Опытно-экспериментальная работа по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах

Теоретические основы исследования обучения детей безопасному поведению на дорогах. Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах. Учитывая что участниками дорожного движения дети становятся намного раньше чем учениками школы необходимо целенаправленно организовать работу образовательных учреждений по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах начиная с дошкольного возраста. Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает что почти половина из них происходит из-за невнимательности детей...

2015-08-28

39.34 KB

64 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Содержание

Введение

Глава 1.  Теоретические основы исследования обучения детей безопасному поведению на дорогах.

  1.   Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.
    1.   Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице.
    2.  Методика построения системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения.
    3.   Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах.

2.1. Состояние работы в ДОУ по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах.

2.2. Создание условий для обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.

2.3 Анализ полученных результатов.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

Введение

Проблема обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла одновременно с появлением первого автомобиля и обострилась в процессе интенсивной автомобилизации. Высокая скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения является задачей государственной важности.

Учитывая, что участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу образовательных учреждений по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дошкольного возраста.

Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что почти половина из них происходит из-за невнимательности детей, отсутствия у них наблюдательности. Поэтому педагогам дошкольных учреждений при обучении детей ПДД особое внимание необходимо уделять развитию у детей таких качеств, как внимание, наблюдательность, координация движений, гибкость мышления, что способствует развитию психологических качеств, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения.

В этих условиях, опираясь на возможности дошкольного детства, особенно актуально проводить работу по обучению правилам безопасного поведения ребенка на улицах и дорогах. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

Задача  педагогов  -  разработать и использовать такие педагогические технологии, которые обеспечат эффективное усвоение содержания установленного объёма знаний и формирование устойчивых практических навыков у детей.

Обучение детей безопасному поведению на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - неотъемлемая часть и естественный компонент воспитательно-образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений республики.

Основными целями подготовки дошкольников к безопасному поведению на дорогах являются снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста, формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Важнейшими задачами воспитания и обучения детей в детском саду является подготовка ребенка к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, обеспечение личной безопасности в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах.

Непрерывность процесса овладения культурой поведения на дорогах обеспечивается поэтапным и планомерным усвоением понятий и правил на специальных занятиях: во время бесед, игр, чтения книг, заучивания стихов, прогулок, экскурсий и в повседневных реальных жизненных ситуациях. В детском саду ребенок получает систематизированную информацию о безопасном поведении в быту, на улице, в общественном транспорте и приобретает навыки безопасного поведения в окружающей его действительности.

Воспитатель знакомит детей с правилами дорожного движения, последовательно постепенно усложняя программные требования от занятия к занятию и от группы к группе. Например, в младшей группе во время целевых прогулок воспитатель обращает внимание малышей на движение пешеходов, транспорта, называет цвета светофора, знакомит их со словами: тротуар, шофер, автомашина; уточняет названия частей автомобиля.

Вопросы обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах, в отечественной педагогической науке отдельно не исследовались, но рассматривались как один из аспектов нравственного воспитания. В частности, это мы находим в исследованиях Р.Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшина, Н.И. Клочанова, М.М. Котик, О.А Скоролуповой, Т.А.Шорыгиной и др.

Цель исследования: теоретически изучить и практически доказать эффективность специальных методов и форм работы в обучении  детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах.

Объект исследования: процесс обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.

Предмет исследования: формы и методы обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.

Гипотеза исследования: обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах будет более успешным, если:

1. Учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста;

2. В работе с детьми использовать игровые формы и методы обучения детей на занятиях и в повседневной деятельности;

3. Осуществлять сотрудничество с семьей дошкольников.

Задачи:

1. Теоретически изучить проблему обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах;

2. Апробировать план работы по обучению безопасному поведению на дорогах старших дошкольников;

3. Разработать диагностический инструментарий по определению уровней званий и умений по безопасному поведению на дорогах;

4. Разработать методические рекомендации по осуществлению работы по ознакомлению с ПДД детей старшего дошкольного возраста.

Решение поставленных задач и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась с помощью комплекса методов исследования: теоретический анализ, обобщение психолого-педагогической, методической литературы; анализ документов ДОУ; изучение опыта работы дошкольного учреждения; анкетирование, экспериме

Научная новизна исследования свидетельствует о том, что в данной работе сформулированы и обоснованы задачи, формы и методы обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что выявлены формы и методы обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах.

Практическая значимость. Результаты данной работы могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях для организации обучения детей безопасному поведению на дорогах.

Апробация и внедрение результатов исследования по результатам исследования, основные положения изложены на заседании педсовета, по материалам работы проведены консультации для родителей и воспитателей ДОУ.

Положения, выносимые на защиту:

1. В современных условиях воспитания дошкольников важным фактором является обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах. Под обучением безопасному поведению на дорогах понимается педагогический процесс, направленный на обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах; формирование у детей навыков и наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных мест и умение обходить их; воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры.

2. Успешность и эффективность обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах обеспечивается совокупностью условий, таких как: учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста; использование игровых форм и методов обучения детей на занятиях и в повседневной деятельности; предметные игры, игры творческие, сюжетно - ролевые; осуществление сотрудничества с семьей дошкольников.

3. Показатели знаний и умений детьми правил дорожного движения позволяют определить уровни знаний и умений по соблюдению ими правил дорожного движения.

 

Глава 1. Теоретические основы исследования обучения детей безопасному поведению на дорогах.

1.1. Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.

Одной, из приоритетных и важных для человечества потребностей является: обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Это находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Сочинского, и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др. Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий, в том числе и на дорогах.

Россия имеет многовековые традиции поддержания порядка на дорогах и улицах страны. Ещё при царе Иване III повелевалось соблюдать правила езды и хождения по дорогам. Появляются указы, определяющие своего рода первые правила передвижения, по дорогам, а нарушителей этих правил предписывалось строго наказывать. В 1720 г. выходит указ Петра I, связанный с правилами дорожного движения. Несмотря на строгие меры, принимаемые верховной властью России, было много нарушителей запрета ездить быстро, были частые случаи наездов на пешеходов и столкновений транспортных средств. Самый строгий порядок на дорогах России был при Екатерине II, это отмечали её современники.

В 1812г. были введены правила, которые устанавливали правостороннее движение, ограничивали скорости движения, требовали технической исправности экипажей и гужевых повозок и были введены для них уже металлические номерные знаки.

С первых лет установления советской власти в нашей стране было уделено большое внимание развитию и организации движения, особенно общественного городского транспорта, и грузовым перевозкам [18, С.38].

На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н.Н.Авдеевой, Р., Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшиным, Н.И. Клочановым, М.М Котик, О.А. Скоролуповой, Т.А.ШорыгииоЙ и др.

Скоролупова Оксана Алексеевна, главный специалист отдела нормативно-методического обеспечения развития структуры, содержания, технологий и кадров общего образования Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ указывает, что актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах [32, С.2]. Но работа педагога с детьми по этой проблеме, как считает исследователь, не должна ограничиваться только словесными объяснениями - «это можно, а так нельзя». О.А. Скоролупова считает, что необходимо формирование у детей навыков осознанного поведения на улице города. Это возможно осуществить путём решения, нескольких задач: усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице; формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки; развитие у детей способности к предвидению возможностей опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения. Интерес для нашего исследования представляет книга О.А. Скоролуповой  «Правила и безопасность дорожного движения». В ней представлены тематическое планирование и конспекты занятий по разным направлениям развития детей дошкольного возраста с элементами обучения ПДД: по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи и математике, по рисованию и аппликации, по конструированию. В каждое из перечисленных занятий включается материал дошкольников с ПДД.

Также интересна система С.II. Черепановой. В книге «Правила дорожного движения дошкольникам» предлагается система перспективного планирования работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице. Предлагаемая система организации работы включает обучение в разных возрастных группах и в различных формах организации деятельности детей: занятия, целевые прогулки и наблюдения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, работа с родителями и т.п. В книге С.Н. Черепановой приводятся примерные показатели уровня знаний правил дорожного движения детьми и методики для их выявления [41, С.26].

Систему работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения мы встречаем и в книге Т.Г. Кобзевой «Правила дорожного движения. Система обучения дошкольников». Система автора, на наш взгляд, заслуживает внимания. Она включает все возможные составляющие: цели, содержание, методы, средства, формы обучения и рекомендации к предметно-развивающей среде. Книга содержит интересный и богатый, по нашему усмотрению, материал о работе с педагогами, родителями и детьми каждой возрастной группы по формированию культуры поведения на дорогах и улицах: сценарии семинаров, педсоветов, родительских собраний, конспекты занятий и развлечений.

Несколько слов хочется сказать об авторе серии книг Шорыгиной Татьяне Андреевне. Книга «Три сигнала светофора» интересна для детей и педагогов.

Исследователь предлагает знакомить детей с правилами безопасного поведения дома, на городской улице, у водоёмов и в лесу в доступной форме через увлекательные сказки. В пособии «Осторожные сказки» предлагаются занятия, построенные на анализе поступков героев авторских сказок. [44, С.34-36]. Достоинства пособия: в том, что здесь учитываются главные дидактические принципы доступности и учета возрастных особенностей.

Этому принципу следуют и другие исследователи. Так, в книге главного специалиста Департамента, образования В.Л. Шмундяка в краткой, но доходчивой форме объясняются все имеющиеся понятия, связанные с безопасностью детей на дороге, описываются дорожные знаки и их значение в доступной для понимания форме [43, С.44].

А в книге инспектора отделения пропаганды ГИБДД Л.А. Комлевой и специалиста по детской дорожной безопасности В.Л. Шмундяка «Ваш ребенок и дорога» рассматриваются правила поведения детей в неординарных дорожно-транспортных ситуациях. Авторы книги делают попытку помочь взрослым: родителям, воспитателям, учителям уберечь ребенка от опасностей, подстерегающих его на дороге.

В последующие годы в дошкольной педагогике все больше разрабатываются программы по правилам дорожного движения. Е.А. Козырева, Т.А. Пухова, В.Л. Шмундяк разработали программы «Азбука поведения на дороге», «Программа обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах города». Программы разработаны специально для обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах. Программа включает различные варианты структур занятий, наиболее подходящие методы и приёмы обучения и воспитания учащихся, с учётом психофизиологических и индивидуальных особенностей детей данного возраста. Сформулированы цели и задачи обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах, содержание, диагностические методики по теме и примерный тематический план.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана кандидатами психологических наук Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования. Она предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве самостоятельности и ответственности за свое поведение. Цели программы так и звучат: сформировать у ребенка навыки разумного поведения; научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.

Программа адресована воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений. Состоит из введения и шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которыми строится образовательная работа с детьми: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице города».

Авторы: программы оставляют за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической ситуации. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов), системности, учета условий городской и сельской местности, сезонности, возрастной адресованности.

Таким образом, проблема формирования основ безопасности жизнедеятельности актуальна не только для педагогов и родителей. К её решению подходят писатели, научные сотрудники, инспектора безопасности дорожного движения, пропагандисты. В отечественной педагогике в последние годы все больше проводятся исследования по обозначенной проблеме. Особый интерес представляет разработка пособий и парциальных программ.

 

1.2. Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице

Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте. При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице. Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:

1. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;

2. Обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;

3. Формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице [12].

В большинстве дошкольных учреждений программа обучения безопасному поведению на улице является составной частью общей программы воспитания детей. Однако вопросы по тематике дорожной безопасности рекомендуется изучать как отдельные направления в общей программе воспитания. Например, при ознакомлении дошкольников с окружающим  миром можно изучать дорожную среду. Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает и изучение правил безопасных действий дошкольников на улицах, дорогах и в транспорте. Развитие речи включает в себя вопросы изучения слов, выражений, в т. ч. по тематике дорожной безопасности и т. д. В общую программу воспитания дошкольников должны быть включены вопросы, раскрывающие содержание терминов "опасность" и "безопасность".

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять

1. Через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;

2. В процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.

Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).

Воспитывая дошкольников, педагог применяет такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только с взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Таким образом, программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения (их, кстати, хорошо, должен знать сам педагог), сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.

В целом план проведения дидактических занятий с дошкольниками должен предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде. Основные из них: умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт; умение различать величину транспорта; умение определять расстояние до приближающегося транспорта; знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение; понимание особенностей движения транспорта, того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка); понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей; умение связно выражать свои мысли [10].

Все эти вопросы должны отражаться в общей программе воспитания детей. Каждое из занятий должно иметь свои цели и задачи. Например: занятие: "Предвидение опасности на улицах" имеет следующие задачи:

1.Ввести в активный словарный запас основные понятия по дорожной лексике: пешеход, водитель, пассажир, светофор, тротуар, бордюр, проезжая часть дороги, дорожные знаки, пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход, дорожная разметка "зебра", опасность, безопасность, авария, дорожно-транспортное происшествие;

2. Познакомить с основными видами транспортных средств;

3. Определить опасные места вокруг дошкольного учреждения, в микрорайоне проживания, во дворе, на улицах по дороге в детский сад; проложить совместно с детьми безопасный маршрут движения в дошкольное учреждение;

4. Разъяснить детям типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и наездам на пешеходов;

5. Рассказать об опасностях на улицах и дорогах, связанных с погодными условиями и освещением;

6. Научить быть внимательными, уметь видеть и слышать, что происходит вокруг, осторожно вести себя во дворах, на тротуаре, при движении группой, при езде на велосипеде, роликовых коньках, скейтборде, самокате, санках;

7. Обучить быстрой ориентации в дорожной обстановке: осматриваться при выходе из дома, находясь во дворе, на улице, не выходить на проезжую часть дороги из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка, на бордюре; не играть возле проезжей части дороги [20].

Также воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия по дорожной тематике можно проводить в младшей, средней, старшей, подготовительной группах и группе кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении. Учитывая, что дошкольники имеют разный уровень индивидуального развития, занятия нужно проводить с учетом их интересов.

Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в "группу риска". Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями.

Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.

В младшей группе занятия лучше всего проводить на прогулках (для лучшей наглядности). На них воспитатель показывает детям тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. При изучении светофора им объясняют значение красного и желтого сигналов как запрещающих движение и значение зеленого сигнала как разрешающего движение.

Также дошкольники наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать транспортные средства по названию и величине (большой - маленький): легковой автомобиль, трамвай, автобус, троллейбус и др. Педагогу важно объяснить детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными.

На занятиях в группе полезно прибегать к наглядному моделированию дорожных ситуаций. Наилучший способ – подталкивать дошкольников к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т.д.).

Для развития правильной ориентации детей в пространстве нужно обучать их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам.

В результате таких занятий дошкольники получают знания о том, что такое светофор, транспорт, дорога. Они привыкают, находясь на улице, держать взрослого за руку.

Дидактические занятия по дорожной тематике могут проводиться в виде рисования в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по штриховке, обводке, дорисовке предметов, развивающих мелкую моторику рук.

На прогулках с детьми среднего дошкольного возраста нужно начинать обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада. Также воспитатель непременно должен объяснить, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя.

На прогулках за территорией ДОУ необходимо расширять знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Воспитатель показывает детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.

На улице полезно проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения. Таким образом, у ребят формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде.

На занятиях в группе педагог может дать задание составить рассказ о дорожной ситуации. К примеру, ребята могут рассказать, как ехали в машине (автобусе, трамвае и т. д.). Или как они шли пешком в детский сад. При этом воспитатель ненавязчиво закрепляет у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняет, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой.

В объяснениях полезно использовать иллюстративный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, к примеру: во дворе, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью.

Таким образом, к пяти годам у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, формируются навыки наблюдения за происходящим в дорожной среде.

В старшей группе продолжается знакомство детей с особенностями дорожного движения транспорта и пешеходов. Закрепляется умение ребят свободно ориентироваться на территории вокруг детского сада в присутствии воспитателей. Дети должны уметь объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад. Также нужно продолжать знакомить детей с основными понятиями дорожного "словаря".

На прогулках за территорией дошкольного учреждения рекомендуется обращать внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов. При этом педагогу необходимо проследить за тем, смогут ли дети сами рассказать, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны,  и что нужно делать, чтобы быть в безопасности.

И на прогулках, и на занятиях в группе (с помощью иллюстративного материала) нужно обращать внимание дошкольников на особенности движения крупно- и малогабаритного транспорта. Воспитатель объясняет, что такое "закрытый обзор". На прогулке воспитатель наглядно показывает дошкольникам движение транспортных средств: больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом. Объясняет, что если пешеход переходит дорогу в неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большой скоростью. В свою очередь, водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате происходят наезды.

Интересной и эффективной формой работы станет организация ролевых игр, в которых ребята доведут до автоматизма навыки безопасного поведения на улице.

Если в детском саду имеется макет микрорайона с улицами, прилегающими к территории детского сада, то воспитатель, поставив детей вокруг макета, может рассказать им про город, улицы, светофоры: транспортные и пешеходные, пешеходные переходы и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.

Таким образом, в старшей группе расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, проверяются осознание и понимание дошкольниками опасных и безопасных действий.

Особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. С ними продолжаются занятия на развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, речи.

У дошкольников этой возрастной группы нужно развивать способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Они должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице.

Также к этому возрасту дошкольники должны уметь наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха (увидел сигнал светофора, услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем автомобиля, и т. д.), с пониманием объяснять опасные места в окружающей дорожной среде.

Занятия по правилам дорожного поведения также проводятся и в группах кратковременного пребывания. С учетом лимита времени воспитатель может выборочно давать ребятам задания в альбомах по рисованию, развивающие их познавательные способности и активизирующие их самостоятельную работу по изучению правил безопасного поведения на улице.

При обучении детей следует учитывать следующие данные научных исследований:

1. Дошкольники младшей группы способны запомнить только два-три ярких признака предметов;

2. Дети средней группы могут запомнить три¬-четыре признака предмета;

3. Дети из старшей группы запоминают не больше пяти-¬шести признаков предмета.

Имеются в виду: цвет, форма, структура, пропорции, величина, назначение предмета.

Таки образом, при реализации программы воспитания и обучения дошкольников воспитателю рекомендуется определить цели и ориентиры для каждой возрастной группы (от 3 до 7 лет), к которым он должен стремиться, формируя и развивая у них навыки безопасного поведения на улице.

 

1.3. Методика построения системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения

Целью организации работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов. Эта система обучения должна решать следующие задачи:

1. Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.

2. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.

3. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортном процессе.

4. Обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

1. Ребенок – пешеход;

2. Ребенок – пассажир городского транспорта;

3. Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.) [21].

В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду: организованные формы обучения на занятиях, совместную деятельность взрослого и ребенка, самостоятельную деятельность ребенка, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, игру.

Особое место в системе обучения детей необходимо уделить изучению распространённых причин дорожно-транспортных происшествий с участием детей:

1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).

2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).

3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).

4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:

1. Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.

2. Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.

1. Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

2. Надёжная ориентация налево - направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте. [13].

Чтобы выработать у  дошкольников навыки безопасного поведения на дороге не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

Так, в первой младшей группе детей учат различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный – зелёный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.

Во второй младшей группе дети продолжают знакомиться с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам.

Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств,  знакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.

Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа).

В старшей группе необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.

В старшей, затем в подготовительной группах дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.

Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону. Это как пкрививка от оспы, только на уровне психики.

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах.

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах должно определяться содержание занятий по изучению правил дорожного движения с той ил иной возрастной категорией детей.

Следовательно, в игровом уголке должны быть:

1. Набор транспортных средств

2. Иллюстрации с изображением транспортных средств

3. Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.

4. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)

5. Дидактические игры «Собери машину»,  «Поставь машину в гараж», «Светофор»,  «На чём едут пассажиры».

6. Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть

7. Макет транспортного светофора.

1. Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки

2. Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»

3. На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.  

Ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:

1. Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер)

2. Организовывается окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД.

Уголок может быть оформлен так:

1. Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее 30*65 см).

2. Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации

3. Книжка-раскладушка

Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать:

1. Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе.

2. Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

3. Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.

4. Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения

5. Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями

Таким образом, обучение детей правилам безопасности дорожного движения — это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения.

 

1.4. Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах

Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра - это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра - это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М. Горький).

С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.

Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в учебно-воспитательном процессе.

Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.

Поэтому, важнейшей задачей является: создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста; создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебно-воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в дошкольных учреждениях.

Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является игра. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам дорожного поведения эффективно осуществляются в игровой форме.

Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком. От того как взрослые сумеют научить ребенка безопасному поведению на дороге и принятию правильного решения в данной конкретной ситуации порой зависит не только его здоровье, но и жизнь. Любое игровое пособие должно содержать методические рекомендации по его использованию, описание самой игры, а также комментарии к дорожным ситуациям, используемым в данной игре. Воспитателю, проводящему занятия с помощью данного игрового пособия, должно быть абсолютно понятны ситуации, в которых могут оказаться дети во время игры.

Для правильного проведения занятия в игровой форме необходимо поставить цель и объяснить правила игры. Кроме того, для эффективного достижения цели игры, помимо ее четкой организации, необходимо соблюдение следующих условий:

1. Эмоционально - психологический настрой, стимулирующий позитивное отношение и инициативу играющих.

2. Положительная установка на игру, исключающая скованность и зажатость.

3. Формирование у играющих уверенности в своих силах и в успехе игры.

Содержание игры должно быть продуманным и отвечать ее целям и задачам. Это во многом определяет эффективность выполнения стратегической задачи обучения безопасному поведению на дорогах. Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных дорожных ситуациях. Правила игры должны включать в себя элементы соревновательности и стимулировать познавательные мотивы.

Игра — это одна из наиболее привлекательных, ярких и эмоциональных форм детской деятельности по усвоению правил поведения в различных сферах жизни. Игра по инициативе ребенка — это форма его самовыражения. Игра по инициативе воспитателя направлена (так должно быть) на усвоение специально подобранных, педагогически целесообразных знаний и умений. К таким знаниям и умениям, безусловно, относятся и те игры, которые обучают дошкольника безопасному поведению на дороге. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.

Таким образом,  выбор игры должен быть очень осторожным. Игра ни в коем случае не должна быть самоцелью! Воспитателю всегда следует ясно себе представлять, какой конкретной цели он желает достичь той или иной игрой. Эта цель должна быть сформулирована очень четко на основе конкретной темы программы ПДД и строго отвечать конкретному содержанию соответствующих пунктов Правил дорожного движения, конкретным дорожным ситуациям.

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах

2.1. Состояние работы в ДОУ по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах

Исследование проводилось в МБОУ детский сад «Березка в старшей группе, Балезинский район село Карсовай.

В исследовании принимали участие 22 дошкольников старшей группы. 11 детей составляли экспериментальную группу, 11 детей - контрольную. В экспериментальной группе проводился формирующий эксперимент, направленный на повышение уровня усвоения детьми безопасного поведения на дорогах.

На констатирующем этапе было изучено оснащение методического кабинета, годовые, календарные планы по исследуемой проблеме. В результате анализа было выяснено, что в годовом плане отражена работа по обучению безопасному поведению на дорогах.

Проанализировав годовой план, был сделан вывод, что безопасности жизнедеятельности детей уделяется большое внимание: стимуляции развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение. В том числе в ДОУ учат детей правильно реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных, ситуациях. Обучение основам безопасности в ДОУ проводится по программе «Основы безопасности» (авторы: кандидаты психологических наук Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина).

Однако, исследуемой проблеме, а именно обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах, достаточного внимания не уделяется.

Затем был проанализирован календарный план воспитателей. Выявлено, что воспитатели, опираясь на годовой план дошкольного учреждения, отражают в календарных планах задачи обучения детей основам безопасности на занятиях, прогулке, экскурсиях.

Изучив оснащение методического кабинета, следует отметить, что здесь имеется достаточное количество литературы по обучению детей правилам дорожного движения. Кабинет оснащен большим материалом для обучения детей правилам дорожного движения.

Здесь имеется материал по исследуемой проблеме: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Н.Н. Авдеевой, Н.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной, книга К.В. Агадюновой «Дорожная азбука», «Беседы психолога о безопасности дорожного движени» М.М, Котика, книга Т.Ф. Саулиной «Три сигнала светофора», подобраны сценарии игр-занятий для дошкольников. Старший воспитатель ДОУ систематически следит за новинками и периодической печатью.

С целью определения отношения воспитателей к обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах, было проведено анкетирование воспитателей. В анкетировании участвовало 4 воспитателей. Анкета состояла всего из трех вопросов.

1. Какие трудности возникают при организации занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах?

Воспитатели назвали следующие трудности: недостаточно времени на занятии для организации работы с дошкольниками. Существуют трудности с дисциплиной в группе.

2. Дает ли эффект работа по обучению детей безопасному поведению на дорогах на занятиях?

Все воспитатели дали положительный ответ.

3. Какие виды игры вы используете при обучении дошкольников безопасному поведению на дорогах.

Воспитатели дали следующие ответы: дидактические, сюжетно-ролевые, игры-путешествия, творческие игры, технические.

Таким образом, можно сделать вывод, что воспитатели понимают, особо оценивают значение работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах, обладают достаточными знаниями для его осуществления, но работа малоэффективна, отсутствует система работы.

Затем было проведено анкетирование родителей. Мы исходили из того, что без содружества с семьей невозможно сформировать необходимые в жизни навыки и умения личности ребенка и с целью выявления уровня знаний у родителей было проведено анкетирование.

В анкетировании участвовало 22 родителя. Им были заданы следующие вопросы:

1 .Объясняете ли вы своему ребенку правила дорожного движения?

Ответы родителей показали, что 88% родителей объяснят своему ребенку правила дорожного движения, 1.2% - редко, иногда.

2.Организуете ли вы сюжетно-ролевые игры на знание правил дорожного движения с ребенком?

38% родителей ответило, что организуют сюжетно-ролевые игры на знание ПДД с ребенком, 33% - иногда, 22% ответили, что на это не хватает времени.

З.Как вы считаете, в каком возрасте лучше всего начинать обучать ребенка безопасному поведению на дорогах?

В ходе проведённого анкетирования 70% родителей ответили, что надо начинать обучение детей правилам дорожного движения с дошкольного возраста, 30% родителей считают, что это целесообразно делать со школы.

4.Обращаете внимание на знание и умения вашего ребенка в сфере правил, дорожного движения?

Родители обращают внимание на знание и умения ребенка в сфере правил дорожного движения 50% родителей; 28% - редко, в зависимости от случая к случаю; 22% вообще не обращают внимание.

Ответы родителей на поставленные вопросы показывают, что необходимость знаний и умений в соблюдении дошкольника осознаются, однако родители не всегда обращают внимание на обучение ребенка безопасному поведению на дорогах.

Анализируя в целом понимание необходимости обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения, воспитателями и родителями и состояние современной практики ДОУ и в семье можно сделать следующие выводы: в ДОУ уделяется внимание решению задач обучения безопасному поведению на дорогах детей, но работа осуществляется бессистемно и при этом используются однообразные методы и формы работы. Воспитателями группы работа по данной проблеме ведется, но недостаточно; воспитатели и родители осознают необходимость обучения правилам дорожного движения с дошкольного возраста.

С целью выявления уровня обучения безопасному поведению на дорогах я использовала тест «Проверь себя» (для детей от 6 лет).

Цель - определить уровень знаний по безопасному поведению на дорогах в старшей группе [31, С. 24].

Задача ребенка найти лишнее слово.

1.В понятие «транспорт» входит ... (машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).

2.У машины есть ... (колеса, руль, парус, педаль, фары).

3.Пешеход имеет право ... (переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).

4.Водителю велосипеда можно ... (ездить, не держась за руль; двигаться по крайней правой полосе в один ряд; двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).

5.Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).

За правильный ответ присваивается:

8-10 баллов - высокий уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения;

5-7 баллов - средний уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения.

4 балла и ниже - низкий уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения.

Высокий уровень характеризуется тем, что ребенок знает знаки правил дорожного движения, имеет понятие о различных категориях транспорта, знает правила движения пешеходов, велосипедистов.

Средний уровень характеризуется тем, что ребенок знает знаки правил дорожного движения, но часто путается, не уверен в своих знаниях. Понятие о различных категориях транспорта нечеткое, допускает ошибки в правилах дорожного движения пешеходов, велосипедистов.

Низкий уровень - ребенок не знает знаки правил дорожного движения, не разделяет транспорт по категориям, правила движения пешеходов, велосипедистов знает недостаточно.

Результаты таковы: в экспериментальной группе высокий уровень знаний и умений соблюдения безопасного поведения на дорогах показало, что 4 ребёнка, что составило 36%, средний уровень - 6 детей – 54% , низкий уровень проявили 1  ребенок, что составило 10%.

В контрольной группе у детей следующие показатели:  высокий уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения показало 3 человека., что составляет 27 %.  Средний уровень показало 6 детей - 54%.  И низкий уровень наблюдается у 2 детей - 19%.

У детей  есть знания и умения соблюдения безопасного поведения на дорогах, он они нечеткие, дети часто путаются в ответах. Необходимо проводить работу по повышению уровня знаний и умений соблюдения правил дорожного движения с дошкольниками.

Таким образом, результаты диагностики показали, что уровень знаний и умений в обеих группах примерно одинаковы, они находятся большей частью на среднем уровне.

 

2.2. Создание условий для обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах

На формирующем этапе с педагогами была организована работа, ориентированная на обучение дошкольников безопасному поведению на дорогах в старшей группе. Цель формирующего эксперимента заключалась в создании условий для усовершенствования обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.

В основу формирующего эксперимента взяты данные констатирующего эксперимента, которые позволили нам увидеть уровни знаний о безопасном поведении на дорогах.

Учитывая вышесказанное, воспитатели разработали программу «безопасная дорога».  Каждое занятие  поможет детям успешно усвоить правила дорожного движения. Главная задача – научить детей культуре поведения на дорогах и улицах. В программу входят занятия, которые помогают детям ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.

В программу входят такие пункты, как:

- наблюдения, экскурсии (на кухню, пожарная часть, целевые прогулки (перекресток);

-игры,  соревнования, подвижные, дидактические (картотека), сюжетно-ролевые («Семья», «Перекресток», «Больница»), театрализованные;

- моделирование и анализ заданных ситуаций;

- сочинение историй и оформление их в книжечки;

-беседы, чтение художественной литературы.

-познавательные викторины, на которых дети показывают свои знания;

- минутки безопасности (спуск по лестнице, катание с горы, няня помыла пол);

- мультфильмы и игровые передачи по теме.

В процессе воспитания детей педагоги детского сада учитывали следующее:

-важно не механическое заучивание детьми правил дорожного движения, а воспитание у них навыков безопасного поведения на улице (в роли пешехода);

-в детском саду идет обучение не только по  правилам дорожного движения, но и по правилам безопасного поведения транспортных средств);

-воспитатели не ограничиваются словами и показом картинок, а вместе с родителями и детьми выходят к дороге, наблюдают за реальной дорожной обстановкой рассказывают и объясняют, что происходит в каждое время года (гололед на дороге, слякоть, снежные заносы, дождь, рано темнеет, лужи, ямы, скользкие листья и т д. )

-занятия проводятся не только по графику и плану, а используют каждую возможность (ежедневно) в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращают внимание детей на ту или иную сторону правил;

-проводятся досуг, смотры – конкурсы, конкурс детского рисунка, положительные результаты приносят проведение КВН с детьми подготовительной группы детского сада и первоклассниками школы N31, (бывшими выпускникам детского сада),

-семинар - практикум  для воспитателей, открытые занятия для студентов педагогического колледжа, методические объединения для педагогов;

-развивают такие качества, как координацию, внимание, наблюдательность, реакцию, как можно больше упражняясь с детьми в играх, заданиях, соревнованиях, которые нужны для безопасного поведения на улице;

-используют все доступные формы работы с детьми: (рассказы, беседы, игры,  чтение книг, прогулки, и др.) не считая какую – то из форм основной;

- в каждой группе детского сада имеются уголки по ГИБДД:  состоящие из макетов с игрушечным транспортом различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, машины скорой медицинской помощи), светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей,  регулировщиков);

-настольно – печатные игры, разрезные картинки, кубики, мозаики, атрибуты для  сюжетно – ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, соответствующие маркам машин эмблемы и значки и т д.)

-в каждой группе детского  сада имеются ширмы по правилам дорожного движения и правилам на дороге, где: педагоги могут создавать возможные транспортные ситуации, отрицательные факторы, влияющие на детей и взрослых,  возможные опасные ситуации, могут прочитать детям художественную литературу, использовать опыт семей по обучению детей безопасного поведения на дорогах и т.д.;

-имеются информационные стенды для родителей « Роль родителей в воспитании безопасного поведения детей на улицах и дорогах».

Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог помнит, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств, становится причиной дорожных происшествий.

Знания, сообщаемые детям, постепенно усложняются, уточняются, дополняются. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводилась организации игровой деятельности детей, в которой формируются пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.

Мы  знакомили  детей с правилами поведения в транспорте. Объясняли, что входить в автобус, трамвай, троллейбус нужно через заднюю дверь, а выходить через переднюю; маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь; маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте. Разговаривать надо тихо, чтобы не мешать другим. Нельзя стоять у дверей - это мешает входу и выходу пассажиров. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна. Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.

Также  проводили с детьми беседу о том, куда они ездили с родителями, на каком виде транспорта, как они себя вели, почему нельзя ездить без взрослых. Можно организовать игру "Поездка в автобусе". Дети вместе с нами с помощью стульев, подушек, модулей оборудовали салон автобуса (троллейбуса, трамвая) и обыгрывали различные ситуации, распределяя роли: водитель ведет автобус, объявляет остановки; контролер проверяет билеты; пассажиры стоят на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами), вежливо обращаются друг к другу ("Вы выходите на следующей остановке?", "Разрешите пройти"), уступают место маленьким детям и пожилым людям.

Большое внимание уделяли работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркивали ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых. Поэтому перед педагогами дошкольного учреждения стояла  задача – донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так же своих детей. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.

2.3 Анализ полученных результатов.

Цель: провести сравнительный анализ результатов исследования.

Активизирующее вмешательство взрослого толкало детей к новым решениям возникающих в деятельности задач. Сравнительный анализ оценок выполнения заданий на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал тенденцию к снижению низких оценок и увеличению высоких.

Результаты таковы: в экспериментальной группе высокий уровень знаний и умений соблюдения безопасного поведения на дорогах показало 7 детей (64%), средний уровень - 4 детей (36%).

В контрольной группе у детей следующие показатели - высокий уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения показало 6 детей, что составляет 54%. Средний уровень показало 4 детей - 36% и низкий уровень наблюдается у 1 ребенка - 10%.

У них есть знания и умения соблюдения безопасного поведения на дорогах, он они нечеткие, дети часто путаются в ответах. Необходимо проводить работу по повышению уровня знаний и умений соблюдения правил дорожного движения с дошкольниками.

Таким образом, диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, такие результаты: что все дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров.

результаты диагностики показали, что уровень знаний и умений в обеих группах изменились в лучшую сторону.

 

Заключение.

Вопросам безопасности дорожного движения всегда уделялось большое внимание. Пропаганда безопасности дорожного движения — это целенаправленная деятельность по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательства, правовых норм, регламентирующих поведение участников дорожного движения, осуществляемая подразделениями Государственной автомобильной инспекции, детскими дошкольными учреждениями и учебными заведениями, общественными организациями, средствами массовой информации в целях предупреждения аварийности.

Целью любой игровой деятельности по ПДД является применение теоретических знаний в практических действиях детей на дороге. Каждодневные наглядные примеры, с которыми дети сталкиваются в процессе своего общения с дорогой, часто бывают сильнее знаний «теории», которые они получают в процессе обучения. В этом случае игра, моделируя реальные ситуации и действия, выступает мощным средством обучения, которое позволяет избежать на практике негативного влияния окружающей среды. Наглядные, не всегда правильные реальные примеры «так поступают взрослые» должны быть критически переосмыслены воспитанниками с помощью игровых форм обучения. Игра должна натолкнуть ребенка на самостоятельный выбор принятия решения в реальной ситуации. Проигравшим в игре оказывается тот, кто выбрал путь «так поступают взрослые».

Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных учебных заведений, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало, просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.

Знания правил дорожного движения и поведения на улице для современных детей должны стать основным ориентиром в мегаполисах. Ведь от них зависит жизнь подрастающего поколения. Чем раньше малыши усвоят эти правила, тем спокойнее будет их родителям и воспитателям.

В моей работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, раскрыли необходимость построения систематической работы по обучению детей  безопасному поведению на дороге и необходимость  использования различных форм и методов, как во время занятий, так и в свободное время. Мною была изучена методика руководства занятиями по ПДД.

Я считаю, что выбранная мною тема, достаточно полно раскрыта в нашей работе и подтверждает свою актуальность.

Проведенная нами работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций,  решению логических задач и поиску верного решения.

Список использованной литературы.

1. Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 1997. - N 5. - С. 34-37.

2.  Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 - 4: Для детей старшего дошкольного возраста. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М.; Просвещение. - 2006.

3.  Борисова Л.В. Методическое пособие для педагогов и детей по ПДД/ Л.В Борисова..- Наб.Челны,2006.

4. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй,  мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей/ А.А.Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К. Белова - М.: «Балас», 2003.-304с.  

5. Кириллов Г.Н., Обучение детей и молодежи по вопросам безопасности жизнедеятельности // "Право и безопасность", N 1 (10) Март 2004 г.

6.Кислова Т.Р. По дороге К Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1и 2/ Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой..- М.: Баласс, 2007. – 80с. (образовательная система «Школа 2100», Комплексная программа «Детский сад 2100»).  

7 Кислова Т.Р. По дороге К Азбуке. (Лесные истории). Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1и 2/ Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой. изд.2-е, испр.- М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2003. – 160с. (Серия «Свободный ум»).  

8. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения./ В.Р.   Клименко - М. «Просвещение» 1973 г

9. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий.- 2-е издание, исправленное./ Т.С.  Комарова - М.: Мозаика – Синтез, 2008.- 96 с.,

10.  Лапшин В.И. Правила дорожного движения РФ. / В.И. Лапшин -М. «Транспорт» 1999 г

11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа./ И.А. Лыкова - М.: «Карапуз - дидактика», 2008.- 144 с.: 16 л. вкл., переиздание дораб. и доп.

12. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа/. И.А. Лыкова - М.: «Карапуз - дидактика», 2008.- 144 с.: 16 л. вкл., переиздание дораб. и доп.

13. Мошкин В.Н. Закономерности воспитания культуры безопасности. // Основы безопасности жизни. - 2005. - N 7.

14. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста  Сост.Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Фетодова.; Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина.- М.: ТЦ Сфера, 2006. -64с. – (вместе с детьми).

15. Программа «Детство». Авторский коллектив - преподаватели кафедры.  дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена

16. Программа «Истоки». Авторский коллектив - научные сотрудники Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.

17 Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.

18. . Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / Под ред. Паромоновой Л.А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006. – 782 с.: ил.

19. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой –М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. (Серия «Вместе с детьми».)

20. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора/ Т.Ф. Саулина -М. «Просвещение» 1989 г

21. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма./ О. Ю. Старцева– М.: ТЦ Сфера, 2008.-64 с.

22. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф.  Дошкольникам о правилах дорожного движения/ Э.Я.Степаненкова, М.Ф.  Филенко.- М. «Просвещение» 2005

23. Учебный план и программы обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в дошкольных образовательных учреждениях. Р. С. Под ред. Р.Н. Минниханова, И.А. Халиуллина. Казань 1995. -167с.

24. Учебное пособие. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. Р.С. Под ред. Р.Н. Минниханова, И.А. Халиуллина. Казань 1995. -167с.

25. Шорыгина Т.А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. / Т.А. Шорыгина– М.: ТЦ Сфера, 2009.- 80с.

26. Юрянин  И.П. Светофор/ И.П. Юрянин  - М. Издательство «Детская литература» 1971 г



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
15667. Обучение дошкольников безопасному поведению на дорогах 39.34 KB
  Теоретические основы исследования обучения детей безопасному поведению на дорогах. Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах. Учитывая что участниками дорожного движения дети становятся намного раньше чем учениками школы необходимо целенаправленно организовать работу образовательных учреждений по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах начиная с дошкольного возраста. Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает что почти половина из них происходит из-за невнимательности детей...
21349. Опытно-экспериментальная работа по использованию инновационных технологий 153.74 KB
  Инновационные образовательные технологии и их влияние на эффективность процесса обучения. Характеристика образовательных технологий на примере технологии модульного обучения и метода проектов. В результате чего на современном этапе развития образования возникла необходимость обновления методов средств и форм организации обучения. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения создание таких педагогических условий обучения которые будут способствовать...
21389. Опытно-экспериментальная работа по педагогическому просвещению родителей первоклассника 689.55 KB
  Развитие личности ребенка основано на единстве, согласованноcти в воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка, а роль семьи в системе невозможно переоценить. Недостаточное знание социальных и психологических сторон ребенка приводит к разрушению психологического комфорта семьи, мешает эмоциональному единению ребенка и родителей, ведет к росту у детей отклонений в эмоционально-волевой сфере развития, где проблемы возникают, как правило, с нарушением внутрисемейных детско-родительских отношений.
11066. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ В КОЛЛЕДЖЕ 177.3 KB
  Желание быть на шаг впереди, находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать новые педагогические и информационные технологии, хозяйственные механизмы - все это условия поступательного развития образования, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс. Пренебрежение инновациями заводит образование в тупик неразрешенных проблем или скучное функционирование. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества.
6413. Опытно-практическая работа по использованию дидактических игр как средства повышения интереса школьников к обучению 159.33 KB
  Выявить современное состояние использования дидактических игр как средства повышения мотивации; определить отношение учащихся и учителей к использованию дидактических игр на уроках; разработать комплект дидактических игр к конкретным урокам, отвечающий всем методическим, психолого-педагогическим требованиям к играм в учебном процессе...
1445. Опытно-экспериментальная работа по формированию гражданской компетенции на уроках окружающего мира 913.17 KB
  Теоретические основы гражданской компетенции и методика ее формирования в начальной школе. Содержательные основы формирования гражданской компетенции. Анализ программ области Окружающий мир на предмет их потенциальных возможностей в формировании гражданской компетенции. Опытно-экспериментальная работа по формированию гражданской компетенции на уроках окружающего мира.
11003. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной активности младших школьников на уроках литературы 100.39 KB
  Что это подразумевает По нашему мнению это состоит из отношения ребенка к изучению нового который проявляется в интересе к преподносимому материалу и желания справиться со способами деятельности и применением морального и волевого усилий. Предмет исследования: методика формирования и деятельности младших школьников познавательном процессе изучения литературы. В соответствии установленой цели и выдвинутой гипотезе...
19818. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию культуры поведения у детей 4-5 лет в условиях игровой деятельности 64.68 KB
  Теоретические основы воспитания культуры поведения у детей 4-5 лет в игровой деятельности. Воспитание культуры поведения у детей 4-5 лет в психолого-педагогической литературе. Особенности усвоения норм поведения детьми 4-5 лет. Игровая деятельность как средство воспитания культуры поведения у детей 4-5 лет. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию культуры поведения у детей 4-5 лет в условиях игровой деятельности.
11017. Опытно-экспериментальная работа по исследованию влияния взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка 102.23 KB
  Современные ситуации в стране (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.) обострили положение семьи среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья: изменение ее функций, сокращение размеров, изменение типа главенства.
11011. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию толерантности младшего школьника на основе художественно-эстетического образования 117.93 KB
  Особенно важно художественно-эстетическое образование начинать в раннем возрасте, наиболее благоприятном, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития личности, в том числе и в развитии толерантности.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.