УПОТРЕБЛЕНИЕ ЖАРГОНИЗМОВ В РЕЧИ ПОДРОСТКОВ

Данная работа посвящена изучению причин употребления жаргонизмов школьниками. Я начала с высказывания великого классика русской литературы И.С.Тургенева не случайно. Проблема, которая была озвучена им во второй половине 19-го века, в начале 21-го столетия оказалась очень актуальной. И общественные деятели, писатели, ученые современной России

2015-09-01

329.51 KB

73 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


МБОУ «Гимназия»

УПОТРЕБЛЕНИЕ ЖАРГОНИЗМОВ В РЕЧИ ПОДРОСТКОВ

Работа сдана на рецензию:

Соответствие техническим требованиям:

Курсовую работу выполнила

ученица 10 класса

МБОУ «Гимназия»:

Муравьева Регина

Руководитель: Базанова Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы

Верещагино

2015

Оглавление

[1] Оглавление

[2] Введение

[3] Глава 1. Понятие жаргонной лексики

[4] 1.1. Жаргон в системе русского языка

[5] 1.2. Общая характеристика жаргонной лексики

[6] 1.3. История возникновения и развития жаргона

[7] 1.4. Классификация жаргонной лексики

[8] Глава 2. Молодежный жаргон

[9] 2.1. Виды молодежного жаргона

[10]
2.2. Языковые особенности молодежного жаргона

[11] 2.3. Причины использования молодежного  жаргона

[12] Выводы

[13] Глава 3. Результаты лингвистического исследования особенностей школьного жаргона

[14] 3.1. Организация исследования

[15] 3.2. Метод исследования. Анкетирование

[16] 3.3. Анализ полученных результатов

[17] Заключение

[18] Список информационных источников

[19] Приложения

[19.1] Приложение 1

[19.2] Приложение 2

[19.3] Приложение 3


Введение

  Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,

этот клад, это достояние,  переданное нам нашими

предшественниками.… Обращайтесь почтительно

с этим могущественным орудием; в руках умелых

оно в состоянии совершать чудеса…1

И.С.Тургенев.

Данная работа посвящена изучению причин употребления жаргонизмов школьниками. Я начала с высказывания великого классика русской литературы И.С.Тургенева не случайно. Проблема, которая была озвучена им во второй половине 19-го века, в начале 21-го столетия оказалась очень актуальной. И общественные деятели,  писатели,  ученые современной России, все те, кому дорог наш «великий, могучий и правдивый русский язык», бьют тревогу, связанную с проблемами русского языка, которому угрожает опасность. Чем же вызвана эта тревога?

Прежде всего тем, что нравственный облик современной молодежи и подростков  оставляет желать лучшего. Подростки не осознают того, что именно им предстоит в будущем быть ответственными за судьбу нашего Отечества, ужасает порой то, что они не знают истории своего народа, своей семьи, легко поддаются негативному влиянию среды, которая их засасывает. Все эти процессы отрицательно отражаются, прежде всего, в языке. На мой взгляд, очень точно по этому поводу высказался известный русский академик Д.С.Лихачев:  «Общая деградация нас как нации сказалась на языке, прежде всего. Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело… Важнейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает»2. Разве с этим можно спорить?

В современном мире речевая культура испытывает сильный натиск иностранных слов и жаргона. Особенно это заметно в речи школьников, студентов. Они определяют жаргон как «свой» язык. Сегодня для них жаргон – это объективная реальность. Молодежи, в большинстве своем, уже гораздо проще непринужденно общаться при помощи сленга, нежели пользоваться богатством русского литературного языка. Вот, например, стоит только посмотреть, как я "вымучиваю" сочинения на уроках русского языка и литературы. Только что на перемене я с удовольствием пересказывала подруге содержание увиденного накануне фильма. И не просто пересказывала, но и выражала свое отношение, и проводила "сравнительный анализ", и игру актеров по косточкам разбирала. Но попросите меня написать сочинение на тему "Мой любимый художественный фильм" - и я впаду в ступор. И дело здесь не только в трудности изложения мыслей на бумаге. Это легко проверить - предложите мне написать "письмо подруге" об этом же фильме, разрешив использовать те слова, которые хочется, и вы получите яркое и весьма образное сочинение, правда, состоящее по большей части из различных жаргонных слов и переполненное орфографическими, не говоря уже о пунктуационных, ошибками.  Поэтому, на мой взгляд, в наши дни проблема молодёжного жаргона актуальна как никогда.

Данной проблемой занимались многие лингвисты. Большинство из них считают увлечение жаргонными словами «детской болезнью», временным явлением,  другие считают, что существует опасная тенденция жаргонизировать литературный язык.

Моя научно-исследовательская работа посвящена исследованию жаргонной лексики в речи учащихся МБОУ Гимназии. Именно в речи школьников этот лексический пласт используется очень активно. Я выбрала для исследования эту тему, потому что она мне близка и понятна, потому что я понимаю, что жаргонизмы настолько глубоко вошли в нашу разговорную речь, что уже обойтись без них зачастую бывает довольно сложно.

Я понимаю, что учиться хорошей, интеллигентной речи надо долго, настойчиво и внимательно – прислушиваясь, читая и изучая. И надеюсь, что это исследование будет моим первым шагом в борьбе за чистоту русского языка против ненормированной лексики, которая засоряет его.

Предлагаемая работа, по моему мнению, может быть полезна в качестве пособия к урокам русского языка, при проведении внеклассных мероприятий и классных часов о культуре речи современного человека.

Цель учебно-исследовательской работы: Изучение причин употребления жаргонизмов и источников их проникновения в подростковый лексикон.

Задачи:

  1.  Определить понятие «жаргон».
  2.  Проследить историю возникновения жаргона.
  3.  Провести анкетирование учащихся 5, 8, 10 классов с целью выделения наиболее употребительных жаргонных слов и выражений, частотности их использования, причин их употребления и выяснения источников пополнения устной разговорной речи учащихся жаргонной лексикой.
  4.  Сформулировать выводы.
  5.  Создать тематический словарь жаргонной лексики обучающихся МБОУ Гимназии.

Объект исследования: речь обучающихся 5, 8, 10 классов МБОУ Гимназии.

Предмет исследования: жаргонизмы в речи обучающихся 5, 8, 10 классов МБОУ Гимназии.

Новизна избранной темы очевидна и определяется тем, что необходимо собрать местный материал о жаргонизмах в речи обучающихся МБОУ «Гимназия»

Гипотезы:

  1.  Предполагаю, что основной причиной употребления жаргонизмов школьниками является то, что им трудно выразить свои мысли посредством литературного языка
  2.  По моему мнению, главный источник проникновения жаргонизмов в подростковый лексикон – это СМИ, а точнее, телевидение и интернет

Методы исследования:

  •  Изучение научной литературы по данной проблеме
  •  Анкетирование учащихся МБОУ «Гимназия»

Обзор литературы:

При написании данной работы были использованы научная и учебно-методическая литература, статьи, лингвистические словари.

Основные источники, дающие общую характеристику данного слоя русской речи - это работы В.В. Виноградова, Н.М.Шанского, Л.П.Крысина. В данных источниках я подробно рассмотрела понятие жаргона, место жаргонизмов в системе русского языка, классификацию жаргонизмов и пути их проникновения в литературный язык. 
На основе работ
«О русском языке наших дней» и «Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка» Крысина Л.П., «Современный русский язык» Шанского Н.М., «История русского литературного языка» Виноградова В.В. мною подробно рассмотрена общая характеристика жаргонизмов, их виды, генезис, языковые особенности и причины использования.

«Первый сводный словарь молодежного сленга» Т.Г. Никитиной. Книга, в которой представлены не только толкование слов, но и пометы, указывающие на сферу употребления жаргонизмов, их эмоциональную окраску, так же, приводится информация об особенностях словообразования, даётся этимологическая справка, иллюстрациями служат фрагменты литературных текстов, записи живой речи.

Все эти работы, на мой взгляд, подчеркивают интерес отечественных языковедов к жаргону, в том числе молодежному, как часто употребляемому средству в речи  школьников.


Глава 1. Понятие жаргонной лексики

1.1. Жаргон в системе русского языка

Всю лексику русского языка можно разделить на общенародную и необщенародную (лексику ограниченного употребления). Основу русского языка составляет общенародная лексика: её понимание и употребление не зависит ни от географического места жительства, ни от профессии, ни от социального положения человека. В состав общенародной лексики входят все литературные слова, а также те нелитературные слова, которые распространены среди людей разных возрастов и профессий. Необщенародной называют лексику, понимание и употребление которой связаны с местом жительства человека, родом его занятий и т.п. К необщенародной лексике относятся жаргоны, диалекты и специальные слова.

Лексика ограниченного употребления делиться на группы:

- по частоте употребления – активная и пассивная.

- по периоду использования – устаревшая и новая.

- по характеру отражения деятельности – терминологическая и профессиональная.

- по социальной общепринятости – жаргонная и арготическая.

Кроме того, лексику русского языка можно разделить на нормативную и ненормативную. К нормативной лексике относится литературный русский язык и некоторые профессиональные жаргоны (например, жаргон врачей). К ненормативной лексике относятся территориальные диалекты, просторечия, матерщина и остальные жаргоны (например, сленг). Таким образом, определить однозначно принадлежность жаргонов к нормативной или ненормативной лексике невозможно.

1.2. Общая характеристика жаргонной лексики

В ходе курсовой работы, первостепенной моей задачей стало теоретическое обоснование понятия «жаргон». Так что же это такое? Для того чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась прежде всего к различным  толковым и энциклопедическим словарям и выяснила, что во многом определение в них этого понятия совпадает.  К проблеме изучения жаргонной лексики обращались многие ученые. Я обнаружила, что толкование этого понятия дано в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона еще в 1907 году, выпущенного в Санкт-Петербурге: «Жаргон (франц. jargon) — испорченное наречие, местная речь, говор (см.), произношение. Ж. иногда придумываются для известной цели, например Ж. воров, мошенников, нищенствующих и проч.»3. Так же попытки изучения жаргонной лексики были сделаны в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля, который изучал язык бродячих торговцев, городских воров-карманников: «ЖАРГОН м. франц. наречье, говор, местная речь, произношенье. || Дорогой камень красно-желтого цвета, циркон»4.

В 20-30 годах 20 века появились работы ученых-лингвистов Г.Виноградова, С.Я.Капорского. В это время, также был создан Институт живого слова, занимающийся изучением речи различных социальных слоев, в том числе и жаргонов в среде школьников. Пример статьи в одной из работ Виноградова: «Так возникли, например, русско-французский салонный жаргон дворян, торгашеско-купеческий жаргон и др. Например, плезир - в значении «удовольствие, забава», променад - в значении «прогулка»; сантименты - в значении «излишняя чувствительность», магарыч - в значении «угощение по поводу заключения выгодной сделки» и др.. Иногда жаргонная лексика появлялась в учебных заведениях, например, в бурсацком жаргоне слямзил, стибрил, свистнул в значении «украл», объегорил в значении «обманул», засыпался в значении «не выдержал экзамена» и пр.»5.

Не осталась в стороне от этой проблемы и современная лингвистическая наука. «Лингвистический энциклопедический словарь» гласит следующее: «Жаргон (от французского jargon) – разновидность речи, используемая преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии, положения в обществе, интересов или возраста»6.

Авторы учебника «Современный русский литературный язык» (1999 года издания под редакцией П.А.Леканта) к данной формулировке добавляют  еще одну группу носителей русского языка, использующую жаргонизмы. Это люди, связанные совместным времяпрепровождением: «Жаргон (от фр. jargon — наречие) – это совокупность особенностей разговорной речи, возникающей среди людей, находящихся в сходных профессиональных и бытовых условиях, объединенных общностью интересов, совместным времяпрепровождением»7.

«Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия» дает другое толкование: «Жаргон - (франц. jargon), социальная разновидность речи, отличающаяся от общенародного языка специфической лексикой и фразеологией (ср. арго). Иногда термин «жаргон» применяется для обозначения искаженной, неправильной речи»8. Поэтому его, скорее всего, так часто заменяют терминами «сленг, арго».

Учитывая различные трактовки жаргона, я считаю, что жаргон – это разновидность речи, которая используется определенными социальными или объединенными общими интересами группами, имеющая ярко выраженный экспрессивный оценочный характер и несущая тайный, непонятный для всех смысл.

1.3. История возникновения и развития жаргона

Интерес к исследованиям молодежного сленга возник так же рано, как и сам жаргон. Работы по анализу "просторечья" (а именно к этому стилю речи относили жаргон лингвисты) проводились еще в 19 веке. Впервые попытка описать и классифицировать жаргонную лексику была представлена в словаре Микуцкого (Микуцкий С. Материалы для сравнительного и объяснительного словаря русского языка и других славянских наречий. - СПБ, 1832). Знаменитый словарь Даля дает еще больше данных на эту тему. Из которого толкового словаря Владимира Даля известно, что жаргон возник из языка коробейников-офеней. Отсюда и другое название жаргона - феня (ботать по фене). Эти торговцы составляли отдельный класс. А так как у них всегда были разные товары и деньги, на них очень часто нападали разбойники. Офени и придумали своеобразный язык, который могли понимать только они сами, - арго. Существует также предположение, что они возникли из почти вымершей нации - афинян. Этот народ, живущий теперь только в легендах, состоял из нескольких этнических групп, в том числе африканских и греческих. Этот шифрованный язык передавался детям, внукам, правнукам. И так он простым людям понравился, что постепенно стал применяться нищими, конокрадами и просто разбойниками с большой дороги, против которых феня сначала и задумывалась. Но ею уже не только общались, но и шифровали устную и письменную информацию, не желая разглашать тайны и секреты. Так возникает жаргонная лексика, происхождение которой тесно связано с общественно-политическими процессами в обществе в целом.

В течение 20-го века русский язык трижды  попадал в серьезные кризисные ситуации, породившие три мощных волны развития жаргона.

Первая связана с Первой мировой войной, революцией 1917 года и последовавшими за ней гражданской войны и разрухой.

Период не только решительного забвения классического русского языка 19-го века,  но и время мощнейших струй новых слов и грамматических подновлений. Вся революционная грамматика, стилистика и лексика внедрялась в русский язык не только и не столько вождями революции, сколько малолетними революционерами.

Не менее мощной струей развития языка стала его криминально-хулиганская демократизация. Эту лингвистическую волну внес класс беспризорников, по численности вполне сопоставимый с классом пролетариев.  По данным БСЭ в 1921 году их число было в районе 4—6 млн. человек9 или около пяти процентов всего населения страны.

Именно тогда возник уникальный феномен смеси жаргона со сленгом – принципиально открытой речи самовыражения. Этот феномен – русская «феня» с одной стороны, доступная, естественная и общеупотребительная речь всех слоев общества, с другой стороны - язык, сделавший всю страну закрытой, за железным занавесом стороннего понимания. «Феня» стала, прежде всего, языком молодых и, то похожие на ленинско-сталинские политические ругательсва и поношения, то, взрываясь в потемках ГУЛага россыпями новых слов и построений, начала формировать новый тип людей – "советского человека".

Вторая волна связана со Второй мировой войной. Собственно, почти все повторилось опять: казенные дети (суворовцы и нахимовцы) беспризорники, безотцовщина… "Влияние войны и связанных с нею невзгод сказывается, к сожалению, в другом. У мальчиков был перерыв в учебе. Они скитались из города в город, были в эвакуации, и не всегда у родителей хватало времени следить за правильным развитием детей. У многих речь страдает погрешностями против законов русского языка, она неряшлива, отрывиста, перегружена лишними словами"10.

Если первая, революционная, ситуация покинутых и брошенных детей была хулиганской по причине полного сиротства детей, то вторая, военная, -  воровской по безотцовщине.

В то время возникли возвратные глаголы типа: «штудироваться» - учиться, «вашиться» - мыться, «хайлиться» - здороваться.

Третья волна оказалась самой мощной и продолжительной. Она тянется более 10-ти лет и неизвестно, сколько еще протянется.

С перестройкой и последующей откровенно криминальной демократизацией рухнуло не только советское государство, но и налипший на него советский народ. Рухнул советский человек, советская мораль, советская семья – идеологическая ячейка общества. Родители оказались по преимуществу моральными банкротами в глазах своих детей. Это нравственное сиротство целого поколения – явление гораздо более страшное, чем кажется.

Если в двух предыдущих волнах обездоленному детству и его языку была противопоставлена официальная мораль, то теперь ничего такого нет, а средства массовой информации работают не против, а откровенно за моральную вседозволенность, новый язык, за превращения новой «фени» в родной язык нового поколения. «Беспредел», «общак», «стрелка», «тусовка», «стволы», «путана», «зелень» - все это хлынуло в газеты и на телевидение. Все это обсуждалось и использовалось юмористами, политиками, правителями, бизнесменами, обозревателями.

1.4. Классификация жаргонной лексики

Жаргоны лексически и стилистически разнородны, отличаются неустойчивостью и быстротой сменяемостью наиболее ходовой лексики.

Жаргон может возникать в любом устойчивом и более-менее замкнутом коллективе. Это своеобразная коллективная языковая игра, которая заканчивается с выходом человека из данного коллектива (например, ученик, который заканчивает школу и поступает в университет, перестает употреблять школьный жаргон, зато начинает активно использовать студенческий).

Существуют школьный жаргон, студенческий жаргон, армейский жаргон, жаргон музыкантов, жаргон спортсменов, жаргон торговцев, компьютерный жаргон, жаргон наркоманов и т. д.

Наиболее чётко выраженными являются:

1. Сленг - молодёжный жаргон (например, «блин», «препод»)

2. Арго - засекреченный язык деклассированных групп общества – воров, бродяг и нищих11 (некоторые исследователи определяют арго как диалект, который может употребляться вне зависимости от профессии и социального положения).

3. Профессиональные жаргоны (профессиональные языки) – характеризуются сильно развитой и довольно точной терминологией того или иного ремесла, отрасли и т.п.

Кроме жаргонов, возникающих на базе общенародного языка, существуют жаргоны, появляющиеся в результате общения разноязычного населения в пограничных областях (например, в морских портах).

Учёные выделяют такой вид жаргона, как интержаргон. Он объединяет слова, входящие в разные жаргоны. Этот жаргон — «принадлежность не одной, а многих (в том числе и уже исчезнувших) социальных групп. Переходя из одного жаргона в другой, слова их «общего фонда» могут менять форму и значение: «темнить» в арго — скрывать добычу, потом — «хитрить (на допросе)», в современном молодёжном жаргоне — говорить неясно, увиливать от ответа.

В современном языке молодёжи именно слэнг получил широкое распространение»12. 


Глава 2. Молодежный жаргон

2.1. Виды молодежного жаргона

Молодежный жаргон включает в себя жаргоны учащейся молодежи (школьников, учащихся ПТУ, студентов техникумов и вузов); жаргоны солдат и матросов срочной службы; жаргоны неформальных молодежных объединений (хиппи, панков, металлистов, фанатов); жаргон молодежи, объединенной общими интересами (компьютерные, спортивные интересы).

Если лексика студентов, школьников, учащихся профессионально-технических училищ тесно связана с процессом учебы («шпора» – шпаргалка, «стипа» – стипендия), то у солдат – с воинской службой («комод» – командир батальона, «дембель» – увольнение в запас). Жаргон неформальных молодежных группировок отличается своей специфичностью и нередко обозначает атрибуты определенной неформальной группировки (у металлистов «лопата» – гитара, у панков «дикобраз» – вид прически).

Каждый из видов молодежных жаргонов не является замкнутой системой: наблюдается взаимопроникновение их элементов. Общемолодежным жаргоном пользуются все молодежные объединения и группировки. Он состоит из слов, не связанных с процессом учебы, труда, службы в армии. Его основа – экспрессивные эквиваленты разговорно-бытовой лексики («чувак» – парень, «локаторы» – уши, «бабки» – деньги).


2.2. Языковые особенности молодежного жаргона

В лексике сленга можно выделить несколько групп:

Первая и самая большая группа слов образована от общенародной русской лексики путем переосмысления («вобла» – худая девушка, «дрыгаться» – танцевать). Сюда же относят и образование новых слов как аббревиатур («чмо» – дурак, тупица, (от: человек морально опущенный), «зоя» – "злюка" (от: змея особо ядовитая).

Вторая группа – заимствования из арго, условно-профессиональных языков: «бабки» – деньги, «чувиха» – девушка. Однако из арго в молодежный жаргон переходит гораздо больше слов, чем из жаргона в арго. Это объясняется относительной устойчивостью арго, базирующейся на традициях преступной среды, и быстрой сменой лексики молодежного жаргона, часто зависящей от влияния моды.

Третья группа – заимствования из других языков. Сейчас в сленге значительное место занимают заимствования из английского языка, а точнее его американского варианта. И это не случайно. За последние 25 лет в русских язык перешло большое количество американизмов: «зипер» – молния, «герла» – девушка, «мэн» – парень. Часто иностранные слова искажаются, изменяются на русский манер типа «бёздник» – день рождения, «выдринкать» – выпить. Все чаще стали употребляться несклоняемые существительные: «пати» – вечеринка, «тату» – татуировка.

Четвертая группа – это сближение слов на основе звукового подобия, звуковой перенос: к примеру, «лимон» вместо миллион, «мыло», «Емеля» вместо e-mail (от английского слова - электронная почта).

В то же время значение многих жаргонных слов размыто. «Афигеть», «круто», «капец» могут быть и положительной, и отрицательной оценкой ситуации. Слова типа «блин» и «о май гад» используются в жаргоне только в качестве эмоциональных восклицаний, они теряют свое значение, заменяя его как положительной, так и отрицательной эмоцией.

2.3. Причины использования молодежного  жаргона

Причин использования жаргона много. Это, во-первых, желание отделиться от старших, говорить со сверстниками на «своем языке». Неформальное общение подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах, потребность самоутвердиться. Другой причиной употребления в молодежной речи жаргонизмов является потребность молодых людей в самовыражении и встречном понимании. Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения.

Юношей и девушек отчасти привлекает к употреблению жаргонизмов выраженное в слове пренебрежение к случаю, опасности, смерти («засыпаться» – не сдать экзамен, «погореть» – попасться при совершении плохого поступка, «жмурик» – покойник). Молодых людей привлекает в жаргонизмах звучание, эмоционально-экспрессивная окраска. Отсюда такие оценочные слова: «потрясно», «обалдеть», «убойный», «кайф». Сленг богат и смешными словами, чем снимает грубость некоторых выражений («копыта» – ноги, «филолух» – студент филологического факультета).


Выводы

Анализируя научную литературу  по данной проблеме (В.В. Виноградова, Н.М.Шанского, Л.П.Крысина, различные учебники и лингвистические словари), я выяснила, что в разные периоды истории человеческого общества, возникали сообщества людей, объединенных общим делом, интересами, сознанием братства и отчужденности от окружающего мира, которые изобретали свои, особые способы общения, используя при этом приемы шифрования, сокрытия информации.

Также поняла, что определить однозначно принадлежность жаргонов к нормативной или ненормативной лексике невозможно. Жаргон может возникать в любом устойчивом и более-менее замкнутом коллективе. Классифицируется на три наиболее чётко выраженных вида: сленг, арго, профессиональные жаргоны.

Учитывая различные трактовки жаргона, я определила, что жаргон – это разновидность речи, которая используется определенными социальными или объединенными общими интересами группами, имеющая ярко выраженный экспрессивный оценочный характер и несущая тайный, непонятный для всех смысл.


Глава 3. Результаты лингвистического исследования особенностей школьного жаргона

3.1. Организация исследования

Цель учебно-исследовательской работы: Изучение причин употребления жаргонизмов и источников их проникновения в подростковый лексикон

Гипотезы:

  1.  Предполагаю, что основной причиной употребления жаргонизмов школьниками является то, что им трудно выразить свои мысли посредством литературного языка
  2.  По моему мнению, главный источник проникновения жаргонизмов в подростковый лексикон – это СМИ, а точнее, телевидение и интернет

Для того, чтобы доказать выдвинутые гипотезы, мною было проведено анкетирование учащихся.

3.2. Метод исследования. Анкетирование

В анкетировании приняли участие 68 учеников МБОУ Гимназии: 24 ученика из 5-го класса, 25 из 8-го и 19 из 10-го.

Возраст респондентов: от 12 до 17 лет.

Время проведения анкетирования: 2-4 марта 2015г.

Композиция методики:

  1.  Вступление (обращение к ученикам), где излагаются тема, цели опроса, объясняется техника заполнения анкеты и обоснование понятия «жаргон».
  2.  Анкета, где в начале помещена «“паспортичка” - совокупность демографических, экономических и профессиональных сведений»13, помогающая выяснить номер класса опрашиваемых, следом расположены наиболее простые вопросы, с предложенными вариантами ответов, вводящие в курс обсуждаемой проблемы, а сложные вопросы, требующие размышлений, работы памяти, размещены в конце.

Анкета:

Класс:

(Нужное подчеркнуть)

Количество книг, прочитанных за 2014 год: 

  •  0 книг
  •  1-2 книг
  •  3-5 книг
  •  6-8
  •  9 и больше

Любимые телепередачи:

Количество жаргонизмов, которые вы употребляете:

  •  от 10 слов и более
  •  от 5 до 10 слов
  •  от 1 слова до 5

Откуда узнаёте жаргонизмы?:

  •  от друзей
  •  из соц. сетей
  •  из онлайн игр
  •  из разных источников

Где используете жаргонизмы?:

  •  в общении с друзьями
  •  в соц. сетях
  •  в онлайн играх
  •  везде
  •  не использую совсем

Часто ли сидите в интернете?:

  •  часто
  •  редко
  •  не сижу

Причины употребления жаргонизмов (подчеркните что-то одно):

  •  Желание выражаться модно, оригинально и современно.
  •  Стремление быть похожими на большинство сверстников, потому  что так  говорят все.
  •  Возможность выражаться иносказательно, так, чтобы не поняли старшие: родители, учителя.
  •  Невозможность выразить свои мысли посредством литературного языка.
  •  Ликвидация агрессии, эмоциональная разгрузка.
  •  Желание казаться более взрослым.

Как вы относитесь к употреблению жаргонизмов?

  •  положительно
  •  отрицательно
  •  зависит от слова
  •  не задумывался

«Каникулы продлили на неделю» - ваша реакция:

Часто употребляемые жаргонизмы:

Автор анкеты: Муравьева Регина

Что помогают определить вопросы, предложенные в анкете:

  1.  в каком количестве опрашиваемые употребляют жаргонизмы;
  2.  источники пополнения жаргонизмов;
  3.  круг наиболее часто употребляемых жаргонизмов в речи;
  4.  причины употребления жаргонизмов в речи;
  5.  отношение школьников к жаргонным словам, употребляемым ими в собственной речи;
  6.  реакцию на предложенную речевую ситуацию;

Структура анкеты:

В анкете предлагаются 7 закрытых и 3 открытых вопроса, где респонденты сами должны сформулировать свои ответы.

Прочитав закрытый вопрос, опрашиваемые должны только подчеркнуть тот вариант, который совпадает с их мнением. В данной анкете предлагаются альтернативные вопросы, которые предполагают возможность выбора учеником только одного варианта ответа, в результате чего сумма ответов на все варианты всегда составляет 100%. Я использовала такую форму вопросов, потому что она в значительной степени сокращает время заполнения анкеты и ее подготовки для обработки в дальнейшем.

Открытые вопросы используются в данной анкете с разведывательной целью. Они не содержат подсказок в виде предлагаемых мною версий ответа, а позволяют ученику написать собственный вариант. Такой ответ, по моему мнению, будет более индивидуализирован и даст более подробную и разнообразную информацию. Поэтому открытый вопрос является здесь незаменимым инструментом, чтобы получить данные об особенностях содержания жаргонизмов в словарном запасе учеников.

Перед компоновкой анкеты, я подвергла её некоему логическому контролю, взятому из учебника Кравченко А.И. «Социология» Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (§5.Структура анкеты и виды вопросов), который позволил мне проверить ее на соответствие научным критериям качества. Были проконтролированы два основных параметра – правильность формулировки вопросов и правильность компоновки всей анкеты, ее композиция.

Логический контроль анкеты.

Каждый вопрос проверяется по следующим критериям:

1. Не забыты ли (если они нужны) такие варианты ответов, как: “не знаю”, “затрудняюсь ответить”, “не помню”, “не думал об этом” и тому подобные, дающие возможность респонденту уклониться от ответа, когда он сочтет это нужным?

2. Не следует ли добавить к некоторым закрытым вопросам позицию “другие ответы” со свободными строчками для дополнительных высказываний респондентов?

3. Относится ли вопрос ко всей совокупности опрашиваемых или только к некоторой части этой совокупности (в последнем случае добавляют вопрос-фильтр)?

4. Достаточно ли объяснена респонденту техника заполнения вопроса?

5. Нет ли логического несоответствия между смыслом формулировки вопроса и шкалой измерения?

6. Содержатся ли в формулировке вопроса слова, термины, которые могут быть непонятны опрашиваемым? Как их заменить, не нарушая смысла вопроса?

7. Не превышает ли вопрос компетентности опрашиваемого (если такое подозрение есть, нужен контрольный вопрос-фильтр на поверку компетентности)?

8. Не превышает ли вопрос возможностей памяти опрашиваемых?

9. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос? Если это так, то нужно расчленить список на тематические блоки и вместо одного вопроса сделать блок вопросов.

10. Не задевает ли вопрос самолюбия респондента, его достоинства, престижных представлений?

11. Не вызовет ли вопрос отрицательных эмоций у опрашиваемого (опасения за последствия опроса, неприятные ассоциации, печальные воспоминания и другие негативные эмоциональные состояния, нарушающие психологический комфорт ситуации опроса)?14

3.3. Анализ полученных результатов

  1.  Проведенное исследование свидетельствует о том, что читательский интерес учащихся средних и старших классов гимназии довольно низок: читающих 9 и больше книг за год всего 12%, а 0 книг – целых 2% (приложение 1, диаграмма №1). Причем, учащиеся 5-8 классов читают больше, чем учащиеся старших классов. Скорее всего, это связано с тем, что они  более  ответственно относятся к выполнению домашних заданий, их познавательный интерес более высокий, эта группа респондентов пока еще имеет много свободного времени. Но имеется и группа слабоуспевающих учащихся, которые не прочитали за год ни одной книги. В 8-ом классе эта группа учащихся довольно многочисленна – 4%! (приложение 1, диаграмма №2)
  2.  Влияние средств массовой информации, прежде всего телевидения, на пополнение жаргонизмами речи подростков. Среди самых популярных телепередач были названы «Дом-2», «Уральские пельмени», «Comedy Club», «Топ-модель по-американски», а также телесериалы: «Интерны», «Универ», «Физрук», «Молодежка». Перечень программ свидетельствует о том, что передачи, наиболее популярные в среде школьников, не отличаются познавательностью, не воспитывают в детях чувство гражданственности. К счастью, количество учеников, ответивших на этот вопрос, значительно меньше, по сравнению с теми, кто его проигнорировал.

Но зато влияние интернета довольно велико, так как число школьников, которые им пользуются, превышает 75% (приложение 1, диаграмма №3).

  1.  На вопрос «Сколько жаргонизмов вы употребляете?», всего 40% ответили - от 10 и более; 32% - от 5 до 10 слов и 28% ответили - от 1 до 5, в чём, на мой взгляд, наблюдается положительная динамика. (приложение 1, диаграмма №4)
  2.  На основе результатов анкетирования выяснила, что жаргонизмы в подростковой среде пополняются и обогащаются, в основном, благодаря кругу общения, в котором человек находится. Чаще всего, это друзья - больше 50%. (приложение 1, диаграмма №5)
  3.  На вопрос «Где используете жаргонизмы?», большинство ответило - «везде» (в общении с друзьями, в онлайн играх, в соц. сетях и тд.), но преимущественно, всё же, «в общении с друзьями» - 31%, что и не вызывает недоумения. (приложение 1, диаграмма №6)
  4.  Учащиеся гимназии в большинстве своем не задумывались над тем, что употребление жаргонизмов в своей речи может отрицательно влиять на культуру их общения с окружающими людьми. На вопрос: «Как вы относитесь к употреблению жаргонизмов?», большинство ответили «зависит от слова» - 53%, 22% об этом не задумывались и только 15% считают, что они не нужны. (приложение 1, диаграмма №7) Более того, самыми популярными ответами на вопрос «Для чего употребляете в своей речи жаргонизмы?»  в анкетах стали такие варианты (приложение 1, диаграмма №8): 
  •  Ликвидация агрессии, эмоциональная разгрузка
  •  Невозможность выразить свои мысли посредством литературного языка

Проанализировав жаргонную лексику, употребляемую учащимися 5-10 классов, выявила, что ее  тематика отражает интересы учащихся, их проблемы, она употребляется чаще всего в значении существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Кроме этого, можно говорить о том, что ее экспрессивная окраска может быть положительной, одобрительной и резко негативной, отрицательной. Причем, эти соотношения приблизительно равны. Используя слова, приведённые в качестве примеров подростками в анкете и устном опросе, я составила словарь жаргонизмов. (Приложение 2)

Для установления употребления литературных и жаргонных слов, выражающих положительную оценку события, я создала речевую ситуацию, требующую положительную или превосходную оценку. Школьникам было предложено отреагировать на ситуацию: «каникулы продлили на неделю». Долевое соотношение разных речевых реакций представлено в диаграмме №1 (см. Приложение №3). Явное превосходство отдано жаргонизмам «классно», «класс», «кул», «офигенно», «круто», «супер», меньшинство - «лол», «норм», «нифига себе». Это значит, что среди подростков жаргонная лексика является устойчивым и активно развивающимся языковым явлением в процессе неформального общения, что опять же подтверждает проблему, заявленную мною вначале.

В конечном счете, можно сделать следующий вывод: основные причины использования жаргонизмов школьниками – снятие стресса в минуты жизненных неурядиц, а также отсутствие у большинства респондентов интереса к чтению книг и, как следствие, неумение учащихся красиво, точно выражать свои мысли. Таким образом, гипотеза о том, что подросткам трудно выражать свои мысли посредством литературного языка – подтвердилась.

Но гипотеза №2 опровергалась, так как по результатам анкетирования, жаргонизмы в подростковой среде пополняются и обогащаются, в основном, благодаря кругу общения, в котором человек чаще всего находится, а не телевидению и интернету.


Заключение

Цель и задачи, поставленные в курсовой работе, мною выполнены. Изучены причины употребления жаргонизмов и источников их проникновения в подростковый лексикон, определено понятие «жаргон», прослежена история возникновения жаргона, проведено анкетирование среди учащихся 5, 8, 10 классов, создан тематический словарь жаргонной лексики обучающихся МБОУ Гимназии.

В результате изучения теории я пришла к следующим выводам:

  1.  Определить однозначно принадлежность жаргонов к нормативной или ненормативной лексике невозможно.
  2.  Жаргон – это разновидность речи, которая используется определенными социальными или объединенными общими интересами группами, имеющая ярко выраженный экспрессивный оценочный характер и несущая тайный, непонятный для всех смысл.
  3.  В молодежном жаргоне, как в зеркале, отражается процесс изменений в обществе.
  4.  Жаргон может возникать в любом устойчивом и более-менее замкнутом коллективе.
  5.  Классифицируется на три наиболее чётко выраженных вида: слэнг, арго, профессиональные жаргоны.
  6.  Молодежный жаргон включает в себя жаргоны учащейся молодежи, жаргоны солдат и матросов срочной службы, жаргоны неформальных молодежных объединений, жаргон молодежи, объединенной общими интересами.
  7.  В лексике сленга можно выделить четыре группы образований жаргонизмов: образование от общенародной русской лексики путем переосмысления, заимствования из арго, заимствования из других языков, сближение слов на основе звукового подобия.

Результаты опроса, проводимого в гимназии у 68 учащихся, следующие:

  1.  Основные причины использования жаргонизмов школьниками – ликвидация агрессии, эмоциональная разгрузка, невозможно выразить свои мысли посредством литературного языка.
  2.  Жаргонизмы в подростковой среде пополняются и обогащаются, в основном, благодаря кругу общения, в котором человек находится.

В процессе работы по отбору необходимых текстов и первичному ознакомлению с ними, я столкнулась с серьезной проблемой: как одновременно работать с таким большим количеством разнообразных текстов? В этой ситуации мне были необходимы конспекты и подобранные цитаты из прочитанных текстов. Так же была трудность с написанием исследовательской главы, так как мне ещё не приходилось делать анализ подобного масштаба.

Польза, которую я вынесла для себя от проделанной работы, заключается в том, что я узнала об истинных причинах употребления жаргонизмов и источниках их проникновения в подростковый лексикон. Следовательно, я буду стараться контролировать речь тех людей, в обществе которых наиболее часто нахожусь, а так же буду больше по возможности читать, чтобы развивать свою языковую культуру и обогащать свой словарный запас.

В заключение хотелось бы отметить, что использование жаргонной лексики учащимися должно быть  уместным в  конкретных речевых ситуациях для установления более тесных, доверительных отношений между участниками речевого акта. Способствовать этому будет, конечно же, только употребление положительно окрашенной жаргонной лексики, позволяющей и выразить эмоции,  и избежать возникновения агрессии между подростками. И здесь нельзя не согласиться с мнением Д.С.Лихачева, который в своих «Письмах о добром и прекрасном» писал: «По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллектуальности человека, степень его психологической уравновешенности»15.

Таким образом, трудно не согласиться с тем, что жаргонная лексика – это огромный пласт ненормированной русской лексики, активно использующейся в речи подростков, в частности, учащимися 5, 8, 10 классов в процессе неформального речевого общения.

Но с этим нельзя мириться. Подрастающее поколение должно четко для себя уяснить, что грамотная речь в современной России – это модно, это показатель образованности человека. И если нынешний подросток хочет быть успешным и востребованным в будущем, то сегодня, сидя за школьной партой, он должен любить и беречь русский язык, настойчиво формировать свою языковую культуру, больше читать, мыслить, спорить, отстаивать свою точку зрения, чтобы получив школьный аттестат, сформировать в себе постоянную потребность владеть грамотной устной разговорной речью. Это, конечно же, очень сложная каждодневная работа. Но это сделать необходимо сейчас и немедленно, в стенах школы, за школьной партой.

Завершить свою работу мне бы хотелось строками великой поэтессы ХХ века Анны Ахматовой:

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово!16

Действительно, «великое русское слово», доставшееся нам в наследство, мы должны сберечь.


Список информационных источников

  1.  Виноградов В.В. Избранные труды. История русского литературного языка / В.В. Виноградов. - М., 1978. - 10-64 с.
  2.  Ермакова О.П. Слова, с которыми мы встречались / О.П. Ермакова, Е.А. Земская, Р.И. Розина - М.: Азбуковник, 1999.
  3.  Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка / Л.П.  Крысин. - М: Наука, 1989.
  4.  Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачев - М., 1989.
  5.  Рахманова Л.И. Современный русский язык / Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. - М., 1997. - 223 с.
  6.  Русский язык конца ХХ столетия (1985–1995). - М.: Языки русской культуры, 1996. - 480 с.
  7.  Шанский Н.М. Современный русский язык. Просвещение / Н.М. Шанский, В.В. Иванов. -  М., 1981. - 192 с.
  8.  Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь: В 86 томах (82 т. и 4 доп.) / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - СПб., 1890-1907.
  9.  Лингвистический энциклопедический словарь / ред. В.Н. Ярцевой. - М., 1990. - 685 с.
  10.  Никитина Т.Г. Молодежный сленг. Толковый словарь: ок. 12 тыс. слов, свыше 3 тыс. фразеологизмов / Т.Г. Никитина - М.: Астрель, 2003. - 912 с.
  11.  Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Русский язык, 1998.
  12.  Быков В. Проблемы словаря русского воровского интержаргона / В. Быков // Русская феня. - Смоленск, 1994.
  13.  Крысин Л.П.  О русском языке наших дней / Л.П. Крысин // Изменяющийся языковой мир. - Пермь, 2002.
  14.  Розина Р.И. Состояние и тенденции развития общего русского сленга 2000-2003 гг. / Р.И. Розина // «Русский язык», еженедельная газета  объединения пед. изданий «Первое сентября». - 2003. - № 20.
  15.  http://grani.agni-age.net/edu/likhachev7.htm (Д.С.Лихачев. Письма о добром. СПб.: «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», 1999)
  16.  http://megabook.ru/article/Жаргон (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия)
  17.  http://speakrus.ru/mix/fesenko/fesenko.htm (Андрей и Татьяна Фесенко «Русский язык при советах»)
  18.  http://www.epwr.ru/quotation/txt_410.php (Мудрые мысли. Иван Сергеевич Тургенев)
  19.  http://www.irbis.vegu.ru/repos/10262/HTML/130.htm (Структура анкеты и виды вопросов)
  20.  http://www.labirint.ru/books/373095/ (Лекант, Касаткин, Клобуков: Современный русский литературный язык. Академический учебник)
  21.  http://www.philology.ru/linguistics2/krysin-02.htm (Крысин Л.П.  О русском языке наших дней)
  22.  http://www.slova.ru/article/7919.html («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля)
  23.  http://www.stihi-rus.ru/1/Ahmatova/76.htm (Анна Ахматова. Стихи)
  24.  https://ru.wikipedia.org/wiki/Детская_беспризорность_и_безнадзорность_в_СССР


Приложения

Приложение 1

Диаграмма № 1

Диаграмма № 2

 

Диаграмма № 3

Диаграмма №4

Диаграмма №5

Диаграмма №6

Диаграмма №7


Диаграмма №8


Приложение 2

Тематический словарь жаргонных слов и выражений учащихся

МБОУ Гимназии

  1.  Внешность

Слово

Толкование

Экспрессивная окраска

Амбал

толстяк

уничтожительная

Бандана

платок

нейтральная

Батон

ягодица

пренебрежительная

Башка ( тыква, бубен, чан)

голова

пренебрежительная

Беспантовый

некрасивый

уничтожительная

Бич

плохо одевается

пренебрежительная

Бомж

плохо одевается

пренебрежительная

Бубен

лицо

уничтожительная

Булка

ягодица

пренебрежительная

Гном

маленький

уничтожительная

Дыня

лицо

уничтожительная

Жирный

толстый

уничтожительная

Жиртрес

толстый

уничтожительная

Кабан

полный и некрасивый человек

пренебрежительная

Клешни  

руки

пренебрежительная

Кобыла (лошадь)

крупная девушка

уничтожительная

Лапонька

красивый человек

Лось ( лосина)

высокий человек

уничтожительная

Лыжи

ноги

пренебрежительная

Прыщ

человек, у которого много прыщей  

уничтожительная

Свэговый

модный

положительная

Телка

красивая девушка

положительная

Фары

глаза

пренебрежительная

Фейс

лицо

нейтральная

Хомяк

толстый

пренебрежительная

Чика

девушка

нейтральная

Шпала  

высокий

пренебрежительная

  1.  Действие

Базарить

разговаривать

нейтральная

Балдеть

получать удовольствие

нейтральная

Бухать

выпивать

уничтожительная

Включиться

понять

нейтральная

Врубиться

понять что-либо  

нейтральная

Втрескаться

влюбиться

пренебрежительная

Втюхаться

влюбиться

пренебрежительная

Гаситься

прятаться

нейтральная

Гнать

врать

пренебрежительная

Двинуть

ударить

пренебрежительная

Жрать

кушать

пренебрежительная

Завались

закрой рот

пренебрежительная

Зависать

развлекаться

нейтральная

Закимарить

задремать

нейтральная   

Западать

влюбиться

положительная

Кайфовать

получать удовольствие

нейтральная

Махаться

драться

нейтральная

Махач

драка

пренебрежительная

Могешь

можешь

нейтральная

Мочить

бить

пренебрежительная

Наехать

обратиться

уничтожительная

Расколоться  

признаться в чем-либо

нейтральная

Ржать

смеяться

нейтральная

Спалиться

быть замеченным

нейтральная

Стрелка

выяснение отношений

пренебрежительная

Тормозить

долго думать

нейтральная

Угорать

смеяться

нейтральная

Хавать

кушать

нейтральная

Хай

привет

нейтральная

Шухер

опасность

нейтральная

Я не догоняю

я не понимаю

нейтральная

  1.  Деньги

Бабло

деньги

пренебрежительная

Бабки

деньги

пренебрежительная

Косарь

тысяча рублей

нейтральная

Лям

один миллион

нейтральная

Полтос

50 рублей

нейтральная

Пятихатка

500 рублей

нейтральная

Сотка

100 рублей

нейтральная

Чирик

10 рублей  

нейтральная

  1.  Друзья и родители

Братиш

очень хороший друг

положительная

Братишка

очень хороший друг

положительная

Бро

очень хороший друг

положительная

Бротюнь

очень хороший друг

положительная

Дружбан

очень хороший друг

положительная

Дружище

друг

положительная

Кореш

очень хороший друг

положительная

Предки

родители

нейтральная

Родоки

родители

нейтральная

Чувак  

очень хороший друг

положительная

  1.  Одежда

Боты

ботинки

нейтральная

Кепарик

кепка

пренебрежительная

Кроссы

кроссовки

нейтральная

Прикид

одежда

нейтральная  (зависит от того, где употребляется)

Треники

спортивные штаны

нейтральная

Тряпки

одежда

нейтральная

Шмотки

одежда

нейтральная

Шмотье

одежда

пренебрежительная

  1.  Оценка действий

Беспредел

за гранью чего- либо

нейтральная ( зависит от того, где употребляется)

В натуре  

правда

нейтральная

Кайф

хорошо; наслаждение

нейтральная

Классно

хорошо, отлично

восхищение

Клево

хорошо, отлично

положительная, с восхищением

Круто

красиво

положительная

Круть

хорошо, отлично

нейтральная

Метко

хорошо, отлично

нейтральная

Молоток

молодец

положительная

Найс

хорошо, отлично

нейтральная

Ништяк

отлично

положительная

Окей

хорошо

нейтральная

Отпад

хорошо, отлично

нейтральная

Прикольно

хорошо; красиво

положительная

Стремно

стыдно, противно

нейтральная ( зависит от того, где употребляется)

Фигня

ерунда

нейтральная

Четко

хорошо, отлично

положительная

  1.  Оценка человека

Алкаш

алкоголик

пренебрежительная

Баран

глупый

уничтожительная

Баклан

глупый

пренебрежительная

Гопники

хулиганы

пренебрежительная

Дебил

глупый

уничтожительная

Карапуз

маленький

нейтральная

Карлик

маленький, короткий

пренебрежительная

Колобок

маленький, толстенький  

пренебрежительная

Курица

вредная и непоседливая девчонка

нейтральная

Лалка (лалский)

смешной

пренебрежительная

Лошара (лох)

человек, который не вызывает уважения; невезучий человек

пренебрежительная

Лузер

неудачник

пренебрежительная

Негритос

чернокожий человек

пренебрежительная

Нуб (нубас)

человек, который начинает осваивать какой-либо вид деятельности

нейтральная

Овца

глупая девушка; вредная

пренебрежительная

Олень

глупый

пренебрежительная

Стукач

человек, который жалуется

пренебрежительная

Тормоз

человек, который долго думает

пренебрежительная

Трепло

человек, который много говорит;  человек, который жалуется

пренебрежительная

Тугодум

человек, который долго думает

пренебрежительная

Тупой

глупый

пренебрежительная

Чайник

человек, который ничего не понимает  

пренебрежительная

Черномазый

чернокожий человек

пренебрежительная

  1.  Транспорт и техника

Бич-мобиль

отечественный автомобиль

пренебрежительная

Буханка

автомобиль, типа ГАЗ

нейтральная

Клава

компьютерная клавиатура

нейтральная

Комп

компьютер

нейтральная

Легковушка

автомобиль

нейтральная

Мобила

сотовый телефон

нейтральная

Развалюха

очень старый автомобиль

пренебрежительная

Сарай

очень старый автомобиль

пренебрежительная

Сотик

сотовый телефон

нейтральная

Тачка

любой автомобиль

нейтральная

Толчок

туалет

пренебрежительная

  1.  Школа

Биологичка

учитель биологии

нейтральная

Ботан

хорошо учащийся ученик

нейтральная

Ботаник

хорошо учащийся ученик

нейтральная

Дирик

директор

нейтральная

Домашка

домашняя работа

нейтральная

Географичка

учительница географии

нейтральная

Задрот (задер)

ученик, который все учит; ученик, который все знает

нейтральная

Историк

учитель истории

нейтральная

Камчатка

последние парты

нейтральная

Кол

единица

нейтральная

Литераторша

учительница литературы

нейтральная

Математичка

учительница математики

нейтральная

Препод

учитель

нейтральная

Руссичка

учитель русского языка

Нейтральная

Троян

три

нейтральная

Училка

учитель

нейтральная

Физичка

учитель физики

нейтральная

Физ–ра

физкультура

нейтральная

Шмакодявки

ученики начальных классов  

пренебрежительная

Шпора

шпаргалка

нейтральная


Приложение 3

Диаграмма №1

Соотношение употребления литературных и жаргонных слов, выражающих положительную оценку

1 http://www.epwr.ru/quotation/txt_410.php

2 http://www.myshared.ru/slide/944087/ 

3 http://www.vehi.net/brokgauz/ (Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона) Жаргон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

4 http://www.slova.ru/article/7919.html (Толковый словарь живаго великорусскаго языка В. Даля)

5 http://www.philology.ru/linguistics2/vinogradov-78a.htm (Виноградов В. В. Избранные труды. История русского литературного языка. - М., 1978. - С. 10-64)

6 http://tapemark.narod.ru/les/151a.html 

7 http://www.labirint.ru/books/373095/ 

8 http://megabook.ru/article/Жаргон 

9 https://ru.wikipedia.org/wiki/Детская_беспризорность_и_безнадзорность_в_СССР 

10 http://speakrus.ru/mix/fesenko/fesenko.htm (А. и Т. Фесенко, Русский язык при Советах, Нью-Йорк, 1955)

11 Л.И.Рахманова, В.Н. Суздальцева. Современный русский язык. с. 223.

12 https://ru.wikipedia.org/wiki/Жаргон 

13 http://www.irbis.vegu.ru/repos/10262/HTML/130.htm 

14 http://www.irbis.vegu.ru/repos/10262/HTML/130.htm 

15 http://grani.agni-age.net/edu/likhachev7.htm 

16 http://www.stihi-rus.ru/1/Ahmatova/76.htm 



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
10874. Синтаксическое своеобразие языка профессионального общения (с учетом специфики специальности). Употребление синтаксических конструкций в профессиональной речи (предмет и его квалификация, классификация, принадлежность к определенному классу и т.д.) 11.26 KB
  Синтаксические конструкции словосочетание простое и сложное предложения осложненные конструкции 2. Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса которая выполняет коммуникативную функцию входит в речь только в составе предложения. Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания – сочетания однородных членов предложения. Словосочетаниями не являются: грамматическая основа; однородные члены предложения; служебная часть речи существительное; фразеологизм; повторы слов.
18183. Влияние статусного положения в группе и выраженность коммуникативных умений подростков на формирование самосознания подростков 1.09 MB
  Гипотеза: мы предполагаем что на формирование самосознания у подростков влияют такие социально-психологические особенности как статусное положение подростка в группе и выраженность коммуникативных умений. Практическая значимость данной работы заключается в том что результаты полученные в ходе исследования будут полезны практическим психологам педагогам классным руководителям социальным работникам и родителям с целью развития самосознания у подростков. Она писала что в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежний...
1040. Методы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста, как средство формирования связной речи 50.18 KB
  Выделяются две основные сферы общения дошкольника — со взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями
20148. Образование и употребление пассивного залога 29.71 KB
  Text №1 Lesen Sie den Text Erläutern Sie inwiefern sich usstellungen und Messen einerseits unterscheiden inwiefern sich ber die moderne Messe wieder n die usstellung nnähert usstellungen usstellungen sind Schuvernstltungen die Fchbesucher und Öffentlichkeit gleichermßen nsprechen und der Informtion und Repräsenttion dienen sollen. llgemeine usstellungen wenden sich ufklärend und werbend für bestimmte Wirtschftsräume oder Wirtschftsprobleme n die llgemeinheit. Seit dem Mittellter hben sich die Messen ls wichtige Märkte vor llem für...
7603. Дидактическая игра как средство развития лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня 201.45 KB
  Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
14505. Письмо как вид речевой деятельности. Особенности обучения письму и письменной речи. Требования программы. Упражнения для обучения письму и письменной речи 10.69 KB
  Упражнения для обучения письму и письменной речи. Упражнения: начертание букв буквосочетаний и слов по образцу в печатном И прописном; списывание с выполнением заданий подчеркнуть указанные графемы; группировка слов по определенным признакам долгий краткий согласный; конструирование слов из букв. Упражнения: копирование текста списывание с заданиями вставить недостающие буквы; орфографические игры кроссворды; диктанты слуховой зрительный Особенности обучению письменной речи: Обучение письменной речи осуществляется при помощи...
21401. Проблема самосознания подростков 129.24 KB
  Эти результаты указывают на характерную сам самоуверенность этих подростков они ощущают силу собственного Я осознают ценность собственной личности и вместе с тем привлекательность и ценность своего Я для окружающих людей. Этой группе подростков свойственно ощущение своей самодостаточности. Так же следует отметить что для этой группы подростков уровень напряженности психологических защит имеют значения среднего уровня или ниже среднего.
11602. Эмоциональный интеллект виктимных подростков 669.01 KB
  Особенностью современного развития российского государства является движение к социальным ориентирам, предполагающим создание благоприятных условий для гуманизации общества. Происходящие в государственных масштабах инновации обусловливают комплексные социально-психологические
3942. Культурно-досуговая деятельность подростков 400 KB
  Досуг - необходимая часть жизни любого человека, а особенно подростка, который находится в активном процессе развития. В связи с этим организация досуга приобретает большую значимость, так как свободное время является одним из важнейших средств формирования личности молодого человека.
18090. Формирование бесконфликтных взаимоотношений подростков 102.93 KB
  Что касается конфликтного взаимодействия учителя с коллегами родителями учащихся школьной администрацией то оно подчиняется общепринятым нормам делового общения и может быть предметом специального рассмотрения. Новизна исследования обусловлена тем что данная область педагогики – педагогическая конфликтология - мало изучена. Практическая значимость исследования заключается в том что теоретические выводы практические наработки и методические рекомендации выполненные в работе могут быть использованы в работе психолога-практика в...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.