АНГЛИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ

Возникновение буржуазного государства в Англии. Возникновение буржуазного государства в Англии. акта высшая законодательная власть в Англии Шотландии и Ирландии сосредоточивалась в лице лордпротектора и народа представленного в парламенте.

2015-07-25

40.75 KB

5 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


АНГЛИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ

Цели темы:

  •  Объяснить особенности возникновения буржуазного государства в Англии;
  •  Показать изменения в политической системе в конце XIXначале XX в;

Вопросы темы:    

. Возникновение буржуазного государства в Англии.

. Утверждение конституционной монархии и ее эволюция в XVIIIXIX вв.

. Изменения в политической системе в конце XIXначале XX в.

1. Возникновение буржуазного государства в Англии.

Английская буржуазная революция XVII в. была последней из ранних буржуазных революций, проходивших под религиозным лозунгом. Она стала первой революциейевропейского масштабаипрообразом Великой французской буржуазной революции.

Английская буржуазия выступала против феодальной монархии, феодального дворянства и господствующей церкви в союзе не с народом, а сновым дворянством (обуржуазившейся частью дворянстваджентри), что придало революции консервативный характер, определило ее незавершенность (сохранив крупное землевладение английских лендлордов, решив аграрный вопрос в ущерб крестьянству). Все это ее особенности.

Революция прошла два этапа. На первом этапе революции (1640гг.), когда она развивалась по восходящей линии, власть захватили и удерживали крупная торгово-финансовая буржуазия и верхушка джентри, стремившиеся к установлению конституционной монархии. На втором этапе революции (1649–) власть захватили средние дворянско-буржуазные слои, которые, упразднив монархию, установили буржуазно-аристократическуюохранительную республику (1649–), переросшую затем в военную диктатуру (1653–), приведшую к реставрации монархии-династии Стюартов. В политической области буржуазия делила власть с новой земельной аристократией, которая привела к образованию конституционной монархии при сохранении таких феодальных учреждений как сильная королевская власть, палата лордов, Тайный совет. Лишь последовавшие в XVIII и XIX вв. аграрная и промышленная революции обеспечили господство капиталистическим производственным отношениям и полную замену полуфеодальной политической системы на буржуазно-демократическую.

В преддверии и ходе революции возникали политические течения или два лагеря. Представителистарого феодального дворянства и англиканского духовенства были опорой абсолютизма и отстаивали сохранение прежних феодальных порядков и англиканской церкви – “роялисты. Противники абсолютизмановое дворянство и буржуазия, объединившись под общим названием “пуритане, выступали за буржуазные преобразования под знаменемочищения английской церкви, завершения реформации, создания новой, независимой от короля церкви.

В ходе революции в лагере пуритан определились три главных течения: пресвитериан, индепендентов и левеллеров. Пресвитерианское течение, объединившее крупную буржуазию и верхушки джентри, выступало против королевского произвола, за утверждение своей политической власти без участия народа, реформу католической церкви, создание церковно-административных округов пресвитеров.

Индепенденты во главе с О. Кромвелем представляли среднее и мелкое дворянство, средние слои городской буржуазии и выступали за установление конституционной монархии, признание и провозглашение неотъемлемых прав и свобод подданных, свободы совести (для протестантов) и свободы слова, выдвигали идею упразднения централизованной церкви и создание независимых местных религиозных общин.

Из индепендентского течения выделялись т.н. левеллеры, пользовавшиеся наибольшей поддержкой среди ремесленников и крестьян. Они в своем манифесте выдвигали идею народного суверенитета, всеобщего равенства, провозглашения республики, установления всеобщего мужского избирательного права, возврата огороженных земель в руки общин, реформы сложной и громоздкой системыобщего права.

Наиболее радикальную часть левеллеров составили диггеры, состоящие из беднейшего крестьянства и пролетарских элементов города и деревни. Диггеры требовали уничтожения частной собственности на землю и предметы потребления, установления крестьянского утопического социализма.

Существенная часть государственно-правовой программы революции была подготовлена парламентской оппозицией еще в 20-х гг. XVII в., по мере обострения экономического и политического кризиса абсолютизма. В Петиции о праве 1628 г., ссылаясь на Великую хартию вольностей 1215 г., парламент просил короля, чтобы: 1) без согласия парламента никто не принуждался платить налоги и сборы в королевскую казну; 2) ни один человек не заключался в тюрьму за отказ платить незаконные налоги; 3) армия не размещалась на постой в дома жителей; 4) никакие лица не наделялись особыми полномочиями для предания подданных смерти; 5) закон и правосудие охраняли частную собственность в неприкосновенности.

Долгий парламент (1640) принял ряд актов, которыми ограничил права короля и расширил компетенцию парламента. Так, по инициативе палаты общин были осуждены главные советники короля Карла Iграф Страффорд и архиепископ Лад. Тем самым было утверждено право парламента на импичмент высших должностных лиц. Было установлено, чтобы парламент созывался регулярно и запрещалось распускать его. Были ограничены полномочия Тайного совета в области судопроизводства, упразднена система чрезвычайных трибуналов в лице Звездной палаты и Высокой комиссии. Программным документом революции стала Великая Ремонстрация, принятая 1 декабря 1641 г. Она содержала новое требование о том, чтобы король назначал только тех должностных лиц, которым парламент имел основание доверять.

Однако эти акты Долгого парламента 1641 г., направленные на ограничение абсолютной власти короля и установление конституционной монархии, не были осуществлены в жизнь в связи с началом гражданских войн между королем и парламентом (1642и 1648–). В годы гражданских войн государственная власть переходила сначала в руки пресвитериан (1642 –), затем в руки индепендентов (1647–), установивших республику, которую затем сменили на режим военной диктатуры во главе с Кромвелем под названиемпротектората. В конце 1653 г. Совет офицеров подготовил проект акта о новой форме правления, названного “Орудие управления.

Согласно ст. 1. акта высшая законодательная власть в Англии, Шотландии и Ирландии сосредоточивалась в лице лорд-протектора и народа, представленного в парламенте. Исполнительная власть вверялась лорду-протектору и Госсовету. Лорд-протектор наделялся широкими полномочиями и опирался на армию.

2. Утверждение конституционной монархии и ее эволюция в XVIIIXIX вв.

Личная диктатура представителя индепендентов не могла обеспечить долговременные интересы буржуазно-дворянской верхушки, значительно укрепившей свои позиции в ходе революции. Ее главным противником стала не королевская власть, а движение низов. Поэтому эта верхушка после смерти Кромвеля быстро договорилась с феодальной аристократией о восстановлениизаконной власти. Так была реставрирована в 1660 г. монархия Стюартов, новым королем стал Карл II, обещавший поддерживать тесные связи с парламентом. Однако в стране усилилась феодальная реакция. Участники революции преследовались, организации пресвитериан и индепендентов были ликвидированы. В то же время восстановились англиканская церковь, Тайный совет и др. дореволюционные органы государства.

Политический режим, характеризующийся стремлением Карла II и его преемника Якова II к восстановлению абсолютизма, симпатии монархов к католицизму вызвали широкое недовольство в стране.

В парламенте, ставшем ареной политического противоборства, сложились две политические группировки. Сторонники короляпредставители придворной аристократии, часть джентри и духовенство составили партию тори. Оппозиция - купцы, финансовая и промышленная буржуазия и верхушка джентри, образовала партию вигов. Борьба между ними наложила значительный отпечаток на дальнейшее политическое развитие страны.

Большим успехом оппозиции явилось принятие Акта о лучшем обеспечении свободы подданного и предупреждении заточений за морями (Habeas Corpus Amendment Act) 1679 г. Закон ограничивал возможности тайной расправы короля со сторонниками оппозиции, но приобрел более общее значение. Любой подданный, задержанный за уголовное деяние, имел право лично или через представителей обратиться в суд с письменной просьбой выдать приказhabeas Corpus. После рассмотрения копии предписания об аресте судья должен был выдать такой приказ должностному лицу (шерифу, тюремщику), в ведении которого находился арестованный. Получив приказhabeas Corpus должностное лицо было обязано в установленный законом срок доставить заключенного в суд и указать истинные причины ареста. Далее судье предписывалось освободить арестованного под денежный залог и поручительство с обязанностью явиться в суд в ближайшую сессию для рассмотрения дела. Если лицо арестовано за государственную измену, за тяжкое уголовное преступление или в законном порядке,habeas Corpus не выдавался.

Лицо, освобожденное по приказуhabeas Corpus нельзя было вновь заключить в тюрьму и арестовать до суда за то же преступление. Запрещалось также переводить заключенного из одной тюрьмы в другую или содержать без суда и следствия в тюрьмах заморских владений Англии. За неисполнение предписаний Закона предусматривалась ответственность должностных лиц и судейвысокие штрафы в пользу заключенного и освобождение от должности.

Habeas Corpus Act наряду с Великой хартией приобрел значение одного из конституционных документов Англии, содержащих ряд юридически действенных гарантий неприкосновенности личности. Он воплощал в себе требования презумпции невиновности, соблюдения законности при задержании, быстрого и оперативного суда.

В борьбе против политики Стюартов произошло кратковременное объединение вигов и тори и в целях замены Якова IIудобным монархом в 1688 г. совершен дворцовый переворот, получивший название “Славная революция, завершивший оформление компромисса между буржуазией и земельной аристократией, владеющей политической властью в центре и на местах.

Важнейшим политическим результатом переворота явилось утверждение конституционной монархии, закрепленное в двух актах парламента: Билле о правах 1689 г. и в Акте об устроении 1701 г.

Билль о правах определил положение парламента в системе госорганов, утвердив его верховенство в законодательстве и финансовой политике, свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент и его частые созывы.

Акт об устроении или о престолонаследии устанавливал порядок престолонаследия, взаимоотношения законодательной и исполнительной власти, обязанность лица, вступившего на трон, присоединиться к англиканской церкви, отстранение судей, назначенных короной от должности только по представлению обеих палат парламента, запрещение совмещения членства в палате общин с занятием должности королевского министра, лишение короля права помилования своих министров, осужденных парламентом в порядке импичмента. Несмотря на все это в руках монарха оставались сильная исполнительная власть и право абсолютного вето в отношении актов парламента. Это свидетельствовало об установлении конституционной монархии, которая была дуалистической.

Дальнейшее развитие социально-экономической и политической жизни страны привело к установлению политического господства промышленной буржуазии по эволюции конституционной монархии от дуалистической к парламентарной, формированию системы буржуазного парламентаризмаограничению королевской власти, утверждению новых принципов взаимоотношений исполнительной и законодательной властистановлению “ответственного правительства.

Монарх продолжал оставаться главой государства, но постепенно перестал быть главой исполнительной власти. Кабинет стал действовать от имени “его величества, но практически самостоятельно. Постепенно изменился и порядок формирования правительствана однопартийной основе и из большинства в палате общин. В случае утраты кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе, либо мог распустить палату общин и назначить новые выборы. Но избирательное право предоставлялось не всем из-за высокого имущественного ценза (от 300 до 600 фунтов стерлингов доходов от земли в год).

Поэтому был проведен ряд избирательных реформ. По акту о реформе 1832 г. были введены новые цензы для избирателей. В графствах активным избирательным правом наделялись все категории владельцев земли с годовым доходом не менее 10 фунтов стерлингов, а арендаторыс годовой рентой не менее 50 фунтов стерлингов, в городахвсе мужчины недвижимым имуществом с годовым доходом в 10 фунтов стерлингов, для бедныхуплата налога и проживание не менее 6 месяцев в данном избирательном округе. Хотя избирательный корпус увеличился вдвое, правом голоса после реформы пользовалось менее 5% всего населения. Борьба за более демократическую избирательную систему продолжалась.

По реформе 1867 г. избирательное право в городах предоставлялось не только собственникам, но и нанимателям квартир, если стоимость найма составляла не менее 10 фунтов стерлингов в год. Право голоса получили мелкая буржуазия и рабочие. Все это увеличило количество избирателей в городах более чем в два раза и усилило позицию промышленной буржуазии.

Произошла также организационная перестройка двух главных партий. Виги окончательно стали партией промышленной буржуазии и называться либеральной. Тори выражали интересы преимущественно земледельческой аристократии и финансовой верхушки и стали называться консервативной партией. В 1868 и 1877 гг. были образованы Национальный союз консерваторов и Национальная федерация либералов в качестве центральных органов. Так, принцип партийного правления и партийных выборов окончательно оформился, выборы вели к смене кабинетов.

Развитие парламентарной монархии сопровождалось перестройкой аппарата управления в центре и на местах. Премьер-министр именовался первым лордом казначейства и руководил кабинетом и Минфином. Лорд-канцлер возглавлял судебную систему и палату лордов. Оформились три министерства: МИД, МВД и военное.

С 1835 г. управление городом переходило к выборным горсоветам во главе с мэром. В выборах участвовали все налогоплательщики обоего пола.

После оформления т.н. уний с Шотландией (1701) и Ирландией (1801) английский парламент распространил свою власть на всю территорию Британских островов, предоставляя им определенное место в британском парламенте. С 1801 г. новое гособразование получило название Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии.

3. Изменения в политической системе в конце XIXначале XX в.

В последней четверти XIX в. промышленный капитализм перерос в монополистический, оказав большое влияние на положение Англии в мире и развитие ее политической системы. Она потеряла мировое первенство в промышленном производстве. Основой английского капитализма стала не промышленная и торговая, а колониальная монополия.

На рубеже XIX–XX вв. обозначилось падение парламентаризма. Британская буржуазия в блоке с крупными землевладельцами приняла новые избирательные законы, провела реформы парламента, местного управления и суда, надолго и умело использовала и рабочее движение, выступавшее за демократизацию политической жизни.

Претерпела значительные изменения и партийная система. Консервативная партия преобразовывалась в партию крупных промышленных и финансовых собственников. Либеральная партия, лишившись своей социальной базысредних слоев, теряла политические позиции, образовалась новая партиялейбористов (рабочая партия), ставившая своей целью обеспечить рабочее представительство в парламенте.

Становлению лейбористской партии способствовала дальнейшая демократизация избирательного права. В 70гг. была проведена серия законов: о введении тайного голосования (1872), о наказании за подкуп избирателей (1883), об отмене имущественного ценза и предоставлении избирательного права всем налогоплательщикам, о праве голоса по месту проживания и по месту нахождения недвижимой собственности (двойной вотум, 1884), о перераспределении избирательных кругов по норме 1 депутат от 5054 тыс. жителей (1885).

На рубеже XIX–XX вв. английский парламент превращается в орудие правительства, располагавшего большинством в палате общин, использующего право законодательной инициативы, системукнутов (подчинение депутатов каждой партии своему лидеру) и правила прекращения прений.

В 1911 г. был принят Акт о парламенте, ограничивший полномочия палаты лордов. Теперь финансовый законопроект, принятый палатой общин, но не утвержденный в течение месяца палатой лордов, представлялся королю и становился законом, Нефинансовые же билли, принятые палатой общин в трех последующих сессиях и каждый раз отвергавшиеся палатой лордов, представлялись королю на утверждение. Но между чтениями билля в первой и третьей сессиях должно было пройти не менее двух лет, что давало палате лордов саботировать принятие нефинансовых биллей. Был сокращен также срок полномочий палаты общин с 7 до 5 лет.

В Англии в 1835 и 1888 гг. были проведены реформы местного управления в городах и графствах. Были созданы однотипные представительные органысоветыдля городов и графств. Советам графств были переданы административные полномочия мировых судов. По закону 1894 г. церковно-приходские советы лишились права рассматривать нецерковные дела, которые решались приходскими собраниями или советами. Новая система органов самоуправления отличалась значительной самостоятельностью.

По судебной реформе конца XIX в. было упразднено феодальное разделение высших судов Англии на судыобщего праваи судысправедливости. Созданный Верховный суд состоял из Высокого суда и Апелляционного суда по гражданским делам.

Британская империя сложилась в середине XIX в. Она включала колониальные владения во всех частях света (Ирландию, Гибралтар, Мальту в Европе; Индию, Цейлон, Малайзиюв Азии; Канаду в Америке; Австралию, Новую Зеландию, Южную Америку и т.д.).

Английская промышленная буржуазия создала довольно гибкую систему управления колониальными владениями без громоздкого аппарата. Лишь в 1854 г. было создано министерство колоний. Законодательная, исполнительная и судебная власть Британской империи распространялась и на колонии.

Начиная с XVIII в. сложилось общее деление всех колоний назавоеванныеипереселенческие и два типа колониального управления. Завоеванные колонии, как правило сцветным населением, не обладали политической автономией и управлялись от имени короны через органы метрополии британским правительством. Законодательные и исполнительные функции в таких колониях сосредотачивались в руках высшего правительственного чиновникагубернатора (генерал-губернатора).

Другой тип управления сложился в колониях, где большинство населения составляли белые переселенцы из Британии и других европейских стран (североамериканские колонии, Австралия, Новая Зеландия, Капская земля). Долгое время эти территории по форме управления мало отличались от других любых колоний, однако постепенно приобрели политическую автономию – особый статус доминиона (с 1865 г.).

В 1867 г. британский парламент принял Акт о Британской Северной Америкеконституцию Канады, послужившую образцом для последующих конституций британских доминионов. Этот акт оформил объединение ряда провинций и территорий (Квебек, Онтарио, Новая Шотландия и Нью-Брансуик) в единый федеральный доминион под названиемКанада.

По форме правления Канада являлась своеобразной монархией, поскольку главой государства провозглашался британский монарх, представленный в самом доминионе генерал-губернатором. Законодательная власть вручалась федеральному парламенту Канады, состоящему из двух палат: сената, назначаемого генерал-губернатором, и избираемой палаты общин. Парламент имел право издавать законы и принимать поправки к конституции, касающиеся деятельности федерального правительства.

Исполнительная власть в канадской федерации принадлежала представителю британской короныгенерал-губернатору, наделенному очень широкими правами, в т.ч. правом назначения всех членов сената, созыва и роспуска палаты общин, отмены любого закона парламента отдельной провинции, правом вето в отношении законопроекта, принятого федеральным парламентом с последующим представлением его на усмотрение короне.

В 1901 г. подобным же образом был образован Австралийский союз с двухпалатным федеральным парламентом. В 1907 и 1909 гг. доминионами стали Новая Зеландия и Южно-африканский Союз (ЮАС). При этом внешняя политика и оборона доминионов оставались в руках британского правительства.

На рубеже XIXXX вв. с захватом огромных территорий в Африке (Нигерия, Гана, Кения, Сомали и др.) усилилась английская экспансия в Азии и на Арабском Востоке. Существовавшие здесь суверенные государства были превращены в полуколониипротектораты (Афганистан, Кувейт, Иран и др.).

Колониальное право в Британских владениях складывалось из актов британского парламента (статутное право),общего права,права справедливости, постановлений и распоряжений министерства колоний, нормативных актов самих колоний; колониальное право было сложным, противоречивым и смешанным.

Выводы по теме:

  1.  Буржуазное государство в Англии возникло в ходе революции XVII в., проходившая под "религиозным знаменем". Основным идейным требованием было реформирование господствующей англиканской церкви и восстановление "старинных вольностей и обычаев".

Накануне революции английское общество было расколото на два основных лагеря. 

) Сторонники короля (роялисты) представители "старого" феодального дворянства и английского духовенства выступали за сохранение абсолютизма и существующей церкви. 

) Оппозиция объединяла новое дворянство "джентри" и буржуазию. Так как противники абсолютизма выступали с лозунгами "очищения" английской церкви, завершения реформации и вывода церкви из-под королевской власти, то их стали именовать "пуритане".

Но лагерь оппозиции не был единым. Можно выделить три основных течения:

1) Пресвитериане - движение объединяло крупную буржуазию и верхушку "джентри", которые выступали за ограничение королевской власти, установление своего политического господства, реформу церкви на принципах протестантизма и утверждения в церковно-административных округах пресвитеров из числа наиболее состоятельных граждан.

2) Индепенденты - выражали интересы средних слоев буржуазии и обуржуазившегося дворянства, выступавших с требованиями ограничения королевской власти, признания свободы совести, свободы слова и т.д.

) Левеллеры - выделились в ходе революции из лагеря индепендентов, объединяли представителей мелкобуржуазных слоев города и деревни, выступали с наиболее радикальными требованиями, которые выразили в "Народном манифесте" 1647 г.: народный суверенитет, установление республики, всеобщее избирательное право для мужчин, возврат земель, утраченных в ходе "огораживания", реформа общего права.

В ходе революции из пролетарских слоев города и деревни оформилось течение диггеров, выступающих за уничтожение частной собственности на землю и предметы потребления. Их взгляды являлись разновидностью крестьянского утопического коммунизма и значительного распространения не получили.

Этапы истории английской революции: 

Первый этап -

  •  конституционный (ноябрь1640-август 1642г.), 
  •  первая гражданская война (1642 - 1646), 
  •  борьба за углубление демократического содержания революции (1646 - 1649), 

Второй этап -

  •  индепендентская республика (1649 -1653).
  •  военная диктатура (1653–)
  1.  К XVIII в. в Англии были заложены основные принципы буржуазного государства, как-то: верховенство парламента в области законодательной власти, исключительное право парламента вотировать бюджет и определять размеры воинского контингента, принцип несменяемости судей. Дальнейшее развитие буржуазного государства в Англии шло по пути конституционных реформ.

Важнейшей особенностью английской конституции было то, что она не представляет собой единого законодательного акта. Наряду с отдельными писаными законами ее важнейшую часть составляют неписаные условные правила, утвердившиеся как "конституционный прецедент". Наиболее важными из утвердившихся в XVIII веке были: непосещение королем заседаний кабинета министров; формирование правительства из партии, победившей на выборах; коллегиальная ответственность кабинета министров; отказ короля от права вето.

Развитие органов государственной власти Англии этого периода идет по двум направлениям: возвышение роли парламента и становление кабинета министров. К концу XVIII века парламент сосредотачивает в своих руках контроль не только за законодательной, но и за исполнительной властью, а английский кабинет министров становится обособленным от короля высшим органом управления, состоящим из основных должностных лиц государства - лидеров парламентского большинства и коллективно ответственных перед парламентом. Такое правительство стало именоваться ответственным правительством и является отличительным признаком парламентской системы, сложившейся в Англии к концу XVIII в.

3. Основными направлениями эволюции политической системы Англии в XIX веке были проведение избирательных реформ, становление двухпартийной политической системы, возвышение исполнительной власти.

Основное содержание избирательных реформ 1832, 1867, 1884-1887 гг. заключалось в снижении избирательного ценза (имущественного и возрастного), перераспределение избирательных округов в соответствии с численностью населения и ликвидация "гнилых местечек", введение тайного голосования.

В ходе проведения избирательных реформ произошла окончательная перестройка двух основных политических партий. Возникшие еще в XVIII в. как две политические группировки в парламенте виги и тори, выражавшие интересы соответственно торгово-промышленной буржуазии и крупных землевладельцев и финансовой буржуазии, в XIX в. сформировались как две политические партии: либеральная и консервативная.

Эти партии находились у власти попеременно в течение всего XIX в. Но во второй половине девятнадцатого столетия в связи с изменениями в экономической и социальной структуре Англии консервативная партия постепенно превращается в политическую партию крупной промышленной и финансовой буржуазии. Либеральная партия, ориентирующаяся на средние слои, постепенно теряет свою социальную базу и политическое влияние.

В 1906 г. на базе возросшего рабочего движения была образована лейбористская партия. Ее основу составили английские тред-юнионы (профсоюзы) и некоторые другие рабочие организации. Вскоре она превратилась в серьезную политическую силу, конкурирующую с либеральной и консервативной партиями.

В конце XIX - начале XX в. английский парламент превращается в орудие в руках правительства, располагающего большинством в парламенте. Организационная структура, партийная дисциплина, а также процедуры, ограничившие свободу прений в парламенте, дали возможность правительству определять направления работы палаты общин и подчинить ее своим интересам.

Важной мерой усиления роли правительства было и принятие в 1911 г. Акта о парламенте, ограничивающего полномочия палаты лордов. По новому положению для финансовых биллей согласия палаты лордов не требовалось, для нефинансовых в случае трехкратного отклонения законопроекта на протяжении двух лет он становился законом и без одобрения палаты лордов.

Во второй половине XIX века в Англии была проведена реформа местного самоуправления, в ходе которой были созданы однотипные представительные органы в городах и графствах, а реальная власть перешла из рук аристократии к буржуазии.

Кроме того, в результате судебной реформы все высшие суды, созданные еще при феодализме, были объединены в единый Верховный суд, состоявший из Высокого суда и Апелляционного суда по гражданским делам.

С XVIII века сложилось деление колоний на завоеванные и переселенческие. Соответственно сложилось и два типа колониального управления. Завоеванные колонии, где преобладало "цветное" население, политической автономией не обладали и управлялись от имени короны британским правительством. Законодательные и исполнительные функции в этих колониях были сосредоточены в руках губернатора. Представительные органы, если и создавались, то играли лишь совещательную роль (Индия, африканские и большинство азиатских колоний).

В переселенческих колониях большинство или значительную часть населения составляли белые переселенцы. Эти колонии со временем приобрели политическую автономию и статус доминионов. Они имели свою конституцию, парламент, правительство, которое было подконтрольно губернатору, назначенному метрополией.

В конце XIX в. появляется такая форма колониальной зависимости, как протекторат. Формально независимые государства имели ограниченный суверенитет в силу навязанных Англией договоров и присутствия колониальных войск (Афганистан, Кувейт, Ирак).

Особое место в колониальной империи Британии занимает Ирландия. Будучи старейшей английской колонией, в 1800 г. она была объединена в союз с Великобританией. Было создано Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии. Ирландцы получили места в английском парламенте.

Вопросы для обсуждения:

  1.  Возникновение буржуазного государства в Англии.
    1.  Политические течения английской буржуазной революции. 
      1.  Изменения форм правления.

Литература по теме:

  1.  История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. 6-е издание. Керимбаев М.К. Бишкек 2008.
  2.  История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. Часть 2. Федоров К.Г., Лисневский Э.В. Ростов-на-Дону 1994. 
  3.  История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. Шатилова С.А. Инфра-М. Москва 2004.
  4.  История государства и права зарубежных стран. Учебник. 4-е  издание. Под.ред. Батыра К.И. Проспект. Москва 2005. 
  5.  Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. Под.ред. Батыра К.И. и Поликарповой Е.В. Юристь. Москва 1996.
  6.  Две английские революции XVII века. Караев Н.И. Политиздат 1924.
  7.  История Англии. Мортон А.Л. Москва 1950.
  8.  Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
  9.  Английская буржуазная революция XVII века. Под ред. Е.А. Косминского, Н.А. Левицкого. Москва 1954. Т. 1,2.
  10.  Эволюция Британской конституции. Бромхед П.Москва 1978.

Практические задания:

  •  Сделайте доклад на тему: "Географические открытия и колониальные захваты"
  •  Составьте таблицу:

Английская революция

Первый  этап

Второй  этап

Форма правления Англии

Политические течения

пуритане

пресвитериан е

индепенденты

левеллеры

диггеры

роялисты

Причины и цели революции

Результаты революции

Контрольные вопросы:

1. Особенности и основные этапы буржуазной революции в Англии. Политические течения этого периода.

2. Формирование конституционной монархии в Англии (нач. XVII-XVIII вв.).

.   Хабеас корпус акт 1679 г.

.  Развитие конституционной монархии в Англии. Формирование парламентарной монархии.

.  Избирательные реформы 1832 и 1867 гг. в Англии.

Тесты: 

1. Приведите пример страны английского доминиона:

  •  Канада.

Кувейт.

Египет. 

Индия.

2. Как назывались английские колонии, получившие местное самоуправление, политическую автономию, свои парламенты и правительство?: 

Автономии. 

Заморские территории. 

Протектораты.  

  •  Доминионы. 

3. Приведите пример страны английского протектората: 

Канада 

Марокко 

  •  Афганистан 

Индия 

4. Наиболее старой колонией Англии была:

Американские колонии. 

Южная Африка. 

Индия.

  •  Ирландия. 

5. Какие социальные группы составляли пресвитерианское течение пуритан в ходе английской буржуазной революции XVII) в.?:

Английское духовенство. 

Ремесленники и крестьяне.

Средние слои буржуазии и нового дворянства. 

  •  Крупная буржуазия и верхушка джентри 

6. Какая из перечисленных партий была предшествующей современной консервативной партии в Англии?:

Радикальная. 

Лейбористская.

  •  Тори. 

Виги. 

7. В каком документе отражен главный вопрос английской революции - о границах королевской инициативы, праве короля в отношении жизни и имущества подданных и неприкосновенности частной собственности?:

Орудие управления (1653 г.)

  •  Петиция о праве (1628 г.) 

Народное соглашение (1647 г.) 

Трехгодичный акт (1641 г.)

8.Двойной вотумв Англии это:

Отклонение законопроекта королем. 

Необходимость утверждения законопроекта палатой общин и палатой лордов.

Повторное отклонение законопроекта палатой общин. 

  •  Право дважды голосовать по месту нахождения недвижимости и фактическому проживанию. 

9. Какая партия возникла в Англии в результате подъема рабочего движения и появления социалистических групп и организаций?:

Консервативная. 

Либеральная.

  •  Лейбористская.

Социал-демократическая

10. Какая партия в Англии середины XIX в. выражала интересы землевладельческой аристократии и финансовой верхушки?:

  •  Тори. 

Виги. 

Радикальная.

Лейбористская. 

11.Ответственность правительствав государственной системе Англии предполагает:

  •  Ответственность правительства перед палатой общин. 

Ответственность правительства перед палатой лордов. 

Ответственность правительства перед королем.

Ответственность правительства перед народом.

12. В чем проявилось сокращение полномочий палаты лордов в Акте в парламенте 1911 г.?: 

Численное сокращение.

  •  В положении где финансовый законопроект, принятый палатой общин, но не утвержденный в течение месяца палатой лордов, представлялся королю и становился законом.

Сократился срок полномочий. 

Ограничение свободы прений.

13. Какой документ определил положение парламента в системе государственных органов после дворцового переворота в Англии, получившего названиеСлавная революция”?: 

  •  Билль о правах 1689 г. 

Бреденая декларация 1660 г. 

Акт об устройстве 1701 г.

Хабеас Корпус Акт 1679 г.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
12719. ФРАНЦИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ 40.25 KB
  Третья республика во Франции 1871 – 1917 гг. занимает особое место в развитии и утверждении капитализма и общественнополитического строя во Франции. депутаты Генеральных штатов собрались и созвали Учредительное собрание для определения основы нового конституционного строя для Франции.
12720. ГЕРМАНИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ 47.65 KB
  Вопросы темы: Государственный строй Германии до объединения. Государственный строй Германии до объединения Падение Священной римской империи германской нации . Падение Священной римской империи германской нации стало прямым следствием победоносных наполеоновских войн в ходе которых не только существенно была перекроена политическая карта Европы но и дальнейший импульс получило развитие Германии по капиталистическому пути. в связи с завершением промышленного переворота который в отличие от Англии и Франции начался в...
12722. ЯПОНИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ 35.97 KB
  Вопросы: Государственный строй Японии до середины 60х гг. Образование политических партий в Японии. Государственный строй Японии до середины 60х гг. Постепенное становление буржуазного государства в Японии начавшееся во второй половине XIX в.
12723. Развитие китайского государства в новое время 23.7 KB
  Император перед кончиной мог избрать своим преемником любого из своих сыновей а если таковых не было то любого из принцев императорской кров Император был верховным законодателем и верховным жрецом которому принадлежало исключительное право принесения жертв и молений Верховному небу а также неограниченное право карать и миловать своих подданных. Высшими государственными учреждениями империи Цинов были Императорский секретариат и Военный совет. когда для более оперативного руководства военными действиями в завоевательных походах...
13572. Анализ революционных преобразований на Востоке в Новое и Новейшее время 20.24 KB
  Научная значимость работы заключается в том что в ходе написания данной работы мы отходим от широко распространенного в отечественной историографии образа чистой или классической революции представленного в марксистской парадигме в силу его слабой применимости к изучению преобразований в Турции...
11196. Историко-теоретические предпосылки реформаторской деятельности в европейских странах в новое время 160.92 KB
  В результате углубления общественного и территориального разделения труда происходили сдвиги в размещении производительных сил их структуре что вело к усилению обмена. Он пришел к выводу что основу государственной полисной жизни составляет закон. Конфуция отличало недоверие к законам он считал что общественный порядок должен поддерживаться ритуалами и моралью. Он утверждал что править должны знающие люди философы а само правление представляет собой искусство к которому предрасположены лишь отдельные лучшие люди благодаря своему...
4323. Рабочее время и время отдыха 9.59 KB
  Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени учащихся образовательных учреждений в возрасте до восемнадцати лет работающих в течение учебного года в свободное от учебы время не может превышать половины норм. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. для работников занятых на работах с вредными...
10667. Рабочее время. Время отдыха 17.02 KB
  В течение рабочего дня смены всем работникам предоставляется перерыв для отдыха и питания который не включается в рабочее время и не оплачивается ст. Если по условиям работы предоставить перерыв невозможно работодатель обязан создать работнику условия для отдыха и приема пищи на рабочем месте. Они даются работающим на открытом воздухе в холодное время года или в неотапливаемых помещениях для обогревания. На погрузочноразгрузочных работах и некоторых других видах работ предоставляются дополнительные перерывы для отдыха.
12836. АНГЛИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА 56.9 KB
  Основные этапы становления и развития средневекового государства Англии. Основные этапы становления и развития средневекового государства Англии. Становление феодального государства в Англии связано с многочисленными завоеваниями Британских островов племенами германского и скандинавского происхождения.
12725. АНГЛИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ 20.19 KB
  После первой мировой войны экономическое положение Великобритании значительно изменилось. Трудности, связанные с экономическим спадом и общим кризисом 20-х – начала 30-х гг. заставили правящие круги расширить государственное вмешательство в экономику и в сферу социальных отношений в целях стабилизации.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.