Государственные расходы Беларуси

Выступая базовым средством мобилизации и расходования ресурсов государства дает возможность политической власти регулировать экономику финансировать ее структурную перестройку стимулировать развитие приоритетных секторов экономики обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Для...

2015-09-02

544.95 KB

26 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


СОДЕРЖАНИЕ

[1]
ВВЕДЕНИЕ

[2]
1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

[3] Понятие государственных финансов, управление государственными финансами

[3.1] Общая характеристика бюджетных расходов при решении социальных задач

[4]
2 ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

[4.1] Основные тенденции в осуществлении бюджетных расходов Республики Беларусь

[4.2] Объем  средств,  направленных  на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая  культура,  спорт, культура  и  средства  массовой  информации,  образование,  социальная  политика), составил  42,1  трлн.  руб.,  в  том  числе  на образование – 18,2 трлн. руб., здравоохранение – 12,5 трлн. руб [20].

[4.3] 2.2 Основные показатели системы социальной защиты населения Беларуси

[5]
3 ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКОЙ

[6]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[7]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[8] Лутохина, Э.А. Макроэкономика: социально ориентированных подход: учебник для студентов экономических специальностей и учреждений, обеспечивающих получение высшего образования: 2-е изд. / Э.А. Лутохина; под ред. Э.А. Лутохиной. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 442 с.

[8.1]
ПРИЛОЖЕНИЕ А

[9] Минимальные социальные гарантии

[9.1] Примечание – Источник: [19]


ВВЕДЕНИЕ

Главнейшую роль в развитии и формировании экономической системы любого общества в 21 веке занимает государственное регулирование, выполняемое в рамках экономической политики. Одним из самых важных механизмов, дающих возможность государству выполнять экономическое и социальное регулирование, выступает финансовый механизм – это финансовая система общества, ключевым звеном которой выступает государственный бюджет. В условиях перехода национальной экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям актуальным является вопрос о степени сочетания рыночных и государственных инструментов регулирования макроэкономики. Огромный интерес представляет анализ деятельности правительства в сфере управления финансами в разрезе общей макроэкономической политики и в решении социальных проблем.

Необходимо признать, что проблемы государственного регулирования финансов в государстве были предметом исследования многих экономистов, ученых, мыслителей, во все времена. Общие идеи о хозяйственных предметах находят свое отражение в античном мире у известных классиков — Ксенофонта, Аристотеля. Ксенофонт считал видами государственного дохода сдачу в аренду государственного имущества, невольников, таможенные пошлины и налоги.

Огромный вклад в исследование налогов, доходов, расходов государства внес шотландский экономист Адам Смит. Государственный бюджет, по мнению А.Смита, выступая базовым средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает возможность политической власти регулировать экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Несомненно, что будущий успех экономического реформирования в национальной экономике в значительной степени зависит от того, в каком направлении осуществится преобразование финансовой системы общества, и насколько бюджетная политика государства будет соответствовать требованиям времени и сможет решать важнейшие социальные проблемы. Поэтому весьма важным и актуальным является исследование роли финансовой системы Беларуси и ее роли в решении ключевых социальных проблем.

Объект исследования: финансы.

Предмет исследования: государственные расходы Беларуси.

Цель – охарактеризовать теоретические аспекты сущности государственных финансов и их роли в решении социальных проблем, а также выполнить анализ расходов государственного бюджета Беларуси в части осуществления социальной политики.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить сущность финансов, охарактеризовать систему управления финансами в Беларуси;

- исследовать основные бюджетных расходов при решении социальных задач;

- выполнить анализ основных тенденций в осуществлении бюджетных расходов в Беларуси;

- определить особенности социальной защиты населения в Беларуси на современном этапе;

- указать перспективы и направления совершенствования системы управления государственными финансами в Беларуси и системы социальной защиты.

Гипотеза исследования: доказать, что в Республике Беларусь финансы играют решающую роль в решении социальных проблем.

Теоретической базой исследования послужили учебные пособия, монографии, периодические издания, практической базой исследования выступили отчеты, статистические данные.

В процессе работы использовались методы систематизации и логического обобщения теоретических источников, а также статистического анализа фактического материала.


1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

  1.  Понятие государственных финансов, управление государственными финансами

Термин «финансы» имеет происхождение от латинского слова «finis», обозначающего конец, окончание.

Финансы – это специфическая форма производственных отношений, которые появляются по поводу распределения и перераспределения части общественного продукта,  преимущественно чистого дохода и формирование на данной основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, которые используются на цели расширенного воспроизводства и для удовлетворения общегосударственных потребностей [13, с.36].

На нынешнем этапе система финансов любого государства может быть представлена следующей структурой:

1.Государственные финансы – это денежные отношения, взаимосвязанные с формированием и использованием централизованного фонда финансовых ресурсов, которые нужны государству для выполнения им функций.

2.Финансы организация и населения – это денежные отношения, взаимосвязанные с формированием и использованием децентрализованного фонда финансовых ресурсов с целью обеспечения своих интересов в рамках кругооборота средств отдельного хозяйствующего субъекта и населения.

Государственные финансы – это система денежных отношений, связанных с распределением и перераспределением продукта и части национального богатства, связанных с формированием финансовых ресурсов страны и использованием государственных средств на конкретные цели: [24, с.18].

- расширение производства национальной экономики;

- удовлетворение социально-культурных потребностей людей;

- на нужды обороны и управления.

Выделяют ключевые шесть элементов государственных финансов:

- государственный бюджет;

- местные бюджеты;

- государственный кредит;

- специальные внебюджетные фонды;

- государственное страхование;

- финансы государственных предприятий.

Ключевым звеном каждой финансовой системы является государственный бюджет. По своему материальному содержанию, это - главный централизованный фонд денежных средств государства. Государственный бюджет выступает также главнейшим средством перераспределения национального дохода страны. Через данное звено перераспределяется до 30-50 процентов национального дохода. Базовыми доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90 процентов и более от общей суммы его доходов [24, с.21-22].

В государствах с развитой рыночной экономикой за государственным бюджетом закреплены главные налоги, это  налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины. Это во многом определено тем, что из государственного бюджета осуществляются ключевые расходы государства на военные цели, а также на управление и правоохранительную деятельность; управление народным хозяйством; социальные расходы и субсидии. За счет средств государственного бюджета выполняется также выравнивание бюджетов разных уровней за счет того, что предоставляются субсидии и кредиты региональным и местным органам власти.

Второе звено государственной финансовой системы – это местные бюджеты. За местными бюджетами закрепляются второстепенные налоги, такие как подоходный налог, ресурсные налоги, в связи с этим местные бюджеты, зачастую, дефицитны и не могут функционировать без субсидий и кредитов из государственного бюджета. Большая часть расходов местных бюджетов распределяется на социальные цели.

Третье звено государственной финансовой системы – это государственный кредит, который представляет собой форму кредитных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, когда государство выступает как заемщик, кредитор или гарант. Чаще всего государство выступает как заемщик, используя средства государственного кредита для погашения дефицита государственного бюджета. Поэтому объективная необходимость государственного кредита обусловлена, в первую очередь, превышением государственных расходов над его доходами. Государство постоянно испытывает потребность в дополнительных финансовых ресурсах, тогда как доходы не всегда покрывают его расходы. В этом случае государство выступает как заемщик. Реже государство выступает как кредитор, предоставляя займы другим государствам или частным компаниям. Если же государство берет на себя ответственность за погашение обязательств другими физическими и юридическими лицами, то оно выступает как гарант.

Четвертое звено государственной финансовой системы – это внебюджетные специальные фонды. Данные фонды имеют постоянный источник, а мобилизация и использование средств выполняются в особых формах и особыми методами. Внебюджетные фонды не зависят от средств государственного бюджета, и используются строго по целевому назначению, а именно для оказания социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.

В государствах с развитой рыночной экономикой самыми крупными внебюджетными фондами выступают государственные социальные внебюджетные фонды, средства которых используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, пособий по временной нетрудоспособности, безработице и так далее [25,с. 33-39].

Пятым элементом государственной финансовой системы выступает государственное страхование -  это такая форма страхования, при которой страховщиком является государственная организация. Зачастую в условиях рыночной экономики страхование осуществляется специальными частными страховыми компаниями. Но бывает, и государство берет на себя страхование некоторых видов риска, образуя централизованный страховой (резервный) фонд. Он формируется не только в денежной, но и в натуральной форме за счет общегосударственных ресурсов и находится в распоряжении правительства.

Создание такого фонда связано, как правило, с наличием страховых рисков природного и техногенного характера и возмещением ущерба от стихийных бедствий, катастроф, экологических аварий и т.п. Реже государственное страхование связано с экономическими факторами (риски при экспортно-импортных операциях, поставках, осуществляемых государством) или с экономической нестабильностью.

Шестым элементом государственной финансовой системы выступают финансы государственных предприятий [25, с. 40].

Управление финансами - это осознанное воздействие органов управления на финансы страны [25, с. 49].

В управлении финансами можно обозначить объекты и субъекты. В качестве объектов управления выступают виды финансовых отношений, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

Для того, чтобы организация финансовых отношений носила научный характер, содействовала положительному воздействию на результаты хозяйствования, правительству важно выработать стратегию и тактику применения финансов для достижения обозначенных целей и задач в экономическом и социальном развитии. Разботанная государством стратегия и тактика организации финансов на конкретном этапе развития общества представляет собой финансовую программу, или финансовую политику.

Финансовая политика – это определенная государством научная программа использования финансов с целью успешного выполнения планов экономического и социального развития страны.

Финансовая политика реализуется через разработанную на конкретный промежуток времени систему мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет, а также через их рациональное распределение и эффективное использование для выполнения государством своих функций.

Назначение финансовой политики заключено в обеспечении устойчивого экономического роста, социального развития и значимости государства в мировом сообществе, укреплении и развитии экономических связей со всеми странами мира, создавая условия для осуществления совместных мероприятий, в том числе по привлечению иностранного капитала в экономику.

Свое практическое применение финансовая политика в лице государства воплощает посредством финансового механизма, его рычагов и стимулов. Выступая наиболее динамичной составной частью финансовой политики, финансовый механизм является важнейшим ее результатом. Он видоизменяется из-за решения различных тактических задач, чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере государства. В конечном счете при помощи финансового механизма выполняется вся деятельность государства в области финансов [25, с. 50-51].

  1.  Общая характеристика бюджетных расходов при решении социальных задач

Расходы бюджета – это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение функций и задач государства. Данные затраты отражают экономические взаимоотношения, на которых базируется процесс использования денежных средств централизованного фонда государства по разным направлениям. Предоставление средств из государственного бюджета имеет такие формы, как:

- расходы на функционирование бюджетных организаций;

- бюджетные трансферты населению;

- субсидии организациям и физическим лицам;

- бюджетные трансферты за границу;

- межбюджетные трансферты;

- расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;

- бюджетные ссуды, бюджетные займы;

- бюджетные кредиты;

- расходы на обслуживание долговых обязательств;

- другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством [1].

В Республике Беларусь финансовая система в сфере государственных расходов решает многие проблемы общеэкономического и социального развития:

- обеспечивает стабильный уровень цен;

- обеспечивает высокую степень занятости;

- обеспечивает экономический рост;

- обеспечивает внешнеэкономическое равновесие;

- содействует решению социальных проблем.

Расходы бюджетов нашей страны определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы и реализуются по направлениям и в размерах, определенных законодательством Беларуси и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год [1].

Составлению проектов бюджетов республики предшествует долгая работа по выработке прогнозов социально-экономического развития Беларуси и отраслей национальной экономики, а также выпуск сводных финансовых балансов. Министерством финансов и местными финансовыми органами вырабатываются прогнозные показатели по расходам и доходам республиканского и местных бюджетов. Формирование расходов бюджета базируется на минимальных государственных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.

Самой масштабной целью социально ориентированной экономики государства в развивающемся рыночном хозяйстве Беларуси выступает забота о социальной защите всех групп населения и выработка стратегии эффективной социальной политики.

Социальная политика – это деятельность институтов государства, которая направлена на управление социальным развитием, приумножением и распределением духовных и материальных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого индивида.

Целью социальной политики нашего государства является формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, в котором отсутствует нищета и резкие социальные контрасты, достигнут социально приемлемый жизненный уровень и качество жизни, а также  имеется достаточный уровень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов. Создание эффективной системы социальной защиты населения выступает ключевым направлением социальной политики.

Социальную защиту понимают как определенные обязательства государства и общества перед своим народом, и, в первую очередь, перед самыми уязвимыми группами населения, населения с низкими доходами – детьми, престарелыми, инвалидами, многодетными семьями, матерями-одиночками, молодежью. В узком смысле под социальной защитой понимают комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержания наиболее уязвимых слоев населения. Социальная защита осуществляется в форме натуральных или денежных выплат, льгот и пособий [5, с.12].

В современных условиях социально-экономического развития нашей страны границы социальной защиты существенно расширены. Социальная защита в Беларуси – это не только социальные компенсации и защита бедных, она призвана:

- снижать дифференциацию населения по уровню доходов, смягчать ситуацию, при которой одни группы населения оказываются в более выигрышном положении по сравнению с другими группами населения;

- предотвращать отставание оплаты труда от уровня цен, недоступность для населения из-за высоких цен многих товаров повседневного спроса;

- обеспечивать сохранность рабочих мест как основного источника средств существования  членов общества;

- обеспечить доступность для всех слоев и групп населения необходимых благ и услуг социального характера (образование, здравоохранение, культура и т.д.);

- учитывать, что меры социальной защиты, достаточные для одной группы населения, могут оказаться неэффективными для другой, невыполнимыми в отношении третьей и т.д. [12, с. 122].

Таким образом, на современном этапе развития экономики расходы бюджета становятся одним из основных инструментов государства в проведении социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в своих руках денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса. В нашей стране важнейшим направлением регулирования финансов является социальная политика. Анализ бюджетных расходов в сфере решения социальных проблем в Беларуси будет выполнен в главе 2.


2 ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

  1.  Основные тенденции в осуществлении бюджетных расходов Республики Беларусь

Известно, что расходы бюджета нашей страны являются важнейшим инструментом государства в решении многих проблем. Рассмотрим основные тенденции в расходах государственного бюджета Республики Беларусь (таблица 2.1).

Таблица 2.1 – Расходы государственного бюджета Республики Беларусь, 2011-2013гг

2011

2012

2013

млрд рублей

млн долларов

млрд рублей

млн долларов

млрд рублей

млн долларов

Национальная оборона

2719,8

588,2

4923,4

595,5

6143,2

686,4

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

4294,6

928,8

8917,1

1078,6

10 882,4

1215,9

Национальная экономика, в том числе

15 517,2

3355,8

27 824,2

3365,7

29 409,7

3286,0

Сельскохозяйственная, рыбохозяйственная деятельность

7977,6

1725,3

13 189,9

1595,5

14 511,5

1621,4

Промышленность, строительство и архитектура

1324,8

286,5

3208,3

388,1

3880,5

433,6

Транспорт

1891,1

409,0

2674,1

323,5

2734,4

305,5

Дорожное хозяйство

2213,4

478,7

3078,1

372,3

3503,0

391,4

Топливо и энергетика

1221,1

264,1

4011,1

485,2

2790,1

311,7

Охрана окружающей среды

530,3

114,7

882,3

106,7

1144,8

127,9

ЖКХ и жилищное строительство

6208,2

1342,6

11 653,8

1409,7

14 057,0

1570,6

Здравоохранение

10 382,5

2245,4

20 696,4

2503,5

26 337,8

2942,8

Физическая культура, спорт, культура и СМИ

2594,7

561,1

5325,0

644,1

6679,0

746,3

Образование

13 711,5

2965,3

27 331,7

3306,1

34 011,8

3800,2

Социальная политика

7599,6

1643,5

13 795,9

1668,8

13 938,7

1557,4

Льготирование процентов

2684,0

580,4

4879,8

590,3

2824,2

315,6

Итого расходы бюджета на основные отрасли

66 242,4

14 325,8

126229,6

15 269,1

145428,6

16 249,0

Примечание - Источник: [20]

Финансирование расходов в 2012 году в разрезе функциональной классификации увеличилось в реальном выражении по всем разделам, кроме раздела «Охрана окружающей среды». Наиболее значительно возросли общегосударственные расходы – в 1,4 раза (в реальном выражении), из них расходы на реализацию государственной инвестиционной программы – в 1,5 раза. Рост общегосударственных расходов обусловлен также увеличением расходов по обслуживанию государственного долга – в 1,4 раза в реальном выражении. Удельный вес общегосударственных расходов в структуре консолидированного бюджета увеличился на 2,4 п.п. по сравнению с 2011 годом. Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), в 2012 году составил 64,5 трлн. руб., или 41,6% от всех расходов консолидированного бюджета.

Значительно возросли расходы на здравоохранение (на 23,2% в реальном выражении) и образование (на 19%). Расходы на национальную экономику в 2012 году составили 29,9 трлн. руб., или 19,3% всех бюджетных расходов. В реальном выражении расходы поэтому разделу увеличились на 21% [14].

Расходы консолидированного бюджета в 2013 году составили 187,6 трлн. рублей, что  на  20,9 процента  больше,  чем  в  2012 году.  По  отношению  к  ВВП они  составили 29,5 процента (за 2012 год- 29,3 процента). Основная доля в общих расходах консолидированного бюджета приходилась на финансирование  социальной  сферы,  общегосударственной  деятельности  и  национальной экономики. Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика) составил 42,3 процента от всех расходов консолидированного бюджета (в 2012 году. - 42,1 процента от всех расходов). В структуре расходов произошло снижение по сравнению с прошлым годом финансирования социальной политики, национальной экономики, охраны окружающей среды, физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации при увеличении финансирования жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства, общегосударственной деятельности, здравоохранения, образования [20].

Структура расходов консолидированного бюджета  по функциональной классификации в 2012-2013 гг.,  % к итогу  представлена на рисунке 2.1

Рисунок 2.1 - Структура расходов консолидированного бюджета  по функциональной классификации в 2012-2013 гг.,  % к итогу

Примечание – Источник: [20]

Значительную  часть  расходов  консолидированного  бюджета в 2014 году  (12,02  трлн. руб.) в разрезе функциональной классификации  занимали  общегосударственные расходы,  включающие  расходы  на  государственную инвестиционную программу, которые  составили  12,5%  общегосударственных  расходов.  В  январе-июне  текущего  года  расходы  на  реализацию  государственной  инвестиционной  программы сократились относительно того же периода 2013 года на 0,9% в реальном выражении. Около 18,1% всех расходов на общегосударственную  деятельность  занимали расходы  по  обслуживанию  государственного  долга.  По  сравнению  с  январем-июнем  2013  года такие расходы  увеличились на 8,4% в реальном выражении [20].

Структура расходов консолидированного бюджета в 2014 году представлена на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 - Структура расходов консолидированного бюджета  по функциональной классификации в 2013-2014 гг.,  % к итогу

Примечание – Источник: [20]

Объем  средств,  направленных  на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая  культура,  спорт, культура  и  средства  массовой  информации,  образование,  социальная  политика), составил  42,1  трлн.  руб.,  в  том  числе  на образование – 18,2 трлн. руб., здравоохранение – 12,5 трлн. руб [20].

2.2 Основные показатели системы социальной защиты населения Беларуси

Рассмотрим динамику социальных выплат государства (таблица 2.2). По данным таблицы видно, что на протяжении исследуемого периода наблюдается прирост общего объема социальных выплат. При этом удельный вес социальных выплат в ВВП имеет колебания – в 2005 году он составлял 13,1% от ВВП, наименьшее значение – 11,2% - было в кризисном 2011 году, в 2013 году удельный вес социальных выплат государства в Беларуси составил 14,6%. При рассмотрении изменения социальных выплат в процентах к предыдущему году видно, что хорошая динамика наблюдается в 2005, 2010, 2012, 2013 годах, в кризисных 2009 и 2011 годах прироста социальных выплат в отношении к предыдущему году практически не было [18].

Таблица 2.2 – Динамика социальных выплат населению, 2005-2013 гг

Показатель

2005

2009

2010

2011

2012

2013

Социальные выплаты населению - всего

8554

17667

22111

33202

66583

92889

Удельный вес социальных выплат, процентов:

в ВВП

в общем объеме денежных доходов населения

13,1

22,2

12,9

20,2

13,4

20,4

11,2

20,0

12,6

20,7

14,6

21,0

Изменение социальных выплат в процентах к предыдущему году (с корректировкой на индекс потребительских цен)

117,3

100,7

116,1

98,0

125,9

117,9

Примечание – Источник: [18]

Рассмотрим соотношение размеров минимальных социальных гарантий в соотношении с бюджетом прожиточного минимума (рисунок 2.3). Размеры и динамика минимальных социальных гарантий в Республике Беларусь в 2012 и 2013 годах размещены в приложении А.

Рисунок 2.3 – Размеры минимальных социальных гарантий в соотношении с бюджетом прожиточного минимума

Примечание – Источник: [18]

По данным рисунка видно, что минимальный размер пенсии по возрасту на протяжении исследуемого периода – с 2005 года – имеет положительную динамику в соотношении с размером прожиточного минимума (за исключением 2009 и 2013 года), в 2013 году минимальный размер пенсии по возрасту составил 181,1% прожиточного минимума. При рассмотрении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 3 лет в соотношении с размером прожиточного минимума видно, что пособие достигло 100 процентов и более от бюджета прожиточного минимума лишь в 2010 году, а в 2013 году наблюдается резкий скачок – пособие по уходу за ребенком до 3 лет составило 213,8% от бюджета прожиточного минимума и это связано с тем, что пособие привязали к уровню средней заработной платы по стране (35 и 40%) [18].

Рассмотрим структуру расходов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (в процентах к итогу) (таблица 2.3).

Таблица 2.3 – Структура расходов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (в процентах к итогу)

Показатель

2005

2009

2010

2011

2012

2013

Расходы - всего

100

100

100

100

100

100

В том числе на:

Пенсии

79,5

78,7

80,4

79,5

77,8

77,5

Пособия

Из них:

По временной нетрудоспособности

По беременности и родам, в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет

На детей малообеспеченным семьям

14,5

6,2

5,1

2,1

17,1

7,5

7,5

0,8

17,0

7,0

8,0

0,7

18,0

7,4

8,2

0,5

18,6

6,9

8,9

1,1

20,4

6,5

11,9

0,3

Прочие расходы

6,0

4,2

2,6

2,5

3,6

2,1

Примечание – Источник: [21]

По данным таблицы видно, что на протяжении исследуемого периода – с 2005 года по 2013 год – наибольший удельный вес в расходах Фонда социальной защиты населения занимают пенсии – около 80%, необходимо отметить также рост удельного веса различных пособий [21].

Рассмотрим основные показатели уровня жизни населения Беларуси (таблица 2.4).

Таблица 2.4 – Основные показатели доходов населения в текущих ценах

Показатель

2010

2011

2012

2013

Денежные доходы населения, млрд. руб.

108468

165714

321571

439396

Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц

952,4

1457,7

2831,4

3868,2

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата

Тыс. руб.

Долл. США

1217,3

406,6

1899,8

338,9

3676,1

439,2

5139,4

572,9

Средний размер назначенных пенсий (на конец года)

Тыс. руб.

Долл. США

584,7

194,9

940,4

112,6

1885,5

220,0

2206,8

232,1

Примечание: Источник -   [19]

По данным таблицы видно, что на протяжении исследуемого периода – с 2010 по 2013 год – наблюдается существенный прирост денежных доходов населения в текущих ценах, денежных доходов на душу населения, номинальной начисленной среднемесячной заработной платы как в белорусских рублях, так и в долларовом исчислении. Также имеет место существенный прирост пенсий [19].

Рассмотрим основные показатели доходов населения в реальном исчислении в процентах (таблица 2.5).

Таблица 2.5 – Основные показатели доходов населения в реальном исчислении,%

Показатель

2010

2011

2012

2013

Реальные располагаемые денежные доходы населения

2010=100

Предыдущий год=100

100

114,8

98,9

98,9

120,2

121,5

138,7

115,4

Реальная заработная плата

2010=100

Предыдущий год=100

100

115,0

101,9

101,9

123,8

121,5

143,8

115,8

Реальный размер назначенных пенсий (на конец года)

2010=100

Предыдущий год=100

100

123,9

77,1

77,1

126,9

164,6

127,5

100,5

Примечание: Источник -   [19].

По данным таблицы видно, что в кризисном 2011 году отрицательную динамику по отношению к 2010 году имели реальные располагаемые доходы населения (98,9%) и реальный размер назначенных пенсий (77,1%). В 2012 году имел место прирост как реальных располагаемых денежных доходов населения, так и реальной заработной платы, также приросли пенсии в реальном выражении, однако необходимо отметить снижение динамики прироста реальных доходов в 2013 году. Динамика реальной заработной платы и реального размера назначенных пенсий в % к предыдущему году отражена на рисунке 2.4 [19].

Рисунок 2.4 – Динамика реальной заработной платы и реального размера назначенных пенсий, в % к предыдущему году

Примечание – Источник: [19]

Рассмотрим структуру денежных доходов населения Беларуси (таблица 2.6). В Беларуси, как и в большинстве стран, основная доля доходов населения образуется заработной платой (64,1% в 2013 году). Увеличилась доля доходов от собственности (с 2,5 % в 2011 году до 3,8% в 2012 и 2013 году). На втором месте в структуре доходов населения находятся социальные трансферты, составляющие в 2013 году 21,0%. По данным таблицы видно, что они имеют небольшой прирост. Их основой являются пенсии и пособия. Доходы от предпринимательской деятельности снижаются - в 2011 году уменьшились по отношению к 2010 году – с 12,7% до 10,6%, в 2012 году составили 10,5% в структуре доходов, в 2013 году – 10,3% [18].

Таблица 2.6 – Структура денежных доходов населения, 2010-2013 гг

Показатели

2010

2011

2012

2013

Всего денежных доходов, млрд. руб.

108467,7

165713.9

321570,8

442285,8

В том числе:

оплата труда

в % к итогу

68373,2

63,1

108371.2

65,4

205678,7

63,9

283411,8

64,1

доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход

в % к итогу

13790,0

12,7

17625,6

10,6

33632,1

10,5

45415,7

10,3

трансферты населению (пенсии и пособия, стипендии и другие трансферты населению)

в % к итогу

22110,7

20,4

33202,2

20,0

66583,3

20,7

92888,7

21,0

доходы от собственности(проценты по депозитам, дивиденды и прочие доходы от собственности)

в % к итогу

2715,3

2,5

4053,3

2,5

12145,0

3,8

17051,7

3,8

прочие доходы (поступления от продажи продукции сельского хозяйства и прочие поступления)

в % к итогу

1478,4

1,3

2461,6

1,5

3531,7

1,1

3517,9

0,8

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [18]

Динамика реальных располагаемых доходов населения в 2012 и 2013 годах размещена на рисунке 2.5. По данным рисунка видно, что в 2013 году имеет тенденцию снижение прироста реальных денежных доходов населения. Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в первом полугодии 2014 года реальные располагаемые денежные доходы населения по отношению к 1 полугодию 2013 года возросли на 106,3% (в предыдущем году было 120.3%), реальная заработная плата составляет 103,6% по отношению к 1 п. 2013 года (годом ранее – 121,5%), таким образом, необходимо констатировать снижение динамики прироста реальных доходов населения Беларуси в 2014 году [17]. Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в первом полугодии 2014 года реальные располагаемые денежные доходы населения по отношению к 1 полугодию 2013 года возросли на 106,3% (в предыдущем году было 120.3%), реальная заработная плата составляет 103,6% по отношению к 1 п. 2013 года (годом ранее – 121,5%), таким образом, необходимо констатировать снижение динамики прироста реальных доходов населения Беларуси в 2014 году [18].

Рисунок 2.5 - Динамика реальных денежных доходов населения Республики Беларусь в 2012-2013 гг. (к соответствующему периоду предыдущего года), процентов

Примечание – Источник: [18]

Также необходимо отметить, что в нашей стране прирост реальных располагаемых доходов населения на протяжении многих лет опережает прирост производительности труда, что вызывает дисбалансы в экономике. Реальная заработная плата в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 21,9 процента, реальная назначенная пенсия - на 30,5 процента. При этом производительность труда приросла за 2012 год всего на 3,4 процента. Таким образом, разрыв между приростом реальной заработной платы и приростом производительности труда за год составил 17,9 процента. По данным за 2013 год, превышение роста заработной платы над ростом производительности труда составило около 16% [19].

В Республике Беларусь проблема дифференциации доходов населения не стоит так остро, как в развитых странах. Рассмотрим основные показатели распределения располагаемых ресурсов по 20-процентным группам населения (таблица 2.7).

Таблица 2.7 - Распределение общего объема располагаемых ресурсов по 20-процентным группам населения (в процентах)

Примечание. Источник: [19]

По данным анализа распределения общего объема располагаемых ресурсов по 20-процентным группам населения, в процентах, на протяжении исследуемого периода – с 2005 года по 2012 год, уменьшилась в процентном отношении первая группа населения с наименьшими располагаемыми ресурсами - с 9,6% до 9,1%, вторая – с 14,3% до 13,9%.  Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) возрос – с 0,256 в 2005 году до 0,285 в 2012 году, что свидетельствует об увеличении разрыва между богатыми и бедными. Соответственно увеличился такой показатель, как соотношение располагаемых ресурсов 20% наиболее и 20% наименее обеспеченного населения, раз – с 3,7 до 4,0. В 2013 году коэффициент Джини немного уменьшился, в целом многие показатели остались на прежнем уровне [19].

Итак, в структуре бюджетных расходов в 2013 году произошло снижение по сравнению с прошлым годом финансирования социальной политики, национальной экономики, охраны окружающей среды, физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации при увеличении финансирования жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства, общегосударственной деятельности, здравоохранения, образования.

На протяжении периода с 1995 года наблюдается существенный прирост денежных доходов населения в номинальном выражении, в то время как показатели реальных денежных доходов населения имели уровень меньше 100% по отношению к предыдущему году в кризисном 2011 году. В структуре денежных доходов населения наибольший удельный вес занимает заработная плата (64%). По сравнению с 2012 годом в 2013 году и в 2014 году наблюдается снижение темпов прироста реальных располагаемых доходов населения. На протяжении исследуемого периода наблюдается прирост общего объема социальных выплат. При этом удельный вес социальных выплат в ВВП имеет колебания – в 2005 году он составлял 13,1% от ВВП, наименьшее значение – 11,2% - было в кризисном 2011 году, в 2013 году удельный вес социальных выплат государства в Беларуси составил 14,6%. Наибольший удельный вес в расходах Фонда социальной защиты населения занимают пенсии – около 80%, необходимо отметить также рост удельного веса различных пособий.  Также необходимо отметить снижение удельного веса расходов на социальную политику в общей структуре расходов бюджета. В связи с этим актуальной является выработка предложений по улучшению эффективности управления государственными финансами и осуществлению социальной политики (глава 3).


3 ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКОЙ

Управление государственными финансами Республики Беларусь в настоящий момент имеет следующие направления:

- обеспечение роста экономики, укрепление финансово-кредитной системы;

- поэтапное сокращение налоговой нагрузки и упрощение налоговой системы;

- повышение уровня жизни посредством увеличения зарплаты, пенсий, пособий и других выплат населению, укрепления материальной базы учреждений социальной сферы, государственной поддержки строительства жилья;

- государственная поддержка приоритетных отраслей реального сектора экономики [16, с. 34].

Отличительными характерными признаками бюджетной политики Республики Беларусь в настоящее время является использование следующих инструментов:

- использование бюджетных расходов как ключевого механизма, обеспечивающего функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики;

- прямые субсидии негосударственному сектору выполняют незначительную роль;

- система государственных закупок на конкурсной основе является важнейшим инструментом бюджетно-налогового регулирования.

В условиях Беларуси дальнейшее проведение экономических реформ требует существенного ослабления государственного регулирования экономического процесса. Конструктивная экономическая политика для современной Беларуси невозможна в отрыве от общеэкономической политики, направленной на обеспечение независимости и безопасности страны. Также необходимо отказаться от продолжения финансирования масштабных и низкоэффективных государственных программ, а также строительства объектов непервоочередной важности. Важным для поддержания экономики является более существенное сокращение и рационализация расходов государственного сектора экономики (данный процесс уже начался), поддержка и сохранение наиболее конкурентоспособных предприятий и производств. Комплексная программа действий обеспечит стабилизацию экономической обстановки, повышение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики Республики Беларусь [3].

Изменения в бюджетной политике должны быть направлены на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения. Реструктуризация системы управления государственными финансами способна повысить эффективность использования бюджетных средств, сократив неэффективные проекты и программы.

Деятельность правительства в сфере регулирования доходов должна быть связана с личностным фактором и фактором экономического роста. Среди мер, принятие которых способно повлиять на уровень доходов и их справедливое распределение в нашей стране, наиболее существенными являются следующие:

- принятие мер по обеспечению политической и экономической стабильности в стране. При воплощении этого пункта в жизнь улучшение инвестиционного климата обеспечит поступление иностранного капитала в страну. Это, в свою очередь, благоприятно повлияет на экономику, обеспечивая рост уровня жизни населения;

- продуманные изменения в законодательстве. Было бы разумно внести изменения в те пункты законодательства, которые позволят открыть новые источники доходов для бюджета страны и населения. Сюда в первую очередь стоит отнести законы и нормы, касающиеся транзита через Беларусь. Это существенный потенциальный источник доходов, при использовании которого мы бы могли существенно усилить материальную базу страны, что в свою очередь повлечет снижение уровня бедности;

- активная поддержка экономической инициативы населения со стороны правительства. Сюда следует отнести поддержку малого бизнеса, упрощение системы кредитования. Это создает рабочие места, сокращая тем самым уровень безработицы, и дает возможность людям своими силами и инициативой обеспечить себе достойный образ жизни;

- целенаправленная поддержка потенциально успешных предприятий, которые без помощи государства, возможно, не смогут полностью реализовать свой потенциал, но, реализовав его, внесут существенный вклад в экономику страны. При грамотном отборе предприятий подобные инвестиции окупятся и принесут существенный доход; [27, с. 25].

-эффективная оптимизация механизмов социальной защиты – рациональное увеличение пенсий, стипендий, дотаций, льгот и т.д., отмена незаслуженных и неоправданных льгот и др. [4, с. 26].

В Республике Беларусь разработан и действует достаточно сложный и взаимоувязанный комплекс мер по проведению социальной политики в стране. Однако проведению эффективной социальной политики препятствует множество различных внутренних и внешних проблем. Сложные задачи предстоит решать в процессе формирования активной социальной политики, повышения эффективности ее, в том числе в области доходов и оплаты труда, в развитии здравоохранения, при решении демографических проблем.

В настоящее время становится актуальной проблема устойчивости системы социальной защиты. Возможные последствия экономического кризиса – сокращение доходов Фонда социальной защиты (вследствие уменьшения занятости и доходов) и одновременное увеличение спроса на социальную помощь (вследствие роста безработицы и бедности) [15, с. 33].

Более того, сокращение одних расходов фонда (например, пенсий) автоматически приводило бы к повышению числа тех, кто имеет право на получение необусловленной социальной помощи (и, соответственно, к росту других расходов Фонда). В случае дальнейшего углубления кризиса реструктуризация расходов Фонда (или вообще расходов бюджета) сделается неизбежной.

В настоящее время наблюдается сложное положение в системе пенсионного и социального страхования. Последствиями негативных процессов явились глубинная деформация финансовых основ пенсионного и социального страхования, рост расходов Фонда социальной защиты населения на многочисленные выплаты, не обеспеченные адекватным поступлением страховых платежей. В связи с этим особое значение приобретает поиск оптимальной модели финансового обеспечения системы пенсий и пособий, которая учитывала бы международные принципы и нормы, гарантировала качественно новый уровень пенсионирования и активацию страховых признаков системы. Целью такой работы является построение модели финансового обеспечения системы пенсионного и социального страхования, адекватной современным рыночным условиям.

При формировании пенсионно-страхового капитала в нашей республике также было бы целесообразно начать постепенный переход к равному участию нанимателя и работника в этом процессе, предварительно восстановив полную стоимость рабочей силы посредством обоснованного увеличения оплаты труда, а также повышения удельного веса зарплаты в общих доходах населения.

Значительным скрытым резервом увеличения доходов бюджета ФСЗН остается сокращение «теневой» составляющей заработной платы. Наличие значительной численности неработающего официально и, соответственно, не уплачивающего страховые взносы трудоспособного населения также уменьшает группу активных доноров системы фонда [15, с.34].

На текущую пятилетку, 2011–2015 гг., основной целью социальной политики государства остается повышение уровня и качества жизни и к ней еще добавляется создание условия для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов экономической деятельности, относящихся к сфере услуг. Главными приоритетами в социальной политике являются рост уровня рождаемости при одновременном увеличении продолжительности жизни, большие и крепкие семьи, полная возможностей и перспектив молодость, активная, приносящая достаток трудовая деятельность, обеспеченная и достойная жизнь в пожилом возрасте. Ставится задача обеспечения вхождения Республики Беларусь в текущем пятилетии в число 50 передовых стран по индексу развития человеческого потенциала и ее закрепления в группе наиболее развитых государств [3].

В нынешних непростых условиях хозяйствования нашей экономики, при наличии значительного государственного долга, высоких инфляционных процессах, проблемах с внешней торговлей весьма важными и актуальными являются вопросы организации максимально рациональной системы социальной защиты, созданной по принципу экономической и социальной целесообразности. В связи с этим нашему государству необходимо увязывать параметры роста доходов людей с параметрами экономического роста в стране. В то же время необходимо обозначить, что система социальной защиты в нашей стране должна формироваться исходя из социально-экономической целесообразности. Актуальной является политика по созданию условий для возможностей самореализации наших людей и самостоятельному обеспечению своего благосостояния, назрела необходимость реализации действенных мер на рынке труда по оптимизации структуры занятости и сокращению скрытой безработицы.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что одной из важнейших задач при реформировании современного белорусского общества является создание адекватной системы управления государственными финансами и эффективной системы социальной защиты населения, более динамичной, эффективной и прежде всего адресной.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях рыночной экономики принципиальным образом изменяется роль финансового регулирования. Оно становится одним из главных факторов экономического развития в условиях ограниченного вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования. Реальный механизм финансового воздействия на экономику проявляется как динамичная, постоянно развивающаяся их совокупность, складывающаяся из отдельных компонентов, имеющих специфический характер влияния. Финансовая политика – это совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.

Деятельность государства в социальной сфере, в первую очередь, ориентирована на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, предотвращения малообеспеченности домохозяйств, недопущения проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе. Наиболее глубокое внимание уделяется государством обеспечению роста заработной платы, выступающей основным, базовым доходом и в совокупных доходов семей, и в доходах бюджета.

В структуре бюджетных расходов в 2013 году произошло снижение по сравнению с прошлым годом финансирования социальной политики, национальной экономики, охраны окружающей среды, физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации при увеличении финансирования жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства, общегосударственной деятельности, здравоохранения, образования.

На протяжении периода с 1995 года наблюдается существенный прирост денежных доходов населения в номинальном выражении, в то время как показатели реальных денежных доходов населения имели уровень меньше 100% по отношению к предыдущему году в кризисном 2011 году. В структуре денежных доходов населения наибольший удельный вес занимает заработная плата (64%). По сравнению с 2012 годом в 2013 году и в 2014 году наблюдается снижение темпов прироста реальных располагаемых доходов населения. На протяжении исследуемого периода наблюдается прирост общего объема социальных выплат. При этом удельный вес социальных выплат в ВВП имеет колебания – в 2005 году он составлял 13,1% от ВВП, наименьшее значение – 11,2% - было в кризисном 2011 году, в 2013 году удельный вес социальных выплат государства в Беларуси составил 14,6%. Наибольший удельный вес в расходах Фонда социальной защиты населения занимают пенсии – около 80%, необходимо отметить также рост удельного веса различных пособий.  Также необходимо отметить снижение удельного веса расходов на социальную политику в общей структуре расходов бюджета в 2014 году.

В настоящее время усилия властей направлены на нивелирование последствий экономического кризиса для населения и экономики в целом. Однако несмотря на меры, принимаемые в области регулирования системы социальной защиты населения, необходимо констатировать, что имеется ряд проблем в этой сфере. В нынешних непростых условиях хозяйствования нашей экономики, при наличии значительного государственного долга, высоких инфляционных процессах, проблемах с внешней торговлей весьма важными и актуальными являются вопросы организации максимально рациональной системы социальной защиты, созданной по принципу экономической и социальной целесообразности. В связи с этим нашему государству необходимо увязывать параметры роста доходов людей с параметрами экономического роста в стране, так как исходя из последних данных, рост реальных доходов по итогам 2013 года превысил рост производительности труда на 16 процентов. Также существенным параметром рационализации социальной защиты является повышение тарифов ЖКХ (в настоящее время население оплачивает лишь около 20% себестоимости данных тарифов), так как получается, что государство субсидирует таким образом все население – и бедных, и богатых, и в этом вопросе было бы эффективным рассмотрение адресной социальной помощи наиболее нуждающимся, при постепенном повышении тарифов на услуги ЖКХ до адекватного уровня для всего населения. Также давно в социальной сфере существуют проблемы пенсионного обеспечения в связи со старением населения, поэтому, несмотря на непопулярность данных мер, все же можно порекомендовать правительству рассмотреть вопросы увеличения пенсионного возраста, и следует активно внедрять механизмы накопительной пенсии.

Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении системы управления государственными финансами, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась – финансы играют большую роль в решении социальных проблем в Беларуси, однако необходимо констатировать, что в данной сфере имеется ряд проблем, которые необходимо незамедлительно решать.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Бюджетный Кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. N 412-З // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014. — Дата доступа: 22.09.2014.
  2.  О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах: Закон Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. № 2347-XІІ// Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014. — Дата доступа: 22.09.2014.
  3.  Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011– 2015 годы, утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года № 136.
  4.  Бондарь, Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь: учеб. пособие. / Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. – Минск: БГЭУ, 2007 – 237 с.
  5.  Венгер, Ю.И. Социальная защита населения в Республике Беларусь / Ю.И. Венгер. – Витебск.: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2006. – 22 с.
  6.  Волгин, Н.А. Социальная политика / Н. А. Волгин. – М.: Экзамен, 2008. – 736 с.
  7.  Головачев, А.С. Макроэкономика: курс лекций / А.С Головачев, И.В. Головачева – 2-е изд., стер. – Мн. Акад. Упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2011. – 256 с.
  8.  Ермолович, М. Рост доходов, социальная защита населения /Максим Ермолович // Финансы, учет, аудит - 2011. - №9. – С. 22-24.
  9.  Заяц, Н.Е. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; под общ. ред.М.И. Ткачук-Мн.: Выш. шк., 2012. - 240с.
  10.  Красовская, Н.Н. Организация системы социальной защиты населения Республики Беларусь: новые формы и условия / Н.Н. Красовская // Социально-педагогическая работа. - 2011. - №9. - С.15-22.
  11.  Лутохина, Э.А. Макроэкономика: курс лекций / Э.А. Лутохина и др. – Мн. Акад. Упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 288 с.
  12.  Лутохина, Э.А. Макроэкономика: социально ориентированных подход: учебник для студентов экономических специальностей и учреждений, обеспечивающих получение высшего образования: 2-е изд. / Э.А. Лутохина; под ред. Э.А. Лутохиной. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 442 с.
  13.  Мельникова, Н.А. Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: Учеб. Пособие / Н.А. Мельникова. – Мн: БГУ, 2010. – 262 с.
  14.  Министерство финансов Республики Беларусь //О проекте бюджета на 2014 год [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/jurnal/2013/2013_11_6-11.pdf. - Дата доступа: 25.09.2014.
  15.  Морова, А.П. Социальная политика государства /А.П.Морова. // Проблемы управления. 2012 - №2.  – С. 33-35.
  16.  Мультан, Г.К. Государственные финансы: Учеб. пособие / Г.К. Мультан, Е.Ф. Киреева, О.А. Пузанкевич и др.; Под ред. Г.К. Мультана. — Мн.: БГЭУ, 2012. — 166 с.
  17.  Мясникович, М.Н. Государственное регулирование социальной сферы. / М.Н. Мясникович, Н.Б. Антонова, О.Б. Хорошко. – Минск: Амалфея, 2011. – 265 с.
  18.  Национальный банк Республики Беларусь // Аналитическое обозрение «Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь».[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/. – Дата доступа: 25.09.2014.
  19.  Национальный статистический комитет Республики Беларусь // Республика Беларусь в цифрах, 1995-2013 гг. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main2.php.– Дата доступа: 21.09.2014.
  20.  Отчет Министерства финансов Республики Беларусь «О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by. – Дата доступа: 25.09.2014.
  21.  Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ - Дата доступа:21.09.2014.
  22.  Официальный сайт Министерства Финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ — Дата доступа: 26.09.2014.
  23.  Распределение доходов: структура, формы, равенство, неравенство, бедность: учебно-методическое пособие / Э.А. Лутохина. Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2009. – 31 с.
  24.  Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие для вузов по спец. "Финансы и кредит" / Сорокина Тамара Владимировна. - 2-е изд., перераб. - Мн.: БГЭУ, 2010. - 289 с.
  25.  Фисенко, М.К. Финансовая система Беларуси: учеб. пособие/ М.К.Фисенко. — Минск: Соврем. шк., 2009. — 184 с.
  26.  Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов и др. – 3-е идз. – Минск: БГЭУ, 2009. – 751 с.
  27.  Щеткина,М. А. Приоритеты государственной политики в области социальной защиты на современном этапе / М.А.Щеткина // Проблемы управления. - 2011. - №2 – С 23-30.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Минимальные социальные гарантии

 

Примечание – Источник: [19]



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
11297. СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ 51.09 KB
  Отсрочка или рассрочка уплаты судебных расходов и уменьшение их размера . Отсрочка или рассрочка уплаты судебных расходов и уменьшение их размеров . Экспертам переводчикам и свидетелям возвращаются расходы которые они производили на проезд наем жилья и выплачиваются суточные. Судебные издержки по уголовным делам включают денежные суммы выплачиваемые: потерпевшим свидетелям понятым в возмещение расходов по явке и или в качестве вознаграждения за отвлечение от работы; специалистам экспертам и...
17295. Расходы бюджетов 19.41 KB
  Целью и задачами работы является изучение расходов бюджетов в свете последних изменений законодательства Понятие и формы расходов бюджета Расходы бюджета являются наиболее значимой составной частью государственных или муниципальных расходов. Категорию расходы бюджета можно рассматривать в нескольких аспектах: материальном экономическом и юридическом. В материальном аспекте расходы бюджета определяются БК РФ как выплачиваемые из бюджета денежные средства за исключением средств являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками...
8525. Расходы бюджета 461.84 KB
  Многие отрасли социальнобытовой инфраструктуры предоставляют населению бесплатные услуги за счет общественных фондов потребления которые в подавляющей части формируются из бюджетных средств. Это средства предоставляемые в качестве бюджетных расходов на инвестиционные цели. Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах: ассигнований на содержание бюджетных учреждений; средств на оплату товаров работ и услуг выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам; трансфертов...
19684. Государственные реформы Петра I 32.32 KB
  Данная тема носит актуальный характер в современных условиях т.к. действительно, сегодня перед нашей страной вновь, как и триста лет назад, стоит необходимость государственного реформирования. На повестке дня – необходимость внесения изменений в организацию исполнительной власти, нововведения в структуру и функционирование вооруженных сил, судебная реформа. В этой связи понятен наш интерес к аналогичным нововведениям, уже имевшим место в истории страны.
6118. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ 18.25 KB
  Ознакомить сущность внебюджетных фондов и особенности их применения в Казахстане Задачи: изучить сущность внебюджетных фондов особенности применения внебюджетных фондов в Казахстане роль и значение Национального фонда в РК
8318. Доходы и расходы предприятия 47.45 KB
  Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категорий и ее виды Для осуществления хозяйственной деятельности предприятие вкладывает денежные средства в производственные ресурсы. Понятие расход используют и применительно к количественному натуральному выражению того или иного ресурса необходимого для производства продукции: расход nго количества т кг сырья для выпуска единицы продукции и т. По экономическому содержанию затраты предприятия подразделяются на три группы: 1 затраты на производство и реализацию продукции;...
7470. Государственные финансы и фискальная политика 45.86 KB
  Три состояния государственного бюджета. Для обозначения тех отношений которые возникают между бюджетами разных уровней: федеральными региональными местными – употребляется понятие бюджетного федерализма межбюджетных отношений. Основа бюджетного федерализма – автономность всех трех уровней бюджета например через закрепление за ними собственных налогов. Одна часть налогов региональные и местные целиком поступает в территориальные бюджеты другая – целиком в федеральный бюджет а НДС налоги на прибыль предприятий и акцизы распределяются...
762. Налоговая система РФ. Государственные доходы 42.05 KB
  Баланс интересов государства и предпринимательства актуален сегодня еще и потому, что в настоящее время наиболее остро встает проблема уклонения от налогов, распространение различных схем ухода от налогов. Необходимо отметить, что механизм взимания налогов также играет существенную роль при расчете налоговой нагрузки
21028. Почему молодежь Беларуси не гордится своей страной 13.2 KB
  Гордиться тем что вырос именно тут Но иногда люди сменяют несколько мест жительства и далеко не факт что все эти места жительства человек с гордостью будет вспоминать. Утверждение что люди Беларуси в особенности молодежь не гордится своей страной нет необходимости оспаривать – это просто так и есть. Многие люди даже не осознают чем им гордиться в этой стране потому что не понимают с чем великим они могут отождествить себя.
10557. Лекарственно резистентные формы туберкулеза у детей и подростков Беларуси 34.96 KB
  Во все времена самыми приоритетными направлениями фтизиатрии являлись противотуберкулезные мероприятия среди детей и подростков. За период роста заболеваемости в 18 раза и смертности взрослого населения с 1991 года в Беларуси определились условия для высокого уровня инфицированности детей и подростков. Большой удельный вес бактериовыделителей среди впервые выявленных взрослых 458 особенно с множественной лекарственной устойчивостью 107 оказывает негативное влияние на своевременность и эффективность профилактических...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.