Общее равновесие: рынки продуктов и ресурсов

До сих пор проводился анализ равновесия на рынке одного товара. Положение равновесия определялось спросом и предложением данного товара при этом не учитывалась ситуация на рынке других товаров прямо или косвенно связанных с этим. Нарушение равновесия на рынке одного товара может привести к дисбалансу на других рынках а также вызвать ответное воздействие на рынок данного товара. Существует два подхода к проблеме экономического равновесия.

2015-08-11

6.74 KB

4 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Общее равновесие: рынки продуктов и ресурсов.

До сих пор проводился анализ равновесия на рынке одного товара. Положение равновесия определялось спросом и предложением данного товара, при этом не учитывалась ситуация на рынке других товаров, прямо или косвенно связанных с этим. Нарушение равновесия на рынке одного товара может привести к дисбалансу на других рынках, а также вызвать ответное воздействие на рынок данного товара.

Существует два подхода к проблеме экономического равновесия. Один из них — с позиций частного равновесия, когда рассматриваются один, два, три и т.д. рынка, взятых изолированно от остальной экономики. Другой — с позиций общего равновесия, когда рассматривается вся экономическая система в целом со всеми ее внутренними связями и взаимными влияниями. Выбор метода анализа в каждом случае зависит от цели исследования и конкретной рыночной ситуации.

Представим себе, что в силу каких-то причин выросла цена картофеля. С позиций частного равновесия (т.е. "при прочих равных условиях"), спрос на него должен упасть и, зачастую, это действительно так. Однако, всегда ли? Ведь если цены других продуктов питания вырастут еще больше, чем цена картофеля, спрос на него может даже возрасти. Но ведь и производители могут в этом случае использовать свою землю не для выращивания картофеля, а для других, ставших относительно более выгодными товаров.

Вместе с тем, рост дохода производителей картофеля вызовет рост спроса с их стороны как на производственные ресурсы (например, картофелеуборочные комбайны), так и на потребительские товары (одежду, мебель и т.д.). Вырастут цены на эти товары, а, следовательно, и доходы тех, кто их производит. К чему это приведет? На эти и другие подобные вопросы можно ответить лишь в рамках анализа общего экономического равновесия.

Общее рыночное равновесие – это такое состояние экономики, при котором рынки всех товаров и ресурсов одновременно находятся в равновесии. То есть когда объем спроса на любой товар или ресурс равен объему его предложения.

В случае, когда на всех рынках соблюдаются условия совершенной конкуренции, общее рыночное равновесие называется общим конкурентным равновесием.

Общее равновесие еще характеризуется как состояние, при котором ни один из экономических субъектов не заинтересован в его изменении с помощью собственных ресурсов. При этом вкусы и предпочтения домашних хозяйств, как держателей факторов производства, известны. Подлежат определению цены и объемы производства товаров и факторов производства.

Существует несколько моделей общего равновесия.

Модель Вальраса исходит из условий совершенной конкуренции, когда ни один потребитель (покупатель), ни отдельный производитель (продавец) не могут непосредственно влиять на рыночные цены. Задача этой модели – вывести общие законы действия системы цен при наличии множества рынков. Общее экономическое равновесие, по определению Вальраса, «это состояние, при котором эффективное предложение и эффективный спрос на производительные услуги уравниваются на рынке услуг; эффективное предложение и эффективный спрос на продукты уравниваются на рынке продуктов и, наконец, продажная цена равна издержкам производства, выраженным в производительных услугах». То есть, проводится анализ спроса и предложения на двух товарных рынках – производительных услуг и продуктов потребления. На первом рынке в роли продавцов выступают владельцы факторов производства, предлагающие свои услуги предпринимателям, а на втором рынке они становятся покупателями предметов потребления. В результате свободной конкуренции устанавливаются цены, и экономика приходит в состояние равновесия, когда спрос на потребительские товары и факторы производства равен их предложению. Вальрас считал, что можно создать систему уравнений спроса и предложения на каждом рынке. Причем количество уравнений равно количеству переменных в системе уравнений, а значит, есть единственное решение – набор благ «С», при котором складывается равновесие. Экономический смысл последнего равенства состоит в том, что стоимость всех купленных потребительских товаров равна стоимости всех проданных факторов производства. На основе выше сказанного формулируется закон Вальраса: общая величина спроса для всех товаров и услуг должна быть равна общей величине их предложения при какой-либо системе цен. Однако в данной модели не принимаются во внимание кредитование и сбережения, а ценные бумаги считаются одним из видов товаров.

Модель общего равновесия Эрроу-Дебре. Предполагается, что в экономике производится n товаров (выпусков) и используется m факторов производства. Сохраняется совершенная конкуренция, то есть цены задаются рынком. Каждая фирма является покупателем на рынке факторов производства и продавцом на рынке товаров и услуг, стремясь максимизировать прибыль.

Модель общего равновесий Эрроу-Дебре иллюстрирует важный экономический факт: при произвольных, неравновесных ценах те решения, который принимают различные участники экономических процессов, будут несогласованными, т.е. экономически неэффективными. Это означает, что некоторые виды товаров будут производиться в избытке, в то время как спрос на другие превысит предложение, цены на некоторые товары будут повышаться или понижаться какое-то время. Этого не происходит, если экономическая система находится в состоянии равновесия.

Равновесие в модели Эрроу-Дебре - это совокупность таких цен товаров и факторов производстве, объемов выпуска товаров и покупаемый факторов производства в условиях выполнения бюджетных ограничений (при соблюдении технологических ограничений), что совокупный спрос по каждому виду товаров (фактору производства) равен их совокупному предложению.

Равновесие по Эрроу-Дебре обладает многими оптимальными свойствами, в частности оно оптимально по Парето. Это означает, что всякая попытка улучшить состояние (увеличить прибыль или полезность) любого участника экономического процесса по сравнению с равновесным, даже при игнорировании имеющихся ограничений неизбежно приводит к ухудшению состояния какого-либо другого участника. То есть паретооптимальным (оптимальным по Парето) называется такоеравновесие, когда при неизменной локальности ресурсов и неизменном уровне дохода нельзя увеличить благосостояние одних субъектов экономики, не ухудшив благосостояние других.

Недостатки модели Эрроу-Дебре (существование решения и его единственность) преодолевайте я с помощью более современным подходов к теории общего равновесия, в частности, с помощь модели "затраты—выпуск" и методов математического программирования.

Модель " затраты-выпуск" (модель В. Леонтьева).

Она получила наибольшее применение как инструмент решения задач планирования, прогнозирования и управления национальной экономикой.

Экономический план или прогноз можно представить как численное решение конкретной системы уравнений общего равновесия. Неизвестным является выпуск товаров и услуг в каждой из множества отраслей экономики. Множество конкурирующих друг с другом технологий позволяет создать их с различным уровнем затрат. Составляется матрица затрат и выпуска продукции. В США были разработаны матрицы размерностью 700х700. Это позволяет планировать размещение ресурсов и ожидаемый объем производства валовой продукции по отраслям.

Система уравнений общего равновесия, использующая таблицы «затраты-выпуск», позволяет определить, какими должны быть выпуск и затраты в каждой отрасли. Для того, чтобы обеспечить производство предполагаемого конечного продукта заданного объема и структуры, следуя при этом требованию равенства между суммарным спросом на каждый продукт и суммарным объемом его выпуска, можно квалифицированно исследовать результаты нарушений общего равновесия экономики, сделать выбор между альтернативными вариантами экономического развития результатом компетентного и продуманного решения в экономической политике.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
764. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения 103.07 KB
  Совокупный спрос - желание и возможность домашних хозяйств, бизнеса, государства и заграничных партнеров приобрести суммарное количество товаров и услуг при сложившемся уровне цен (при прочих равных условиях). Совокупный спрос является зависимостью между количеством произведенной продукции, на которое предъявляется покупательский спрос
3219. Земельная рента. Равновесие на рынке земельных ресурсов 23.34 KB
  Запасы земли как ресурса для нас строго ограничены и невосполнимы. Уникальность земельных ресурсов и строгая ограниченность земли для использования порождают такое явление как земельная рента. как уплата за использование жестко ограниченного в количестве и невосполнимого ресурса – земли. Рента возникает только при использовании земли.
7767. Рынки факторов производства и формирования доходов 39.21 KB
  Любой предмет конечного потребления людей это товар цена которого определяется затратами труда на его производство выраженными в рабочем времени мастерстве и таланте работника. Таким образом цена каждого товара конечного потребления людей прежде всего сводится к трем составным частям затрат: труда капитала и земли. Любой человек получает свой доход от одного из перечисленных принадлежащих ему лично факторов производства: либо от своего труда либо от своего капитала либо от своей земли.
16472. Воздействие международной торговли на внутренние рынки 21.94 KB
  В работах западных исследователей показано что на внутренних рынках экспортируемых товаров даже характеризующихся низкой концентрацией конкуренция между производителями в большинстве случаев несовершенна. Это справедливо и для внутренних рынков экспортируемых товаров. Результаты позитивного анализа влияния внешнеторговой политики на характеристики внутренних российских рынков отдельных товаров I. Воздействие торговли на краткосрочные характеристики рынков Результаты анализа воздействия международной торговли на внутренние цены отдельных...
17234. Общее представление психологии 20.75 KB
  Научная психология система теоретических понятийных методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению к возможности методической регистрации экспериментального установления причинных связей и закономерностей обеспечения преемственности своих результатов. Психология - наука о самом сложном что пока известно человечеству. Психология уже сейчас накопила много фактов показывающих как новое знание...
11695. СТРАТЕГИИ ПРОНИКНОВЕНИЯ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ 1.12 MB
  Мировой рынок нефти является стратегическим товарным рынком в силу лидирующих позиций нефти в топливно–энергетическом балансе мира значительных масштабов международной торговли углеводородами и стремлением государств к энергетической безопасности. В условиях усиления конкуренции и глобализации мировой рынок нефти создает необходимость последовательного формирования конкурентной стратегии.3 Специфика конкурентных стратегий Специфика стратегического планирования в нефтяных компаниях заключается в том что внешняя среда представляется...
10906. Отраслевая структура экономики и ключевые рынки товаров и услуг 70.61 KB
  Территориальная структура хозяйства России Основные формы организации производства: концентрация специализация кооперирование и комбинирование Современные тенденции и структурные изменения в развитии и размещении отраслей промышленности. Отражает связи и пропорции между крупными группами отраслей отрасли мат производства промть стрво с х торговля и т. Основу хозяйственного комплекса составляет сфера материального производства в которой занято более 2 3 от общей численности всего населения занятого во всех сферах хозяйственной...
9405. Потребительские рынки и покупательское поведение. Маркетинговое исследование рынка 163.01 KB
  Чего не скажешь о потребности. Одна и та же нужда у различных людей рождает разные потребности. Голодный первобытный человек испытывал потребность в куске сырого мяса на заре цивилизации эта нужда выражалась в потребности того же мяса например но уже термически обработанного и куска хлеба современный же человек испытывает потребность в пище не только приготовленной на огне но и разнообразной полезной вкусной. Нужду в белковой пище грузин предпочтет удовлетворить шашлыком украинец – киевской котлетой американец съест хотдог а...
17673. Управление ВЭД. Выбор и изучение партнеров при выходе на зарубежные рынки 23.28 KB
  Концепция это стратегия фирмы. Среди контрагентов можно выделить в зависимости от цели и характера деятельности: фирмы и государственные органы а также организации. Чаще всего при осуществлении конкретных внешнеторговых операций контрагентами выступают фирмы. Фирмы выступающие на мировом рынке под фирмой понимается извлечение хозяйственной деятельности.
1286. Либеральное и социальное государство: общее и различие 34.83 KB
  Сущность и понятие социального государства. Наиболее широкое признание во многих странах получила идея социального государства которое позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. История демонстрирует что механизмы реализации идей социального государства могут быть принципиально различными и многие основополагающие вопросы теории социального...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.