Экологическое правоотношение. Соотношение экологического контроля и мониторинга

В экологических правоотношениях юридические лица выступают в качестве: хозяйствующих субъектов организаций осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды; лиц имуществу которых в результате нарушения закона об охране окружающей среды причинен вред. Они становятся участниками с момента возникновения прав или с момента осуществления деятельности которая влияет на состояние окружающей среды Участие юридических лиц в экологических правоотношениях предусматривает выполнение ими целого ряда природоохранных...

2014-06-21

1.43 MB

12 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


red54;;Содержание 

1. В качестве каких субъектов выступают юридические лица в правоотношениях по защите их экологических прав, какими они обладают правами и какие требования могут предъявлять? 3

2. Можно ли обращаться за защитой экологических прав в органы государственного управления? Какие требования можно предъявлять к ответчику при обращении в суд в случае нарушения экологических прав? 5

3. Каково соотношение экологического контроля и мониторинга? 7

4. Какова система органов, осуществляющих государственный экологический контроль? 10

5. Какие экологические требования предъявляют к строительству и эксплуатации опасных производственных объектов? 13

Список используемой литературы 22


1. В качестве каких субъектов выступают юридические лица в правоотношениях по защите их экологических прав, какими они обладают правами и какие требования могут предъявлять?

Экологическое правоотношение - это реально существующее общественное отношение, урегулированное нормами экологического права, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Субъектами экологических правоотношений являются субъекты, обладающие экологической правоспособностью и дееспособностью.

По характеру обеспечиваемых и охраняемых правом экологически значимых интересов субъекты экологических правоотношений подразделяются на две группы - физические лица и организации. К организациям относятся государство в целом, государственные органы, муниципальные органы, юридические лица, общественные организации.

Юридическим лицом является организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В экологических правоотношениях юридические лица выступают в качестве: хозяйствующих субъектов, организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды; лиц, имуществу которых в результате нарушения закона об охране окружающей среды причинен вред.

Мера участия субъектов в экологических правоотношениях различна. Она определяется их правоспособностью и дееспособностью.

По содержанию прав и обязанностей юридические лица как субъекты экологического правоотношения выступают природопользователями - носителями прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной среды.

Содержание правоотношений составляют взаимные права и обязанности их участников. Содержание прав и обязанностей в конечном итоге зависит от состава участников правоотношения и объекта этого отношения.

Юридическим лицам адресованы нормы экологического права. Они становятся участниками, с момента возникновения прав или с момента осуществления деятельности, которая влияет на состояние окружающей среды

Участие юридических лиц в экологических правоотношениях предусматривает выполнение ими целого ряда природоохранных мероприятий. Так, при размещении предприятий обеспечивается выполнение экологических требований, приведение государственных и общественных экологических экспертиз. Они обязаны соблюдать требования по охране природы, норм вредных выбросов и правил захоронения отходов.

Экологическими обязанностями юридических лиц, руководствуясь действующим  законодательством, следует считать  обязанности, возлагаемые на них  как на хозяйствующие субъекты. 

Экологическими обязанностями хозяйствующих субъектов являются все предъявляемые к ним природоохранные требования. При осуществлении хозяйственной и иной деятельности юридическое лицо обязано соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды. Если в процессе хозяйственной деятельности юридическое лицо использует природные ресурсы, оно является природопользователем и приобретает соответствующие права и обязанности. Общие требования к хозяйствующим субъектам в области охраны окружающей среды установлены гл. 12 ФЗ «Об охране окружающей среды», более детальные - природоресурсным законодательством, а также законодательством, регулирующим отношения в сфере соответствующей хозяйственной деятельности (например, ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»).

Юридические лица обязаны соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности; информировать государственные органы и население об аварийных ситуациях, которые нанесли или могут нанести значительный вред окружающей среде и здоровью граждан. В случае причинений вреда окружающей среде юридическое лицо, виновное в его причинении, обязано возместить нанесенный вред в соответствии с действующим законодательством.

Юридические лица имеют право требовать возмещения вреда, причиненного их имуществу, в том числе в результате экологического правонарушения. Следует отметить, что данное право не предусмотрено ФЗ «Об охране окружающей среды». Однако вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в соответствии с гл. 59 Гражданского кодекса РФ. Также, согласно ст. 1065 ГК РФ, юридические лица вправе требовать, помимо возмещения вреда, прекращения или приостановления производственной деятельности, наносящей вред или создающей возможность нанесения вреда их имуществу.


2. Можно ли обращаться за защитой экологических прав в органы государственного управления? Какие требования можно предъявлять к ответчику при обращении в суд в случае нарушения экологических прав?

Обеспечение экологической безопасности  и охрана окружающей среды  - задачи всего государственного механизма, всех государственных органов.

Согласно ст. 13 ФЗ «Об охране окружающей среды» органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. 

Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных указанным Федеральным законом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

Кроме того, при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

Существуют два основных способа защиты экологических прав граждан - административный и судебный.

Административный способ заключается в возможности обращения гражданина с жалобой на неправомерные действия или решения в вышестоящие по отношению к нарушителю органы и организации, в органы местного самоуправления, в специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды или правоохранительные органы, т.е. без обращения в суд. 

Административный способ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права граждан, регулируется Законом РФ от 27.04.93 г.4866 (в ред. от 14.12.95 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». 

Закон предоставляет гражданину возможность выбора органа, в который он может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права. Он может обратиться: 

- либо непосредственно в суд, 

- либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу. 

Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. 

В тех ситуациях, когда поиски компромисса с государственными органами оказываются безуспешными, граждане и экологические организации могут обратиться в судебные органы. 

Действующее законодательство предусматривает весьма широкие возможности для судебной защиты прав граждан.

В этом случае можно исходить из того, что экологическая проблема, которую гражданин или организация пытаются устранить, ухудшает состояние окружающей среды. Однако право на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции РФ (ст. 42). Следовательно, в данной ситуации нарушается это право. В то же время, поскольку конституция гарантирует судебную защиту прав граждан (ст. 46), можно обратиться в суд за защитой нарушенного права на благоприятную окружающую среду.

Такое обращение возможно путем предъявления исков в судебные органы, обжалования решений государственных органов и действий должностных лиц, обращения в Конституционный Суд.

Полномочия граждан, предусмотренные Законом России «Об охране окружающей природной среды», которые дают правовую основу для обращения в суд, заключаются в том, что граждане имеют возможность требовать в административном или судебном порядке: 

- отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, 

- ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека;

- ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, 

- предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями (ст. 12).

При этом, подавая иск к экологически опасным предприятиям, которые рассматриваются источниками повышенной опасности, следует иметь в виду, что истец - гражданин или экологическая организация избавлены от бремени доказывания наличия вины данного предприятия в причинении вреда. В этом случае - вина ответчика-предприятия презумируется, если оно не докажет ее отсутствие.

3. Каково соотношение экологического контроля и мониторинга?

Экологический контроль и мониторинг являются самостоятельными институтами экологического права. В то же время, экологический мониторинг и экологический контрольэто тесно взаимосвязанные процедуры, но: 

- объектом мониторинга - выступает окружающая среда, 

- объектом контролявыступает деятельность, влияющая на окружающую среду. 

Экологический контроль - одно из проявлений экологической функции государства и представляет собой совокупность мероприятий по наблюдению за состоянием ОПС и ее изменениями, а также проверке выполнения экологических требований всеми предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Законодательное определение экологического контроля дано в ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»: «Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды».

Объектом экологического контроля является, с одной стороны, окружающая среда (ее компоненты), с другойдеятельность органов государственной власти, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан по соблюдению экологических правил и нормативов.

Экологическому контролю посвящена гл. XI Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Задачами экологического контроля являются обеспечение органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечение экологической безопасности.

Система экологического контроля состоит из государственного экологического мониторинга, государственного, производственного, муниципального и общественного контроля.

Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий государственного управления. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований.

Функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды - экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, то есть обеспечение исполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой самостоятельную, целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для процедуры, на основе специальных правовых норм и направленную на решение своих задач.

Иначе, задачами экологического контроля являются обеспечение органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечение экологической безопасности.

В отличие от экологического контроля государственный экологический мониторингэто наблюдение (контроль) за состоянием окружающей среды, осуществляемое органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Организация государственного экологического мониторинга определена в гл. X Федерального закона «Об охране окружающей среды», которая включает в себя одну статьюст. 63. Он осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Его порядок организации и осуществления устанавливается Правительством РФ.

Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

С целью повышения эффективности работ по сохранению и улучшению состояния окружающей среды постановлением Правительством РФ от 24 ноября 1993 г. создана Единая государственная система экологического мониторинга. В ней участвуют все специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Наиболее солидной базой мониторинга обладает Росгидромет, являющийся специально уполномоченным государственным органом в данной сфере, проводятся следующие основные виды наблюдений:

за состоянием загрязнения воздуха в городах и промышленных центрах;

за состоянием загрязнения почв пестицидами и тяжелыми металлами;

за состоянием загрязнения поверхностных вод суши и морей;

за трансграничным переносом веществ, загрязняющих атмосферу;

комплексные наблюдения за загрязнением природной среды и состоянием растительности;

за химическим составом и кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова;

за фоновым загрязнением атмосферы;

за радиоактивным загрязнением природной среды.

Данные экологического мониторинга используются органами государственной власти в целях обеспечения экологической безопасности населения, оперативного выявления нарушений природоохранных требований, отслеживания в режиме реального времени залповых выбросов, сбросов, выявления причин или виновников повышенного загрязнения.

Данные мониторинга служат основой для ведения государственных кадастров природных ресурсов, для разработки прогнозов социально-экономического развития, природоохранных программ и отдельных мероприятий по охране окружающей среды, а также для принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений.


4. Какова система органов, осуществляющих государственный экологический контроль? 

Задачей государственного экологического контроля является проверка и обеспечение исполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

Существенной особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется от имени государства. 

Правовые основы организации и осуществления государственного экологического контроля установлены Конституцией РФ, законами, регулирующими статус Президента РФ, Правительства России и правительств субъектов РФ, экологическим законодательством, а также рядом специальных подзаконных актов. К основным актам относятся ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 64-66), Земельный кодекс РФ (ст. 71), Водный кодекс РФ (ст. 36), Лесной кодекс РФ (ст. 96), Закон РФ «О недрах» (ст. 37), ФЗ «О животном мире» (ст. 16), ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 24). 

В соответствии с названными законами Правительство РФ утвердило ряд положений об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной отдельных природных ресурсов.

Государственный экологический контроль можно подразделить на общий и специальный. Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, специальный - органами специальной компетенции. 

Государственный общий экологический контроль проводится органами исполнительной власти всех уровней:

Президентом России;

Правительством РФ;

Правительствами субъектов РФ;

Администрацией субъектов РФ;

Органами местного самоуправления.

Полномочия Президента России как главы государства по проведению экологического контроля регулируются Конституцией РФ, другими актами. Такой контроль проводится в форме непосредственного контроля Президента и опосредованного - через подразделения его администрации. 

Непосредственный контроль Президент РФ осуществляет через подбор и расстановку на федеральном уровне кадров, имеющих отношение к решению экологических проблем в стране. 

По представлению Председателя Правительства РФ он назначает на должности министров, председателей государственных комитетов, руководителей федеральных служб.

Президентский контроль реализуется через Контрольное управление Президента РФ и его территориальные подразделения (окружные инспекции), полномочных представителей Президента РФ в субъектах Федерации.

Правительство РФ, правительства (администрации) субъектов Федерации осуществляет экологический контроль:

- путем заслушивания на своих заседаниях отчетов и докладов руководителей государственных структур исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды;

- контролем за исполнением законов, иных нормативных правовых актов в данной сфере соответствующими органами исполнительной власти;

- отменой принимаемых министерствами и ведомствами актов, если они противоречат Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, указам Президента РФ, постановлениям правительств.

Правительства (администрации) субъектов РФ осуществляют контроль за использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды, соблюдением утвержденных проектов строительства, состоянием учета и отчетности в организациях.

Государственный специальный экологический контроль проводится преимущественно органами надведомственной компетенции. То есть между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность.

Детальное регулирование такого контроля осуществляется:

Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. № 833;

Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 293;

Положением об осуществлении государственного контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на территориях режимных военных и оборонных объектов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 г.;

Положением об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. № 801;

Положением о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 января 2001 г.; другими актами.

Важные положения, касающиеся организации и проведения мероприятий по контролю, предусмотрены ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Круг органов, уполномоченных на проведение государственного надведомственного экологического контроля, широк. В систему таких органов входят как специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны отдельных природных ресурсов, так и министерства и ведомства РФ, выполняющие определенные задачи в данной сфере:

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Министерство природных ресурсов РФ;

иные министерства и ведомства РФ (Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др.).

Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в форме: предупредительного; текущего.

При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности и различными способами. Основными из них являются согласования с природо-охранительными органами, дача ими заключений на проекты решений. Так, в соответствии с ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» размещение, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (ст. 50).

Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. Текущий контроль может быть плановым и внеплановым.


5. Какие экологические требования предъявляют к строительству и эксплуатации опасных производственных объектов? 

Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности установлены гл. VII Федерального закона «Об охране окружающей среды». Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В ФЗ «Об экологической экспертизе» установлена презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности (ст. 3). Предприятие, потребляющее природные ресурсы и размещающее в окружающей природной среде попутные продукты, приводит к ухудшению экологических и санитарно-эпидемиологических условий жизни человека.

С данной позиции экологическая экспертиза выступает как гарантия права человека на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004.190-ФЗ для осуществления застройщиком права строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также для их капитального ремонта, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, необходимо наличие разрешения на строительство. При этом объектом капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Разрешение на строительство должно выдаваться только при наличии правоудостоверяющих документов на земельные участки и при наличии утвержденной проектной документации . Как выбор мест размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов, так и проекты строительства и реконструкции осуществляются и утверждаются только при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Постановлением Правительства РФ  от 5 марта 2007 г.145 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.12.2007 г.970, от 07.11.2008 г.821) утверждено Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий . Положение определяет порядок организации и проведения в Российской Федерации государственной экспертизы проектной документации  и результатов инженерных изысканий , а также порядок определения размера платы за проведение государственной экспертизы и порядок взимания этой платы.

Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Предметом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка их соответствия требованиям технических регламентов. Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 3-х месяцев.

До вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территории, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений проводится проверка соответствия проектной документации и результатов инженерных изысканий требованиям законодательства, нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании» и Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Результатом государственной экспертизы является заключение: положительное или отрицательное. Проектная документация не может быть утверждена застройщиком или заказчиком при наличии отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Вопросы предупреждения аварий на относящихся к категории опасных производственных объектах регулирует и, следовательно, способствует предупреждению экологических преступлений Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»  . Кроме того, в законе приведены критерии категорий опасных объектов на основании Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий , подписанной в ООН еще в 1992 г. 72 странами, в том числе и Россией.

Опасные производственные объекты определяются по наличию на них опасных веществ в определенном количестве, а также использованию сложных технических устройств, ведению горных работ и работ в подземных условиях. Критерии отнесения объектов к опасным представлены в приложениях к закону.

В законе отмечается, что одним из основных элементов регулирования промышленной безопасности является лицензирование деятельности. Лицензии  выдаются федеральным органом исполнительной власти и являются официальным разрешительным документом, удостоверяющим право владельца на проведение определенного вида промышленной деятельности. Для выдачи лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта  заявитель должен представить акт приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, а также договор страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на производственном объекте.

Для категории наиболее опасных объектов, определенных законом, информация об их технических и организационных особенностях, об анализе опасностей и принятых предпринимателем мер по предотвращению аварий на них представляется в виде декларации промышленной безопасности . В декларации характеризуется степень безопасности промышленного производства на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации. Помимо этого декларация должна содержать информационный лист безопасности о предприятии и об опасностях, которые оно представляет для населения и окружающей природной среды. Право получить этот информационный лист, а в случае необходимости и декларацию безопасности, имеет каждый.

Существует порядок разработки декларации безопасности промышленного объекта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1.07.1995675 «О декларации безопасности промышленного объекта РФ». Декларация разрабатывается предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовой формы для проектируемых и действующих промышленных объектов. Она разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта. После этого декларация проходит экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке. Она утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект. Он же несет ответственность за полноту и достоверность представленной в ней информации.

Декларация промышленной безопасности представляется органам государственной власти (в первую очередь, в МЧС России) и органу местного самоуправления, на территории которого расположен декларируемый промышленный объект. Первый экземпляр декларации хранится в организации, утвердившей декларацию. При этом проектная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности, подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Не менее важными принципами регулирования промышленной безопасности, содержащимися в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», являются требования сертификации оборудования. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Экологические требования к размещению и эксплуатации энергетических объектов. Под энергетическими объектами  понимают источники, вырабатывающие энергию (ГЭС, АЭС и ТЭС). В данной сфере применяются общие правила, действующие при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации зданий и сооружений.

Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики установлены ст. 40 Федерального закона «Об охране окружающей среды» .

Общим и обязательным требованием в области охраны окружающей среды к проектам, связанным со строительством объектов электроэнергетики, является проведение обязательной государственной:

- экспертизы промышленной безопасности;

- экологической экспертизы;

- экспертизы безопасности гидротехнических сооружений (для проектов строительства гидравлических электростанций);

- экспертизы безопасности ядерных установок (для проектов строительства атомных электростанций).

При проектировании и строительстве ТЭС должны предусматриваться их оснащение высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов производства.

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации ГЭС должны учитываться реальные потребности в электрической энергии соответствующих регионов, а также особенности рельефов местностей.

При размещении указанных объектов должны предусматриваться меры по сохранению водных объектов, водосборных площадей, водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий и памятников природы, а также приниматься меры по своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ и иные необходимые меры по недопущению негативных изменений природной среды, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов.

В России насчитывается около 65 тыс. гидротехнических сооружений, основную опасность представляют гидротехнические сооружения гидроэлектростанций, так как 85% водных ресурсов удерживаются плотинами ГЭС при высоких напорах, не характерных для водохозяйственных сооружений. Специалисты отмечают, что плотины ГЭС в основном отвечают требованиям надежности и безопасной эксплуатации. Вместе с тем наблюдаются проявления старения этих сооружений, увеличение числа их дефектов.

Обеспечение безопасности таких гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:

- обеспечения допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;

- представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

- государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений;

непрерывности эксплуатации гидротехнических сооружений;

- необходимости заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;

- ответственности за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня

Так, согласно Федеральному закону «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет Декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Она является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности, и представляется в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения является основанием для внесения гидротехнического сооружения в регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию.

Государственная экспертиза проектной документации гидротехнических сооружений, содержащей декларацию безопасности гидротехнических сооружений, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Государственная экспертиза декларации безопасности гидротехнических сооружений проводится по инициативе собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих организаций, в том числе в случае их несогласия с предписаниями органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.

Органами надзора за безопасностью гидротехнических сооружений на основании заключения государственной экспертизы могут быть приняты решения об утверждении Декларации безопасности гидротехнического сооружения, о выдаче соответствующего разрешения или об отказе в выдаче такого разрешения. В случае несогласия собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации с решением органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений решение может быть обжаловано в судебном порядке.

При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций, должны обеспечиваться охрана окружающей среды от радиационного воздействия таких установок, соблюдаться установленный порядок и нормативы осуществления технологического процесса, требования федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, а также государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, приниматься меры по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей среды и населения в соответствии с законодательством Российской Федерации и общепринятыми принципами и нормами международного права, обеспечиваться подготовка и поддержание квалификации работников ядерных установок.

Размещение ядерных установок, в том числе атомных станций, осуществляется при наличии по проектам и иным обосновывающим материалам положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных государственных экспертиз, предусмотренных законодательством Российской Федерации и подтверждающих экологическую и радиационную безопасность ядерных установок.

Проекты размещения ядерных установок, в том числе атомных станций, должны содержать решения, обеспечивающие безопасный вывод их из эксплуатации.

При размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций, необходимо соблюдать, прежде всего, требование об обеспечении радиационной безопасности таких объектов.

Радиационная безопасность атомных станций считается достаточной, если техническими средствами и организационными мерами обеспечиваются непревышение основных пределов доз облучения персонала, населения и соблюдение требований установленных Санитарных правил проектирования и эксплуатации атомных станций  (СП АС-03).

Обеспечение радиационной безопасности атомных станций должно осуществляться проведением комплекса специальных мероприятий:

- установлением и выполнением требований радиационной безопасности на прилегающих к ней территориях;

- контролем за состоянием физических барьеров атомной станции на пути распространения ионизирующего излучения и радиоактивных веществ;

- локализацией источников радиационного воздействия и защитой населения при нормальной эксплуатации и в случае аварии.

При выборе площадки для строительства объектов атомной энергетики должны быть учтены местные природные и техногенные факторы, которые могли бы отрицательно воздействовать на обеспечение радиационной безопасности.

При оценке пригодности площадки для размещения объектов атомной энергетики должны быть рассмотрены следующие аспекты:

- влияние на объекты атомной энергетики природных явлений, процессов и внешних событий, в том числе антропогенного происхождения, происходящих в районе расположения площадки;

- характеристики окружающей среды района размещения, которые могут оказать влияние на перенос и накопление радиоактивных веществ.

Территория района размещения объектов атомной энергетики должна позволять реализацию организационных и технических защитных мероприятий в случае аварийного выброса и/или сброса радиоактивных веществ в окружающую среду.

Вокруг атомных станций устанавливаются санитарно-защитная зона и зона наблюдения. Использование земель в санитарно-защитной зоне для сельскохозяйственных и иных целей, прудов - для рыборазведения возможно только по согласованию с органами Госсанэпиднадзора.

Решения о сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, имеющих оборонное назначение, находящихся в федеральной собственности, либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, либо размещаемых и сооружаемых на территории закрытых административно-территориальных образований, принимаются Правительством РФ.

Решения о месте размещения и о сооружении иных радиационных источников принимают органы местного самоуправления по представлению эксплуатирующей организации.

Решения о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения принимаются на основании заключений государственной экологической экспертизы и с учетом выводов экспертиз, проводившихся общественными организациями.

Государственный орган, принявший решение о сооружении ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, обязан отменить принятое им решение либо прекратить или приостановить их сооружение в случае выявления дополнительных факторов, приводящих к снижению уровня безопасности этих объектов, ухудшению состояния окружающей среды или влекущих иные неблагоприятные последствия.

Размещение и сооружение ядерных установок, радиационных источников должны осуществляться на основании норм и правил в области использования атомной энергии и в области охраны окружающей среды.

Решение о размещении и сооружении ядерной установки и радиационного источника принимается с учетом:

- потребностей в них для решения хозяйственных и оборонных задач Российской Федерации и отдельных ее регионов;

- наличия необходимых для размещения указанных объектов условий, отвечающих нормам и правилам в области использования атомной энергии;

- возможных социальных и экономических последствий размещения указанных объектов использования атомной энергии для промышленного, сельскохозяйственного, социального и культурно-бытового развития региона.

Документы по оценке радиационного воздействия ядерной установки, радиационного источника на окружающую среду вместе с другими необходимыми проектными документами указанных объектов использования атомной энергии представляются соответствующим органом управления использованием атомной энергии или эксплуатирующей организацией на государственную экологическую экспертизу.

В целях защиты населения в районе размещения ядерной установки и радиационного источника устанавливаются особые территориисанитарно-защитная зона и зона наблюдения.

Приемка к эксплуатации ядерных установок и радиационных источников должна осуществляться в комплексе со всеми предусмотренными в проекте указанных объектов использования атомной энергии объектами производственного и бытового назначения.

Ввод в эксплуатацию ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения осуществляется при наличии у эксплуатирующих организаций разрешений (лицензий), выданных соответствующими органами государственного регулирования безопасности на их эксплуатацию.

Федеральным законом «Об использовании атомной энергии»  установлено, что порядок и меры по обеспечению вывода из эксплуатации ядерных установок и радиационных источников должны быть предусмотрены в проекте объекта использования атомной энергии в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии.

Экологические требования к военным и оборонным объектам. Требования в области охраны окружающей среды к военным и оборонным объектам аналогичны общим требованиям, предъявляемым к проектированию, строительству и т.п. зданий и сооружений, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды. Однако законодательством установлены и дополнительные требования. Прежде всего, это требование о получении заключения о выполнении требований экологической безопасности. Заключение выдается в форме решения по выполнению требований экологической безопасности производства.

Решение выдается территориальными органами Министерства природных ресурсов и экологии России на основании заявки предприятия. Одновременно с заявкой предприятие представляет пояснительную записку, подтверждающую выполнение им требований экологической безопасности. В пояснительной записке указываются следующие сведения:

наличие и описание системы действий в чрезвычайных ситуациях (при массовых выбросах, сбросах);

наличие в утвержденной технологической документации требований по обеспечению экологической безопасности и состав указанных требований;

сведения об эффективности очистных сооружений;

сведения об утилизации, складировании, захоронении и уничтожении отходов;

сведения об организации работ на предприятии по охране окружающей среды, включая данные об экологической службе предприятия (наименование подразделения, численность, подчиненность, оснащение приборной базой и нормативно-технической документацией);

сведения по ведению экологического паспорта;

сведения о выполнении природоохранных мероприятий в текущем году и план мероприятий на следующий год.

В случае несоответствия производства требованиям экологической безопасности указанное решение не выдается, о чем предприятие ставится в известность.


Список используемой литературы

  1.  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. - 1993. 25 декабря.
  2.  Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.20027-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ от 14.01.2002. -2. - Ст. 133.
  3.  Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.11.1995174-ФЗ (ред. от 07.06.2013) // Собрание законодательства РФ от 27.11.1995. -48. - Ст. 4556.
  4.  Батычко В.Т. Экологическое право. Краткий конспект лекций / В.Т. Батычко. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
  5.  Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник / С.А. Боголюбов. - М.: Юрайт, 2011. - 528 с.
  6.  Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник / М.М. Бринчук. - М.: Юристъ, 2009. - 670 с.
  7.  Лапина М.А. Экологическое право. Учебный курс / М.А. Лапина. - М.: Консультант Плюс, 2012. - 148 с.
  8.  Сазыкин А.В. Экологическое право / А.В. Сазыкин. - М.: Эксмо, 2008. – 32 с.
  9.  Экологическое право. Учебник / Под ред. Г.Е. Быстрова и др. - М.: Проспект, 2008.с.
  10.  Якунина И.В. Методы и приборы контроля окружающей среды. Экологический мониторинг: учебное пособие / И.В. Якунина, Н.С. Попов.Тамбов: ТГТУ, 2009.с.


 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
12065. Автономный океанологический комплекс для ресурсного и экологического мониторинга акваторий, в том числе покрытых льдом, на основе высокоразрешающих методов гидрофизического и геохимического зондирования 17.31 KB
  Автономный комплекс представляет собой гидрохимическую донную станцию – минилендер оснащенную гидрофизическим модулем для дистанционного профилирования водной толщи на предмет определения направления и скорости течений на разных горизонтах. Разработан глубоководный до 2000 м облегченный вариант комплекса без гидрофизического модуля для прицельной постановки на дно с помощью глубоководных аппаратов. Комплекс дает возможность измерять потоки химических элементов через поверхность раздела водаосадок что позволяет оценивать экологическое...
7846. Сбор данных для геоинформационных систем со стационарных и подвижных пунктов экологического мониторинга, с использованием топографических приборов (мензульной и фототеодолитной съемки, тахометров, дальномеров) 21.43 MB
  Она непрерывно видоизменяется и совершенствуется синхронно с развитием города оперативно реагируя на изменения в градостроительной промышленной транспортной сферах. Автоматические станции контроля загрязнения атмосферы расположены во всех функциональных зонах города начиная от чистых фоновых территорий природных парков и заканчивая городскими очагами загрязнения автотрассами. Дополнительными источниками информации о качестве атмосферного воздуха являются передвижная экологическая лаборатория и лабораторная база Департамента...
6022. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО 17.58 KB
  Общественные отношения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов регулируются как на законодательном уровне так и на уровне подзаконных актов. Принятые законы: Конституция Российской Федерации; Лесной кодекс; Земельный кодекс; Водный кодекс; Воздушный кодекс; Федеральный закон Об охране окружающей среды; Федеральный закон Об охране атмосферного воздуха; Федеральный закон Об обороте земель сельскохозяйственного назначения; Федеральный закон О животном мире; Подзаконные акты: Указ...
10340. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ 51.83 KB
  Экологическое картографирование зародилось в рамках картографирования природопользования и охраны окружающей среды и в настоящее время оформилось как новый раздел тематического картографирования. Разработка этого раздела связана с современным пониманием предмета экологии как науки
630. Порядок проведения администр.-общественного контроля (трехступенчатого контроля) за соблюдением безопасности труда на лесохоз. предприятии 9.97 KB
  общественного контроля трехступенчатого контроля за соблюдением безопасности труда на лесохоз. Трехступенчатый контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля представителями работодателя и трудового коллектива учреждения образования за состоянием условий ибезопасности труда на рабочих местах производственных участках и цехах а также соблюдением всеми службами должностными лицами и работниками требований трудового законодательства. Он является важным фактором в системе мероприятий по оздоровлению...
3275. Экологическое воспитания дошкольников 172.34 KB
  Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. Определить психолого-педагогические предпосылки экологического воспитания младших дошкольников. Выявить формы и методы экологического воспитания младших дошкольников. Обосновать необходимость реализации принципа интеграции в экологическом воспитании дошкольников. Провести экспериментальное исследование...
18044. Экологическое воспитание младших школьников в учебной деятельности 13.31 MB
  Проходим по улицам не осознавая что эта земля помнит первых поселенцев и нашествие древних кочевников и крестьянские волнения. Знаем ли мы сколько уникальных памятников подарила нам природа сколько богатств таят недра нашей земли А оказывается удивительное – вот оно рядом И порой настолько удивительное что другого и нет. С чего же начать знакомство со своим родным краем на что обратить внимание и что посмотреть в первую очередь Богата и разнообразна природа нашей отчизны Тундры леса степи пустыни Высокие горы и...
20761. Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира 38.04 KB
  На данный момент времени можно сказать без преувеличений что большинство людей на планете не имеют абсолютно никаких знаний и навыков о состоянии окружающей среды. Уничтожая собственную среду обитания люди тем самым заставляют себя задумываться над тем как же в дальнейшем будут существовать их предки и что же останется от природы после деятельности современного человека. Чтобы ответить на эти вопросы требуется экологическая грамотность всего населения. Можно предположить что уничтожение среды обитания зашло столь далеко и так хорошо...
4705. СООТНОШЕНИЕ НАУКИ И ТЕХНИКИ 14.22 KB
  Между техникой как средством человеческой деятельности и наукой как рациональной формой человеческих знаний возникли сложные взаимоотношения, имеющие диалектически противоречивый и исторический характер.
2432. Соотношение морали и права 8.13 KB
  По способу образования – нормы морали формируются обществом на основе представления людей о добре и зле справедливости и несправедливости. Правовые нормы устанавливаются государством становятся обязательными для всех лиц находящихся в сфере их действия. По форме источнику выражения: моральные нормы не закреплены в специальных актах а содержатся в сознании людей и передаются ими из поколения в поколение. Правовые нормы содержатся в официальных государственных нормативных актах законах указах постановлениях По степени...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.