Упреждающая модель психологического сопровождения одаренных детей

Вид работы Отчет по практике Название дисциплины Тема Упреждающая модель психологического сопровождения одаренных детей Фамилия студента Имя студента Отчество студента № контракта Ф. научного руководителя степень звание Направление на практику...

2014-06-21

3.8 MB

27 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Вид работы

Отчет по практике

Название дисциплины

Тема

Упреждающая модель психологического сопровождения одаренных детей

Фамилия студента

Имя студента

Отчество студента

контракта

Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание

Направление на практику

 

Содержание

Основные данные о работе 1

Содержание 2

Введение 3

Основная часть 5

1 Характеристика базы практики: МБДОУ «Детский сад9» 5

2 Упреждающая модель психологического сопровождения одаренных детей 9

Заключение 15

Список использованных источников 17

Список сокращений 18

Приложения 19

Введение

Производственная практикаэто практика, главной целью которой является основательное изучение отдельных специализаций. Практика реализует следующие функции:

- способствует активному изучению и закреплению теоретических знаний;

- обеспечивает создание профессиональной компетенции будущего специалиста;

- формирует познавательные и творческие способности личности, вырабатывает способность к самообразованию, саморазвитию;

- обеспечивает закрепление теоретических знаний путем изучения опыта работы предприятий, учреждений, организаций.

Одним из важнейших компонентов, способствующих созданию и поддержанию на высоком уровне научно-технического, политического, культурного и управленческого потенциала страны, является налаженная система поиска и образования интеллектуально одаренных детей. Наибольшей активизацией творчества и одаренности характеризуется дошкольный возраст. 

Статистические данные последних лет свидетельствуют о тенденции роста численности одаренных детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одаренным детям. Но если они лишены необходимой, для развития их талантов поддержки, то в результате всего лишь 2-5% детского поколения действительно проявляют себя как одаренные.

Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Государственная программа «Развитие образования на 2013 - 2020 годы», Целевая федеральная программа «Дети России», Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа». В Красноярском крае, в рамках целевой федеральной программы «Дети России», разработана долгосрочная целевая программа «Одаренные дети Красноярья», определившая стратегические ориентиры решения проблемы одаренности детей в нашем крае. 

Поэтому темой производственной практики выбрана тема: «Упреждающая» модель психологического сопровождения одаренных детей.

Я,                          , проходила производственную практику на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад9 «Семицветик» (МБДОУ «Детский сад9») города Зеленогорска Красноярского края.

Продолжительность практики шесть недель: с 13.07.2013 по 16.08.2013 года.

Цель практики: приобретение практических навыков работы психолога по выявлению и психологическому сопровождению одарённых детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. 

Задачи, решаемые за время прохождения практики:

- знакомство с персоналом и организацией работы ДОУ;

- знакомство с функциональными обязанностями, документацией и основными направлениями работы психолога ДОУ;

- в соответствии с выбранной темой практики - провести исследование особенностей развития одаренности детей старшего дошкольного возраста, участие в разработке «упреждающей» модели психологического сопровождения одарённых детей.

«Упреждающая» модель психологического сопровождения одаренных детейэто метод, когда одаренные дети, находясь под постоянным наблюдением психологической службы, приобретают так называемый «психологический иммунитет»: формирование и развитие у детей способностей и навыков активных действий в ситуациях повышенной трудности приводит в действие скрытый механизм, вызывающий появление потребности в преодолении трудностей. А успешное преодоление трудностей, адаптированных к задаче выявления и развития одаренности, в конечном счете, превращается в систему выявления определенных личностных качеств, обеспечивающих более полное развитие творческих способностей.

Именно поэтому при воспитании и обучении одаренных детей необходимо активное участие специалистов, разбирающихся в специфике их развития.

Основная часть

1 Характеристика базы практики: МБДОУ «Детский сад9»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад9 «Семицветик» города Зеленогорска Красноярского края было открыто в феврале 1964 года, и находится по адресу: ул. Бортникова, 6.

МБДОУ «Детский сад9» размещается в 2-х этажном отдельно стоящем здании общей площадью 1443,8 м². Здание расположено в жилом секторе на внутриквартальных территориях, удалённых от промышленных предприятий и магистральных улиц. Размещается на обособленном земельном участке, по периметру которого ведется видеонаблюдение. На территории имеются: общая физкультурная площадка, игровые площадки для каждой возрастной группы, на каждой площадке установлено стационарное современное игровое оборудование. 

Детский сад осуществляет деятельность на основании лицензии: Серия РО017511, регистрационный4755-л, выдана Службой по контролю в области образования Красноярского края от 28.03.2011 г., срок действиябессрочно.

Функции и полномочия Учредителя ДОУ осуществляет Администрация ЗАТО г. Зеленогорска и Управление образования Администрации ЗАТО г. Зеленогорска.

Порядок комплектования и приема детей в детсад определяется «Положением о порядке комплектования и приема детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения», с которым родители знакомятся до приема детей в ДОУ.

В детском саду функционируют 9 групп общеразвивающей направленности. На сегодняшний день  в МБДОУ:

группы раннего возраста, в т.ч.: 1 ясельная группа (1 - 2 л) –детей; 2 ясельная группа (2 - 3 л) –детей; 3 ясельная группа (2 - 3 л) –детей; 4 ясельная группа (2л) –детей.

дошкольных групп, в т.ч.: 1 младшая группа (2-3 л) –детей; 2 младшая группа (3л) –детей; 1 средняя группа (4 - ) –детей; 1 старшая группа (5 - ) –детей; 2 старшая группа (5 - ) –детей.

Дети находятся в закрепленных за каждой возрастной группой помещениях. Обучение детей осуществляется по кабинетной системе (5 кабинетов). 

Режим работы МБДОУ: круглогодичный, в режиме пятидневной рабочей недели с двумя выходными (суббота, воскресенье). Группы в ДОУ функционируют в режиме полного дня (12-часового пребывания) с 6.30 до 18 .30.

Общее количество детейчеловек: мальчиков, девочек. Количество полных семей, неполных, многодетные семьи. Контингент воспитанников социально благополучный. Преобладают дети из русскоязычных и полных семей, мальчики, дети из семей рабочих со средним специальным образованием. Характеристика социального состава семей в Приложении А.

Миссия ДОУ: создание благоприятных условий проживания ребёнком дошкольного детства, всестороннее формирование личности ребёнка с учётом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей, обеспечивая качественную подготовку к школе.

Учебный год в ДОУ начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. Особенности образовательного процесса в течение учебного года показана в табл. 1.

Таблица 1 - Структура учебного года МБДОУ9 «Семицветик»

Диагностический период

.09.2012.09.2012

,5 недели

Учебный период

.09.2012.12.2012

недель

Каникулы

.12.2012.01.2013

,5 недели

Учебный период

.01.2013.05.2013

,5 недели

Диагностический период

.05.2013.05.2013

,5 недели

ДОУ реализует  основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию  детей. Образовательную деятельность МБДОУ д/с9 осуществляет в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения, в основе которой лежит реализация «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), а также примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), программы психолого-педагогического учебного центра им Л.А. Венгера «Развитие»; программы «Безопасность» (под ред. Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной).

Детский сад обеспечен учебными материалами, наглядными пособиями, игрушками и игровыми предметами.

В детском саду имеются игровые комнаты, закрепленные за каждой возрастной группой. В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной и т.д. 

Для воспитанников ДОУ создана современная предметно-развивающая среда. В здании находятся специализированные помещения для занятий с детьми, предназначенные для поочерёдного использования группами или подгруппами воспитанников: музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет педагога-психолога, изостудия, кабинет учителя-логопеда.

При проектировании предметно-развивающей среды в каждой группе ДОУ, исходят из необходимости учёта следующих факторов: социально-психологических особенностей ребёнка; развитие любознательности; гендерного развития; физического развития и укрепления здоровья, эмоционально-личностного развития ребёнка. 

В дошкольном учреждении создана и постоянно совершенствуется система дополнительного образования детей. Обучение ведется в таких кружках и студиях:

  1.  Театральная студия «Сказка».
  2.  Изостудия «Радуга детства».
  3.  Студия хореографии «Капелька».
  4.  Кружок «Изонить».
  5.  Спортивный кружок «Здоровый ребенок».

Кадровое обеспечение воспитательно-образовательного процесса МБДОУ «Детский сад9» обеспечивает 51 сотрудник:

  1.  Административный персоналчеловека, в т.ч. заведующая детским садом и заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.
  2.  Обслуживающий персоналчеловек.
  3.  Учебно-вспомогательный персоналчеловек.
  4.  Педагогический персоналчеловека, в т.ч.: воспитатели - 19, педагог-психолог - 1, учитель-логопед - 1, музыкальный руководитель - 1, инструктор по физической культуре - 1.

Сведения об образовании и уровне квалификации педагогического состава наглядно представлено в Приложении Б. Анализ реальной ситуации в дошкольном учреждении свидетельствует о достаточном благополучии в плане методического и кадрового обеспечения педагогического процесса. 

Педагогическим коллективом МБДОУ «Детский сад9 Семицветик» каждый ребенок принимается как индивидуальность уже со своими особенностями, и считаются одаренными в любом виде детской деятельности.

Д.Б. Богоявленская в «Рабочей концепции одаренности» дает следующее определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»:

- одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми;

- одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Необходимо, чтобы обучение одаренных детей строилось на основе специально разработанных программ, которые способствуют полной реализации творческого и интеллектуального потенциала. Когда эти дети занимаются по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у них может угаснуть познавательных интерес, желание заниматься. Поэтому, создание условий, в процессе воспитания и обучения детей, обеспечивающих выявление и развитие их потенциальных способностей, является одной из важнейших задач МБДОУ «Детский сад9 Семицветик». 

В детском саду:

- разработано «Положение о психолого-педагогическом сопровождении детей, имеющих ярко выраженные способности»;

- применяются разнообразные формы выявления одаренных детей, в том числе: общение с родителями (анкетирование, беседа); наблюдение за детьми; тестирование воспитанников.

- организуется работа кружков и студий;

- составляются перспективные планы работы по данному направлению;

- разрабатываются индивидуальные маршруты сопровождения развития детей, имеющих ярко выраженные способности;

- создаются детские портфолио и пр.

2 Упреждающая модель психологического сопровождения одаренных детей

В МБДОУ9 «Семицветик» работает опытный педагог-психолог - Воробьева Ольга Анатольевна: стаж работыпять лет, образование высшее профессиональное.

Психолог в дошкольного учреждения имеет 3 направления деятельности, это: работа с детьми, работа с родителями и работа с коллективом. Каждое из этих направлений состоит из психодиагностики, психокоррекции и психопрофилактики.

Вся работа психолога строится в соответствии «Положением о психологической службе в ДОУ», с обязанностями и правами, которые определяют рамки профессиональной компетенции. 

Главная задача педагога-психолога в детском садуэто создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития способностей (в том числе одаренности) каждого ребёнка. 

С целью выявления одаренных детей, психолог ДОУ проводит подготовку пакета психолого-педагогических диагностик выявления одаренности (общей, интеллектуальной, творческой) по возрастным группам. Методика «Карта одаренности» представлена в Приложении В.

В рамках информационного направления осуществляет просвещение и консультирование по особенностям одаренных детей всех субъектов программы (по планам-графикам). План работы с одаренными детьми в 2012-2013 году представлен в Приложении Г. 

Кроме того, психолог занимается разработкой программ, методик, раздаточных материалов для обучения специалистов и родителей методам выявления и развития одаренности дошкольников. Проводит тренинги для родителей и воспитателей; индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия с одаренными детьми.

Результатом работы с одаренными детьми является, не просто участие детей в интеллектуальных конкурсах внутри детского сада, но и победы воспитанников на городском уровне в ежегодно проводимых мероприятиях. Достижения воспитанников в 2012-2013 гг. показаны в Приложении Д.

В процессе прохождения производственной практики, в соответствии с выбранной темой, мною изучены особенности работы педагога-психолога ДОУ с одаренными детьми и выстраивание модели психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка в детском саду. 

Модель содержит такие компоненты как цель, задачи, принципы, этапы.

Цель модели сопровождения: создать условия для психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка в условиях ДОУ.

Задачи сопровождения:

. Создать специальные условия для развития одаренности ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.

. Создать условия для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе «педагогребенокродитель».

. Отслеживать особенности развития одаренности ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Получаемые показатели сравнивать с содержанием психолого-педагогического статуса, возрастными возможностями. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.

. Повысить психолого-педагогическую компетенцию воспитателей, родителей, других взрослых по вопросам сопровождения развития одаренного ребенка.

В программе сопровождения принимают участие: психолог, воспитатели, родители, другие субъекты педагогической деятельности.

Принципы сопровождения: 

- непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;

- признание уникальности ребенка, исключающее усреднение, сравнение одного ребенка с другим;

- бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе;

- защита интересов ребенка;

- индивидуальный путь развития ребенка;

- учет специфики возрастного и индивидуального развития;

- принцип диалогичности;

- принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;

- принцип построения развивающей работы на основе диагностики.

Данная модель психологического сопровождения развития одаренного ребенка у детей в условиях ДОУ предполагает реализацию следующих этапов:

этап сопровождающей работыдиагностический - предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов и склонностей, одаренности. 

Информация поступает от родителей, воспитателей или от других людей, имеющих контакт с ребенком. На этом этапе, воспитатели знакомят родителей с возрастными особенностями детей. Педагог-психолог совместно с воспитателями, наблюдают за детьми, анализируют индивидуальные особенности каждого ребенка, выявляют детей с ярко выраженными способностями. 

Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития, построения развивающей работы. Сопоставление результатов психологического тестирования и экспертных оценок педагогов и родителей позволяет получить дополнительную информацию об индивидуальных различиях одаренности ребенка, а также выделить детей, высокий уровень способностей которых по каким-либо причинам не был раскрыт.

С детьми, используется пакет диагностических методик (интеллекта, специальных способностей, креативности, мотивации, достижений), с целью определения уровня личностного развития ребенка в рамках 4-х основных направлений дошкольного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, психофизическое. 

При этом, диагностические задания проводятся в игровой форме в тот промежуток времени, когда ребенок продуктивно активен и занимается с желанием. Поскольку тестирование требует большой самоотдачи, - диагностическое обследование проводиться не спеша, постепенно предлагая не более 1-2 заданий за один отрезок времени (для детей 5-6 лет - до 20 минут, для 6-7 лет - не более получаса).

этапуточнение выявленных способностей ребенка, проведение психолого-педагогического консилиума. На этом этапе воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка. Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребенке, нуждающемся в развивающих средствах, и определяют группу сопровождения, условия для развития одаренного ребенка. 

Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы или рекомендации по созданию условий для развития его одаренности. В «Дневнике сопровождения развития ребенка» специалисты фиксируют выводы, записывают рекомендации по сопровождению развития одаренного ребенка.

этап - создание условий для развития одаренных детей: проведение развивающей работы с ребенком в кружке, студии в детском саду, учреждении дополнительного образования детей; консультативной и другой работы с родителями, воспитателями. 

Среда, в которой одаренность актуализируется, должна обладать определенными особенностями, которые представлены в Приложении Е.

На этом этапе, на основании анализа выявленной одаренности ребенка, заявки родителей о развитии одаренности их ребенка, заведующая ДОУ создает в детском саду условия для развития одаренных детей: открывает кружки, студии. При этом использует внутренние ресурсы, воспитателей детского сада, а также приглашает педагогов из учреждений дополнительного образования. 

Педагоги ДОУ разрабатывают образовательные программы работы кружков, студий, которые обсуждают с родителями и утверждают на педагогическом совете ДОУ. Поскольку у одаренного ребенка, как правило, повышена активность, зона его особых интересов, поэтому в детском саду образовательный процесс педагоги организуют по личностно-развивающей технологии, которая способствует развитию у детей познавательной активности, инициативности, творческого самовыражения, субъектной позиции в деятельности.

-й этап - анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка. На этом этапе психологи, педагоги и другие специалисты проводят в середине и конце учебного года, а по необходимости чаще, диагностику успешности развития одаренности ребенка и корректировку его индивидуальных программ, рекомендаций по сопровождению его развития. 

Педагоги ДОУ организуют в детском саду разнообразные формы презентаций успешности развития способностей ребенка: выставки авторских работ, сольные концерты, моноспектакли, фестивали и др. Все данные воспитатели регистрируют в индивидуальном «Дневнике сопровождения развития ребенка». 

В Приложении Ж показан «Индивидуальный маршрут сопровождения конкретного одаренного ребенка».

Таким образом, реализация данной модели позволит достичь высоких результатов в развитии дошкольников, основные из которых:

- продуктивность (беглость, скорость), отражающая способность детей к порождению большого числа идей, выраженных словесно и в виде рисунков;

- гибкость, характеризующая способность ребенка переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать стратегии решения;

- оригинальность, в выдвижении новых, необычных, неочевидных идей;

- разработанность (степень детализации ответов), характеризующая способность наилучшим образом воплотить идею и замысел и др.;

Таким образом, выявление одаренных детейпродолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Надо сразу отметить, что эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их воспитания или в процессе индивидуализированного образования.

Заключение

Итак, за время прохождения практики я познакомилась с организацией работы МБДОУ «Детский сад9 Семицветик» г. Зеленогорска в целом, с его педагогическим коллективом. 

В соответствии с целью производственной практики, - приобретение практических навыков работы по выявлению и психологическому сопровождению одаренности детей старшего дошкольного возраста, - более основательно ознакомилась с деятельностью педагога-психолога дошкольного учреждения: его должностными и функциональными обязанностями, планом работы; изучены основные направления, методы и формы работы. 

Мною сделан вывод, что работа педагога-психолога полностью соответствует требованиям реализации ФГТ. 

В ходе прохождения практики я присутствовала на занятиях разных возрастных групп развития; самостоятельно провела ряд диагностических методик, проанализировала результаты. 

В настоящее время, особое внимание педагоги детского сада уделяют работе с одаренными детьми, т.к. эта проблема выходит на приоритетные позиции современного образования. 

Создание творческой среды, обогащение мира детей новыми формами обучения, поддержание их индивидуальности и неповторимости, способностей личного выражения в развитии исключительного мышления - необходимая задача психологического сопровождения одаренного ребенка.

В МБДОУ «Детский сад9 Семицветик» созданы условия для развития потребностей одаренных детей, - образовательный процесс организуется по личностно-развивающей технологии, которая способствует развитию у детей познавательной активности, инициативности, творческого самовыражения, субъектной позиции в деятельности.

В соответствии с темой практики, мною получен опыт: 

- в проведении диагностики особенностей развития одаренности детей старшего дошкольного возраста;

- в разработке «упреждающей» модели психологического сопровождения одарённых детей.

Основные направления психологического сопровождения одаренного ребенка:

- обеспечение условий сопровождения развития одаренного ребенка в ДОУ;

- разработка индивидуального маршрута развития конкретного ребенка;

- организация в детском саду презентаций результатов деятельности ребенка: выставки авторских работ, сольные концерты, моноспектакли и др.

Практика работы детского сада9 подтвердила значимость эффективного психолого-педагогического сопровождения развития одаренного ребенка. 

Развивая специальные способности, за последние годы дети МБДОУ «Детский сад9 Семицветик» были номинантами различных общегородских мероприятий, в том числе фестиваля интеллектуальных малышей.

В то же время, в ходе практики я столкнулась с проблемами, которые тормозят деятельность по осуществлению сопровождения одаренных детей, это:

- неготовность педагогов работать с одаренным ребенком из-за отсутствия необходимых теоретических знаний и практического опыта;

- недостаточная заинтересованность у родителей в развитии одаренности ребенка, т.к. многие родители ориентированы, прежде всего, на подготовку ребенка к школе, обучению чтению, математике и даже письму.

Список использованных источников

1

Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы»: Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013792-р // СЗ РФ от 27.05.2013. -21. - Ст. 2671.

2

Об утверждении долгосрочной целевой программы «Одаренные дети Красноярья» на 2011-2013 годы: Постановление Правительства Красноярского края от 23.11.2010586 // Красноярский край от 23.11.2010.

3

Арсеньева Т.Н. «Упреждающая» модель психологического сопровождения  одаренных детей // Ежегодник РПО: Т.1. - СПб.: СПбГУ, 2003, - С. 208-210.

4

Дементьева Л.А. Диагностика детской одаренности / Л.А. Дементьева.Курган: ГОУ ДПО ИПКиПРО, 2009.с.

5

Звонарева О.В. Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории развития детей дошкольного возраста с предпосылками интеллектуальной одаренности / О.В. Звонарева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. -54.С. 373-378.

6

Одаренные дети дошкольного возраста XXI века: феномен, субкультура, нравственные ориентиры и перспективы развития / под ред. Л.В. Трубайчук.Челябинск: Образование, 2010.С. 177-181.

7

Рабочая концепция одаренности. - М.: МППУ, 2005.с.

8

Развитие одаренности дошкольника в условиях ДОУ: метод. рекомендации / И.С. Морозова, О.Ф. Григорьева.Кемерово: ИПКиПРО, 2012.с.

9

Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе / А.И. Савенков.Екатеринбург: У-Фактория, 2004.с.

10

Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Региональный опыт / Под ред. И.Н. Тоболкиной, Т.Б. Черепановой. - Томск.Томск: ЦНТИ, 2010.с.

Список сокращений

ДОУ - Дошкольное образовательное учреждение.

ЗАТОЗакрытое административно-территориальное образование. 

МБДОУ - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

ФГТ - Федеральные государственные требования.

Приложения

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
12991. Системы социального сопровождения ВИЧ-инфицированных детей-сирот 104.67 KB
  Исследовать особенности социального сопровождения ВИЧ-инфицированных на основе опыта специалистов СПб ГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», СПб ГБУЗ «Специализированный дом ребенка № 16 (психоневрологический)» и Общественного благотворительного фонда «За здоровое поколение на пороге XXI века» и дать рекомендации по улучшению системы социального сопровождения.
11209. Проблема социализации одаренных детей в современном мире 8.17 KB
  Позитивные изменения, отвечающие интересам детей, их воспитания и личностного развития происходят лишь там, где педагогические коллективы объединяют свои профессиональные усилия с усилиями родительской общественности, помогают семьям учащихся в их культурном и духовном развитии, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей.
4290. Психологические сопровождения воспитания патриотизма и интернационализма у детей подросткового возраста 39.83 KB
  Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан
11005. Процесс обучения одаренных детей в младшем школьном возрасте 253.68 KB
  Наблюдения свидетельствующие о том что умственные возможности людей неравны старо как мир. Также было замечено что различия их часто проявляются уже в детстве. Бытует мнение что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых в особом внимании и руководстве они сами пробьют себе дорогу. Но не следует забывать что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны и ранимы.
11489. Основные направления решения проблемы воспитания одаренных детей 42.32 KB
  В связи с этим стала остро проблема воспитания одаренных детей так как специальных методик воспитания таких детей недостаточно необходимо выработать приоритеты разработать модели и систему их воспитания. Стремление казахстанского общества к общемировым стандартам образования обусловлена стратегическая цель реформирования системы образования обеспечивающая создание наиболее благоприятных условий для развития одаренных детей реализация их творческого и интеллектуального потенциала. Обращение к проблеме раннего выявления и развития одаренных...
5165. Возможности развития художественно-одарённых детей в условиях творческого объединения 65.27 KB
  Возможности развития художественно-одарённых детей в условиях творческого объединения Заключение. Введение Принятые и введённые в действие Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования наряду с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья выделяет и одарённых детей.
18016. Опыт социально-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и пути его совершенствовани 102.88 KB
  Ребёнок в трудной жизненной ситуации и необходимость его социально-педагогического сопровождения 1. Дети оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и их социально-педагогическая характеристика 1. Сущность необходимость и технология социально-педагогического сопровождения детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Опыт социально-педагогического сопровождения детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации и пути его совершенствования.
1292. Изучение социально-психологического климата 597.7 KB
  Цель практики: приобретение практических навыков работы психолога детского дошкольного учреждения (ДОУ) по изучению и гармонизации социально-психологического климата в коллективе....
20570. Анализ социально – психологического климата в трудовом коллективе 270.2 KB
  Понятие трудового коллектива и его характеристики. Характеристика трудового коллектива. Производственно-хозяйственная деятельность трудового коллектива. Совершенствование межличностных отношений трудового коллектива СПК Гридино.
4643. Средства и методы информационно-психологического воздействия в сети Интернет 979.65 KB
  И прежде чем каклибо пытаться решить проблему нужно сначала взглянуть в ее корни: любое влияние со стороны средств массовой информации обычно происходит в одностороннем порядке и зачастую и вовсе помимо воли объекта который ее получает. Например индивидуум заходит на интернетстраничку и помимо основной информации по поисковому запросу сайт отображает всякий информационный мусор: рекламу новости и т. К сожалению при этом он каклибо повлиять на каналы распространения информации не может поэтому ему ничего не остается как...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.