Правовое положение кредитных организаций. Деятельность кредитных организаций по привлечению денежных средств физических и юридических лиц. Формы безналичных расчетов

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц

2015-07-25

25.14 KB

2 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE  23

Содержание

Вопрос 6. Правовое положение кредитных организаций. Деятельность кредитных организаций по привлечению денежных средств физических и юридических лиц. Формы безналичных расчетов 3

Вопрос 42. Административная ответственность за нарушение в сфере предпринимательской деятельности 15

Ситуация 66 20

Список литературы 23

Вопрос 6. Правовое положение кредитных организаций. Деятельность кредитных организаций по привлечению денежных средств физических и юридических лиц. Формы безналичных расчетов

Правовое положение кредитных организаций

Деятельность кредитных организаций подвержена специальному законодательному регулированию, роль основополагающего акта в котором выполняет Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», в котором установлены правовые основы создания и деятельности кредитных организаций в РФ.

Кроме этого источники правового регулирования банковской деятельности представлены нормами ГК РФ (ст. 368—379 «Банковская гарантия»; 819—821 «Кредит»; 824—833 «Финансирование под уступку денежного требования»; 834—844 «Банковский вклад»; 845—860 «Банковский счет»; 861—885 «Расчеты» и др.), а также федеральными законами: ФЗ от 10 июля 2002 года N 86 «О Банке России», от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития»1, от 30 декабря 2004 г. «О кредитных историях»2, от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», о конкуренции и др. Значительный массив составляют подзаконные правовые акты Банка России.

В соответствии Законом о банках кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные данным Законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (ч. 1 ст. 1).

Законом о банках предусмотрено создание кредитных организаций двух видов: банков и небанковских кредитных организаций.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (ч. 2 ст. 1 Закона о банках).

Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован    (ст.1. ФЗ о банках в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Небанковская кредитная организация:

1) кредитная организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции, указанные в пунктах 3 и 4 (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов), а также в пункте 5 (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов) и пункте 9 части первой статьи 5 настоящего Федерального закона (далее - небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций) ( ст.1.ФЗ о банках в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ);

2) кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для такой небанковской кредитной организации устанавливаются Банком России   ( ст.1.ФЗ о банках в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ).

В свою очередь, НКО бывают трех видов:

1) НКО, осуществляющие депозитно-кредитные операции;

2) расчетные НКО;

3) организации инкассации.

Таким образом, основное отличие банка от НКО состоит в перечне банковских операций, которые разрешены к осуществлению для банков и НКО. Последние могут осуществлять один (организации инкассации), два (расчетные НКО) либо четыре (НКО, осуществляющие депозитно-кредитные операции) вида банковских операций из девяти, предусмотренных для банков в ч. 1 ст. 5 Закона о банках. Все девять операций могут осуществлять только банки в соответствии с выданной Банком России лицензией.

Существование небанковских кредитных организаций наряду с банками обусловлено тем, что в силу объективных причин кредитные организации вынуждены распределять финансовые и кредитные обязанности между собой.

К числу таких объективных причин относятся:

во-первых, довольно широкий перечень банковских операций и иных сделок, которые кредитная организация вправе осуществлять помимо банковских операций, побуждает кредитные организации специализироваться на оказании каких-либо отдельных банковских услуг или какого-то перечня таких услуг, но всегда такой перечень будет закрытым, так как довольно проблематично для одной (пусть и крупной) организации осуществлять все банковские и иные финансовые операции, разрешенные для кредитных организаций;

во-вторых, неизбежно ограниченные возможности (организационные, материальные, кадровые и др.) любой кредитной организации, которые не позволяют им расширяться и укрупняться бесконечно, что дополняется закрепленными в Конституции РФ принципами поддержки конкуренции (ч. 1 ст. 8) и запрещения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34).

Таким образом, если банки — это основной, главный финансовый институт, изначально ориентированный на комплексное осуществление банковской деятельности, т.е. объективно стремящийся к универсализации, то небанковские кредитные организации вторичны, производны по отношению к ним. Все они являются организациями, специализирующимися на проведении лишь отдельных банковских операций, в связи с чем, имеют свое объективно обусловленное место в кредитно-финансовом сегменте экономики.

Являясь одним из видов предпринимательской деятельности, банковская деятельность представляет собой систему постоянно осуществляемых сделок и операций, направленных на извлечение прибыли.

Перечень банковских операций и других сделок, которые имеют право осуществлять кредитные организации, определен ст. 5 Закона о банках.

К банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам  (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ);

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов)  (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона о банках кредитные организации помимо перечисленных в ч1.ст.5 банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:

1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Таким образом, законодательством для кредитных организаций предусмотрена исключительная хозяйственная компетенция.

Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном Федеральным законом о банках, и в Федеральном законе "О национальной платежной системе»    (ст.13 ФЗ о  банках в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 140-ФЗ, от 17.05.2007 N 83-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Государственная регистрация кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Законом о банках, Инструкцией ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И (ред. от 03.12.2010) "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций"

Решение о государственной регистрации кредитной организации принимает Банк России. Он же ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Государственная регистрация кредитной организации и выдача ей лицензии на осуществление банковской деятельности производятся в следующем порядке. В Банк России учредители кредитной организации представляют документы, перечень которых приведен в ст. 14 Закона о банках. На основании этих документов Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии или об отказе в этом. На основании принятого Банком России решения и направленных документов УФНС в срок не более пяти рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись, после чего Банк России оформляет Свидетельство о государственной регистрации кредитной организации. Учредители должны оплатить 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации в течение одного месяца со дня получения уведомления о государственной регистрации, что является основанием для выдачи ей лицензии на осуществление банковских операций.

В лицензии указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия выдается без ограничения сроков ее действия. С момента получения лицензии кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции.

Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций допускается только по основаниям, указанным в ст. 16 Закона о банках.

Отзыв банковской лицензии влечет принудительную ликвидацию кредитной организации. Основания к отзыву установлены ст. 20 Закона о банках.

К кредитным организациям предъявляются обширные публично-правовые требования.

Кредитные организации являются объектами регулирования и надзора со стороны Банка России: обязаны соблюдать экономические нормативы и обязательные резервные требования в целях обеспечения своей финансовой устойчивости; осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги; организовать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций; осуществлять контроль операций своих клиентов в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Кредитные организации подлежат ежегодному обязательному аудиту, обязаны ежегодно публиковать в открытой печати годовой отчет и ежеквартально - бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов.

Деятельность кредитных организаций по привлечению денежных средств физических и юридических лиц. Формы безналичных расчетов.

Ни один коммерческий банк, каким бы крупным он ни был, не в состоянии удовлетворить потребности своих клиентов, особенно предпринимательские структуры, в заемных средствах за счет собственных активов. Поэтому банки не могут обойтись без привлечения ресурсов. Благодаря банкам временно свободные деньга находят применение и вовлекаются в оборот; через банки деньги из тех сфер, в которых накапливается их избыток, перекачиваются в те сферы, в которых возникла потребность в дополнительных денежных средствах. В структуре финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении коммерческих банков, их собственные капиталы имеют относительно небольшой удельный вес; напротив, для привлеченных средств в среднем по банковской системе они составляют 60 % пассивов.

Способами привлечения коммерческими банками денежных средств других лиц являются:

– открытие расчетных и текущих счетов юридическим и физическим лицам и принятие их денежных средств на эти счета;

– принятие денежных средств во вклады;

– доверительное управление денежными средствами других лиц;

– привлечение денежных средств других лиц в общие фонды банковского управления;

– выпуск дебетовых пластиковых карт;

– привлечение денежных средств путем эмиссии облигаций, векселей и других ценных бумаг;

– использование кредитных ресурсов Банка России, а также других коммерческих банков;

– привлечение денежных средств в уставный капитал банка путем эмиссии дополнительных акций.

Возможны и иные виды пассивных операций коммерческих банков.

Привлечение банками средств в значительной части состоят из вкладов юридических и физических лиц. Привлечение средств во вклады выгодно как банкам, так и вкладчикам: банки получают необходимые источники для совершения активных операций, благодаря которым они зарабатывают свои доходы, а вкладчики вносят в банковские вклады временно свободные средства с вполне определенной конкретной целью извлечения прибыли в виде процентов и накопления капитала. Поэтому привлечение денежных средств в банковские вклады является одной из самых распространенных и типичных банковских операций.

Операции банков по привлечению средств во вклады именуются депозитными, сам вклад – депозитом, открываемый вкладчику счет – депозитным или сберегательным, а договор, заключаемый между банком и вкладчиком, – договором банковского вклада или депозитным договором.

Согласно ст. 36 Закона о банках вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.

Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, участвующими в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и состоящими на учете в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов. Банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.

Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлено банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет. При слиянии банков указанный срок рассчитывается по банку, имеющему более раннюю дату государственной регистрации. При преобразовании банка указанный срок не прерывается.

В соответствии со ст.38 Закона о банках для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам в банках должна быть создана система обязательного страхования вкладов физических лиц.

Страхование вкладов  физических лиц определено Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Федеральный закон создает обязательное страхование только в отношении вкладов физических лиц. Он не распространяется на юридических лиц, а также на физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Не распространяется он и на тех физических лиц, которые оформили вклад на предъявителя. Не страхуются денежные средства, размещенные во вклады в находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалах банков Российской Федерации, а также переданные физическими лицами банкам в доверительное управление.

Безналичным денежным обращением называется сумма платежей, осуществляемая путем перечисления денежных средств по банковским счетам в безналичной форме, т. е. в форме записей на счетах.

Значение безналичных расчетов велико, так как:

- безналичные расчеты способствуют концентрации денежных ресурсов в банках. Временно свободные денежные средства предприятий, хранящиеся в банках, являются одним из источников кредитования;

- безналичные расчеты способствуют нормальному кругообороту средств в народном хозяйстве;

- четкое разграничение безналичного и наличного денежного оборотов создает условия, облегчающие планирование денежного обращения и безналичного денежного оборота. Расширение сферы безналичного оборота позволяет более точно определять размеры эмиссии и изъятия наличных денег из обращения.

Важнейшими нормативными актами, регулирующими расчетные отношения, являются Гражданский кодекс РФ (ст. 861-885), федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», различные нормативные акты Президента и Правительства РФ и нормативные акты Банка России.

Правила проведения безналичных расчетов устанавливаются Центральным банком РФ. В настоящее время действует Положение о безналичных расчетах в РФ, утвержденное ЦБ РФ 12 апреля 2001 г. № 2-П. Это положение содержит правила осуществления безналичных расчетов для юридических лиц. Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. N 222-П ЦБ РФ (в ред. Указаний ЦБ РФ от 22.01.2008 N 1965-У, от 26.08.2009 N 2281-У) содержит правила проведения безналичных расчетов физическими лицами.

Для осуществления безналичных расчетов кредитными организациями открываются счета клиентов, и заключается договор между банком и клиентом. Счета, открываемые юридическими лицами, называются расчетными, счета филиалов юридических лиц и граждан – текущими.

Для проведения межбанковских безналичных расчетов банки открывают в других банках корреспондентские счета. Кроме того, для проведения межбанковских расчетов и других операций каждый банк имеет в ЦБ РФ корреспондентский счет.

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов (платежные поручения; платежные требования поручения; чеки; аккредитив; инкассовое поручение; электронные платежи).

Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа:

- распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

Формы безналичных расчетов устанавливаются Центральным банком. Клиенты банка самостоятельно выбирают применяемые формы расчетов, что отражается в договоре с банком. В современных условиях на основании действующего положения ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (в ред. от 2 марта 2008 г.) в России действуют следующие формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями; расчеты по аккредитиву; расчеты чеками; расчеты по инкассо.

Формы безналичных расчетов применяются клиентами кредитных организаций (филиалов), учреждений и подразделений расчетной сети Банка России, а также самими банками. Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.

Банки и предприятия несут ответственность за нарушение правил совершения расчетных операций в соответствии с действующим законодательством. Имущественная ответственность между банком и его клиентом определяется нормативными актами и договорами между банком и его клиентом. К нормативным банкам следует отнести законодательные акты, а также правила, издаваемые ЦБ РФ. Штрафные санкции могут быть применены только при наличии договорных отношений между банком, допустившим нарушение, и предприятием-клиентом. В соответствии с п. 30 Закона о банках и банковской деятельности отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов в рублях и иностранной валюте устанавливается Банком России в соответствии с федеральными законами.

Предприятие несет прямую ответственность за несоблюдение расчетной дисциплины. Предприятие, систематически не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть объявлено неплатежеспособным. Об этом сообщается основным поставщикам товарно-материальных ценностей и вышестоящему органу.

Вопрос 42. Административная ответственность за нарушение в сфере предпринимательской деятельности.

Административная ответственность предпринимателей и должностных лиц предпринимательских организаций установлена за совершение ими административного правонарушения при осуществлении предпринимательской деятельности. Административная ответственность наступает за правонарушения, предусмотренные Административным кодексом, а также отдельными федеральными законами, если эти нарушения по своему характеру не несут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; исправительные работы; административный арест и др. Для предпринимателей основной формой административного наказания (ответственности) является штраф.

Глава 14 особенной части Кодекса об административных правонарушениях предусматривает следующие нарушения в области предпринимательской деятельности:

Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии);

Статья 14.1.1. Незаконные организация и проведение азартных игр (ФЗ от 20 июля 2011 г. N 250-ФЗ);

Статья 14.2. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена;

Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе;

Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил;

Статья 14.4.1. Нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств (ФЗ от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ. Статья 14.4.1, вступила в силу с 1 января 2012 г.);

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники;

Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования;

Статья 14.7. Обман потребителей;

Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей;

Статья 14.9. Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления;

Статья 14.10. Незаконное использование товарного знака;

Статья 14.11. Незаконное получение кредита;

Статья 14.12. Фиктивное или преднамеренное банкротство;

Статья 14.13. Неправомерные действия при банкротстве;

Статья 14.14. Воспрепятствование должностными лицами кредитной или иной финансовой организации осуществлению функций временной администрации;

Статья 14.15. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров;

Статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;

Статья 14.17. Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта;

Статья 14.18. Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

Статья 14.19. Нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Статья 14.20. Нарушение законодательства об экспортном контроле;

Статья 14.23. Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом;

Статья 14.24. Нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле;

Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Статья 14.26. Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения;

Статья 14.27. Нарушение законодательства о лотереях;

Статья 14.28. Нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;

Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета;

Статья 14.30. Нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю;

Статья 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке;

Статья 14.31.1. Злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов;

Статья 14.32. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности;

Статья 14.33. Недобросовестная конкуренция;

Статья 14.34. Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках;

Статья 14.35. Нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности;

Статья 14.36. Непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем;

Статья 14.37. Нарушения требований к установке рекламной конструкции;

Статья 14.38. Размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах;

Статья 14.38. Размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах

Статья 14.40. Нарушение антимонопольных правил, установленных федеральным законом, при осуществлении торговой деятельности (ФЗ от 28 декабря 2010 г. N 411-ФЗ);

Статья 14.41. Нарушение установленных федеральным законом требований по предоставлению информации об условиях заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности (ФЗ от 28 декабря 2010 г. N 411-ФЗ);

Статья 14.42. Нарушение установленных федеральным законом требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности (ФЗ от 28 декабря 2010 г. N 411-ФЗ);

Статья 14.50. Неисполнение обязанностей и требований при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок (ФЗ от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ)

Рассмотрим более подробно ст. 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).

1.Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

2.Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Ситуация 66

Торгово-посредническая фирма «Этнос» обратилась в арбитражный суд с иском к фирме «Регион» о взыскании пени за неисполнение денежного обязательства. В исковом заявлении указано, что между сторонами был заключен договор поставки, по которому ответчик обязался произвести стопроцентную предварительную оплату, а истец поставить продукцию на сумму 300 тыс. руб. Фирма «Регион» от производства предварительной оплаты уклонилась. В связи с этим истец попросил взыскать с ответчика предусмотренную договором пеню за каждый день просрочки в размере 20% от суммы договора, оплата которой просрочена.

1. Назовите права и обязанности сторон по договору поставки.

2. Правомерны ли требования фирмы «Этнос»? Обоснуйте нормами законодательства.

3. Какое решение должен вынести суд?

Права и обязанности сторон по договору поставки

Права покупателя:

- отказаться от принятия товаров, поставка которых просрочена, письменно уведомить об отказе продавца, если иное не предусмотрено договором;

- если в соответствии с законом, или иными правовыми актами покупатель имеет право отказаться от принятия товара (например, товар доставлен досрочно), он обязан принять товар на ответственное хранение, а поставщик должен немедленно забрать товар (ст. 514 ГК РФ).

Обязанности покупателя:

- принять товар, переданный в соответствии с законом (п.1. ст. 513 ГК РФ) или иными правовыми актами (например, принятие груза, доставленного железнодорожным транспортом, предусматривается УЖД);

- осмотреть товар и проверить его количество и качество. Обо всех недостатках немедленно заявить поставщику (п.2.ст.513);

- предоставить поставщику отгрузочные разнарядки в указанный в договоре срок, а если срок в договоре не указан — не позднее, чем за 30 дней до наступления периода поставки. В случае неисполнения покупателем этой обязанности поставщик вправе отказаться от исполнения договора и (или) потребовать оплаты товара;

- возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования, в которых был передан товар (ст.517 ГК РФ).

Права поставщика:

- требовать оплаты товара от покупателя; оплата товара осуществляется по цене, обусловленной договором (ст.516 ГК РФ);

- если в договоре не определено, каким видом транспорта или на каких условиях осуществляется доставка, у поставщика возникает право выбора вида транспорта или определения условий доставки товаров, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота (ст. 510 ГК РФ).

Обязанности поставщика:

- отгрузить товар покупателю либо лицу, указанному в договоре в качестве получателя (ст.506, 509 ГК РФ);

- восполнить недопоставку (если таковая имеет место) (ст.511 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса РФ «неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков»

В соответствии со статьей 12 ГК РФ неустойка является одним из способов защиты гражданских прав юридических и физически лиц, а в соответствии со статьей 329 ГК РФ является одним из способов обеспечения договорных обязательств, как со стороны покупателя, так и со стороны поставщика.

С учетом этого требования фирмы «Этнос» о взыскании пени за неисполнение денежного обязательства по договору поставки правомерны.

Суд должен вынести решение о взыскании с Ответчика – фирмы «Регион» выплаты неустойки (пени) в пользу Истца – фирмы «Этнос», судебных расходов. В соответствии со ст. 333 ГК РФ если суд сочтет, что подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, он вправе уменьшить неустойку.

Список литературы

Нормативно-правовая литература

1. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Часть 1 (действующая редакция)

2. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ – Часть 2 (действующая редакция)

3. Инструкция ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И (ред. от 03.12.2010) «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»

4. Кодекс российской федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (с изм. 2011г.)

5. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изм. 2011г.)

6. Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. 2011г.)

Учебная литература

1. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. - "Проспект", 2010 г.-432с

2. Гущин В.В.; Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 736 с.

3. Ершова И.В. Предпринимательское право [Текст]: учебник/ Инна Владимировна Ершова. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: ИД Юриспруденция, 2006. - 560 с.

4. Коммерческое (предпринимательское) право: учебник / В.Ф. Попондопуло. - 3-е изд., перераб. и доп. - М . :Норма, 2008. — 800 с

5. Российское предпринимательское право Алексеева Д.Г., Андреева Л.В., Андреев В.К. / Под ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова Издательство: М.: Велби, Проспект, 2010.- 1072 с.

1 СЗ РФ. 2007. № 22. Ст. 2562.

2 СЗ РФ. 2005. № 1.4. I. Ст. 44.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
10498. Правовое положение страховых организаций 15.27 KB
  Объединения субъектов страхового дела. Закона об организации страхового дела фирменное наименование субъекта страхового дела – юридического лица должно содержать организационно-правовую форму а также слова указывающие на осуществляемый вид деятельности: страхование перестрахование взаимное страхование страховой брокер или производные от таких слов и словосочетаний. Юридическое лицо не вправе использовать полное или краткое фирменное наименование повторяющее частично или в целом наименование другого субъекта страхового дела....
7511. Основные формы безналичных расчетов 34.18 KB
  Изучить организацию аккредитивной формы расчетов, содержание расчетов путем зачета взаимных требований (клиринговые операции), сферу их применения, преимущества и недостатки. Дать курсантам необходимые базовые знания для изучения отдельных тем по военно-специальным дисциплинам. Воспитывать у слушателей элементы экономического мышления при организации безналичных расчетов в народном хозяйстве.
17118. ОЦЕНКА ВНУТРЕННЕЙ СТОИМОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 48.71 KB
  Наличие значительного количества научных публикаций по вопросам оценки стоимости банков, поиску решений по управлению факторами кризисов и формированию систем антикризисного управления не решает проблему одновременного обеспечения роста стоимости и предотвращения кризисных ситуаций внутри кредитных организаций как экономических систем.
9782. Бухгалтерский учет привлеченных денежных средств в кредитных потребительских кооперативах 71.46 KB
  Начисление расходов в виде процентов по полученным займам осуществляется в соответствии с ПБУ 10 99. Начисление процентов Д 912 Прочие расходы К 663 673 Проценты по долговым обязательствам для целей налогообложения нормируются. Статьей 269 Налогового кодекса Российской Федерации далее – НК РФ определен порядок расчета максимальной величины процентов которая может быть учтена налогоплательщиком в составе своих расходов. Статья 269 НК РФ позволяет налогоплательщикам выбирать способ определения максимального размера процентов из двух...
17776. Особенности организации процесса мотивации персонала кредитных организаций на примере Сбербанка 1.34 MB
  Отраслевая специфика организации процесса мотивации в банковском секторе. Принцип организации процесса мотивации в Российских банках. Анализ действующей системы мотивации персонала в Сберегательном банке Российской Федерации в разрезе всех категорий персонала руководство специалисты исполнители.
1267. ОТКРЫТОЕ И ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОНЫЕ ОБЩЕСТВА: ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, СТАТУС, УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ, ЛИКВИДАЦИЯ, ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКОВ 49.42 KB
  В России более половины юридических лиц имеют форму АО, она стала одной из самых распространенных форм хозяйствования, глубоко вошла в механизм экономических преобразований и оказывает существенное влияние на его развитие
16612. Использование дистанционного стресс-тестирования кредитных организаций для оценки системных эффектов от ужесточения пруденциального регулирования 13.1 KB
  Появление признаков проблемной ситуации в банковском секторе не могло не вызвать реакции органов надзора и денежно-кредитного регулирования. В течение последних двух лет Банк России и органы исполнительной власти разработали пакет нормативно-регулятивных и законодательных новаций, направленных на удержание банков от проведения рискованных активных операций, создание механизмов противодействия недобросовестному поведению собственников и снижение уязвимости системно-значимых банков
18359. Правовое регулирование деятельности страховых организаций в зарубежных странах 130.38 KB
  Порядок создания страховой организации. Правовое регулирование деятельности страховой перестраховочной организации. Ответственность страховой организации. Страховой рынок страны сегодня переживает бурное развитие.
7554. Ученическое самоуправление в школе. Деятельность организаций и объединений учащихся 25.23 KB
  Деятельность организаций и объединений учащихся Требования к компетентности по теме знать и уметь раскрывать сущность понятия ученическое самоуправление уметь установить его взаимосвязь с понятием соуправление; знать и уметь характеризовать формы школьного ученического самоуправления раскрывать условия и пути его развития; уметь показать роль педагогического коллектива в развитии ученического самоуправления; знать детские молодежные объединения и организации в Республике Беларусь уметь раскрывать их функции цели задачи...
16762. Налог на прибыль организаций как инструмент воздействия на инвестиционную деятельность нефтедобывающих компаний 12.67 KB
  Это обусловлено тем что масштабы потребностей в инвестициях в разведку и обустройство месторождений являются значительными мотивации на развитие поисковых геологоразведочных работ не достаточно модернизация осуществляется медленными темпами. Также необходимо отметить что целесообразно рассматривать вопросы налогообложения применительно к инвестиционному процессу учитывая соотношение между размером обязательных платежей и стадией инвестиционного процесса. Необходимо отметить что объем инвестиций в Оренбургскую область за 2008 г. Это...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.