятельности», «соборность русского сознания» и т.д.

Важную роль в проникновении западных экономических идей  в Россию сыграли институциональные факторы, в частности, создание различных научных и просветительских фондов, поддерживающих как научные исследования, так и  публикацию экономической классики. Не менее важным, по крайней мере, с точки зрения  освоения основ  mainstream economics, были и    преобразования  в сфере образования. При этом  на первом этапе  сдвиги, инициированные сверху,  воспринимались, а  во многом и были  таковым,  как результат внешнего давления, а не  переосмысления взглядов самим преподавателями. Этим обстоятельством, а также общей неподготовленностью большинства преподавателей  можно объяснить появление «гибридных курсов», объединяющих  элементы  различных, часто противостоящих друг другу  теорий, невысокий уровень преподавания и т.д.

Российская экономическая наука и сегодня в основном остается изолированной,  актуален и вопрос о ее профессионализации. Процесс  интеграции в мировую науку идет крайне медленно, по-прежнему остается открытым вопрос, сможет ли она  разрушить стену, столь долгое время отделяющую ее от мировой науки.

PAGE  4



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
1416. Выявление методов исследования, которые применял Н.М. Карамзин при написании «Истории государства Российского», степени объективности его подхода к истории Речи Посполитой в связи с Российской историей конца XVI - середины XVII Веков 148.7 KB
  Карамзин –это прошлое русской литературы, шире - русской культуры.. Прошлое должно уважать. Но чтобы его уважать, его нужно знать. Сегодня мы еще очень плохо знаем Карамзина. И одна из задач данной дипломной работы –изучение Н.М. Карамзина как историка.
11695. СТРАТЕГИИ ПРОНИКНОВЕНИЯ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ 1.12 MB
  Мировой рынок нефти является стратегическим товарным рынком в силу лидирующих позиций нефти в топливно–энергетическом балансе мира значительных масштабов международной торговли углеводородами и стремлением государств к энергетической безопасности. В условиях усиления конкуренции и глобализации мировой рынок нефти создает необходимость последовательного формирования конкурентной стратегии.3 Специфика конкурентных стратегий Специфика стратегического планирования в нефтяных компаниях заключается в том что внешняя среда представляется...
2. Проникновение кино в Россию 18.07 KB
  Проникновение кино в Россию. Как известно из курса История зарубежного кино дата рождения кинематографа не раз оспаривалась ибо изобретателей съёмочных и проекционных аппаратов было немало. Возвращаясь к курсу Истории зарубежного кино стоит напомнить что известная премьера на бульваре Капуцинов стала днём рождения кино определившим и его название по трём причинам: Восприятие кино как проекции фотоснимков в пофазной последовательности на специальный экран. Придание кинокадру внутренней изобразительной структуры.
1242. Иммиграция в Россию из-за пределов бывшего СССР 3.42 MB
  Основные характеристики иммиграционных процессов в России. Концепция государственной миграционной политики в России. Влияние иммиграции на экономическое развитие России также весьма актуально. До недавнего времени иммиграция не играла существенной роли в динамике численности и состава населения России в силу закрытости СССР для внешних миграций.
1413. Сочетание религиозных и политических конфликтов в истории, послествия религиозных конфликтов во всемирной истории 106.87 KB
  Понятие конфликта и религиозного конфликта специфика религиозного конфликта. Необходимость изучения религиозного конфликта продиктована сложностью и многогранностью этого феномена наличием большого количества внешних и внутренних факторов влияющих на внутри конфессиональные и межконфессиональные отношения. Объектом исследования является феномен религиозного конфликта. Предмет исследования причины возникновения формы проявления основные тенденции развития религиозного конфликта.
11694. СТРАТЕГИИ ПРОНИКНОВЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ (НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ООО «КОКА-КОЛА ЭЙЧБИСИ ЕВРАЗИЯ») 1.45 MB
  Стратегия развития маркетингового комплекса компании ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»: выбор целей и маркетинговой стратегии. Анализ международной маркетинговой стратегии компании ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия». Рекомендации в области международного маркетинга для российской компании «Сады Придонья» на основе анализа международной маркетинговой деятельности...
9881. Проблемы и пути привлечения реальных иностранных инвестиций в Россию 33.13 KB
  Поэтому сегодня всё большее значение приобретает анализ источников возможных инвестиций, объективная оценка реальных возможностей их привлечения, а также путей решения проблем их мобилизации и проработка стратегий обеспечения эффективности привлекаемых инвестиций. Проблема инвестиционного потенциала и расширения форм привлечения иностранного капитала очень обширна
16376. Доклад посвящен обоснованию трех основных идей. 22.55 KB
  Когда начинали рыночные реформы то шоковая терапия как метод их проведения объяснялась тем что таким путём в исторически кратчайшие сроки мы поднимемся на уровень развитых стран. Последствия проведенных реформ настолько подорвали их репутацию что видимо президент почел за лучшее о них не вспоминать. Предыдущие программы потерпели фиаско не потому что их цели были плохими а потому что страдали тем же пороком что и нынешняя. Она состоит в том что якобы при всех условиях рыночная экономика эффективнее плановой а частная...
17777. Формирование социально-психологических идей в отечественной психологии 44.94 KB
  Традиционным было мнение о том, что истоки социальной психологии восходят к западной науке. Историко-психологические исследования показали, что социальная психология в нашей стране имеет самобытную историю. Возникновение и развитие западной и отечественной психологии происходило как бы параллельно. Отечественная социальная психология возникла на рубеже XIX и XX веков. Путь ее становления имеет ряд стадий: зарождение социальной психологии в общественных и естественных науках, отпочкование от родительских дисциплин (социологии и психологии) и превращение в самостоятельную науку, возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии.
5069. Роль правовых идей Авиценны в развитии медицины 31.86 KB
  Ибн-Сина выступал за идеальное государство население которого должно состоять из правителей производителей и войска и каждый должен заниматься полезной работой. Особенно велики заслуги...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.