Социально-профессиональные ориентации городской молодежи: возможности развития

Особую роль в решении данной проблемы играет система профессионального образования которая реализует задачу подготовки квалифицированных специалистов для экономики и социальной сферы1. В то же время преодолеть относительную ограниченность традиционных ресурсов средствами образования можно главным образом посредством учета потребностей рынка труда в подготовке специалистов. Вологда обладает значительными преимуществами по сравнению с другими муниципальными образованиями Вологодской области. На территории города находятся 12 учреждений...

2015-09-03

55.83 KB

1 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Головчин М.А.

Учреждение Российской академии наук

Институт социально-экономического развития территорий РАН, г. Вологда

Социально-профессиональные ориентации городской молодежи:

возможности развития

Переход общественного производства с традиционного (индустриального) на инновационный путь развития ставит на повестку дня вопрос о соответствии квалификации работников новым экономическим требованиям. Особую роль в решении данной проблемы играет система профессионального образования, которая реализует задачу подготовки квалифицированных специалистов для экономики и социальной сферы1. От того, насколько качественным будет процесс обучения, зависит возможность работника реализовать накопленный им интеллектуальный потенциал в трудовой деятельности. В то же время преодолеть относительную ограниченность традиционных ресурсов средствами образования можно, главным образом, посредством учета потребностей рынка труда в подготовке специалистов. От образовательных учреждений требуется не только передача знаний, но и создание условий молодежи для осознанного профессионального выбора.

В свете потребностей сегодняшнего дня вопросы подготовки квалифицированных кадров приобретают важное значение для укрепления экономики муниципалитетов. В этом плане г. Вологда обладает значительными преимуществами по сравнению с другими муниципальными образованиями Вологодской области. На территории города находятся 12 учреждений начального профессионального образования (НПО), 8 учреждений среднего специального образования (СПО), 11 высших учебных заведений и филиалов иногородних вузов (ВПО). В 2008 г. численность учащихся и студентов, закончивших эти учреждения, составила 10,4 тыс. чел. В сравнении с уровнем 2000 г. выпуск из профессиональных училищ сократился на 9%, а выпуск из техникумов (колледжей) и вузов увеличился в 1,4 и 2,3 раза соответственно2. В период с 2004 по 2007 г. в г. Вологде в 2,3 раза уменьшилось количество выпускников учреждений профессионального образования, не сумевших трудоустроиться после окончания учебного заведения3. Молодёжь предпочитает высшее образование начальному профессиональному и среднему специальному образованию: в 2008/2009 учебном году в вузах города обучалось в 8 раз больше молодых людей, чем в училищах, и в 5 раз больше, чем в техникумах4.

Однако, согласно данным мониторинга качества трудового потенциала, проводимого Институтом социально-экономического развития территорий РАН, доля жителей г. Вологды, работающих по специальности, в период с 2007 по 2009 г. снизилась в 1,3 раза. В 2009 г. на предприятиях и в организациях города по специальности работало 48% населения5. Подобная ситуация делает актуальным анализ социально-профессиональных ориентаций молодёжи.

Профессиональные планы молодёжи были изучены в ходе опроса ИСЭРТ РАН во втором квартале 2010 г. учащихся общеобразовательных школ г. Вологды и учащихся и студентов учреждений профессионального образования. Для опроса были отобраны учащиеся 10-х классов четырёх школ с наибольшим и четырёх – с наименьшим средним баллом по ЕГЭ за 2008 г., а также студенты 4 и 5 курсов, обучающиеся по трём специальностям с наибольшим и по трём – с наименьшим конкурсным рейтингом. В опросе приняли участие 156 школьников, 85 учащихся профессиональных училищ, 149 студентов техникумов и колледжей и 159 студентов вузов.

Результаты опроса показали, что профессиональная ориентация связана с мотивами, которыми молодежь руководствуется при выборе учебного заведения. Основные мотивы профессионального выбора приведены в таблице 1.

Таблица 1

Факторы, влияющие на выбор профессии учащимися и студентами образовательных учреждений

(в баллах по 5-балльной шкале)

Факторы

Общее по опросу

НПО

СПО

ВПО

Собственные интересы, склонности

3,8

4,2

3,4

3,9

Престиж профессии

3,3

3,8

2,9

3,2

Возможность трудоустройства после окончания вуза

3,3

3,8

2,9

3,2

Востребованность профессии на рынке труда, спрос на профессию в современном обществе

3,3

3,7

3,0

3,1

Высокие шансы поступления

3,1

3,3

3,2

2,9

Мнение родителей, друзей, учителей

3,0

2,9

3,1

2,9

Источник: Данные опроса учащихся общеобразовательных школ, II кв. 2010 г. (общая выборка – 156 чел.).

Круг потребностей студентов средних специальных и высших учебных заведений более широк, чем учащихся ПТУ: наряду с получением знаний, умений и навыков по своему профилю первых интересуют любые проявления жизни образовательного учреждения, а последние ориентированы главным образом на получение оптимальных учебных результатов. Так, для обучающихся в учреждениях НПО факторы престижа и спроса на профессию в современном обществе являлись более важными при выборе учебного заведения, чем для студентов техникумов и вузов (3,8 против 3,1 балла). Проявлять творческую активность, приобрести навыки самостоятельной жизни во время обучения стремятся в наибольшей степени студенты учреждений СПО и ВПО (26%), а в наименьшей – учащиеся ПТУ (19%). Поэтому на научных конференциях, в дискуссионных клубах, конкурсах, проводимых в стенах своего образовательного учреждения чаще других (27%) участвуют студенты техникумов, колледжей и вузов и реже (16%) – учащиеся профессиональных училищ.

Подобная разница в подходах молодежи к образовательному процессу во многом определяет то, что своим профессиональным выбором более довольны учащиеся учреждений НПО, чем студенты техникумов и вузов (91% против 80%).

Высокая степень удовлетворенности выбором учебного заведения является причиной того, что 79% старшекурсников, проходящих обучение в профессиональных училищах, планируют работать по своей специальности (табл. 2). Удельный вес студентов техникумов, колледжей, имеющих подобные планы, в 1,3 раза меньше, студентов вузов – в 1,2 раза. Вместе с тем необходимо отметить, что удельный вес студентов учреждений СПО и ВПО с наименьшим конкурсным рейтингом, собирающихся работать по специальности, сравнительно невысок (52%). В вопросе о дальнейшей занятости ещё не определились 15% учащихся и студентов в учебных заведениях с наименьшим рейтингом и только 9% – с наибольшим. Возможно, это связано с низким уровнем профориентационных работ в учебных заведениях, которые имеют невысокий конкурсный рейтинг и более доступные условия приёма.

Таблица 2

Удельный вес старшекурсников, планирующих работать по специальности после получения диплома

(в % от числа опрошенных старшекурсников)

Варианты ответов

Всего по опросу

НПО

СПО

ВПО

Всего

Рейтинг

Всего

Рейтинг

Всего

Рейтинг

наибольший

наименьший

наибольший

наименьший

наибольший

наименьший

Собираюсь

68,2

78,8

72,8

85,4

59,7

71,8

43,8

70,4

82,6

59,5

Не собираюсь

18,8

14,1

22,7

4,9

26,8

20,0

36,0

13,8

2,7

23,8

Затрудняюсь ответить

13,0

7,1

4,5

9,8

13,5

8,2

20,2

15,8

14,7

16,7

Источник: Данные опроса учащихся и студентов учреждений профессионального образования, II кв. 2010 г. (общая выборка – 393 чел.).

Место будущей трудовой деятельности большинство студентов связывают с престижем профессии и размером заработка. Так, 43% старшекурсников указали, что не хотят работать по специальности из-за низкого уровня оплаты труда работников учреждений избранного профиля. Среди тех, кто в выборе профессии ориентируется на достойный уровень заработной платы, студентов вузов больше в 1,4 раза, чем учащихся учреждений НПО, и в 1,2 раза, чем студентов СПО. Среди тех, кто обучается экономическим специальностям, 79% учащихся и студентов собираются работать по профилю подготовки, соответственно среди обучающихся техническим и рабочим специальностям – 65%, медицинским специальностям – 64%. Примечательно, что только 37% обучающихся педагогическим специальностям планируют работать в образовательных учреждениях.

Творческий характер труда и соответствие характера работы личностным склонностям и способностям интересует лишь 23% учащихся и студентов. К числу тех, кого интересуют именно эти факторы, относятся учащиеся и студенты с высоким уровнем творческой активности. Так, среди старшекурсников, постоянно участвующих в творческих мероприятиях, удельный вес тех, кто хотел бы заниматься интересной и творческой работой, составляет 46%, а тех, кто ориентирован на престиж профессии и низкую вероятность потери работы, – 5%.

Учащиеся и студенты, руководствующиеся при выборе собственными интересами и склонностями, наиболее довольны профилем своего обучения. Так, среди старшекурсников, «крайне довольных» выбором специальности, наиболее высокий удельный вес (50%) имеют те, кто считает, что для работы необходимы хорошие условия труда, возможность карьерного роста и достойный уровень заработной платы.

Вместе с тем, в сложившейся экономической обстановке молодые люди имеют завышенные ожидания в отношении оплаты своего труда. Так, в 2007 г. желаемый уровень заработной платы, который хотели бы иметь студенты вузов г. Вологды сразу же после получения диплома (29,6 тыс. руб.), в 1,7 раза превосходил средний фактический уровень в г. Вологде (17,3 тыс. руб.)6. Определённые ожидания в отношении размера своих будущих заработков отсутствовали лишь у 9% студентов7.

Таким образом, в настоящее время существует проблема недостаточного профессионального самоопределения молодёжи. В этой связи интересно обратиться к вопросу организации системы профессиональной ориентации.

В 2008 г. со сферой профессионального образования взаимодействовали 74% общеобразовательных заведений города. Тем не менее это взаимодействие нельзя назвать разноплановым. Самой распространенной (98%) формой сотрудничества является организация дней открытых дверей. В практике взаимодействия учреждений профессионального образования с общеобразовательными отсутствует большая часть форм профориентационного сотрудничества (проведение профдиагностических тренингов, информирование учащихся, их родителей и персонала школ об условиях обучения)8.

В 92 случаях из 100 профориентацию проводят работники школы: завуч по учебно-воспитательной работе, классные руководители, психологи, социальные педагоги. Консультанты из учреждений профессионального образования приглашаются только в три школы, в остальных образовательных учреждениях данная форма работы не используется вообще9. Следовательно существует необходимость планирования системы профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях.

Доля старшеклассников, определившихся в вопросе выбора профиля дальнейшего обучения, велика (75%; рисунок). Это говорит о том, что главная причина, по которой будущие специалисты выбирают специальность не в соответствии со своими запросами – отсутствие необходимого качества профориентационного взаимодействия между образовательными учреждениями различных уровней.

Рис. Удельный вес школьников, определившихся с выбором профиля дальнейшего обучения

(в % от числа опрошенных старшеклассников)

Источник: Данные опроса учащихся общеобразовательных школ, II кв. 2010 г. (общая выборка – 156 чел.).

Таким образом, в настоящее время модель «профориентация в школе – желание получить профессию – приобретение профессионального образования» является недостаточно результативной. Для совершенствования работы по профориентации необходимо построение системы взаимодействия между образовательными учреждениями разного уровня с целью создания условий для осознанного выбора молодыми людьми будущей профессии.

Проблему, препятствующую осуществлению подобного взаимодействия, представляет разный уровень подчинения образовательных учреждений, находящихся на территории города. Так, высшие и средние учреждения профессионального образования федерального значения подведомственны Министерству образования и науки РФ, учреждения начального и среднего профессионального образования – Департаменту образования Вологодской области, общеобразовательные учреждения – Управлению образования Администрации города Вологды.

В таких условиях оптимизация профориентационного взаимодействия учебных заведений предполагает создание организационных структур в составе образовательных учреждений, органов управления образованием и муниципальных органов власти (табл. 3).

Таблица 3

Уровни взаимодействия в рамках единого городского образовательного пространства

Уровень

Структура

Функции

1. Школа

Заместители директора по организации взаимодействия с профессиональным образованием

Сбор информации о состоянии и потребностях во взаимодействии в образовательных учреждениях

Налаживание связей с учреждениями профессионального образования по вопросам сотрудничества и проведения профориентационной работы

2. Управление образования Администрации г. Вологды

Отдел профильного обучения и взаимодействия с учреждениями профессионального образования

Аккумулирование и анализ информации о состоянии и потребностях во взаимодействии образовательных учреждений города

Оказание помощи школам в проведении профориентационной работы

3. Департамент образования Вологодской области

Управление профессионального

образования

Правовое и информационное обеспечение взаимодействия

Осуществление анализа, прогнозирование основных тенденций взаимодействия

Составление рекомендаций руководителям образовательных учреждений по оптимизации сотрудничества

4. Администрация г. Вологды

Координационный совет по содействию в подготовке квалифицированных кадров

Согласование позиций субъектов системы образовательного сотрудничества

Разработка и принятие решений по организации и обеспечению взаимодействия школ и профессионального образования

Для координации профориентационного взаимодействия при Администрации г. Вологды может быть создан Координационный совета по содействию в подготовке квалифицированных кадров. Опыт деятельности подобных органов имеют Управление образования Администрации г. Екатеринбурга, Департамент образования и науки Администрации г. Сургута и др.

Координационный совет призван выполнять функции постоянно действующего совещательного органа, целью деятельности которого может являться координация действий в сфере управления единым образовательным пространством.

Для осуществления поставленной цели Координационный совет может реализовывать следующие задачи:

  •  выработка единой стратегии в вопросах подготовки кадрового обеспечения для экономики и социальной сферы г. Вологды в соответствии с запросами рынка труда;
  •  оценка перспектив изменения профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в соответствии с социально-экономическим развитием г. Вологды и отраслей городского хозяйства;
  •  координация действий организаций (предприятий) и учреждений профессионального образования и других заинтересованных сторон в подготовке квалифицированных конкурентоспособных рабочих кадров и в обеспечении ими реального сектора экономики;
  •  содействие в нормативно-правовом обеспечении партнерства между учреждениями профессионального образования и работодателями;
  •  обеспечение деятельности, направленной на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся образовательных учреждений г. Вологды.
  •  создание единого информационного пространства по проблемам кадрового обеспечения отрасли городского хозяйства;
  •  обеспечение взаимодействия общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования.

Координационный совет должен взаимодействовать с органами управления образованием, иными государственными, муниципальными органами власти и управления, общественными структурами, научными и образовательными организациями, объединениями работодателей. Схема деятельности Координационного совета представлена в таблице 4.

Таблица 4

Схема деятельности создаваемого при Администрации г. Вологды Координационного совета

по содействию в подготовке квалифицированных кадров

Состав

Представители

Ожидаемые

результаты

Индикаторы эффективности деятельности

1. Органы власти

Администрация

г. Вологды

Создание нормативно-правовой базы для осуществления социального партнерства

Стратегия развития учреждений профессионального образования г. Вологды

2. Образовательные учреждения

Совет ректоров вузов Вологодской области

Определение объемов целевой и контрактной подготовки кадров

Количество и содержание договоров

Развитие системы профессиональной ориентации

Количество и удельный вес трудоустраиваемых по специальности выпускников

3. Работодатели

Союз промышленников и предпринимателей Вологодской области

Предоставление информации о потребности в кадрах

Информационный банк данных о потребности в кадрах предприятий города

Заключение договоров о целевой подготовке кадров с учебными заведениями

Количество договоров о подготовке кадров;

количество трудоустраиваемых выпускников

Заключение договоров на обновление материально-технической базы учебных заведений

Стоимость основных средств и технологий

Предоставление учебно-технической базы для прохождения практики обучающихся и повышения квалификации преподавателей

Количество и удельный вес прошедших практику студентов и учащихся

Количество и удельный вес повысивших квалификацию педагогов

4. Общественные организации

Ассоциация независимых профсоюзов Вологодской области

Участие в создании нормативно-правовой базы для социального партнерства

Разработка проекта о включении расходов на профориентационные мероприятия в муниципальный бюджет

Для совершенствования профориентационной работы необходима четкая взаимосвязь между субъектами этой системы. Формами подобной взаимосвязи могут быть:

1. Составление заместителями директоров школ по организации взаимодействия с профессиональным образованием ежеквартальных отчётов для отдела профильного обучения Управления образования Администрации г. Вологды о профориентационной работе в образовательных учреждениях.

2. Проведение специалистами отдела профильного обучения Управления образования ежемесячных совещаний с заместителями директоров школ по взаимодействию с профессиональным образованием.

3. Проведение специалистами отдела профильного обучения инспекторских проверок деятельности общеобразовательных учреждений по профессиональной ориентации учащихся.

4. Создание при Координационном совете рабочих групп из представителей Совета ректоров вузов Вологодской области, Управления образования и Департамента образования по рассмотрению отдельных вопросов координации взаимодействия образовательных учреждений.

Применение данного комплекса мер может создать условия для достижения в среднесрочной перспективе таких результатов, как создание информационного банка данных о потребности предприятий (организаций) в кадрах; приведение номенклатуры специальностей и объемов подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования в соответствие с количеством свободных рабочих мест; увеличение численности трудоустраиваемых по специальности выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. В результате применения этих мер появится возможность влияния на процессы формирования трудовых ресурсов необходимых экономике города профиля и уровня.

литература

  1.  Аврамова, Е.М. Требования работодателей к системе профессионального образования / Е.М. Аврамова, И.Б. Гурков. – М.: «Макс Пресс», 2006. – 128 с.
  2.  Балыхин, Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект / Г.А. Балыхин. – М.: Экономика, 2003. – 428 с.
  3.  Барабанова, С.В. Государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы / С.В. Барабанова. – Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2004. – 360 с.
  4.  Баранов, А.А. Влияние социальной дифференциации на образовательные ориентации горожан / А.А. Баранов, Н.Г. Иванова // Социс. – 2003. – №2. – С. 72
  5.  Беляков, С.А. Системные аспекты образовательной политики и управления образованием / С.А. Беляков, В.Ж. Куклин // Университетское управление: практика и анализ. – 2003. – №3 (26). – с. 10.
  6.  Вифлеемский, А. Б. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе / А.Б. Вифлеемский // Вопросы экономики. – 2002. – №8. – с. 115.
  7.  Воронина, Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение / Е.В. Воронина. – М.: «5 за знания», 2006. – 256 с.
  8.  Кванина, В.В. Гражданско-правовое регулирование в сфере высшего профессионального образования/ В.В. Кванина. – М.: Готика, 2005. – 368 с.

1 Кванина, В.В. Гражданско-правовое регулирование в сфере высшего про-фессионального образования/ В.В. Кванина. – М.: Готика, 2005. – 368 с.

2 Районы и города Вологодской области. 2000 – 2008: стат. сборник / Вологдастат. – Вологда, 2009.

3 Труд и занятость в разрезе районов и городов Вологодской области: 2003 – 2007: стат. сборник / Вологдастат. – Вологда, 2008.

4 Районы и города Вологодской области. 2000 – 2008: стат. сборник / Вологдастат. – Вологда, 2009.

5 Данные опроса ИСЭРТ РАН по измерению качества трудового потенциала среди населения области в трудоспособном возрасте. Общая выборка опроса: по Вологодской области – 1500 чел., по г. Вологде – 232 чел.

6 Районы и города Вологодской области: социально-экономические показатели районов области. 1998 – 2007: стат. сб / Вологдастат.– Вологда, 2008.

7 Данные опроса студентов вузов г. Вологды (IV кв. 2006 – I кв. 2007 г.). Общая выборка – 579 чел.

8 Источник: Данные опроса ИСЭРТ РАН среди руководителей учреждений профессионального образования г. Вологды (II – III кв. 2008 г.). Объём выборки – 21 чел.

9 Источник: Данные опроса ИСЭРТ РАН среди руководителей общеобразовательных учреждений г. Вологды (II – III кв. 2008 г.). Объём выборки – 35 чел.

PAGE  1



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
18886. Политические ориентации студенческой молодежи Улан-Удэ 52.87 KB
  Политические ориентации молодежи как объект научного исследования. Студенты как особая социальная группа общества. Молодежь как наиболее динамичная часть населения выступает своего рода социальным барометром и часто отражает степень конфликтогенности общества. Политические ориентации российской молодежи как впрочем и всего социума долгое время развивались в условиях известной стабильности общества и государства.
12139. Социально-гуманитарная экспертиза и научное сопровождение важных для социально-экономического развития России инновационных проектов 17.55 KB
  По проекту Синтез: доказано что введение в эксплуатацию предусмотренных проектом производственных мощностей окажет положительный мультипликативный эффект на экономическую систему России; установлено что помимо чисто экономического эффекта проект имеет важные социальные последствия выражающиеся в снижении уровня ряда заболеваний косвенно связанных с избыточным содержанием парниковых газов в атмосфере и может способствовать кардинальному и рентабельному решению глобальной экологической проблемы парникового эффекта. По проекту ИЕТС...
16915. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ МАРКСОВОЙ ТЕОРИИ ВОСПРОИЗВОДСТВА 13.3 KB
  Принято считать что основным результатом вытекающим из марксовой теории воспроизводства в случае простого воспроизводства является условие эквивалентного обмена vImI = cII а в случае расширенного воспроизводства - неравенство vImI cII. Дело в том что дезагрегация I подразделения разложение его на группы Iа и Iб меняет представление о способе выполнения им двух воспроизводственных программ: программы самовоспроизводства основного капитала I для I и программы воспроизводства...
19557. Проблемы и возможности развития глобализации экономики 36.18 KB
  Процесс глобализации национальных экономик постоянно сопровождается возникновением новых рынков, появлением новых объектов инфраструктуры мирового рынка (информационных систем, Интернета), выработкой новых правил регулирования международных отношений в виде многосторонних соглашений по вопросам сотрудничества и т. д. Рост объема мировой торговли товарами, услугами, международного движения капитала стимулирует развитие экономической глобализации.
19555. Глобализация экономики: основные проблемы и возможности развития 33.92 KB
  Связанная с глобализацией технологическая революция стимулирует качественный переворот в фундаменте общественного производства, образе жизни людей. Распадаются прежние формы социальной и национальной общности. В результате региональной производственной кооперации и меняющихся товарных потоков возникла тенденция, способствующая непосредственной горизонтальной связи субрегионов, независимой от общегосударственных институтов. Именно поэтому тема данной работы является актуальной и своевременной.
18379. Управление национальной инновационной системой: возможности развития 64.81 KB
  В современных условиях обращение денежных средств а также скрупулезно поставленный контроль расчетных операций с подрядчиками и подрядчиками оказывают существенное могущество на финансовые итоги предприятия выручки либо убытки среди которых основное место занимает выручка от реализации товарной продукции. В нашем понимании это улучшение средств и методов человеческой деятельности которое выражается в изменении итогов либо результата в растяжении сферы человеческой деятельности. При этом улучшение средств деятельности происходит путем...
19937. Возможности и перспективы развития экотуризма на территории Республики Бурятия 60.86 KB
  Современное состояние экологического туризма в РБ. Современная индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. Сегодня экологический туризм играет значительную роль в мировой индустрии туризма и гостеприимства.
5165. Возможности развития художественно-одарённых детей в условиях творческого объединения 65.27 KB
  Возможности развития художественно-одарённых детей в условиях творческого объединения Заключение. Введение Принятые и введённые в действие Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования наряду с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья выделяет и одарённых детей.
18138. Возможности уроков русского языка как средства развития творческого мышления младших школьников 854.89 KB
  Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. Провести эксперимент по развитию творческого мышления младших школьников. Разработать методические рекомендации для учителей начального звена по развитию творческого мышления младших школьников.
12752. Определение возможности развития экотуризма в Томской области на примере государственного зоологического заказника областного значения «Иловский» 8.28 MB
  Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Описать природные условия Иловского заказника Определить возможные виды экотуристической деятельности на территории Иловского заказника. Базовыми принципами экологического туризма являются: сохранение биологического разнообразия рекреационных природных территорий; повышение уровня экономической устойчивости регионов вовлеченных в сферу экологического туризма; повышение экологической культуры участников экотуристской деятельности; сохранение этнографического...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.