Внешняя политика арабских монархий Персидского залива и их место в системе международных отношений в 1970-1980-е гг

Нефтяное оружие арабских монархий 4 1-й нефтяной шок 2-й нефтяной шок Глава 2. Общая характеристика внешней политики арабских монархий Персидского залива и их место в системе международных отношений в 1970-1980-е гг. На протяжении многих лет эта территория была дешевым источником богатства для великих держав ведь в её недрах сосредоточены колоссальные запасы углеводородов: 496 млрд баррелей доказанных запасов нефти что составляет 34 от мировых запасов и 41794 млрд м3 природного газа что составляет 22 от мирового уровня запасы...

2015-09-01

17.57 KB

10 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Содержание

Введение 3

Глава 1. «Нефтяное оружие» арабских монархий 4

  1.  1-й нефтяной шок
    1.  2-й нефтяной шок

Глава 2. Общая характеристика внешней политики арабских монархий Персидского залива и их место в системе международных отношений в 1970-1980-е гг. 6

2.1. Саудовская Аравия

2.2. Кувейт

2.3. Бахрейн

2.4. Катар

2.5. ОАЭ

2.6. Оман

Заключение 9

Список источников 10

Введение

Регион Аравийского полуострова и Персидского залива является чрезвычайно важным для мировой экономики и политики. На протяжении многих лет эта территория была дешевым источником богатства для великих держав, ведь в её недрах сосредоточены колоссальные  запасы углеводородов: 496 млрд баррелей доказанных запасов нефти, что составляет 34% от мировых запасов и 41794 млрд м3 природного газа, что составляет 22% от мирового уровня (запасы стран ССАГПЗ – организации Совет Сотрудничества Арабских государств Персидского залива)1.

Начиная с середины 60-х гг. страны данного региона начинают обретать независимость (кроме Саудовской Аравии, бывшей суверенной). Теперь эти государства более не подчиняются интересам США и Великобритании на Ближнем Востоке, но являются самостоятельными игроками на мировой арене. Некоторые государства становятся приверженцами движения неприсоединения, некоторые - снова налаживают связи со странами Запада. Но все государства осознают свою особую роль в системе международных отношений и, в конце концов, силу, которую дает им «черное золото», которое в гигантских количествах залегает в их недрах.

 

Глава 1 . «Нефтяное оружие» арабских монархий

Цель этой главы состоит в том, чтобы показать то влияние, которое обрели нефтеэкспортирующие монархии Аравийского полуострова и Персидского залива в период 70-х гг.

  1.  1-й нефтяной шок

Детонатором энергетического кризиса послужила четвертая арабо-израильская война.13 октября 1973 года министры нефти арабских стран собрались в Кувейте. На Синае и Голанских высотах горели танки и гибли люди, так что перед министрами стоял вопрос не только о поддержке арабских армий на поле боя, но и о применении «нефтяного оружия» - ряда мер по давлению на страны, зависящие от арабской нефти. В итоге, они решили каждый месяц сокращать добычу нефти на 5 процентов до тех пор, пока израильские войска не будут полностью выведены с захваченных территорий. На практике, Саудовская Аравия и Кувейт сразу уменьшили добычу нефти более чем на 10 процентов. Арабские страны объявили о прекращении поставок нефти Соединенным Штатам, снабжавшим Израиль оружием, а вскоре и Голландии.

 «В случае если вы настроены к нам враждебно, вы не получите нефти. В случае если вы нейтральны, вы получите ее, но не в таком количестве, как раньше. В случае если вы относитесь к нам дружественно, вы будете получать столько же, сколько и раньше» — так министр нефти Саудовской Аравии Ямани резюмировал политику эмбарго2.

Капиталистическому миру все же пришлось столкнуться с обстановкой, когда не хватало сырья, дающего тепло. Холод в домах, парализация части промышленности и автотранспорта, рост цен, введение карточек на нефтепродукты в индустриальных капиталистических странах были проявлениями энергетического голода зимой 1973/74 года.  «Нас ожидает век тьмы», «Мрачные перспективы», «Энергетическая война» — с такими заголовками выходили газеты в Западной Европе и Японии3. В США ограничили снабжение жидким топливом учреждений, жилых домов и школ, объявили о планах нормирования нефтепродуктов и повышения на них налогов. Ввели жесткое нормирование мазута. Когда арабские государства отменили эмбарго, оказалось, что главная проблема не в нехватке нефти, а в ее дороговизне.

1.2.  Второй нефтяной шок

В январе 1979 года 13 стран, входящих в ОПЕК, в шестой раз с 1973 года подняли цены на энергоносители4. Они хотели восстановить свою покупательную способность, которую они утратили в результате резкого падения курса доллара и роста цен на промышленные товары.

Паника в Соединенных Штатах нарастала. Американцы скупали бензин, планировали ограничение продажи горючего, стали пересаживаться с больших машин на небольшие экономичные автомобили. Угроза нависла над автомобильной промышленностью Америки. Продажа легковых автомобилей, особенно комфортабельных лимузинов с мощными двигателями, сократилась. При этом во многих странах ощущалась нехватка таких легких нефтепродуктов, как бензин, бытовое и авиационное топливо. Нехватка горючего для реактивных двигателей в крупнейших аэропортах мира вынудила компании сократить количество регулярных авиарейсов, а повышение цен на нефтепродукты привело к тому, что авиатранспортные компании увеличили тарифы5. Таким образом, свобода манипулирования ценами на нефть в очередной раз доказала, что влияние арабских государств на мировую экономику и политику стало весьма сильным.

Глава 2. Общая характеристика внешней политики арабских монархий Персидского залива и их место в системе международных отношений в 1970-1980-е гг.

2.1. Саудовская Аравия:

Королевство Саудовская Аравия занимает привилегированное положение, как на Аравийском полуострове, так и во всем мусульманском мире. Оно не только обладает колоссальными углеводородными ресурсами, но и располагает на своей территории важные исламские святыни – Мекку и Медину. КСА доминирует в своем регионе, оказывая сильнейшее влияние на соседей. С 70-х гг. начинается активизация политики Королевства в регионе Персидского залива. Это связано, в первую очередь, с возвышением шахского Ирана, политика по отношению к которому у Саудовской Аравии строилась на основе сотрудничества и соперничества6. КСА – главный инициатор создания ОПЕК в 1965 г.

США и КСА сошлись в интересах, поскольку США в 1970-х являлись главными импортерами нефти, а Аравия была претендентом на общеарабское лидерство. Обоим государствам нужна была взаимная поддержка, однако арабо-израильский конфликт мог в любой момент подорвать отношения. Применение «нефтяного оружия» в 1973 г. привело к многократному увеличению финансовой мощи КСА. Началось широкое промышленное строительство, постройка аэропортов. Была проведена одна из самых широких программ индустриализации в истории.

Внутри региона: КСА – центр арабо-мусульманского мира, спонсор многих религиозных институтов и партии в регионе. По инициативе КСА была создана Организацию Исламская конференция (ОИК). Королевство активно помогает консервативным режимам  региона Ближнего и Среднего востока.

2.2. Кувейт:

Роль Кувейта в международных отношениях определяется его выгодным географическим положением, запасами нефти, большими финансовыми накоплениями. Кувейт как сторонник движения неприсоединения всячески противодействовала экспансии США. В 1979 Оман по договоренности с США, Великобританией, ФРГ представил план по безопасности в регионе с участием иностранных военных. Кувейт первым отверг его. С США у Кувейта есть крупные противоречия по Палестинской проблеме. Во внешней политике главное внимание уделяется отношениям с соседями: монарх Кувейта Джабер ас-Сабах призывал к единству монархий Персидского залива. Характерными чертами политики Кувейта являются: политика нейтралитета и неприсоединения, установления дружественных связей, более того, Кувейт призывал монархии Аравийского полуострова налаживать отношения с СССР.

2.3. Бахрейн:

Бахрейн знаменит своей финансовой традицией – первой в регионе крупной фондовой биржей. Это государство всегда стремилось к выработке собственного внешнеполитического курса. Бахрейн выступал за разоружение, антиядерные законы, демилитаризацию во всем мире7. Это государство участвует в многочисленных организациях. Интересы, в основном, сосредоточены в регионе. Бахрейн полностью направлен на интеграцию, либерализацию торговли, общий рынок. Во внешнеполитической деятельности Бахрейн не независим: он не выходит за рамки инициатив, выдвигаемых ССАГПЗ.

2.4. Катар:

Катар также является членом движения неприсоединения. Первоочередными в его политике являются отношения с развивающимися странами для достижения экономической независимости, а также укрепление мусульманской солидарности: из Катара идут мощные потоки финансовой помощи мусульманским странам. Кроме этого, к началу 80-х Катар вложил более 12 млрд. долл. в различные институты и фирмы на Западе. У Катара сложились особые отношения с КСА, т.к. оба государства – приверженцы идеологии ваххабизма (радикальное течение ислама). Внешняя политика государства после 1981 тесно связана с ССАГПЗ.

2.5 ОАЭ:

ОАЭ  - одна из немногих арабских монархий, придерживающихся явно прозападной ориентации. Правящие круги ОАЭ всегда видели возможность обеспечить процветание и безопасность в налаживание связей с Западом и именно поэтому они не шли на значительное увеличение цен в рамках ОПЕК. С 80-х гг. ОАЭ ведут более самостоятельную политику: требуют нового экономического порядка, основанного на равноправии. Как и остальные монархии Персидского Залива (кроме Омана), ОАЭ выступают против американских баз в регионе.

2.6 Оман:

В начале 70-х на политику Омана оказывала влияние угроза НФОО (Национальный фронт освобождения Омана), представлявшего из себя реакционное национально-патриотическое движение, стремившееся свергнуть монархию8. Центральное правительство искало поддержку в борьбе с оппозицией. На основании этого Кабус бен Саид, султан Омана, установил двусторонние отношения с США. После вывода американских войск в 70-х оставалась угроза патриотического движения. Поэтому была подготовлена программа «поддержания безопасности в районе Персидского Залива», которую Оман предложил остальным монархиям региона. Смысл этого блока состоял, фактически, в создании военного блока под эгидой Америки и с американскими базами в каждом государстве Залива. Отчетливо поняв планы США, остальные монархии отказались. Тогда Оман сделал это в одиночку. Опасения по поводу НФОО вылились в разрешение Америке построить военные базы. Вскоре последовало значительное расширение договора: возможность постройки канала между Персидским и Оманским заливом, если вдруг Ормузский пролив будет закрыт в результате минирования Ираном. Тесные отношения с США составляют стержень внешней политики Омана в тот период. Вступив в ССАГПЗ, Оман стал придерживаться линии укрепления обороны.

Заключение

Таким образом, данная работа демонстрирует становление арабских монархий Персидского залива как полноценных участников мировой политики. С начала 70-х гг. эти государства добились всемирного признания и уважения. Они показали, что могут вести жесткую, скоординированную политику для достижения национальных интересов. Применение «нефтяного оружия» повысило их вес на международной арене, а повышение цен на нефть привело к многократному увеличению прибыли от продажи энергоносителей. Эти деньги в этот период страны смогли потратить на создание необходимой инфраструктуры и наращивание финансовой мощи, что превратило их в важных инвесторов. Однако каждое государство также имеет особые черты, определяющие уникальность проводимого ими курса. Именно в рассматриваемый период произошло изменение роли этих государств в международных отношениях, то изменение, которое предопределило их дальнейшее развитие, судьбу и современное состояние.

Список источников

  1.  Васильев А. М. Персидский залив в эпицентре бури / А. М. Васильев . – М. : Госполитиздат, 1983 . – 288 с.
  2.  Примаков Е.М., Лебедев Е.А., Наумкин В.В. Новейшая история арабских стран Азии, 1917-1985. - М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва "Наука", 1988. - 644 с.
  3.  Hvidt M., 2013. Economic Diversification in GCC coutries: Past record and Future Trends. London

1 По материалам Hvidt M., 2013. Economic Diversification in GCC coutries: Past record and Future Trends. London

2 Васильев А. М. Персидский залив в эпицентре бури / А. М. Васильев . – М. : Госполитиздат, 1983 ., С. 65

3 Васильев А. М. Персидский залив в эпицентре бури / А. М. Васильев . – М. : Госполитиздат, 1983 . – С. 67

4 Васильев А. М. Персидский залив в эпицентре бури / А. М. Васильев . – М. : Госполитиздат, 1983 . – С. 74

5 Васильев А. М. Персидский залив в эпицентре бури / А. М. Васильев . – М. : Госполитиздат, 1983 . – С. 75

6 Примаков Е.М., Лебедев Е.А., Наумкин В.В. Новейшая история арабских стран Азии, 1917-1985. - М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва "Наука", 1988. – С.374

7 Примаков Е.М., Лебедев Е.А., Наумкин В.В. Новейшая история арабских стран Азии, 1917-1985. - М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва "Наука", 1988. – С. 506-507

8 Примаков Е.М., Лебедев Е.А., Наумкин В.В. Новейшая история арабских стран Азии, 1917-1985. - М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва "Наука", 1988. – С. 570-571.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
5542. Основные участники международных отношений 40.93 KB
  Основные участники международных отношений. Государство как участник международных отношений. Негосударственные участники международных отношений. Поэтому так важны: знание предпосылок возникновения мировой политической системы как феномена общественного развития и генезиса современной политической системы; понимание основных тенденций современной мировой политики; понимание функционирования и развития мировой политической системы как важнейшей составляющей международных отношений.
7457. Основы международных валютных и расчетных отношений. 13.68 KB
  Состоит из валютного механизма и валютных отношений. От эффективности валютного механизма уровня регулирования валютных и кредитных рынков национальными и межнациональными финансововалютными учреждениями завасит экономическое развитие государств. Мировая валютная система и ее эволюция Основными элементами мировой и региональной валютных систем являются: виды денег выполняющих функции международного платежного и резервного средства; межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности; межгосударственная регламентация...
6733. Особенности международных экономических отношений в переходной экономике 30.14 KB
  Государство для защиты отечественных производителей установливает барьеры на пути свободной торговли. Часто необходимость проведения одной протекционистской политики обосновывается...
21771. Внешняя политика Киевской Руси 23.77 KB
  Социально-политический строй Киевской Руси. Внешняя политика Киевской Руси. Распад Киевской Руси. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская народность которая была общей этнической основой трех братских восточнославянских народов - русского украинского и белорусского развивалась путем дальнейшей консолидации.
3292. Внешняя политика России при Петре 10.44 KB
  Поездка прервана в Вене получил сообщение о новом стрелецком мятеже в Москве подавлен еще до приезда Петра. Карл XII: русские слабаки на Польшу Петр I про Карла в Польше: надолго увяз.
16923. Интеграция международных субъектов финансовых отношений в условиях нестабильной мировой экономики 9.97 KB
  По сути глобализация является логическим выражением растущей интернационализации хозяйственной жизни то есть это результат в виде возникновения прочных экономических связей между различными государствами. На этой стадии происходит своеобразное стирание национальных границ а мировая экономика постепенно приобретает общую основу главными составляющими которой являются транснациональное производство глобальная финансовая система построенная на согласованных правилах система международной торговли формирующееся единое информационное...
2912. Внешняя политика России до I-й мировой войны 6.77 KB
  Россия: предельно осторожная внешняя политика завещание АIII: не вмешиваться в европейские войны 1899 г. Повод для начала войны. Русские ожидают увидеть слабого противника Лучшее исследование русско-японской войны написано Борисом Алексанлдровичем Романовым 27 января 1904 г.
17801. Теория столкновения цивилизаций и изучение динамики современных международных отношений американского политолога С.Хантингтона 39.13 KB
  Цивилизационная идентичность, по мнению автора, будет играть все более важную роль в будущем, и в дальнейшем мир будет формироваться под влиянием взаимодействия нескольких главных цивилизаций. Наиболее значительные по своим последствиям конфликты будущего, по мнению Хантигтона, произойдут на своего рода культурных границах, разделяющих эти цивилизации.
2867. Внешняя политика России, 1922-1941 годах 38.4 KB
  ВП СССР определялась теми же принципами которые были сформулированы в Декрете о мире и первых декларациях равноправие народов и языков признание суверенитета. движения укрепление Коминтерна также сохранялась и усиливалась укрепление позиций СССР во всём мире; распространение коммунистического движения в мире. Советы: да ни фига ничего из национализированного не отдадим ущемляет независимость и суверегитет СССР; согласны давать концессии и признать довоенные долги если западные страны компенсируют ущерб от интервенции; М....
20381. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. 97.4 KB
  Монографии и статьи советского периода по турецкой проблематике можно разделить на несколько частей, в зависимости от периода и от оценки происходящих событий. С 1945 по 1965 гг. в отечественной историографии высказываются общие негативные взгляды по поводу развития страны, американо-турецких отношений и в целом внешней политики Турции. Так, в книге Ю.А. Двоюрова политика кабинета и президента Турции
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.