Эволюция системы монополизма в России. Анализ современной ситуации

Сущностью же антимонопольной политики является система законов, ограничивающих действия компаний, ведущих к снижению конкуренции и устранению монополии. Эффективность данной политики напрямую зависит от: характера самих законов, то есть на какие виды монополий они направлены, в отношении каких монополистических организаций они действительны

2015-08-07

378.16 KB

15 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

Факультет экономики

Курсовая работа

на тему:

«Эволюция системы монополизма в России. Анализ современной ситуации»

                                                                          

Нижний Новгород

2015

Оглавление

[1] Оглавление

[2] Введение.

[3] ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОНОПОЛИЗМА В РОССИИ.

[4] I.1. История возникновения и развития монополий в России.

[5] I.2. Монополия и конкуренция. Теория монополистической конкуренции.

[6] I.3. Эволюция антимонопольного законодательства в России. Этапы развития, функции и задачи.

[7] ГЛАВА II.

[8] АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ МОНОПОЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

[9] II.1. Анализ современного состояния естественных монополий и их роль в экономике России.

[10] II.2. Анализ деятельности современных антимонопольных органов России.

[11] Заключение.

[12] Литература.

[13] Приложения.


Введение. 

Монополия – это такая структура, при которой на рынке отсутствует конкуренция и функционирует только одна компания. Эта компания обладает исключительным правом на производство продукции и правом на её сбыт. Такая фирма, как правило, производит и продаёт уникальный и не имеющий аналогов продукт. [14]

Монополию делят на несколько видов. Первый – естественная монополия. Естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Спрос на данном товарном рынке менее всего зависит от цен товаров, производимых субъектами естественной монополии, так как данные товары не могут быть заменены другими. [11]

Второй – государственная монополия. Государственная монополия - монополия, созданная силой законодательных барьеров, определяющих товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

А также выделяют открытую монополию – временная ситуация, существующая в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта. [7]

В системе монополизма выделяют 6 форм монополистических объединений: 1) простейшие объединения, включают в себя конвенции, пулы, ринги, корнеры. Эти наименования относятся к различным странам.

2) картели представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, не ликвидирующее их производственной и коммерческой самостоятельности, но предусматривающее между ними соглашение по ряду вопросов

3) синдикаты. Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности с ликвидацией их коммерческой самостоятельности.

4) тресты. Трест - это объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидацией их самостоятельности,  как в коммерческом, так и в производственном отношениях.

5) комбинаты объединяют предприятия различных, связанных друг с другом отраслей промышленности, например, каменноугольную, металлургическую, машиностроительную.

6) концерны. Концерн представляет собой объединение ряда предприятий различных отраслей макроэкономики путем установления единого финансового контроля над ними через скупку их акций. Концерны являются высшей формой монополистических объединений.[12]

Для монополии характерна монополистическая конкуренция. Что же представляет собой монополистическая конкуренция? Этот вид конкуренции предполагает смешение монополии и конкуренции. Весомое количество небольших предприятий выпускает на рынок похожую, но не идентичную продукцию. Каждое из таких предприятий обладает своей небольшой долей рынка и имеет контроль над рыночной ценой в пределах своей доли. За счет большого количества таких фирм вероятность тайного сговора этих предприятий с целью уменьшения объёмов производства и повышения уровня цен значительно снижается.

Монополия проникает во все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство продукции, обмен, распределение и потребление. Монополистические компании, обладая исключительным правом, подрывают работу нормального рынка, устраняют конкурентов, ухудшают качество товара, провоцируют снижение общей эффективности производства. Монополия препятствует здоровому развитию рынка, поэтому у каждого государства на сегодняшний день существует антимонопольная политика. Задачами данной политики являются регулирование существующих монополий, предотвращение появления новых монопольных предприятий и ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Сущностью же антимонопольной политики является система законов, ограничивающих действия компаний, ведущих к снижению конкуренции и устранению монополии. Эффективность данной политики напрямую зависит от: характера самих законов, то есть на какие виды монополий они направлены, в отношении каких монополистических организаций они действительны; от трактовки законов судами, то есть насколько понятно трактуется тот или иной закон, и, в целом, понятна ли сущность закона обвиняемому. Последовательность, с которой судебные решения воплощаются в жизнь, тоже зависит от вышеуказанных элементов.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях формирования рыночных отношений обозначились проблемы, неотложное решение которых обуславливает позитивные результаты реформационных процессов, направленных на преобразование преимущественно командной экономики в экономику социально ориентированную. Одной из таких проблем все с большей очевидностью выступает проблема осмысления сути и причин возникновения монополистических новообразований в условиях развитых конкурентных взаимоотношений предприятий, организаций, физических и юридических субъектов хозяйствования, что я и попытаюсь сделать в своей работе.

Объект исследования: монополизм как часть организационно – экономической системы.

Цель исследования: изучить историю развития монополизма в России и провести анализ современной монопольной системы.

Для достижения указанной цели обозначены  несколько исследовательских задач:

  •  дать определения основным понятиям;
  •     описать процесс эволюции системы монополизма в России;
  •     проанализировать современную систему монополизма в России.   

Методология исследования. В данной работе применяются такие общенаучные методы исследования, как описание, сравнение, анализ. Также использовался исторический и системный метод исследования.

Структура исследования: в связи с вышепоставленными задачами первая глава будет содержать теоретические основы: предпосылки развития монополизма в России, историю монополизма, историю развития антимонопольной политики и многое другое. Во второй главе будет проанализирована современная система монополизма в России, а также сегодняшняя антимонопольная политика.

Степень исследованности данной темы: проблемам конкуренции и монополизма, практики функционирования и регулирования естественных монополий экономическая теория уделяла серьезное внимание, начиная с классической школы и заканчивая современными направлениями.

Среди зарубежных авторов большой вклад в решение данных проблем внесли Дж. С. Милль, А.Маршалл, Э.Чемберлин, Дж. Робинсон, Г.Адамс, Д.Бонбрайт, К.Кейзен, Дж. Кларк, К.Маркс, Д.Тернер, Т.Фаррер, Р.Эли и др. Разработки всех этих ученых оказали должную помощь в формировании современного понимания монополии.

Что касается новейшей истории, в 20 веке труды, связанные с рассмотрением монополий, были опубликованы следующими зарубежными авторами: М. Армстронг, Э. Б. Аткинсон, М. Ватерсон, Д. Мэттью, А. Лернер, А. Пезенти, П. Самуэльсон, Дж.Э. Стиглиц, С. Фишер, Г. Хоттелинг, Ф. Шерер, В. В. Шейкью и др. В работах этих экономистов затрагивались вопросы о государственном регулировании монополий, также уделяется внимание проблемам, связанным с антимонопольным законодательством.

Среди отечественных экономистов проблемы функционирования монополий занимались В. Бархатова, И. Беседина, К. Войтова, В. Ворожейкина, В. Гальперина, А. Городецкого, Г. Журавлевой, В. Кокорева, О. Коломийченко, Е. Котелкиной, Н. Лукьянчиковой, Ю. Меркуловой, А. Никифорова, А. Селиванова, Е. Смолиной, В. Студенцова, В. Цапелик, В. Юрьева и др.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОНОПОЛИЗМА В РОССИИ. 

I.1. История возникновения и развития монополий в России.

Монополии начали возникать ещё в глубокой древности. Монополистические направленности в различных формах и степенях проявляли себя на всех этапах становления рынка. Впервые монополистические предприятия в России появились в конце 19 века. Развитие монополизма в целом было достаточно своеобразным. Своеобразие заключалось в том, что имело место постоянное государственное вмешательство в деятельность монополий с тех отраслях, которые играли важную роль в развитии государственного хозяйства (металлургия, транспортное обеспечение, нефтяная промышленность и т.д.). Вмешательство государственной власти привело к раннему образованию государственно-монополистических тенденций. Больше всего монополий возникло в промышленной сфере производства и сфере водного транспорта. Кроме того, монополизм начал проникать в банковскую систему. За счет иностранного капитала монополизация с этой сфере проходила с большей скоростью.

До начала ХХ века монополии не играли большой роли на рынке. Решающее действие оказал экономический кризис в 1900-1903 годах. Постепенно монополизм проникал в главнейшие отрасли индустрии. В первую очередь монополии образовывались в виде картелей и синдикатов. Сбыт в таких объединениях был монополизирован при условии сохранения производственной и финансовой самостоятельности. В это же время начали появляться такие монополистические объединения как тресты. Государство могло использовать против монополий законодательство, формально запрещавшее деятельность монополий, так как в то время отсутствовали административные и законодательные нормы, которые могли бы регулировать создание и развитие монополий. Результатом подобных действий стало распространение официально не зарегистрированных монополистических организаций. Подобное положение, естественно, было неудобно, поэтому нелегальные организации пытались себя легализировать, используя разрешенные формы монополистических объединений. Некоторые из подобных предприятий  по форме были акционерными. Их цели и их функционирование отражаются в специальных негласных контрагентских договорах.

1910-1914 годы – период промышленного подъёма, в который монополии продолжают развиваться. Много монополистических организаций было  образовано в сфере транспорта. Крупнейшие банки превратились в банковские монополии. Проникновение их в промышленность также способствовало развитию монополистических объединений, таких как тресты, концерны.

Что касается концентрации монополий и уровня их сбыта, то они были неравномерными. В некоторых секторах экономики (металлургия, транспорт, машиностроение) монополи составляли основную часть производства и сбыта, в других же (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) – уровень монополизации был относительно не высок.

В годы первой мировой войны (1914-1918) закрылись некоторые локальные монополии, хотя в целом число монополий в период войны увеличилось. Образовались крупнейшие концерны  Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, братьев Рябушинских. Также увеличилось количество монополий в сфере военной промышленности. [4]

Монополии были ликвидированы в период октябрьской революции, так как произошла национализация банков и промышленности. Советская власть частично использовала учетные и распределительные монополистические органы для создания органов управления народным хозяйством. При переходе к рынку в стране снова образовались монополии и трудности связанные с ними. [5]

Вывод: изначально в образовании монопольных рынков главную роль сыграла централизация капитала в горизонтальной интегральной форме. Вследствие этого  образовались синдикаты, тресты, картели, осуществляющие контроль стоимости и размер продаж в масштабах одной отрасли экономики. На рубеже XIX-XX веков начинает преобладать вертикальная интеграция – объединение в рамках одной компании взаимосвязанных производств ряда отраслей.

I.2. Монополия и конкуренция. Теория монополистической конкуренции. 

Конкуренция — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона конкуренция рассматривается как соперничество нескольких лиц (компаний) в достижении одной и той же цели. [10] Конкуренты стремятся

вытеснить друг друга, захватить в свое исключительное обладание то или иное благо, поэтому конкуренция всегда имеет характер борьбы.

Конкуренция – это такое понятие, без которого рынок не смог бы функционировать. На конкурентном рынке присутствует большое количество продавцов, каждый из которых  не имеет возможности влиять на цену товара. Монополия и конкуренция по своей сути являются противоположными понятиями. Рассмотрим Таблицу 1.

Таблица 1.

Монополия и конкуренция.

Параметры состояния рынка

Конкуренция

Монополия

Число продавцов

Много

Один

Барьеры входа и выхода из рынка

Нет

Вхождение невозможно

Участие товаровладельцев в контроле над ценами

Нет

Полный контроль

                                                 

Из материалов Таблицы 1 можно сделать вывод: конкуренция – это нормальное состояние рынка.

Как уже говорилось, для монополистического рынка характерна монополистическая конкуренция. Эдвард Чемберлин (1899 – 1967) – американский экономист – в 1933 году опубликовал свою работу « Теория монополистической конкуренции». В ней  автором  была опровергнута теория о невозможном совместном сосуществовании монополии и конкуренции, а также он доказал существование специального вида монополии, которая образует необходимую часть нормального конкурентного рынка. По его теории монополии и конкуренцию можно соединить двумя способами:

  •  создать рынок одиноких товаров (возможен на рынке при наличии 2-3 продавцов);
  •  создать рынок дифференцированных продуктов. Тут подразумевается наличие контроля над товарами, имеющими отличительные друг от друга признаки.

Монополистическая конкуренция, предложенная Чемберлином, характеризуется следующими признаками:

  •  на рынке присутствует не один продавец, а несколько;
  •  каждая компания действует на рынке, не принимая во внимание собственное влияние на соперников;
  •  товары качественно неоднородны, поэтому покупатель выбирает продукт определенной марки, которую он предпочитает;
  •  вход в производство похожей продукции неограничен.

Второй способ сосуществования конкуренции и монополии – создание рынка дифференцированных товаров. В этом случае, продавец как бы создаёт свой микрорынок, в котором выступает в роли монополиста, но при этом его товар подвергается конкуренции со стороны более совершенных товаров-субститутов. При создании рынка дифференцированных товаров, конкуренция происходит в трёх направлениях:

  •  контроль над ценами – в результате монополизации рынка происходит изменение цены товара с равновесной на более высокую;
  •  введение качественных изменений  в товары;
  •  внедрение рекламы.

Последние два пункта – неценовые факторы конкуренции. В более поздних трудах Чемберлин также отнёс к ним техническое модернизирование и обслуживание потребителей. [9]

Вывод: «Теория монополистической конкуренции» Эдварда Чемберлина стала так называемым вызовом классической экономической науке. Она опровергла существующее мнение, в котором монополия и конкуренция являлись взаимоисключающими понятиями.

I.3. Эволюция антимонопольного законодательства в России. Этапы развития, функции и задачи. 

Антимонопольная политика —  это комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также на пропаганду и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.[6]

Антимонопольное законодательство – это направление государственной деятельности в экономической деятельности.

Основа антимонопольного законодательства Российской Федерации – Конституция РФ и Гражданский Кодекс РФ. Ограничение деятельности монополистических организаций и защита конкуренции осуществляется рядом нормативно-правовых актов.

Развитие антимонопольного законодательства Российской Федерации происходит путём расширения и углубления нормативно-правовых актов, а также за счёт обновления и улучшения правоприменительной практики уже имеющихся. Антимонопольное законодательство в России появилось относительно недавно – чуть более двадцати лет назад. Становление антимонопольного законодательства проходило в период реформирования экономики России: в это же время проходила либерализация экономики, приватизация и развитие рыночных отношений. В эволюции российского антимонопольного законодательства можно выделить два основных этапа.[6]

Этап первый. 22 марта 1991 года был принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В данном законе были определены цели антимонопольной политики РФ:

  •  предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации;
  •  обеспечение единства экономического пространства и  свободного перемещения товаров;
  •  поддержка конкуренции в Российской Федерации;
  •  создание условий для эффективного функционирования товарных рынков;
  •  государственный контроль обеспечения антимонопольного законодательства.

25 мая 1995 года произошла первая редакция закона «О конкуренции…». Внести изменения в закон пришлось, так как в обществе и экономике государства произошли существенные изменения за 4 года. В 1994 году была закончена ваучерная приватизация, что дало начало формированию рыночных отношений. Последующая редакция данного закона произошла в 1998 году. Пересмотру и дополнению подверглись некоторые понятия, виды контроля экономической концентрации и механизмы управления. В результате редакции закона в 2000 году,  антимонопольным органам были даны права, позволяющие при осуществлении государственного контроля экономической концентрации, устанавливать реальных участников сделок, определять реальные размеры концентрации хозяйствующих субъектов на товарном рынке и оценивать их стратегические интересы.  В последней на сегодняшний день редакции закона «О конкуренции…», которая произошла в октябре 2002, изменению подверглись пороговые значения параметров обращения в антимонопольные органы, сроки подачи уведомлений, а также уточнены основания для отказа.

Второй этап. Начало второго этапа развития антимонопольного законодательства можно приурочить  к периоду разработки и принятию нового закона «О защите конкуренции». Он был принят 26 июля 2006 года. Одной из главных задач этого закона стало укрепление общепризнанных мер, которые могли обеспечить эффективную реализацию права физических и юридических лиц на получение товаров и услуг по справедливой рыночной цене и права хозяйствующих субъектов на ведение своей деятельности в условиях справедливой конкуренции. Также в закон было введено понятие «экстерриториальных действий», то есть данный закон может регулировать соглашения, заключенные российскими хозяйствующими субъектами за пределами Российской Федерации. Существенным нововведением закона является выделение критериев, на основе которых соглашения и согласованные действия, которые хоть и ужимают конкуренцию, но имеют общий положительный эффект, могут быть разрешенными антимонопольным органом.

Особого внимания заслуживает ответственность, предусмотренная за нарушение антимонопольного законодательства. К сожалению, размеры штрафа не обеспечивают соблюдение антимонопольного законодательства. В связи с этим, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации были внесены изменения. Они касаются ужесточения наказаний за антиконкурентные действия.

В 2006 году вступает в силу «первый антимонопольный пакет», в рамках которого были внесены поправки  в статьи федерального закона «О рекламе» и  в федеральный закон № 295-ФЗ «О недрах», а также вошел в действие федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Изменения касались ужесточения наказания за нарушения в данной сфере.

«Второй антимонопольный пакет» начал функционировать в 2009 году. Были внесены поправки в закон «О защите конкуренции», в Кодекс об административных нарушениях, в Уголовный Кодекс. Данные изменения должны были способствовать развитию конкурентоспособной сферы и недопустимости реализации действий, имеющих тенденцию ограничительной деловой практики.

«Третий монопольный пакет» вышел в январе 2012 года. Федеральная антимонопольная служба отмечает, что главные изменения, представляемые «третьим антимонопольным пакетом» ориентированы на конкретизирование требований к антиконкуретным соглашениям и согласованным действиям. Кроме того в данном «пакете» уточняются критерии монопольно высокой цены.

В сентябре 2014 года Правительство Российской Федерации одобрило «четвертый антимонопольный пакет». Законопроект учитывает значительное снижение административных ограничений для бизнеса. Также в нём оговаривается снижение роли государства в экономике страны.

Вывод: развитие системы антимонопольного регулирования в Российской федерации доказывает, что антимонопольная политика – это постоянно функционирующие меры, которые могут изменяться в зависимости от экономической ситуации в стране, предпринимаемые правительством для регулирования экономики.


ГЛАВА II.

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ МОНОПОЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

В данной главе будет представлен анализ деятельности  монополий с доминированием государственного участия. Рассмотренные монопольные предприятия являются структурообразующими в экономике Российской Федерации,  и играют важную роль в образовании государственного бюджета страны.

II.1. Анализ современного состояния естественных монополий и их роль в экономике России.

Естественные монополии остаются одним из важнейших секторов в российской экономике. Их влияние на экономическое развитие России очень велико. Но экономисты до сих пор спорят по поводу того, какое всё-таки влияние оказывают естественные монополии: положительное или отрицательное?  Могут ли они вывести страну из продолжительного кризиса, или же наоборот, тянут экономику страны назад, мешая развитию нормальных рыночных отношений?

Естественная монополия – «затратообразующая» сфера. Уровень цен и тарифов на продукцию естественных монополистов влияет на совокупный уровень цен и уровень инфляции в стране. По данным, предоставленным Институтом Комплексных Стратегических Исследований (ИКСИ), на долю крупнейших российских монополистов, таких как ОАО «РЖД» и ОАО «Газпром, приходится 13,5%  ВВП страны. [15] Также, нефтегазовый комплекс направляет 45% своей прибыли в бюджет страны. Именно поэтому естественные монополии можно считать бюджетообразующими.

Большая часть продукции и услуг, предлагаемых естественными монополиями, используется на внутреннем рынке. Исключением является газовая промышленность: более 30% добытого сырья экспортируется. Треть инвестиций, поступающих в экономику страны, принадлежат естественным монополиям. [8]

Выделяют три основных наиболее устойчивых отрасли естественных монополий:

  •  электроэнергетика;
  •  газовая промышленность;
  •  железнодорожный  и трубопроводный транспорт;
  •  связь.

Рисунок 1. Вклад системы естественных монополий в ВВП страны.

На рисунке 1 показано, какую долю в ВВП страны вносит каждая отрасль естественных монополий. 4% от общего числа рабочих и служащих приходится на все 4 отрасли. При этом они приносят 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2% прибыли и 18,6% налоговых доходов бюджета Российской Федерации. Относительно недавно на мировом рынке произошел резкий скачок цен на энергоносители, что послужило причиной роста выручки Топливно-Энергетического Комплекса (ТЭК). До этого момента вклад естественных монополий в ВВП отставал от общей динамики индустрии.

В 2009-2011 годах Правительство установило предельный уровень тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, так как рост выручки естественных монополий за счет роста тарифов ведет исключительно к увеличению расходов.

Рисунок 2. Рост тарифов на услуги естественных монополий в 2011 году.

Из рисунка 2 можно сделать некоторые выводы: скачок тарифов на теплоэнергию был самым резким (≈70%), по сравнению с другими отраслями. Самые маленькие изменения потерпели грузовые перевозки: тариф вырос менее  чем на 10%.

Размер тарифов на услуги ЖКХ оказывает сильное влияние на благосостояние и уровень бедности населения. Цены на услуги ЖКХ непрерывно растут, и, к тому же, в стране отсутствует эффективная политика помощи малоимущим. Два этих факта в совокупности повышают уровень бедности в России.

Россия – специфичная страна. Климат, географическое и геополитическое положение нашей страны и многие другие факторы оказывают влияние на экономическое развитие. Всё это стягивается в одно экономическое пространство, благодаря обеспечению электроэнергетического, транспортного и оборонного единства. В этом хорошую помощь оказывают естественные монополии в соответствующих отраслях.

Влияние естественных монополий на экономику страны можно рассмотреть на примере трёх промышленных отраслей: электроэнергетической, газовой и транспортной.

Электроэнергетика

В 2005 году Россия находилась на одном уровне с Германией и Данией по выработке электроэнергии на душу населения. Из рисунка 3 видно, что в  1992-1998 годах произошел спад производства электроэнергии, а с 1998 по 2008 год наблюдается  постепенное увеличение потребления электроэнергии. Можно увидеть, что в 2008 году произошел незначительный спад производства электроэнергии. Причиной этого, по мнению многих экспертов, является спад промышленного производства в связи с экономическим кризисом в 2008 году.

                                    Рисунок 3. Производство электроэнергии в России.

Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России»  до 2008 года являлось  монополистом на рынке генерации и энерготранспортировки России. РАО «ЕЭС России» владело  большей частью электрических мощностей государства и являлось собственником всей сети электропередач. Атомные электростанции, не входившие  в РАО «ЕЭС России», производили  13% электроэнергии от общего объёма.

В 2008 году в связи с неудачным реформированием электроэнергетики, РАО ЕЭС было ликвидировано. Вместо него возникли государственные естественно-монопольные компании, а также приватизированные генерирующие и сбытовые компании.

Процентное отношение производства электроэнергии в России различными электростанциями показано на рисунке 4. 47% от общего объёма электроэнергии производится на теплоэлектростанциях, 43% - на атомных электростанциях,  9,2% берут на себя гидроэлектростанции. Оставшиеся 0,8% составляют прочие электростанции.

 

Рисунок 4. Структура производства электроэнергии в России.

В целом, потребление электроэнергии в 2009 году упало на 5 %, по сравнению с 2008 годом. Причиной этому также может служить кризис. Но в 2010 году потребление снова практически достигло уровня потребления в 2008 году. По сравнению с 2009, потребление электроэнергии в 2010 выросло на 4,4%. А разница между уровнем потребления в 2008 и в 2010 составляет всего 0,2% (в 2008 больше).  В таблице 2 представлены необходимые данные.

Таблица 2.

Динамика потребления электроэнергии в России.

Год

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Потребление электроэнергии; млн.кВт.час.

1022746,2

977122,4

1020632,5

1041122,1

1063319,5

1054822,6

Газовая промышленность

Газовый сектор нашей страны является одним из ведущих по объемам энергии, поставляемой потребителям, и наиболее полно отвечает требованиям к энергетике будущего.

РАО «Газпром» - монополист в данной сфере экономики. В распоряжении «Газпрома» находится 33 трлн кубометров газа, что составляет 75% от всех обнаруженных запасов. [13]  Большинство месторождений находится в Западной Сибири. Этот факт стал причиной развития единой системы газоснабжения (ЕСГ). В рамках данного проекта были построены производительные системы магистрального трубопроводного транспорта. На строительство вышеуказанных систем было потрачено несколько миллиардов долларов. Данная система позволяет транспортировать 600 млрд кубометров природного газа в год в пределах страны и является одной из крупнейших систем подобного рода в мире.

Ежемесячная валютная выручка «Газпрома» согласно отчетностям составляет 600 млн долларов. «Газпром» включает в себя 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт». [13]

За пределами Российской Федерации «Газпром» имеет множество активов в виде долей в газодобывающих и газотранспортных системах. Доля «Газпрома» на газовом рынке Европы показана на рисунке 5.

    Рисунок 5. Доля РАО «Газпром» на европейском газовом рынке.

29 апреля 2015 г. ОАО «Газпром» представило прошедшую аудит консолидированную финансовую отчетность за 2014 год, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

В Таблице 2 (Приложение 1) представлены прошедшие аудит данные консолидированного отчета о совокупном доходе по МСФО 2014 и 2013 гг. Все суммы в таблице представлены в миллионах российских рублей.

Из Таблицы 2 можно сделать несколько выводов:

  1.  Выручка от продаж в 2014 году в сравнении с 2013 годом увеличилась на 6% или на 339546 млн. рублей, и составила 5589811 млн. рублей.
  2.  После вычета НДС, акциза и таможенных пошлин прибыль от продаж в 2014 году составила 1310424 млн. рублей, что меньше на 17% или на 276785 млн. рублей, чем в 2013 году.
  3.  Чистая прибыль РАО «Газпром» на 2014 год составила 157192 млн. рублей, что на 1008513 млн. или на 86,5% меньше, чем в 2013 году.

Эксперты выделили несколько причин сокращения прибыли РАО «Газпром»:

  •  ослабление курса рубля к доллару США и евро, как следствие – переоценка обязательств по кредитам и займам, номинированным в иностранной валюте;
  •  рост резервов по дебиторской задолжности таких компаний, как НАК «Нафтогаз Украины» и АО «Молдовагаз» ;
  •  увеличение расходов по созданию резервов под обесценение основных средств и деловой репутации;
  •  операционные расходы в 2014 году увеличились на 10%, по сравнению в 2013 годом, составили 3943669 млн. рублей.

В таблице 4 (Приложение 2) приведена более подробная информация в отношении основных показателей, характеризующих структуру выручки от продаж за 2014 и 2013 годы.

Из таблицы 3 можно сделать соответствующие выводы:

  •  чистая выручка от продажи газа в Европу и другие страны (за вычетом таможенных пошлин) на 2014 год составила 1752147 млн. рублей, что на 69386 млн. рублей или на 4% больше, в сравнении с предыдущим годом. Рост выручки связан с ростом средних расчетных цен в рублях;
  •  в 2014 году чистая выручка от продажи газа в республики  бывшего Советского Союза составила 411722 млн. рублей, что на 8 598 млн. рублей или на 2% ниже, в сравнении с 2013 годом. Это обусловлено падением объёмов продаж газа в этих странах;
  •  рост средних расчетных цен вызвал повышение чистой выручки от продаж газа на территории Российской Федерации на 26218 млн. рублей или на 3%;
  •  увеличилась чистая выручка от продажи продуктов нефтегазопереработки и электрической и тепловой энергии на 20% и на 14% соответственно.

Транспорт

Транспортная сфера в экономике страны играет не меньшую роль, нежели две предыдущих. Отставание транспортной инфраструктуры в стране уже сейчас даёт о себе знать: оно тормозит развитие экономики, а также понижает мобильность общества внутри страны.

Основная задача данной отрасли – перевозки. Как правило, перевозки осуществляются по железным дорогам. На данный момент выделяют несколько целей, которых необходимо достигнуть для улучшения транспортной инфраструктуры:

  1.  централизованное формирование и распределение доходов от перевозок;
  2.  аккумулирование финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети;
  3.  приобретение и ремонт железнодорожного состава;
  4.  внедрение достижений научно-технического прогресса.

На рисунке 6 показан грузооборот по видам транспорта. Можно сделать вывод, что более 50% грузов в нашей стране транспортируется по трубопроводному транспорту. На втором месте – железнодорожный.

Рисунок 6. Грузооборот по видам транспорта.

Железнодорожный транспорт остается монополистом в плане перевозок стратегически важных объектов для государства, перевозок пассажиров на дальние расстояния, в регионы, где плохо развита другая инфраструктура, а также в плане перевозок добываемых полезных ископаемых. Так, по железным дорогам транспортируется 90% каменного угля, руды, черных металлов цемента, 80%  химических и минеральных удобрений, 70% строительных грузов.

Что касается пассажирских перевозок, железнодорожный транспорт занимает лидирующее место, затем идет автомобильный транспорт. Полная информация представлена на рисунке 7.

Рисунок 7. Пассажирооборот транспорта России.

В 2009 по российским железным дорогам было перевезено 1,1 млрд. пассажиров, что на 12 % меньше, чем в 2008. Убытки от пассажирских перевозок составили 52,3 млрд. руб., из них в дальнем следовании 27,5 млрд., в пригородном сообщении 24,8 млрд. руб.

Вывод: проанализировав деятельность естественных монополий в современной России в различных сферах производства, можно сказать, что они вносят очень большой вклад в экономику страны: 13,5% ВВП приходится на долю крупнейших монополистов в сфере электроэнергетики, газовой промышленности и железнодорожного транспорта. Логично, что деятельность монопольных организаций, оказывая влияние на экономику нашей страны, воздействует на население страны в целом. Деятельность монополий является одним из факторов определения таких понятий, как уровень цен и уровень инфляции в стране.

II.2. Анализ деятельности современных антимонопольных органов России.

Одной из основных целей антимонопольной политики Российской Федерации на данный момент является пресечение деятельности монополий, так как деятельность  их направлена на получение прибыли в ущерб нормально конкурирующим компаниям. Эта проблема напрямую связана с злоупотреблением доминирующим положением, созданием неравной конкуренции между контрагентами с помощью органов власти, а также с неполной информированностью участников рынка.

В то же время антимонопольная политика пытается предотвратить неэффективное использование или недоиспользование промышленных  ресурсов, а также искать возможности создания новых продуктов и новой стоимости. Обязательным элементом антимонопольной политики является создание благоприятных условий для существования добросовестной конкуренции на товарных рынках. [16]

Защитой конкуренции в Российской Федерации на данный момент занимается Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС). ФАС является федеральным органом исполнительной власти. Функции ФАС заключаются в следующем:

  •  контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;
  •  надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
  •  надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;
  •  контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну);
  •  контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов;
  •  контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Анализ деятельности антимонопольных органов может показать структуру и динамику нарушений антимонопольного законодательства в России  по сравнению с другими странами.  

Рисунок 8. Структура выявленных нарушений в разрезе статей Закона о защите конкуренции на 2008 год.

Выше представлена диаграмма выявленных нарушений антимонопольного законодательства за 2008 год. Из данной диаграммы можно сделать несколько выводов:

  1.  Чаще всего нарушение антимонопольного законодательства происходит в политической сфере. Причиной этому могут служить не слишком строгие штрафы и санкции за нарушение антимонопольного законодательства по данной статье.
  2.  Четверть нарушений антимонопольного законодательства происходят по причине злоупотребления доминирующим положением.

Если сравнивать эти статистические данные со структурой этих же показателей  2007 года, то:

  •  показатели по злоупотреблению доминирующим положением уменьшились на 5%;
  •  показатели по нарушениям органов власти увеличились на 8%;
  •  показатели по недобросовестной конкуренции уменьшились на 2%;
  •  показатели по согласованным действиям хозяйствующих субъектов остались без изменений.

Эффективна ли деятельность антимонопольной политики в нашем государстве, можно понять, проанализировав рисунок 9 (Приложение 3).

В 2009-2011 годах наблюдается тенденция к увеличению количества дел, возбужденных по следующим статьям:

  •  Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

По данной статье количество возбужденных дел в 2011 году возросло на 33%, по сравнению с 2009 годом, и на 17% , по сравнению с 2010 годом.

  •  Статья 14. Запрет на недобросовестную конкуренцию.

Количество преступлений и возбужденных по ним дел по этой статье в 2011 году составляет 1065, что на 378 дел или на 55% больше, чем в этот же период 2009 года. По сравнению с 2010 годом, количество возбужденных дел выросло на 15%.

  •  Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных,  осуществляющих функции указанных органов   или организаций,   участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Количество преступлений по этой статье самое высокое – преступления по этой статье составляют 62% всех совершенных преступлений в рамках Закона о защите конкуренции. 3488 дел было возбуждено по этой статье в 2011 году, что больше на 4% и на 32% в 2010 и в 2009 годах соответственно. Темпы роста количества дел по статье 15 значительно снизились в 2010 году.

  •  Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений

В 2010 году количество нарушений составило 894, что на 141 нарушение или на 18% больше, чем в 2009 году. В 2011 году количество нарушений возросло, но темп роста снизился и составил 17%.

Однако, по большинству статей всё-таки наблюдается значительное снижение количества преступлений. Так, например, по статьям 19 и 20 (Государственные или муниципальные преференции; Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции) количество возбужденных дел в 2011 году уменьшилось в 4 раза. Это очень хороший показатель, который говорит об эффективности «второго антимонопольного пакета» по данным статьям.

Вывод: по данным Global Competition Review ФАС России, ежегодно возбуждает больше дел, чем все антимонопольные органы мира, вместе взятые. Так, общее число возбужденных дел в 2012 г. составило свыше 55 тыс., из них 10 тыс. – по закону «о защите конкуренции». [17] Несмотря на большое количество преступлений в этой сфере, эксперты считают антимонопольное законодательство достаточно эффективным: количество преступлений растет, но темпы роста падают с каждым годом. Но, по мнению некоторых экспертов, ФАС России слишком много времени уделяет делам с участием малого и среднего бизнеса, что в какой-то степени тормозит развитие конкуренции.

Заключение.

В конце XIX века рынок впервые столкнулся с таким явлением, как монополия. Изначально в образовании монопольных рынков главную роль сыграла централизация капитала в горизонтальной интегральной форме. В следствии образовались синдикаты, тресты, картели, осуществляющие контроль стоимости и размер продаж в масштабах одной отрасли экономики. Затем начинает преобладать вертикальная интеграция – объединение в рамках одной компании взаимосвязанных производств ряда отраслей.

Так как монополия является главным врагом конкурентного рынка, в экономической науке очень долго бытовало мнение, что монополия и конкуренция – несовместимые явления. Эдвард Чемберлин, американский учёный-экономист, опроверг это мнение в своей «Теории монополистической конкуренции».

Монополии в Россию пришли в конце 19 века и развивались достаточно быстро. Иностранный капитал заметно ускорял процесс развития и распространения монополий. Монополистическая концентрация была достаточно высокой во всех сферах экономики. Решающую роль в развитии сыграл кризис 1900-1903 годов.

С развитием монополий в России развивалась и антимонопольная политика. В рамках этой политики было разработано антимонопольное законодательство, главной целью которого является предупреждение и пресечение деятельности монополистических организаций на товарных рынках, а также создание благоприятных условий для развития конкуренции. Антимонопольная политика – это постоянно функционирующие меры, которые могут изменяться в зависимости от экономической ситуации в стране, предпринимаемые правительством для регулирования экономики.

Несмотря на существующее антимонопольное регулирование, монополии остаются неотъемлемой частью товарного рынка Российской Федерации: 13,5% ВВП приходится на долю крупнейших монополистов в сфере электроэнергетики, газовой промышленности и железнодорожного транспорта. Кроме того, деятельность монополий оказывает влияние на уровень цен и на уровень инфляции.

Главный антимонопольный орган в России – Федеральная Антимонопольная Служба. ФАС осуществляет контроль деятельности монополистических объединений. Эффективна ли работа данного органа, можно понять, проведя анализ деятельности ФАС. По данным Global Competition Review ФАС России ежегодно возбуждает больше дел по нарушению антимонопольного законодательства, чем все страны мира, вместе взятые. Несмотря на большое количество преступлений в этой сфере, эксперты считают антимонопольное законодательство достаточно эффективным: количество преступлений растет, но темпы роста падают с каждым годом.

Итак, целью данной работы было изучить историю развития монополизма в России и провести анализ современной монопольной системы. Данная цель достигнута методом исторического и системного анализа, анализа статистических данных, а также с помощью общенаучных методов исследования таких, как описание и сравнение.


Литература. 

  1.  Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (в ред. Законов Российской Федерации от 24.06.1992 № 3119-1, от 15.07.1992 № 3310-1;Федеральных законов от 25.05.1995 № 83-ФЗ, от 06.05.1998 № 70-ФЗ, от 02.01.2000 № 3-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 09.10.2002 № 122-ФЗ) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" 
  2.  Федеральный закон от 2.01.2000  № 3-ФЗ «О внесении изменений и дополнений статью 18 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
  3.  Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями и дополнениями)
  4.  Борисов, Е.В. Экономическая теория / Е.В. Борисов. – Москва: Юрайт, 2005. – 399 с.
  5.  Груничев, А.С. Инструменты антимонопольной политики / А.С.Груничев // Экономические науки. – 2013. - №12(109). – С. 13 – 16
  6.  Князева, И.В. Антимонопольная политика государства / И.В. Князева. – Новосибирск: СибАГС, 2010. – 232 с.
  7.  Лузина, И.А. История экономики и экономических учений. Часть 1. / И.А.Лузина, О.Е.Малых, Е.С.Стебунова. – Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2000. – 84 с.
  8.  Халяндра О. И. Уровень монополизации современной экономики России / О. И. Халяндра // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.).  — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 169-172.
  9.  Чемберлин Э. Х.  Теория монополистической конкуренции / Эдвард Х. Чемберлин . – 1996.
  10.    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр.
  11.  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%8F#.D0.A1.D0.BC._.D1.82.D0.B0.D0.BA.D0.B6.D0.B5
  12.  http://www.xserver.ru/user/konpp/3.shtml
  13.  http://www.gazprom.ru/press/news/2015/april/article225206/
  14.  http://www.economslovar.ru/
  15.  http://expert.ru/expert/
  16.  http://www.econgood.ru/ecogols-15-1.html
  17.  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B0


Приложения.

Приложение 1. Таблица 3.

За год, закончившийся 31 декабря

2014 г.

2013 г.

Выручка от продаж

5 589 811

5 249 965

Чистый (расход) доход по торговым операциям без фактической поставки

(22 510)

5 850

Операционные расходы

(3 943 669)

(3 600 908)

Чистое начисление резерва под обесценение активов и прочих резервов

(313 208)

(67 698)

Прибыль от продаж

1 310 424

1 587 209

Финансовые доходы

389 804

129 523

Финансовые расходы

(1 438 541)

(284 107)

Доля чистой прибыли ассоциированных компаний и совместных предприятий

46 051

56 670

Убыток от выбытия финансовых активов, имеющихся в наличии для продажи

(915)

(3 212)

Прибыль до налогообложения

306 823

1 486 083

Расходы по текущему налогу на прибыль

(121 343)

(201 872)

Расходы по отложенному налогу на прибыль

(28 288)

(118 506)

Налог на прибыль

(149 631)

(320 378)

Прибыль за год

157 192

1 165 705

Прочий совокупный доход (расход):

Доход, который не будет впоследствии реклассифицирован в состав прибыли или убытка:

Переоценка резерва по вознаграждениям после окончания трудовой деятельности

34 438

55 424

Итого доход, который не будет впоследствии реклассифицирован в состав прибыли или убытка

34 438

55 424

Доход (расход), который впоследствии будет реклассифицирован в состав прибыли или убытка:

(Убыток) прибыль от изменений справедливой стоимости финансовых активов, имеющихся в наличии для продажи, за вычетом налога

(2 933)

12 578

Доля прочего совокупного (расхода) дохода ассоциированных компаний и совместных предприятий

(14 769)

10 100

Курсовые разницы

570 402

56 847

Убыток от операций хеджирования, за вычетом налога

(60 550)

(2 305)

Итого доход, который будет впоследствии реклассифицирован в состав прибыли или убытка

492 150

77 220

Прочий совокупный доход за год, за вычетом налога

526 588

132 644

Совокупный доход за год

683 780

1 298 349

Прибыль (убыток) за год, относящиеся к:

Акционерам ОАО «Газпром»

159 004

1 139 261

Неконтролирующей доле участия

(1 812)

26 444

157 192

1 165 705

Совокупный доход за год, относящийся к:

Акционерам ОАО «Газпром»

667 609

1 267 383

Неконтролирующей доле участия

16 171

30 966

683 780

1 298 349

Приложение 2. Таблица 4.

в млн руб. (если не указано иное)

За год, закончившийся 31 декабря

 

2014 г.

2013 г.

Выручка от продажи газа

 

 

Европа и другие страны

 

Чистая выручка от продаж (за вычетом таможенных пошлин)

1 752 147

1 682 761

Объем в млрд куб. м

159,4

174,3

Средняя цена, руб./тыс. куб. м (включая таможенные пошлины)

13 487,2

12 137,9

Ретроактивные корректировки цены на газ

949

74 393

Страны бывшего Советского Союза

 

 

Чистая выручка от продаж (за вычетом таможенных пошлин)

411 722

420 320

Объем в млрд куб. м

48,1

59,4

Средняя цена, руб./тыс. куб. м (включая таможенные пошлины)

10 115,9

8 499,9

Российская Федерация

 

 

Чистая выручка от продаж (за вычетом НДС)

820 567

794 349

Объем в млрд куб. м

232,4

243,3

Средняя цена, руб./тыс. куб. м (за вычетом НДС)

3 530,9

3 264,6

Общая выручка от​ продажи газа

 

 

Чистая выручка от продажи (за вычетом НДС и таможенных пошлин)

2 985 385

2 971 823

Объем в млрд куб. м

439,9

477,0

 

 

 

Чистая выручка от продажи продуктов нефтегазопереработки (за вычетом НДС, акциза и таможенных пошлин)

1 619 214

1 351 713

Чистая выручка от продажи электрической и тепловой энергии (за вычетом НДС)

426 951

375 589

Чистая выручка от продажи сырой нефти и газового конденсата (за вычетом НДС и таможенных пошлин)

209 234

210 216

Чистая выручка от продажи услуг по транспортировке газа (за вычетом НДС)

172 842

163 265

Прочая выручка (за вычетом НДС)

176 185

177 359

Итого выручка от продаж (за вычетом НДС, акциза и таможенных пошлин)

5 589 811

5 249 965


Приложение 3. Рисунок 9.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
20281. Языковая политика России и Европы в условиях современной миграционной ситуации: проблемы и перспективы адаптации мигрантов 2.24 MB
  Проблема социокультурной правовой языковой адаптации и интеграции трудовых мигрантов остается в центре внимания исследования социологических лингвистических и педагогических наук. Актуальность данной проблемы в первую очередь связана с увеличивающимся потоком мигрантов и влиянием взаимообратных процессов между принимающим населением и мигрантами. Язык и культура это эффективные инструменты в адаптации и интеграции мигрантов.
14011. Анализ демографической ситуации в России, поиск основных проблем и путей их решения 80.62 KB
  Динамика продолжительности жизни населения. Низкая рождаемость и высокая смертность привели к такому результату как депопуляция которая выразилась в естественном убытке населения в большинстве регионов и в стране в целом. Есть опасение что к 2050 году численность населения России достигнет отметки в 100 млн. Население как объект демографии Демография это наука о закономерностях воспроизводства населения о зависимости его характера от социальноэкономических природных условий миграции изучающая численность территориальное...
4867. Анализ современной системы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности 47.8 KB
  Теоретические аспекты исследования современной системы дополнительного образования детей. Понятие и виды учреждения дополнительного образования. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации. Роль дополнительного образования детей в современном обществе.
17630. Развития внутриполитической ситуации в России 30.89 KB
  Проблема взаимоотношений власти и общества волновала человечество с самых древних времен. Цель работы – произвести анализ внутриполитической обстановки в России в начале XXI века. Для достижения поставленной цели рассмотрим такие задачи: - изучение внутренней политики России в начале XXI века - анализ внутриполитической ситуации на 2014-2015 года Объект работы –...
17802. Анализ современного состояния пенсионной системы России 141.05 KB
  Рассмотреть эволюцию понятия и содержания пенсии. Эволюция понятия и содержания пенсии Вопрос о помощи нетрудоспособным членам общества решает каждая историческая эпоха.
17575. ЭВОЛЮЦИЯ КАТЕГОРИИ «ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ» В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИИ 140.5 KB
  В российской правовой системе категория добросовестность прошла определенный эволюционный путь. Появившись на ранних этапах развития права в первых памятниках права Русская правда категория добросовестность наполнялась правовым содержанием расширялась сфера ее применения от единичного требования в рамках...
9445. ЭВОЛЮЦИЯ МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ 16.42 KB
  Первая мировая война ознаменовалась кризисом мировой валютной системы. Золотомонетный стандарт перестал функционировать как денежная и валютная системы. Ведущие страны мира попытались учесть недостатки золотомонетного стандарта и в 1922 г на Генуэзской международной конференции договорились о создании новой валютной системы построенной на золотодевизном стандарте основанной на золоте и...
16194. -ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Эволюция промышленного и финансового се. 29.2 KB
  ИЭ РАН Москва СТРУКТУРНО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Эволюция промышленного и финансового секторов России в 1990-ые и в начале 2000-ых гг. Указанная необходимость обусловлена тем что России требуется восстановить конкурентоспособность на внутреннем и внешних рынках в области техники и технологий. Последний проект можно было бы сделать государственным долгосрочным проектом и вложить деньги стабилизационного фонда России как долгосрочный государственный кредит который обязательно даст отдачу и пополнит...
5447. Эволюция политической системы Римской республики конца II-I вв. до нашей эры 125.07 KB
  Думается что прежде всего необходимо проанализировать причины таких изменений в обществе которые и позволили заменить одну форму государства на другую. Видимо они не понимали что их объективные интересы как социальной группы как раз и были в русле возврата земельной собственности римским гражданам. Вся проблема которую нам предстоит разрешить в нашем исследовании сводится к ответу на дилемму что представляли собой главные элементы политической системы поздней Римской Республики могли ли изменения в их работе привести к...
16010. СТАНОВЛЕНИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 127.23 KB
  Изменения в значительной мере были обусловлены объективными причинами. Деградирующая, но все еще сильная тоталитарно-авторитарная система обнаружила неспособность разрешать многочисленные внутренние противоречия, накопившиеся в обществе. Однако наличие кризиса не могло автоматически привести к образованию массовых общественных движений. Как известно, в брежневские времена в условиях нарастания кризисных тенденций возникло диссидентское движение
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.