Правовое государство: понятие и основные признаки

Проанализировать теории и признаки происхождения государства; охарактеризовать типологию политических режимов и форм правления государств; исследовать взаимосвязь государства и права как фактора становления и саморазвития правового государства; выявить проблемы соотношения государства и права;

2015-08-28

477.82 KB

6 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Оглавление

[1] Оглавление

[2] Введение

[3] 1 Государство: его понятие и признаки

[4] 1 Теории и признаки происхождения государства

[5] 1.2 Типология политических режимов и форм правления

[6] 2 Правовое государство: понятие и основные признаки

[7] 2.1 Взаимосвязь государства и права как фактор становления и саморазвития правового государства

[8] 4 Проблемы соотношения государства и права

[9] Заключение

[10] Глоссарий

[11] Список использованных источников

[12] Приложение А

[13] Приложение Б


Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что стремление к познанию государства и права во всех связях и опосредованиях свидетельствует о философско-правовом подходе к государственно-правовым явлениям. Ему, в широком смысле, соответствует понятие «государственное единство». При таком подходе, используемом общей теорией государства и права, которая включает в себя часть философии права, нормы права и реальные государственные институты не являются первичными и определяющими, а служат необходимым инструментом достижения воображаемого общественного идеала, чаще всего остающегося нереализованным, бытующим на страницах книг правоведов-теоретиков и философов, но, тем не менее, необходимого как ориентир для развития практики.

Таким образом, целью курсовой работы заключается в исследовании теорий происхождения государства.

Для детального изучения данной цели мы выделяем следующие задачи для раскрытия темы:

- проанализировать теории и признаки происхождения государства;

-охарактеризовать типологию политических режимов и форм правления государств;

- исследовать взаимосвязь государства и права как фактора становления и саморазвития правового государства;

- выявить проблемы соотношения государства и права;

- сделать выводы.

Объектом данной работы является государство.

Предметом исследования является происхождение государства.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.


1 Государство: его понятие и признаки

1 Теории и признаки происхождения государства

В целом, юридической науке существует достаточно много теории происхождений государств. Каждый из теории имеет свою особенность. Остановимся на некоторых из них.

Теологическая теория. Представителями данной теории выступают Фома Аквинский, мировые и не менее значимые религии. Суть происхождения данной теории предопределяет, что в возникновении государство, явилось божественная воля. Что именно воля Бога, послужило предпосылкой образования государства. Иначе говоря, эта теории построена на вере, вере божественной силы1.

Патриархальная теория. Идейными вдохновителями выступают Аристотель,

Конфуции и т.д. Как мы знаем, изначально с момента возникновения общественных отношений существовал матриархат, т. е. главенство женщины, матери в семье, в обществе. Однако в результате социально-экономических преобразований, в том числе разделения труда, постепенно меняется и строй и последовательно происходит переход в патриархальную жизнь, т.е. главенства мужчины, мужа, отца в семье, в обществе. Патриарх, как глава семьи, как домовладелец, становится главой государство.

Договорная теория. Представители Руссо, Радищев, и т.д. Человек с рождения

является обладателем естественных прав, (например, права на жизнь). Смысл теории заключается в том, что народы, племена, общности шли на объединение, в целях защиты естественных прав и дальнейшем заключением общественного договора, где часть прав передавалась государству.

Теория насилия. Сама теория подразделяется на внутреннее и внешнее насилие. Под внутренним насилием, надо понимать, что государство образовывалось при наличии системы воздействия на каждого человека в обществе. Под внешним насилием, понимается порабощение одного народа другим. Данную теорию воплощали в своих трудах Каутский, Гумплович и т.д.

Органическая теория. В основе данной теории заложена мысль, что каждый человек, как клетка в организме, выполняет свою функцию. То же самое и в государстве, где человек исходя своего социального статуса, также выполняет свою роль, функцию. Данная мысль была изложена в трудах Спенсера, Огюста Конта и т.д.

Материалистическая теория. Сподвижниками данной теории выступают К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. В основе данной теории, бытует мысль, что причиной образования государства, послужили социально-экономические предпосылки. Совершенствование техники, способствовало росту производительности труда и тем самым привело возникновению социального не равенство. Появление излишков, явилось предпосылкой имущественного расслоения и что явилось предметом порабощения неимущих имущим классом.

Ирригационная теория. Суть данной теории отражена в исторических дисциплинах, трудах Карла Августа Виттфогеля. В ходе изучения, на основе письменных и проведенных археологических раскопок, было определено, что первые государства возникли близ рек, морей, т.е. возле водных ресурсов (первичные города-государства в Месопотамии, Египте). Создавая поливные системы, государство обеспечивала себя одним из способов развития сельскохозяйственной продукции и тем самым источником дальнейшего существования.

С позиций научных теории, существуют следующие теории образования Древнерусского государства2:

- норманнская (варяжская) теория (Г.3. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлёцер);

- славянская (автохтонная) теория (М. Ломоносов);

- ирано-славянская теория (А.И. Рогов, Б.Н. Флоря);

- кельто-славянская теория (В.Г. Скляренко);

- компромиссная (славянско-варяжская) теория (В. Ключевский);

- индо-иранская теория (О. Н. Трубачёв).

Сейчас давайте попробуем ответить, так какой же, из существующих правовых теорий происхождении государств, мы можем соотнести теорию возникновения Древнерусского государства.

Так, из перечисленных правовых теории происхождений государств, теорию возникновении Древнерусского государства, можно соотнести к материалистической теории. Исходя учений данной теории, вытекает мысль, что государство, как результат естественного развития, а именно развития его экономии, обусловило обеспечение государство не только материальными благами, но и предопределило его социально-классовые изменения в обществе3. В процессе совершенствования труда, одновременно происходит и повышение производительности, что в дальнейшем выражается в накоплении излишков продукции. Сосредоточение излишков продукции в определенных кругах общества, поспособствовало возникновению имущественного неравенства, а это в свою очередь породило продвижению волеизъявления имущественного класса в обществе. Все эти обстоятельства, способствовали возникновению Древнерусского государства.

Что касается совокупностей признаков государств, присущим многим теориям происхождения государств, то к ним можно отнести4:

- наличие территории, границ (т.е. то земельное пространство, которое находится под юрисдикции государство);

- население, племена, нации, этносы (совокупность людей, живущих в определенной конкретной территории);

- наличие публичной власти (наличие государственных органов реализующих власть на определенной территории);

- армий, дружины, военного контингента (наличие вооруженных сил, для обеспечения целостности границ);

- нормативные источники (источники права, принятых представительных или иных органах и действующих пределах их компетенции);

- наличие системы налогообложений (платёжи, взимаемые органами государственной власти, в целях финансового обеспечения деятельности государства);

- государственная символика, герб, гимн, флаг (отличительные знаки конкретного государства);

- суверенитет (независимость, право на определение).

Таким образом, все перечисленные признаки государства, признаки материалистической теории, породили условия для зарождения государственности на данной территории.

1.2 Типология политических режимов и форм правления

Форма государства выступает объектом исследования как юристов, политологов, философов, так и других представителей общественных наук. Всякое государство как явление обладает определенной динамикой, т.е. изменяется во времени и пространстве и облекается в конкретные формы в различные исторические эпохи.

Эти конкретные формы выражаются в понятиях, которые являются содержанием государства и для подтверждения своей научности должны соответствовать исторической действительности.

Но рассмотрение такого соответствия может оказаться весьма затруднительным, особенно при анализе государств, которые возникли в Новое и новейшее время. Это говорит о том, что современная классификация недостаточно полно отображает все многообразие существовавших ранее и существующих ныне государств5.

Поэтому необходимо социально-философское исследование, которое позволит выработать расширенный понятийный аппарат, охватывающий все разнообразие форм государства.

Под формой государства традиционно понимается совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и реализации государственной власти, выражающих ее сущность и взятых в единстве трех ее сторон: политический режим, форма правления, форма государственного устройства. При этом под политическим режимом понимается совокупность способов и методов осуществления и реализации власти экономически господствующего класса, под формой правления – организация верховной власти государства, формой государственного устройства административно-территориальная организация государственного аппарата, соотношение территориальных частей государства и их органов с государством в целом.

Начнем с уточнения содержания некоторых понятий (Приложение А).

Формы правления. Это – организация государственной власти, юридически характеризующаяся формальным источником, под которым понимают либо волю индивидуально-определенного физического лица (монарха), либо народа. Обычно выделяют две основные формы: монархию (от греч. monarchнa – единовластие, единодержавие) и республику (от лат. respublica – общественное дело).

Политический режим. Как правило, в общественных науках выделяют два основных полярных типа политических режимов: демократический и антидемократический, или авторитарный, правда, между полярными существуют и промежуточные типы режимов, такие, например, как олигархический и аристократический и т.д6.

Антидемократический (авторитарный) режим. Вопрос о политическом режиме, как мы уже успели заметить, в первую очередь сводится к следующему вопросу: каким способом правит экономически господствующий класс? Как известно, авторитарное государство является диктатурой господствующего класса, которая по отношению к самому господствующему классу приобретает огромную степень самостоятельности. Это происходит потому, что в любом государстве, будь оно авторитарное или демократическое, господствующий класс, как правило, правит не непосредственно. Он осуществляет свое господство через правящую верхушку, т.е. группу лиц, обладающих реальной политической властью. При авторитарном режиме правящая верхушка концентрирует в своих руках всю полноту политической власти, отстраняя тем самым господствующий класс от управления государством7.

Демократический режим. При данном режиме правящая верхушка не имеет монополии на политическую деятельность. В политике имеют право участвовать люди, не входящие в состав этой верхушки. Деятельность самой верхушки регулируется законами. Получается, что при демократическом режиме господствующий класс правит не только в экономическом смысле, но и в политическом, держа под своим непосредственным контролем правящую верхушку. Государство при этом становится подлинным выразителем интересов господствующего класса.

Вместе с тем, Между классификациями по форме правления и политическому режиму существует не только различие, но и определенное соответствие. Можно предположить, что наиболее адекватной формой правления для демократического режима является республика, а для авторитарного – монархия. Однако это утверждение было вполне справедливо для анализа классических форм государств (Франция, Австрия эпохи абсолютизма, а также современных США, Канады, Германии и др.). По аналогии с «классическими» существуют также и «неклассические» формы государства. Соответственно, при анализе этих форм соотнести форму правления с политическим режимом в рамках имеющейся классификации оказывается весьма затруднительно.

Достаточно привести пример современной Великобритании. Вне всяких сомнений, что это государство относится к демократическому режиму, а по форме правления ему должна соответствовать республика. В стране имеется законодательный орган – двухпалатный парламент, состоящий из палаты общин и палаты лордов. Парламент является высшим органом власти на всей территории. Причем отношения между народом и правительством регулируются законодательными актами, неписаными законами и конвенциями. Но Великобритания относится одновременно к монархической форме правления. Отсюда вытекает очевидное противоречие, поскольку юридическая форма (демократия) перестает соответствовать реальному политическому содержанию (монархии) 8.

Получается, что при соотношении политического режима с формой правления в современных государствах, которые в специализированной литературе обозначены как ограниченные монархии (к ним относятся не только Великобритания, но и Швеция, Испания, Дания и др.), мы сталкиваемся с серьезными трудностями, поскольку у них наличествуют признаки обеих форм правления. И самый быстрый способ устранения такого противоречия можно найти в констатации различного рода исключений.

Выход из сложившейся ситуации можно, конечно, найти в конструировании новых понятий на основании уже известных и общепринятых. Таких понятий, которые бы позволили расширить систему классификации государств по их формам и смогли отвечать потребностям современной политической и юридической реальности, достаточно много. Как правило, эти понятия образуются путем добавления к ним приставок квази; (от лат. quasi – нечто вроде, как будто, как бы; сооветствует по значению словам «якобы», «мнимый», «ложный»; например: квазимонархическая или квазиреспубликанская форма правления) и пара; (от греч. parб – возле, при, означает нахождение рядом, близко к чему-либо; например: парамонархическая или парареспубликанская форма правления).

Понятия, образованные с помощью этих приставок, позволяют отчасти устранить обнаруженное противоречие. Например, государства, принятые раньше считать ограниченными монархиями, могут быть охарактеризованы по форме правления как квазимонархические (т.е. как бы монархические), парареспубликанские (т.е. по сути очень близкие к ним) и демократические по политическому режиму. Эти понятия позволяют не только соотнести политический режим с формой правления, но и указывают на истинный источник власти в этих государствах.

Теперь приведем примеры, демонстрирующие проблему соотношения авторитарного политического режима с формой правления. Возьмем для рассмотрения Германию времен Гитлера и политическую систему, которая оформилась в 30-е гг. XX в. в Советском Союзе. Вне всяких сомнений, эти государства относились к авторитарному типу политического режима. Стоит только отметить, что нацистский режим в Германии был одной из самых радикальных форм авторитарного режима и, в отличие от Советского Союза, Германия вела агрессивную захватническую внешнюю политику9.

Соотнесем теперь данные типы авторитарного режима с формами правления.

Пользуясь предложенными приставками (квази и пара), мы можем сразу отметить, что и Советский Союз, и гитлеровская Германия относились к квазиреспубликанской форме правления, т.е. являлись «мнимыми» или «ложными» республиками. Но данное определение указывает только на то, что народ не являлся источником государственной власти в этих государствах. Так кто же все-таки является ее истинным источником? Ответить на этот вопрос путем определения их как парамонархических было бы все же не верно, поскольку в реальности, как мы уже успели заметить, во главе этих государств стояли не монархи, власть которым переходила по наследству, а «вожди» (фюрер в Германии, генеральный секретарь в Советском Союзе или каудильо в Испании, дуче в Италии и др.). Ввиду этого правильнее всего было использовать в отношении этих и подобных им государств понятие автократической (от греч. autokrбteia – самовластие, самодержавие) формы правления. Такая форма правления обнаруживает источник государственной власти в личной власти правителя, которая не ограничена нормами законодательства и не сдерживается какими-либо общественными или политическими институтами.

Как правило, функционирование автократической формы правления сопровождается, как и при всяком авторитарном режиме, репрессивными мерами против политических оппонентов и жестким ограничением личных свобод.

В современном мире существуют также государства, которые, как и в случаях с республиканской формой правления, лишь выдают себя за демократические, являясь при этом «мнимыми» демократиями, т.е. квазидемократиями. Достаточно привести в пример Российскую Федерацию. Для большинства наличие демократического режима в нашей стране является уже азбучной истиной. Но, несмотря на это, в России по-прежнему фактически отсутствует, пожалуй, наиболее важный признак любого демократического режима – подотчетность исполнительной ветви власти (Правительства РФ, а также де-факто Президента РФ) власти законодательной (Федеральному собранию РФ). Именно отсутствие такой подотчетности исключает контроль над политической деятельностью как со стороны законодательного органа, так и граждан России, что приводит к высокой степени самостоятельности исполнительной власти, которая осуществляет реальную государственную власть в стране. Как бы это не было парадоксально, но здесь уже обнаруживается очевидное сходство подобного рода псевдодемократического режима с авторитарным. Именно поэтому лучше применять к характеристике этого режима понятие квазидемократический (причем в отношении России следует еще добавить олигархический режим) 10.

Таким образом ряд государств подпадают под характеристики «смешанных» или «промежуточных» форм правления. СССР 1930-х гг. иллюстрирует нам квазиреспуб; ликанскую форму правления и автократический политический режим, деятельность которого сопровождается репрессиями и сворачиванием пространства прав и свобод человек. По этим параметрам советское государство того времени соответствовало политической природе нацистской Германии. Государство современной России характеризуется в свою очередь пара(квази)республиканской формой правления и квазидемократическим режимом.

Суммируя все предложенные выше типы, попытаемся выстроить расширенную классификацию форм правления и политического режима, состоящую из двух основных категорий государств:

1. Категория классических форм государств11:

а) монархические по форме правления и авторитарные по политическому режиму (например, Франция, Австрия и другие государства эпохи абсолютизма);

б) республиканские по форме правления и демократические по политическому режиму (например, современные США, Франция, Германия, Австрия, Канада и др.).

2. Категория неклассических форм государств12:

а) парареспубликанские, квазимонархические по форме правления и демократические по политическому режиму (например, современные Англия, Испания, Швеция, Дания и др.);

б) автократические, квазиреспубликанские по форме правления и авторитарные по политическому режиму (например, СССР, гитлеровская Германия);

в) автократические, квазимонархические по форме правления и авторитарные по политическому режиму (например, Италия времен Муссолини, Испания времен Франко и т.п.);

г) квазиреспубликанские по форме правления и авторитарные по политическому режиму (например, современные Казахстан, Азербайджан, Узбекистан и т.д.);

д) квазиреспубликанские по форме правления и квазидемократические, олигархические по политическому режиму (например, современные Россия, Грузия и т.д.).

Предложенная выше классификация, конечно, не исчерпывает всего многообразия как ранее существовавших, так и существующих государств. Но это и не являлось целью данной статьи. Главное, нам удалось расширить классификацию по формам государства и предложить вариант решения существующей проблемы несоответствия юридической формы и политического содержания.


2 Правовое государство: понятие и основные признаки

2.1 Взаимосвязь государства и права как фактор становления и саморазвития правового государства

С самых древних времен людей волновал вопрос: что такое государство и право, как они возникли. Интересовало это людей не случайно, так как история государства и права и в древние времена, и в настоящее время определенным образом касаются каждого из нас.

Для понятия «государство» существует два значения, в первую очередь, государство – это страна, то есть географическое и политическое образование, а, во-вторых, это организация политической власти, конкретных институтов власти. Понятие «государство» непосредственно связано с понятиями «власть» и «общество». Общество – это некоторая общность людей на определенной территории, которая может характеризоваться духовным, а также экономическим единством, целостностью жизни.

Основная особенность или черта общества в том, что оно является конкретной системой существ разумных, иными словами, это социальный самостоятельный организм, который охватывает все население определенной территории.

Власть представляет собой отношения подчинения и господства, при которых воля властвующих индивидов доминирует над действием других индивидов, подвластных им. Отличительной чертой власти можно назвать конкретную возможность одних индивидов или организаций господствовать над действиями и волей других индивидов.

Государство – это некое явление общественное, предпосылки возникновения государства и права, соответственно, имеют историческую и социальную природу (Приложение Б). Познание теории государства и права необходимо начинать с вопросов о происхождении и появлении государства, необходимо понимать, всегда ли в истории общества людей присутствовал данный социальный институт или он появился на конкретном этапе существования общества. Только таким образом можно более точно понять формы и причины появления государства, его характерные особенности и черты, возможные отличия от предыдущих форм человеческого общества13.

Вместе с тем, происхождение государства и права можно считать в настоящей теории права и государства, как теорию основную и в некоторой степени дискуссионную. Эта теория в основном рассматривает вопросы происхождения государства и права, а также дает возможность узнать и понять, когда именно и благодаря чему на самом деле появилось право и государство, и когда они возникли: на определенной стадии развития человеческого общества или одновременно с ним. Понять это просто необходимо, так как в юриспруденции, как мировой, так и отечественной нет единых взглядов на закономерности происхождения государства и права.

Вместе с основной причиной появления права и государства, то есть, появлением в обществе частной собственности, и последующем расколе человеческого общества на классы, в разных странах существовали самые различные условия, а также факторы, имевшие определенное влияние на ускорение или замедление процессов образования государства и права.

Исследователи и прошлого и настоящего имеют различные взгляды на истинный момент образования права и государства, а также на их сущность. Теорий происхождения права и государства в настоящее время известно множество.

В современной науке происхождение государства и права остается вопросом дискуссионным, так как в основе этой проблемы лежат самые разные философские и идейные течения и предположения. Есть мнения, что государство было всегда, для сторонников данной теории нет такой глобальной проблемы о происхождении права и государства. Кроме этого, этнографическая наука и историческая постоянно находят все более новые знания о причинах возникновения права и государства.

Самым основным постулатом происхождения права и государства в современной науке остается тот, который утверждает, что государство появилось при развитии производства, перехода экономики от присваивающей стадии к стадии производящей.

Вместе с тем, в русском языке слово «право» употребляется в двух основных значениях. Первое – так называемое «субъективное» право, т.е. некое правомочие, которое принадлежит конкретному субъекту. Например, в предложении «С 18 лет граждане имеют право участвовать в выборах Президента России» слово «право» употреблено именно в значении «субъективное право»14.

Второе значение – так называемое «объективное» право (т.е. существующее объективно, независимо). Под этим термином понимается совокупность правовых актов какой-либо страны, ее законодательство. Например, когда Вы слышите от кого-то, что «Швейцарским правом строго охраняется тайна банковских вкладов», то в данном случае термин «право» употреблен в значении «объективное право».

В данном вопросе (о праве и его взаимосвязи с государством) речь идет именно об объективном праве.

Право – это система общеобязательных норм, правил поведения, которые установлены (или санкционированы) государством и охраняются им от нарушений.

Исходя даже из этого определения, из самой сути права, очевидно, что оно неразрывно связано с государством. Государство в издаваемых им законах (указах, распоряжениях, других юридических актах) выражает и закрепляет нормы права. В необходимых случаях государство мерами принуждения и насилия обеспечивает действие норм права (например, в виде применения наказаний за неисполнение норм права). Таким образом, с помощью права государство выполняет свои функции (защита своих граждан, обеспечение их достойной жизни, разрешение возникающих конфликтов и т.д.). Право обладает следующими признаками: общеобязательность (т.е. распространяется на всех, независимо от пола, социального и имущественного положения, веры, убеждений, национальности, расы и пр.), формальная определенность (т.е. нормы права зафиксированы, чтобы все могли с ними ознакомиться), обеспеченность выполнения силой государства (государство применяет силу для того, чтобы нормы права были строго выполнены).

Однако необходимо помнить, что право не порождено государством как нечто подсобное, вторичное. Право имеет объективную социально-экономическую природу, оно не является продуктом произвольного творчества государства и государственных органов. Право – это производное существующих общественных отношений, их выражение.

Право осуществляет активную роль в закреплении и поддержании условий цивилизованного общества, в котором каждый человек обладает неотъемлемыми правами, реализует свои устремления и способности. Право, кроме того, закрепляет основы общественного и государственного строя, регулирует организацию и деятельность государственных органов и всего государства в целом. Право является и средством борьбы с негативными проявлениями общественной жизни, социальным злом (преступностью, наркоманией, нищетой и т.д.), средством утверждения социальной справедливости. Наряду с функциями закрепления и регулирования общественных отношений право выполняет также и воспитательную роль – своим авторитетом право может и убеждать, а не только принуждать к достойному поведению15.

Вместе с тем, по своей гуманитарной направленности и умозрительной специфике близки юриспруденция и философия. Отличие юриспруденции от философии в большей приближённости к реальной жизни и применимости на практике.

Испокон веков лучшие умы человечества задумывались о рациональном устройстве общества. Большое значение для прикладного применения философии имеют труды английского ученого семнадцатого века Джона Локка.Он поставил во главу угла, как основу нашего познания, опыт. Заслуга его в сведении воедино разрозненных размышлений своих предшественников и современников, Декарта, Ньютона, Гобса. Джон Локк впервые сформулировал признаки правового государства. Пусть его определение примитивно, не соответствует современным понятиям, но приоритет неоспорим.

Признаки правового государства, по Локку, верховенство закона и определённые рамки для власти государства. Разделение властей в государстве сформулировал уже Монтескье, для устранения влияния исполнительной власти на судебную, искоренению произвола и тирании.

Наличие конституции не относиться обязательным признакам правового государства, например Адольф Гитлер не отменял германскую конституцию. Иосиф Виссарионович Сталин тоже с большой помпой и широким резонансом в советской прессе утверждал о торжестве коммунистической свободы гарантированной основным законом. В Великобритании в свою очередь в период построения правового государства, конституция отсутствовала, поскольку законодательная система там построена на прецендентной основе и здравом смысле.

В Российской Федерации впервые заявлено о построении правового государства летом 1990 года  при принятии независимости. Законодательно эта норма утверждена в Конституции России16.

Так, демократически развитое правовое государство представляет собой социальную ценность для человечества в целом, является существенным условием для существования свободы личности, а также гарантией сохранения и поддержки благополучия мира и стабильности. Правовое государство окончательно сформировалось на Западе к середине 20 века, в основном такое общество наблюдалось в развитых экономических странах.

Для законченного формирования правового государства необходим конкретный уровень культуры населения, материального благополучия людей и развитой экономики. Гражданское общество и правовое государство не возможны в отсталой стране. При отсутствии демократии невозможно построить правовое государство. Для становления правового государства недостаточно одно определенного акта, необходимо создать гражданское общество с высоким уровнем культуры и политики в данном обществе, с наличием развитой демократии.

Гражданское общество и правовое государство взаимосвязаны. Развитое гражданское общество со своими принципами свободной экономической деятельности, которая основана на законах, служит платформой для создания правового государства.

Понятия гражданского общества и правового государства являются неоднозначными. Гражданское общество нельзя сравнить с обществом политическим, в том числе и государством, так как основным элементом гражданского общества является человек, его потребности и интересы, которые свободно он может реализовать только вне политического контроля. Эти интересы и потребности человек может осуществлять через семью, церковь, научные ассоциации, культурные мероприятия, профсоюзы и т.д.

Гражданское общество представляет собой независящую от государства,  автономную сферу отношений в обществе в целом. Государство является определенной формой гражданского общества. Гражданское общество и правовое государство предполагают наличие нескольких независящих друг от друга институтов, союзов, организаций, которые непосредственно действуют в рамках права17.

Таким образом, гражданское общество – это правовое общество, это общество свободное и демократическое, которое ориентировано на человека, создающее уважение к закону, обеспечивающее свободу предпринимательской деятельности, дающее возможность достижения благополучия.

4 Проблемы соотношения государства и права

При изучении проблемы соотношения государства и права имеет смысл выделить факторы, которые обычно указывают в качестве значимых для систематизации и описания этих явлений18.

К факторам субъективного порядка можно отнести тип правопонимания, из которого исходит исследователь. В этом вопросе предпринято два основных направления исследования: позитивистское и неопозитивистское.

Юридический позитивизм предлагает формальное определение права, как совокупности правовых норм, установленных или санкционированных государством. В рамках юридического позитивизма выделяется легистское (позитивистское и неопозитивистское) и социологическое понятие права и государства.

Легистский позитивизм отождествляет право и закон. Право – это то, что приказывает государство, а государство – это содержание законов об организации, полномочиях и осуществлении суверенной принудительной власти.

Поэтому этот подход часто называют этатистским т.е. государственническим, согласно которому государство первично, а право вторично.

Легистский неопозитивизм предлагает определение права как иерархической системы норм, основанной на других принудительных нормах, снабженных санкциями.

Социологический позитивизм, видит в праве реальные социальные отношения, имеющие юридические последствия. Государством с позиции социологического позитивизма называется любая организация публичной политической власти в любой форме и с любым содержанием. «Общей чертой социологического понятия государства … является отрицание юридической природы государства, рассмотрение в качестве основы государства не формально-юридических, а фактических социальных явлений властвования».

В рамках неопозитивизма выделяются этическое и юридическое понятия права и соответствующее им понимание государства.

Этическое направление различает право и закон по содержанию, причем право объясняется через понятие справедливости19.

Как видно из приведенных выше положений, понятие «государство» невозможно раскрыть без конкретизации понятия «право», и наоборот. С учетом того, что оба эти понятия в юридической литературе раскрываются неоднозначно, их сопоставление представляется достаточно сложным.

Среди объективных факторов, которым обычно придается значение в юридической литературе, значится вопрос о соотношении политической и правовой систем. В этой связи сущность сложившихся отношений между государством и правом увязывается с господствующим в данной стране политическим режимом20.

Немаловажными представляются и те исторические условия, в рамках которых производится сопоставление систем «государство – право».

Советская правовая доктрина вопрос о соотношении государства и права изучала с учетом их общего надстроечного характера над экономическим базисом. Среди трудов ученых этого периода самым значимым является монография М.А. Аржанова «Государство и право в их соотношении», изданная в 1960 году. Работа выдержана исключительно в духе классовой борьбы, противопоставления государств социалистического типа государствам буржуазным.

В этой связи указывались такие общие черты государства и права, как их политический характер, возможность применения принуждения, одномоментное возникновение и неминуемое последующее одновременное отмирание, невозможность существования права без государства и государства без права и т. д.

Все последующие исследования, обозначенной темы, вплоть до начала 80-х годов XX века, так или иначе выполнены в идейном соответствии работе М.А. Аржанова. В основном, государство и право рассматривались по параметрам единства, различия и взаимодействия.

Н. Неновски пишет, что единство государства и права составляет их происхождение, типология, детерминированность экономическими условиями, общность исторической судьбы, политическое содержание, культурные и иные условия. Причем, это единство двух различных, многообразных в своих проявлениях и относительно самостоятельных явлений, что служит основой взаимного влияния и взаимодействия. Связи и взаимоотношения между правом и государством развиваются внутри единого целого, частями которого они являются21.

На институциональном уровне единство проявляется в единстве государства как аппарата и права как законодательства. На субстанциональном и атрибутивном уровне единство государства как всеобщей в территориальном отношении суверенной политической организации всего населения и системы государственно политических отношений и взаимосвязей в масштабе всего общества, и права как всеобщей, реально действующей системы правовых норм, которая претворяется во всеобщем правопорядке, воплощающем юридическое устройство данной территории и данного населения.

Кроме того, рассматривая влияние государства на право, можно отметить следующее.

Во-первых, государство создает правовые нормы, сообщая им посредством своих властных особенностей общеобязательный характер.

По мнению С.С. Алексеева, «главное в миссии государства по отношению к праву состоит в том, чтобы сообщить определенным нормам, принципам, положениям, особое юридическое качество, а затем они начинают действовать сами, в значительной мере самостоятельно, и это может быть обращено уже против государства».

Новое качество сообщается двумя путями22.

Первый путь лежит через придание нормам, принципам, положениям нормативного и обязательного для всех государственного значения соответствующим актам. Второй осуществляется либо посредством введения юридических дозволений или запретов, либо введения прямых нормативных государственных предписаний. Два указанных случая выражают различную степень государственного «присутствия» в праве и отсюда различную степень наличия в нем собственно правовых начал.

Во-вторых, государство обеспечивает реализацию права посредством организации исполнительной власти, судебной, надзорной и контрольной деятельности.

В-третьих, государство оказывает праву идеологическую поддержку, воспитывая уважение к праву, закону, обязывая всех следовать правовым предписаниям.

Отходя от позитивистской концепции понимания проблемы, О.В. Макаров воздействие государства на право связывает с оказанием субъектам права со стороны государства содействия в реализации прав, свобод и обязанностей, а также с достижением максимального сочетания правовой нормы, устанавливаемой законодательным путем, и права как продукта потребностей и интересов нормальной человеческой деятельности.

Необходимо признать, что соотношение государства и права зависит от действующего в данном государстве политического режима. Известно, что политический режим отражает ключевой момент в бытии и функционировании государства, его состояние как института политической власти, его истоки, организацию и проявления, особенности и соотношение выраженных в государстве классовых, национальных и общегражданских интересов, механизм формирования и действия власти. Этот же ключевой момент имеет определяющее значение и для права. Следуя этой логике, С.С. Алексеев, заключил, что в условиях авторитарного режима, право реализует свою динамическую функцию, сводясь к прямо исходящим от государства предписаниям. В условиях демократии существует развитая правовая система, обеспечивающая простор для существования саморегулирующихся механизмов, являющихся основой гражданского общества. В то же время право ограждает демократический политический режим от разрушительных стихийных процессов, своеволия толпы, господства силы и беспредела. В таком обществе права и свободы человека приобретают высокий удельный вес и реальное действие, что органически связано с развитием права23.

Зависимость государства от права также имеет различные проявления.

Во-первых, она раскрывается во внутренней организации государства, связях между его отдельными звеньями. Право оформляет структуру и взаимодействие между элементами механизма государства, создает гарантии против концентрации государственной власти в одной из ее ветвей, регулирует отношения между отдельными государственными органами, а в федерации – разграничивает предметы ведения между центром и субъектами федерации.

Во-вторых, зависимость раскрывается во внешних проявлениях государства, в той роли, которую оно играет в общественных отношениях. Право воздействует на государство при его отношениях с населением, определяя пределы воздействия государства на личность, его права и обязанности, правовые гарантии со стороны государства. Одновременно право предает деятельности государства легальный характер, вводит его деятельность в юридические рамки, определяет пределы государственного вмешательства в частную жизнь, пределы, формы и основания для применения государственного принуждения. Однако необходимо помнить, что право способно лишь в принципе ограничить государство, не допустить его произвола, при условии, если власть сама пойдет на известное самоограничение24.

Анализируя связь государства и права, следует иметь ввиду, что право относительно самостоятельно по отношению к государству, также как и государство относительно самостоятельно в отношении права. Это подтверждает тот факт, что законодательство государства не всегда соответствует праву. Однако, государственная власть по отношению к праву выступает в качестве непосредственной правообразующей и обеспечивающей силы, а право, в свою очередь, несет по отношению к государству организующую и упорядочивающую роль.

Своеобразным венцом, кульминацией, выражающей позитивный потенциал, заложенный в праве, в его соотношении с государством, является правовое государство. В правовом государстве право способно значительно преодолевать негативные проявления феномена власти, оно способствует раскрытию позитивного потенциала государства как формы правления, в свою очередь, государство углубляет свое правовое развитие и содержание.

Наиболее высокую ступень развития права, С.С. Алексеев связывает не просто с правовым государством, а с обществом права, т. е. обществом, в котором устанавливается безусловное верховенство права, абсолютное и нерушимое господство его начал и ценностей.

Логическим завершением анализа взаимного влияния, единства и противоречий государства и права является раскрытие вопроса о характере сложившейся между ними связи25.

В этом вопросе предпринято несколько направлений исследования: В.Е. Гулиев и М.А. Аржанов склонны считать, что взаимоотношения между государством и правом имеют причинно-следственную природу. В данном аспекте подчеркивается, что речь идет о соотношении неравных элементов, ибо предполагается примат государства над правом.

Л.С. Явич считает, что более точно определяет связь права и государства точка зрения, согласно которой между этими явлениями существуют функциональные связи. По мнению автора, подобный подход позволяет учитывать взаимную обусловленность государства и права как самостоятельных общественных явлений, и подчеркивает активную роль права по отношению к государству. Функциональная связь «носит глубинный характер, действуя на уровне сущности права и сущности государства, опираясь на их причинно-следственную связь с господствующим типом производственных отношений».

Логически этот философский спор разрешил Н.И. Матузов. По его мнению, «вопрос не должен решаться по принципу: или – или, ибо между государством и правом могут существовать как одни, так и другие связи. Во-первых, сами причины бывают разные (основные и производные, главные и второстепенные, формальные и материальные); во-вторых, решение вопроса во многом зависит от того, как понимается право («узконормативно» или более широко, с включением в него правовых взглядов, правоотношений, естественных прав человека и даже охраняемого властью фактического порядка); в-третьих, множество правовых норм создается не государством непосредственно, а общественными и иными субъектами, с санкции государства». Представляется, что рациональное решение вопроса в этом смысле может быть найдено не на путях противопоставления государства и права, а на путях их взаимовыгодного сотрудничества.

Приведенный выше анализ точек зрения ученых по поводу соотношения государства и права позволяет заключить, что в современной российской науке преобладает нормативистский подход к проблеме. Несмотря на то, что в любом исследовании в области государства и права неизбежно приходится касаться с той или иной стороны, в том или ином объеме их соотношения, в настоящее время к проблеме соотношения государства и права необходимо подойти с позиций обобщения закономерностей общественного развития и практики строительства правового государства. Такой подход позволит разработать рекомендации, связанные с совершенствованием системы правового регулирования и государственного управления26.


Заключение

Таким образом, проведя исследование на тему «Государство: новые подходы к сущности, функциям, типологии», следует сделать вывод, что исторически и государство и право (как система исходящих от публичной власти норм) возникают одновременно в силу одних и тех же причин, а именно, в результате разложения родового общества и перехода его в более высокое, цивилизованное состояние. Одновременно – не значит одномоментно и адекватно. Речь идет о сравнительно длительном периоде, в рамках которого генезис права и государства имеет свои особенности. Но в принципе «родословная» у названных явлений одинакова, их типология, социальные и гносеологические корни совпадают.

Вопрос о единстве государства и права нельзя отнести к чисто юридической проблематике, поскольку составляющие данного единства несомненно шире простой совокупности государственно-правовых институтов. Вопрос о государственном единстве включает в себя не только рассмотрение важнейшего для теории положения, о неразрывности государства и права, но и других общественных явлений, тесно связанных, оказывающих детерминирующее воздействие на государственно-правовую систему общества. Вместе с тем такой кардинальный вопрос неизбежно затрагивает непосредственно множество различных тем и направлений, входящих в предмет отраслевых наук, международного права.

Следовательно, проблему обеспечения государственного единства России необходимо рассматривать с точки зрения формирования широкого основания государственного единства в области государства и права, а также общественных явлений, оказывающих детерминирующее воздействие на формирование, развитие, перспективу государственно-правовой организации общества. В случае, связанном с теоретическим и философско-правовым осмыслением, данные основы могут быть выделены при помощи методологического приема разграничения сфер человеческой жизнедеятельности и рассмотрения их как с точки зрения этих сфер, так и через призму юридической науки. Выделение материально-производственной, социальной, политической и духовной сфер философами-обществоведами не случайно. Еще К. Маркс вывел формулу взаимодействия материальной и нематериальной сфер жизни: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процесс жизни вообще».

Все же главное, что реально на сегодняшний день может обеспечить единство государства и права единая конституционная государственная власть. В правовом государстве только власть, отражающая интересы общества в масштабах страны, способна обеспечивать упорядоченность социальных отношений, от которых зависит и из которых во многом складывается государственное единство. Разумеется, эта власть не бесплотна: она институционализирована в государственных органах на различных уровнях государственного устройства. Власть Федерации распространяется на всю ее территорию и обеспечивает согласованное функционирование государственного механизма. Как справедливо отмечает академик О.Е. Кутафин, «единство системы органов государственной власти находит отражение в том, что совокупная компетенция этих органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства».

В заключение, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что единство государства и права неразрывно связано с путями, формами, методами обеспечения правового (в том числе конституционного) закрепления примата гражданского общества над государством и определением форм гражданского самоуправления в Российской Федерации. Только создав прочные правовые предпосылки для активизации гражданского общества, укрепления его прав и свобод, а также целостности, можно достичь подлинного государственного единства.


Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

2

3

1

Авторитарный режим

государственный (политический) режим, при котором государством руководит узкий круг лиц – правящая элита, возглавляемая лидером и пользующаяся большими привилегиями и льготами.

2

Аппарат государства

это система государственных органов, наделенных властными полномочиями, взаимосвязанных единством целей, располагающих материально- техническими и финансовыми возможностями для осуществления функций государства.

3

Государство

это организация публичной власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

4

Демократический режим

это способ осуществления государственной власти, характерными чертами которого являются: формирование органов власти выборным путем; политический плюрализм, гарантированное существование политических прав и свобод граждан.

5

Законность

это принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений: государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами.

6

Монархия

форма государственного правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

7

Право

это система обязательных, формально определенных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его авторитетом и принудительной силой.

8

Правовое государство

это такая организация государственной власти, которая наиболее полно обеспечивает права и свободы человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объединениями строится на основе норм права.

9

Правовой режим

особый порядок правового регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств, способов, методов и типов правового регулирования в различном их сочетании.

10

Принципы права

это основные, исходные начала, положения, выражающие сущность и закономерности права как специфического социального регулятора.

11

Реализация права

это фактическое осуществление (воплощение) правовых предписаний в поведении субъектов.

12

Республика

форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

13

Светское государство

государство, в котором существует режим отделения государства от церкви, разграничиваются сферы их деятельности.

14

Система права

это внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность норм, институтов, подотраслей и отраслей права, объединяемых в две большие правовые области – частное и публичное право.

15

Суверенитет народа

признание народа в качестве единственного источника власти.


Список использованных источников

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 9. - Ст. 851.

Батлер В. Теория государства и права. Москва: Юрлитинформ, 2012 – 475 с. - ISBN 978-5-4396-0145-5.

Власов В. И. Теория государства и права. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012 - 331 с. - ISBN 978-5-222-19171-2.

Воронцов Г. А. Теория государства и права. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012 - 158 с. - ISBN 978-5-222-21271-4.

Лазарев В. В. Теория государства и права. М.: Юрайт, 2012 - 634 с. - ISBN 5-7357-0123-1.

Малахов В. П. Теория государства и права. Москва: ЮНИТИ, 2012 - 127 с. - ISBN 5-8006-0001-5.

Малько А. В. Теория государства и права. Москва: КноРус, 2012 - 239 с. - ISBN 978-5-7749-0543-0.

Малько А. В. Теория государства и права. Пенза: Изд-во ПГУ, 2012 – 277 с. - ISBN 978-5-369-01192-8.

Марченко М. Н. Теория государства и права. Москва: Проспект, 2012 - 432 с. – ISBN 978-5-392-12391-9.

Перевалов В. Д. Теория государства и права. Москва: Юрайт, 2012 - 428 с. - ISBN 978-5-9916-2114-4.

Перевалов В. Д. Теория государства и права. Москва: Юрайт, 2012 - 415 с. - ISBN 5-86225-440-4.

Протасов В. Н. Теория права и государства. Москва: Юрайт, 2012 – 190 с. - ISBN 5-7969-0068-4.

Радько Т. Н. Теория государства и права. Москва: Проспект, 2012 - 562 с. - ISBN 978-5-392-11530-3.

Семенова Т.Н. Переход государственной власти в несоциалистическом обществе: сущность и формы. М., 1990. – 396 c. – ISBN 978-5-7996-0472-1.

Сенин И. Н. Российский правовой менталитет. Омск: ОмЭИ, 2012 – 123 с. - ISBN 5-86225-096-4.

Соколов А. Н. Теория государства и права. Калининград: СФК-офис, 2012 - 478 с. - ISBN 978-5-8386-0070-7.

Сырых В. М. Теория государства и права. Москва: Юстицинформ, 2012 - 703 с. - ISBN 978-5-7205-1094-7.

Хропанюк В. Н. Теория государства и права. Москва: Омега-Л, 2012 - 323 с. - ISBN 978-5-370-02065-0.

Шамшурин В. И. Философия и теория политики и права. Тула: ТулГУ, 2012 - 278 с. - ISBN 985-13-1738-2.


Приложение А


Приложение Б

1 Перевалов В. Д. Теория государства и права. Москва: Юрайт, 2012 – С. 90-91.

2 Малько А. В. Теория государства и права. Пенза: Изд-во ПГУ, 2012 – С. 148.

3 Малахов В. П. Теория государства и права. Москва: ЮНИТИ, 2012 – С. 80.

4 Хропанюк В. Н. Теория государства и права. Москва: Омега-Л, 2012 – С. 204.

5 Перевалов В. Д. Теория государства и права. Москва: Юрайт, 2012 – С. 95.

6 Малько А. В. Теория государства и права. Пенза: Изд-во ПГУ, 2012 – С. 151-152.

7 Семенова Т.Н. Переход государственной власти в несоциалистическом обществе: сущность и формы. М., 1990. – С. 55.

8 Хропанюк В. Н. Теория государства и права. Москва: Омега-Л, 2012 – С. 207.

9 Перевалов В. Д. Теория государства и права. Москва: Юрайт, 2012 – С. 107.

10 Перевалов В. Д. Теория государства и права. Москва: Юрайт, 2012 – С.247.

11 Власов В. И. Теория государства и права. Ростов-на-Дону: ФеникС. 2012 – С. 93.

12 Радько Т. Н. Теория государства и права. Москва: Проспект, 2012 – С. 212.

13 Хропанюк В. Н. Теория государства и права. Москва: Омега-Л, 2012 – С. 204.

14 Малахов В. П. Теория государства и права. Москва: ЮНИТИ, 2012 – С. 80.

15 Перевалов В. Д. Теория государства и права. Москва: Юрайт, 2012 – С. 95.

16 Малько А. В. Теория государства и права. Пенза: Изд-во ПГУ, 2012 – С. 151-152.

17 Хропанюк В. Н. Теория государства и права. Москва: Омега-Л, 2012 – С. 207.

18 Перевалов В. Д. Теория государства и права. Москва: Юрайт, 2012 – С. 107.

19 Перевалов В. Д. Теория государства и права. Москва: Юрайт, 2012 – С.247.

20 Власов В. И. Теория государства и права. Ростов-на-Дону: ФеникС. 2012 – С. 93.

21 Радько Т. Н. Теория государства и права. Москва: Проспект, 2012 – С. 212.

22 Протасов В. Н. Теория права и государства. Москва: Юрайт, 2012 – С. 78.

23 Малько А. В. Теория государства и права. Пенза: Изд-во ПГУ, 2012 – С. 163.

24 Малахов В. П. Теория государства и права. Москва: ЮНИТИ, 2012 – С. 92.

25 Радько Т. Н. Теория государства и права. Москва: Проспект, 2012 – С. 218-219.

26 Власов В. И. Теория государства и права. Ростов-на-Дону: ФеникС. 2012 – С. 96-97.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
15266. Государство: понятие, признаки, социальная природа 21.62 KB
  Термин государство используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, политической географией и др. Предметом исследования науки правоведения является государство во втором (политико-правовом) смысле.
6140. Правовое государство 23.29 KB
  Понятие и признаки правового государства. Принципы правового государства. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни.
9343. Социальное и правовое государство 10.25 KB
  Понятие социального государства 11. Идея единения государства и права в античности была направлена против представления о том что сила порождает право. Он сформулировал основополагающее требование такого государства: под действие закона должны подпадать все. Кант утверждавший что правовое государства – это часовой обязанности которого охранять права индивида от посягательств на них.
8158. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 99.81 KB
  Основные признаки правового государства и гражданского общества. Формирование и развитие правового государства и гражданского общества в современной России. Конституционно – правовые основы построения правового государства. Проблема становления и развития правового государства и гражданского общества до сих пор считается нерешенной и недостаточно разработанной в современной политической и правовой науках хотя период ее изучения измеряется столетиями а время от времени она...
7295. ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА КРИМИНОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ 18.67 KB
  Основные вопросы криминологической науки Современные научные направления в криминологии семейная криминология; экономическая криминология; пенитенциарная криминология; политическая криминология. Криминология и социальная профилактика...
4767. Понятие и признаки преступления 37.31 KB
  Материальным признается такое определение преступления, в признаки которого включаются блага и ценности, защищаемые уголовным законом путем угрозы применения уголовного наказания. В соответствии с этим определением преступление - это деяние, которое опасно для общества при посягательстве на указанные объекты
4342. Понятие государства и его признаки 4.48 KB
  Понятие государства и его признаки. В самом общем виде понятие государства представляет собой особую организацию власти которая осуществляет управление обществом обеспечивает в нем порядок в интересах всех его членов но может при этом преимущественно защищать интересы господствующих классов. Ему присущи следующие признаки: Территория – это пространственная основа государства его физическая материальная опора. На территории государства проживает население где в полной мере действует власть политическая.
4333. Понятие правового государства и его признаки 5.49 KB
  Понятие правового государства и его признаки. Одной из основных идей современного правосознания является идея правового государства. Современная концепция теория правового государства вобрала в себя целый ряд идей выдвинутых в прошлом передовыми мыслителями своего времени. Главный принцип правового государства: в центр деятельности такого государства поставлен человек его благо свобода.
21645. Понятие и признаки органов государства 28.94 KB
  Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства обеспечением законности деятельности государства и его органов муниципальной системы и общественных формирований надежной быстрой и справедливой юстиции независимого правосудия но и с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни и главное формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека. Особенности государства...
9316. Понятие, признаки и сущность государства 13.5 KB
  Существует множество точек зрения на понятие «государство», основные и наиболее разработанные взгляды получили название «подходов» и были закреплены в научной литературе
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.