Исследование развития звуковой культуры речи у детей младшего школьного возраста

Рассмотреть этапы работы по развитию речи детей; раскрыть особенности формирования звуковой культуры речи у детей и основные направления данной работы; изучить программные требования к процессу формирования звуковой культуры речи; исследовать основные методы и приемы работы по формированию ЗКР у детей младшего школьного возраста.

2015-08-16

39.16 KB

57 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Содержание

[1] Введение

[2] Глава 1. Теоретические основы процесса формирования звуковой культуры речи

[2.1] 1.1. Особенности формирования звуковой культуры речи ребенка

[2.2] 1.2. Основные направления и этапы работы по формированию звуковой культуры речи

[2.3] 1.3. Методика работы по формированию

[2.4] звуковой культуры речи

[2.4.1] 1.3.1. Знакомство со звуками русского языка в период обучения грамоте

[2.4.2] 1.3.2. Упражнения на развитие фонематического слуха у младших школьников

[2.4.3] 1.3.3. Обучение звуко- слоговому анализу

[2.5] Тема урока: «Письмо строчной буквы д»

[3] Глава 2. Исследование развития звуковой культуры речи у детей младшего школьного возраста

[3.1] 2.1. Структура методики

[3.2] 3.2. Речевые пробы и система их оценки

[3.3] 3.3. Обработка и анализ результатов исследования

[4] Заключение

[5] Список использованной литературы:

Введение

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. Сила красноречия ценилась людьми с античных времен. Еще до нашей эры (V-IV века) наблюдался бурный расцвет ораторского искусства – это было время широкого подъема политической и экономической жизни Древней Греции, расцвета ее науки. Большой интерес (ив настоящее время он не исчез) представляют работы выдающегося мыслителя Аристотеля, который дает глубокий анализ языка, стиля, построения речи ораторов. Вспомним его знаменитое изречение: «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели»1.

Это подчеркивает значимость изучаемой проблемы. Человеческое общество овладело средством общения давно, и у его лучших представителей затем возникла мысль о создании науки о языке, которая в наше время достигла подлинного расцвета. Однако она не могла возникнуть сразу и на пустом месте, а лишь опираясь на исследования крупных языковедов.

О проявлении у дошкольников большой чуткости к слову говорят многочисленные исследования и высказывания лингвистов, психологов, писателей и родителей (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и другие).

Нужно отметить, что языковая способность непременно должна включать в себя  развитие чувства языка. Оно вступает в силу тогда, когда ребенок должен комбинировать языковые единицы в высказывание. Подчеркнем, что это творческое комбинирование во всех смыслах. Во-первых, ситуации речевого общения постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях. Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой способности.

Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков и составляют языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей.    

Тема данной курсовой работы: Работа над звуковой культурой речи в период обучения грамоте.

Цель работы: исследование методики формирования звуковой культуры речи у детей младшего школьного возраста.

Объектом исследования является организация речевого воспитания младших школьников на уроках обучения грамоте.

Предметом исследования выступает методика воспитания у детей звуковой культуры.

Исходя из цели, можно сформулировать задачи исследования:

  •  дать понятие культуры речи;
  •  рассмотреть этапы работы по развитию речи детей;
  •  раскрыть  особенности формирования звуковой культуры речи у детей и основные направления данной работы;
  •  изучить программные требования к процессу формирования звуковой культуры речи;
  •  исследовать основные методы и приемы работы по формированию ЗКР у детей младшего школьного возраста.

При написании работы использовалась литература известных педагогов и психологов: Ушаковой О.С., Левиной Р.Е., Ладыженской Т.Д., Гвоздева А.Н., Каше Т.А. и других, использовались также различные периодические издания.

Глава 1. Теоретические основы процесса формирования звуковой культуры речи

1.1. Особенности формирования звуковой культуры речи ребенка

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому также важно заботиться о современном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты2:

  •  звуковысотный слух;
  •  слуховое внимание;
  •  фонематический слух;
  •  восприятие темпа и ритма речи.

2. Формировать произносительную сторону речи:

  •  развивать артикуляционный аппарат;
  •  работать над речевым дыханием;
  •  воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
  •  вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т.е. хорошую дикцию;
  •  формировать нормальный темп речи, т.е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.
  1.  Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
  2.  Воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно выражать мысли, чувства и настроения с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Воспитатель должен иметь представление об основных нарушениях речи (например, носовой оттенок произношения слов, заикание), для того, чтобы своевременно выявив их, направить ребенка к специалисту.

1.2. Основные направления и этапы работы по формированию звуковой культуры речи

Основными направлениями работы над формированием звуковой культуры речи являются: развитие артикуляционного аппарата, подготовка его к произношению шипящих, развитие фонематического слуха, элементов звукового анализа слов, выработки интонационно-эмоционально-выразительной речи.

Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3—4 лет. Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных.

При работе над синтаксисом детской речи необходимо развивать умение строить разные типы предложений — простые и сложные. Дети подводятся к пересказыванию литературного произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с ним (взрослый называет одно слово или фразу, а ребенок заканчивает предложение) и, наконец, самостоятельно.

Необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказывания (описательного и повествовательного типа). 

Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности.
Детей знакомят с новыми терминами и уточняют термины «звук», «слово», с которыми они уже познакомились.

В речевой работе с детьми пятого года жизни расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению (без наглядного материала).
Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет... шапки, варежек, брюк); правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде (добрый мальчик, веселая девочка, голубое ведро).

Для развития связной речи детей учат пересказывать литературные произведения, как уже знакомые, так и впервые прочитанные на занятии.
Рассматривая картины, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины).

На шестом году жизни продолжается формирование навыков повествовательной речи, для чего детям даются схемы составления совместного рассказа — тем самым они глубже осознают структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному («Однажды...», «Как-то раз...», «Дело было летом...» и т.п.). Взрослый, давая зачин рассказу, предлагает ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз... собрались звери на полянке. Стали они... Вдруг... Взяли звери... И тогда...».)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.
Дети могут уже четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.

Одним из разделов общей культуры речи, которая характеризуется степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является произносительная сторона речи или звуковая ее культура. Основными компонентами  произносительной речи являются ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем). Остановимся на каждом из них.

ИНТОНАЦИЯ

«Под интонацией понимается совокупность произносительных средств, которыми выражаются смысловые отношения и эмоциональные оттенки речи»3.

Интонация включает ритм, темп, тембр и методику речи.

Мелодика речи – это повышение и понижение голоса для выражения  утверждения, вопроса, восклицания во фразе.

Ритм речи – это равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса.

Темп – это  скорость произношения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы – остановки в потоке речи.

СИСТЕМА ФОНЕМ

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая различать одно слово от другого (дом, ком, лом, сом). Такой звук-смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи различаются на основе артикулярных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков.

Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата: энергетический (дыхательный) – легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; генераторный (голосообразующий) – гортань; резонаторный (звукообразующий) – полость рта и носа. Взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами рече- и голосообразования, т.е. процессы дыхания, голосообразования и артикуляции регулируются деятельностью центральной нервной системы. Под ее влиянием осуществляются  действия на периферии. Так, работа дыхательного аппарата обеспечивает силу звучания голоса; работа гортани и голосовых связок – его высоту и тембр; работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию – усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость и полетность.

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма) Источником образования звуков речи служит струя воздуха, идущая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. В образовании многих звуков участвует голос. Струя  воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голосовые складки. Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют и голос не образуется, а если складки наряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос. Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяют небо, передняя часть которого – твердое небо, а задняя часть – мягкое небо, заканчивающееся маленьким язычком. Наибольшую роль в образовании звуков играет ротовая полость, т.к. она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого неба, маленького язычка.

1.3. Методика работы по формированию 

звуковой культуры речи

Работа по формированию звуковой культуры речи начинается с младшей группы детского сада. «Программа воспитания в детском саду»4 включает следующие виды работы по обучению речи на специальных занятиях: воспитание звуковой культуры речи детей; обогащение словаря; формирование грамматических навыков; обучение связной речи — монологу и диалогу — в связи с ознакомлением с окружающим: с бытовой и производственной деятельностью людей, с природой, с общественной жизнью (при участии в подготовке и проведении утренников, посвященных всенародным праздникам); ознакомление с художественной литературой; заучивание наизусть.

В процессе работы по звуковой культуре речи в каждой возрастной группе ставятся свои задачи. Формирование звуковой культуры речи в период обучения грамоте включает различные виды работы. Рассмотрим их более подробно.

1.3.1. Знакомство со звуками русского языка в период обучения грамоте

Структура процесса изучения одного звука

  1.  Показ, объяснение артикуляции звука (или группы родственных звуков), многократное произнесение звука педагогом (в обратной форме).
  2.  Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительности речи.
  3.  Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.
  4.  Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи (шутки – чистоговорки, инсценировки рассказов, дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений).

На занятиях по обучению грамоте в первом классе уделяется большое внимание правильному произношению звуков и распознаванию их в словах. Приведу пример фрагментов уроков, на которых проходило знакомство со звуками «А» и «Н».

Тема урока: Гласный звук «А», буквы А,а.

1.Повторение:  

- На какие 2 группы можно разделить все звуки?

- Какие признаки у гласных?

- Какие признаки  у согласных?

2.Выделение звука –а-:

-Произнести слово «астра».

-Какой первый звук мы слышим?

-Какой он гласный или согласный?

-Почему?

3.Упражнение в слышании звука –а-:

ТЮЛЬПАН, ВАСИЛЕК, ФИКУС, КАКТУС (Если в слове есть звук «а», дети должны хлопнуть в ладошки.)

Тема урока:  Согласные звуки «Н» и «Н», буквы «Н», «н».

1.Повторение:

а) игра «Живые буквы».

К доске вызываются 2 ученика. У одного в руках буква «А», у другого «У». Дети сближают карточки, класс читает «Ау».

Другие 2 ученика – «Уа».( объяснение слов).

2.Выделение согласных звуков «Н» и «Н,».

Называется слово, находится звук «Н» или «Н,» (БАРАБАН, КОНЬ).

3. Упражнение в слышании выделенных звуков:

- Приготовьте ладошки. Если в слове, которое я произнесу, есть звук «Н» или «Н,» , то вы хлопаетет, если нет- нет: танк, кони, команда, атака, знамя, пулемет, орден.

4. Определение места буквы «Н» в слове (начало, середина, конец.)

Детям предлагается самим назвать несколько слов, в которых они слышат «Н» или «Н,»: один ребенок придумывает слово, другой- указывает месторасположение звука в слове.

1.3.2. Упражнения на развитие фонематического слуха у младших школьников

Дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове уже к пяти годам, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие.

Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений. В качестве примера можно  привести некоторые упражнения.

Выдели слово

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

Какой звук есть во всех словах? 

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Подумай, не торопись

Предложите детям несколько заданий на сообразительность :

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а.

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.

Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и.т.д.

Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

Шутки - минутки.

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Примеры:

Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Божья коробка, полети на небо,

Принеси мне хлеба.

1.3.3. Обучение звуко- слоговому анализу

Обучение звуко- слоговому анализу включает:

  •  Звуковой анализ состава слогов и слов;
  •  Дифференциация понятий «звук» и «буква»;
  •  Соотнесение букв и звуков.

Обучение звуко- слоговому анализу начинается в старшей и подготовительной к школе группе, проходит в период обучения грамоте. Для примера приведу фрагмент урока обучения грамоте, в котором будет рассмотрен слого-звуковой анализ слов.

Тема урока: «Письмо строчной буквы д»

1.      Повторение пройденного, сообщение темы и постановка учебной задачи урока

2. Разминка рук и упражнения в рисовании и штриховке

- В своих альбомах при помощи трафарета нарисуем домик. У него обязательно будет труба, из трубы будет идти дым. Мы будем уверены в том, что в этом домике тепло и уютно.

Внутри нарисованного домика дети рисуют наклонные линии в направлении, указанном учителем. Используются элементы написания ранее изученных письменных букв. Линии должны быть одинаковой величины, наклона, на одинаковом расстоянии друг от друга.

3.Слого-звуковой анализ слов

- Замечательный дом у нас получился.

- Давайте определим, сколько слогов в этом слове ДОМ? (один).

- Почему один?

- Докажите (один гласный звук)

- В этом слове 2 ориентира: слияние и примыкание.

Звук  [д] – согласный, твердый, так как после него слышится гласный звук  [о]; звук [о] – гласный, ударный; звук [м] – согласный, твердый, непарный звонкий.

- Давайте нарисуем схему этого слова. Схема будет состоять из прямоугольника (нижний треугольник – синего цвета, верхний – красного), квадратик – синего цвет

Мы с вами помним, что оба звука [д] и [д'] обозначаются одной буквой д. Вот сейчас мы с вами и будем учиться писать строчную букву д.

Глава 2. Исследование развития звуковой культуры речи у детей младшего школьного возраста

2.1. Структура методики

Исследования проводились на базе средней школы №2  города Лакинска Владимирской области. Для проведения исследования были  отобраны учащиеся 1 класса.

Для исследования использована стандартизированная методика обследования речи с бальноуровневой системой оценки, разработанная Фотековой Т.А., совместно с Переслени Л.И5.

В  методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой, Е.В. Мальцевой, А.Р. Лурия. Методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки. Она удобна для:

  •  диагностики;
  •  уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля);
  •  построения системы индивидуальной коррекционной работы;
  •  комплектования групп на основе общности структуры нарушений речи;
  •  отслеживания динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

Методика включает шесть серий проб, каждая серия включает речевые пробы нарастающей трудности. Для того чтобы оценка каждой из сторон речи вносила примерно равный вклад в общий балл, суммарные баллы за выполнение каждой серии были по возможности уравнены. Полное речевое обследование включает 157 проб, не считая проверки звукопроизношения, выводы о состоянии которого делаются как на основе специальных проб, так и по ходу обследования в целом. Каждая проба оценивается в отдельности, затем подсчитывается сумма баллов за все задание, за серию и далее на основе суммарных оценок за каждую серию выводится общий балл за выполнение всех заданий методики.

Для каждой серии (в некоторых сериях и для каждой группы проб) разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий, кроме серии I, является учет степени успешности выполнения с помощью четырех градаций, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Для серий I (кроме звукопроизношения), II, III, IV, V — это 1; 0,5; 0,25; 0 баллов, для звукопроизношения — 3; 1,5; 1; 0 баллов и для серии VI — 5; 2,5; 1; 0 баллов. Задания серии V оцениваются тремя градациями: 1; 0,5 и 0 баллов. В разных заданиях эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, а также вид и количество использованной помощи.

Серия I — Исследование сенсомоторного уровня речи — включает четыре группы заданий

Первая группа состоит из 15 проб, представляющих собой цепочки слогов с фонетически сходными звуками. В логопедической практике этот прием традиционно используется для проверки фонематического восприятия. При интерпретации результатов следует помнить, что на успешность выполнения такого рода заданий влияют и трудности переключения, которые проявляются в инертности, «застревании» на каком-либо слоге (вместо ма-на-ма в этом случае ребенок воспроизводит ма-ма-ма или ма-на-на). Таким образом, первое задание носит комплексный характер.

Вторая группа заданий направлена на исследование звукопроизношения через отраженное проговаривание специально подобранных слов. Окончательная оценка звукопроизношения производится на основе всего обследования, которое дает возможность проверить произношение различных звуков в разных речевых ситуациях.

Третья группа проб нацелена на исследование  состояния артикуляционной моторики путем выполнения 10 движений и цепочек движений по показу экспериментатора.

Максимальная оценка за всю серию :— 50 баллов.

Серия II — Исследование навыков языкового анализа —

состоит из десяти заданий, выявляющих, в какой мере ребенок овладел понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» и навыками выделения их из потока речи. Максимальная оценка — 10 баллов.

Серия III — Исследование сформированности грамматического строя речи состоит из пяти групп заданий, по 10 проб в каждой.

Первая группа заданий предусматривает повторение предложений различной грамматической сложности.

Во второй группе заданий испытуемому предлагается оценить правильность предложений, составленных как в соответствии с нормами языка, так и с их нарушениями.

Третья группа проб предусматривает составление предложений из слов, данных в начальной форме. Выполнение таких заданий требует от ребенка построения внутренней программы высказывания, а также его правильного грамматического оформления, что вызывает большие трудности у детей с системной речевой патологией.

Четвертая группа заданий связана с необходимостью вставить в предложение пропущенный предлог.

В пробах пятой группы детям предлагается образовать формы существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Максимальная оценка за выполнение каждой группы заданий соответствует числу проб, т. е. равна 10 баллам, за выполнение всей серии — 50 баллов.

Серия IV — Исследование словаря и словообразовательных процессов — состоит из трех групп заданий.

Первая группа включает 10 проб на проверку знания словоформ, обозначающих названия детенышей, и умения образовывать такие формы от названий взрослых животных.

Вторая группа состоит из 5 проб, проверяющих умение ребенка образовывать уменьшительно-ласкательные формы слова.

Третья группа заданий включает 35 проб, предусматривающих образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных (по 15, 10 и 10 соответственно) от существительных. Имя прилагательное— одна из наиболее абстрактных частей речи. Оперирование ею требует высокого уровня развития процессов анализа, синтеза и обобщения. Умение использовать в речи прилагательные требует более быстрого формирования мыслительных операций.6

Максимальная оценка за выполнение каждой группы заданий равна количеству проб в ней, а за всю серию — 50 баллов.

Серия V — Исследование понимания сложных логико-грамматических отношений — направлена на проверку понимания обращенной речи. Для этого использованы пробы, предложенные А. Р. Лурия. Серия включает 10 проб, в том числе на понимание конструкций с предлогами, отражающими на речевом уровне реальные пространственные отношения, сравнительные конструкции (Ваня выше Пети. Кто ниже ростом?), обратимые и флективные инвертированные словосочетания (показать ключ карандашом).

Максимальная оценка равна 10 баллам.

Серия VI — Исследование сформированности связной речи. По мнению М. М. Бахтина, построением связного высказывания руководит жанр, т. е. представление о целом тексте. Именно жанр определяет типы предложений и их композиционные связи.

Максимальная оценка за успешное выполнение всех проб методики равна 200 баллам. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 200 баллов принять за 100 %, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за выполнение всего теста на 100 и разделив полученный результат на 200. Такое процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из 4 выделенных нами уровней успешности:

IV уровень - 100-80 %;

III уровень — 79,9-65 %;

II уровень — 64,9-50 %;

I уровень — 49,9 % и ниже.

Для получения индивидуального речевого профиля необходимо оценить успешность выполнения каждой серии методики в процентном выражении (умножить начисленное за всю серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный, т. е. на 50 — для серий I, III и IV; на 10 — для серий II и V; на 30 — для серии VI). В серии  I целесообразно тем же способом подсчитать процент успешности для каждого задания в отдельности. На основе полученных значений вычерчивается речевой профиль: на оси ординат откладываются значения успешности выполнения заданий методики в процентах, а на оси абсцисс — названия заданий или измеряемых сторон речи:

1 — фонематическое восприятие;

2 — артикуляционная моторика;

3 — звукопроизношение;

4 — слоговая структура слова;

5 — навыки языкового анализа;

6 — грамматический строй речи;

7 — словарь и словообразовательные процессы;

8 — понимание логико-грамматических отношений;

9 — связная речь

Индивидуальный речевой профиль наглядно показывает как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка; на его основе легко разработать коррекционную программу.  Для исследования звуковой культуры речи были использованы  I и  II серии этой методики.

3.2. Речевые пробы и система их оценки

Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи

1. Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция. «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее»:

па— ба — ...   .

за — са — ...

ща — жа — ...

ша — са — ...

ра — ла — ...

на — ма — на — ...

та — да — та — ...

ка — га — ка — ...

са — за — са — ...

ша — жа — ша — ...

ша — са — ша — ...

са — ца — са — ...

тя — ча — тя — ...

ла — ра — ла — ...

ба — па —

са — за —

жа — ща —

са — ша —

ла — ра —

ма — на — ма —

да — та — да —

га — ка — га —

за — са — за —

жа — ша — жа —

са — ша — са —

ца — са — ца —

ча — тя — ча —

ра — ла — ра-

Вначале предъявляется первый член пары (ба — па), затем второй (па — ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба — па — па — ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т. к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

Оценка:

1 балл — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла — первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба — па — ба — па);

0,25 балла — неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов — отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

2. Исследование артикуляционной моторики

Инструкция. «Повторяй за мной движения»:

  •  губы в улыбке;
  •  губы «трубочкой» — округлены и вытянуты вперед;
  •  язык «лопаткой» — широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
  •  язык «иголочкой» — узкий язык с заостренным кончиком
    выдвинут изо рта, рот приоткрыт;
  •  язык «чашечкой» — рот открыт, широкий язык с загнутыми вверх краями образует подобие чашечки или ковша;
  •  щелканье языком;
  •  «вкусное варенье» — рот открыт, широкий язык «очерчивает» верхнюю губу и затем медленным движением сверху
    вниз убирается в ротовую полость;
  •  «качели» — рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы;
  •  «маятник» — рот открыт, язык выдвинут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
  •  чередование движений губ: «улыбка» — «трубочка».

Для того чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз. В момент выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, т. е. сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении упражнения «маятник» нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже головы или глазных яблок вслед за языком; синкинезий могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, т. е. насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, т. е. дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.

Оценка:

1 балл — правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

0,5 балла — замедленное и напряженное выполнение;

0,25 балла — выполнение с ошибками — длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

0 баллов — невыполнение движения.

3. Исследование звукопроизношения

Инструкция. «Повторяй за мной слова»:

  •  собака — маска — нос;
  •  сено — василек — высь;
  •  замок — коза;
  •  зима — магазин;
  •  цапля — овца — палец;
  •  шуба — кошка — камыш;
  •  жук — ножи;
  •  щука — вещи — лещ;
  •  чайка — очки — ночь;
  •  рыба — корова — топор;
  •  река — варенье — дверь;
  •  лампа — молоко — пол;
  •  лето — колесо — соль.

При необходимости пробу можно расширить, чтобы уточнить произношение других согласных звуков (б, п, д, т, г, к, х, й). В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т. к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представится в ходе дальнейшего обследования.

Предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре — это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные (1 группа — свистящие с, сь, з, з', ц; 2 — шипящие ш, ж, ч, щ; 3 сонорные — л, л'; 4 сонорные —р,р') и пятая группа — остальные звуки, дефекты которых встречаются значительно реже (задненебные звуки г', к', х', сонорный звук й, случаи дефектов озвончения, смягчения и крайне редкие нарушения произношения гласных звуков).

Оценка:

Произношение звуков каждой группы оценивается отдельно по следующему принципу:

3 балла — безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;

1,5 балла — один или несколько звуков группы изолированно и отраженно правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы;

1 балл — в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы, например, как это часто бывает, страдает только твердый р, в то время как мягкий р' произносится правильно;

0 баллов — искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы (например, дефектно произносятся все свистящие звуки либо страдают твердые звуки с, з, ц, а мягкие с' и з' сохранны).

Максимальное число баллов за все задание — 15.

4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Инструкция. «Повторяй за мной слова»:

  •  скакалка
  •  танкист
  •  космонавт
  •  милиционер
  •  сковорода
  •  кинотеатр
  •  перепорхнуть
  •  кораблекрушение
  •  аквалангист
  •  термометр

Слова предъявляются до первого воспроизведения.

Оценка:

1 балл — правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла — замедленное послоговое воспроизведение;

0,25 балла — искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);

0 баллов — невоспроизведение.

Серия II. Исследование навыков языкового анализа

Инструкция. «Ответь на вопросы»:

1. Сколько слов в предложении?

  •  День был теплый.
  •  Около дома росла высокая береза.

2. Сколько слогов в слове?

  •  дом
  •  карандаш

3. Определи место звука в слове:

  •  первый звук в слове крыша
  •  третий звук в слове школа
  •  последний звук в слове стакан

4. Сколько звуков в слове?

  •  рак
  •  сумка
  •  диктант

Ребенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи («Подумай еще»),

Оценка:

1 балл — правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла — правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла — правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов — неверный ответ с третьей попытки.

3.3. Обработка и анализ результатов исследования

В процессе обработки полученных данных подсчитывается количество баллов, полученных за каждое задание, серию и за весь тест в целом. Поскольку не все задания содержат одинаковое количество проб, абсолютное значение мало информативно для оценки того, какие виды проб вызывают наибольшие трудности. Поэтому удобнее представить данные в процентном выражении.

Данные обследования  учеников  1 класса средней школы 2 г. Лакинска  были занесены в следующую таблицу.

Таблица 1

Результаты использования методики обследования речи детей

младшего школьного возраста (в частности развитие звуковой культуры речи)

ФИ ребенка

Показатели, %

Состояние фонематического восприятия

Артикуляционная моторика

Звукопроизношение

Слоговая структура слова

Исследование навыков языкового анализа

Алеша Р.

80

85

73,3

90

70

Катя У.

93

90

80

100

85

Саша П.

93

90

80

100

80

Данил Л.

86,6

80

80

95

80

Таня С.

86,6

80

73,3

85

72,5

Вова Г.

73,3

80

73,3

85

70

Аня  У.

80

80

80

90

75

Средний показатель

84,6

83,5

77,1

92,1

76

Норма

90,7

76,0

97,3

99,0

83,0

В приложении 1 указаны речевые профили обследуемого ребенка. Подобные профили были составлены по каждому учащемуся.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

  1.  Средний показатель состояния фонематического восприятия ниже нормы (84,6%), но в пределах допустимого. (Норма 90,7%) .
  2.  Благополучен результат проверки артикуляционной моторики - 83,5% (норма-76%), даже выше нормы.
  3.  Самая низкая результативность выполнения заданий методики зафиксирована при проверке  звукопроизношения- 77,1%, что ниже нормы (97,3%).
  4.  Показатель сформированности слоговой структуры слова -92,1% - это почти норма-99,0%
  5.  Неплохие результаты исследования навыков языкового анализа (76% при норме 83%).

Накопленные данные показывают, что предлагаемая методика позволяет надежно диагностировать общее недоразвитие речи у младших школьников. Ни у кого из обследованных нами детей не выявлен I и II  уровень успешности. Среди хорошо успевающих учащихся общеобразовательной школы не зафиксированы  I-III уровни успешности выполнения методики. В среднем норма оказалась на IV уровне со среднегрупповым процентом успешности, соответствующим 82,7 %; при этом наблюдается варьирование индивидуальных показателей от 70  до 100 % успешности.

Заключение

Итак, развитие человека проходит  следующие возрастные ступени: младенчество, ранний детский возраст, дошкольный (детство), младший школьный, подростковый, юношеский возраст, зрелость. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее.

В системе работы по обучению родному детей языку важное место занимает воспитание звуковой культуры речи.  Культура речи - это владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных коммуникативных целей.

В первой главе работы были рассмотрены теоретические аспекты изучения звуковой культуры речи детей младшего школьного возраста, а также были рассмотрены эффективные методы и приемы работы над звуковой культурой речи в период обучения грамоте.

Во второй главе работы было проведено исследование развития звуковой культуры речи детей младшего школьного возраста. Для исследования была выбрана методика обследования речи с бальноуровневой системой оценки, разработанная Фотековой Т.А., совместно с Переслени Л.И. В  методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой, Е.В. Мальцевой, А.Р. Лурия.

Результаты исследования говорят о том, что наиболее высокие показатели зафиксированы при проверке слоговой структуры слова (92,1%). Низкие показатели зафиксированы у детей при проверке звукопроизношения (77,1%), поэтому дальнейшая работа с детьми по развитию звуковой структуры речи будет  направлена на устранение этих ошибок.

 

Список использованной литературы:

  1.  Аристотель, Собрание сочинений, М., 1963.
  2.  Алексеева И.Л. воспитатель МДОУ «Д/с№386», г.Челябинск, //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2003-2004, С.1.
  3.  Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».— 2-е изд.— М.: Просвещение, 1981.
  4.  Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М., Просвещение, 1983.
  5.  Гербова В. В., Максакова А. И. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: (Из опыта работы)».- М.: Высшая школа, 1998.
  6.  Головчиц Л. А., Осипова Т. А. Дидактические игры по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха // Дефектология. - 2003. - N 1.
  7.  Гвоздев А.Н. Вопросы улучшения детской речи.  М.: Педагогика, 1996.
  8.  Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. – М., 1975.
  9.  Каше Т. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М.: Просвещение, 2003.
  10.  Кольцова М. И. Ребенок учится говорить  - М.: Сов. Россия, 1979.
  11.  Кольцова М.И. Двигательная активность и развитие функций мира ребёнка. М.: Педагогика, 1998.
  12.  Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5лет.- М.: Ювента, 2002
  13.  Ладыженская Т.Д.  Детская риторика.- М.ЮНИТИ, 2001.
  14.  Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей.- М.: Высшая школа, 2001.
  15.  Лалаева Р.И. Нарушения речи их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе: дис. док- ра пед. наук- Л., 1988.
  16.  Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4-6 лет. - М.: «Дашков и Ко», 2003.
  17.  Программа обучения и воспитания детей с ФФН под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. – М.Просвещение, 1993.
  18.  Смольникова Н. Г., Ушакова О. С. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 1966.
  19.  Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: книга для учителя. Минск, 1989.
  20.  Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001.
  21.  Флерина Е. А. Рассказывание в дошкольной практике // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  22.  Фомина Т.Г. Фонематический и фонетический анализ слова М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  23.  Федоренко Л.П. ,Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста, М.: Педагогика,  1977.
  24.  Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Методическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2006.

1 Аристотель, Собрание соч., 1963, с.21

2 Алексеева И.Л. воспитатель МДОУ «Д/с№386», г.Челябинск, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2003-2004, С.1.

3 Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. – М., 1975.

4 Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев Методика развития речи детей дошкольного возраста, М., 1977.

5 Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Методическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2006

6 Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: книга для учителя. Минск, 1989.

PAGE   \* MERGEFORMAT 2



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
9873. Экспериментальное исследование воспитания самостоятельности у детей младшего школьного возраста 74.93 KB
  Формирование самостоятельной деятельности школьников в обучении. Это в свою очередь предполагает становление ученика в роли субъекта учебной деятельности что невозможно без формирования у него учебной самостоятельности которая подразумевает овладение учащимися действиями самоконтроля и самооценки. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
1245. Самооценка детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 191.51 KB
  Анализ литературы по проблеме изучения детей с ЗПР. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ЗПР Особенности проявления самооценки у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Рекомендации направленные на формирование адекватной самооценки младших школьников с ЗПР...
11044. Процесс развития творческой активности детей младшего школьного возраста во внеклассной деятельности общеобразовательной школы 112.4 KB
  Развитие творческой личности творческой индивидуальности является эпицентром современного отечественного образовательного пространства а одной из важнейших характеристик личности становится творческая активность. Актуальность проблемы развития творческой активности учащихся также обусловлена требованиями Государственного образовательного стандарта в основе которого лежит личностно ориентированное обучение обеспечивающее глубокую разностороннюю подготовку к последующей профессиональной творческой деятельности. На сегодняшний день...
18382. Исследование особенностей физиологического развития детей среднего школьного возраста 96.94 KB
  К ним следует отнести: образовательные функции которые выражаются в использовании физической культуры как учебного предмета в общей системе образования в стране; прикладные функции имеющие непосредственное отношение к повышению специальной подготовки к трудовой деятельности и воинской службе средствами профессионально-прикладной физической культуры; спортивные функции которые проявляются в достижении максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека; реактивные и...
4957. Внимание у детей младшего школьного возраста 38.65 KB
  Определение виды и основные свойства внимания Понятие о внимании. Виды внимания их характеристика. Основные теории развития внимания. Определение особенностей внимания детей младшего школьного возраста Основные свойства внимания.
9979. Уровень самооценки у детей младшего школьного возраста 110.33 KB
  «Образ Я» или «Я концепция» это совокупность представлений человека или ребёнка о себе, которая складывается из многих факторов: контактов с окружающим миром, людьми, самооценкой, это рефлексивная часть личности, с помощью которой у человека складывается ясный образ себя осознание себя и своего мировозрения в обществе. Но человек всегда убеждён в своей «я концепции» независимо от того основываются
21643. РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 60.8 KB
  Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей: особенно скоростных и координационных способности а также длительно выполнять циклические действия в режиме умеренной...
4576. Нарушение осанки у детей младшего школьного возраста 35.53 KB
  Рассмотреть методы лечебной физической культуры для исправления данной проблемы; провести медико-социальный анализ; изучить факторы влияющие на формирование осанки; подобрать упражнения для формирование осанки.
18255. Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста 315.86 KB
  Особенности творческого воображения у школьников: теоретический анализ. Особенности творческого воображения у младших школьников. Экспериментальная работа по исследованию особенностей творческого воображения младших школьников. Диагностическая программа исследования особенностей творческого воображения. Анализ результатов исследования особенностей творческого воображения.
1023. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 13.19 MB
  Понятие и виды воображения. Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста. Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.