Стратегия развития муниципального образования (на примере города Зеленогорска Красноярского края)

Результаты реализации стратегии развития ЗАТО Зеленогорск Россия –самая большая страна в мире по занимаемой территории со значительным числом различных по социально-экономическому развитию природным ресурсам и площади регионов и городов. В связи с этим возникает...

2014-06-21

77.69 KB

234 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


red54;;;;;Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы управления стратегическим развитием муниципальных образований 5

1.1 Стратегическое управление муниципальным образованием: общее понятие и сущность 5

1.2 Стратегическое развитие муниципального образования 8

2. Стратегия развития муниципального образования (на примере города Зеленогорска Красноярского края) 14

2.1 Город Зеленогорск: экономико-географическое положение 14

2.2 Концепция социально-экономического развития ЗАТО город Зеленогорск Красноярского края 15

2.3 Результаты реализации стратегии развития ЗАТО Зеленогорск 26

Заключение 32

Список используемых источников 34

Приложения 36


Введение

Россиясамая большая страна в мире по занимаемой территории со значительным числом различных по социально-экономическому развитию, природным ресурсам и площади регионов и городов. Управление развитием муниципальных образований как базовых пространственных социально-экономических систем становится неотъемлемой частью общегосударственной системы управления общественным воспроизводством. Курс страны и ее территорий на модернизацию предполагает не только рационализацию пространственной организации экономики и общества, но и эффективную трансформацию их систем управления. 

На сегодняшний день управление муниципальным образованием относится к сложным системам, поскольку предполагает наличие большого числа связей и наиболее приближена к конечному потребителю результатов управленческой деятельностинаселению. 

В связи с этим, возникает потребность в формировании городской политики, определении приоритетных направлений развития и рычагов влияния на поведение людей и структур, вовлеченных в социально-экономические отношения. При этом успешная трансформация управления муниципальными образованиями и их перевод в новое состояние, отвечающее вызовам XXI века, невозможны без управления с ориентацией на перспективу, где важнейшей функцией выступает стратегическое планирование и управление социально-экономическим развитием муниципального образования. 

Актуальность данного исследования заключается в том, что в современных условиях стратегическое управление муниципальным образованием играет ведущую роль в системе государственного управления. Правильное понимание управленческих стратегий и механизмов развитие муниципальных образований –это залог успешного социально-экономического развития на современном этапе.

Объектом исследования является муниципальное образование.

Предмет – стратегия развития муниципального образования. 

Цель написания работы - анализ стратегии социально-экономического развития муниципального образования (на примере ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края).

Реализация этой цели потребовала решения следующих задач: 

- изучить теоретические основы управления стратегическим развитием муниципального образования;

- раскрыть особенности стратегии развития муниципального образования, а именно ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края. 

Концепция стратегического управления получила развитие в работах таких зарубежных авторов-экономистов, как И. Ансофф, Х. Виссема, Г. Минцберг, Д. Хасси, А.А. Томпсона, А.Дж. Стрикленда и др. Вклад в развитие науки о стратегическом управлении, сквозь призму реалий российской экономики, вносят и российские авторы - О.С. Виханский, В.С. Сизов, Р.А. Фатхутдинов и др. Вопросы развития регионального и муниципального стратегирования рассматривали такие ученые как: А.Г. Гранберг, В.Е. Селиверстов, В.И. Суслов, С.А. Суспицын, С.Д. Валентей, В.Н. Виноградов, Б.М. Гринчель, Б.С. Жихаревич, В.Е. Рохчин и др. Таким образом, в целом в сфере управления социально-экономическим развитием муниципальных образований в России накоплен определенный опыт.

Теоретической основой исследования составили труды вышеназванных отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемой проблеме.

Информационную базу составили законодательные и нормативные акты органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, учебная и справочная литература по исследуемой проблеме, материалы периодической печати, а также ресурсы Интернет.

В работе использованы методы: анализ и обобщение научной, учебной и методической литературы по исследуемой проблеме.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованных источников и приложения.


1. Теоретические основы управления стратегическим развитием муниципальных образований 

1.1 Стратегическое управление муниципальным образованием: общее понятие и сущность

В свете Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.2, цели и задачи стратегического развития страны повышают значимость муниципальных образований в обеспечении стабильной жизнедеятельности населения.3

В соответствии с действующим законодательством РФ4 под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Управление городами и территориями России за последние десятилетия претерпело кардинальные изменения. Разрушилась система ведомственной вертикали централизованного директивного управления и ресурсного обеспечения городского развития. Планирование, обеспечение ресурсами, функционирование и развитие городов, районов и поселений переданы в компетенцию местного самоуправления. Централизованное директивное управление уступило место более гибкому стратегическому управлению. Для органов местного самоуправления муниципальное образование становится объектом стратегического управления.

Стратегическое управление муниципальным образованием как проблема научного исследования в целом является новой для экономической науки. В основном понятие «стратегическое управление» рассматривается как стратегическое управление коммерческой организацией.

Термин «стратегическое управление» сформировался в конце 60-х годов ХХ в. с целью показать отличие управленческой деятельности на высшем уровне по постановке и реализации долгосрочных целей от управления текущей производственной деятельностью фирмы. Выделим основные традиционные концепции стратегического управления, это:5

) набор решений и действий по формированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь целей организации (Дж. А. Пирс и Р.Б. Робинсон);

) процесс установления и определения связи организации с ее окружением, проявляющийся в достижении поставленных целей и попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством такого распределения ресурсов, которое позволило бы результативно действовать организации и ее подразделениям (Д.И. Шендел и К.Дж. Хаттен);

) процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления ее взаимодействием с окружением (Дж.М. Хиггенс);

) такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей (О.С. Виханский);

) непрерывный процесс решения пяти задач. Первые три - развитие (разработка стратегического видения и миссии компании), определение целей, формирование стратегии - представляют, по их мнению, процесс стратегического планирования. Четвертая (осуществление стратегического плана) и пятая (оценка деятельности, анализ изменений с последующей корректировкой стратегии) задачи дополняют первые три задачи, достраивая процесс стратегического управления (стратегического менеджмента) как единого целого (А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд) и др.6

В конце 60-х - начале 70-х гг. XX в. американский ученый И. Ансофф, обобщив теоретические предпосылки А. Чандлера, предложил концепцию стратегического менеджмента, на основе которой, исходя из анализа текущей ситуации и тенденций развития внешней среды (в том числе конкуренции), формулировались задачи долгосрочного развития организаций.7 При этом основное внимание уделялось разработке стратегии.

Важнейшей составной частью общей системы стратегического управления муниципальным образованием является стратегическое планирование. 

Стратегическое планирование в современных условиях - особый вид управленческой деятельности, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

Разделение планирования на текущее и стратегическое - одна из важнейших особенностей современной теории управления. В отличие от текущего, стратегическое планирование предполагает учет влияния внешней среды на современное и будущее состояние муниципального образования, его сильных и слабых сторон (недостатков и преимуществ) и активное использование этой информации для определения стратегии развития. 

Необходимость стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований становится все больше очевидной для органов местного самоуправления. Управление развитием муниципального образования направлено на обеспечение позитивных изменений в различных сферах жизни населения, в первую очередь на достижение определенного уровня развития социальной и экономической сфер на территории. Немаловажным для местного экономического развития является эффективное использование потенциала местных инфраструктурных, информационных, организационных, предпринимательских, институциональных ресурсов. 

Таким образом, управление развитием муниципальных образований - это формирование нормального уровня жизни населения как в экономическом плане (высокая заработная плата, низкий уровень безработицы), так и развитии социальной инфраструктуры (формирование условий для воспроизводства трудовых ресурсов посредством создания комфортных условий жизни населения). 

Решение проблемы эффективного управления развитием муниципальных образований напрямую зависит от разработки и реализации инструментов муниципального стратегирования. Условия и целевые ориентиры эффективного управления развитием муниципального образования включают: 

- ориентацию на долгосрочный перспективный период развития при соблюдении согласованности социально-экономического развития муниципаль-ного образования с плановыми документами профильных министерств и ведомств федерального уровня;

- социальную доминантность;  

- обеспечение паритета интересов муниципальной власти, бизнес-сообщества и населения.

1.2 Стратегическое развитие муниципального образования 

Основными документами стратегии социально-экономического развития любого муниципального образования являются концепция и разрабатываемая на ее основе комплексная программа (стратегический план) социально-экономического развития (или один совмещенный документ).

Концепция (Стратегия) развития муниципального образованиядокумент, содержащий систему взглядов, определяющих долгосрочную (на 15-20 лет) политику деятельности органов представительной и исполнительной власти по обеспечению конкурентоспособности в различных областях и сферах экономической и социальной жизни муниципального образования, согласованную с интересами бизнес-сообщества, гражданского сообщества муниципального образования и стратегическими интересами субъекта РФ, на территории которого они находятся.8 

Основной целью социально-экономического развития муниципального образования является фиксация достигнутого уровня, существенное улучшение качества жизни населения за счет выбора приоритетных направлений развитий, а также создание социально комфортных условий для развития бизнеса. 

Под социально комфортными условиями мы понимаем возможность осуществлять инвестиционную деятельность, эффективно работающую систему социальной защиты, расширенное воспроизводство трудового потенциала, развитие института социального партнерства. 

Разработка Стратегии включает вопросы градостроительства и инфраструктуры, создание социально комфортных условий жизни населения предполагает решение вопросов жизнеобеспечения (жилищно-коммунальные услуги, строительство жилья, качество дорог, содержание школ, детских садов, библиотек, соответствующие условия работы и отдыха, занятий спортом); содержит согласованные с местным сообществом подходы, идеи решения по долгосрочному развитию муниципального образования. Так, в соответствии с основной целью развития муниципального образования могут быть определены следующие группы стратегических задач: 

- в социально экономической сферерост благосостояния и уровня жизни населения, улучшение демографической ситуации, расширение ассортимента культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных услуг, повышение уровня безопасности жизни населения, улучшение экологической обстановки, развитие рыночной инфраструктуры, рост инвестиций в основной капитал экономики города, развитие и поддержка малого бизнеса, укрепление и увеличение финансового, налогового потенциала города;

- в сфере повышения образовательного, научного, культурного и духовного потенциаласовершенствование системы образования и культурного обслуживания, системы медицинского обслуживания в целях укрепления физического и психологического здоровья населения;

- в градостроительной сфереобеспечение комплексной застройки территории города, повышение комфортности и доступности жилья, развитие инженерной и транспортной инфраструктуры. 

Социально-экономическое развитие муниципального образования включает в себя не только систему стратегических целей, а и приоритеты социально-экономической политики, основные направления и средства их реализации. 

Стратегические приоритеты социально-экономического развития муниципального образования должны логично интегрироваться в соответствующие федеральные и региональные целевые программы и в программы реализации приоритетных национальных проектов. В то же время, разработка стратегий развития муниципальных образованийэто не только требование, идущее от федерального уровня управления, но и внутренняя необходимость, определяемая потребностями самих муниципалитетов: 

- определение долгосрочных перспектив, стратегических направлений развития муниципального образования и потенциальных «точек роста»;

- обеспечение соответствия муниципальных приоритетов развития общефедеральным целям;

- формирование механизмов решения ключевых проблем развития муниципального образования;

- прогнозирование ресурсной базы развития муниципального образования и бизнеса, в т.ч. обоснование поддержки  стратегических проектов развития из средств федерального и регионального бюджетов;

- осуществление институциональных преобразований, необходимых для дальнейшего развития территории, в том числе для развития бизнеса;

- определение необходимых объемов инвестиций и мероприятий по обеспечению инвестиционной привлекательности территории. 

Общая методология стратегического развития включает: анализ социально-экономического положения, SWOT-анализ, определение миссии и целей, формулировка показателей и способов достижения целей, разработка конкретных  программ для стратегического плана, реализацию стратегического плана и мониторинг достижения целей.9 

Чётко сформулированная миссия позволит выбрать цели развития города. Наиболее важными из них можно считать следующие: социальные, рыночные, производственные, организационные, финансовые и обеспечения безопасности. Выбранные цели должны быть конкретными, измеримыми, согласованными, достижимыми и определёнными по времени. 

После формулирования целей необходимо разработать и принять соответствующую стратегию. Под стратегией развития города в данном случае понимается детальный комплексный план приоритетных направлений деятельности и развития всех предприятий, организаций, учреждений, предназначенный для достижения всех основных целей города. 

При анализе стартовых условий и исходной социально-экономической ситуации, прежде всего, рассматриваются роль и место муниципального образования в стране и регионе. Затем рассматриваются предпосылки и условия развития.

В ходе разработке стратегического плана развития муниципального образования можно выделить ряд этапов.10 

Этап 1. Формирование методических подходов к стратегическому планированию и выявление приоритетных направлений развития муниципального образования; проведение опросов населения и специалистов, а также углубленные интервью с руководителями муниципального образования и основных предприятий и организаций об основных проблемах и приоритетах в развитии муниципального образования; проведение конференции, на которой следует обсудить основные подходы и организационные вопросы разработки стратегического плана. 

Этап 2. Формирование организационных структур стратегического плана и проведение аналитических работ по диагностике и постановке целей развития; анализ состояния населения муниципального образования, финансов, недвижимости, рынка труда, основных фондов предприятий, законодательства. Проанализировать динамику социальных и экономических процессов, выявить факторы, положительно или отрицательно влияющие на конкурентоспособность муниципального образования по сравнению с другими муниципальными образованиями региона с точки зрения привлечения инвестиций и создания рабочих мест. SWOT-анализ позволит определить потенциальные опасности и благоприятные обстоятельства для муниципального образования во внешней среде, позволит построить возможные сценарии развития, скорректировать цели и задачи плана, обосновать главную цель и стратегические направления. 

Основными стратегическими направления достижения этой главной цели являются: 

- формирование благоприятного хозяйственного климата;

- интеграция в региональную экономику;

- улучшение среды проживания;

- формирование благоприятного социального климата.  

Этап 3. Отбор и оценка тематическими комиссиями проектов и других мер, наиболее эффективно решающих задачи, по каждому из направлений плана; подготовка частных стратегий; формирование системы задач и мер стратегического плана; подготовка первой редакции базовой версии стратегического плана; публикация его первой редакции. 

Этап 4. Обсуждение плана с участием населения, представительной и исполнительной ветвей власти, профессиональных ассоциаций, общественных организаций, профсоюзов; подготовка «Плана действий Администрации по реализации Стратегического плана» и «Плана законодательной деятельности по обеспечению реализации мер Стратегического плана»; проведение конференции по проблемам стратегического планирования в муниципальном образовании; принятие стратегического плана. 

Этап 5. Публикация текста стратегического плана; его презентация; формирование рабочих групп, ответственных за реализацию отдельных мер стратегического плана.

При разработке стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития рассматривается вопрос стратегического выбора пути развития муниципального образования. Две крайних позиции в этом вопросе могут быть следующими:

- сохранение существующего направления развития (инерционная стратегия);

- полная смена приоритетов и структурная перестройка экономики муниципального образования (инновационная стратегия).

С учетом этого должны быть определены основные цели и задачи перспективного развития. Они должны носить вариантный характер и учитывать возможные сценарии развития государства в целом, его экономической политики и политики субъекта РФ. Чаще всего рассматриваются три сценария: оптимистический, пессимистический и наиболее реалистический (средний).

Стратегический выбор - самый ответственный момент в разработке концепции и стратегического плана, поскольку он предопределяет все остальные решения. Указанные выше основные направления муниципальной политики позволяют принимать и реализовывать комплексные решения.

Таким образом, важнейшим условием эффективного управления развитием муниципальных образований становится ориентация на стратегический характер управления. Стратегия развития любого муниципального образования направлена на решение ключевых приоритетных задач, что требует разработки Концепции их социально-экономического развития. 

Использование методов муниципального стратегирования позволит повысить эффективность государственного управления территориальным развитием в России в целом и создает благоприятные возможности для решения реально существующих и потенциальных проблем муниципального образования.


2. Стратегия развития муниципального образования (на примере города Зеленогорска Красноярского края)

2.1 Город Зеленогорск: экономико-географическое положение

Город Зеленогорск основан в 1956 году и является закрытым административно-территориальным образованием (далее по текстуЗАТО Зеленогорск). Вся территория города является территорией муниципального образования со статусом городского округа. Расположен город в центральной части Красноярского края на территории Рыбинского района, на левом берегу реки Кан. Площадь территории Зеленогорск составляет 16,2 тыс. га.

Географическое положение территории характеризуется как относительно выгодное с точки зрения климатических условий и круглогодичной транспортной доступности. Расстояние от города до краевого центра составляет 160 км. 

Основное транспортное сообщение с краевым центром обеспечивается автомобильной трассой Федерального значения М-53. Ближайшая железнодорожная станция - Заозерная, ближайший аэропортЕмельяново. Для осуществления грузоперевозок от Транссибирской магистрали (станция Заозёрная) до города проложена железнодорожная ветка.

Предприятий и организаций по Зеленогорску - 781, из них 655 являются юридическими лицами. Хозяйствующими субъектами города представлены все виды экономической деятельности, определенные в соответствии со структурой ОКВЭД. 

Производство товаров и услуг организациями города характеризуется ежегодным ростом оборота организаций, увеличением объёма отгруженной продукции собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций. 

Сохраняется тенденция увеличения доли организаций малого бизнеса в обороте организаций (15,0%), в объёме отгруженной продукции (5,6%). Изменение структуры общего оборота организаций города по всем видам деятельности характеризуется увеличением доли производства и распределения электроэнергии, газа и воды (24,5%) и снижением доли оборота организаций обрабатывающих производств (42,1%). 

Аграрный сектор представлен, в основном, ООО «Искра», обеспечивающем потребности города в молочной и овощной продукции. 

В рейтинге городов края по объёму отгруженной продукции собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций Зеленогорск занимает 4 место после Норильска, Красноярска, Ачинска.

Город является инвестиционно активной территорией. Основным направлением инвестиционных вложений является вид деятельности «обрабатывающие производства» –,6% от общего объёма инвестиций, 

Демографическая ситуация в городе характеризуется процессом старения населения и общей убыли населения. На 1.01.2013 года численность населения составила 65 480 человек. 

Зеленогорск позиционируется как федеральный центр по производству ядерных материалов. Структура экономики городамонопрофильная и определяется развитием градообразующего предприятия ОАО «ПО ЭХЗ».

В настоящее время Зеленогорск находится в ситуации смены стратегии. 

2.2 Концепция социально-экономического развития ЗАТО город Зеленогорск Красноярского края

Стратегия развития муниципального образования заключается в конкретном изложении процесса достижения целей, сформулированных в Концепции стратегии. Этот процесс заключается, в первую очередь, в реализации решений посредством конкретных действий, определяемых структурой стратегии муниципального образования.

Формирование основных направлений стратегического развития города Зеленогорска возможно с учётом сложившихся условий и достигнутого уровня развития экономики и социальной сферы. 

Динамика основных показателей социально-экономического развития Зеленогорска в 2012 году достаточно позитивна (большинство отраслей реального сектора экономики, социальной сферы развивается успешно), однако существуют и негативные явления. Основными проблемами развития города являются:

- низкая интенсивность экономических связей, обусловленная статусом закрытого административно-территориального образования;

- моноотраслевая структура экономики;

- ухудшение демографической ситуации (депопуляция населения, старение населения, отрицательные миграционные процессы);

- низкий уровень развития инструментов логистического управления;

- недостаточный уровень развития малого предпринимательства;

- сокращение кадрового потенциала (отток квалифицированных трудовых ресурсов и молодёжи из города);

- высокий износ основных фондов в сфере материального производства и жилищно-коммунального хозяйства;

- недостаточно развитая инфраструктура досуга и сервиса.

В то же время, предыдущий этап истории города сформировал ряд условий для дальнейших развития ЗАТО Зеленогорск. Среди них:

. Монопрофильный характер экономики, которая, благодаря своей отраслевой принадлежности и, несмотря на ряд имеющихся трудностей, в настоящее время получает новые возможности для дальнейшего развития:

- в последние годы произошло изменение значимости градообразующего предприятия (ОАО «ПО ЭХЗ») для города по причине снижения занятого на нем персонала. В дальнейшем предприятие будет длительное время сохранять свою определяющую роль для местной экономики, но, очевидно, что его функции по отношению к городу будут меняться (формирование новых производственных возможностей, утрата неконкурентоспособных производств, изменение требований к персоналу и проч.);

- в результате политики ГК «Росатом» по повышению эффективности и конкурентоспособности российской атомной промышленности на мировом рынке, главное предприятие города (ОАО «ПО ЭХЗ») вступило в период масштабной реструктуризации, направленной на выведение непрофильных предприятий и повышение производительности труда. Реформирование атомной промышленности означает необходимость определения собственной рыночной позиции, формирование новых технологических и производственных требований к городским территориям и человеческому ресурсу;

- в связи с принятием долгосрочной энергетической стратегии России, направленной, в том числе на развитие атомной промышленности, ЗАТО Зеленогорск - федеральный центр по производству ядерных материалов;

. Особенное административно-территориальное устройство со специфичной организацией корпоративного сектора и социальной сферы города:

- низкий уровень развития малого бизнеса и предпринимательской активности населения в целом, что обусловлено административной закрытостью города и особенностью структуры его экономики. В то же время, начавшиеся в последние годы изменения (реструктуризация ОАО «ПО ЭХЗ», становление новых потребительских рынков и другие) позволяют прогнозировать изменение сложившейся ситуации: благодаря развитию инновационной инфраструктуры, активность малого бизнеса значительно повысится.

- расширенная бюджетная социальная сеть, унаследованная с советского этапа развития города;

. Прочные внешние экономические связи города.

Анализ социально-экономического положения Зеленогорска, проблем и конкурентных преимуществ развития отдельных направлений позволил провести SWOT-анализ (Приложение 1). При этом, при развитии факторов внешней среды в благоприятном для города направлении оптимальным вариантом развития является более эффективное использование основных конкурентных преимуществ и преодоление слабых сторон, характерных для города, а оценка возможных угроз развитию города была проведена с использованием матрицы угроз по типовой форме, используемой в SWOT-анализе. 

Перспективы и основные направления развития города определены «Концепцией социально-экономического развития ЗАТО Зеленогорск на 2005-2015 годы» и «Комплексной программой социально-экономического развития ЗАТО Зеленогорск на период до 2020 года». 

Основная задача разработки этих документовсохранение высокого уровня развития города на среднесрочную перспективу с целью обеспечения условий для роста в долгосрочной перспективе.

Долгосрочной целью социально-экономического развития Зеленогорска на период до 2020 года является обеспечение роста благосостояния населения города, развитие территории, привлекательной для размещения бизнеса и комфортного места для жизни.

Формирование Комплексной программы социально-экономического развития Зеленогорска на период до 2020 года осуществлялось с учётом сложившихся условий и достигнутого уровня развития экономики и социальной сферы. Основной задачей разработки программных мероприятий и Программы в целом было сохранение высокого уровня развития города на среднесрочную перспективу с целью обеспечения условий для роста в долгосрочной перспективе.

Сценарные развилки экономического развития Зеленогорска связаны с возможностью привлечения не территорию частных инвестиций для строительства объектов промышленного производства и выхода на новые товарные рынки. В этих условиях возможны два сценария развития города:

Сценарий 1 «Новое освоение» направлен на модернизацию традиционных секторов промышленности.

Сценарий 2 «Инновационный рост». По этому сценарию развитие будет происходить в двух направлениях: модернизация традиционных секторов промышленности и выход в новые сектора экономики.

Для реализации сценариев развития необходимо сформировать соответствующий запросам рынка инфраструктурный каркас и повысить качество социальной среды.

В условиях выработки решения о размещении нового производства и начала работ по проектированию Программа разработана по 1-му сценарию. 

) Основные направления развития реального сектора экономики:

- модернизация действующих производств,  увеличение объёмов выпуска и производство новых видов продукции;

- повышение конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности предприятий города;

- обеспечение условий интенсивного роста малого и среднего предпринимательства для решения социально-трудовых проблем, в том числе связанных с высвобождением работников крупных и средних предприятий, и  обеспечения социальных гарантий;

- проведение активной политики обеспечения занятости населения с учётом особенностей состояния местного рынка труда и условий развития ЗАТО Зеленогорска.

) Основные направления развития социальной сферы:

- совершенствование системы образования на основе модернизации учебно-материальной базы, внедрения новых технологий образования, информационных и коммуникационных технологий;

- внедрение новых практик воспитания, направленных на становление ценности здорового образа жизни, ценности использования свободного времени для личностного развития, ценности осуществления социально значимой деятельности;

- сохранение и развитие культурного потенциала города, рациональное и эффективное его использование, создание оптимальных материальных и организационных условий для обеспечения населения Зеленогорска услугами учреждений культуры;

- совершенствование системы медицинского обслуживания населения, внедрение оптимальных технологий обследования и лечения больных, расширение деятельности учреждений здравоохранения;

- развитие сети спортивных сооружений;

- совершенствование форм социальной защиты населения, усиление адресности предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий населения.

) Основные направления развития городской инфраструктуры:

- реализация потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов;

- развитие коммунальной инфраструктуры, повышение эффективности и обеспечение надежности работы инженерных систем жизнеобеспечения;

- развитие  и совершенствование сети автомобильных дорог;

- строительство жилья, развитие малоэтажного жилищного строительства;

- создание комфортной городской среды, обеспечение безопасных условий проживания граждан, охрана окружающей среды.

В соответствии с долгосрочной целью в качестве среднесрочных целей социально-экономического развития Зеленогорска до 2015 года предусматривается комплекс мер, направленный на решение следующих задач:

Цель 1. Обеспечение эффективного использования и увеличения экономического потенциала.

Задачи:

- развитие и реконструкция производственных мощностей организаций города;

- переход к инновационным технологиям развития;

- ввод генерируемых мощностей и увеличение объёмов выработки электрической и тепловой энергии в соответствии с прогнозируемым ростом энергопотребления;

- сохранение достигнутого уровня развития сельскохозяйственного производства в ООО «Искра», улучшение материально-технической базы;

- сохранение и создание рабочих мест в целях обеспечения занятости населения;

- внедрение коммуникативных технологий по информированию населения о ситуации на рынке труда, оказанию услуг в профессиональной ориентации и психологической поддержке;

- осуществление мероприятий по переподготовке кадров и обеспечению занятости населения;

- обеспечение условий интенсивного роста малого предпринимательства в городе;

- создание условий для развития земельных отношений и рынка недвижимости;

- формирование системы эффективного управления имущественными отношениями.

Цель 2. Рост образовательного, культурного и духовного потенциала.

Задачи:

в сфере образования: 

- создание условий для обеспечения жизнедеятельности   образовательных учреждений;

- обеспечение доступного и качественного образования в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами;

- предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы (профильное обучение);

- сохранение здоровья обучающихся;

- формирование воспитательной среды, развивающей творческие  способности, социальную активность школьников;

- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, развитие деятельности попечительских, наблюдательных, управляющих советов в образовательных учреждениях;

- компьютеризация учебного процесса, непрерывного информационного образования и переход на широкое использование  информационных технологий;

- структурная оптимизация и совершенствование сети образовательных учреждений города;

- укрепление материально-технической базы образовательных учреждений путём проведения реконструкции и капитального ремонта объектов образования разного уровня;

- повышение квалификации педагогических работников;

- внедрение отраслевой оплаты труда (дифференцированный подход).

в сфере культуры: 

- сохранение и эффективное использование культурного потенциала города;

- повышение качества культурного продукта;

- расширение деятельности учреждений культуры города на территории края;

- создание условий для выявления и поддержки интеллектуально, художественно и спортивно  одаренных детей;

- развитие профессионального и самодеятельного искусства, поддержка молодых дарований;

- создание образовательной среды, способствующей реализации творческих способностей учащегося и преподавателя, воспитанию и развитию художественно образованного человека культуры;

- внедрение современных информационных и досуговых технологий в культурно-досуговые молодёжные организации;

- совершенствование структуры библиотечного обслуживания, усиление информационных функций, внедрение современных информационных технологий;

- поддержка и развитие деятельности музеев;

- развитие сотрудничества с национальными и региональными зоопарками;

- развитие деятельности, связанной с сохранением видов, совершенствование коллекции диких животных и флоры городского зоопарка;

- формирование кадрового потенциала.

Цель 3. Обеспечение комплексной безопасности жизни и здоровья горожан. 

Данная цель определена в Программе блоками задач:

A. Обеспечение общественной безопасности и правопорядка:

- стабилизация криминогенной обстановки на территории города;

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в местах массового пребывания граждан;

- формирование системы вызова экстренных оперативных служб;

- укрепление материально-технической базы отделений милиции общественной безопасности;

- правовое воспитание молодежи, пропаганда здорового, социально-активного образа жизни;

- вовлечение населения и общественности в деятельность по предупреждению правонарушений;

B. Охрана здоровья населения и формирование здорового образа жизни:

в сфере здравоохранения:

- стабилизация показателей здоровья населения города;

- обеспечение доступности и повышение качества базовых медицинских услуг для всех слоёв населения;

- гарантированное обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

- снижение уровня преждевременной смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, от несчастных случаев, травм, отравлений, от злокачественных образований;

- борьба с заболеваниями, имеющими особую значимость в связи с демографической ситуацией;

- профилактика социально-значимых заболеваний;

- укрепление материально-технической базы объектов здравоохранения;

- внедрение новых технологий медицинского обслуживания;

- кадровое обеспечение отрасли, повышение квалификации кадров;

в сфере физической культуры и спорта:

- расширение сети объектов физической культуры и спорта, увеличение обеспеченности населения спортивными сооружениями;

- увеличение численности систематически занимающихся физической культурой и спортом;

- повышение роли физической культуры и спорта как средства оздоровления, профилактики асоциального поведения, борьбы с наркоманией, алкоголизмом, табакокурением;

- создание условий для реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями, обеспечение средствами адаптивной физической культуры и спорта;

в сфере социальной защиты населения:

- усиление принципа адресности социальной поддержки населения, находящегося в трудной жизненной ситуации;

- повышение уровня социальной защищенности пожилых, инвалидов и других категорий населения;

- улучшение положения малоимущих семей с детьми и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;

- обеспечение безопасных условий функционирования учреждения социального обслуживания населения;

- укрепление материальной базы учреждений социального обслуживания населения;

C. Совершенствование защиты населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

- повышение противопожарной защиты городских объектов;

- укрепление материально-технической базы подразделений МЧС России.

D. Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды:

- разработка и внедрение природоохранных решений и технологий;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения;

- обеспечение экологически безопасного недропользования.

Цель 4. Улучшение качества городской среды.

Достижение данной цели предусматривается за счёт:

A. Улучшение архитектурного облика города:

- сохранение зеленого ландшафта городской территории;

- создание комфортных условий для проживания и отдыха   населения;

- благоустройство искусственных водоемов.

B. Формирование рынка доступного жилья и обеспечение безопасных и комфортных условий проживания в нём:

- обеспечение исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;

- строительство жилых домов с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях;

- строительство жилья за счёт средств инвесторов;

- создание условий для устойчивого функционирования жилищной сферы.

С. Развитие инженерной инфраструктуры:

- повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства;

- достижение высокого уровня надёжности и устойчивости работы инженерных систем жизнеобеспечения;

- улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг гражданам;

- обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

D. Развитие дорожной сети и городского транспорта: 

- повышение качества обслуживания пассажиров;

- оптимизация затрат муниципального автотранспортного предприятия по организации пассажироперевозок;

- обновление подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта;

- развитие дорожной сети. 

Совокупность программных мероприятий системно связана с достижением сформулированных в Программе целей и задач и представляет собой комплекс мероприятий и проектов в экономической и социальной сферах, выполнение которых обеспечивает осуществление Программы в целом.

Механизм реализации Программы основан на принципах:

- выполнение мероприятий на основе действующего законодательства, в рамках переданных на уровень муниципального образования полномочий;

- финансирование мероприятий за счёт средств федерального бюджета в рамках межбюджетных трансфертов на развитие и поддержку социальной и инженерной инфраструктуры, выделяемых бюджету Зеленогорска в целях компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов ЗАТО, связанных с особым режимом безопасного функционирования;

- софинансирование мероприятий с участием средств бюджетов всех уровней в рамках федеральных, краевых целевых и ведомственных программ;

- финансирование мероприятий в рамках действующих городских целевых программ из средств местного бюджета или на условиях софинансирования;

- выполнение мероприятий в рамках программ, разработка и принятие которых планируется в среднесрочной перспективе;

- реализация инвестиционных проектов;

- участие в конкурсах на получение права выполнения  определённого вида работ.

Механизм финансирования предусматривает и новые подходы к финансовому обеспечению реализации Программы развития:

- государственная поддержка «точек роста» –предприятий, развитие которых обеспечивает мультипликативный эффект в сопряжённых отраслях (ООО «Искра»);

- межбюджетные трансферты на развитие и поддержку социальной и инженерной инфраструктуры, выделяемые бюджету Зеленогорска в целях компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов ЗАТО, связанных с особым режимом безопасного функционирования;

- финансирование мероприятий Программы за счёт средств федерального и краевого бюджетов в рамках целевых и ведомственных программ;

- финансирование мероприятий Программы за счёт средств местного бюджета на основании утверждённых городских целевых программ;

- финансирование мероприятий Программы за счёт средств Госкорпорации «Росатом», ОАО «ТВЭЛ», собственных средств ОАО «ПО ЭХЗ» в рамках социальных проектов, реализуемых на территории ЗАТО Зеленогорск.

2.3 Результаты реализации стратегии развития ЗАТО Зеленогорск

Реализация программных мероприятий в соответствии с намеченными целями и задачами позволит в 2015 году увеличить номинальные среднедушевые денежные доходы населения на 83,2%, номинальную среднемесячную заработную плату в 2,2 раза к уровню 2007 года, реальные денежные доходы и реальную среднемесячную заработную платуна 5,1 % и на 25,5% соответственно. В 2020 году номинальные доходы населения предположительно увеличатся в 2,7 раза к уровню 2007 года, номинальная среднемесячная заработная платав 3,2 раза, реальные доходы населения и реальная среднемесячная заработная платана 20,6% и 44,1% соответственно.

Уровень зарегистрированной безработицы (к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте) в среднесрочной и долгосрочной перспективе сохранится на уровне 2007 года,2%.

Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по промышленным видам деятельности в 2015 году увеличится к уровню 2007 года в действующих ценах на 81,5%, в сопоставимых ценахна 31,3%, в 2020 годув 2,3 раза и на 32,7% соответственно. Увеличение объёмов реализации будет обеспечено преимущественно за счёт Информация для служебного пользования, производства и распределения электроэнергии, газа и воды (рост в 2015 годуна 44,3%, до 2020 года объём производства сохранится на уровне 2015 года).

Важнейшими факторами роста промышленного производства станут Информация для служебного пользования, увеличение объёмов поставок электрической энергии на Федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности). 

Высокие темпы развития будут достигнуты на предприятии строительного комплексаОАО «УС-604», что обеспечит в 2015 году рост объёмов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг на 83,5% в сопоставимых ценах к уровню 2007 года. В 2020 году объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по виду деятельности «Строительство» сохранится на уровне 2015 года. Основой роста объёма отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг ОАО «УС-604» является расширение рынка строительства, в том числе  на территории Красноярского края и за его пределами, за счёт участия в конкурсах на проведение строительно-монтажных работ, участия в федеральных, краевых и городских целевых программах. Повышению конкурентоспособности строительно-монтажных работ ОАО «УС-604» также будут способствовать  внедрение эффективных технологий строительства и производства строительных материалов и конструкций.

Реализация программных мероприятий, обеспечивающих более эффективное использование имеющегося потенциала сельскохозяйственного предприятия ООО «Искра», позволит сохранить устойчивые тенденции наращивания производства животноводства и растениеводства для обеспечения потребности города в сельскохозяйственной продукции, в том числе за счёт освоения сельскохозяйственных земель на территории Рыбинского района. За период до 2015 года объём производства продукции сельского хозяйства увеличится в действующих ценах в 2,3 раза относительно 2007 года, в сопоставимых ценахна 27,3%, за период до 2020 годав 3,0 раза и на 39,9% соответственно. Увеличение объёмов производства будет обеспечено как за счёт роста продукции растениеводства, так и за счёт роста продукции животноводства. Рост объёма производства картофеля в 2020 году относительно 2007 года составит 3,3 раза, овощей%, скота и птицы на убой (в живом весе) –,5%, молока  –,1%.

Важным направлением обеспечения стабильности экономического развития города рассматривается малое предпринимательство. В результате реализации программных мероприятий, направленных на стимулирование развития малого предпринимательства, ожидается рост объёма отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг организациями малого бизнеса в действующих ценах в 2015 году в 2,7 раза, в 2020 годув 3,6 раза, в сопоставимых ценахна 51,0% и 58,7% соответственно. Доля занятых в малом бизнесе от общей численности занятых в экономике увеличится с 13,8% (по итогам 2007 года) до 22,3% в 2015 году и до 23,1% в 2020 году. 

В структуре экономики в 2020 году значительных изменений не произойдёт, основная доля объёма отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг сохранится за промышленным производством. В структуре промышленного производства изменения будут характеризоваться снижением доли обрабатывающих производств и увеличением доли по виду деятельности «Производство и распределение электроэнергии, пара и воды» за счёт роста объёма производства  электроэнергии, отпускаемой на Федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности), с 4694,6 млн. кВт.ч в 2007 году до 7120 млн. кВт.ч в 2020 году или на 51,7%. Доля обрабатывающих производств снизится с 67,4% в 2007 году до 50,0% в 2020 году, в том числе градообразующего предприятия с 67,3% до 45,7%. Удельный вес производства электроэнергии, пара и воды увеличится с 32,2% в 2007 году до 49,9% в 2020 году. 

В случае принятия решения по размещению на территории города горно-обогатительного комбината для переработки полуфабрикатов с Кингашского полиметаллического месторождения и пуска его к 2016 году структура экономики и основные показатели развития города существенно изменятся. Ожидаемые объемы производствадо 45 тыс. тонн никеля и 15 тыс. тонн меди в год. Непосредственно в производственном процессе планируется задействовать порядка 2 тыс. человек.   

Реализация программных мероприятий в отраслях социальной сферы позволит обеспечить:

- всеобщую доступность и повышение качества базовых  социальных услуг, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и общее образование;

- внедрение оптимальных технологий обследования и лечения больных за счёт оснащения современным оборудованием, внедрения новых медицинских технологий, создания отделения сестринского ухода, расширения сети дневных стационаров;

- оказание медицинской помощи населению близлежащих районов на базе межрайонного центра филиала ФГБУЗ СКЦ ФМБА России КБ42;

- комплексное обновление учебно-материальной базы образовательных учреждений, информатизацию системы образования;

- реализацию краевых проектов по взаимодействию учреждений культуры Восточных районов Красноярского края;

- строительство современных спортивных объектов и развитие инфраструктуры для массовых занятий физической культурой, спортом и туризмом;

- условия для проведения спортивных соревнований краевого уровня;

- расширение спектра и повышение качества услуг в сфере культуры, искусства, физической культуры и спорта.

Реализация программных мероприятий в жилищно-коммунальной сфере предполагает достижение следующих результатов:

- ввод в эксплуатацию 79,6 тыс. кв. метров общей площади жилья;

- повышение доступности приобретения жилья;

- повышение качества жилищно-коммунальных услуг,   безопасности и комфортности проживания;

- обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях строительства жилья и объектов городской инфраструктуры;

- повышение эффективности, устойчивости и надёжности функционирования систем жилищно-коммунального комплекса.

- создание безопасной и благоустроенной городской среды.

Реализация Программы позволит значительно улучшить экологическую обстановку в городе. Строительство третьей очереди полигона твёрдых бытовых отходов обеспечит изоляцию и обезвреживание отходов, повышение экологической безопасности окружающей среды. Кроме того, комплекс природоохранных мероприятий направлен на:

- снижение риска наводнений в ЗАТО Зеленогорск и близлежащих районах, сокращение непроизводительных затрат, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций;

- улучшение экологической обстановки на производственных объектах, водных объектах межрегионального значения, сохранение и воспроизводство естественных экологических систем и биологического разнообразия;

- обеспечение защиты окружающей среды от вредного воздействия отходов производства;

- восстановление нарушенных земель;

- предотвращение гибели рыб в водозаборе Красноярской ГРЭС-2 за счёт строительства рыбозащитного сооружения;

- создание благоприятных условий для проживания и отдыха населения.

В результате реализации программных мероприятий будет создано 1007 новых рабочих мест, в том числе, Информация для служебного пользования, расширение объёмов строительства ОАО «УС-604» –новых рабочих мест. Однако создание новых рабочих мест на основных предприятиях города не приведёт к значительному увеличению числа занятых в экономике города по следующим причинам:

- закрытие некоторых производств на ОАО «ПО ЭХЗ» (производство ленты магнитной, производство видеокассет и аудиокассет, производство телевизоров, собираемых из импортных комплектующих, производство фарфоровых изделий);

- проведение мероприятий по оптимизации численности персонала;

- выполнение дополнительных объёмов строительно-монтажных работ за пределами города. 

Комплекс мероприятий по развитию реального сектора экономики города обеспечит активный рост доходов во все уровни бюджетов. Общая сумма налоговых поступлений от реализации программных мероприятий в консолидированный бюджет края составит 2 974 371,6 тыс. руб. (в условиях действующего налогового и бюджетного законодательства), в местный бюджет ЗАТО Зеленогорск548,2 тыс. руб.

Основные показатели социально-экономического развития ЗАТО Зеленогорск в среднесрочной (до 2015 года) и долгосрочной (до 2020 года)  перспективе приведены в Приложении 2.

Таким образом, решение проблемы эффективного управления развитием муниципальных образований напрямую зависит от качественной разработки и реализации инструментов муниципального стратегирования. 

Реализация стратегии социально-экономического развития ЗАТО г. Зеленогорск опирается на формирование новой системы взаимоотношений заинтересованных сторон муниципального развития, в том числе власти, бизнеса и общества в целом, а также разработку механизмов принятия решений, учитывающих интересы этих сторон.


Заключение

Резюмируя изложенное, можно сделать следующие выводы. 

Целью первой главы стало изучение теоретических основ стратегического развития муниципальных образований. Социально-экономическое развитиеэто изменения в муниципальной экономике и социальной сфере, целью которого является улучшение качества жизни местного сообщества. 

Стратегическое управления развитием муниципальным образованием - это процесс управленческой деятельности органов местного самоуправления по обеспечению устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе. 

Стратегия развития муниципального образования - важнейший элемент, в котором формируются окончательные выводы о целях социально-экономического развития территории, факторах и механизме его достижения, а также о методах управления этим развитием. Выводы делаются с учетом новых тенденций и особенностей социально-экономического развития региона, страны и муниципального образования. 

Механизм формирования стратегии развития муниципального образования включает в себя весь процесс разработки и принятия стратегии: от стратегического анализа внутренних и внешних факторов, формирования концепции и содержания стратегии, до предварительной оценки социально-экономической эффективности проводимой работы и разрабатываемой стратегии, порядка ее обсуждения и принятия.

Концепция стратегического развития муниципального образования - это его стратегический выбор, определяемый философией развития муниципального образования на основе SWOT-анализа и сравнительного анализа действующей стратегии и образцов успешной реализации стратегий развития других муниципальных образований.

Разработка стратегического плана муниципального развития состоит  из следующих этапов: 1) анализ ресурсов и условий развития; 2) составление прогноза; 3) формирование концепции развития муниципального образования; 4) обсуждение концепции; 5) разработка целевых программ по стратегическим направлениям; 6) сведение целевых программ в  стратегический план с оценкой затрат, потребностей в привлечении  средств и эффекта от реализации; 7) разработка графика выполнения  стратегического плана с указанием исполнителей; 8) обсуждение и утверждение стратегического плана.

Во второй главе, для изучения стратегического развития муниципального образования ЗАТО г. Зеленогорск, был проведен анализ социально-экономического положения города и путем SWOT-анализа были выявлены сильные и слабые стороны, а также возможности и внутренние угрозы развития муниципального образования. Все это позволило разработать долгосрочную экономическую стратегию муниципалитета, и определить цели:

- обеспечение достойного уровня жизни населения;

- создание эффективной, конкурентоспособной, инновационно восприимчивой экономики, обладающей диверсифицированной структурой производства и значительным экспортным потенциалом.

Стратегический план является механизмом открытого взаимодействия с бизнесом и общественностью, механизмом обратной связи, позволяющим ориентировать действия органов муниципальной власти на достижение целей. В качестве механизма реализации стратегического развития муниципального образования ЗАТО г. Зеленогорск, предложены мероприятия организационного, экономического и правового характера, с привлечением к работе самых широких слоев местного сообщества.

Использование методов муниципального стратегирования позволит повысить эффективность государственного управления на территории и создаст благоприятные возможности для решения реально существующих и потенциальных проблем и преодоления ограничений социально-экономического развития муниципального образования ЗАТО г. Зеленогорск.

Таким образом, задача стратегического развития ЗАТО г. Зеленогорск состоит в том, чтобы найти пути сбалансированного, устойчивого социально-экономического развития муниципального образования в долгосрочной перспективе. 

Список используемых источников

  1.  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // РФ, 26.01.2009.4. - Ст.445.
  2.  Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ (07.05.2013): ФЗ от 06.10.2003131-ФЗ // СЗ РФ от 06.10.2003. -40.Ст.3822.
  3.  О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») (ред. от 08.08.2009): Распоряжение Правительства РФ от 17.11.20081662-р // СЗ РФ от 24.11.2008. -47. - Ст. 5489.
  4.  Бочко В.С. Теоретико-методологические основы интегративного стратегического развития территорий: автореф. дис. ... д-ра экон. наук / В.С. Бочко - Екатеринбург, 2010. - 40 с. С. 22.
  5.  Веснин В.Р. Стратегическое управление: учебное пособие / В.Р. Веснин, В.В. Кафидов. - Спб.: Питер, 2009.с.
  6.  Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики / А.Г. Воронин. - М.: Финансы и статистика, 2002.с. 
  7.  Ефимов В.С. Стратегическое управление городом. Курс лекций / В.С. Ефимов.Красноярск: РИО СФУ, 2007.- 243 с.
  8.  Жихарев К.Л. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования / К.Л. Жихарев // Проблемы теории и практики управления - 2010. -7. - С. 50-57.
  9.  Казаков В.В. Концептуальные вопросы развития местного самоуправления / В.В. Казаков // Вестник ТГУ. 2003. --. 279.С. 14.
  10.  Каркавин М.В. Концептуальные подходы к стратегическому управлению социально-экономическим развитием малых и средних городов / М.В. Каркавин // Фундаментальные исследования.. –№ 8С. 219-222.
  11.  Комплексная программа социально-экономического развития ЗАТО г. Зеленогорск на до 2020 года.Зеленогорск, 2013.с.
  12.  Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: опыт, проблемы, рекомендации / Под общ. ред. Т.В. Псаревой.Новосибирск, 2006с. 
  13.  Кувшинов М. А. Понятие управления устойчивым развитием социально-экономической системы муниципального образования / М.А. Кувшинов // Молодой ученый. - 2011. -7. Т.1. - С. 86-91.
  14.  Лапыгин Д.Ю. Методическое обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона / Д.Ю. Лапыгин // Менеджмент в России и за рубежом. - 2005. -6 - С. 17.
  15.  Марача В.Г. Региональное стратегическое планирование: основные подходы и условия реализации / В.Г. Марача // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». - 2008. -11. - С. 35-42.
  16.  Медведева Л.Н. Стратегии развития российских городов / Л.Н. Медведева, Я.М. Старовойтова // Горизонты экономики. - 2013. -2. - С. 89-95.
  17.  Морозова Т.Г. Городское хозяйство: учеб. пособие / Т.Г. Морозова и др.М.: ИНФРА-М, 2010.с.
  18.  Никонова Я.И. Организация стратегического планирования устойчивого развития крупных городов: теоретические и методологические аспекты / Я.И. Никонова и др. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. - 234 с. С. 25.
  19.  Поровская А.Я. Муниципальное образование как объект и субъект стратегического управления на современном этапе развития экономики России / А.Я. Поровская // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2010. -331. - С.145-148.
  20.  Система муниципального управления / под ред. В.Б. Зотова. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 717 с. С. 458.
  21.  Стратегическое управление социально-экономическим развитием городов-миллионников современной России / И.С. Глебова, Р.Р. Хабибрахманова.М.: МГУ, 2012.с.
  22.  Хайруллов Д.С. Формы и методы и методы муниципального управления социально-экономическим развитием территории муниципального образования / Д.С. Хайруллов, Л.А. Давыдова // Вестник Казанского технологического университета.. -23. - С. 207-214.

Приложения

Приложение 1

Матрица SWOT-анализа 

социально-экономического положения ЗАТО г. Зеленогорск 

Сильные стороны - S

Слабые стороны - W

транспортное сообщение: федеральная трасса М-53, ж/д ветка до Транссибирской магистрали (ст. Заозерная);

водные ресурсы: р. Барга, р. Кан, р. Богунай;

наличие предприятий, представляющих по чистым видам

своей деятельности все разделы видов   

деятельности, классифицированные ОКВЭД, из которых наиболее развитые: 

      A. Сельское хозяйство, охота и лесное  хозяйство 

- производство продукции   животноводства и  растениеводства: ООО «Искра»;

      C. Добыча полезных ископаемых: добыча нерудных материалов, щебня, песка: ОАО «УС-604»;

     D. Обрабатывающие производства

ухудшение демографической ситуации (депопуляция населения, отрицательные миграционные процессы, старение населения);

высокий уровень общей безработицы;

недостаток высокооплачиваемых рабочих мест;

моноотраслевая структура экономики;

низкий уровень развития инструментов логистического управления;

высокий износ основных фондов в сфере материального производства и жилищно-коммунального хозяйства;

низкая инвестиционная активность предприятий, 

недостаточный уровень развития малого предпринимательства;

Сильные стороны - S

Слабые стороны - W

   - обработка древесины, производство

изделий из дерева: ОАО «УС-604», 

МУП КБУ;

- производство пищевых продуктов,   

включая напитки: ООО «Визит-М»;

    E.  Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

     - производство, передача и 

     распределение электроэнергии, пара и 

горячей воды: филиал  ОАО «ОГК-6»

Красноярская ГРЭС-2, 

ОАО «УС-604», МУП ТС;

      F. Строительство

- новое строительство, реконструкция, 

      капитальный ремонт: ОАО «УС-604».

наличие производственного потенциала электрической и тепловой энергии (не используется свыше 50% мощности);

наличие развитого строительного комплекса;

конкурентоспособная деятельность ООО «Искра» (современные технологии в животноводческом, овощеводческом и растениеводческом направлениях);

развитая дорожная сеть, транспортная инфраструктура;

развитая инфраструктура городского и жилищно-коммунального хозяйства;

высокий уровень общегородского внешнего благоустройства;

продуманная и привлекательная архитектура города в силу своей компактности и функционального

зонирования на производственную (промышленную), коммунальную и селитебную зоны;

уровень обеспеченности жильем и степень благоустройства жилищного фонда выше, чем в среднем по Красноярскому краю и Российской Федерации;

разрушающиеся мощности ООО «Сибволокно», бывшего крупного предприятия химической отрасли;

отток молодежи из города;

отсутствие досуговых молодежных площадок;

ограниченность потребительского рынка в сфере предоставления услуг населению;

низкая интенсивность экономических связей, обусловленная статусом закрытого административно-территориального образования

неразвитая инфраструктура досуга и сервиса;

отставание профессионального уровня части населения от современных требований работодателей.

Сильные стороны - S

Слабые стороны - W

наличие развитой социальной инфраструктуры (спортивные школы, культурные центры, развитая система здравоохранения и образования, в том числе дополнительного);

широкая сеть финансовых учреждений (филиалы банков, инвестиционных компаний);

передовой опыт, высокая организация и проведение фестивалей, конкурсов, соревнований краевого, регионального и российского уровней;

высокий профессиональный, образовательный и культурный уровень населения;

наличие  образовательных учреждений всех уровней образования, в том числе филиалы высших учебных заведений;

получение господдержки по приоритетным национальным проектам:

- «Развитие агропромышленного

комплекса»;

         - «Доступное и комфортное жилье

            гражданам России»;

- «Здоровье», «Образование».   

Возможности - О

Угрозы - Т

получение господдержки по основным приоритетам социально- экономической политики в Красноярском крае:

    - «Улучшение демографической 

ситуации в Красноярском крае»;

- «Дети»;

    - «Дом».

разработка и реализация городских целевых программ:

         - «Развитие субъектов  малого и 

              среднего предпринимательства в 

ЗАТО г. Зеленогорске»;

- «Комплексные меры по 

преодолению распространения 

наличие производств, являющихся источниками техногенной опасности;

угроза затопления территории города в случае неуправляемой паводковой ситуации;

рост уровня безработицы и снижение уровня жизни населения в случае сокращения численности на предприятиях города, 

Возможности - О

Угрозы - Т

         наркомании, пьянства  и алкоголизма»;  

- «Развитие физической культуры и спорта»;

- «Комплексное развитие систем   

коммунальной инфраструктуры»;

создание новых производств, в том числе возможное строительство в г. Зеленогорске горно-обогатительного комбината для переработки полуфабрикатов с Кингашского полиметаллического месторождения;

увеличение объёма производства электрической и тепловой энергии;

увеличение объёма сельскохозяйственного производства;

расширение рынка строительно-монтажных работ ОАО «УС- 604» на территории края и за его пределами;

строительство станции ультрафиолетового обеззараживания очищенных сточных вод на городских   

очистных сооружениях;

использование конкурентных преимуществ развития  социальной сферы (создание молодежного интеллект-центра, центра по распространению музейного опыта на территории края);

организация летнего оздоровительного лагеря для детей и подростков;

создание круглогодичной детской туристической базы;

развитие спортивного туризма (горнолыжный комплекс, сплав по р. Богунай и др.);

создание санатория-профилактория

«Красноярочка» на базе физиотерапевтической лечебницы.

сокращение кадрового потенциала (отток квалифицированных трудовых ресурсов).


Приложение 2

Основные показатели социально-экономического развития ЗАТО г. Зеленогорск

2 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») (ред. от 08.08.2009): Распоряжение Правительства РФ от 17.11.20081662-р // Собрание законодательства РФ от 24.11.2008. -47. - Ст. 5489.

3 Казаков В.В. Концептуальные вопросы развития местного самоуправления / В.В. Казаков // Вестник ТГУ. 2003. --. 279. – С. 14.

4 Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ (02.07.2013): ФЗ от 06.10.2003131-ФЗ // СЗ РФ от 06.10.2003. -40.Ст.3822.

5 Цит по: Каркавин М.В. Концептуальные подходы к стратегическому управлению социально-экономическим развитием малых и средних городов / М.В. Каркавин // Фундаментальные исследования.2011. – № 8С. 219-222.

6 Артур А. Томпсон-мл. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / Томпсон-мл. Артур А., Дж. Стрикленд А. - М.: Вильямс, 2007. - С. 328.

7 Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - М.: Экономика. 1989.358 с.

8 Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: опыт, проблемы, рекомендации / Под общ. ред. Т.В. Псаревой.Новосибирск, 2006544 с.

9 Морозова Т.Г. Городское хозяйство: учеб. пособие / Т.Г. Морозова и др.М.: ИНФРА-М, 2010.С. 300.

10 Жихарев К.Л. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования / К.Л. Жихарев // Проблемы теории и практики управления - 2010. - № 7. - С. 50-57.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
1273. Развитие социальной сферы муниципального образования (на примере ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края 324.45 KB
  Управление социальной сферой на муниципальном уровне. Деятельность органов местного самоуправления в социальной сфере. Развитие социальной сферы муниципального образования на примере ЗАТО. Характеристика социальной сферы ЗАТО г.
1101. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГО И ЧС ГОРОДА ЗЕЛЕНОГОРСКА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ 6.18 MB
  Проблемы подготовки населения города Зеленогорска к действиям в чрезвычайных ситуациях. Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества увеличение частоты проявления разрушительных сил природы конфликты связанные с применением оружия рост преступности крайне обострили проблемы связанные с обеспечением безопасности населения и каждого человека в отдельности сохранением экологического потенциала окружающей среды в условиях постоянно возникающих ЧС природного техногенного и социального...
648. Система образования г. Зеленогорска Красноярского края 3.22 MB
  Решение этой задачи на первом шаге требует совершенствования системы общего образования которая является фундаментом российской образовательной системы. Для этого необходима широкая поддержка со стороны общественности проводимой государственной образовательной политики восстановление ответственности государства в этой сфере глубокая и всесторонняя модернизация образования. При этом важная роль отводится муниципальной системе образования которая занимает промежуточное положение между государственной системой и образовательными...
701. Социальная работа с безработными гражданами КГБУ ЦЗН ЗАТО города Зеленогорска Красноярского края 725.5 KB
  Безработица - это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течение определенного по законодательству периода времени
1067. Развитие организации (на примере МБОУ ДОД ДЮСШ им. Д.Ф. Кудрина» г. Зеленогорска Красноярского края) 678.32 KB
  В современных условиях развития технологий и средств коммуникации главным фактором успешного развития предприятия становится своевременная и адекватная реакция на изменения, происходящие в его окружении. Одним из известных инструментов, используемых для описания процесса развития любой экономической системы...
1053. Теория управления и ее роль в обществе (на примере МБОУ «СОШ № 172 г. Зеленогорска Красноярского края) 3.11 MB
  Стремительное повышение роли организаций в жизни общества, быстрый рост и увеличение их количества привело к необходимости разработки научного подхода к изучению организаций, методов и принципов эффективного управления ими
11788. Улучшение условий труда водителей как фактор поддержания их работоспособности (на примере МУ АТП г. Зеленогорска Красноярского края) 840.7 KB
  Зная то что движет человеком что побуждает его к работе какие стимулы лежат в основе его действий можно разработать эффективную систему форм и методов управления трудовыми процессами и поддержания работоспособности труда персонал. Исследованию вопросам повышения производительности труда посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых.
1275. Реализация принципов муниципального управления (на примере Красноярского края) 40.12 KB
  Принципы муниципального управления в условиях социального государства. Принципы управления: понятие сущность. Основные принципы муниципального управления. Реализация принципов муниципального управления на примере Красноярского края...
7415. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ КАРАСУНСКОГО ВНУТРИГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА КРАСНОДАРА 366.28 KB
  Информация в современном обществе является важнейшим ресурсом и необходимым условием функционирования власти. Обладание не полной и не достоверной информацией, полученной посредством информационных технологий в условиях неопределенности во внешней среде, может привести к неверному принятию решений и соответственно привести к неблагоприятным последствиям. Таким образом, информационные технологии оказывают на государственное управление существенное влияние
16909. Особенности предложения на рынке образовательных услуг в области высшего профессионального образования Красноярского края 11.68 KB
  Сравнительный анализ численности студентов высших учебных заведений в Российской Федерации Сибирском Федеральном округе и Красноярском крае в 1970 71 – 2007 08 учебных годах показал что наблюдается скачкообразное развитие численности во всех регионах таб. происходит снижение численности студентов ВУЗов что объясняется кризисной ситуацией в стране в этот период времени. году происходит резкое увеличение контингента студентов в ВУЗах как Российской Федерации на 699 по сравнению с 1995-1996 уч. Данная ситуация объясняется существенным...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.