Нестандартные формы уроков права в старших классах

Юридическая подготовка важна не только для профессионалов данной области, но и для людей, не имеющих прямого отношения к праву, т.к. элементарные правовые знания необходимы для решения различных жизненных ситуаций. Особенно важны эти знания для подростков в качестве предотвращения совершения ими различных правонарушений. Актуальность работы обусловлена постоянно функционирующим процессом модернизации образования в целом, а так же необходимостью общих исследований в области преподавания права в старших классах.

2015-09-01

37.98 KB

51 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Оглавление

[1] Оглавление

[2] Введение

[3] Глава 1. Стандартные и нетрадиционные формы уроков

[3.1] 1. 1. Определение, типы и основные виды уроков

[3.2] 1. 2. Нетрадиционный урок. Основные характеристики

[4] Глава 2. Нестандартные формы уроков права в старших классах

[4.1] 2. 1. Место нестандартных форм уроков права в старших классах

[4.2] 2.2. Реализация нестандартных форм уроков права в старшей школе

[5] Заключение

[6] Список использованных источников и литературы

Введение

Изучение права в современной школе занимает не менее важную нишу, чем изучение родного языка, истории, математики и прочих базовых предметов. Гражданское самосознание, патриотизм и высокая нравственность современного человека во многом зависит от его знания и уважения законов  общества и своей страны.

Юридическая подготовка важна не только для профессионалов данной области, но и для людей, не имеющих прямого отношения к праву, т.к. элементарные правовые знания необходимы для решения различных жизненных ситуаций. Особенно важны эти знания для подростков в качестве предотвращения совершения ими различных правонарушений. Актуальность работы обусловлена постоянно функционирующим процессом модернизации образования в целом, а так же необходимостью общих исследований в области преподавания права в старших классах.

Целью работы является исследование понятия «нестандартный урок», а также изучение его роли в преподавании права в старших классах. Из  цели можно выделить следующие задачи:

  1.  Изучить понятие «стандартная форма урока», охарактеризовать основные типы и виды;
  2.  Исследовать термин «нестандартный урок», дать краткую характеристику типов и видов подобных занятий;
  3.  Исследовать наиболее подходящие для старших классов формы организации урока, возможность их применения на уроках права.

Данная тема в настоящее время активно изучается рядом исследователей. Работы Стефановской Т. А., Прашкович Н. П., Соколовой Л. Н. и др. дают обширный теоретический материал по теме. В их исследованиях рассматриваются вопросы определения понятия «нестандартный урок», видов подобных занятий, наиболее подходящих для определенной возрастной группы. К сожалению, тема еще изучена недостаточно, что не дает возможности иметь единую теоретическую базу, но позволяет ознакомиться с различными точками зрения авторов на проблему.

Объектом исследования являются нестандартные формы уроков права в старших классах, нацеленные на более эффективное преподавание права и повышение мотивации учащихся к изучению учебного предмета.

Предметом являются непосредственно виды нестандартных уроков права.

Структура работы. Работа состоит из оглавления, введения, 2 глав, включающих в себя 4 параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Стандартные и нетрадиционные формы уроков

1. 1. Определение, типы и основные виды уроков

В современном образовательном процессе основной организационной формой передачи знаний, умений, навыков является урок. Урок – это особенная форма организации обучения, при которой учитель руководит познавательной деятельностью учащихся, учитывая особенности каждого из них, с помощью различных видов, средств и методов, нацеленных на то, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития их познавательных способностей. В условиях классно-урочной системы проходят занятия в большинстве общеобразовательных учебных заведений. Уроки проводят в течение установленного времени в специально отведенных для этого местах.

Типология уроков весьма спорный и актуальный вопрос современной педагогики. Множество авторов предлагают свои основания в выделении различных типов уроков. Мы обратимся к работе М.И. Махмутова1, в которой было предложено разграничение уроков по цели организации в соответствии с общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся. Рассмотрим каждый из типов уроков, их краткую характеристику и возможные виды их проведения, соответствующие каждому типу.

  1.  Уроки изучения нового учебного материала.

Целью такого урока является овладение учащимися новым материалом посредствам усвоения новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формирования системы ценностных ориентаций. Формы уроков изучения нового учебного материала весьма разнообразны: урок-лекция, обсуждение с учениками отдельных вопросов новой темы, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, документами и другими источниками. Из этого можно выделить определенные виды уроков, например, урок-лекция, урок-семинар, урок теоретических и практических самостоятельных работ. Время урока отводится на работу учащихся с новым материалом, в ходе которой применяются всевозможные приемы активизации познавательной деятельности школьников, такие как придание изложению нового материала проблемного характера, использование учителем ярких примеров, фактов, подключение учащихся к обсуждению их, подкреплению тех или иных теоретических положений собственными примерами и фактами, использование наглядно-образного материала и технических средств обучения. Все это нацелено на содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и умение поддерживать внимание и мыслительную активность учащихся при работе с ним. Кроме этого, общим является и то, что на уроке, в ходе изучения нового материала, идет и работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного. Невозможно изучать новый материал, не вспоминая, не анализируя, не опираясь на уже пройденный материал, не применяя его при выводах каких-то новых положений.

  1.  Уроки совершенствования знаний, умений и навыков.

Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках:

а) систематизация и обобщение новых знаний;

б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;

в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;

г) формирование умений и навыков;

д) контроль хода изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

В большинстве классификаций этот тип урока разбивают на несколько типов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков; уроки формирования умений и навыков; уроки повторения и др.

Видами этого типа уроков являются: уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа — устных или письменных упражнений); урок-лабораторная работа; урок практических работ; урок-экскурсия; урок-семинар.

  1.  Уроки обобщения и систематизации.

Уроки данного типа ставят перед собой цель установления уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по ключевым вопросам программы, а также проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении четверти, полугодия и за весь год обучения.

Уроки обобщения и систематизации предусматривают все основные виды уроков, которые применяются в рамках всех пяти типов уроков. Спецификой же их является то, что учитель каждый раз при проведении урока заранее обозначает вопросы - проблемы для повторения, указывает заранее источники, которыми учащимся необходимо воспользоваться, проводит при необходимости обзорные лекции, задает задания учащимся для коллективно-группового их выполнения вне урока, проводит консультации как групповые, так и индивидуальные, собеседования по ходу подготовки учащихся к предстоящему уроку, дает рекомендации по самостоятельной работе. В старших классах наиболее распространенным видом уроков обобщения и систематизации являются уроки, на которых проводятся проблемные дискуссии, или уроки-семинары, на которых углубляется или систематизируется определенное содержание изученного раздела программы или программного материала в целом, а также уроки, на которых учащиеся целеустремленно (отдельно или группами) решают творческие задачи теоретического или практического характера.

  1.  Комбинированный урок.

Это наиболее распространенный тип уроков, на которых решаются дидактические задачи трех типов уроков, описанных выше. Основными элементами подобных уроков являются:

а) организация учащихся к занятиям;

б) повторение и проверка знаний учеников, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях, актуализация необходимых знаний для последующей работы;

в) изучение нового материала и организация учителем работы учащихся по его осмыслению и усвоению;

г) первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике;

д) дача учителем домашнего задания и объяснений по его выполнению;

е) подведение итогов урока с выставлением оценок за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.

Эффективность и результативность комбинированного урока зависит от четкого определения целевых установок урока, от ответа учителя на вопрос о том, чему он должен научить учащихся, как использовать занятия для разумной организации их деятельности.

  1.  Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Уроки этого типа предназначаются для «оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния  обученности детей» 2. Автором классификации выделяются следующие виды уроков, характерные для этого типа: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос, диктанты, изложения, решения задач и примеров и т.д.; зачет; зачетная практическая (лабораторная) работа; практикумы; контрольная самостоятельная работа; экзамены и др. Все эти и другие виды уроков проводятся после изучения целых разделов, крупных тем изучаемого предмета. Высшей формой заключительной проверки и оценки знаний учащихся является экзамен по курсу в целом.

После проведения уроков контроля проводится специальный урок по анализу и выявлению типичных ошибок, недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся, в организации их учебно-познавательной деятельности, которые необходимо преодолеть на последующих уроках, вносится необходимая коррекция и в деятельность учащихся, и в деятельность учителя.

Следует иметь в виду, что перечисленные типы уроков в "чистом" виде редко встречаются в практике. Чаще функции одного типа урока вплетаются в структуру другого типа.

Выбирая тип и вид урока, учитель руководствуется местом этого урока в теме, его задачами, особенностями содержания материала, педагогическим замыслом, возрастом учащихся, их умениями и навыками. Немаловажную роль играют также имеющиеся в школе средства обучения и подготовленность самого учителя к проведению различных занятий.

1. 2. Нетрадиционный урок. Основные характеристики

Нестандартные уроки вводятся в педагогический процесс как альтернатива традиционным. Они позволяют обеспечить развитие личности ученика с позиций личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании.  Термин «нестандартный урок» был введен И. П. Подластым – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру» 3. В педагогической науке также имеет место определение «нетрадиционный», наряду с термином «нестандартный». Нетрадиционные уроки – это «занятия, которые впитывают в себя методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» 4.  

Необходимо разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями для того, чтобы успешнее развивалась мыслительная деятельность учащихся, раскрывались их творческие способности, росла мотивация к учению. Следует отметить, что нетрадиционная форма открытых уроков также является весьма выигрышной, т.к. в неё можно продемонстрировать игровые моменты, оригинальную подачу материала, а также активность учащихся и их занятость в различных видах работы, как коллективной, так и индивидуальной.

Опираясь на диссертацию Н. Г. Прашкович 5, можно выделить существенные черты нестандартного урока, такие как:   

  1.  перестановка, сокращение или совмещение структурных компонентов основной дидактической структуры урока (оргмомент, опрос, изложение, объяснение, задание на дом);
  2.  отступление от традиционного организационного построения урока в аспектах группировки обучаемых, их взаимодействия друг с другом (учебного сотрудничества), взаимодействия учителя с учащимися (учебного руководства);
  3.  интеграция учебного материала;
  4.  придание учебно-познавательной деятельности формы досуговых, общественно-полезных, художественно-творческих, профессиональных и других социально-значимых видов деятельности.

Особенность нестандартного урока заключается в особой роли учителя, не только в роли предметника, но по большей части в качестве организатора учебной деятельности ученического коллектива. В его компетенции оказывается постановка проблемы урока, создание учебных групп, формирование у учеников навыков работы с различными источниками информации и её дальнейшая обработка.

Весьма разносторонне характеризуют нетрадиционное занятие его признаки, благодаря которым четче видны существенные отличия  подобного вида уроков от стандартных, а также причины необходимости их использования наряду с традиционной формой занятий.

  1.  нетрадиционный урок имеет характер новизны;
  2.  использование программного и внепрограммного материала;
  3.  организация коллективной и индивидуальной деятельности в совокупности;
  4.  проведение уроков в нетрадиционных для этого местах или в оригинально оформленных учебных помещениях;
  5.  использование музыкальных и кинематографических составляющих, мультимедийного оборудования и информационных компьютерных технологий;
  6.  раскрытие творческого потенциала учеников;
  7.  серьезная и тщательная предварительная подготовка урока.

Для более глубокого ознакомления с творческими признаками нетрадиционного урока, которые в целом задают общее направление педагогическому творчеству и ориентируют на конкретную деятельность обучения, следует обратиться к статье Т. С. Широбоковой 6:

  1.  отказ от шаблонности и формализма при организации урока;
  2.  максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке;
  3.  занимательность и увлеченность как основа эмоционального тона урока;
  4.  поддержка множественности мнений учеников, помощь в доказывании точек зрения;
  5.  развитие отношения взаимопонимания с учениками;
  6.  уважительное отношение к знанию и незнанию учеников, помощь в устранении пробелов
  7.  использование оценки как результирующий и формирующий инструмент.

Нестандартные уроки, выполняют ряд различных педагогических функций: развивают и поддерживают интерес школьников к учебе, помогают реализовать их способности и возможности; позволяют сочетать различные виды групповой и коллективной учебной работы учащихся; развивают творческие способности учащихся; способствуют лучшему пониманию и осмыслению изучаемого материала; являются хорошим средством от информационной перегрузки 7.

Форм нетрадиционных уроков крайне много, но наряду с этим существует проблема отсутствия единства мнения об их типологии. Обращаясь к статье Л. Н. Соколовой8, мы можем ознакомиться с двумя классификациями форм нетрадиционных занятий. Рассмотрим типологию, предложенную Т. А. Стефановской, в основе которой лежит форма проведения урока.

  1.  Уроки в форме соревнований и игр (конкурс, турнир, деловая или ролевая игра);
  2.  В форме публичного общения (пресс-конференция, аукцион, дебаты);
  3.  имитирующие общественно-культурные мероприятия (заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, литературная гостиная);
  4.  опирающиеся на фантазию (урок-сказка);
  5.  комбинированные уроки с другими организационными структурами (урок-консультация, урок-семинар);
  6.  перенесение на урок традиционных форм внеклассной работы (КВН, спектакль, «клуб знатоков») и т.п. 9

Теперь можно обратиться непосредственно к классификации Л. Н. Соколовой, представляющей собой унифицированную типологию нестандартных уроков в зависимости от их целей:

  1.  Уроки изучения нового материала: урок-лекция, киноурок, урок-путешествие, урок-заочная экскурсия, урок-диалог, урок-беседа и др.
  2.  Уроки совершенствования знаний и умений: урок-практикум, урок-исследование, урок-деловая игра, урок-ролевая игра, урок-консультация, урок-соревнование, урок-диспут, урок-митинг, урок-интеллектуальные игры и др.
  3.  Уроки обобщения и систематизации знаний: урок-творческий отчет, урок-конференция, урок-суд, урок-аукцион, урок-заседание ученого совета, урок-концерт, урок-портрет и др.
  4.  Контрольные уроки: урок-зачет, урок-семинар и др. 10

Из предложенных типологий можно выделить непрерывную связь традиционной и нетрадиционной форм уроков. В современной педагогической практике имеют место обе эти формы, дополняя друг друга и предоставляя учителю и ученикам возможность не зацикливаться на одном, а постоянно варьировать, расширяя познавательные возможности и укрепляя воспитательные аспекты обучения.

Глава 2. Нестандартные формы уроков права в старших классах

2. 1. Место нестандартных форм уроков права в старших классах

 

Учебное занятие по праву – это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в совокупности с учебно-познавательной деятельностью учеников. Целью занятий по праву является достижение предметных результатов освоения курса правовой науки, установление межпредметных связей, формирование навыков использования полученных правовых знаний в практической деятельности и продолжение развития универсальных учебных действий.

Требования к предметным результатам освоения курса «Право» установлены в профессиональном стандарте педагога. Для их достижения необходимо использование в педагогической практике нестандартных форм урока. Они предоставляют учащимся возможности овладения навыками самостоятельного поиска правовой информации, применения знаний в конкретных жизненных ситуациях, получения умений применения правовых знаний для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству РФ, а также формируют представления о различных видах судопроизводства, правилах применения права и разрешения конфликтов правовыми способами 11.

Также, использование нестандартных форм уроков права необходимо для объяснения учащимся правовой информации, содержащей сложные для их восприятия конструкции и формулы закона, которые невозможно заменять общими рассуждениями и приблизительными трактовками.

Нетрадиционные формы уроков права помогают ученикам учиться разбираться в проблемах юридического характера, не понижая их интереса к предмету и развивая творческий подход к учению. Полученные знания становятся более прочными, подобные уроки позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям основами правовых знаний, а именно, развивают юридическую память учащихся на специфическую юридическую терминологию, развивают способности к логическому мышлению. Широкое использование подобных форм уроков предполагает применение методики деловых и ролевых игр, уроков – практикумов, дискуссий, «круглых столов», «юридических консультаций». Обучение базируется на деятельностном подходе, через практическое применение полученных знаний.

Рассмотрим подробнее некоторые виды нестандартных форм уроков, применяемых на занятиях права в старших классах.

  1.  Уроки-дискуссии.

На уроках-дискуссиях учащиеся самостоятельно ищут правильное решение проблемы, защищают свою точку зрения, учатся выслушивать других и принимать их мнение во внимание. Подобные уроки позволяют развивать ораторские способности школьников и строить грамотную доказательную базу. Целесообразно использовать уроки–дискуссии по следующим темам: «Уголовная ответственность», «Воинская обязанность», «Права и обязанности родителей и детей». Дискуссия – это хороший интеллектуальный тренинг, который заставляет максимально напрячься учащихся и проявить умственные способности для доказательства, находясь в сторонниках одного или другого подхода к обсуждаемой проблеме.  

  1.  Уроки-практикумы.  

Уроки на которых обучающиеся решают различные юридические ситуации и казусы, опираясь на знание закона и кодексы РФ, играют огромную роль в формировании правового сознания школьников. Уроки-практикумы позволяют формировать навыки работы с юридическими источниками, литературой. Учителем проговариваются условия задания и то где можно найти необходимую информацию. Решение юридических задач стимулирует творческий подход учащихся к учению, а также воспитательное действие при анализе различных правовых примеров.

  1.  Работа с документами.

Данный вид деятельности позволяет получать информацию  по изучаемой теме, формировать навыки анализа различных юридических документов и умения высказывать и отстаивать собственное мнение. Проведение подобных уроков возможно в виде игр. Например,  «Экспертиза» и «Учебное дело», которые проводятся с привлечением различных справочных систем.

  1.  Круглый стол.

Круглый стол подразумевает регулярные встречи с представителями различных органов власти, что позволяет ученикам познакомиться с различными точками зрения на правовые проблемы. Подобные уроки помогают упрочить и разнообразить теоретические знания ребенка. Круглый стол можно проводить на различные темы, например, «Конвенция по правам ребенка», «Знаем ли мы свои права и обязанности?», «Мы - законопослушные граждане».

  1.  Урок – пресс-конференция.

Такой урок обычно проводится как заключительный по изучаемой теме. На нем в творческой форме обсуждаются вопросы темы, происходит тренировка психологической устойчивости в стрессовой ситуации. Урок проводится в виде ролевой игры: одни участники задают вопросы (журналисты), другие – отвечают (интервьюируемые). Подготовка проводится заранее. Урок-пресс-конференция очень динамичный, без длинных вопросов и ответов, что стимулирует учеников к поиску самого главного. В конце урока учитель подводит итоги. Возможные темы для уроков – пресс-конференций:

Что дает молодежи участие в политических партиях?

Можно ли реализовать себя в России?

Нужно ли каждому попробовать себя в бизнесе?

 Главный воспитатель: школа, семья, социум?

Интернет: друг или враг?

Интернет-демократия: фантазии или реальность?

  1.  Урок - соревнование.

 В основе урока-соревнования лежит командное состязание при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем.

Существуют различные формы проведения урока-соревнования: поединок, бон, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, "Брейн-ринг", "Счастливый случай", "Звездный час" и др.

Для участия в соревновании класс разбивается на команды. Каждая команда получает одинаковые задания и время на их обдумывание. В конце урока подводятся итоги.

  1.  Урок - ролевая игра.

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение  ее  участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения обусловлена повышением мотивации и интереса к предмету в виду нестандартности формы изучения материала. Ролевая игра способствует развитию творческих потенциалов учеников. Существует огромное количество различных видов ролевых игр. По сложности их можно разделить на имитационные (имитация определенного профессионального действия), ситуационные (решение конкретной проблемы, ситуации) и условные (решение конфликтов).

Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: воображаемые путешествия, дискуссии, на основе распределения ролей, пресс-конференции, уроки-суды, уроки-заседания научного совета и т.д.

  1.  Урок-деловая игра.

Деловая игра - один из видов деятельности, с помощью которой в условно-воображаемой, образно-эмоциональной форме воспроизводится и усваивается реальная действительность. Деловые игры делят на производственные, организационно-деятельностей, проблемные, учебные и комплексные. Играющий одновременно реально действует, решая конкретные задачи и т.п., и соблюдает заранее условленные правила.

Применение в практической педагогической деятельности различных видов нетрадиционных уроков права гарантирует высокий уровень заинтересованности учеников в изучении юридических наук, а также подготовленности учеников к многочисленным жизненным ситуациям.

2.2. Реализация нестандартных форм уроков права в старшей школе 

Нестандартные уроки - известная практика в современной школе. Существует огромное количество тематических разработок, планов-конспектов нестандартных уроков, игр, викторин и т.д. Уроки права не исключение. Множество ролевых и деловых игр, различные конференции и дискуссии реализуются учителями вместе с учениками разных классов.

Рассмотрим примерный план-конспект урока права в форме ролевой игры «Выборы». Краткая характеристика класса: 11 класс, состоящий из 28 учеников. Коллектив сплоченный и сильный с высоким уровнем познавательной самостоятельности. В классе имеются явные лидеры и несколько менее активных учеников. Все школьники хорошо ладят друг с другом.

План-конспект проведения ролевой  игры «Выборы».

Цели урока:

  1.  Закрепление изученного материала курса по теме  «Политическая сфера общества».
  2.  Формирование гражданской позиции и ответственности учащихся при принятии общественно-значимых решений.
  3.  Ознакомление учащихся с практической процедурой проведения выборов и голосования.

Задачи урока:

  1.  Образовательная: Закрепление пройденного материала раздела “Конституционное право”.
  2.  Познавательная: Формирование представлений о формах и процессах избирательной кампании.
  3.  Воспитательная: Воспитание гражданской позиции на основе правового решения проблем.

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Форма урока: урок - деловая игра.

Участники ролевой игры:

  1.  Учащиеся  11 класса: - кандидаты на должность депутата от МО г. Новомосковск Тульской области:
  •  три кандидата от «партий»: Ученик № 1 (КПРФ), Ученик № 2  («Единая Россия»), Ученик № 3  (ЛДПР).
  •  «группы поддержки» кандидатов от партий (по 4 -5 чел.);
  •  доверенные лица кандидатов (3 чел.)
  •  «электорат» - все остальные учащиеся.
  1.  Трое учеников – счетная комиссия;
  2.  Один ученик – тележурналист.
  3.  Учитель – ведущий.

Организация и оборудование.

  1.  В классе  5 столов – 4 для кандидатов и доверенных , 1 – для счетной комиссии; «электорат» - в зрительном зале.
  2.  Таблички с названиями партий, счетной комиссии.
  3.  Бейджи  для участников игры с обозначением ролей.
  4.  Стенд с программами кандидатов на должность главы МО г. Новомосковск Тульской области; бюллетени для голосования; ведомость со списками «избирателей».
  5.  Урна для голосования.
  6.  Результаты предварительного социологического блиц-опроса:
  7.   «Избирательное право гражданина – это в первую очередь долг? Свобода? Или ответственность?»

Этапы ролевой игры.

  1.  Организационный. Идет формирование «партий», выдвижение кандидатов, выработка программ; назначаются доверенные лица.
  2.  Этап регистрации.  «Партии» заявляют о своем намерении участвовать в выборах, озвучивают фамилии кандидатов.
  3.  Этап  предвыборной агитации. Вывешиваются для всеобщего ознакомления программы кандидатов; могут использоваться все легальные методы предвыборной агитации: встречи с избирателями, листовки, рекламные плакаты и др.
  4.  Голосование. Имитируется  ситуация голосования на избирательном участке.

Ход игры.

- Ребята, как вам известно, наш главой нашего города является Пророков Анатолий Евгеньевич. 20 сентября 2013 года проходили выборы на должность Главы МО г. Новомосковск Тульской области. От того, какой лидер находится у власти в городе, во многом зависит его будущее развитие.

Открытые, честные и справедливые выборы – это главный атрибут демократического общества, за который выступает большинство наших сограждан.

В политической  жизни  россиян  появляются новые элементы избирательных кампаний: праймериз, экзитпол, имиджмейкеры, спичрайтеры. Но главное, что нужно знать и помнить: существует 2 основных типа избирательных систем, о которых мы подробно говорили еще на уроках обществознания – пропорциональная и мажоритарная. Одну из них мы попытаемся реконструировать в ходе игры.

Для нашей игры мы выбрали следующую ситуацию.

Наши кандидаты претендуют на должность Главы МО г. Новомосковск Тульской области. Нам предстоит оценить личность и программу каждого кандидата  и сделать правильный выбор. Для этого используйте уже известные вам технологии избирателя. Голосовать нам предстоит на пропорциональной основе т.е. от политических партий.

Вопросы ученикам.

- Какая часть  участников  игры реализует активное избирательное право?

- Какая часть участников игры реализует пассивное избирательное право?

 - В сегодняшних выборах участвуют 3  кандидата от 3 условных партий:

1) Кандидат №1на должность Главы МО, доверенное лицо, группа поддержки;

2) Кандидат №2 на должность Главы МО, доверенное лицо, группа поддержки;

3) Кандидат №3 на должность Главы МО, доверенное лицо, группа поддержки.

Слово предоставляется доверенным лицам (презентация личности кандидатов; выступление не более  1 мин.)

Слово предоставляется кандидатам на должность Главы МО (презентация программ; выступление  не более 3 минут)

«Дебаты». 

- Известный тележурналист  готов задать  2 наиболее острых вопроса нашим кандидатам. Готовы ли они ответить на них? Разойдутся ли их позиции?

  1.  какие личностные и деловые  качества вы никогда не потерпите в своих подчиненных?
  2.  какие мероприятия вы готовы провести для улучшения экологической обстановки в регионе?

- Слово предоставляется «избирателям».  Вы можете задать по 2 волнующих вас вопроса каждому из кандидатов.

Голосование.

- Сейчас каждый «избиратель» подойдет к столу избирательной комиссии, предъявит документ, удостоверяющий личность, получит бюллетень для голосования и распишется за него. В бюллетене напротив фамилии избранного кандидата нужно поставить галочку и опустить его в избирательную урну. Бюллетень считается недействительным, если отметок в нем несколько. Совещаться при этом нельзя. Напомню, что выборы у нас в стране – всеобщие, равные, тайные.

Счетная палата проводит подсчет голосов. Объявляется фамилия победителя.

Награждение участников игры.

Заключительное слово учителя.

- Политическая жизнь человека предполагает обязательное участие в выборах. Это проявление гражданской и правовой зрелости каждого из вас.  Отдавая свой голос за того или иного кандидата, вы тем самым берете на себя ответственность за то, в какой стране вы будете жить в будущем. Наше равнодушие может привести  страну к политической катастрофе, как не раз бывало в истории.

Сегодня выборы для вас – игра, завтра они станут частью вашей жизни. Желаем вам стать серьезными, собранными и ответственными гражданами, которые с помощью приобретенных политических знаний смогут  в будущем сделать правильный выбор.

Подобная игра нацелена на проявление учениками своих личностных качеств, формирование их аргументационной базы и умения отстаивать свою точку зрения. Данное мероприятие можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время. Вовлечение учащихся в игру усилит интерес к изучаемому предмету, а также поможет им в дальнейшем сформировать их собственную твёрдую гражданскую позицию.

Заключение

В современной школе постоянно растет интерес к нетрадиционным урокам. Это напрямую связано с активным внедрением новых педагогических методов и средств, обновлением материально-технической базы школ. Учителями наряду с традиционными уроками проводятся абсолютно новые формы занятий. Выбор формы зависит от сущности изучаемого материала, характеристик класса, материально-технических средств школы, уровня подготовленности учителя.

Уроки права также не являются исключением. Огромное количество различных разработок позволяет делать многие уроки более яркими и понятными для учащихся. Материал, поданный в нестандартном виде вызывает интерес у школьников, повышает их мотивацию к учебе, развивает их творческую самостоятельность, обучает работе с различными источниками знаний.

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Список использованных источников и литературы

  1.  Закон Российской Федерации от 13.01.96 №12-ФЗ «Об образовании» (с изм. и доп. от 16.11.97)// Консультант Плюс.
  2.  Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н, г. Москва. URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedag0g-d0k.html. 
  3.  Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. - М.: ВЛАДОС, 2003.-С.381
  4.  Педагогика. Под ред. Сластенина В.А. - М.: Академия, 2003. С.240
  5.  Махмутов М. И. Современный урок. М., 1981. С. 191
  6.  Слабова Т.Л. Нетрадиционные уроки. [Электронный ресурс] // «Первое сентября»: информ.-справочный портал. М., 2003 - 2015. URL: http://festival.1september.ru/articles/414974/  
  7.  Чарнецкий С. Н. Использование  нетрадиционных форм уроков в преподавании экспериментального курса «Основы правовых знаний». [Электронный ресурс] // «Наша сеть»: соц. сеть работников обр. Йошкар-Ола, 2010-2014 URL: http://nsportal.ru/shkola/pravo/library/2011/06/15/statya-ispolzovanie-netraditsionnykh-form-urokov-v-prepodavanii
  8.  Пидкасистый П. И. Педагогика. Учеб. пособие. М.  2006. С. 608.
  9.  Подласый И.П. Педагогика в 2-х кн. Т.1. М., 2000. С. 576.
  10.  Широбокова Т. С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО // Научные исследования в образовании. 2012. № 12. С.46-59.
  11.  Прашкович Н. Г. Конструирование нетрадиционных уроков в общеобразовательной школе. Дис. канд. пед. наук. Арзамас, 2005. С. 146.
  12.  Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2003. С. 400.
  13.  Бобырев А.В. Педагогическая сущность нестандартных уроков в условиях профильного обучения // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2007. Т. 73. № 1. С. 273 - 275.
  14.  Соколова Л. Н. Нестандартный урок в старших классах: сущность, признаки, типология, функции // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2008. №11. С. 109 - 112.
  15.  Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб.пособие для студ., преп., асп. М., 1998. С. 368.
  16.   Исаков. В. Б. Игропрактикум: Опыт преподавания основ права в школе и университете. Учеб. - мет. пособие. М., 2012.  С. 132.

1 Махмутов М. И. Современный урок. М., 1981. С. 77.

2 Пидкасистый П. И. Педагогика. Учеб. пособие. М.  2006. С. 313-314.

3 Подласый И. П. Педагогика. М., 2000. С. 351.

4Широбокова Т. С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО // Научные исследования в образовании. 2012. № 12. С. 1 .

5 Прашкович Н. Г. Конструирование нетрадиционных уроков в общеобразовательной школе. Дис. канд. пед. наук. Арзамас, 2005. С. 131 – 146.

6 Широбокова Т. С. Указ. соч. С. 2 .

7 Бобырев А. В. Педагогическая сущность нестандартных уроков в условиях профильного обучения // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2007. Т. 73. № 1. С. 274.

8 Соколова Л. Н. Нестандартный урок в старших классах: сущность, признаки, типология, функции // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2008. №11. С. 111 - 112.

9 Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб.пособие для студ., преп., асп. М., 1998. С. 318.

10 Соколова Л. Н. Указ. соч. С. 112.

11 Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н, г. Москва. URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedag0g-d0k.html. 



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
4826. Преподавание уроков физической культуры в 5 классах в условиях общеобразовательной школы 139.96 KB
  Изучить особенности физического и физиологического развития учащихся 5 классов. Рассмотреть задачи и средства физического воспитания учащихся 5 классов. Ознакомиться с формами организации физического воспитания учащихся 5 классов. Провести эмпирическое исследование преподавания уроков физической культуры в 5 классах, включающее в себя три этапа.
18163. Нестандартные формы обучения, как средство развития творческих способностей младших школьников 300.74 KB
  Социально-педагогическое значение сущность функции нестандартных форм как проблема психолого-педагогической науки. Основные определения нестандартных форм как метода обучения. Нестандартные уроки как вид и средство развития творческих способностей в начальной школе.
14507. Урок иностранного языка. Типология уроков. Структура уроков на разных этапах обучения 15.08 KB
  Язык и речь в комплексе применение наглядных пособий сопутствующие средства они выполняют вспомогательную функцию: раскрытие значений слов Методическое содержание урока. Основа для построения урока совокупность научных положений определяющих особенности урока его структуру логику и приемы работы. Эта совокупность и есть методическое содержание урока. Методическим содержанием современного урока должна быть коммуникативность.
9346. Источники (формы) права 25.11 KB
  Источники формы права. Понятие и общая характеристика форм источников права. Понятие и общая характеристика форм источников права. В юридической литературе отмечается что в научный оборот понятие источник права ввели римские юристы.
6142. Формы (источники) права 21.8 KB
  Согласно Закону РБ О нормативных правовых актов Республики Беларусь нормативный правовой акт – это официальный документ установленной формы принятый изданный в пределах компетенции уполномоченного государственного органа должностного лица или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры содержащий общеобязательные правила поведения рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Иерархия нормативных актов в Республике Беларусь выглядит следующим образом:...
20518. Формы права собственности на землю в Российской Федерации 19.01 KB
  Понятие особенности и виды права собственности на землю Право владения. Право пользования. Право распоряжения. Формы права собственности на землю в Российской Федерации. Право государственной и муниципальной собственности на землю: понятие субъекты и объекты. Право частной собственности на землю: понятие субъекты и объекты...
5926. Формы права. Закон: его понятие и роль в демократическом государстве 16.57 KB
  Формы права. Понятие источник права существует много веков. Если исходить из общераспространенного значения термина источник то в сфере права под ним нужно понимать силу создающую право власть государства которая реагирует на потребности общества развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения. Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли форму в которой содержится правовое решение государства.
15069. Формы реализации права осужденного на личную безопасность при отбывании лишения свободы 680.46 KB
  Реализация прав человека в сфере исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы неразрывно связана со сложным и многогранным понятием безопасности, допускающим различные толкования. Для уяснения его сущности обратимся к рассмотрению смыслового значения данной категории.
17990. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА, КАК ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 75.15 KB
  Сформулировать проблемы реализации права ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье; рассмотреть статус органов опеки и попечительства; изучить права и обязанности опекунов и попечителей изучить судебное и внесудебное разрешение споров, связанных реализацией права опеки и попечительства, как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей...
1391. Нестандартные теории мирового сообщества, помогающие составить портрет нового будущего образования исходя из проблем образования сегодняшнего 112.03 KB
  Реформа российского образования последнего десятилетия. Портрет героя реформы образования 1. Портрет ученика начальной школы в условиях реформы образования. Портрет учителя в условиях реформы образования.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.