Механизм реализации личных прав и свобод человека: содержание и особенности функционирования

Совокупность благоприятных условий и средств, обеспечивающих выполнимость прав человека и гражданина, именуется гарантиями. В зависимости от сферы распространения существуют международные и внутригосударственные гарантии прав человека.

2015-08-28

422.07 KB

24 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Содержание

[1] Содержание

[1.0.1]
Введение

[1.0.2]
1 Права и свободы человека и гражданина как конституционная основа правового статуса личности

[1.0.3] 1.1 Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации и их конституционная защита

[1.0.4] 1.2 Соотношение прав и свобод человека и гражданина в современном российском обществе

[1.0.5]
2 Механизм реализации личных прав и свобод человека: содержание и особенности функционирования

[1.0.6] 2.1 Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и конституционные права и свободы человека

[1.0.7] 2.2 Интерпретация ограничений прав человека и свобод человека и гражданина

[1.0.8]
Заключение

[1.0.9]
Список использованных источников

[1.0.10]
Глоссарий

[1.0.11]
Приложение А

[1.0.12]
Приложение Б

[1.0.13]
Приложение В


Введение

В Конституции РФ закреплено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). Конституцией РФ гарантируется гражданам государственная защита прав и свобод, закрепляется за гражданами право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

Совокупность благоприятных условий и средств, обеспечивающих выполнимость прав человека и гражданина, именуется гарантиями. В зависимости от сферы распространения существуют международные и внутригосударственные гарантии прав человека.

Большую роль играет группа юридических гарантий, разделяющихся на гарантии охраны прав и гарантии защиты. Структура юридического механизма гарантий прав человека включает закрепление прав человека в позитивных нормах, определение границ и способов осуществления субъективных прав, утверждение правил ограничения прав, дифференциацию режимов реализации прав, фиксацию процедур охраны и защиты прав, установление ответственности и других мер принуждения за нарушение прав, указание на формы и размеры восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного вреда, меры профилактики и предупреждения возможных нарушений прав.

Закрепленные в Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина соответствуют общепринятым стандартам, закрепленным во Всеобщей декларации прав человека1, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах2, Международном пакте о гражданских и политических правах3.

Защита прав и свобод человека и гражданина, являясь конституционно-правовой и международно-правовой обязанностью современного государства, осуществляется с помощью системы принципов, предназначенных для этих целей.

Таким образом, целью курсовой работы является комплексный теоретико-правовой анализ проблемы соотношения и взаимодействия конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Для достижения цели предпринята попытка решить в данной работе следующие задачи:

- исследовать понятие прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и способы их конституционной защиты;

- охарактеризовать соотношение прав и свобод человека и гражданина в современном российском обществе;

- проанализировать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и конституционные права и свободы человека;

- рассмотреть интерпретацию ограничений прав человека и свобод человека и гражданина.

Объектом курсовой работы являются субъективные права человека как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности.

Предметом курсовой работы является проблема конкуренции и взаимодействия различных субъективных прав.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.


1 Права и свободы человека и гражданина как конституционная основа правового статуса личности

1.1 Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации и их конституционная защита

Права человека, имеющие несколько измерений, носят универсальный характер. Во-первых, абсолютно все люди обладают основными правами и свободами; запрещаются любые формы ограничения прав и свобод по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; мужчина и женщина имеют равные права и свободы и возможности для их реализации. Во-вторых, всеобщность прав и свобод человека выражается в пространственном, территориальном аспекте. В-третьих, вопросы прав человека являются предметом обеспокоенности всех государств4.

Система прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации может быть представлена следующим образом (см. Приложение А):

1) личные права и свободы: право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, право на невмешательство в частную жизнь, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища;

2) свободы человека и гражданина: право на свободу передвижения и выбор места жительства, свободу мысли и слова, свободу совести, право свободного определения национальности, свободы в сфере экономики, политики и культуры;

3) права гражданина на управление делами общества: право избирать и быть избранным, участвовать в референдуме, отправлении правосудия, право подачи индивидуальных или коллективных заявлений;

4) социально-экономические права: право частной собственности, в том числе на землю, право на благоприятные условия труда, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение и жилище;

5) социально-культурные права: право на образование, государственную защиту материнства и детства;

6) юридические гарантии прав и свобод личности и гражданина – гарантированность государственной и судебной защиты прав и свобод; право на получение юридической помощи, охрану прав потерпевших от преступлений, право на возмещение ущерба, причиненного преступлением или иными правонарушениями;

7) юридические гарантии личности от уголовного преследования: презумпция невиновности, запрет на использование доказательств, полученных с нарушением закона, и др.

Основные права индивида – это и есть конституционные права. Такая трактовка вытекает, например, из сопоставления ст. 17 и 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина5.

Человек перестает быть «винтиком» государственной машины только в том случае, если он является равноправным партнером государства, хозяином, независимой от государства личностью. Это становится возможным при наличии частной собственности, разнообразия форм собственности, что нашло отражение в Конституции. В перечне конституционных прав и свобод принципиальное значение имеет закрепление права каждого на частную собственность, включая право частной собственности на землю (ст. 35 и 36 Конституции РФ). Основы формирования в стране гражданского общества закреплены в конституционных нормах о признании и защите в Российской Федерации равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, о едином экономическом пространстве, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности (ст. 8, 9). Сюда относится признаваемое за каждым право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом.

Наряду с защитой собственности Конституция (ст. 37) закрепляет свободу труда, запрещает принудительный труд, признает право на индивидуальные и коллективные споры с использованием различных законных средств, включая и право на забастовку. В то же время нельзя не отметить, что в Конституции РФ прямо не закреплено право на труд, а говорится только о свободе каждого человека распоряжаться своими способностями к труду и о праве на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), что на практике создает немало трудностей по организации защиты положения лиц наемного труда.

Новый подход проявляется и в формулировке других прав и свобод, которые ранее вообще оставались вне рамок советских конституций: право каждого на жизнь и свободу, право каждого свободно выезжать за пределы России и возвращаться обратно, право на свободный поиск и распространение информации в условиях свободы массовой информации и запрета цензуры, право коллективных обращений в государственные органы, право каждого не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Закрепленные в Конституции РФ политические права отражают положение человека в обществе в качестве активного участника политического процесса. К политическим правам по Конституции относятся: право сохранять свое гражданство или изменить его (ч. 3 ст. 6); право на объединение (ч. 1 ст. 30), включающее в себя и право на политическое объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31); право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, право на равный доступ к государственной службе (ст. 32). Перечисленные политические права – это, в основном, приобретенные, а не прирожденные и неотчуждаемые права6.

В п. 1 ст. 29 Конституции РФ отмечается: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Свобода слова предполагает, прежде всего, выражение своих мнений публично, по вопросам общественного характера, как в устной форме, так и в любом другом виде.

Ее реализация связана с характером политического режима в стране. Пункт 4 ст. 29 гласит: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным образом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». Пункт 5 ст. 29 гарантирует свободу массовой информации и недопустимость цензуры.

Право на объединение закреплено в ст. 30 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» (пп. 1 и 2).

Это право дает гражданам возможность объединять усилия для организованной общественной деятельности: создания и участия в профсоюзах, политических партиях и других общественных организациях. Политические общественные объединения (политические партии, организации, движения) наделены правом участия в избирательных кампаниях в качестве избирательных объединений7.

Статья 31 Конституции РФ констатирует: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования». Это право позволяет публично выражать гражданам требования и интересы, осуществлять свободу мысли и слова. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, помимо тех, которые устанавливаются законом в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии со ст. 32 (пп. 1 и 2) Конституции РФ «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства традиционно считается основным, определяющим саму природу политических прав и свобод граждан. Возможно, право граждан на участие в управлении государственными и общественными делами является не столько субъективным правом, входящим в систему политических прав и свобод, сколько основополагающим принципом взаимоотношений между демократическим государством и его гражданами.

Что касается гарантий политических прав и свобод, то следует отметить, что наряду с положениями Конституции, направленными на реализацию и защиту всех основных прав и свобод (т.е. с так называемыми внутригосударственными и международно-правовыми гарантиями), в Конституции записаны и нормы об обеспечении политических прав и свобод: нормы о запрете цензуры; о недопущении монополизации государством или отдельными лицами средств массовой информации; о свободе печати и запрете конфискации печатных изданий. Это также положения о невозможности преследования за выражение (в рамках закона) своих мнений, убеждений или отказ от них; о возможности опровержения обнародованной информации и ответа на нее.

1.2 Соотношение прав и свобод человека и гражданина в современном российском обществе

Социально-экономические перемены в обществе - переход к рыночным механизмам регулирования экономики, создание правового государства, гражданского общества – требуют и нового мировосприятия, основанного на общечеловеческих ценностях, каковыми являются, в первую очередь, права и свободы гражданина. Наиболее ярко взаимосвязь личности и государства проявляется при реализации политических прав и свобод человека и гражданина8.

Государство определяет конституционные средства народовластия, а посредством политических прав и свобод граждан государственная власть приобретает могущество, представляя интересы не отдельных лиц, а всего народа, основываясь на народном суверенитете.

Таким образом, политические права и свободы трансформируют волю народа в волю государства. Обеспеченность реализации политических прав и свобод граждан является критерием демократичности государства. В настоящее время права и свободы человека и гражданина стали первичными по отношению к государственным интересам, признаны высшей и абсолютной ценностью. Однако провозглашение демократических приоритетов во взаимоотношениях человека с обществом и государством в современных сложных экономико-политических условиях, скорее, является целью развития государства, нежели реальной действительностью.

Политические права и свободы обычно признаются лишь за гражданами, то есть обладание политическими правами связывается с принадлежностью к гражданству конкретного государства. В отличие от прав человека, права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством (сферу публичных интересов)9.

Критерием определения правового статуса человека и гражданина является отсутствие или наличие у лица гражданства. Одни общепризнанные права человека (например, право на жизнь, право на физическую и духовную неприкосновенность и т.д.) гарантируются каждому, кто находится на территории государства. Другие же (например, избирательные права, свобода митингов, собраний и т.д.) предназначены только для граждан страны. Права и свободы человека принадлежат ему от рождения независимо от всех его субъективных характеристик. Целью прав человека является обеспечение первичных предпосылок достойного человеческого существования, человеческого общежития. В этом смысле они первичны и элементарны, а потому всеобщи, независимы от национальных и межнациональных границ.

Права и свободы гражданина закрепляются за ним государством, то есть носят позитивный характер, поскольку гражданство порождает взаимные права и обязанности и лица, и государства. Реализация правомочного поведения лица, влияющая на государственные процессы, в силу этого предоставляется только гражданам. Следует отметить, что в полном объеме права и свободы осуществляются только по достижении гражданином возраста 18 лет, а для отдельных категорий граждан содержание их прав оговаривается дополнительными условиями.

Логично сделать вывод, что понятие «права человека» шире по объему, чем «права гражданина»: права человека – это не только права, гарантированные гражданам страны, но и каждому человеку вообще. Но, с другой стороны, гражданин в своей стране (как гражданин и как человек) должен обладать всеми общепризнанными правами человека, в то время как человек, не являющийся гражданином данной страны, в этой стране не обладает набором прав, гарантированных ее гражданам. К правам и свободам гражданина, в частности, относятся политические права и свободы: право собраний, митингов, демонстраций; право избирать и быть избранным. Однако современная интеграция, расширение Европейского Союза приводит к фактическому отказу от принадлежности политических прав только гражданам.

Все права являются взаимообусловленными и неотъемлемыми, а демократическое государство не может устанавливать приоритеты одной группы прав перед другими. На него возложена юридическая обязанность гарантировать правовой статус человека, который включает в себя всю совокупность взаимосвязанных прав, свобод и обязанностей. Права и свободы, предопределяющие содержание всего правового статуса личности во всех сферах его жизнедеятельности, закрепляются в конституции государства.

Именно реализация политических прав и свобод гражданина как проявления народовластия является механизмом обеспечения иных прав и свобод. Посредством политических прав и свобод гражданин участвует и контролирует государственно-

политические процессы в стране, формируемую политику государства в отношении человека. Непосредственное или опосредованное участие граждан в управлении делами государства не позволяет ограничивать правовой статус человека.

Политические права и свободы являются важной категорией субъективных прав и свобод человека и гражданина, специфической категорией института прав человека. Эти права обеспечивают политическую самореализацию человека в публичной власти.

Демократическое правовое государство наделяет своих граждан достаточно широким спектром прав и свобод, позволяющим гражданину и государству осознавать меру своей ответственности за происходящее. Политические права, свободы и обязанности «характеризуют индивидов и их объединения как субъектов политической системы, участников публично-политических отношений, связанных с организацией и деятельностью публичной власти». «Политические права и свободы – это права, принадлежащие человеку как члену политического сообщества, когда он выступает, прежде всего, в качестве гражданина государства. Это права и свободы, связанные с участием в общественной жизни, в управлении государством»10.

В отличие от личных прав и свобод, политические права и свободы направлены не на обеспечение автономии человека, а на его проявление в качестве активного участника политического процесса (см. Приложение Б). Ценность этой категории прав состоит в том, что они создают условия для укрепления связей между гражданином, обществом, государством. Политическая свобода, по существу, является одной из граней личной свободы: человек как разумное существо, носитель политического сознания и политической воли вправе действовать в качестве самостоятельного и свободного участника политического процесса. Выступая в качестве фактора, маркирующего природу государства, средства контроля за властью, оценочного критерия демократического режима, политические права и свободы являются неотъемлемым атрибутом цивилизованного общества11.

Признание государством неотъемлемости политических прав и свобод и абсолютного народовластия является основной защитой от необоснованных вторжений и несоразмерных ограничений других прав и свобод человека. Политические права и свободы являются гарантом демократии, реализации других прав и свобод, верховенства закона, но одновременно требуют защиты как имеющие позитивный характер и зависящие от воли государства.

В современных условиях в качестве концептуальной основы развития общества и государства и положения в нем личности все больше утверждается императив о том, что права и свободы человека являются наивысшей ценностью. Это предполагает утверждение принципа господства права, охватывающего, с одной стороны, приоритет прав и свобод человека по отношению к государству, а с другой – взаимную ответственность личности и государства, что проявляется в соблюдении обязанностей по отношению к государству и в недопустимости применения государством по отношению к личности таких мер, которые не основаны на праве. Из действия принципа господства права также вытекает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В Конституции РФ зафиксировано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных человечеством как действительно универсальные, общечеловеческие ценности, права и свободы человека стоят на первом месте. Выстраданные, осознанные и сформулированные цивилизацией за два с половиной тысячелетия права человека обрели современную форму, современное понимание и являются воплощением идеалов современного гуманизма.


2 Механизм реализации личных прав и свобод человека: содержание и особенности функционирования

2.1 Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и конституционные права и свободы человека

Конституция Российской Федерации как основополагающий источник российского права определила, что международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы и пользуются приоритетом в применении перед законом (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации). В связи с этим необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод12 (далее – Европейская конвенция) не может не оказывать влияния на развитие российского законодательства и правоприменительной практики. Целью данного процесса выступает обеспечение соответствия законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики стандартам Европейской конвенции, что, в свою очередь, необходимо для эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина на национальном уровне.

Международно-правовые обязательства Российской Федерации как государства-участника Европейской конвенции предусматривают осуществление государством системы мер по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина на национальном уровне. При этом не приходится говорить о каком-либо ущемлении государственного суверенитета, так как, с одной стороны, сам принцип государственного суверенитета не может пониматься как принцип вседозволенности действий государства на национальном уровне, не может рассматриваться как оправдание отступления от принципов правового государства и демократического режима, которые присущи в настоящее время всем государствам Совета Европы. С другой стороны, присоединяясь к Европейской конвенции и признавая обязательной юрисдикцию Европейского Суда по правам человека (далее – Европейский Суд), государства добровольно соглашаются на возможность приведения в действие в отношении себя контрольного механизма Европейской конвенции, который связан с правомочием Европейского Суда определять, было ли допущено государством нарушение положений Европейской конвенции и Протоколов к ней или нет13.

Конституция Российской Федерации разрабатывалась в соответствии с положениями Европейской конвенции и практикой Европейского Суда, что отразилось на содержании главы 2 Конституции Российской Федерации « Права и свободы человека и гражданина». В фундамент Устава Совета Европы, Европейской конвенции и Конституции Российской Федерации были заложены одни и те же базовые ценности: принцип верховенства права и гарантированность прав и свобод человека и гражданина как неотъемлемые составляющие правового государства, а также демократия. Данная тенденция в целом просматривается и в текущем законодательстве, конкретизирующем нормы Конституции Российской Федерации. В связи с этим необходимо указать на то, что действующее в данной сфере правовое регулирование строится на взаимодействии положений Конституции Российской Федерации, Европейской конвенции (с учетом практики Европейского Суда) и положений российского законодательства, конкретизирующих конституционные нормы. Важно подчеркнуть то обстоятельство, что Европейская конвенция в иерархии источников конституционного права занимает место непосредственно после Конституции Российской Федерации, имеющей высшую юридическую силу (ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации)14.

Право на обращение в Европейский Суд следует анализировать в контексте исследования гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Правила процедуры Европейского Суда могут рассматриваться как гарантии беспрепятственного и эффективного доступа заявителей по индивидуальным жалобам в Европейский Суд, способствующие полноценной реализации права на обращение в Европейский Суд, закрепленного в Российской Федерации на конституционном уровне. Это подтверждается ростом количества жалоб против России, принимаемых Европейским Судом к рассмотрению.

Таким образом, Европейская конвенция, являющаяся международным договором конституционно-правового значения, закрепляет общие для государств-членов Совета Европы стандарты в области личных и политических прав и свобод человека и гражданина и выступает мощным унифицирующим фактором укрепления общеевропейского пространства прав и свобод.

2.2 Интерпретация ограничений прав человека и свобод человека и гражданина

Постоянный интерес юридической науки к вопросам ограничения прав и свобод человека и гражданина обусловлен как персоноориентированной стратегией развития государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации), так и поиском новых методологических решений проблемных вопросов данной сферы.

Следует отметить, что ограничительный аспект субъективных прав неоднократно выступал предметом самостоятельных теоретических и конституционно-правовых исследований. Вместе с тем продолжающиеся нарушения прав человека, связанные, в том числе с их ограничением (что подтверждается итоговыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации) обусловливают необходимость дальнейшего научного поиска актуальных путей корректировки сложившейся ситуации15.

Этимология вопроса о содержательном наполнении термина «ограничение» в справочно-словарной литературе позволяет утверждать, что таковое является удержанием в определенных пределах (границах), в умерении, обуздании, стеснении. В более современной лингво-специальной литературе ограничение представляется стеснением, ограничивающим права и возможности.

В заявленной юридической плоскости объектом «воздействия» ограничения являются права и свободы человека и гражданина. Вместе с тем, универсальным регулятором отношений между личностью, обществом и государством выступает право в объективном смысле (нормы права). По этому поводу мы разделяем позицию ученых, которые полагают, что право как социальный феномен и регулятор общественных отношений уже содержит различные ограничительные требования (положения, нормы) к участникам этих отношений. Согласимся и с уместной в данном случае точкой зрения Ф.А. Хайека относительно индивидуальной свободы, в какой-то мере ограниченной любым законом.

Именно на основе правовых норм и соответствующих принудительных средств реализуется упорядоченное правовое регулирование общественных отношений.

Выступая формой воздействия права на социальные связи, правовое регулирование напрямую влияет на установление конкретных прав и обязанностей субъектов, предписание о должном и возможном, в конечном итоге, ограничение прав человека и гражданина. Таким образом, и появляется дискуссионный правовой феномен ограничения прав и свобод человека и гражданина16.

В целом в теории права об ограничениях говорят в совокупности с прилагательным «правовой». Так, правовое ограничение определяют в качестве правового сдерживания противозаконного деяния, создающего условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; установленных в праве границ, в пределах которых лица должны действовать; исключения определенных возможностей в их деятельности.

Исходя из приведенного определения, не представляется возможным провести грань между такими понятиями, как правовое ограничение и ограничение в праве. Здесь они являются синонимами, нацелены на сдерживание отрицательных факторов, включая противозаконные действия, с целью охраны и защиты, удовлетворения частных и общественных интересов.

Содержательное отграничение указанных не тождественных понятий, является принципиальным. Первое – более широкое правовое явление по сравнению с ограничением в праве. Как известно, право есть объективированная идея свободы. Но, с другой стороны, установление правовых норм поведения (в виде запретов, предписаний, дозволений) уже само по себе представляет ограничение человеческой деятельности, запрет на совершение тех или иных действий, или, наоборот, предписывает действовать определенным образом.

В свое время Е.Н. Трубецкой подчеркивал, что если «свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права: существенным признаком права является правило или норма, ограничивающая свободу». С.С. Алексеев вполне обоснованно утверждал, что именно праву, а не какому-либо иному социальному институту, «дано быть умерителем» свободы человека, ее гарантированным носителем, определителем ее границ, способом переключения в творческую, созидательную активность. В связи с изложенным, следует говорить о правовых (помимо нравственных, религиозных, физических и т.п.) ограничениях. Когда же речь идет об ограничениях в той или иной отрасли права, о конкретных ограничительных положениях, установленных законодателем, судом или договором, необходимо применять словосочетание «ограничения в праве». Поэтому применительно к данному конституционно-отраслевому исследованию мы занимаем позицию выделения ограничений в праве17.

Б.С. Эбзеев полагает, что ограничением прав и свобод являются допустимые Конституцией и определенные федеральным законодательством изъятия из конституционного статуса человека и гражданина. Помимо прочего, ограничение основных прав можно связать с изъятием одного из правомочий, в совокупности составляющих нормативное содержание основных прав и свобод.

У приведенной позиции имеются оппоненты. Так, по мнению Ю.Н. Андреева, ограничение прав – это установление границ (пределов) их реализации и осуществления, предусмотренных законом в публичных и частных интересах, сдерживающих (стесняющих) полномочия правообладателей с помощью ограничительных мер (запретов, обязываний, приостановления и т.п.) с целью гармоничного сочетания общественных, государственных и частных интересов.

Автор утверждает, что ограничение основных (конституционных) прав и свобод граждан не может осуществляться посредством изъятия отдельных правомочий у обладателей таких прав. Можно наблюдать только стеснение некоторых проявлений в правомочиях носителей различных видов конституционных прав и свобод. Изъятие правомочий из круга традиционных полномочий или из конституционного статуса человека означало бы не ограничение, а прекращение тех или иных правомочий субъекта права, а по существу, незаконное лишение права в целом.

Изъятия не следует сводить к отмене или умалению прав, так как в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ).

Так, в одном из своих Постановлений18 Конституционный Суд РФ подчеркнул: «Ограничения права свободно выезжать за пределы Российской Федерации, как и любого иного конституционного права, допустимы в строго определенных статьей 55 (ч. 3) Конституции РФ целях. Эти ограничения не могут толковаться расширительно и не должны приводить к умалению других гражданских, политических и иных прав, гарантированных гражданам Конституцией и законами Российской Федерации».

Термин «умаление» интерпретируется, по существу, как принижение чего-то высокого, уменьшение значимости, роли, ценности. Иными словами, речь идет о качественных характеристиках конституционных прав. Умаление конституционных прав – это принижение их содержания, обусловленное неправомерным ограничением.

Международно-правовые акты, отечественные конституционные нормы, упоминающие термин «умаление», имеют в виду недопущение ограничения прав конкретного человека по сравнению с правами другого человека по основаниям, не предусмотренным законом, вопреки известному стандарту общепризнанных прав человека, включая личные права человека, гражданина и случаи чрезвычайного положения.

Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ по поводу жалоб граждан и запроса группы депутатов Государственной Думы подчеркнуто, что в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания. Публичные интересы, перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод только тогда, когда такие ограничения не ограничивают пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм.

Резюмируя данную часть исследования, следует подчеркнуть, что данная позиция связывает ограничения прав и свобод человека и гражданина с положительным (позитивным) изъятием правомочий или прав. При этом положительным (позитивным) будем считать законно-определенное ограничение и в соответствующих законно-определенных целях.

Далее, что касается правового установления данного явления, то еще во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. отмечалось: «свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом».

Конституция РФ для определения пределов свободы человека использует термин «ограничение» (ч. 2 ст. 19, ч. 2 ст. 23, ч. 3 ст. 55, ч. 1 и ч. 3 ст. 56, ст. 79 и др.)19.

Анализ содержания конституционных положений свидетельствует о том, что в ней предусмотрено как нормативное (правоустанавливающее), так и правоприменительное ограничение права. При этом ограничение правоустанавливающего характера может иметь место как в условиях обычного правового режима (ч. 3 ст. 55), так и в период действия особого правового режима (ст. 56).

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, общественности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Регламентация ограничения прав и свобод в особых правовых режимах предусмотрена ст. 56 Конституции, в соответствии с которой «в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия»20.

Таким образом, первый случай определяет условия нормального режима правового регулирования, не связанные с введением чрезвычайного положения.

Федеральный закон может ограничивать любые права и свободы без указания временных пределов таких ограничений. Вторая же ситуация допускает отдельные ограничения прав и свобод лишь в условиях чрезвычайного положения (введенного в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»), лишь в заданных пределах и только на определенный срок (обратим внимание, что в данном случае важное значение имеют процессуальные нормы указанного акта). При этом, как следует из ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, далеко не все права и свободы вообще подлежат какому-либо ограничению. Такая невозможность ограничения определенного ряда прав обусловлена конституционным содержанием этих прав, предусматривающим возможность их ограничения в условиях даже обычного правового режима. Однако в этом вопросе исключительно важно учитывать «специфически условный характер ограничений, который выражает их сущность и определяет их принципиальную допустимость».

При этом вполне логично, если права закреплены в Конституции, то и их ограничения должны быть заданы именно этим актом. Посредством законодательства можно лишь конкретизировать конституционные ограничения. Таков смысл допустимости ограничения федеральным законом конституционных прав и свобод.

Подводя итоги осуществленного исследования и ориентируясь на необходимость поиска новых научных изысканий в решении практических проблем ограничения субъективных прав, предлагаем формулировку своего видения данного юридического феномена. Ограничение прав и свобод человека и гражданина – объективно обусловленная, конституционно-легализованная, нормативно определенная, процессуально-конкретизированная система изъятий из юридического положения лица в статусных, режимных или иных целях.


Заключение

Конституционные положения о правах и свободах человека и гражданина имеют двоякое значение: с одной стороны, эти положения закрепляют индивидуальную правоспособность и правосубъектность, а с другой – выступают как конституционное требование к правовому качеству официальных нормативных актов, к организации и деятельности всех ветвей государственной власти и должностных лиц. Существенное положение об этом содержится в ст. 18, согласно которой права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Данная статья в позитивной форме содержит требование правового закона, правового характера (соответствия праву) деятельности всех ветвей государственной власти и органов местного самоуправления.

Показательно, что в Конституции РФ одновременно подчеркивается общезначимость и обязательность этих прав и свобод для государства в целом: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека – обязанность государства» (ст. 2), в другой статье Конституции (п. 2 ст. 55) содержится запрет антиправового (правонарушающего) закона: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

Важная в этом плане норма содержится и в п. 3 ст. 15 Конституции: «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Эти конституционные положения относятся не только к нормативно-правовой системе (нормативно-правовому компоненту) правового государства, но и к его институциональной системе – ко всем ветвям власти, к их правотворческой, правоприменительной и правозащитной деятельности.

При демократическом политическом режиме человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Впервые за всю историю российской государственности основные ее характеристики даются в Конституции с позиций и под углом зрения прав и свобод человека и гражданина, их признания и защиты. Такая принципиальная ориентация на права и свободы человека, как исходное правовое начало, – это показатель демократического политического режима.


Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - ст. 4398.

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - № 67. – 1995.

Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 12. - 1994.

Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 12. – 1994.

«Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 2. - ст. 163.

Учебная литература

Александров А. Ю. Конституционное (государственное) право России. Административное право [Текст] : программа и методические указания по проведению государственного экзамена / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. пр Административное право. Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2013 - 67 с. - ISBN 5-94378-100-5.

Андреева Л. А. Конституционное, муниципальное и гражданское право [Текст] : теоретические и практические аспекты : коллективная научная монография / [Л. А. Андреева и др. ; редкол.: Андреева Л. А. (пред.) и др.]. Новосибирск: СибАК, 2013 - 111 с. - ISBN 978-5-392-01265-7.

Дудко И.Г. Конституционное право. Учебно-методический комплекс. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. 2008. – 450 с. - ISBN 978-5-4396-0552-1.

Комкова Г. Н. Конституционное право Российской Федерации [Текст] : учебник для бакалавров : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 030501 (021100) «Юриспруденция», по специальностям 030501 (021100) «Юриспруденция», 030505 (023100) «Правоохранительная деяте. Москва: Юрайт, 2013 - 457 с. - ISBN 978-5- 9916-2724-5.

Лебедев А.Н. Конституционное право. Учебно-методическое пособие. Москва. 1996 г. – 62 с. - ISBN 5-7975-0638-6.

Материалы судебной практики

По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова: Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.1995 № 17-П // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - ст. 54.


Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

2

3

1

Всеобщая декларация прав человека

рекомендованный для всех стран-членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года, который является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди.

2

Гарантии прав и свобод человека

система условий, обеспечивающих удовлетворение благ и интересов человека и гражданина.

3

Институт прав человека

это важнейший институт конституционного права. Исходное начало формирования правового статуса человека - принадлежность лица к гражданству определенного государства, из которого непосредственно вытекает его праводееспособность.

4

Конституционно-правовая ответственность

это одна из форм юридической ответственности, наступающая за нарушение конституционных норм.

5

Конституционно-правовые нормы

это общеобязательные правила поведения, установленные государством и направленные на урегулирование соответствующих общественных отношений, осуществляющихся в конституционно-правовой сфере.

6

Конституционность

это соответствие Конституции как высшему (основному) закону государства норм и положений всех других правовых актов государства, а также действий органов публичной власти и граждан.

7

Конституционные принципы

это руководящие идеи, лежащие в основе всего содержания конституции определенной страны.

8

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

пакт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и вступивший в силу 3 января 1976 года.

9

Международный пакт о гражданских и политических правах

пакт Организации Объединённых Наций, основанный на Всеобщей декларации прав человека. Принят 16 декабря 1966 года, вступил в силу 23 марта 1976 года. Пакт является международным договором и имеет обязательную силу для 167 государств-участников, по состоянию на апрель 2010 года.

10

Права человека

это неотъемлемые права каждого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Все люди в равной степени располагают правами человека, исключая всякого рода дискриминацию.

11

Свобода

это закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.).


Приложение А

Система прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации может быть представлена следующим образом:

1) личные права и свободы: право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, право на невмешательство в частную жизнь, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища;

2) свободы человека и гражданина: право на свободу передвижения и выбор места жительства, свободу мысли и слова, свободу совести, право свободного определения национальности, свободы в сфере экономики, политики и культуры;

3) права гражданина на управление делами общества: право избирать и быть избранным, участвовать в референдуме, отправлении правосудия, право подачи индивидуальных или коллективных заявлений;

4) социально-экономические права: право частной собственности, в том числе на землю, право на благоприятные условия труда, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение и жилище;

5) социально-культурные права: право на образование, государственную защиту материнства и детства;

6) юридические гарантии прав и свобод личности и гражданина – гарантированность государственной и судебной защиты прав и свобод; право на получение юридической помощи, охрану прав потерпевших от преступлений, право на возмещение ущерба, причиненного преступлением или иными правонарушениями;

7) юридические гарантии личности от уголовного преследования: презумпция невиновности, запрет на использование доказательств, полученных с нарушением закона, и др.


Приложение Б


Приложение В

1 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - № 67. – 1995.

2 Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 12. – 1994.

3 Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 12. - 1994.

4 Александров А. Ю. Конституционное (государственное) право России. Административное право. Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2013 – С. 41.

5 Комкова Г. Н. Конституционное право Российской Федерации. М.: Юрайт, 2013 – С. 111.

6 Александров А. Ю. Конституционное (государственное) право России. Административное право. Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2013 – С. 42-43.

7 Андреева Л. А. Конституционное, муниципальное и гражданское право. Новосибирск: СибАК, 2013 – С. 74.

8 Лебедев А.Н. Конституционное право. Москва. 1996 г. – С. 40.

9 Комкова Г. Н. Конституционное право Российской Федерации. М.: Юрайт, 2013 – С. 113-114.

10 Андреева Л. А. Конституционное, муниципальное и гражданское право. Новосибирск: СибАК, 2013 – С. 75-76.

11 Александров А. Ю. Конституционное (государственное) право России. Административное право. Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2013 – С. 45.

12 «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 2. - ст. 163.

13 Лебедев А.Н. Конституционное право. Москва. 1996 г. – С. 43.

14 Андреева Л. А. Конституционное, муниципальное и гражданское право. Новосибирск: СибАК, 2013 – С. 81.

15 Лебедев А.Н. Конституционное право. Москва. 1996 г. – С. 44-45.

16 Дудко И.Г. Конституционное право. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. 2008. – С. 110.

17 Андреева Л. А. Конституционное, муниципальное и гражданское право. Новосибирск: СибАК, 2013 – С. 82-83.

18 По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова: Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.1995 № 17-П // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - ст. 54.

19 Андреева Л. А. Конституционное, муниципальное и гражданское право. Новосибирск: СибАК, 2013 – С. 86.

20 Дудко И.Г. Конституционное право. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. 2008. – С. 113-114.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
4326. Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Гарантии реализации 20.31 KB
  Именно в числе гражданских прав и свобод право на жизнь закрепляющее в юридической форме эту высшую ценность. Каждый имеет право на жизнь. Весьма важное значение имеет право на свободу и личную неприкосновенность обеспечивающее государственную охрану и защиту от противоправных посягательств на жизнь здоровье личную свободу человека. Это право означает свободу человека право самостоятельно определять свои поступки располагать собой своим временем.
18418. ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 149.95 KB
  Сегодня основным делом народов всех стран и международных организаций, а также каждого конкретного человека является защита прав и свобода человека. Именно при демократическом строе можно наиболее полно гарантировать права и свободы человека. Учитывая то, что «права и свободы личности – это общее достижение человеческой цивилизации»
12869. АНАЛИЗ ПРИНЦИПА ОХРАНЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 131.03 KB
  Международно-правовые основы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства. Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства в США. Меры безопасности регламентированные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Исходя из цели работы в работе были поставлены следующие задачи: дать определение сущности понятии охраны прав и свобод человека и гражданина как принципа уголовного судопроизводства Российской Федерации; ...
11537. Способы защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан 93.57 KB
  Целью исследования, является систематизирование знаний, фактов в области защиты прав и свобод человека и гражданина в Республики Казахстан и законодательства на основе изучения монографий, учебных пособий и иной источниковедческой базы, определить проблемы их соотношения, и на этой основе выявить специфические особенности присущие данным институтам.
6830. Гарантии статуса, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в РФ 7.33 KB
  Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ гл. 2 Конституции: 1 права и свободы человека и гражданина принадлежат всем в равном объеме независимо от пола расы национальности языка происхождения имущественного и должностного положения места жительства отношения к религии убеждений принадлежности к общественным объединениям а также других обстоятельств; 2 ограничение прав граждан по признакам социальной расовой национальной языковой или религиозной принадлежности запрещается в любой форме; 3...
2413. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 16.73 KB
  Особенности конституционных прав и свобод: Конституционные права и свободы а также обязанности возникают непосредственно на основе Конституции а не на основе конкретных правоотношений. Данные права свободы и обязанности реализуются через правоотношения регулируемые другими отраслями права. По времени своего формирования: а права и свободы первого поколения – были сформулированы в процессе буржуазных революций...
15597. Особенности реализации свобод и ограничений подготовки специалиста в современной системе высшего образования России 66.06 KB
  К первым отнесем такие как: - юридические; - связанные с характером деятельности требования деятельности; - связанные с социальными установками ожиданиями традициями стереотипами и т. В контексте обсуждения данной темы мы будем использовать термин свобода так как его определяет Черных П. Термин ограничения здесь будет пониматься как вытекающие из законов нормативных актов из решений государственных органов и этических норм принятых в определенной культуре профессии пределы границы за которые не должна выходить деятельность...
20768. Проблемы реализации и защиты основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации 40.56 KB
  Конституционно-правовая природа социальных прав понятие и особенности основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации. Виды конституционных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации. Проблемы реализации и защиты основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации. Принципы реализации социальных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации...
6814. Особенности социально-экономических и культурных прав: 1) они одновременно являются и правами, и гарантиями; 2) конкретизируются в специальном законодательстве; 3) преследуют общесоциальные цели. Они составляют особую группу основных прав человека и гражд 7.53 KB
  Основные принципы правового положения человека и гражданина в РФ. Гарантии прав и свобод человека и гражданина – правовые средства обеспечивающие реализацию указанных прав и свобод. Конституционные гарантии: Обязанность государства защищать права и свободы; Самозащита прав и свобод; Международная защита прав и свобод; Возмещение вреда; Неотменяемость прав и свобод; Возраст. гарантии прав и свобод это те способы закрепленные в К.
15016. Исследование особенностей правовой природы личных неимущественных прав 782.56 KB
  Личные неимущественные отношения в предмете гражданского права: историко-правовые аспекты. ГК РФ предусмотрено что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством если иное не вытекает из существа этих отношений. 151 ГК РФ они названы личными неимущественными правами гражданским законодательством не определяются и не устанавливаются а только защищаются. Личные неимущественные права именно человека а не гражданина принципиально отличаются от имущественных прав...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.