Международное право прав человека

Права человека как отрасль международного права. Европейский Суд по правам человека. Термин права человека droits de lhomme впервые появляется во французской Декларации прав человека и гражданина в 1789 г. Актуальность работы обусловлена тем что одним из вопросов положения личности в обществе является вопрос о юридических механизмах защиты прав и свобод человека.

2014-06-21

3.13 MB

67 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


red54;;Тема: Международное право прав человека

Содержание 

Введение 3

1. Права человека как отрасль международного права 4

2. Европейский Суд по правам человека 10

Список используемой литературы 13

Приложения 14


Введение

Термин «права человека»  (droits de l'homme) впервые появляется во французской Декларации прав человека и гражданина в 1789 г. в формулировках декларации. Здесь шла речь об установлении юридически формального равенства между людьми и закреплению того факта, что «гражданин» имеет по отношению к власти не только обязанности, но и права.

Актуальность работы обусловлена тем, что одним из вопросов положения личности в обществе является вопрос о юридических механизмах защиты прав и свобод человека. Необходимость таких механизмов обусловлена природой правового государства, в котором условием развития его демократических институтов служит приоритет незыблемости прав человека и обязанность государства обеспечить эти права. 

Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина больше не входит в сферу, регулируемую исключительно нормами национального права. Государство, принимая на себя международно-правовое обязательство в сфере прав и свобод человека, должно обеспечить согласование с ним своего национального законодательства. Современное правовое государство, независимо от особенностей его политического и общественного строя, в силу своих основных принципов должно признавать и гарантировать права и свободы человека без какого бы то ни было различия по признаку расы, вероисповедания, пола, языка, национальности и другим признакам.

В общем виде, с современной точки зрения, права человека могут быть представлены как «признаваемые и охраняемые обществом, государством и международным сообществом определенные равные социальные возможности для отдельных лиц и их объединений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных общественных, в том числе в правовых отношениях».

Цель данной работыизучить основные положения международно-правового регулирования в сфере прав и свобод человека.

1. Права человека как отрасль международного права

Международное право в области прав человека - это совокупность принципов и норм, регулирующих международную защиту прав и основных свобод индивидов и представляющих собой международные стандарты в области прав человека для национального права.2 

Международное право прав человека (international law of human rights) - специфическая отрасль международного права, регулирующая межгосударственные отношения в области прав человека. 

Координационным центром сотрудничества государств в области прав человека является ООН.

В рамках ООН разработаны важнейшие международно-правовые акты по защите прав и свобод человека, фактически установившие международные стандарты в этой области. Основа - договоры системы ООН, а также региональных организаций (основные - в системах Совета Европы, Африканского Союза и Организации американских государств). 

Международное право в области прав человека тесно связано с такими отраслями международного права как право беженцев и международное гуманитарное право.

Вопрос о закреплении и обеспечении прав человека в масштабе мирового сообщества со всей актуальностью поставила Вторая мировая война.

Чудовищные последствия этой войны побудили мировое сообщество к созданию в 1945 г. Организации Объединенных Наций, Устав которой закрепил общие принципы обеспечения мира и безопасности, соблюдения прав человека. 

Всеобщая декларация прав человека была принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) (Международный пакт о правах человека) от 10 декабря 1948 года. Декларация определяет базовые права человека (Приложение 1).

В Декларации впервые были разработаны в комплексе не национальные, а общечеловеческие, наднациональные, международное признанные стандарты прав и свобод. Декларация, например, провозглашала такие права человека, как право покидать свою страну и возвращаться, право выбирать место своего жительства, право на забастовку и др. 

Поскольку ее основной задачей была разработка именно прав и свобод человека, более общее понятие - понятие статуса человека - для достижения главной цели было искусственно расчленено. Из него была выделена только одна часть - права и свободы, в ущерб другим составляющим этого понятия, и, прежде всего, обязанностям человека.

Декларация имеет только статус рекомендации, но на её основании приняты два обязательных для участников договора: 

1) Международный пакт о гражданских и политических правах и 

2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. 

Эти, уже обязательные для участвующих стран нормативные акты, совместно с декларацией они стали называться Международным биллем о правах.3

Заключительный Акт СБСЕ 1975 г. В данном акте впервые нормативные предписания об уважении прав человека и основных свобод были сформулированы в виде самостоятельного принципа современного международного права. С этого времени соблюдение государствами общепринятых прав и свобод человека становится не просто договорной формой международного права, но нормой-принципом, т.е. обязанностью, исполнения которой может потребовать каждый. Теперь уже отпала сама необходимость доказывания самого права на существование концепции уважения и соблюдения прав и свобод человека.

Основные договоры ООН по правам человека:

. Конвенция о пресечении преступления геноцида и наказания за него  1948 г.;

2. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965, в силе с 1969 г.).

3. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979, в силе с 1981 г., есть факультативный протокол).

4. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984, в силе с 1987 г., есть факультативный протокол).

54. Конвенция о правах ребёнка (1989, в силе с 1990 г., есть три факультативных протокола, один из которых, на 2012 год, ещё не вступил в силу).

6. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990, в силе с 2003 г.).

7. Конвенция о правах инвалидов (2006, в силе с 2008 г., есть факультативный протокол).

8. Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений (2006, в силе с 2010 г.).

У всех упомянутых конвенций предусмотрены механизмы рассмотрения надзирающими за их выполнением комитетами заявлений о нарушениях конвенций теми странами, которые соглашаются на такое рассмотрение, сделав особое заявление или присоединившись к факультативному протоколу. 

Механизмы рассмотрения заявлений о нарушениях конвенций о правах трудящихся-мигрантов и о правах ребёнка, на февраль 2012 года, ещё не работают - в первом случае необходимо, чтобы на рассмотрение заявлений о нарушениях согласились как минимум 10 государств, во втором соответствующий факультативный протокол ещё не вступил в силу. 

Заявления о нарушениях могут подавать как другие государства-участники (однако, по состоянию на 2011 год государства этим правом никогда не пользовались), так и люди, считающие себя жертвами нарушений конвенций.

Схема рассмотрения жалоб о нарушениях прав человека в Комитете по правам человека в Приложении 2.

Международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека, называют международными стандартами в области прав человека. Это обязательства государств не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой, национальной и другой дискриминации). Стандарты могут быть универсальными, то есть признанными во всем мире, и региональными.

К числу региональных международно-правовых актов, регламенти-рующих весь комплекс основных прав и свобод человека, можно отнести Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (с одиннадцатью протоколами), Американскую конвенцию прав человека 1969 г., Африканскую хартию прав человека и народов 1981 г., Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г.

Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными.

В этой связи следует отметить стандарты, действующие в рамках европейского права.

Европейское право относится к новым юридическим феноменам международной жизни и свою недолгую историю ведет с создания на континенте сначала Совета Европы (1949), а затем трех европейских сообществЕвропейского объединения угля и стали (1951), Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии (1957). 

Важным рубежом в развитии европейского права стала трансформация трех названных европейских сообществ в Европейский Союз (1992) (Приложение 3).

Европейское право выступает как особая, самостоятельная правовая система, существующая наряду с национальными правовыми системами и системой международного права.

Сегодня европейское право можно определить как систему юридических норм, создаваемых в связи с образованием и функционированием европейских международных организаций (прежде всего Европейского Союза и Совета Европы) и действующих и применяемых в пределах их юрисдикции на основе и в соответствии с международными договорами, общими принципами европейского права, а равно принципами и нормами международного права.

Все государствачлены Европейского Союза основывают свои правовые установления на общих принципах европейского права. Учредительные акты Европейского Союза относят к числу таковых права и свободы человека в том виде, как они определены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 г.

Конвенция закрепила широкий круг личных, политических и социально-экономических прав и свобод. Она была принята в рамках Совета Европы.

В соответствии со ст. 3 Устава Совета Европы (Устав был подписан 5 мая 1949 г. в Лондоне) каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и обеспечивать всем лицам, находящимся под его юрисдикцией, пользование правами и основными свободами.

Сотрудничество ради достижения этой цели включает заключение и реализацию конвенций, протоколов и соглашений, которые посвящены правам человека, вопросам образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, спорта и многим другим вопросам. 

В их числе Европейская социальная хартия (1961, пересмотрена в 1996), Европейская конвенция о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987), Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995г.), Европейская конвенция о гражданстве (1998), ряд актов уголовно-правового и процессуального характерао выдаче (1957), о взаимной помощи по уголовным делам (1959), об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990) и другие.

Международный механизм контроля защиты прав и свободы человека предусматривает два уровня: 1) универсальный; 2) региональный.

На универсальном уровне контроль осуществляется ООН (ГА, ЭКОСОС, Верховный комиссар по правам человека, Комиссия по правам женщин, Комитет против пыток и др.).

Вместе с глобальным процессом развития института прав и свобод человека, необходимо отметить и развитие правовой регламентации обязательств государств в области прав и свобод человека на региональном уровне. К таким соглашениям, имеющим юридически обязательный характер, можно отнести Африканскую Хартию по правам человека и правам народов, Американскую Конвенцию о правах человека, Конвенцию Совета Европы о защите прав человека и фундаментальных свобод (Европейская Конвенция прав человека), а также Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека.

Существуют три основные формы контроля за соблюдением прав человека (Приложение 4):

) рассмотрение в ООН периодических докладов государств;

) рассмотрение споров о толковании и осуществлении конкретных соглашений;

) рассмотрение индивидуальных петиций.

Таким образом, права человека как отрасль международного права представляет собой совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности реализации и защиты признаваемых за ними прав и свобод.

Права человека как отрасль современного международного права включает в себя нормы и принципы, относящиеся к защите прав человека. В основе их лежит закрепленная в Уставе ООН обязанность государств соблюдать права человека и основные свободы всех лиц, без различия расы, пола, языка и религии. Этот принцип в самом кратком виде выражает сущность данной отрасли права и определяет ее характерные особенности.


2. Европейский Суд по правам человека

Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) создан и эффективно действует в рамках Европейской конвенции, - как постоянный судебный орган, который уполномочен рассматривать споры по поводу толкования и применения положений конвенции, а равно споры по поводу предполагаемого нарушения прав и свобод закрепленных в конвенции.4 

ЕСПЧ учрежден в соответствии со ст. 19 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой в целях обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя договаривающимися сторонами по Конвенции и Протоколам к ней, учреждается Европейский Суд по правам человека. Он работает на постоянной основе.

Данный судебный орган уполномочен принимать решения, заставляющие государство-ответчика исправлять нарушения прав человека. При этом в Европейский Суд по правам человека вправе обращаться государства-участники конвенции, неправительственные организации, а также, что является особенно важным, граждане государства-участника конвенции с индивидуальными жалобами по поводу предполагаемого нарушения их прав и свобод, предусмотренных конвенцией. Принятые Судом за 50 лет решения имеют значение прецедентов и служат важными источниками, которые обязательно используются Судом при обосновании своих решений, а также заявителями при подготовке жалоб о нарушении прав и свобод, гарантированных Конвенцией.5

В лице Европейского Суда впервые в современную эпоху над-национальный юрисдикционный орган был наделен подобной компетенцией, и ее последовательное, все возрастающее по масштабам и эффективности использование Европейским Судом стало важным фактором развития международной системы защиты прав человека и в конечном счете обеспечило авторитет и престиж этого международного судебного органа.

Решения Европейского Суда носят обязательный характер для государства или государств, против которых эти решения вынесены.

В настоящее время в Совет Европы входят 44 государства Европы.

января 1996 г. Россия была принята в Совет Европы и стала участницей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и ряда других основополагающих конвенций, взяв на себя обязательство по соблюдению и применению на своей территории их норм.

В Федеральном законе «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» от 30 марта 1998 г. содержится заявление о признании обязательными для Российской Федерации как юрисдикции Европейского Суда по правам человека, так и решений этого суда, а также заявлений о праве российских граждан на обращение в названный суд за защитой своих нарушенных прав в течение шести месяцев после того, как исчерпаны внутригосударственные средства защиты этих прав.

Это обязательство для России проистекает и из положений п. 4 ст. 15 Конституции РФ, где сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. 

C 1 ноября 2012 г. судьей от России в Европейском суде по правам человека избран Дмитрий Дедов, бывший до этого судьей Высшего арбитражного суда России. 

Согласно статистике ЕСПЧ, количество дел из России, передаваемых судейским составам, меняется следующим образом:6

год.

год.

год.

год.

год.

год

год.

Так, по состоянию на январь 2010 года Судом приняты решения по существу по 862 российским делам, в 815 из которых было установлено нарушение хотя бы одной из статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Таким образом, все законодательство России в области соблюдения и защиты прав человека подлежит приведению в соответствие с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и иными конвенциями подписанными в рамках Совета Европы.

В целом же, право, созданное в рамках Совета Европы (и прежде всего на основе и в процессе применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод) обязательное и значимое для России как члена Совета Европы и ее граждан, является составной частью действующего европейского права.

Кроме того, Россия признала обязательной юрисдикцию Европейского Суда по правам человека, следовательно, граждане России имеют право на защиту своих прав и свобод, гарантированных вышеупомянутой Европейской конвенцией, в этом Суде.


Список используемой литературы

  1.  Абдулаев М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев - М.: Финансовый контроль, 2007.с.
  2.  Бархатова Е.Ю. Шпаргалка по международному праву: учеб. пособие / Е.Ю. Бархатова. - М.: ТК Велби, 2005. - 40 с.
  3.  Живарев В.Е. Международное право. Учебный курс / В.Е. Живарев. - М.: МИЭМП, 2010. – 135 с.
  4.  Исмаилов Б.И. Становление современной системы международно-правовой защиты прав человека: Учебное пособие / Б.И. Исмаилов. - Т.: РЦПКЮ. - 2012. - 76 с.
  5.  Права человека: теория и практика. Сборник научных трудов / Под. ред. Г.И. Курдюкова, П.А. Кабанова. – Нижнекамск: Нижнекамский филиал МГЭИ, 2002. - 296 с.
  6.  Саидов А.Х. Международное право прав человека. Учебное пособие / А.Х. Саидов; Отв. ред. Б.Н. Топорнин. - М.: МЗ Пресс, 2012. – 275 с.
  7.  Саидов А.Х. Международное право в схемах и определениях / А.Х. Саидов.М.: Юристъ, 2004. - 349 с.
  8.  Международное право. Учебник / В М. Шумилов. - М.: ТК Велби, 2010.с.


Приложения

Приложение 1

Приложение 2


Приложение 3


Приложение 4

2 Саидов А.Х. Международное право прав человека. Учебное пособие / А.Х. Саидов; Отв. ред. Б.Н. Топорнин. - М.: МЗ Пресс, 2012.275 с.

3 Исмаилов Б.И. Становление современной системы международно-правовой защиты прав человека: Учебное пособие / Б.И. Исмаилов. - Т.: РЦПКЮ. - 2012. - 76 с.

4 Абдулаев М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев - М.: Финансовый контроль, 2007410 с.

5 Живарев В.Е. Международное право. Учебный курс / В.Е. Живарев. - М.: МИЭМП, 2010.135 с.

6 Там же.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
13053. Международное право 34.96 KB
  В современный период в связи с глобализацией международных отношений, усилением экономической и хозяйственной интеграции между государствами повышается роль и значение международного публичного права. На развитие международного права в ХXI веке значительное влияние оказывает научно-техническая революция
6021. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО 24.76 KB
  Данные нормы создаются путем заключения соответствующего договора или путем молчаливо выраженного соглашения между субъектами международного права обычай. Обеспечиваются нормы международного права международным принуждением формы характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях. Особенности международного права...
17105. СООТНОШЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ПРАВ ГРАЖДАНИНА 28.32 KB
  Теоретико-правовое исследование соотношения прав человека и прав гражданина актуально на фоне происходящих в мире процессов глобализации и интеграции, которые способствуют сближению экономических, правовых и социокультурных пространств. В праве происходит процесс взаимопроникновения международного и национального права, который наиболее ярко проявляется в сфере обеспечения и регулирования прав личности.
4180. Международное воздушное право 17.56 KB
  Анализ реализации норм международного воздушного права в законодательстве Республики Беларусь, проанализировать Воздушный кодекс Республики Беларусь.
5734. Международное публичное право 115.35 KB
  Из данного определения следует что наиболее существенными чертами международного права являются особые отношения которые в свою очередь регулируются системой принципов и юридическими нормами и особый круг субъектов которые участвуют в международном общении.К отношениям регулируемым нормами международного права относят отношения между государствами между государствами и международными межправительственными организациями между государствами и государствоподобными образованиями между международными межправительственными организациями....
4179. Международное космическое право 13.29 KB
  Правовой режим космических объектов и космических экипажей. Осуществление юрисдикции и контроля над международными орбитальными космическими полетами.
4168. Международное экономическое право 16.15 KB
  Вопросы правового регулирования экономического сотрудничества государств на региональном уровне. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)
14864. Международное частное право: шпаргалка 49.48 KB
  Смысл и цели применения иностранного права. Место МЧП в системе права. Применение права страны со множественностью правовых систем. Установление содержания иностранного права.
6814. Особенности социально-экономических и культурных прав: 1) они одновременно являются и правами, и гарантиями; 2) конкретизируются в специальном законодательстве; 3) преследуют общесоциальные цели. Они составляют особую группу основных прав человека и гражд 7.53 KB
  Основные принципы правового положения человека и гражданина в РФ. Гарантии прав и свобод человека и гражданина – правовые средства обеспечивающие реализацию указанных прав и свобод. Конституционные гарантии: Обязанность государства защищать права и свободы; Самозащита прав и свобод; Международная защита прав и свобод; Возмещение вреда; Неотменяемость прав и свобод; Возраст. гарантии прав и свобод это те способы закрепленные в К.
2413. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 16.73 KB
  Особенности конституционных прав и свобод: Конституционные права и свободы а также обязанности возникают непосредственно на основе Конституции а не на основе конкретных правоотношений. Данные права свободы и обязанности реализуются через правоотношения регулируемые другими отраслями права. По времени своего формирования: а права и свободы первого поколения – были сформулированы в процессе буржуазных революций...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.