Формирование представлений об образе семьи у детей старшего дошкольного возраста

Формы работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию образа семьи. Опыт работы воспитателей по формированию у детей дошкольного возраста образа семьи. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач направленных на возрождение и укрепление социального института семьи семейных ценностей и традиций основы основ Российского общества и государства. Поэтому сегодня деятельность социальных структур определяется приоритетами государственной политики и...

2015-08-30

36.39 KB

44 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Департамент образования Кировской области

Кировское областное государственное образовательное

бюджетное учреждение среднего профессионального образования

«Слободской государственный колледж

педагогики и социальных отношений»

КУРСОВАЯ РАБОТА

формирование представлений об образе семьи

у детей старшего дошкольного возраста

Загарских

Инна Анатольевна

Специальность 050144-

Дошкольное образование

Курс ВЗ-41

Форма обучения:

заочная

Руководитель:

Глазырина

Татьяна Георгиевна

Слободской

2013


ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение …………………………………………………………………

3

  1.  Понятие «семья» в психолого-педагогической литературе……...

  5

  1.  Формы работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию «образа семьи»………………………

  10

  1.  Опыт работы воспитателей по формированию у детей дошкольного возраста «образа» семьи…………………………….

  14

Заключение…………………………………………………………………

  22

Список литературы ………………………………………………………..

  23

Приложения ………………………………………………………………..

  25


Введение

Указом Президента  Российской Федерации от  01 июня 2012 г. №761 о «Национальном  стратегии   действии в интересах детей  на 2012-2017гг.» приоритетом объявлена семья и семейные ценности. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций основы основ, Российского общества и государства.

Поэтому сегодня деятельность социальных структур  определяется  приоритетами государственной политики и  направлена на построении «образа семьи», отражающего знания ребенка и того, что ребенок видит на примере своей семьи.

Первичное формирование  образа семьи происходит под воздействием тех отношений, ценностей, семейных праздников, традиций, которые видит ребенок в собственной семье.

Данный вопрос нашел свое отражение в исследованиях Ю.А. Гладковой, Е.Кравцовой, И.В. Кузьминой, Н.И. Моховой и др.

Цель работы: изучить особенности представлений об образе семьи у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: семья как малая социальная группа.

Предмет исследования: формы работы воспитателя с детьми по формированию «образа» семьи.

Задачи: 

  1.  Рассмотреть понятие «семья» в психолого-педагогической литературе.
  2.  Изучить формы работы воспитателя с детьми по формированию «образа» семьи у детей старшего дошкольного возраста.
  3.  Проанализировать опыт работы воспитателей по формированию «образа» семьи у детей дошкольного возраста.

Теоретическая основа: исследования Е.И. Артемоновой, Н.М. Бариновой, Ю.А. Глатковой, Т.А. Куликовой, Н.Н. Посысоева, Л.Б. Шнейдер. 

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, передового педагогического опыта.


  1.  Понятие «семья» в психолого-педагогической литературе

В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.) Выявлено много признаков семьи. Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально - психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений,  которая в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями.

«Семья, по признанию ученых, - одна из величайших, ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность, ни обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранения упрочнении, заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждался каждый человек независимо от возраста» - считает Т.А. Куликова [8, с. 20]

Е.И. Артамонова [2, с. 17] пишет: «Семья  является источником социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы».

Традиционно «ядром» семьи считается супружеская пара с добавлением к «ядру» детей, родственников, родителей супругов.

Среди определений семьи, построенных по категориям семейных отношений, выделяется определение, данное  А.Г. Харчевым: семья - это «исторически конкретная система взаимоотношение между супругами, между родителями, и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, обязанностью быта и взаимной моральной ответственности и социальная необходимость в которой обусловлено потребность общества физическом и духовном воспроизводстве населения» [15, с.23].

По мнению А.Г. Харчева, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а так же их родственников или просто близких супругов и необходимых их людей.

А.И. Антонов утверждает, что семью создает отношение «родители - дети». Он определяет семью «как основанную на единой общественной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а так же социализацию детей и поддержания существования членов семьи» [15, с. 46 - 47].

Как правило, в психолого-педагогических исследованиях семья рассматривается либо как социальный институт, либо как малая группа.

Как социальный институт семья осуществляет воспроизводство членов общества и их первичную социализацию. Семья образует первичную окружающую среду в развитии ребенка, формируя у него представление о социальных связях и включает его в них. Она приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Институт семьи – важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества [10, с. 23].

Некоторые исследователи, например Н.Н. Посысоев, рассматривают семью как малую социальную группу [там же].

Можно выделить несколько основных признаков семьи как малой социальной группы:  наличие интегральных психологических характеристик (общественное мнение, психологический климат, семейные интересы и т.д.), которые формулируются с возникновение и развитием семьи; существование основных параметров семьи (группы) как единого целого [2, с. 17].

Семья, в отличие от других малых групп, способна удовлетворить потребности в их комплексе, в их органичной целостности.

В науке о семье пристальное внимание уделяется анализу функций семьи. Такие исследователи как А. И. Антонов, А. Г. Харчев сходятся во мнении, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах.

Современная семья утратила многие функции, скрепляющие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др.

Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

  1.  Хозяйственно - экономическая функция - связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета.
  2.  Репродуктивная функция - порождение и воспитание детей.
  3.  Регенеративная функция (лат. regeneratio - возрождение, возобновление). Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения.
  4.  Образовательно-воспитательная функция - состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
  5.  Рекреактивная функция (лат. recreatio - восстановление) - связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

Л.Б. Шнейдер указывает, что современной семье присуща психотерапевтическая функция - удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущения ценности и значимости своего «я», эмоциональном тепле и любви.

«Часть функций семьи основывается на личностном общении, взаимодействии конкретных людей, - подчеркивает Г. Навайтис, -удовлетворение соответствующих потребностей зависит от личностей членов семьи» [10, с. 29]. То есть человек чувствует себя счастливым, любимым или защищенными благодаря людям, составляющим его семью.

Семья и брак - культурно-исторические явления, претерпевшие значительные изменения в процессе развития человечества. Эти изменения нашли свое выражение в различных типах брачно-семейных отношений.

Представленные типологии семей можно разделить на две группы. К первой группе относятся типологии, учитывающие различия семейных структур. Мы отметим типы семей необходимые в нашем исследовании (рис.1).

типы семей

    

  1.  

Рис.1. Типы семей

Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.

Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. Это большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников и свойственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи.

В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых «вылетели из гнезда»). Отмечается рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает ребенка (детей) [15, с. 26-27].

Преобладающим типом семьи является однопоколенная (нуклеарная),  или  семьи,  которые состоят преимущественно из двух поколений (двухпоколенные). В нашей стране распространены семьи, состоящие из трех поколений (трехпоколенные), включающие родителей (или одного из них) с детьми и бабушек и дедушек (или одного из них) последних. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая семья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из-за отсутствия собственного жилья.

Вторая группа типологий охватывает особенности функционирования семей, и прежде всего качество семейной жизни. В этом случае основаниями для типологий выступают следующие признаки.

  •  Качество выполнения семейных функций (нормально функционирующая;  дисфункциональная).
  •  Состояние психологического комфорта: (благополучная; неблагополучная).
  •  Способность продуктивно разрешать семейные проблемы: (зрелая; проблемная) [15, с. 40-45].

 Таким образом, семья являясь и социальным институтом и малой группой, она обеспечивает первичную социализацию ребенка, обеспечивает взаимосвязь личности и общества. Знание функций, которые выполняет семья; различных типологий семей, позволяет воспитателю провести объективный анализ ситуации для того, чтобы начать работать над формирование образа семьи у дошкольника.

  1.  
    Формы работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию

«образа семьи»

Образ семьи - это отражение знаний о семье в сознании ребенка, то, что ребенок  видит на примере собственной семьи. Первичное  формирование  образа семьи происходит через взаимоотношения в собственной семье, особенностей межличностных отношении, семейных ценностей, традиций, участия в семейных праздниках, участия в трудовой деятельности и т.д.

Е. Кравцова [6] отмечает следующие особенности восприятия семьи у детей дошкольного возраста:

  1.  Неблагополучной семья у детей этого возраста не бывает. Ребенок, даже страдая от физических наказаний или от отсутствия внимания, в неблагополучной семье, не осознает, что его семья имеет отрицательные характеристики.
  2.  Наличие общего пространства, которое является ведущим для определения семьи детьми дошкольного возраста. Дошкольники включают в свою семью тех, кого видят и воспринимают в данном помещении.
  3.  Представления о семье у детей дошкольного возраста связаны с тем, что члены их семьи выполняют какую-то определенную деятельность – папа делает ремонт, мама готовит обед, старшая сестра выполняет школьные уроки  и т. п. Члены семьи, которые не действуют на глазах у ребенка, оказываются не входящими в состав его семьи.
  4.  Члены семьи для дошкольника не связаны никакими отношениями, так как с их точки зрения важно что-то делать в доме, тогда ты станешь членом семьи.

К концу старшего дошкольного возраста у детей появляется 2 образа семьи - один образ идеальной семьи, который складывается на основе художественной литературы, мультфильмов и т. п., а образ своей конкретной семьи - связан с ощущениями, которые ребенок получает в семье.

То в  каких условиях воспитывается ребенок, каков уклад его семьи  является основой формирования ожиданий своей собственной будущей семьи, поэтому важно дать детям пример правильного поведения, хороших отношений между родителями. Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте важно учитывать особенности детей: возрастные, индивидуальные. Кратко говоря об особенностях дошкольников следует отметить непроизвольное неустойчивое внимание, кратковременность интересов; игра выступает ведущим видом деятельности, определяя во многом развитие ребенка. Именно по этому в работе с детьми следует применять игровые приемы, которые позволяют задать эмоциональный тон занятию и тем самым поддержать у детей интерес.

Формы работы воспитателя с детьми в данном направлении могут быть следующими [11;12; 13; 14]:

  •  Индивидуальные и групповые беседы. Беседа - это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Этот метод  при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка [12].
  •  Составление рассказов, репортажей (вечер вопросов и ответов, репортаж с места работы, составление рассказов о любимой маме и др);
  •  Просмотр презентаций, видеофильмов;
  •  Игровая деятельность (дидактические игры, игровые тренинги, игровые занятия). Дидактическая игра - это многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.[11].
  •  Познавательно-речевая деятельность (тематические занятия, чтение художественной литературы);
  •  Продуктивная деятельность (рисование на тему “Моя семья”, составление букета для мамы, изготовление открыток всем членам семьи и пр);
  •  Оформление родительского уголка. Родительский  уголок в детском саду – это хороший метод общения с родителями. Для каждого педагога очень важно использовать любую возможность контакта с родителями. Ведь родители регулярно могут узнавать об успехах своих детей, получать информацию о проводимых занятиях и других мероприятиях, получать мудрые советы по воспитанию детей [13].
  •  Организация семейных праздников. Семейные праздники – особые дни в жизни ребенка, они несут заряд радости и эмоциональный подъем, обещает приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с друзьями. Цель проведения семейных праздников – подвести родителей к пониманию того, что необходимо привлекать детей к посильному участию в праздниках [14].
  •  Семейный альбом. Создание альбома  «Моя семья» - коллективно выбирается девиз семьи. Правило жизни, форма альбома (сердечко, раскладушка, книга, глобус, цветы и др.). Каждому члену семьи отводятся отдельные страницы, на которых помещаются фотографии, рисунки, ответы из интервью [13].
  •  Создание семейных музеев, которые являются эффективным средством познания системы ценностей конкретной семьи, традиции, которые передаются из поколения в поколение. Создание такого музея правомерно рассматривать как форму совместной деятельности взрослых (членов семьи, педагогов) и детей, направленный на удовлетворение их образовательных и творческих интересов, связанных с изучением и освоением культурного наследия не только своей семьи, но и общества в целом.

Принципы функционирования семейного музея: наглядность, доступность, достоверность, психологическая комфортность и безопасность деятельности в музейном пространстве, координация обучения и воспитания в условиях детского сада и семьи и др. [13].

Таким образом, данные формы работы позволяют подвести детей к первоначальному, еще элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют свое место как члена семьи. Многообразие форм работы воспитателя по формированию образа семьи у детей дошкольного возраста позволяет выбрать оптимальные в зависимости от интересов детей и родителей.


3. Опыт работы воспитателей по формированию у детей дошкольного возраста «образа» семьи

С введением  федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программе дошкольного учреждения выделен раздел «Социализация», что позволяет определить содержание воспитательной  работы над формированием образа семьи. Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  •  приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  •  формирование  гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

Организация работы в этой области развивает у детей положительное представление о семье, о тех социальных ролях, которые выполняют члены семьи; создает атмосферу доверия и поддержки.

Впервые в истории российского образования ФГТ являются документом, который ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Родители, становясь активными участниками общественной жизни и процесса обучения своих детей, чувствуют себя «хорошими мамами и папами», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.

Осознавая актуальность работы в данном направлении мы перешли к изучению передового педагогического опыта.

Нами был изучен опыт работы воспитателей по формированию образа «семьи» у детей старшего дошкольного возраста.

Под руководством  И.В. Кузьминой. 7] и группы воспитателей детского сада № 14 г. Тольятти разработана программа формирования у старших дошкольников семейных ценностей, включающая 3 этапа:

1) организация содержательного сотрудничества детского сада и семьи;

2) создания музея в группе детского сада

3) привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей.

С детьми проводились как групповые, так и индивидуальные занятия.

На первом этапе в процессе организации содержания сотрудничества детского сада и семьи  с целью формирования интереса к своей семье, воспитания любви и бережного отношения к членам своей семьи воспитателем были использованы следующие формы работы:

  1.  Беседы:
  •  «Моя семья»;
  •  «Моя мама, мой папа» (расширение представлении детей о родителях);
  •  «Отдыхаем всей семьей»;
  •  «Семейные фотографии» (воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу);
  •  «Что делают наши мамы и папы» (формирование у детей представлений о разных профессиях, значимости каждой профессии);
  •  «Хозяйство семьи» (ознакомление детей с понятием «хозяйство семьи», с их обязанностями дома).
  1.  Дидактические игры:
  •  «Кто для кого?» (закрепление представлений о родственных отношениях в семье);
  •  «Генеалогическое древо» (закрепление знаний детей о себе, своей родословной);
  •  «Найди сходства и различия» (нахождение внешнего сходства и различия со своими близкими).
  1.  Встреча с близкими людьми:
  •  «Наша бабушка» (воспитание уважения к старшим членам семьи и заботливого отношения к близким людям).
  1.  Создание альбома:
  •  «Наши братья и сестры» (расширение представлений о членах семьи – братьях и сестрах).

С точки зрения воспитателей ценность данных форм работы заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связи между членами семьи: действенность проявления любви, заботы, внимания, взаимопомощи.

На втором этапе  работы был создан музей семьи в группе детского сада.  Для него родители вместе с детьми делали книги: «Вот оно какое, наше лето», «Большая книга сказок о маме».

Также была организованы выставки «Детская военная игрушка» и «Такие разные куклы».

Интересная и большая работа была проведена по созданию «Семейного альбома» - своеобразного рассказа детей о самом главном: о себе, членах своей семьи, семейных традициях, совместных увлечениях, делах и заботах, буднях и праздниках.

В группе детского сада был объявлен конкурс на лучший детский рисунок «Семейный альбом».  

Очень заинтересовала детей и родителей такая форма работы, как создание семейного герба. Дети показывали свой семейный герб и рассказывали о своей семье.

Для того чтобы дети узнали больше  о жизни своих родителей, об их детстве была предложена такая форма работы как составление семейных историй. Дети собирали материалы о своих родных и близких, среди которых были фото-архивы, сама история, рассказанная ребенком со слов родителей, ромашка имен («Как меня называют дома») и др.

В результате такой работы у  каждого ребенка осталась на память небольшая самодельная книжка (например: «История семьи Ивановых» и т.п.), которая является семейной реликвией, а порой и первым более или менее полным изложением истории данной семьи.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому было предложено попробовать  записать игры, в которые играют в семьях – так возникла идея создания «копилки» семейных игр.  

3 этап работы - привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей. Для формирования семейных ценностей у детей необходимо соблюдение определенных обычаев и традиции в семье. Для этого родителям предложили привлекать детей к участию в семейных праздниках: сделать своими руками подарок, изготовить приглашения, прибрать и оформить комнату, украсить праздничный стол.  Для укрепления семьи и можно сделать один вечер в неделю «семейным вечером» - общая игра, ужин всей семьей, прогулка.

На сайте «Воспитатель» [4] представлен интересный опыт работы воспитателя (к сожалению, не обозначена ни фамилия, ни номер детского сада). Формы работы, используемые воспитателем:

  •  совместные проекты «Моя родословная», «Улицы, по которым я хожу»;
  •  оформление фотовыставок «Моя мама лучше всех», «Папа - солдат»;
  •  фотомонтажи и фотовыставки «В кругу семьи»; «Моя мама - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»;
  •  картотека Добрых дел семьи;
  •  развлечения «Мы с мамой друзья», «Самый лучший папа на свете», «Супермама», «Наши бабушки»;
  •   спортивный досуг «Мама, папа, я - спортивная семья», спортивный праздник «За здоровьем всей семьёй»;
  •   выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»;
  •   совместные походы «В мир прекрасного» и др.

Воспитатель отмечает, что в группе традиционным был праздник, посвящённый Дню Матери, но папы, к сожалению, всегда оставались в тени. Поэтому было решено  провести праздник «Самый лучший на свете папа», целью которого стало повышение статуса отца в семейном воспитании.

Для мам и детей было дано домашнее задание «Расскажи о своём папе». На занятии и в свободное время дети рисовали портреты своих пап, делали пригласительные билеты, готовили музыкальные номера, учили стихи. Подготовили фотовыставку «Самый замечательный папа», медали для различных номинаций («Мистер Золотые руки», «Мистер Неожиданность», «Мистер Пунктуальность», «Мистер Чайный Король» и др.), сладкие призы. Все творчески подошли к выполнению заданий, с нетерпением ждали праздник. Этот семейный досуг доставил детям и родителям много радостных минут: глаза детей светились неподдельной радостью, а как они гордились своими папами!

Мохова Н.И. [9] воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56» г. Северск Томской области считает, что поиск новых форм и методов работы должен опираться на объективный анализ ситуации. Поэтому прежде чем начать работу в данном направлении она использовала  различные источники информации, чтобы выяснить – какие мероприятия наиболее интересны родителям, в какой форме лучше их проводить, что они хотят получить в детском саду для своих ребятишек.

Основой для разработки дальнейших планов стало составление социального портрета семьи, так как  без учета особенностей социального статуса невозможно выбрать по-настоящему актуальные направления в работе. Поэтому в своей группе она провела социологическое исследование по выявлению социального портрета семьи.

«В своей работе, по формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста, - пишет Н.И. Мохова, - я использую различные формы работы». Среди них она отмечает:  

- посещение семей воспитанников на дому;

- родительские собрания;

- консультации;

- выставки детских работ;

- Дни добрых дел;

- Дни открытых дверей;

- работа с родительским комитетом группы;

- семейные вечера в группе с детьми и родителями;

- презентации семейного опыта воспитания;

- выпуски групповых газет и журналов;

- семейные альбомы;

- фотовыставки.

Работа в данном направлении очень актуальна, отмечает воспитатель, так как если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным.

Ю.А. Котельникова [5] воспитатель МАДОУ д.с «Золушка», г. Ноябрьск Тюменской обл. проводит для детей, посещающих ее группу, уроки семьи. Она считает, что важнейшая цель первого урока семьи – воспитательная. Основные задачи его в рамках достижения поставленной цели следующие:

  •  возвышать роль семьи, ее статус в нашем обществе;
  •  укреплять у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание;
  •  усиливать желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании детей и взрослых.

Для этого она создала клуб семейный «Наша дружная семья!». В своей группе она  использует  такие нетрадиционные формы работы с родителями:

  1.  групповые праздники (конкурсы, игры, аттракционы, чаепития);
  2.  родители вместе с детьми делают коллажи, фотомонтажи («Моя семья», «Я люблю», «Такими мы были и стали», «Участок детского сада», «Выходной день», «Ребята и зверята»);
  3.  фотоальбомы с групповых праздников, экскурсий, занятий;
  4.  круглый стол (вопросы и ответы);
  5.  конкурс семейных талантов (изготовление игрушек, составление загадок, кроссвордов, оригинальных шляп, рисунков);
  6.  выставки детских работ, поделок, подарков;
  7.  создание герба семьи (девиз, объяснение);
  8.  совместное сочинение сказок (родители, дети).

Формы работы могут быть разными, считает воспитатель, но главное – помнить, что необходимо с уважением и пониманием относиться к родителям. Недопустимо  сравнивать ребёнка с другими детьми, ведь  каждый  ребёнок – уникален.

В работе  с родителями надо учитывать их пожелания и предложения, ценить их участие в жизни группы, рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приёмов, а как искусство диалога с конкретным ребёнком и его родителями, с уважением относиться к тому, что создаётся самим ребёнком, восхищаться вместе с родителями его инициативностью, самостоятельностью, проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывая точку зрения родителей.

Таким образом,  анализируя  опыты  работ, мы еще раз убедились, что воспитатель должен хотеть и уметь работать  с детьми; лучше, если в своей работе он найдет единомышленников (психолог, музыкальный руководитель, руководитель физвоспитания), но главное – наладить сотрудничество с родителями. Именно тогда, используя разнообразные формы работы в зависимости от ситуации, потребностей детей и родителей, их интересов, ему удастся достичь хороших результатов.


Заключение

Итак, изучив понятие «семья» в психолого-педагогической литературе мы пришли к выводу, что одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочнении заинтересовано общество, государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Являясь социальным институтом и малой группой семья обеспечивает первичную социализацию ребенка, передавая ему определенные ценности, нормы, правила, необходимые для успешной жизнедеятельности.

Организуя работу в данном направлении воспитателю необходимо привлекать не только детей, но и их родителей – это позволит использовать разнообразные формы работы как индивидуальные, так и групповые в зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой воспитатель и потребностей, которые испытывают родители. Взаимодействие с другими специалистами детского сада позволит обогатить работу, сделать ее более интересной.

Анализ опыта работы воспитателей по формированию образа семьи позволил нам увидеть многообразие существующих форм, особенности их использования в работе воспитателя; важности участия родителей в данной работе. Поэтому направление дипломной работы мы определяем как «Взаимодействие детского сада и семьи в формировании «образа семьи» у старших дошкольников».

Список литературы

  1.  Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70083566/
  2.  Артемонова Е.И. Психология семейных отношений с    основами               семейного консультирования : учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Е.И. Артемонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова др; под ред. Е.Г Силяевой .- М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.                                                                                   
  3.  Гладкова Ю.А. Детско-родительский клуб / Ю.А. Гладкова, Н.М.  Баринова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. №1. С. 66.
  4.  Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rabota-s-roditelyami/formy-raboty.html
  5.  Котельникова Ю.А. Игры для дружной семьи (из опыта работы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/kotelnikova-yuliya-alekseevna
  6.  Кравцова. Е. Восприятие семейных отношений детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rabota-s-roditelyami/formy-raboty.html
  7.  Кузьмина И.В. Совершенствование качества работы дошкольного учреждения при взаимодействии с родителями [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.sipkro.ru/dou/index.php?option=com_content&view=article&id=47&Itemid=38

  1.  Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник для студентов средних педагогических  учебных  заведений / Т.А. Куликова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.
  2.  Мохова Н.И. Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/cons/2595-formirovanie-semejnykh-tsennostej-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
  3.  Основы психологии семьи и семейного консультирования»: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под общ. ред. Н.Н Посысоева. - М. : Изд-во ВЛАДИС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.
  4.  Современная семья и ее роль в развитии ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200601715
  5.  Формы работы с семьей внутри детского сада [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/konsultatsiya-dlya-vospitatelei-dou-formy-raboty-s-semei
  6.  Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/cons/2595-formirovanie-semejnykh-tsennostej-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
  7.  Шевцова М.М. Подготовка и проведение занятий и уроков семьи и семейных ценностей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vmkab.ru/text/Metod_rekom_Semia_i_semejnii_cennosti.pdf
  8.  Шнейдер Л.Б.  Психология семейных отношений : курс лекций / Л.Б. Шнейдер. -   М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс,2000. – 512 с.


ГЛОССАРИЙ

  1.  Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
  2.  Референтная группа - (от лат. referens - сообщающий) — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.
  3.  Малая социальная группа- объединение людей, имеющих непосредственный личных контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми. Группа состоит из небольшого числа индивидов и отличается по многим социально-психологическим характеристикам от групп большого размера.
  4.  Образ семьи - это отражение знаний о семье в сознании ребенка, то что ребенок видит на примере собственной семьи. Первичное формирование которого происходит через взаимоотношения в собственной семье, особенностей межличностных отношений.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
3609. Эмпирические аспекты изучения роли семьи в возникновении страха у детей старшего дошкольного возраста 506.91 KB
  В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению страхов существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, страха и тревоги.
20083. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 36.49 KB
  Дошкольная педагогика и психология Курсовая работа Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Выполнила: студентка 3 курса заочного обучения факультета психологии Пименова Алла Николаевна Проверила:...
9752. Развитие музыкально-слуховых представлений у детей дошкольного возраста 30.28 KB
  В настоящее время можно считать общепризнанным что человек живет больше в мире чувств нежели в мире разума; на этом сходятся как педагоги и психологи так и представители других гуманитарных отраслей знания. Музыка закрепляет в гармоничных сочетаниях звуков душевные движения людей в которых как в древности так и в наши дни наиболее полно выражается отношение человека к окружающему его миру. Так же как в живописи изображение на полотне обретает вечную жизнь так и музыкальное выражение чувств и эмоций пережитого человеком опыта...
3922. Самооценка детей старшего дошкольного возраста 169.47 KB
  Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя
21841. Особенности общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста 94.69 KB
  Цель констатирующего эксперимента - изучение особенностей культуры взаимопонимания в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Изучить педагогические условия воспитания культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников в практике ДОУ. Определить уровни культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников решение условных ситуаций Объясни правильно и Обида по методике А. Для решения 2-й задачи нами были выделены критерии показатели и уровневые характеристики культуры взаимопонимания в общении старших...
21827. Взаимосвязь тревожности и самооценки у детей старшего дошкольного возраста 1.9 MB
  Смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены понять изменения происходящие с ребенком в этот период будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт который является основой нервно-психического здоровья ребенка. Старший дошкольный возраст последний из периодов дошкольного возраста когда в психике ребенка появляются новые образования. Появление произвольности решающее изменение в деятельности ребенка когда целью последней становится не изменение внешних окружающих его...
15797. Влияния мнемотехники в обучении рассказыванию детей с ОНР старшего дошкольного возраста 99.08 KB
  Метод мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Характеристика детей с ОНР старшего дошкольного возраста. Мнемотехника в обучении рассказыванию детей с ОНР старшего дошкольного возраста. Диагностика уровня речевых умений у детей старшего дошкольного возраста.
5005. Особенности развития образной памяти у детей старшего дошкольного возраста 43.2 KB
  Особенности развития образной памяти у детей старшего дошкольного возраста. Психолого-педагогические исследования проблемы развития образной памяти. Опытно экспериментальная работа по развитию образной памяти детей старшего дошкольного возраста.
930. Эксперементальное исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста 375.33 KB
  Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Анализ результатов исследования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста...
8182. Экспериментальная работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Олимпийскими играми 69.42 KB
  Теоретические основы формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста об Олимпийских играх. Научные основы развития детей старшего дошкольного возраста посредством олимпийского образования. Специфика формирования представлений детей старшего дошкольного возраста об Олимпийских играх...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.