Экспериментальное исследование на выявление изменения эмоциональных состояний у больных с нарушением зрения

Особенности эмоциональных состояний больных с проблемами органов зрения. Нарушение зрения как форма дефицитарного развития Особенности эмоций и чувств людей с нарушениями зрения. Экспериментальное исследование на выявление изменения эмоциональных состояний у больных с нарушением зрения.

2014-06-21

966.23 KB

18 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


red54;;;;;;Оглавление

Введение 3

1. Особенности эмоциональных состояний больных с проблемами органов зрения 5

1.1 Нарушение зрения как форма дефицитарного развития 5

1.2 Особенности эмоций и чувств людей с нарушениями зрения 7

2. Экспериментальное исследование на выявление изменения эмоциональных состояний у больных с нарушением зрения 17

2.1 Организация и методики исследования 17

2.2 Результаты исследования 18

Заключение 26

Список используемых источников 28

Приложения 29


Введение

Актуальность темы заключается в том, что проблемы зрения затрагивают все сферы жизнедеятельности, в том числе эмоциональной, развитие которой у людей с дефектами зрительной функции отличается от развития людей с нормальным зрением по многим параметрам. Эмоциональная сфера слабовидящих и незрячих людей на данный момент считается слабо изученной, что связано с трудностями, возникающими при объективном изучении чувств и эмоций. Другой, менее явной причиной этого пробела является недостаточная оценка важности эмоциональных переживаний в процессе развития личности людей с проблемами зрения.

Проблема исследования. Эмоции и чувства человека, являясь отражением его реальных отношений к значимым для него объектам и субъектам, не могут не изменяться под влиянием нарушений зрения, при которых сужаются сферы чувственного познания, изменяются потребности и интересы.

Объект исследования: больные с проблемами органов зрения.

Предметом исследования являются психоэмоциональные состояния больных с проблемами органов зрения.

Гипотеза исследования. Больные с проблемами органов зрения отличаются своим психоэмоциональном состоянием от психоэмоционального состояния лиц без нарушений зрения и имеет свои особенности.

Цель работы: исследовать особенности эмоциональных состояний больных с проблемами органов зрения и возможность их коррекции.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи: 

- проанализировать научно-психологическую литературу по вопросу больных с проблемами органов зрения; 

- рассмотреть личностные особенности больных с проблемами органов зрения;

- провести констатирующий эксперимент на выявление эмоциональных особенностей больных с проблемами органов зрения.

Методологической и теоретической базой исследования послужили труды современных зарубежных и отечественных психологов.

Раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие лиц с нарушением зрения, получила название - тифлопсихология (от греч. «tiphlos» - слепой) и сначала занималась лишь психологией слепых. В настоящее время объектом изучения тифлопсихологии являются не только слепые, но и лица, имеющие различные нарушения зрения. Тифлопсихология изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушением зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатков информации, связанных с нарушением деятельности зрительного анализатора, влиянием этого дефекта на психическое развитие.

Психология слепых впервые была рассмотрена основоположником материалистического направления во французской психологии Д. Дидро в работе «Письмо о слепых в назидание зрячим». Формирование научной психологии незрячих связано с трудами Т. Геллера, М. Кунца, К. Бюрклена, П. Виллея, А.А. Крогиуса, В.С. Сверлова, М.И. Земцовой, Ю.А. Кулагина, А.Г. Литвака и др. Описание эмоциональных состояний и чувств слепых представлено в основном по наблюдению или самонаблюдению (А. Крогиус, Ф. Цех, К. Бюрклен и др.).

Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы: обзорно-аналитическое исследование психолого-педагогической литературы; эмпирические методы: наблюдение, тестирование, беседа; констатирующий эксперимент; обработка и анализ экспериментальных данных.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, выводов и приложений. 


1. Особенности эмоциональных состояний больных                                           с проблемами органов зрения

1.1 Нарушение зрения как форма дефицитарного развития

Значение зрения в жизни человека трудно переоценить. Даже по самым скромным оценкам не менее 80% информации поступает только через органы зрения. Зрительные ощущения и восприятия дают человеку наибольшее количество тонко дифференцированных данных широчайшего диапазона. Достаточно сказать, что количество зрительных фиксаций только за один день достигает у человека примерно 100000, хотя, конечно, далеко не все из них становятся фактами сознания и являются информационными, что объясняется избирательностью восприятия.2

Немаловажным является и то обстоятельство, что «поле» зрительного восприятия практически неограниченно. И.М. Сеченов писал о том, что» глаз различает восемь категорий признаков: цвет, форму, величину, удаление, направление, телесность, покой и движение, что позволяет зрению адекватно отражать действительные пространственные отношения. Разумеется, зрение не является единственной структурной единицей чувственного познания, правильно отражающей окружающий мир, однако, «зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее отдифференцированы от эффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные восприятия - наиболее «опредмеченные», объективированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия».3 

Нарушение деятельности зрения вызывает у человека большие затруднения в познании окружающей действительности, сужая социальные контакты, ограничивая его ориентировку и возможности  заниматься многими видами деятельности.  Здесь же следует отменить и ту важную роль, которую зрение играет практически во всех видах деятельности. С помощью зрения человек следит за правильностью выполняемых действий. Совершенно очевидно, что частичная, а тем более полная потеря зрения влечет за собой наиболее серьезные и зачастую ничем не возместимые потери в области чувственного отражения. Влияние сокращения чувственного опыта на психическую жизнь отмечалось многими психологами. С.Л. Рубинштейн писал по этому поводу: «Ни из какого описания, как бы ярко оно ни было, слепой не познает красочности мира, а глухой - музыкальности его звучания так, как если бы он их непосредственно принял; никакой психологический трактат не заменит самому не испытавшему любви, увлечения борьбы и радости творчества, того, что он испытал бы, если бы сам их пережил».4

Невозможность или существенные ограничения получения зрительных стимулов влечет за собой отклонения в психическом развитии, которые, в современной психологической литературе обозначаются как депривационное поражение. Психическая депривация является психическим состоянием, возникшем в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени. 

Исходя из сказанного следует, что нарушения зрения влекут за собой не только сенсорную (зрительную) депривацию, но и депривацию эмоциональную (аффективную) и социальную. При этом следует также иметь в виду, что при врожденной или рано приобретенной слепоте дети оказываются лишенными не только зрительных стимулов - у них резко сокращается стимуляция других модальностей в связи с недостаточным развитием сохранных анализаторов, ограниченной мобильностью, бедностью социальных связей и отношений. Все это влечет за собой заметные сдвиги в поведении, соматическом состоянии, достаточно часто при слепоте наблюдаются и нервно-психические нарушения.

1.2 Особенности эмоций и чувств людей с нарушениями зрения

Эмоции и чувства человека, являясь отражением его реальных отношений к значимым для него объектам и субъектам, не могут не изменяться под влиянием нарушений зрения, при которых сужаются сферы чувственного познания, изменяются потребности и интересы. Слепые и слабовидящие имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств, что и зрячие, и проявляют те же эмоции и чувства, но степень и уровень их развития могут быть отличны от таковых у зрячих.5 

На протяжении столетий складывалось представление о слабовидящем или слепом человеке, как о неполноценной, ущербной личности. Нередко слепцам приписывали несуществующие отрицательные качества, такие как полное отсутствие духовности, наличие дурных наклонностей и отрицательных свойств характера. Все перечисленное, якобы, являлось следствием утраты или нарушения зрения. Однако наряду с упомянутым мнением существовало и другое, прямо противоположное. Оно утверждало, что характер и психическое развитие слабовидящих людей не зависит ни от условий жизни, ни от и: соматического состояния. Ведь всегда формируется спонтанно, а слепой или слабовидящий человек просто меньше общается с внешним миром, тем самым способствуя своему самосовершенствованию и самопознанию.6

Распространено мнение о том, что слепые менее эмоциональны, более спокойны и уравновешенны, чем люди, не имеющие дефектов зрения. Это впечатление объясняется отсутствием отражения их переживаний в мимике, жестах, позах. Однако речь их достаточно интонационно выразительна. Исследования7 понимания слепыми эмоциональных состояний человека по голосу, интонации, темпу, громкости и другим экспрессивным признакам речи свидетельствуют, что слепые обнаруживают большую точность в распознавании эмоциональных состояний говорящего. Оценивая эмоциональные состояния, они выделяют и адекватно оценивают такие качества личности говорящего, как активность, доминантность, тревожность. А.А. Крогиус также отмечал исключительные способности слепых понимать эмоциональные состояния, улавливать самые «тонкие изменения голоса собеседника». В тоже время, многие исследователи отмечали, что слепота влечет за собой изменения в характере эмоциональных состояний в сторону преобладания астенических, подавляющих активность индивида настроений грусти, тоски либо повышенной раздражительности, аффективности. В том и другом случае подчеркивалось отличие эмоциональных состояний слепых от нормы. В частности, А.А. Крогиус писал следующее о влиянии на человеческую психику слабовидения и слепоты: «... она кладет глубокий отпечаток на всю личность. Но так же, как одно впечатление может вызывать самые разнообразные реакции, так и слепота может привести к самым различным проявлениям и к образованию самых различных особенностей. Очень многое в этом отношении зависит от социальных условий, от влияния наследственности, от собственных усилий, от работы над самим собой».8

Тифлопсихилоги отмечают тот факт, что дефект зрения может способствовать развитию негативной стороны личности, в частности, негативного видения мира, лени, внушаемости и пр. Тем не менее, при правильном воспитании и обучении слабовидящих детей, мотивации обучения и общения приводят к формированию позитивных качеств. Таким образом, правильно организованное воспитание и обучение, ведут к полной независимости характера от зрительного анализатора.

Очевидно, что главными составляющими в плане формирования свойств личности являются социальные факторы, не зависящие ни от времени возникновения, ни от степени патологии зрения. Последняя играет роль лишь в отношении аномальной личности к окружающему ее миру, сужая его прямо пропорционально глубине патологии. Тем не менее, слабовидящий или незрячий индивидуум проявляет живой интерес к тем видам деятельности, которые не требуют зрительного контроля. Причем данный интерес оказывается устойчивым и глубоким, точно таким же, как у здоровых людей, построенное на приобретении навыков, не требующих зрительного контроля, оказывается развивающим и не зависит от дефекта зрения. Что касается отношений слабовидящего или слепого человека с нормальным, то различия между ними наблюдаются лишь в динамике становления свойств личности. 

Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормально видящих сверстников, возникающее в возрасте 4-5 лет, понимавшие и переживание своего дефекта в подростковом возрасте, осознание ограничений в выборе профессии, партнера для семейной жизни в юношеском возрасте. 

Наконец, глубокое стрессовое состояние возникает при приобретенной слепоте у взрослых. Для лиц, недавно утративших зрение, характерны также сниженная, самооценка, низкий уровень притязаний и выраженные депрессивные компоненты поведения.

В сравнительных экспериментальных исследованиях со зрячими отмечается большее неблагополучие слепых и слабовидящих детей в эмоциональном отражении своих отношений с миром вещей, людей и обществом. Так, Хастингс, сравнивая эмоциональное отношение детей с нарушением зрения и зрячих 12 лет к различным жизненным ситуациям, нашел, что первые более ранимы, особенно по шкале самооценки. При этом слабовидящие дети показывают большую эмоциональность и тревожность по сравнению с тотально слепыми детьми. Заслуживает обсуждения и тот факт, что дети из школ-интернатов показали большую неуверенность при самооценке, чем дети из семьи. Это свидетельствует о том, что в развитии эмоций и чувств у детей с нарушением зрения большую роль играет социальное окружение и адекватные условия: слепой ребенок более зависим от общества и организации коррекционно-педагогических условий его жизни. Исследование Н.С. Царик показало наличие страха и боязни обследования слепыми школьниками живых существ, преодоление которого требует умелого руководства познавательными интересами я развитием познавательных потребностей слепых детей.9

Эмоциональные состояния имеют субъективный характер. Однако они всегда детерминируются внешними воздействиями. Слепота вызывает болезненную реакцию личности в виде повышенной раздражительности, неадекватности поведения, безразличия к окружающему, инертности и т.п. Однако в процессе компенсации дефектов психического развития, возникающих в результате утраты зрения, патологические изменения в эмоциональной сфере исчезают. Человек сознательно овладевает и управляет своим настроением.

Серьезные нарушения зрения затрудняют или делают невозможным удовлетворение ряда насущных потребностей. В результате возникает эмоциональное напряжение - следствие блокирования цели более или менее непреодолимым препятствием. Подобные состояния в психологии называют фрустранией. Невозможность реализовать сиюминутную потребность из-за наличия какого-либо препятствия практически дезорентирует сознание и деятельность, создает неблагоприятный эмоциональный фон. Например, стремление использовать остаточное зрение при чтении рельефного шрифта и в других подобных операциях, не дающее необходимого эффекта, может вызывать ощущения напряжения, тревожности, отчаяния и т.п. В результате человек может вести себя агрессивно, отказываться от деятельности, переносить ее в воображаемый план. С последним, видимо, связано чисто встречающееся у слепых патологическое фантазарование.. Частые и длительные фрустрации могут принести к возникновению негативных характерологических черт личности (неуверенность в себе, когнитивная, аффективная и мотивационная ригидность). Некоторые исследователи указывают, что длительная фрустрация может переходить в депривацию. Но смешивать эти состояния не следует. Например, врожденная слепота (невозможность видеть, ощущать свет и цвет) не вызывает фрустрации, так как ребенок не ощущает потребности в зрительной перцепции (слепорожденный не ощущает себя погруженным во мрак), но влечет за собой сенсорную депривацию, и наоборот - наличие остаточного зрения, снижая уронень сенсорной депривации, часто вызывает фрустрационные ситуации, когда использование зрения оказывается невозможным или дает неудовлетворительные результаты. 

Установка лиц с нарушением зрения по отношению к себе также имеет свои особенности. В первую очередь это связано с оценкой своей внешности. При этом самооценка незрячими именно этого фактора зависит от критерия, который они используют: либо за точку отсчета берется свое собственное представление о себе, построенное исходя из оценки своего положения, либо происходит ориентация на внешние оценки, идущие от зрячих. 

Э. Келлер говорила о том, что самое трудное не слепота, а отношение зрячих к слепому. Т. Руппонен отмечает, что изменение в самооценке связано с адаптацией к своему состоянию, а также с тем, что в процессе своего развития дети с врожденной слепотой переживают несколько психологических кризисов, связанных с осознанием того, что они не такие, как многие их сверстники. Особенно остро этот кризис переживается в подростковом возрасте. Об этом же свидетельствуют и данные Т. Маевского, который показал, что в подростковом возрасте происходит обострение нарушений социальных отношений в связи с тем, что дети начинают осознавать свой зрительный дефект.10

На развитие личностных качеств слепого и слабовидящего ребенка оказывают влияние различные типы отношений к нему в семье (Г.А. Буткина, СМ. Хорош).11 Существенную психолого-педагогическую проблему представляет воспитание слепого ребенка в атмосфере чрезмерной заботы. Взрослые члены семьи ни к чему не приучают ребенка, предохраняют от малейшего усилия, предупреждая любое его желание. Излишняя опека сопровождается часто и чрезмерным проявлением любви к слепому, его захваливанием, переоценкой его способностей. Ребенок превращается в избалованное, эгоистическое существо, совершенно не готовое к будущей самостоятельной жизни. У него формируется чисто потребительская психология, тормозится образование необходимых качеств личности, таких, как трудолюбие, самостоятельность, чувство личной ответственности и инициативы, что, в свою очередь, препятствует формированию важнейших личностных образований: воли и эмоциональной сопротивляемости к различным жизненным препятствиям.

Второй вариант внутрисемейного общения, приводящий к формированию негативных качеств личности слепого, определяется деспотическим, подавляющим волю поведением родителей в отношениях со своим ребенком. На первое место взрослые ставят строгость, твердость и жесткость. При этом они, как правило, игнорируют трудности детей, вызванные нарушениями зрения. Вынужденный покоряться воле взрослого, ребенок испытывает чувство скрытой или открытой неприязни и в какой-то момент переходит к открытому неповиновению. Некоторые дети в этой ситуации уходят в себя, замыкаются, предаются мечтаниям и фантазиям. Ребенок либо растет несамостоятельным, подавленным, часто задерганным и малоинициативным, либо вступает на путь непрерывного хронического конфликта, постоянно находясь в состоянии открытой или скрытой агрессивности.

Третий вариант неблагополучного внутрисемейного общения характеризуется эмоциональным отчуждением взрослых членов семьи и ребенка с нарушениями зрения, что приводит к отсутствию взаимопонимания между ними, к разрыву духовной близости. Слепой ребенок в такой семье живет своими интересами, замкнувшись во внутреннем мире, куда он не допускает родителей. У него не формируется потребности в общении как с членами семьи, так и с более широким окружением. Обстановка эмоционального отчуждения ранит слепого ребенка не меньше, а может быть, и больше, чем явная открытая неприязнь к нему из-за его слепоты. Такой тип общения со взрослыми создает и обостряет у ребенка чувство неполноценности и ненужности, рано рождает у него состояние глубокой тревожности, и такой ребенок в конце концов не сможет развить в себе адекватное чувство собственного достоинства. Его самооценка неадекватно занижена.

На процесс формирования личности ребенка имеющего глубокие нарушения зрения, влияют и психолого-педагогические условия, в которых он оказывается. Так, условия жизни слепых детей, которые в период обучения долгое время проживают в школе-интернате, имеют черты жесткой регламентации. Это структурированная коммуникационная среда, стабильная по составу сверстников, устойчивая по распределению социальных ролей, ограниченная по числу взрослых, с которыми может взаимодействовать слепой ребенок. Общение взрослых и детей в этих условиях скорее строится по формальным принципам, а не по индивидуально варьирующимся эмоциональным.

Исследования глубинных структур личности подростков и старших школьников с нарушением зрения (Р.А. Курбанов, А.М. Виленская),12 проводившиеся по проективным методикам, показывают, что уровень притязаний подростков занижен по сравнению с нормально видящими. Если наибольшее число выборов зрячих лежит в зоне максимально сложных задач, то у незрячих - в зоне наименьшей сложности при достаточно высокой самооценке. Это говорит об их неуверенности в себе, о неблагоприятном личностном развитии. Сочетание высокой самооценки и низкого уровня притязаний свидетельствует о том, что незрячих в большинстве случаев удовлетворяет средний уровень развития. Внутренние, личностные качества незрячих старшеклассников выявляются при анализе сложившейся системы ценностей, представлений о себе и своем дефекте, о своем месте среди зрячих. Большинство неадекватно относится к своему дефекту, игнорируя или вытесняя его. Для незрячих подростков личностно значимым является сфера отношения к сверстникам, своим соученикам, отношение к близким взрослым, отношение к своему дефекту. Есть сферы, отношение к которым еще не сформировалось или же оно противоречиво, амбивалентно: таково отношение к семье, отношение к прошлому, к друзьям.

Исследования показывают, что школьники еще недостаточно адекватно оценивают себя и свое место в среде зрячих. Имеется тенденция к завышению самооценки, когда подросток помещает себя на условной шкале значительно выше середины, а из беседы с ним следует, что, по его мнению, нарушение зрения не связано со здоровьем. Часть подростков резко занижают самооценку, помещая себя на шкале ниже середины и мотивируя это тем, что нарушение зрения является серьезнейшей помехой для улучшения здоровья.

Результаты исследования показывают также, что у незрячих подростков значительное место занимают сознание вины, страхи и опасения. У большинства они связаны с «социальными страхами» общения с другими людьми, в том числе с представителями другого пола. При анализе отношения к своему дефекту можно наблюдать тенденцию к сравнению себя со зрячими, желание доказать, что они лучше их. В этом также проявляются глубокие внутренние конфликты и неадекватность поведения.

Особо следует отметить, что при слепоте, слабовидении, как и у нормально видящих, в результате резко изменяющихся жизненно важных обстоятельств могут возникнуть аффективные состояния. Аффект, кик правило, является следствием невозможности найти выход из непредвиденной сложной ситуации, протекание аффекта при глубоких наращениях зрения отличаются от нормы лишь тем, что длительные реакции и сопряженные с ними действия из-за боязни пространство оказываются редуцированными, а вегетативные реакции - гипертрофированными. Наблюдение за поведением слепых, оценка ситуаций, в которые они часто попадают, трудностей, испытываемых ими при ориентации в пространстве и социальной среде, дают основание предположить, что все это создает у них эмоциональное состояние напряженности (стрессовое состояние). Особенно отчетливо стрессовые состояния проявляются непосредственно после утраты зрения, которая ведет к нарушению гомеостазиса (постоянства внутренних условий функционирования организма в связи с нарушением его взаимодействия с окружающей средой). Однако по мере выработки компенсаторных приспособлений стресс постепенно снимается.

В то ж время нужно иметь в виду, что при прочих равных условиях лица с глубокими нарушениями зрения оказываются в стрессогенных ситуациях значительно чаще, чем зрячие. При этом эмоциональное напряжение в ситуациях общения, при решении бытовых и личных проблем, психосоматических изменениях имеет, как правило, отрицательную окраску, т.е. слепые испытывают чувство дискомфорта. В психологической литературе стрессы, сопровождаемые негативными переживаниями, получили название дистрессов. Высокий уровень дистрессов у слепых бывает сопряжен со снижением уровня познавательных (когнитивных) процессов, неадекватным повелением, а их частое повторение затрудняет адаптацию слепого, расширяет круг стрессоров, ведет к закреплению негативных реакций, а в конечном итоге - появлению патохарактерологических черт личности. Переживаемые при дистрессе негативные эмоции (чувство отчужденности, ненужности, тревожности, обиды, виновности, несправедливости судьбы и т.п.) оказывают отрицательное влияние на деятельность вплоть до полной ее дезорганизации.

Наиболее отчетливо дистрессы наблюдаются при внезапной утрате зрения в зрелом возрасте, в этом случае происходит экстремальное изменение жизненной ситуации, окружающий мир как бы преобразовывается, становится чуждым, непонятым, полным опасностей. Появляется необходимость радикальной перестройки деятельности - когнитивной, ориентировочной, коммуникативной. В последней чаще всего возникают стрессогенные ситуации в связи с неблагополучным социально-психологическим положением слепого. 

Следовательно, особенности личностного и эмоционального развития людей с проблемами зрения ставят вопрос о необходимости оказания им возможно ранней помощи и проведения с ними необходимой серьезной психокоррекционной, успешность которой во многом зависит от того, какие личностные качества сформированы у человека, имеющего нарушения зрения. 

Вывод.

Эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. 

Психоэмоциональное состояние - особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты. 

Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение - условие готовности к деятельности и ее благоприятному для здоровья осуществлению.

Роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением. В психологии существуют теории эмоций, указывающие на зависимость эмоций от физиологического состояния человека, что позволяет говорить о том, что механизмы эмоционального развития здорового человека могут отличаться от эмоционального развития человека с дефектами и патологиями.

Нарушение деятельности зрения вызывает у человека большие затруднения в познании окружающей действительности, сужая социальные контакты, ограничивая его ориентировку и возможности заниматься многими видами деятельности, что влечет за собой не только сенсорную (зрительную) депривацию, но и депривацию эмоциональную (аффективную) и социальную.

В развитии эмоций и чувств у лиц с нарушением зрения большую роль играет социальное окружение и адекватные условия. На основании анализа психологических исследований можно сделать вывод о том, что люди, имеющие нарушения зрения имеют следующие психологические особенности: наличие страхов, склонность к депрессии, подавление агрессивных импульсов, непритязательность, что свидетельствует о том, что болезнь накладывает свой отпечаток на личность человека и влечет за собой изменение самооценки, эмоциональных состояний и социальных взаимоотношений.


2. Экспериментальное исследование на выявление изменения эмоциональных состояний у больных с нарушением зрения

2.1 Организация и методики исследования

Экспериментальное исследование проводилось на базе городской поликлиники г. Зеленогорска Красноярского края, в которой приняли участие больные в возрасте 25-35 лет, из них:

- экспериментальная группа - 25 человек, имеющих нарушения зрения (высокую степень миопии), 

- контрольная группа - 25 человек, без нарушения зрения.

Как мы выявили, эмоции и чувства человека, являясь отражением его реальных отношений к значимым для него объектам и субъектам, и не могут не изменяться под влиянием нарушений зрения, при которых сужаются сферы чувственного познания, изменяются потребности и интересы. 

Была выдвинута гипотеза о том, что больные с проблемами органов зрения отличаются своим психоэмоциональном состоянием от психоэмоционального состояния лиц без нарушений зрения и имеет свои особенности. 

В ходе исследования нами были использованы следующие методики (Приложение 1):

1) Методика экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников (О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин).

2) Методика САН (самочувствие, активность, настроение) (В.А. Доскин)

3) Методика Шкала реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптированная Ю.Л. Ханиным).

Психологические методы изучения эмоциональной сферы человека выявляют преобладающие в его жизни эмоции, доминирующие средства их выражения и эмоциональную устойчивость. 

При выборе методик учитывалась их положительная оценка применения по данным как зарубежных, так и отечественных исследователей; их доступность; возможность математической обработки и пр.

2.2 Результаты исследования

1) Рассмотрим данные полученные при помощи экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН).

По пункт 1 опросника, который измеряет самооценку здоровья, были получены следующие результаты: 7 человек из экспериментальной группы оценивают свое состояние здоровья как «плохое», 15 - «удовлетворительное», и 3 человек как «хорошее». Сравним полученные результаты с результатами контрольной группы (рис. 1).

Рисунок 1 - Распределение уровней самооценки здоровья, чел

Как видно, между уровнем самооценки здоровья людей без нарушений зрения и людьми с нарушением зрения имеются различия. У лиц без нарушений зрения низкий уровень самооценки здоровья совсем отсутствует, а показатели самооценки здоровья уровней выше среднего и высокого гораздо выше, чем у лиц с нарушением зрения.

Результаты по пункту 2 опросника говорят нам о том, что высокий уровень психосоциального стресса отмечается у 5 человек, у 12 человек показали средний уровень, 8 - низкий уровень. Сравним эти результаты с результатами контрольной  группы (рис. 2).

Рисунок 2 - Распределение уровней психосоциального стресса

Как видим, у лиц с нарушением зрения ниже показатели высокого и среднего уровней психосоциального стресса, а средний уровень незначительно выше, чем у лиц без нарушений зрения.  

Пункт 3 опросника представляет собой шкалу удовлетворенности жизнью в целом. Высокий уровень удовлетворённостью жизни показывают 10 человек экспериментальной группы против 14 - из контрольной группы; средний уровень наблюдается у обеих групп по 11 человек; показатель низкого уровня удовлетворенности жизнью в целом у лиц с нарушением зрения составляет 4 человека, в то время как без нарушения зрения не удовлетворённость жизнью отсутствует вообще. Сравнение полученных результатов показано на рис. 3. 

Рисунок 3 - Распределение уровней удовлетворенности жизнью в целом

Результаты по пункту 4 опросника показали, что выше 47 баллов набрали 4 человека экспериментальной группы и 6 - контрольной, что свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности условиями жизни в целом и является показателем высокого качества жизни. Результат ниже 32 баллов отмечается у 5 человек экспериментальной группы и 3 - контрольной, что свидетельствует о низком уровне удовлетворенности условиями жизни в целом, о низком качестве жизни и о потребности в получении психологической помощи. При этом как источник стресса, переживаемого испытуемыми, отмечаются «жилищные условия», «экологические условия в районе проживания (чистота воздуха, воды, почвы и т. п., «деньги, доход», «условия труда». Результат от 33 до 46 баллов говорит, что условия жизни в целом оцениваются как удовлетворительные по 16 из обеих групп. Наглядно сравнительный анализ представлен на рис. 4.

Рисунок 4 - Распределение уровней удовлетворенности условиями жизни

Пункт 5 опросника представляет собой шкалу удовлетворенности основных жизненных потребностей, из них по 3 испытуемых из обеих групп набирали менее 30 баллов, это свидетельствует о низком уровне удовлет-воренности основных жизненных потребностей, о стрессе и о потребности в получении психологической помощи. Как источники неудовлетворенности, стресса, переживаемых испытуемыми отмечаются «работа», «жизненные перспективы», «материальное благополучие, обеспеченность». Средний уровень удовлетворенности основных жизненных потребностей отмечается у 20 лиц с проблемами зрения против 16 из контрольной группы без проблем со зрением. Показатель выше 42 баллов свидетельствующий о высоком уровне удовлетворенности потребностей, о психологическом благополучиитолько у 2 лиц с проблемами зрения против, в то время как в контрольной группе у 6. Сравнительный анализ показывает, что у лиц с нарушением зрения низкий показатель высокого уровня, показатель среднего уровня удовлетворенности основных жизненных потребностей выше, чем у лиц без нарушения зрения (рис. 5).

Рисунок 5 - Распределение уровней удовлетворенности основных жизненных потребностей

Сравним общие показатели психоэмоционального напряжения в первой и во второй группах (рис.6).

Рисунок 6 - Распределение  уровней психоэмоционального напряжения

Сравнительный анализ показывает, что в экспериментальной группе у лиц с нарушением зрения высокий уровень психоэмоционального напряжения выражен сильнее, а низкий уровень психоэмоционального напряжения ниже, чем в контрольной группе у людей без нарушений зрения. Это дает нам основание предположить, что существуют значимые отличия по уровню эмоционального напряжения между людьми с нарушением зрения и людьми без нарушений зрения.

2) Анализ результатов исследования психоэмоционального состояния по опроснику САН

В первой экспериментальной группе, т.е. у лиц с нарушением зрения получены данные по трём основным составляющим функционального психоэмоционального состояния - самочувствие, активность и настроение:

- самочувствие: низкая оценка отмечается у 4 человек, средняя у 15, высокая у 6.

-активность: высокий уровень активности у 7 человек, низкий у 8, 10 человек имеют среднюю оценку. 

- настроение: 9 лицам присуще средняя оценка, у 8 отмечается низкая и у 8высокая оценка.

Результаты второй контрольной группы: 

- самочувствие: 10 человек набрали более 50 баллов, что говорит о высокой оценке, средняя оценка - у 13 человек, менее 30 баллов у 2 человек, что говорит о низкой оценке. 

- активность: высокая оценка отмечается у 11 человек, средняя 10, низкая присуща 4 респондентам.

- настроение: высокая оценка 8 человек, средняя  - 15, у 2 низкая оценка по данному показателю.

Представим полученные данные в виде диаграммы (рис.6).

Рисунок 6 - Распределение уровней 

Сравним, в процентом соотношении, уровни психоэмоционального состояния у лиц с нарушением зрения и лиц без нарушения зрения в процентном отношении и для наглядности также построим диаграмму (рис.7)

Рисунок 7 - Распределение уровней психоэмоционального состояния

Таким образом, наглядно показано, что у лиц с нарушением зрения ярче выражено преобладание низкого уровня психоэмоционального состояния, снижены показатели высокого и среднего уровней.

3) Анализ результатов, полученных при помощи методики «Шкала реактивной и личностной тревожности» Спилбергера

Полученные результаты в экспериментальной группе лиц с нарушением зрения показывают: низкий уровень ситуативной тревожности наблюдается у 5 человек, средний у 12, высокий у 8; уровень личностной тревожности высокий наблюдается у 7, у 13 человек средний и низкий уровень у - 5 человек (рис. 8).

Рисунок 8 - Распределение уровней ситуативной и личностной тревожности у лиц с нарушением зрения

Результаты, полученные в контрольной группе у лиц без нарушения зрения показывают, что высокий уровень ситуативной тревожности наблюдается у 3 человек, средний у 10 человек, у 12 – низкий; уровень личностной тревожности низкий у 10 человек, средний у 12 и высокий у 3 человек. Графически данные представим в виде диаграммы (рис. 9).

Рисунок 9 - Распределение уровней ситуативной и личностной тревожности у лиц без нарушения зрения

Сравнительный анализ тревожности у первой и второй группы в процентном отношении отразим в диаграмме (рис. 10).

Рисунок 10 - Распределение уровней тревожности

Как видно на рисунке, среди лиц с нарушением зрения высокотревожных личностей больше, чем во контрольной группе, без нарушения зрения. Такие люди склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. 

Для определения связи уровня тревожности людей с нарушением зрения с уровнем их психоэмоционального состояния воспользуемся математическим методом Спирмена. Для этого закодируем уровень психоэмоционального состояния:

Высокий уровень  - 1.

Средний уровень  - 2.

Низкий уровень3.

Закодируем также и уровень тревожности:

Низкий уровень.

Средний уровень  - 2.

Высокий уровень  - 3.

Проведем вычисления (Приложение 2) и видим, что значение 0.99 находится в зоне значимости. Отсюда сделаем вывод, что связь между уровнем тревожности и психоэмоционального состояния людей с нарушением зрения существует.

Таким образом, исходя из проведенного эксперимента, делаем вывод, что гипотеза исследования подтвердилась, т. е. психоэмоциональное состояния лиц с проблемами зрения отличается от психоэмоционального состояния лиц без нарушений зрения и имеет свои особенности.

Вывод. 

Проведя исследование по изучению особенностей психоэмоциональных состояний у людей с проблемами органов зрения и людей без проблем со зрением, мы пришли к следующим выводам:

. У лиц с нарушением зрения ярче выражено преобладание низкого уровня психоэмоционального состояния, снижены показатели высокого и среднего уровней.

. Среди лиц с нарушением зрения высокотревожных личностей больше, чем в группе лиц без нарушений зрения. Такие люди склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. 

. Метод Спирмена выявил, что между уровнями психоэмоционального состояния и уровнями тревожности людей с проблемами зрения существует положительная корреляционная связь. 

Следовательно, гипотеза подтверждена и цель достигнута: больные с проблема органов зрения имеют выраженные характерные эмоциональные особенности. 


Заключение

Итак, в первой части курсовой работы мы провели теоретическое исследование эмоциональных состояний лиц с проблемами органов зрения.

Согласно наблюдениям тифлопсихологов, различные нарушения зрения сужают область чувственного восприятия, что, конечно же, сказывается на качестве чувств и их значимости для жизнедеятельности. Однако дефект зрения в силах повлиять лишь на степень выраженности отдельных эмоций, а также на их внешнее выражение. Например, эгоизм, утрата чувства долга и чувства нового, негативизм, враждебность и прочее, чаще всего являются результатами неадекватного воспитания, а также отношения к слабовидящему или незрячему человеку.

Нарушения зрения влекут за собой не только сенсорную (зрительную) депривацию, но и депривацию эмоциональную (аффективную) и социальную. 

Тифлопсихологами отмечается тот факт, что дефекты зрения могут приводить к развитию негативных черт характера, таких как негативизм, внушаемость, ленивость, конформность и другие. 

Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормальновидящих сверстников, возникающее в возрасте 4 - 5 лет, понимание и переживание своего дефекта в подростковом возрасте, осознание в ограничении в выборе профессии, партнера для семейной жизни в юношеском возрасте.

Глубокое стрессовое состояние возникает при приобретенной слепоте у взрослых. Для лиц, недавно утративших зрение, характерны также сниженная самооценка, низкий уровень притязаний и выраженные депрессивные компоненты поведения.

Проведя исследование во второй части курсовой работы по изучению особенностей психоэмоциональных состояний у людей с проблемами органов зрения мы пришли к следующим выводам:

. У лиц с нарушением зрения ярче выражено преобладание низкого уровня психоэмоционального состояния, снижены показатели высокого и среднего уровней.

. Среди лиц с нарушением зрения высокотревожных личностей больше, чем в группе лиц без нарушений зрения. Такие люди склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. 

. Метод Спирмена выявил, что между уровнями психоэмоционального состояния и уровнями тревожности людей с проблемами зрения существует положительная корреляционная связь. 

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что люди с нарушениями зрения имеют следующие психологические особенности: наличие страхов, склонность к депрессии, подавление агрессивных импульсов, непритязательность, что свидетельствует о том, что болезнь органов зрения накладывает свой отпечаток на личность человека и влечет за собой изменение самооценки, эмоциональных состояний и социальных взаимоотношений

Следовательно, гипотеза подтверждена и цель достигнута: больные с проблемами органов зрения имеют выраженные характерные эмоциональные особенности и отличается от психоэмоционального состояния лиц без нарушений зрения.


Список используемых источников

  1.  Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин.М.: ВЛАДОС, 2006. - 240 с.
    1.  Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2002. с.
    2.  Кантор В.З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих / В.З. Кантор.М.: Каро, 2004.с.
    3.  Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак. - СПб.: РГПУ, 1998. - 271 с. С. 175-178.
    4.  Никишина В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы: Учебное пособие / В.Б. Никишина, Т.Д. Василенко.М.: Владос, 2004.с.
    5.  Основы специальной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2002. - 480 с. С. 163-165.
    6.  Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Сост. Д.Я. Райгородский.Самара: Бахрах, 1998.с.
    7.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. Кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения / Е.И. Рогов.М.: Владос, 2002. 480 с. 
    8.  Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И. Солнцева. - М.: Полиграф сервис, 2000.с.
    9.  Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой.М.: Владос, 2000. с.
    10.  Специальная психология: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2005. - 464 с.


Приложения

Приложение 1

Методика экспресс - диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН)

и его источников у взрослого населения 

Применение данного комплекса методов экспресс-диагностики в популяционном исследовании позволяет получать материал для сравнительного анализа уровня ПЭН и связанных с ним факторов в различных выборках населения, а при повторном исследовании дает возможность оценивать динамику изучаемых показателей. Предлагаемый комплекс методов выявляет неблагоприятные психосоциальные факторы, оказывающие влияние на здоровье населения. С его помощью среди населения могут выявляться лица, нуждающиеся в получении психологической поддержки.

Опросник «Ваше самочувствие» (ВС) позволяет осуществлять комплексный подход к оценке ПЭН человека и измеряет различные его аспекты. В опросник ВС входят методы экспресс-диагностики ПЭН и связанных с ним факторов:

  1.  самооценка здоровья;
  2.  шкала психосоциального стресса  Л.Ридера
  3.  шкала удовлетворенности жизнью в целом О. С. Копиной
  4.  шкала удовлетворенности условиями жизни О.С. Копиной 
  5.   шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей О.С. Кониной
  6.  Опросник основных социально-демографических показателей (пол, возраст, уровень образования, социальная группа, семейное положение).

Опросник  рассчитан на самостоятельное заполнение испытуемыми.
Время психологического обследования одного испытуемого с помощью опросника  составляет в среднем 20минут. Возможно одновременное обследование нескольких испытуемых.

Оценка основных психометрических свойств шкал 1, 2 и 3 (воспроизводимости, надежности, специфичности, чувствительности, прогностической ценности, диагностической эффективности, валидности и др.) позволяет рекомендовать их для массовых психологических обследований с целью оценки уровня ПЭН и его источников у различных групп населения. 

Пункт 1 опросника ВС измеряет самооценку здоровья. Низкая самооценка здоровья, связана с повышенным уровнем стресса, низкими показателями удовлетворенности жизнью.

Пункт 2 опросника ВС представляет собой шкалу психосоциального стресса Л. Ридера. При обработке данных, получаемых с помощью шкалы Л. Ридера, подсчитывается сумма баллов по всем 7 пунктам, которая затем делится на 7. Далее полученный балл вычитается из 4. В результате получается показатель стресса по шкале психосоциального стресса Л. Ридера, который может варьировать от 0 до 3 баллов.  В зависимости от полученного балла психосоциального стресса каждого испытуемого можно отнести к группе с высоким, средним или низким уровнем психосоциального стресса Нормы уровней психосоциального стресса у мужчин и женщин

Уровень стресса

Средний балл

Мужчины

Женщины

Высокий

2,00-3,00

2,18-3,00

Средний

1,00-1,99

1,18-2,17

Низкий

0,00-0,99

,00-1,17

Испытуемые с высоким уровнем психосоциального стресса могут быть отнесены к группе лиц, нуждающихся в получении психологической помощи.

Пункт 3 опросника ВС представляет собой шкалу удовлетворенности жизнью в целом. Данная шкала оценивает субъективное состояние удовлетворенности - неудовлетворенности жизнью в целом. Для подсчета показателя по данной шкале необходимо из суммы баллов, набранных по подпунктам 1, 3, 5, 7 и 9, вычесть сумму баллов, набранных по подпунктам 2, 4, 6, 8 и 10. Показатели удовлетворенности жизнью в целом могут варьировать от -15 до +15 баллов.

Результат от -15 до -5 баллов является показателем низкого уровня удовлетворенности жизнью в целом, т. е. свидетельствует о состоянии неудовлетворенности, стресса, пессимистическом настроении, о потребности в получении психологической помощи.

Результат от -4 до +4 баллов свидетельствует о среднем уровне удовлетворенности жизнью в целом.

Результат от +5 до +15 баллов свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности жизнью в целом, о психологическом благополучии и оптимистическом мироощущении.

Пункт 4 опросника ВС представляет собой шкалу удовлетворенности условиями жизни.

Для получения показателя по данной шкале необходимо подсчитать сумму баллов по всем 13 подпунктам.

Результат ниже 32 баллов свидетельствует о низком уровне удовлетворенности условиями жизни в целом, о низком качестве жизни и о потребности в получении психологической помощи.

При результате от 33 до 46 баллов условия жизни в целом оцениваются испытуемым как удовлетворительные.

Результат выше 47 баллов свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности условиями жизни в целом и является показателем высокого качества жизни.

Если по какому-либо из 13 подпунктов испытуемый набирает 1-2 балла, то представленная в данном подпункте сторона жизни может рассматриваться как источник стресса, переживаемого испытуемым. Подпункты шкалы, по которым испытуемый набирает 4-5 баллов, следует рассматривать как стороны жизни, в наибольшей степени удовлетворяющие испытуемого и являющиеся источниками его поддержки.

Пункт 5 опросника ВС представляет собой шкалу удовлетворенности основных жизненных потребностей. При обработке результатов подсчитывается сумма баллов по всем 11 подпунктам шкалы.

При заполнении подпунктов 1, 2 и 3 у испытуемых могут возникнуть вопросы.

Пояснение по подпункту 1: «Если Вы в данный момент не работаете, оцените Ваше отношение к этому факту».

Пояснение по подпункту 2: «Если Вы живете один (одна), оцените, насколько Вы удовлетворены своим семейным положением».

Пояснение по подпункту 3: «Если у Вас нет детей, оцените Ваше отношение к данному факту».

Необходимо, чтобы испытуемый заполнил все пункты шкалы. Если испытуемый набирает менее 30 баллов, это свидетельствует о низком уровне удовлетворенности основных жизненных потребностей, о стрессе и о потребности в получении психологической помощи. Показатель от 31 до 41 балла свидетельствует о среднем уровне удовлетворенности основных жизненных потребностей. Показатель выше 42 баллов свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности потребностей, о психологическом благополучии.

Если по какому-либо из 11 подпунктов данной шкалы испытуемый набирает 1-2 балла, то представленная в данном подпункте сторона жизни (потребность) может рассматриваться как источник неудовлетворенности, стресса, переживаемого испытуемым.

Подпункты шкалы, по которым испытуемый набирает 4-5 баллов, следует рассматривать как стороны жизни, в наибольшей степени удовлетворяющие испытуемого и являющиеся источником его поддержки.

Пункты 6-11 опросника ВС предназначены для регистрации основных социально-демографических показателей испытуемых: пола, возраста, уровня образования, общественной группы, семейного положения, места жительства.

Бланк

Методики экспресс - диагностика уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников

Ф.И.О. _______________________________

Дата обследования____________________

Инструкция: Внимательно, не торопясь, прочтите вопрос. Ознакомьтесь с предложенным набором возможных ответов. Выберите из предложенного перечня ответов тот, который соответствует Вашему мнению. 

ОПРОСНИК

  1.  Как вы оцениваете состояние своего здоровья? Ответ: 1 — очень плохое,  2 — плохое, 3 — удовлетворительное, 4 — хорошее,5очень хорошее. 
  2.  Оцените, насколько вы согласны с каждым из перечисленных ниже утверждений .

Утверждения

Согласен

Скорее 

согласен

Скорее не согласен

Не согласен

1. Пожалуй, я человек нервный.

1

2. Я очень беспокоюсь о своей работе.

1

3. Я часто ощущаю нервное напряжение.

1

4. Моя повседневная деятельность вызывает большое напряжение.

1

5. Общаясь с людьми, я часто ощущаю нервное напряжение.

1

6. К концу дня я совершенно истощен физически и психически.

1

7. В моей семье часто возникают напряженные отношения.

1

3. Как вы чувствуете себя в последнее время?

Утверждения

Согласен

Скорее

согласен

Скорее не согласен

Не согласен

1. Я доволен тем, как прошел этот год моей жизни.

1

 

2. Мое душевное состояние, настроение стали хуже.

1

 

3. В целом моя жизнь складывается удачно.

1

 

4. Мое благополучие расстроилось.

1

 

5. Я чувствую себя счастливым человеком.

1

 

6. В моей жизни произошли перемены к худшему.

1

 

7. В моей жизни есть источник радости и поддержки.

1

8. У меня есть проблемы, которые очень портят мне настроение.

1

9. Моя жизнь стала лучше.

1

10. Многое не удается.

1

. Ниже перечислены условия, которые могут влиять на ваше самочувствие . Оцените условия своей жизни по 5-балльной системе: 1 баллочень плохие, 2 балла.плохие, 3 баллаудовлетворительные, 4 баллахорошие, 5 балловочень хорошие.

Условия жизни

1. Ваши жилищные условия.

2. Бытовые условия в районе проживания (магазины, услуги, транспорт и т. п.).

3. Экологические условия в районе проживания (чистота воздуха, воды, почвы и т. п.).

4. Условия вашего труда.

5. Деньги, доход.

6. Возможности использования денег.

7. Медицинское обслуживание.

8. Возможности получения информации (радио, телевидение, печать и т. п.).

9. Досуг: спорт, развлечения.

10. Возможности общения с искусством (кино, музеи, книги и т. п.).

11. Политическая ситуация в регионе проживания.

12. Социальная и правовая защищенность (чувство безопасности).

13. Свобода вероисповедания, политической активности.

5. Ниже перечислены стороны жизни, от которых может зависеть самочувствие людей. Оцените, насколько вы удовлетворены различными сторонами своей жизни. Используйте 5-балльную систему: 1 балл —"совершенно не удовлетворен", 2 балла —"не удовлетворен", 3 балла —"в какой-то мере удовлетворен", 4 балла —"пожалуй, удовлетворен", 5 баллов —"полностью удовлетворен".

Стороны жизни

1. Работа (характер труда, отношение к работе, возможности и т. п.).

 

2. Отношения в семье.

 

3. Дети: их здоровье и благополучие.

 

4. Питание.

 

5. Отдых.

 

6. Материальное благополучие.

 

7. Общение с друзьями, с людьми, близкими по интересам.

 

8. Положение в обществе.

 

9. Жизненные перспективы.

 

10. Любовь, сексуальные чувства.

 

11. Любимое занятие, возможность выразить себя в чем-либо.

 

  1.  Ваш пол: 1 — М, 2 — Ж. 
  2.  Возраст:___лет. 
  3.  Образование: 1 — начальное, 2 — неполное среднее, 3 — среднее общее, 4 — среднее специальное, 5 — незаконченное высшее, 6 —высшее. 
  4.  Общественная группа, к которой вы относитесь: 1 — рабочий, 2 — служащий, 3 — пенсионер по возрасту, 4 — пенсионер по инвалидности, 5 — учащийся, студент, 6 — домохозяйка, 7 — безработный, 8 — предприниматель, 9 — крестьянин, 10 — другое. 
  5.   Семейное положение: 1 — женат (замужем), 2 — никогда не был
    женат
    (замужем), 3 — разведен (а), живу отдельно, 4 — вдовец (вдова). 
  6.   Место проживания_____________________ наименование населенного пункта, района, области 


Методика САН (самочувствие, активность, настроение) 

(В.А. Доскин)

Тест САН - разновидность опросников состояний и настроений. Разработан сотрудниками 1 Московского медицинского института имени И.М.Сеченова В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шараем и М. П. Мирошниковым в 1973 г.

САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность). При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояниясамочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существуют континуальная последовательность промежуточных значений. Однако получены данные о том, что шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: "самочувствие", "уровень напряженности", "эмоциональный фон", "мотивация". САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций. 

Процедура проведения

Инструкция.Необходимо соотнести свое состояние со шкалой 3 2 1 0 1 2 3 каждой пары признаков. Например, между парой утверждений "Самочувствие хорошее" и "Самочувствие плохое" расположены цифры 3 2 1 0 1 2 3. Цифра "0" соответствует среднему самочувствию, которое обследуемый не может отнести ни к плохому, ни к хорошему. Находящаяся слева от "0" единица отражает самочувствиевыше среднего, а цифра трисоответствует прекрасному самочувствию. Те же цифры в этой строке, стоящие справа от цифры "0", аналогичным образом характеризуют самочувствие исследуемого, если оно ниже среднего. Таким образом, последовательно рассматривается и оценивается каждая строка данного опросника.

В каждом случае, в отношении каждой пары утверждений Вы осуществляете свой выбор, отмечая необходимое значение шкалы "3 2 1 0 1 2 3".

Обработка результатов. При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2за 2; индекс 1за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются). Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие.

Например: 7 6 5 4 3 2 1 Чувствую себя сильным 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым 1 2 3 4 5 6 7 Пассивный 2 1 0 1 2 3 Активный

Производится расчет суммы баллов согласно ключа к тесту.

Ключ.

Самочувствие сумма баллов за вопросы: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность сумма баллов за вопросы: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение сумма баллов за вопросы: 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Интерпретация результатов. Полученная по каждой шкале сумма находится в пределах от 10 до 70 и позволяет выявить функциональное состояние индивида в данный момент времени по принципу.

< 30 баллов - низкая оценка; 30 - 50 баллов - средняя оценка;

> 50 баллов - высокая оценка.

Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением. 

Типовая карта методики САН

Ф.И.О.______________________________

Пол_________Возраст________________

Дата______________Время____________

1. Самочувствие хорошее

3

2

1

1

2

3

Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным

3

2

1

1

2

3

Чувствую себя слабым

3. Пассивный

3

2

1

1

2

3

Активный

4. Малоподвижный

3

2

1

1

2

3

Подвижный

5. Веселый

3

2

1

1

2

3

Грустный

6. Хорошее настроение

3

2

1

1

2

3

Плохое настроение

7. Работоспособный

3

2

1

1

2

3

Разбитый

8. Полный сил

3

2

1

1

2

3

Обессиленный

9. Медлительный

3

2

1

1

2

3

Быстрый

10. Бездеятельный

3

2

1

1

2

3

Деятельный

11. Счастливый

3

2

1

1

2

3

Несчастный

12. Жизнерадостный

3

2

1

1

2

3

Мрачный

13. Напряженный

3

2

1

1

2

3

Расслабленный

14. Здоровый

3

2

1

1

2

3

Больной

15. Безучастный

3

2

1

1

2

3

Увлеченный

16. Равнодушный

3

2

1

1

2

3

Взволнованный

17. Восторженный

3

2

1

1

2

3

Унылый

18. Радостный

3

2

1

1

2

3

Печальный

19. Отдохнувший

3

2

1

1

2

3

Усталый

20. Свежий

3

2

1

1

2

3

Изнуренный

21. Сонливый

3

2

1

1

2

3

Возбужденный

22. Желание отдохнуть

3

2

1

1

2

3

Желание работать

23. Спокойный

3

2

1

1

2

3

Озабоченный

24. Оптимистичный

3

2

1

1

2

3

Пессимистичный

25. Выносливый

3

2

1

1

2

3

Утомляемый

26. Бодрый

3

2

1

1

2

3

Вялый

27. Соображать трудно

3

2

1

1

2

3

Соображать легко

28. Рассеянный

3

2

1

1

2

3

Внимательный

29. Полный надежд

3

2

1

1

2

3

Разочарованный

30. Довольный

3

2

1

1

2

3

Недовольный


Методика Шкала реактивной и личностной тревожности 

(Разработан Ч.Д. Спилбергером и адаптирован Ю.Л. Ханиным)

Данный тест является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным. Бланк методики представлен в приложении3.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожностиестественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. 

    Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкийвеер ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. 

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа. 

Обработка результатов включает следующие этапы:

Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.

На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.

Вычисление среднегруппового показателя ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

Интерпретация результатов

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31 - 44 балла - умеренная; 45 и более - высокая.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др.

Бланк методики «Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера»

Ф.И.О.______________________________

Пол_________Возраст________________

Дата______________Время____________

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет. 

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Суждения 

№пп

Суждение

Нет, это не так

Пожалуй, 

так

Верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4 

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Шкала личной тревожности (ЛТ)

Суждения 

№пп

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

21

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

22

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23

Я легко расстраиваюсь

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

25

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

26

Я чувствую прилив сил и желание работать

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4


Приложение 2

Результаты ранжирования уровней 

психоэмоциональных состояний и тревожности

испытуемого

Ранги показателей психо- эмоционального напряжения

Ранги показателей тревожности

D

D 2

1

-1

2

-1

3

-1

4

-1

5

6

-2

7

-1

8

9

10

11

12

-2

13

14

15

16

-1

17

-2

18

-1

19

-0

20

-1

21

-1

22

-1

23

24

-1

25

Проведем вычисления по формуле:

;

где  d2сумма квадратов разностей рангов, n- число парных наблюдений.

2 Профилактика и лечение глазных заболеваний // Аргументы и факты. Здоровье.2012. -51.

3 Цит. по.: Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие / А.Г. Литвак. - СПб.: Питер, 2006. - С. 116.

4 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - С. 227.

5 Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие / А.Г. Литвак. - СПб.: Питер, 2006. - С. 173

6 Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2002.115 с.

7 Сборник статей научно-практической конференции «Здоровьесберегающие технологии, их роль в развитии личности ребенка.Бердск: НГПУ, НГИ, МОУ ЦПМСС «ДАРС». - 2007. - С. 238. 271 с.

8 Цит. по.: Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие / А.Г. Литвак. - СПб.: Питер, 2006. - С. 174.

9 Основы специальной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2002. - С. 163.

10 Цит. по.: Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие / А.Г. Литвак. - СПб.: Питер, 2006. - С. 176.

11 Специальная психология: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2005. - С. 223.

12 Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И. Солнцева. - М.: Полиграф сервис, 2000.С. 126. 129 с.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
13193. Исследование качественных особенностей развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения 37.75 KB
  Теоретические основы проблемы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Общие подходы к проблеме изучения памяти. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием.3 Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
1667. Экспериментальное исследование владения фразеологизмами у детей 6-7 лет с нарушениями зрения 33.53 KB
  Теоретические основы проблемы изучения владения фразеологизмами у детей 67 лет с нарушением зрения. Особенности лексического развития детей с нарушениями зрения в логопедических исследованиях. Экспериментальное исследование владения фразеологизмами у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
3563. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний 83.1 KB
  Цель работы: рассмотреть судебно-психологическую экспертизу эмоциональных состояний с точки зрения юриспруденции и психологии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
20328. Социальная реабилитация детей с нарушением зрения 69.06 KB
  Особенности детей с нарушением зрения как объекта социальной работы. Технологии социальной реабилитации детей с нарушением зрения. Основные направления работы специального учебного учреждения для детей с дефектами зрения.
11188. Особенности агрессивного поведения у людей с нарушением зрения 365.26 KB
  Многие исследователи отмечали что слепота влечет за собой изменения в характере эмоциональных состояний в сторону преобладания астенических подавляющих активность индивида настроений грусти тоски либо повышенной раздражительности аффективности. Тифлопсихологами отмечается тот факт что дефекты зрения могут приводить к развитию негативных черт характера таких как негативизм агрессивность внушаемость ленивость конформность и другие. Гипотеза исследования – можно предположить что установление определенных причин повышенной...
19124. Выявление основных соматических фразеологизмов с компонентом «нога» и анализ с точки зрения их употребления в современном русском языке 46.17 KB
  Так как только благодаря ему мы можем общаться. Актуальность темы исследования обусловлена важностью употребления фразеологизмов в нашей речи ведь именно свойства фразеологизмов такие как образность экспрессивность и слитность значения делают нашу речь ярче эмоциональней более образной и выразительной. Методы исследования: фразеология пользуется различными методами исследования например компонентным анализом значения представляющим слово-компонент фразеологизма на уровне семантических множителей или же выделяющим слово как элемент...
7575. Исследование взаимосвязи акцентуации характера и психических состояний подростков с успешностью обучения в школе 42.36 KB
  Характер и его акцентуации влияют на отношения человека к окружающему миру, к людям и к общению с ними, а также к той деятельности которой человек занимается. Это в полной мере относится к такой специфической деятельности, как учебная деятельность.
12887. Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов 71.41 KB
  Методологическую основу исследования составили работы Змановской Е. 1998 Гилинского Я. Поэтому нормы воспринятые в семье могут быть пересмотрены или отброшены индивидом в ходе его взаимодействия с различными проявлениями культуры например с феноменом телевизионного насилия Бандура 2000 и социальным окружением...
782. Экспериментальное исследование стилей руководства в НОККиИ 104.54 KB
  Теоретические аспекты исследования лидерства в психологии .Сущность и понятия лидерства и специфика его проявление. Классификация типов лидерства. Классификация стилей лидерства.
9720. Экспериментальное исследование проблем одаренности ребенка 165.97 KB
  Одаренный ребенок очень требователен к собственной личности, зачастую ставит перед собой не осуществимую в данное время цель, все это может привести к возникновению эмоционального расстройства и дестабилизированных поведенческих форм
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.