Изучение роли семьи в воспроизводстве рабочей силе и человеческого капитала

Понятие семьи рабочей силы и человеческого капитала. Главная роль семьи в России. Целью работы является: изучение роли семьи в воспроизводстве рабочей силе и человеческого капитала. Ведь тема семьи затрагивается во всех сферах: в образовании экономике науке политике обществе.

2015-08-28

57.97 KB

15 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3

1      ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

       РАБОЧЕЙ СИЛЫ В СЕМЬЕ ………………………………………………………5

1.1   Понятие семьи, рабочей силы и «человеческого капитала» ………………….....5

1.2   История развития «человеческого капитала» ……………………………………7

1.3   Разделения труда и обязанностей в семье ……………………………………......8

2     ОЦЕНКА РОЛИ СЕМЕЙ В СОВЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ……………………12

2.1   Главная роль семьи в России ……………………………………………………..12

2.2   Уровень жизни семей в Российской Федерации ………………………………...16

3      СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ В РОССИЙСКОЙ

       ФЕДЕРАЦИИ ………………………………………………………………………23

       ПРИЛОЖЕНИЕ А ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ……………………27

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….32

 

ВВЕДЕНИЕ

Семья во все времена, начиная от древних философов, постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально – политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.   

Целью работы является: изучение роли семьи в воспроизводстве рабочей силе и человеческого капитала.   

Задачи:

1. Раскрыть теоретические аспекты воспроизводственного процесса рабочей силы в семье.        

2. Проанализировать оценки роли семей в современных условиях.

3. Выявить социально – экономические проблемы семей в Российской Федерации.

Объектом исследования является макроэкономика.

Предметом исследования является семья.

Тема выбранная автором очень актуальна на сегодняшний день. Ведь тема семьи затрагивается во всех сферах: в образовании, экономике, науке, политике, обществе. Семья – это неотъемлемая ячейка общества, где сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами.

Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети.

Все люди рано или поздно приходят к пониманию того, что главная ценность в жизни человека — это семья. Давно человечеством выведена простая и понятная всем формула счастья: если утром человек идет на работу, а вечером возвращаться домой, к семье, то человек счастлив. Когда такие чувства испытывает большинство граждан, то это значит, что они живут в сильном и благополучном государстве, которое в состоянии обеспечить их работой за которую получают вознаграждение в виде заработной платы, которая в дальнейшем формируется как человеческий капитал.  Который затем распределяется на нужды семьи.

Семья всегда сама ищет выход из проблем и неблагоприятных для нее условий существования. При этом, порой не получая должной поддержки со стороны государства и общества, понапрасну растрачивает свой потенциал и терпит поражение. Распад семьи – это ее полное поражение. Считаю, что ни при каких обстоятельствах нельзя оставлять российскую семью один на один с проблемами выживания и развития. Благополучие каждой российской семьи является целью нашего государства и нашего общества. Полноценная здоровая семья – один немногих коренных национальных интересов.

Необходимо вновь и вновь привлекать внимание общества, всех ветвей власти к проблемам семьи. Для создания здоровой моральной атмосферы в семьях и преодоления кризиса без духовности в российском обществе необходимо объединение усилий государственных структур и институтов гражданского общества, поиск новых форм и методов семейной политики.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

                                      РАБОЧЕЙ СИЛЫ В СЕМЬЕ

  1.  Понятие семьи, рабочей силы и «человеческого капитала»

Под воспроизводством рабочей силы, в конкретном значении этого термина, следует понимать процесс воспроизводства способностей к труду у работников. Воспроизводство рабочей силы представляет собой синтез общеобразовательных, профессиональных и социально-экономических характеристик работника, не только его способностей, но и потребностей.

Воспроизводство рабочей силы – это непрерывное восстановление и поддержание физических и умственных способностей человека, постоянное возобновление и повышение его профессионально-квалификационного и образовательного уровня. Это понятие относится как к отдельному человеку, так и к совокупности людей, занятых на основе найма на предприятии, в отрасли, народном хозяйстве. Воспроизводство рабочей силы включает в себя четыре стадии: формирование, распределение, обмен и использование рабочей силы. [6]

Семья- это группа живущих вместе близких родственников (словарь русского языка С. И. Ожегова). Семья участвует в общественном производстве средств существования, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи. Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходилось без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Под рабочей силой понимается способность человека к труду, т. е. совокупность его физических и интеллектуальных качеств, используемых в процессе производства жизненных благ. Носителем этих качеств выступает рабочий, который является главной производительной силой, первичным фактором богатства общества. Рабочая сила выступает как производитель и как потребитель. Как производитель она участвует в процессе производства и создает материальные и духовные блага, необходимые для жизнедеятельности человека. Как потребитель - использует материальные и духовные ценности для поддержания своей жизнедеятельности и дальнейшего развития интеллектуальных способностей. [5]

Рабочая сила в теории Карла Маркса.

Карл Маркс в своей работе «Капитал» утверждал следующее:

-   В условиях капиталистического способа производства рабочая сила является      специфическим товаром. Носитель рабочей силы является её собственником и юридически свободен распоряжаться ей. В то же время у него нет средств производства для самостоятельного хозяйствования и для получения средств к         существованию он вынужден продавать свою рабочую силу.

-      Стоимость рабочей силы определяется затратами на поддержание жизни рабочего и должного уровня работоспособности, его достаточное обучение, образование и воспроизводство. Эти затраты значительно зависят от уровня экономического развития страны, природно-климатических условий, интенсивности и сложности труда, занятости женщин и детей. Стоимость рабочей силы проявляется в виде заработной платы. В период экономического подъёма и повышенной занятости зарплата может существенно превышать стоимость рабочей силы, что позволяет рабочим существенно улучшить своё материальное положение. В период спада зарплата может спускаться ниже стоимости рабочей силы, что приводит к расходованию ранее накопленных запасов и к резкому ухудшению положения рабочих.

-      Рабочая сила не всегда является товаром. Она может не принадлежать человеку и забираться без эквивалентного обмена (например, у раба или крепостного). Человек может не обладать юридической свободой (заключённый, ребёнок). Человек может самостоятельно работать и продавать потом результаты труда, а не собственный труд (ремесленник, художник, фермер, частный предприниматель, если они не используют наёмных рабочих). [17]

Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.                                                                                     ЧК в широком смысле — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.

Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы. Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий капитал». И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.

Формула расчета человеческого капитала.

ЧК=Кз+Кк+Ко;

Где ЧК- человеческий капитал,

Кз-капитал здоровья,

Кк- капитал культуры,

           Ко- капитал образования. [15]

А. И. Ящук рассматривает человеческий капитал как интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и высокое качество жизни. А основой человеческого капитала является человек, или физический капитал, основные качественные характеристики которого закладываются на микроуровне – в семье. Семья, являясь основным звеном воспроизводства человеческого капитала, накапливает и развивает способности своих членов, которые в дальнейшем проявляются в форме реализации человеческого капитала в экономической системе. В связи с этим крайне важным является рассмотрение роли семьи, обеспечивающей процесс воспроизводства человеческого капитала.

"Под рабочей силой, или способностью к труду мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости "- такое определение понятия "рабочая сила" дал К. Маркс. Рабочая сила, представляя собой способность к труду, неотделима от самого человека. Ее производство и воспроизводство означает прежде всего воспроизводство самого человека, сохранение его нормальной жизнедеятельности. К. Маркс отмечал: "Рабочая сила существует только как способность живого индивидуума. Производство рабочей силы предполагает, следовательно, существование последнего. Раз существование индивидуума дано, производство рабочей силы состоит в воспроизводстве самого индивидуума, в поддержании его жизни. В воспроизводстве рабочей силы, кроме необходимости поддержания, непрерывного возобновления и совершенствования способности к труду, обязательны постоянное приобретение и развитие работниками знаний и умений.

1.2   История развития «человеческого капитала»

В научной литературе понятие человеческого капитала появилось во второй половине ХХ в. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению. За создание основ теории человеческого капитала им были присуждены Нобелевские премии по экономике.                                                                                                           

Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду, – образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него также потребительские расходы – затраты семей на питание, одежду, жилище, образование, здравоохранение, удовлетворение культурных потребностей.

Понятие человеческого капитала является экономической категорией. Оно формировалось постепенно, и на первом этапе ограничивалось лишь знаниями и способностью человека к труду. Причем длительное время с точки зрения экономической теории человеческий капитал считался затратным фактором. Во второй половине XX ст. отношение к человеческому капиталу и образованию постепенно кардинально изменилось.  

Г. Беккер в рамках теории человеческого капитала исследовал структуру распределения личных доходов, их возрастную динамику, неравенство в оплате мужского и женского труда и т. д. Он доказал на обширном статистическом материале, что образование является фундаментом увеличения доходов и наемных работников, и работодателей, и государства в целом. В результате изменившихся подходов и понимания новых реалий финансисты и предприниматели стали рассматривать вложения в образование как перспективные капиталовложения, приносящие доход.

Г. Беккер в своих работах рассматривал работника как комбинацию одной единицы простого труда и известного количества воплощенного в нем человеческого капитала, а его заработную плату (доход) – как сочетание рыночной цены его простого труда и дохода от вложенных в человека инвестиций. Причем основную часть дохода работнику, по оценкам Г. Беккера, а также расчетам других исследователей, приносит именно человеческий капитал. Он формируется за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в том числе в воспитание, образование, здоровье, науку, культуру, искусство, а также за счет притока трудовых ресурсов из других стран.

Если выразиться кратко, то человеческий капитал – это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и высокое качество жизни, а основой человеческого капитала является человек, или физический капитал.                                                           

Основные качественные характеристики человеческого капитала закладываются на микроуровне – в семье. Семья, являясь основным звеном воспроизводства человеческого капитала, накапливает и развивает способности своих членов, которые в дальнейшем проявляются в форме реализации человеческого капитала в экономической системе. Семья занимает весьма важное место в системе экономических отношений также потому, что в конечном итоге именно она является главной силой в производстве, распределении и потреблении товаров и услуг. Наиболее важная функция семьи – это, безусловно, воспроизводство человеческого капитала.  Человеческий капитал состоит из доходов и расходов семьи. Доходы семьи составляют заработная плата, предпринимательский доход и доходы от собственности (рента, процент, дивиденд, арендные платежи), а также государственные трансфертные (не связанные с трудовыми затратами) платежи (пенсии, пособия, стипендии, бесплатные услуги систем здравоохранения и образования). Расходы семьи, в свою очередь, направляются на социальное страхование, уплату налогов, питание, приобретение одежды и обуви, квартплату и коммунальные услуги, транспорт, покупку товаров длительного пользования, образование, досуг, развлечения, путешествия, прочие расходы и, наконец, сбережения. [8]

Семья принимает активное участие в воспроизводстве рабочей силы. Это - процесс воспроизводства способностей к труду у работников. Как уже известно, что воспроизводство рабочей силы включает в себя четыре стадии: формирование, распределение, обмен и использование рабочей силы. В каждой семье распределяются обязанности между родителями и детьми. Родители и дети выполняют работу или ответственность, за которую они получают вознаграждение в виде заработной платы, которая в дальнейшем переходит в человеческий капитал. Человеческий капитал состоит из доходов и расходов семьи. Доходы семьи составляют заработная плата, предпринимательский доход и доходы от собственности (рента, процент, дивиденд, арендные платежи), а также государственные трансфертные (не связанные с трудовыми затратами) платежи (пенсии, пособия, стипендии, бесплатные услуги систем здравоохранения и образования). Расходы семьи, в свою очередь, направляются на социальное страхование, уплату налогов, питание, приобретение одежды и обуви, квартплату и коммунальные услуги, транспорт, покупку товаров длительного пользования, образование, досуг, развлечения, путешествия, прочие расходы и, наконец, сбережения.

1.3   Разделения труда и обязанностей в семье

Домашние обязанности совсем необязательно сводятся к уборке и готовке. Домоводство, устройство быта – это понятие гораздо более широкое. И, чтобы быт был наиболее комфортным для всех членов семьи, каждый должен принимать участие в налаживании этого быта. Разумная организация и планирование домашних работ помогут освободить время для совместного отдыха и творчества. Сейчас домашний труд существенно механизирован, часть его могут выполнять организации сферы бытовых услуг, поэтому оставшуюся часть можно разделить между всеми членами семьи без ущерба для их личных интересов. Работа по дому обычно подразумевает уход за собой и другими членами семьи, обслуживание жилья и хозяйственного инвентаря.

Обязанности не всегда стоит распределять поровну. Следует учитывать состояние здоровья и пожелания каждого. То, что для одного проще простого, для другого может быть самым сложным. Важно, чтобы разделение домашних обязанностей объединяло, а не разъединяло. Очень значима в этом совместном процессе и готовность к взаимопомощи.

Наиболее часто встречающаяся модель домашнего хозяйства – та, в которой большая часть обязанностей лежит на жене, но наиболее сложные выполняет муж. Если обоих супругов такое положение вещей устраивает, то такая модель вполне имеет право на существование. Но если присутствует недовольство, это чревато обидами и ссорами. Причем попытки перераспределения обязанностей могут вызывать сопротивление не только со стороны мужчины, но и со стороны женщины. Она, быть может, была бы и рада, чтобы мужчина помогал ей больше, но ее останавливает неуверенность в том, что он справится, чувство вины за то, что она не справляется со «своими» обязанностями, ну и, в конце концов, боязнь потерять свою значимость. Но все решаемо: муж обязательно справится, если определить четкие критерии качества выполняемой работы. Если мужчина может и хочет помогать супруге, «комплекса Золушки» быть не должно, а для повышения авторитета в семье есть и другие способы. Не делите всю работу на «мужскую» или «женскую», однако она должна быть у каждого своя, и при этом четко определенная. Когда каждый знает и помнит о своих обязанностях, все выполняется спокойно и вовремя. [11]

Стараемся учесть интересы каждого члена семьи.

Если вы живете вместе с пожилыми родителями, которые хотят внести свою лепту в ведение домашнего хозяйства, можно договориться о том, что по мере возможностей они занимаются домоустройством, а вы – обеспечением семьи. Если, конечно, такой вариант устраивает обе стороны.

Оптимально, когда домашние обязанности в семье распределяются исходя из того, что кому нравится делать. Один обожает создавать кулинарные шедевры, а другой получает удовольствие от наведения чистоты. Сложные работы в таком случае выполняются сообща, а неприятные – поочередно. Да, это идеальный вариант, он не всегда достижим, но к нему стоит стремиться.

Не забывайте и об участии детей в работе по дому. Для маленьких помощь родителям всегда увлекательна, и это для них, как правило, радость. Очень важно сохранить такое отношение и в дальнейшем. Не отбирайте у карапуза веник, разрешайте помыть посуду или полить цветы. Пусть он делает это медленно и толку от его помощи немного. Лучше потом незаметно переделать, зато ребенок будет горд собой. Поручите малышу отдельное посильное задание (например, следить за своими игрушками, складывать их), вот увидите, он отлично справится. Для детей постарше объем заданий увеличивайте и усложняйте. Говорите им, что их помощь необходима и полезна.

Выбирайте оптимальный именно для вас вариант ведения домашнего хозяйства и распределения обязанностей. Договаривайтесь, помогайте, окружайте друг друга вниманием и заботой, и тогда отношения в вашей семье будут наполнены пониманием и любовью. [16]

Домашний труд

Домашний труд, один из самых малопроизводительных, однообразных и утомляющих, издавна был уделом женщины. В те незапамятные времена, когда мужчина с рогатиной и копьем охотился на диких зверей, женщина поддерживала огонь в очаге, готовила пищу, кормила детей, выхаживала больных, такое распределение обязанностей родилось естественно и было справедливым. Его можно было понять и тогда, когда на мужчине лежала основная тяжесть сельских работ, когда он по 10—12 часов простаивал у станка, а женщина оставалась дома. Многое изменилось с тех пор.

Сегодня женщины участвуют наравне с мужчинами в общественном производстве, успешно освоив почти все мужские профессии. У них такие же права, такие же обязанности, такая же ответственность. Только после-рабочее время у них в большинстве случаев не такое. Потому что мужчины, во всяком случае, очень многие из них, по-прежнему считают, что, придя с работы, они имеют полное моральное право уже ничем не заниматься, что дома им надлежит отдыхать. А женщины (опять-таки если не все, то в большинстве своем) чувствуют себя ответственными за порядок в доме, за то, чтобы вовремя подавались завтрак, обед, ужин, чтобы к утру мужу была приготовлена чистая рубашка, а дети были ухожены и накормлены. Мужчина, придя с работы, включает телевизор, разворачивает газету, а женщина зажигает газ, ставит на плиту кастрюли, берется за стирку или глажение белья.

«Хочешь мира в семье, раздели обязанности поровну» —гласит народная мудрость. А насколько быстрее и легче можно переделать домашние дела, если за них взяться сообща? И было бы хорошо, если бы мужчины попытались приложить и в этой сфере свои способности к рационализации!

А как приятно отдыхать, когда отдыхают все! Призыв к женщинам не откладывать домашние дела на выходные дни с тем, чтобы использовать их для длительных прогулок и поездок за город, преследует, конечно благие намерения. Но в большинстве случаев полностью высвободить эти дни для отдыха хозяйки попросту не могут.

Несомненно, давно настало время отказаться от изжившего себя утверждения о том, что многочисленные домашние хлопоты—удел женщин. И если умение приготовить вкусный обед, хорошо убрать квартиру не будет считаться зазорным для мужчины, то семья, я уверена, станет крепче.

Прививать вкус и навыки, к домашней работе нужно с раннего детства в равной мере и девочкам и мальчикам. В связи с этим целесообразно, по-видимому, и в школе обучать мальчиков не только токарному и слесарному делу, но и всем правилам домоводства так же, как и девочек. [7]

Дети помогают родителям. Домашние обязанности ребенка.

Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители, приходящие на консультацию к семейному психологу, считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.

Тем не менее, семейный психолог считает, что гораздо важнее то, что, когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности, они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.

На консультации психолог помогает родителям понять, что, обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома.

Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.

Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок. Но иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям, поэтому психолог приводит примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, которые были взяты с небольшими изменениями в книге Б. Б.Грюнвальд, Г.В.Макаби «Консультирование семьи». [10]

Домашний труд всегда был и остаётся главной обязанностью мужчины и женщины. Мужчина и женщина выполняли свои обязанности, которые зависели от них. Женщина работала по дому, а мужчина трудился в поле. Но со временем все стало меняться мужчина и женщина стали легко заменять друг друга. Женщина осваивает мужские профессии, а мужчина женские профессии. Но когда придя с работы домой домашние обязанности остаются за каждым членом семьи. Бывает такое, что дети хотят помочь своим родителям, хотят быть полезными. Но есть и такие дети которые привыкли, что за них кто-то что-то должен сделать, что им все принесут. Такого не должно быть нужно с раннего детства прививать любовь к труду, хвалить ребенка за помощь, говорить ему что он умница, что он мамина и папина опора и что они могут на него положиться.

Семья прививает любовь не только к культурным ценностям, но и к труду. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.

Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.

В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему.

2 ОЦЕНКИ РОЛИ СЕМЕЙ В СОВЕМЕННЫХ УСЛОВИХ

2.1 Главная роль семьи в обществе

Ильин Иван Александрович: «Семья является первичным лоном человеческой культуры… Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец».

Человек появляется на свет и начинает свою жизнь в семье. То, каким он станет в дальнейшей жизни, во многом определяется еще в детстве, и во многом это зависит от семьи. Здесь, в семье зарождаются основы его характера, здесь ребенок получает первые уроки любви, веры, милосердия, здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья. «В обществе проявляется то, что уже было приготовлено в детстве, в семье». Это подчеркивает огромную ответственность родителей за воспитание детей. Родители должны не только дать жизнь ребенку, но открыть своим детям пути к любви и вере. Об огромном значении семейного воспитания святитель Феофан Затворник говорит, что необходимо «Хорошо понять и усвоить начала истинного христианского воспитания и действовать по ним, прежде всего дома. Домашнее [семейное] воспитание есть корень и основание всему последующему». [9]

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе с другими социальными институтами. Так как именно в семье формируется и развивается личность, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни, в семье регулируются отношения ребенка к окружающему миру, там он получает первые уроки нравственности и опыт взаимоотношений с социумом. И в этом союзе люди стараются провести как можно больше времени совместно, во взаимодействии, а также в процессе этого взаимодействия доставлять радость и удовольствие.

Анализ социального влияния семьи наличность показал, что на 40% людей в их жизни повлияла семья, на 30% - средства массовой информации, на 20 % - школа и на 10 % - улица.

Сегодня важную роль в развитии и социализации личности играет такой неотъемлемый компонент как семья – особый, уникальный институт взаимодействия людей. Его особенность заключается в том, что именно нравственные обязательства могут связывать союз нескольких людей.

Во все времена семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. Когда жили большими семьями, несколько поколений, да еще дяди и тети, то необходимые социальные навыки естественно передавались от поколения к поколению. Сейчас, когда связь между поколениями нарушена, общество тем более должно помогать семье в воспитании детей. К тому же вторая половина 20 века нарушила привычный способ взаимодействия поколений. Молодые люди вынуждены решать такие проблемы, которые не стояли перед их отцами, они пользуются такой техникой, которая в новинку для их родителей. На них ежедневно обрушивается огромный вал новой информации. Следовательно, новое поколение уже не может жить только опытом своих отцов и дедов. Именно поэтому так резко ослабевает эффективность традиционного семейного воспитания. Но от состояния семьи зависит состояние государства, так как семья рассматривается как самая малая социальная ячейка общества.

Семья -  основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Роль семьи в обществе огромна. Семейные традиции, культурные ценности – основа воспитания новых поколений. Хорошо, когда в процессе воспитания используются примеры со стороны, но более убедителен семейный опыт отцов и дедов, матерей и бабушек, многочисленных родственников. Социологические исследования подтверждают эту гипотезу. В творческих семьях формируются творческие личности, наследники семейного дела. В неблагополучных семьях, как правило, вырастают неполноценные личности, склонные в любой момент к антиобщественным проявлениям.

Большое значение для качественного укрепления и жизни и семьи играет внешняя её подпитка в виде мужей и жён, сводных родственников, а также воспроизводство новых членов семьи – детей. Кровные и сводные родственники – это биологический и социальный союз, взаимное дополнение. Этот образ формирует будущее поколение по законам жизни и любви.

Семья в современном обществе

Функции семьи в ходе истории изменяются, как изменяется и сама семья.

Так, например, в период, когда семья отличалась примитивной организацией, ее функции не обособлялись резко от общественных, ибо слабо вооруженный технически и слабо защищенный человек не мог жить и трудиться лишь в рамках семьи. Позже семья становится «малым обществом» и в значительной мере освобождает человека от зависимости от общества в целом. В конце концов опять происходит значительное переплетение функций семьи и общества, и последнее берет на себя значительную часть функции семьи.

Социолог А.Г. Харчев считает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека в продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли «биологической» фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости. В настоящее время демографы отмечают снижение рождаемости.

Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно, семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение-ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.

Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни.

Примерно до середины XIX века семья рассматривалась как изначально моногамная ячейка общества. Философов античности, средневековья и отчасти Нового времени семья интересовала не как социальный институт, а интересовало только ее отношение к социальным порядкам и к государству. Идеологи феодализма считали неотъемлемым качеством семьи патриархальность. Буржуазные философы видели «естественную» связь между семьей и собственностью. Гегель писал: «Семья в качестве лица имеет свою внешнюю реальность в некоторой собственности; в собственности она обладает наличным бытием своей субстанциальной личности лишь как в некотором имуществе. В сказаниях об основании государства или, по крайней мере, нравственно упорядоченной общественной жизни введение прочной собственности появляется в связи с введением брака».

Таким образом, в процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности изменялись в зависимости от характера производства в данном обществе и культурных традиций данного общества.

Резко возрос интерес к проблемам семьи в конце XX века. Это связано с происходящими кардинальными изменениями в экономической и социокультурной сфере жизни общества, которые оказывают огромное влияние на жизнедеятельность человека: на его положение на работе, в быту, в семье.

Такие изменения Э. Тоффлер определил, как переход к информационному обществу. Он говорил о том, что до индустриальной революции формы семьи были неодинаковы. Когда господствовало сельское хозяйство, люди обычно жили в больших семьях под одной крышей и работали вместе как производственная ячейка («общая семья» в Индии, «задруга» на Балканах, «большая семья» в Восточной Европе). И семья тогда была неподвижной – она своими корнями уходила в землю.

Во время индустриальной революции семьи испытали стресс от перемен: внутри каждой такой семьи столкновение между традиционными устоями и прогрессом выражалось в форме конфликтов, падения патриархальных авторитетов, изменений в отношениях между детьми и родителями, в новых понятиях о собственности. С развитием технического прогресса семья утратила возможность работать вместе как производственная ячейка. Постепенно и болезненно структура семьи начала меняться. Так называемая малая (нуклеарная) семья, состоящая из отца, матери и нескольких детей, стала стандартной, социально признанной «современной» моделью во всех индустриальных обществах.

Начиная с 70-х годов XX века, прежняя нуклеарная семья, характерная для индустриального общества, оказывается в кризисном положении. Ослабляются внутрисемейные и распространяются внебрачные связи, возрастает количество неполных семей, при общем уменьшении рождаемости увеличивается число детей, рожденных вне брака. В 1997 г. в России родилось в незарегистрированном браке 25,33% от общего числа родившихся, в 1998 г. – 26,95%, 1999 г. – 27,93%1.

Таким образом, можно выделить три основные структурные составляющие современной семьи:

Родственная (сложная) – клан родственников с их супругами и детьми. Это наиболее редко встречающийся вид семьи в наше время;

Нуклеарная (массовая семья) – состоит из одной брачной пары. Эта семья автономна и малодетна;

Неполная – быстро распространяющаяся в современном обществе модель семейных отношений. Состоит из одного родителя и детей (преимущественно одного ребенка).

Соотношение удельного веса между этими видами семей в России по структурному признаку следующее:

Нуклеарная семья – около 80%;

Неполная семья – около 19%;

Родственная семья, с несколькими брачными парами и многодетная – 1%.

Что же все-таки понимается под термином «семья» на новом этапе развития человечества? А.Г. Харчев определял семью как «малую социальную группу, члены которой связаны браком или кровным родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья есть отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства». Но в последние два десятилетия в области семейно-брачных отношений наблюдается ряд негативных тенденций, которые не могут дать этому определению реализовать себя в полной мере. Они выражаются в следующем:

Уменьшение ценности брака, семьи и особенно детей по сравнению с ценностями материального благополучия и достатка;

Увеличение так называемых “легкомысленных”, необдуманных браков;

Непонимание некоторой части молодежи проблем и трудностей семейной жизни, взаимных прав и обязанностей в семье;

Рост количества семей с одним ребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения;

Увеличение числа абортов и всех последствий, связанных с ними;

Рост неполных семей, в которых дети воспитываются одним родителем;

Увеличение числа мужчин и женщин, которые затем не могут повторно вступить в повторный брак;

Рост алкоголизма, который сильно подрывает семейные устои и ведет к рождению детей с различными врожденными дефектами и аномалиями;

Значительный рост разводов по этико-психологическим мотивам и причинам сексуальной безграмотности супругов, а, следовательно, неудовлетворенности интимной стороной супружеской жизни.

В связи с этим, состояние семьи как социального института можно оценить как кризисное.

Несмотря на все изменения, которые претерпела семья за все свое существование, неизменными остались две ее характеристики: а) семья как социальный институт общества. Следовательно, общество заинтересованно в качестве семьи и организации этого социального института; б) семья как малая социальная группа и, следовательно, ее члены заинтересованы в ее организации на протяжении всей жизни.

Роль семьи в обществе не сравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Статистика свидетельствует, что переход к рыночной системе хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института. Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания.

Семья, испытывая серьезные трудности в выполнении своих социокультурных функций, тем не менее, объективно остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности, в социализации и воспитании подрастающего поколения.

Семья является одним из важнейших институтов общества, поэтому, основываясь на том, в каком состоянии она находится, насколько эффективно способна выполнять свои основные функции, можно судить об общественном развитии и положении дел на общегосударственном уровне. [12]

2.2   Уровень жизни семей в Российской Федерации

Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность семей необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Так понимается и благосостояние. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни. В широком смысле понятие "уровень жизни населения " включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т. д. В таком случае чаще употребляется термин "качество жизни".

Можно выделить четыре уровня жизни населения:

-        достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);

-      нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);

-     бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы);

-      нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).

Понятия "уровень жизни" и "качество жизни" являются предметом изучения многих дисциплин. В современной научной литературе эти понятия трактуются по-разному в зависимости от целей и задач исследования. [14]

Уровень жизни семьи можно определить по прожиточному минимуму.

Прожиточный минимум – это минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в определённой стране. На практике уровень прожиточного минимума в развитых странах, как правило, выше, чем в развивающихся.

Величина прожиточного минимума, согласно Росстату, в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.

По Российской Федерации в целом и в субъектах Российской Федерации величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации — в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Величины прожиточного минимума устанавливаются отдельно на душу населения, для трудоспособного населения, для пенсионеров, для детей.

По данным Росстата, величина прожиточного минимума трудоспособного населения во II квартале 2012 года составляла 6913 руб.

Величина прожиточного минимума за III квартал 2013 года в целом по России установлена в следующем размере:

в расчете на душу населения — 7 429 рублей;

для трудоспособного населения — 8 014 рублей;

для пенсионеров — 6 097 рублей;

для детей — 7 105 рублей.

1 января 2013 года в России вступил в силу закон, определяющий новый минимальный размер оплаты труда (МРОТ): отныне МРОТ будет составлять 5205 рублей (около 110 евро). Рост показателя составил почти 13 процентов, что превышает официальный уровень инфляции, который, по итогам 2012 года, достиг примерно 7 процентов.

С 1 января 2014 года минимальный размер оплаты труда в России составляет 5 тысяч 554 рубля. Таким образом, его размер увеличился с прошлогоднего значения на 349 рублей. МРОТ или минимальный размер оплаты труда –это установленный минимум оплаты труда в час, день или месяц (год), который работодатель может (должен) платить своему работнику и за который работник может законно продать свой труд. [2]

Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:

-       оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальных программ;

-       обоснование устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне стипендий, 111пособий и других социальных выплат;

-        формирование федерального бюджета.

Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:

-       оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;

-     оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

-     формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таблица  1-Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации на 2014 год

Наименование субъекта    Российской Федерации

Величина прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации

Социальная Доплата

В целом по Российской Федерации 

6 354

 

Уральский федеральный округ

Курганская область

6 300

 ФСД

Свердловская область

6 354

ФСД

Тюменская область

5 882

ФСД

Челябинская область

6 215

ФСД

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

8 985

РСД

Ямало-Ненецкий автономный округ

9 634

РСД

Уровень жизни отражает объем и структуру потребления, социальные производственные условия труда, развитость сферы услуг, структуру внерабочего и свободного времени, размеры личной собственности.

Уровень жизни семьи в конкретной стране или регионе находится в прямо пропорциональной зависимости от уровня развития экономики в стране или регионе  в целом, что наглядно подтверждают данные таблицы о прожиточном минимуме в субъектах Российской Федерации.

Статистическая оценка государством положения своих граждан представляется важнейшим элементом комплексного изучения проблем экономического развития.

Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека.

Потребительская корзина — это примерный расчётный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Такой набор используется для расчёта минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума), исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Потребительская корзина служит также базой сравнения расчётных и реальных уровней потребления, а также основой для определения покупательной способности валют. Потребительская корзина используется для расчета прожиточного минимума, а также с целью сравнения интегральных цен на продовольствие в различных регионах. В 1992 по договорённости между Госкомстатом РФ и МВФ определено понятие «потребительская корзина», куда вошло 156 наименований товаров и услуг.  Потребительская корзина в США состоит из 300 продуктов и услуг-представителей, во Франции — 250, Англии — 350, Германии — 475, России — 156.

Потребительская корзина в России

31 марта 2006 года был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Он утратил силу в связи с принятием Федерального закона № 227-ФЗ от 3 декабря 2012 года, который установил следующую потребительскую корзину: [1]

Таблица 2-Продукты питания

Наименование

Единица измерения

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

Трудоспособное население

Пенсионеры

Дети

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете, крупы, бобовые)

Кг

126,5

 

98,2

77,6

Картофель

Кг

       100,4

80

88,1

Овощи и бахчевые

Кг

114,6

98

112,5

Фрукты свежие

Кг

60

45

118,1

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар

Кг

23,8

21,2

21,8

Мясопродукты

Кг

58,6

54

44

Рыбопродукты

Кг

18,5

16

18,6

Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко

Кг

290

257,8

360,7

Яйца

Штука

210

200

201

Масло растительное, маргарин и другие жиры

Кг

11

10

5

Прочие продукты (соль, чай, специи)

Кг

4,9

4,2

3,5

В приведенной таблице, представлены продукты и услуги, входящие в потребительскую корзину на 2014 год, то убедитесь, что согласно расчетам правительства, трудоспособный гражданин, употребляет за год 100,4 кг. картофеля, 114,6 кг. овощей, 60 кг. свежих фруктов, 126,5 кг. хлеба и хлебопродуктов, 58,6 кг. мясных и 18,5 кг рыбопродуктов соответственно. Услуги культуры составляют 5% от общей величины расходов в месяц.

C 1 января 2013 года вступила в силу новая потребительская корзина, которая будет действовать до 2018 года.

В потребительскую корзину в первую очередь включены продукты питания, которые составляют около 50% ее стоимости (для сравнения, в странах Западной Европы, эта цифра не превышает 20%). Стоит упомянуть, что большинство российских семей тратят на продукты питания также больше половины семейного бюджета.

Что это значит в расчете на одного человека в день? А это значит, что обычный среднестатистический гражданин Российской Федерации для нормального существования должен употреблять в день 300 г. хлеба, картошки – 280 г., овощей – 300 г., фруктов свежих – 160 г., сладкого – 60 г., молока и молочных продуктов – 800 г., масла растительного и жиров – 40 г. А также 1 раз в 2 дня съедать одной яйцо, довольствоваться в день 160 г. мяса, ну и употреблять за неделю 350 г. рыбы. Что касается культурного развития, то здесь трудоспособный российский гражданин имеет шанс на свой прожиточный минимум раз в месяц сходить в кино или театр, на большее для этих целей денег не предусмотрено.

Во вторую группу включены непродовольственные товары - одежда, обувь, головные уборы, бельё, лекарства.

Таблица 3-Непродовольственные товары

Наименование

Единица измерения/ срок износа

Объем потребления (в среднем на одного человека)

 

 

Трудоспособное население

Пенсионеры

Дети

Верхняя пальтовая группа

штук/лет

3/7,6

3/8,7

3/2,6

Верхняя костюмно-платьевая группа

штук/лет

8/4,2

8/5,0

11/2,0

Белье

штук/лет

9/2,4

10/2,9

11/1,8

Чулочно-носочные изделия

пар/лет

7/1,4

4/1,9

6/1,3

Головные уборы и галантерейные изделия

штук/лет

5/5,0

4/5,6

4/2,8

Обувь

пар/лет

6/3,2

6/3,5

7/1,8

Школьно-письменные товары

штук/лет

3/1,0

3/1,0

27/1,0

Постельное белье

штук/лет

14/7,0

14/7,0

14/7,0

Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения

штук/лет

19/10,5

19/10,5

19/10,5

Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства

процентов от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц

10

15

12

Расчет минимального набора непродовольственных товаров должен учитывать:

— удовлетворение потребностей основных социально-демографических групп населения в непродовольственных товарах, исходя из возрастных особенностей и необходимости защиты организма от воздействия окружающей среды;

— сложившийся уровень обеспеченности непродовольственными товарами малоимущих семей;

— минимальную обеспеченность, минимальное разнообразие, низкую розничную цену, доступность непродовольственных товаров.

Третья группа потребительской корзины состоит из услуг: коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочее.

Таблица 4-Услуги

Наименование

Единица измерения

Объем потребления (в среднем на одного человека)

Трудоспособное население

Пенсионеры

Дети

Жилье

кв. м общей площади

18

18

18

Центральное отопление

Гкал в год

6,7

6,7

6,7

Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение

л в сутки

285

285

285

Газоснабжение

куб. м в месяц

10

10

10

Электроэнергия

кВт. ч. в месяц

50

50

50

Транспортные услуги

поездок в год

619

150

396

Услуги культуры

процентов от общей величины расходов на услуги в месяц

5

5

5

Другие виды услуг

процентов от общей величины расходов на услуги в месяц

15

15

15

Основными принципами формирования минимального набора услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, являются:

  1.  удовлетворение потребности основных социально-демографических групп населения в жилье, организации быта, передвижении;
  2.   сложившийся уровень пользования транспортными услугами;
  3.  платный характер оказания услуг.

Минимальный набор услуг включает в себя жилищно-коммунальные, транспортные услуги, услуги культуры и другие виды услуг.

В составе потребительской корзины платные виды услуг медицинского, общеобразовательного и социального характера не учитываются, имея в виду предоставление их в минимально-необходимых размерах на бесплатной основе. [3]

Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность семей необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Уровень жизни семьи в конкретной стране или регионе находится в прямо пропорциональной зависимости от уровня развития экономики в стране или регионе в целом по Российской Федерации.

Уровень жизни семьи можно определить по прожиточному минимуму.

Прожиточный минимум – это минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в определённой стране. На практике уровень прожиточного минимума в развитых странах, как правило, выше, чем в развивающихся странах.

От прожиточного минимума и потребительской корзины зависит все благосостояние семьи. Если доход семьи выше прожиточного минимума, то семья живет в достатке, а если доход семьи ниже прожиточного минимума, то семья находится в кризисном состоянии. Что подтверждается словами выше.

3 СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Её значимость определяется тем, что во-первых семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает кризис.

И все же оснований для тревоги по поводу семьи больше, чем достаточно. Семья действительно находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация и др., которые ведут за собой расшатывание "семейных устоев". Эти и ряд других факторов обусловили падение семьи, как социального института общества, изменение её места в ценностных ориентациях.

Комплекс проблем всех типов семей обусловлен вопросом о предназначении семьи в современном мире. Возникнув, как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточила в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Поскольку семья постепенно избавлялась от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными: институтами; в последнее время трудно выделить специфический вид деятельности, присущий только семье.

Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы:

  1.  Социально - экономические проблемы: К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими потребностями многодетных и молодых семей, государственной системы материальной помощи.
  2.  Социально - бытовые проблемы: по смысловому содержанию сходны с социально - экономическими проблемами. К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а так же потребительским бюджетом средней семьи и т.д.
  3.  Социально - психологические проблемы: Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее - брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ним относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.
  4.  Проблемы стабильности современной семьи: Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально - типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально - психологическая характеристика.
  5.  Проблемы семейного воспитания: В данной группе проблем могут рассматриваться состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания. Указанные проблемы естественным образом связаны с социально-психологическими проблемами и проблемами стабильности семьи.
  6.  Проблемы семей группы риска: Факторы, обуславливающие социальный риск, могут иметь социально-экономический, медико-санитарный, социально-демографический, социально-психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию. Безнадзорность детей продолжает составлять одну из наиболее тревожных характеристик современного российского общества. К семьям группы риска относят: неполные семьи, семьи, воспитывающие или имеющие в своем составе инвалидов, многодетные семьи, малоимущие и бедные семьи и др. исходя из выше описанных критериев.
  7.  Проблема ухудшающегося состояние здоровья, демографической ситуации (началась естественная убыль населения);

В структуре экономических проблем острейшая - резкое падение реальных доходов большинства семей России. Минимальная заработная плата обеспечивает только малую часть минимального потребительского бюджета. Беспристрастная статистика констатирует, что семьи с несовершеннолетними детьми - наименее обеспеченная часть населения России. Их доходы ниже, чем у остальных семей.

Пособия на детей индексируются в меньшей степени, чем пенсии и стипендии, и от одной индексации до другой сокращаются в реальном выражении.

Отрасли социальной сферы постоянно снижают объемы предоставляемых семьям услуг, которые становятся все менее доступными из-за их платности и роста цен.

Очевидно, что замедленное, непоследовательное построение государственности России, серьезные ошибки в реформировании социально-экономической жизни, нанесли ущерб таким социальным ценностям, как разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительного отдыха детей. Система эта позволяла родителям совмещать семейные обязанности с участием в структурах рынка труда, приобщала молодежь к различным видам творчества, помогала ей в выборе жизненного пути.

Сегодня продолжается разрушение уникальных систем социальной инфраструктуры детства, прежде всего в результате уменьшения возможностей их финансирования. Коммерциализация делает эти учреждения недоступными для большинства детей, часть из них, не справляясь с финансовыми трудностями, закрывается. Другие переформировываются, становятся элитарными. Теряется высококвалифицированный кадровый потенциал, формировавшийся десятилетиями. В конечном итоге страдают дети, лишенные возможности развиваться, отдыхать, заниматься в познавательных кружках и объединениях. Оказавшись на улице, они пополняют отряды бомжей, наркоманов, малолетних правонарушителей.

Из-за роста родительской платы и сокращения числа мест из года в год все меньше детей посещают дошкольные учреждения. По этой же причине сокращается число детей, занимающихся в платных спортивных секциях и художественных студиях.

Для большинства семей стали менее доступными услуги здравоохранения, в том числе квалифицированная медицинская помощь, лекарства и медикаменты.

Многие семьи не могут позволить себе пользоваться учреждениями культуры и отдыха, организовать семейный летний отдых, отправить своих детей в оздоровительные загородные лагеря. Сокращается посещение театров, кино, концертов, музеев, библиотек.

Неразрешимая проблема для большинства семей - улучшение жилищных условий. Особенно остра она для молодых семьи, не имеющих собственного жилья.

Крайне тревожное положение складывается в демографической обстановке. Экономическое и социальное неблагополучие проявляет себя в сокращении средней продолжительности жизни населения. Только за 1993 г. она снизилась на 3 года у мужчин (59 лет) и на 1,1 года у женщин (72,7 лет). В 2008 году средняя продолжительность жизни мужчин составила 62 года, женщин - 74 года, что значительно ниже по сравнению с европейскими странами. Так, например, в Швеции продолжительность жизни мужчин в 2008 году составляла 78.4 года, женщин - 83 года.

Снижается рождаемость, ухудшается здоровье людей, растет смертность, особенно от несчастных случаев, травм, отравлений, убийств и самоубийств. В 1992 г. смертность населения России от неестественных причин превышала среднеевропейский уровень у мужчин в 4 раза, а у женщин - в 2 раза. Особенно велико превышение среднеевропейского уровня смертности от убийств: в 20,5 раз у мужчин и в 12 раз у женщин. В 2009 году в России смертность от внешних причин составила 10,6% от всех причин смертности. На первом месте болезни системы кровообращения - 56,1%, на втором смерть от новообразований - 14,5%.

Высокая смертность от неестественных причин вызвана обострением социальной напряженности, ростом преступности, межнациональными конфликтами, а также изношенностью производственных фондов, падением трудовой дисциплины, ухудшением качества питания, экологическими и технологическими катастрофами.

В результате преждевременной смертности в стране увеличивается число вдов, вдовцов и детей-сирот.

Если до 1991 г. младенческая смертность в России постепенно снижалась, то с 1993 г. она стала расти и к концу года составила 20 умерших на 1000 родившихся детей. Однако в 2009г. по сравнению с 2008г. число умерших детей в возрасте до 1 года уменьшилось, а показатель младенческой смертности на 1000 родившихся снизился на 0,3 процентного пункта, или на 3,5%. Показатель младенческой смертности за первые два месяца 2009 года составил 8,2 случая на 1000 детей, родившихся живыми. Несмотря на снижение, по показателю младенческой смертности Россия отстает от развитых стран. Так в Японии аналогичный показатель составляет от 4,8 до 6 случаев на 1000 новорожденных, а в Израиле - 6,2 случая.

С 1992 г. началась депопуляция населения России за счет превышения числа умерших над числом родившихся. В 1995 году естественная убыль населения страны составила по официальным данным 785,4 тыс. человек и по сравнению с 1992 годом увеличилась в 3,6 раза. Но в настоящий момент прослеживаются положительные сдвиги. По предварительной оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2010г. составила 141,9 млн. человек и за прошедший год увеличилась на 23,3 тыс. человек (с учетом миграционного прироста за счет мигрантов, зарегистрированных на год и более), или на 0,002% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 104,8 тыс. человек, или на 0,07%). Естественная убыль населения в 2009г. уменьшилась по сравнению с 2008г. на 112,7 тыс. человек. Увеличившийся миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 9,8%.

В странах ЕС так же наблюдается такая негативная тенденция, как сокращение рождаемости. В 2007 г. число новорожденных едва достигло 5,2 млн. Это почти на 1 млн (920089), или на 15%, меньше, чем в 1982 г. Драматический спад рождаемости произошел в 1990-1995 гг. С тех пор ситуация практически не изменилась. В 1995-2007 гг. рождаемость увеличилась всего на 2,1%.

Растет число семей беженцев и вынужденных переселенцев, испытывающих тяжкие страдания.

Обследования специалистов показывают, что отказ части семей от рождения детей из-за неблагоприятных экономических и психологических условий может при продолжении социально-экономического кризиса перерасти в новые репродуктивные установки, выражающиеся, в частности, в резком снижении ценностей детей для родителей, что приведет в дальнейшем к новому витку депопуляции - например, сокращению численности населения и трудовых ресурсов, а также к безнадзорности и запущенности детей.

Ухудшается психологический климат в обществе, что напрямую связано с ростом насилия, преступности, распространением алкоголизма и наркомании, проституции и порнографии. И семья, являясь частью общества, перестает быть психологическим убежищем от общественных катаклизмов. И как следствие число неблагополучных семей увеличивается. [ 13]

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных на сегодняшний момент. В любой семье возникает ряд проблем которые в свою очередь несут за собой еще и еще рад проблем. Самая актуальная проблема которая возникает в семье – это социально – экономическая.  Это проблема связанная с уровнем жизни семьи, ее бюджетом. Из этой проблемы вытекает ряд других проблем. Из-за низкого дохода и маленького бюджета семь не может позволить улучшить жилищно – бытовые условия. Не может оплатить детский сад, обучение ребёнка, кружки и т.д. И сейчас современные семьи не задумываются о большой семье так как они понимают, что могут не выдержать и остаться не с чем. В семье начинается разлад, который приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию.  Безнадзорность детей продолжает составлять одну из наиболее тревожных характеристик современного российского общества. К семьям группы риска относят: неполные семьи, семьи, воспитывающие или имеющие в своем составе инвалидов, многодетные семьи, малоимущие и бедные семьи и др.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА

Домашние обязанности трехлетнего ребенка

Собрать и положить игрушки в соответствующее место.

Положить книги и журналы на полку.

Отнести салфетки, и приборы на стол.

Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.

Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.

Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.

Вытереть за собой следы «детской неожиданности».

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка.

Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.

Помочь убрать бакалейные товары.

Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья,  

 конфет, хлеба.

По расписанию давать корм домашним животным.

Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.

Помогать расстилать и убирать постель.

Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.

Протирать пыль.

Намазывать масло на хлеб.

Делиться с друзьями игрушками.

Доставать из почтового ящика почту.

Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.

Помогать складывать полотенца.

Домашние обязанности пятилетнего ребенка.

Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.

Самостоятельно наливать себе питье.

Сорвать с грядки салат и зелень.

Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.

Самостоятельно одеваться и убирать одежду.

Сортировать белье для стирки. Складывать отдельно белое, отдельно цветное.

Складывать и убирать чистое белье.

Помогать прибирать квартиру.

Помогать выносить мусор.

Кормить своего питомца и убирать за ним.

Самостоятельно завязывать шнурки.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс).

Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.

Пылесосить ковер.

Поливать цветы и растения.

Чистить овощи.

Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).

Собирать вещи в школу.

Помогать развешивать белье на бельевую веревку.

Вешать свою одежду в платяной шкаф.

Собирать дрова для костра.

Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.

Прогуливать домашних животных.

Нести ответственность за свое мелкие раны.

Выносить мусор.

Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.

Накрывать на стол.

Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс).

Смазывать велосипед, ухаживать за ним. Запирать его в специальном месте, когда

он не используется.

Принимать телефонные сообщения и записывать их.

Быть на посылках у родителей.

Мыть собаку или кошку.

Тренировать домашних животных.

Нести пакеты с продуктами.

Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.

Быть вежливым и учтивым с другими людьми.

Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.

Гладить простые вещи.

Домашние обязанности восьми - девятилетнего ребенка (третий класс).

Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.

Мыть пол.

Помогать переставлять мебель, вместе со взрослыми планировать расстановку

мебели.

Самостоятельно наполнять себе ванну.

Помогать другим (если его просят) в работе.

Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.

Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.

Менять без напоминания школьную одежду на чистую.

Складывать одеяла.

Пришивать пуговицы.

Зашивать распоровшиеся швы.

Чистить кладовку.

Убирать за животными.

Знакомиться с рецептами приготовления простых блюд и учиться их готовить.

Срезать цветы и готовить вазу для букетов.

Собирать фрукты с деревьев.

Разжигать костер.

Красить забор или полки.

Писать простые письма.

Писать благодарственные открытки.

Кормить ребенка.

Купать младших сестер или братьев.

Натирать полиролью мебель в гостиной.

Домашние обязанности девяти -  десятилетнего ребенка (четвертый класс).

Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.

Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.

Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.

Покупать продукты по списку.

Самостоятельно переходить улицу.

Самостоятельно приходить на назначенные встречи если туда можно дойти  

 пешком или доехать на велосипеде.

Печь печенье из полуфабриката в коробках.

Готовить еду на семью.

Получать свою почту и отвечать на нее.

Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.

Ходить в гости.

Планировать свой день рождения или другие праздники.

Быть в состоянии оказать простую первую помощь.

Мыть семейный автомобиль.

Учиться бережливости и экономии.

Домашние обязанности десяти- одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс).

Самостоятельно зарабатывать деньги (например, сидеть с детьми).

Не бояться одному оставаться дома.

Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.

Уметь ездить на автобусе.

Ответственно относится к личному хобби.

Домашние обязанности одиннадцати- двенадцатилетнего ребенка (шестой класс).

Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.

Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер.

Самостоятельно выполнять свои дела.

Косить газон.

Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.

Чистить плиту и духовку.

Самостоятельно распределять время для учебных занятий.

Домашние обязанности учеников старших классов.

В школьные дни отход ко сну в определенное время (по согласованию с

родителями).

Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для всей семьи.

Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать

правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.

Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.

Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.

Последовательно выполнять принятые решения.

Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.

По возможности зарабатывать немного денег.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья - это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств. Сущность семьи определяется ее функциями, структурой, а также ролевым поведением ее членов.

Семья - первичный и важнейший институт общества благодаря тем функциям, которые она реализует. Именно через семью сменяются поколения людей, в ней появляется на свет человек, продолжается человеческий род, происходят первичная социализация и воспитание детей, наконец, реализуется такая благородная функция, как забота о престарелых. На семью ложится организация быта, потребления, а также значительная часть хозяйственно-экономических функций. Семья формирует свой капитал, который затем распределяется на обучение детей, здравоохранение, социальные нужды и т.д.

Структура семьи - совокупность отношений между ее участниками, в том числе и отношений власти. Выделяются авторитарные семьи, в которых складывается жесткое подчинение главе семьи, чаще - мужу, детей - родителям, и семьи демократического типа, где распределение ролей, власти происходит не в соответствии с традициями, а на основе личностных качеств, способностей супругов, для них характерно равноправие в принятии решений, добровольное распределение обязанностей.

Семья прививает любовь не только в культурным ценностям, но и к труду и домашним обязанностям.

В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.

Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.

В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему.

Но в семье не все бывает так хорошо. Семья переживает ряд проблем которые возникают из-за бюджета. Если доход семьи выше прожиточного минимума, то семья живет в достатке, а если доход семьи ниже прожиточного минимума, то семья находится в кризисном состоянии. И не может осуществить и воплотить в жизнь то, что может сделать семья с высоким доходом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  О потребительской корзине: Федеральный закон от 03.12.2012 № 227-ФЗ” О потребительской корзине в целом по Российской Федерации”. – (режим доступа) Консультант плюс.
  2.  О прожиточном минимуме: Федеральный закон от 24.10.1997№ 134 - ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”. – (режим доступа) Консультант плюс.
  3.  Пенсионный Фонд Российской Федерации. Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации на 2014год: - [Электронный документ]. - (http://www.bs-life.ru/)
  4.  Макроэкономика: учебник: рек. УМО / Г.С.  Вечканов, Г. Р. Вечканова. - 3-е изд.,  доп. - СПб. : ПИТЕР, 2009. - 432 с.
  5.  Генкин, Б. М. Экономика и социология труда: учебник: рек. МО РФ / Б. М. Генкин. - 7-е изд., доп. - М.: Норма, 2007. - 448 с.
  6.  Одегов, Ю. Г. Экономика труда: учебник для бакалавров: рек. УМО по образованию в обл. нац. экономики и экономики труда в качестве учебник. для студентов, обучающихся по специальности "Экономика труда" и др. экон. направлениям и специальностям / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко, 2013. - 423 с.
  7.  Домашний труд // Журнал здоровья. -  2005. - № 7 . – С.5-8
  8.  Яшук, А. И. Роль семьи в формировании человеческого капитала / А.И. Ящук // Проблемы управления. -  2011. - № 4. – С. 112-116.
  9.  Глинские чтения: [Электронный документ]. - (http://www.glinskie.ru/chapter/146)
  10.  Дети помогают родителям. Домашние обязанности ребенка: [Электронный документ]. – (http:// www.Psychology –consultant.ru/)
  11.  Распределение домашних обязанностей в семье: [Электронный документ]. – (http:// www. biblioteka.ru/enc-Semya/49.htm)
  12.  Роль и значение семьи в обществе: [Электронный документ]. – (http://murzim.ru/nauka/pedagogika/socialnaja-pedagogika/26275-rol-i-znachenie-semi-v-obschestve.html)
  13.  Семейная психология: [Электронный документ]. – (http://sites.google.com/site/vvedeniavsemejnuupsihologiu/home/osnovnye-problemy-sovremennoj-semi)
  14.  Уровень жизни семьи: [Электронный документ]. – (http://www. Center-YF.ru/)
  15.  Человеческий капитал: [Электронный документ]. – (http:// www.Wikipedia.ru/)
  16.  Энциклопедия молодой семьи: [Электронный документ]. – (http:// www. Biblioteka.ru/)
  17.  Карл Маркс. Работа “Капитал” том1 глава 4-5

 

 

PAGE   \* MERGEFORMAT1



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
16807. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 102.33 KB
  Формирование человеческого капитала представляет собой с одной стороны процесс создания производительных способностей человека посредством инвестиций в образование повышение квалификации переподготовку работников2 с другой стороны их усовершенствование3. И в первом и во втором случае рассматриваются вложения в компоненты человеческого капитала образование здоровье культуру обеспечивающие формирование и развитие способностей личности приводящие к экономическому росту4. Соответственно возникает необходимость исследования...
671. Особенности формирования человеческого капитала 604.06 KB
  Человеческий капитал совокупность качеств которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека семьи предприятия и общества. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Цель данной работы: изучить особенности формирования и развития человеческого капитала. При этом необходимо решить следующие задачи: уточнить содержание понятия человеческий капитал;...
20825. Современное состояние человеческого капитала России 112.04 KB
  Объектом исследования: современное состояние человеческого капитала России. Цель работы: исследовать теорию человеческого капитала и управление человеческими ресурсами организации. В результате исследования была исследована теория человеческого капитала и проанализировано современное состояние человеческого капитала в России выявлены основные проблемы и перспективные...
16983. Особенности оценки человеческого капитала в инновационной экономике 12.48 KB
  Целью нашего исследования стало проанализировать последние разработки в области оценки человеческого капитала выявить их слабые и сильные стороны и предложить подход учитывающий особые требования в рамках новой экономики. Ученые предложили множество методов по оценке человеческого капитала. капитала влияет на стоимость фирм что значительно усложняет расчеты.
16263. РОЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АРМЕНИИ 209.61 KB
  Современный мир все большее значение придает образованию, как одному из самых важных факторов формирования качественного экономического роста страны. Важность эта очевидна не только на уровне одной конкретной страны, но и на фоне всего человечества в целом.
16174. ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СТРАТЕГИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 17.71 KB
  Одной из ключевых проблем современной России является развитие человека как капитала в системе профессионального образования. Выступая носителем интеллектуально-творческого потенциала как важнейшего компонента человеческого капитала субъект образования и будущей профессиональной деятельности является важнейшим фактором обеспечивающим успешность реализации стратегии инновационного развития...
16360. человеческого капитала экономисты классифицируют по видам затрат инвестиций в человеческий капитал в с. 71.81 KB
  Петрозаводск Современные особенности и проблемы становления социальной политики по поддержке молодежи на селе Человеческий капитал являясь частью совокупного капитала представляет собой накопленные затраты на общее образование специальную подготовку здравоохранение перемещение рабочей силы1. Социальная структура молодежи разнообразна и включает как собственно занятых – 515 из них 3 занимаются предпринимательством так и тех чей статус на момент опроса не предполагает наличие работы - безработные граждане – 27. Социальная структура...
16391. .О.Блинов д.э.н. профессор Развитие человеческого капитала является важным фактором построения экономики 16.35 KB
  Решение проблемы видится в переходе на пожизненное образование где базовое образование периодически должно дополняться программами дополнительного образования а базовое организуется не как конечное завершенное а лишь как основа фундамент. Эксперты ЮНЕСКО выделяют три значимых компонента в мировых процессах изменения высшего образования: в течение сорока последних лет ХХ столетия наблюдался рост студентов; процессы глобализации и унификация происходящие во всех сферах развитие средств телекоммуникаций привели к открытости и...
3609. Эмпирические аспекты изучения роли семьи в возникновении страха у детей старшего дошкольного возраста 506.91 KB
  В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению страхов существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, страха и тревоги.
16571. Новый взгляд на роль финансового директора в корпорации: развитие человеческого капитала как фактор эффективности финансовой деятельности 16.49 KB
  Что и с себя представляет современный отечественный финансовый директор после кризисной встряски По проведенным опросам Института социологии РАН где были собраны данные у 190 финансовых директоров в сентябре 2009 года 25 финансовых менеджеров находятся в возрасте 35–39 лет 10 - не достигли и 30 лет. В трудные времена одной из главных функций стало управление денежными потоками по заявлению 52 опрошенных а 50 ответили - финансовый анализ организация и 42 респондентов решили что учет и подготовка отчетности должны быть на...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.