Особенности тоталитарного режима в СССР в годы правления Сталина

Рассмотреть исторический аспект развития тоталитаризма. Проанализировать типологические особенности тоталитарных режимов. Выявить отличительные особенности тоталитарного режима правления от авторитарного. Провести сравнительный анализ тоталитарных режимов в СССР и Германии.

2015-08-10

54.72 KB

61 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Содержание

Введение…………………...……………………………………………………..4

  1.  Сущность тоталитарного режима правления.…..………………….……….7
    1.  Появление и развитие тоталитаризма….……………………....…..……7
    2.  Особенности тоталитарного режима правления……….……………...11
    3.  Зарождение тоталитарного режима в СССР…………………………..14
  2.  Анализ тоталитарного режима………………………………….…………..21
    1.  Сравнение авторитаризма и тоталитаризма…………………………...21
    2.  Сравнение тоталитарных режимов в СССР и Германии………….…..26
    3.  Отношение к личности Сталина в современном обществе..……....….28

Заключение…………...………………………………….………………..……..30

Примечания…………………………………………...…………………………31

Список использованных источников…………………….………………….....33


Введение

Тоталитаризм – политический режим, который характеризуется полным контролем государства во главе с правящей партией над всеми общественными сферами и частной жизнью индивида.

С точки зрения политологии, тоталитаризм – форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный контроль общество, полностью контролируя все сферы жизни человека. Государство включает в сферу своего принудительного регулирования жизнь всех граждан, полностью лишая их права на самостоятельность мышления и действия. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, диктатором, вождем) и на всех уровнях формируется закрыто.1 Единая идеология обязательна для всех граждан. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

Для тоталитарного режима характерно беспощадное и жестокое подавление или пресечение государством различных проявлений оппозиции. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Для тоталитаризма также характерно создание иллюзии полного одобрения народом действий власти.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью исследования отличительных особенностей тоталитарных режимов, играющих важную роль в мировой политической системе.

Степень изученности. Первые научные попытки осмыслить явление тоталитаризма были предприняты еще в 30-е годы прошлого века российскими и западными социологами и философами – H.A. Бердяевым, И.А. Ильиным, П.А. Сорокиным, П.Б. Струве, В. Гурианом и другими. Однако комплексное изучение зарубежными политологами явления тоталитаризма началось только в 40-е годы. В основу, как и ранее, был положен сравнительный анализ фашистского, нацистского и коммунистического режимов. В 40-е годы появились работы Ф. Хайека «Путь к рабству», К. Поппера «Открытое общество и его враги». 50-е годы ХХ века явились новым важным этапом в развитии теории тоталитаризма в рамках западной политологии. Именно в эти годы получает развитие так называемая «классическая» теория тоталитаризма, нашедшая своё отражение в таких работах, как «Истоки тоталитаризма» X. Арендт, «Тоталитарная диктатура и автократия» 3. Бжезинского и К. Фридриха.2

С конца 80-х – начала 90-х годов начинается качественно новый этап в развитии теории тоталитаризма. Прежде всего, это было связано с началом более подробного изучения явления тоталитаризма в России. Необходимо было научно переосмыслить собственное историческое прошлое. Именно с этого периода стали появляться работы отечественных философов, политологов и историков, которые основывались на накопленный зарубежными авторами опыт в изучении проблемы тоталитаризма. Среди известных российских исследователей, изучающих проблему тоталитаризма, следует отметить К.С. Гаджиева, Ю.Н. Давыдова, Н.В. Загладина, Ю.И. Игрицкого, И.М. Клямкина, Г.Ю. Курскову, Н.В. Работяжева, Ю.Г. Сумбатяна. Проблематика тоталитаризма и сегодня продолжает активно разрабатываться в рамках отечественной науки.

Объект исследования: тоталитаризм, как элемент политического режима.

Предмет исследования: особенности тоталитарного режима в СССР в годы правления Сталина.

Методы исследования:

  1.  Изучение научной литературы.
  2.  Исследование исторических документов.
  3.  Анализ тоталитарного режима при Сталине.

Цель исследования: исследование сущности тоталитарного режима на примере сталинизма в СССР.

Задачи:

  1.  Рассмотреть исторический аспект развития тоталитаризма.
  2.  Проанализировать типологические особенности тоталитарных режимов.
  3.  Выявить отличительные особенности тоталитарного режима правления от авторитарного.
  4.  Провести сравнительный анализ тоталитарных режимов в СССР и Германии.


Глава 1. Сущность тоталитарного режима правления

  1.  Появление и развитие тоталитаризма

Минувший ХХ век был веком больших тоталитарных идеологий. Исторически понятие «тоталитарное государство» появилось в начале 20-х годов ХХ века для характеристики режима Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного режима в Италии, далее в СССР (в годы правления Сталина) и в гитлеровской Германии (после прихода к власти Национал-социалистической немецкой рабочей партии в 1933 г.). В научный язык понятие «тоталитаризм» было введено для обозначения установленной в 1922 году в Италии фашистской диктатуры с целью подчеркнуть качественное отличие итальянского фашизма от прежних типов диктатур: тирании, деспотии и т.д. В 1929 г. газета «Таймс» употребила этот термин применительно к режиму, сложившемуся в Советском Союзе.3 Также после Второй мировой войны в западной политической науке понятием «тоталитаризм» стали обозначать режимы, существовавшие в странах «победившего социализма» (Мао Цзэдуна в Китае, Ким Ир Сена и Ким Чен Ира в Корейской Народно-Демократической Республике, Хо Ши Мина во Вьетнаме). На Западе  общие черты фашизма и сталинизма используют для объединения их под одним термином – тоталитаризм.

Кроме того, к тоталитарным режимам ХХ века часто относят режимы Ахмета Зогу и Энвера Ходжи в Албании, Николае Чаушеску в Румынии, Саддама Хусейна в Ираке, Иди Амина в Уганде. Иногда термин «тоталитаризм» используется для характеристики отдельных аспектов политики.

Тоталитарному государству были свойственны не ограниченные законом полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод граждан, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризация общественной жизни. Государство по своей сущности интегрально и тотально, в его рамках нет места частному в отрыве от публичного. Эта идея нашла доктринальное выражение в следующем афоризме Муссолини: «всё внутри государства, ничего вне государства, ничего против государства».4

Духовными истоками тоталитаризма являются различные теории общей воли, которые должны воплотиться в одном классе или нации. При этом проповедуется нетерпимость к инакомыслию, исчезает уважение к правам и свободам человека, пропагандируется утопическое учение о построении нового прогрессивного общества.

Несмотря на то, что тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в, тоталитарные идеи возникли гораздо раньше. Стремление к тотальному контролю над общественной жизнью было свойственно многим деспотичным правителям. Поэтому некоторые источники к тоталитарным режимам причисляют третью династию Ура, правившую в Древней Месопотамии,  династию Цинь – в Китае, династию Маурья – в Индии.

Тоталитарные идеи появляются в работах древнегреческих философов. Несомненно, тоталитарный характер носит знаменитый трактат Платона «Государство», доходящий даже до запрета семьи, и централизации деторождения в евгенических целях.

Одной из первых в известной истории державой с тоталитарными началами являлась шумерская третья династия Ура, правившая в Древней Месопотамии около четырёх тысяч лет назад (2112 до н. э. – 2003 до н. э.). Во время правления этой династии была осуществлена тотальная национализация ремесленных хозяйств, вводилась государственная монополия на внешнюю торговлю и проводилась национализация большей части земли. Свободная купля-продажа земли была запрещена.

Экономика Ура в период третьей династии основывалась на принудительном труде государственных рабов, работавших за фиксированный паёк, и произвольно перебрасываемых на другие работы, или даже в другие города. Для контроля над ними существовал обширный класс чиновников, была создана сложная система бюрократической отчётности и перекрёстного контроля. Власть опиравшегося на чиновников царя стала неограниченной, была полностью ликвидирована самостоятельность общин, аристократов, и традиционных для Древней Месопотамии городов-государств. Сложная бюрократическая система потребовала организации школьного образования, создания одного из первых в истории кодексов законов (законы Шульги). Чиновники управляли всем хозяйством страны, были созданы государственные склады.5

Реформы третьей династии Ура затронули также историю и религию. Изучаемая история была сфальсифицирована с целью устранения из шумерского прошлого борьбы исторических городов-государств. Также был преобразован традиционный пантеон месопотамских богов.

Вторым крупным примером проявления тоталитарных начал в древней истории является древнекитайская философская школа «фацзя», существовавшая в IV в. до н. э. В европейской традиции известна как «легизм». Основные положения легизма были разработаны философом Шан Яном. Система ценностей легизма требовала цензуры и преследования инакомыслящих, полного отказа государства от любой деятельности, кроме войны и сельского хозяйства. Часто упор делался на крайне жестокие наказания карательного характера. Одно из важнейших проявление легизма заключалось в унификации народа, означавшей всеобщее единомыслие и отказ от культуры.

Легизм в качестве государственной идеологии превратил царство Цинь в сильное образование, которое в дальнейшем успешно объединило под своей властью весь Китай. Объединение Китая под властью легистов привело к унификации иероглифов, денежной системы, массовым общественным работам (например, началу строительства Великой Китайской стены). Однако легизм был крайне жестоким учением. Поощрялся курс на крайнюю военную агрессию, заслуги военнослужащих измерялись буквально в головах убитых противников. Широко практиковалась смертная казнь, а перед законом обвиняемый сам должен был доказывать свою невиновность.

Откровенно жестокие и антикультурные черты легизма привёли к тому, что единая общекитайская держава под его управлением просуществовала совсем мало, начав рассыпаться немедленно после смерти основателя империи Цинь Шихуанди.

Однако эти тирании в целом оставались в рамках традиции и не пользовались массовой народной поддержкой. На практике же осуществление полного контроля государства над всей общественной жизнью стало возможным только в XX веке благодаря развитию средств массовой информации и экономики, появлению действенных методов манипуляции обществом (например, пропаганда). Данные технологии могут обеспечить гарантированной массовой поддержкой руководство страны, в особенности, если во главе стоит харизматичный лидер. Несмотря на эти объективные тенденции, тоталитаризм возник далеко не во многих странах.

Макс Вебер полагал, что возникновению тоталитаризма предшествует глубокий кризис, который выражается в нарастании конфликта между стремлением к самореализации и преобладанием интересов общества. В этот период происходит крушение старых традиций, распадается традиционная социальная структура, привычные связи и отношения. Данный конфликт проявляет себя в некоторых сферах: например, экономическая (капитализм против социализма), социальная (личность против общества), идеологическая (либерализм против демократии). Либеральная демократия представляет собой некий компромисс, который достигается за счёт дифференциации сфер влияния – благодаря правовым ограничениям на власть общества и защите личного пространства. Тоталитаризм предлагает другое решение, состоящее в ликвидации как либеральных (рыночных), так и демократических институтов. Согласно идеологам режима, тем самым исчезают предпосылки для системных конфликтов, а всё общество объединяется в единое целое.6


1.2 Особенности тоталитарного режима правления

Американские политологи Збигнев Бжезинский и Карл Фридрих в своей работе «Тоталитарная диктатура и автократия» сформулировали следующие основные признаки тоталитарного режима:7

  1.  Официальная идеология представляет собой комплекс идей, который обосновывает право этих режимов на существование, претендует на охват всех без исключения сфер общественной и частной жизни, а также на то, что они являются воплощением истины и поэтому общеобязательны. Официально считается, что большая часть населения признает и разделяет данную идеологию. Тоталитарная идеология отрицает прошлое и настоящее во имя великого и светлого будущего. Ее целью является создание другого общества и человека, причем интересы и свободы личности подчиняются интересам государства.
  2.  Монополия на власть одной политической партии. Сама партия, как правило, под властью одного харизматического лидера (фюрер, дуче, вождь, генеральный секретарь). Идёт процесс сращивания правящей партии с государственным аппаратом. Партия буквально «поглощает» государство, выполняя его функции. Осуществляется сакрализация верховной власти и ее носителей, создается культ вождей, который может доводиться до абсурда.
  3.  Система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом. Контролируются конкретные граждане, этнические группы, целые классы. Аппарат социального контроля включает в себя службы безопасности, милицию, полицию и т.д. Право и закон играют малозначительную роль, либо отсутствуют вовсе. Власть получает неограниченные и неподчинённые закону полномочия. Государство становится не правовым.
  4.  Партийный надзор за средствами массовой информации. Жёсткая цензура любой информации, надзор за всеми средствами массовой коммуникации – прессой, литературой, радио, телевидением. Любое инакомыслие преследуется и жестоко карается.
  5.  Тотальный контроль над вооруженными силами. Сохранение и укрепление всей этой системы монополий невозможно без подавления и насилия, поэтому происходит милитаризация общества, создание обстановки военного лагеря.
  6.  Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью. Утверждается, что плановая экономика наиболее рациональная и эффективная.

К вышеперечисленным признакам тоталитарного режима можно добавить ещё один, который заключается в стремлении государства к полному контролю над всеми сферами общественной жизни (социальной, духовной, экономической, политической).

Среди перечисленных признаков наибольшее значение имеют первые два – официальная идеология и монополия на власть одной партии. Действительно, ни один политический режим, кроме тоталитарного, не утверждал в обществе единой официальной идеологии, не стремился поставить под свой контроль всю духовную жизнь общества. Именно партия, обладающая при тоталитаризме всей полнотой власти, обеспечивала мобилизацию народных масс на достижение политических целей и поддержку режима. При тоталитаризме стирается грань между обществом и государством, так как исчезают самостоятельные, неподконтрольные власти сферы общественной жизни. Под контроль государства попадают социальные, духовные, экономические виды деятельности, а также частная жизнь граждан.8 Слепая вера и страх – главные ресурсы тоталитарного управления.

Тоталитарные системы возникают не стихийно, а на основе определенного идеологического образа. Важнейшая черта тоталитарного общества – идеологизация всей общественной жизни, стремление подчинить доминирующей идеологии все экономические и социальные процессы.

Тоталитаризм, стремясь найти массовую опору, провозглашает превосходство определенного класса, нации или расы, производя деление всех людей на «своих» и «чужих». Как правило, обязательно находится внутренний или внешний враг – буржуазия, империализм, евреи и т.д.

В процессе ограничения или ликвидации частной собственности происходит массовая люмпенизация населения. Индивид попадает в абсолютную зависимость от государства, без которого подавляющее большинство людей не может получить средства существования: работу, жилье.

Личность утрачивает всякую автономию и права, становится полностью беззащитной перед всесильной властью, попадает под ее тотальный контроль. Делается попытка сформировать «нового человека», который будет предан идеологии и вождям, будет проявлять скромность в потреблении, покорность и готовность на любые жертвы ради государства.

Господство идеологии и политики проявляется не только в социальной сфере, но и в экономике. Здесь отличительными чертами тоталитаризма является национализация экономики, ограничение или полное устранение частной собственности, конкуренции и рыночных отношений. Устанавливается монополия государства на распоряжение всеми важнейшими общественными ресурсами и самим человеком.

Мировая практика позволяет выявить два типа тоталитаризма: левый и правый. «Левый» тоталитаризм возник в коммунистических странах – в Советском Союзе, на Кубе, в странах Восточной Европы, Азии (Китай, КНДР, Северный Вьетнам). «Правый» тоталитаризм утвердился в фашистской Италии и нацистской Германии.9

«Левый» тоталитаризм основывался на идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей возможность построения коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех граждан; необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики; ведущую роль пролетариата в современной истории;  необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу; возможность построения коммунизма в каждой стране.

Социальной основой «левого» тоталитаризма выступали низшие классы и прежде всего пролетариат. С точки зрения господствующей идеологии, все другие классы являются менее прогрессивными. Политика направлялась на искоренение иных классов. На практике это означало ликвидацию класса собственников и крестьянства. Построение идеала в виде «светлого будущего» предполагало использование мощного аппарата принуждения вплоть до террора.

«Правый» тоталитаризм представлен фашизмом и национал-социализмом. Главные положения национал-социалистической идеологии сводились к воссозданию германского рейха; борьбе за чистоту немецкой расы; истреблению всех инородных элементов (прежде всего евреев); антикоммунизму.10 Социальной опорой правого тоталитаризма являлись экстремистски настроенные средние слои общества. Поддержку германский фашизм получал и у крупного капитала, видевшего в нём меньшее зло, чем в революционном движении масс и коммунистической идеологии.

Главные различия «левого» и «правого» тоталитаризма отчётливо выражены в их целях и социальных предпочтениях. Национал-социализм в отличие от марксизма-ленинизма отстаивал идею классового мира. Место класса здесь занимает нация.

  1.   Зарождение тоталитарного режима в СССР

Основы тоталитарного режима в СССР были заложены еще в начале 20-х гг. ХХ века. В то время была провозглашена диктатура пролетариата; была ликвидирована всякая политическая оппозиция большевизму (в ходе гражданской войны); произошло подчинение общества государству.

Фактически к 1922 г. (момент окончания Гражданской войны и образования СССР) в стране была установлена диктатура партии большевиков: ни пролетариат, ни крестьянство не определяли государственную политику.11 Внутри монопольно правящей партии большевиков пока ещё существовала относительная демократия (дискуссии, равноправное отношение друг к другу). Система советов во главе с Всероссийским съездом советов, объявленная высшей властью в стране, полностью контролировалась большевиками. Большевики из политической партии превратились в управленческий аппарат. Начинал формироваться новый влиятельный класс – номенклатура. В условиях однопартийности и собственности государства на национализированные средства производства номенклатура стала новым собственником заводов, фабрик, а также фактическим новым правящим классом, стоящим над рабочими и крестьянами.

В конце 20-х гг., после смещения «бухаринской группы» произошел следующий этап становления тоталитарного строя – уничтожение демократии внутри победившей партии большевиков, ее подчинение одному человеку – Сталину.

Возвышение Сталина в партии началось после Октябрьской революции и Гражданской войны. Сталин руководил обороной Царицына в годы Гражданской войны, сыграл важную роль в подготовке первой Конституции РСФСР и строительстве государственности СССР. Сталина в первой половине 20-х гг. отличали абсолютная лояльность Ленину, скромность и незаметность, высокий профессионализм.

Благодаря этим качествам Сталин был выдвинут на новую должность в партии – Генерального секретаря. Данная должность была создана в 1922 г. и задумывалась как технический пост для организации работы партийного аппарата. Однако, заняв эту должность, Сталин постепенно превратил ее в центр власти в стране.

После смерти Ленина в партии и государстве начинается период борьбы между ближайшими соратниками Ленина за то, чтобы стать его преемником.12 

В данной борьбе победу одержал Сталин, который убедил партию в необходимости начать индустриализацию и коллективизацию. Под конец 20-х гг. ключевые посты в государстве начали занимать выдвиженцы Сталина. Новым председателем советского правительства (Совнаркома), вместо Рыкова, стал Молотов – ближайший соратник Сталина того времени.

Особенность сталинской кадровой политики заключалась также в том, что его будущие выдвиженцы рекрутировались из самых социальных низов и сразу выдвигались на самые высшие посты. Именно в сталинскую эпоху выдвинулось большинство руководителей хрущевской и брежневской эры. Например, в 1932 году Лаврентий Берия стал руководителем Грузии. Как правило, новые выдвиженцы верой и правдой служили Сталину.

Иосиф Сталин в начале 30-х гг., используя пост Генерального секретаря, постепенно стал превращаться в вождя новой советской номенклатуры. Номенклатура, в большинстве своем, боготворила Сталина и стала его главной опорой в борьбе за дальнейшее укрепление его власти.

С конца 20-х гг. наметилась тенденция к расширению прав союзных органов за счёт сужения прав республик. Изменилась компетенция высших органов СССР. Съезды Советов теряли своё значение. Важнейшие решения принимались уже не на съездах Советов СССР или сессиях ВЦИК, а партийными органами.

Наряду с изменением и перераспределением властных полномочий высших органов власти в 20 – 30-е гг. происходило усиление карательно-репрессивного аппарата и силовых наркоматов. В 1924 г. ЦИК СССР утвердил «Положение о правах ОГПУ в части административных высылок, ссылок и заключения в концентрационный лагерь», согласно которому принятие постановлений о подобных мерах возлагалось на Особое совещание при ОГПУ.13 В связи с требованием Сталина централизовать всю работу правоохранительных органов в 1934 г. был образован народный комиссариат внутренних дел (НКВД) СССР. В него в полном составе вошло ОГПУ, преобразованное в Главное управление государственной безопасности. При этом происходило постоянное расширение полномочий НКВД. В 1930 г. было организовано Управление исправительно-трудовых лагерей ОГПУ (УЛАГ), вскоре преобразованное в Главное Управление исправительно-трудовых лагерей ОГПУ (ГУЛАГ). Общая численность заключённых в лагерях и колониях ГУЛАГа по официальным данным возрастала с 200 тыс. человек в 1931 г. до 2 млн. человек в 1941 г (см. таб.1). Каждый третий заключённый был осуждён по политическим мотивам, а многие другие в той или иной степени являлись жертвами социальной и экономической политики сталинского режима.14

Политические репрессии в СССР начали проводиться еще с начала 1930-х гг. Одним из первых был процесс по делу Промпартии, в ходе которого ряд хозяйственных руководителей были обвинены во вредительстве. Другим крупным процессом стал суд над «группой Рютина» – группой партийных и комсомольских работников, в открытую критиковавших Иосифа Сталина.

Начало «большого террора» было положено 1 декабря 1934 г., когда в Смольном был убит первый секретарь Ленинградского обкома, секретарь ЦК ВКП(б) – С.М. Киров. Сталин воспользовался этим убийством, чтобы провести чистку партии и государственных органов от всех лиц, подозреваемых в нелояльности к режиму и к нему лично.

Знаменосцами репрессий на их начальном этапе стали два народных комиссара внутренних дел СССР – Генрих Ягода (нарком в 1934 – 1936 гг.) и Николай Ежов (нарком в 1936 – 1938 гг.). Пик репрессии, получивший название «ежовщина» был связан с деятельностью в 1936 – 1938 гг. наркома Ежова. Именно при Ежове репрессии получили массовый и бесконтрольный характер. Ежедневно арестовывались сотни и тысячи невиновных людей, многие из которых погибали. Ежовым в НКВД были введены мучительные и садистские пытки, которым подвергались арестованные и члены их семей. Впоследствии, наркомы внутренних дел и генеральные комиссары госбезопасности Ягода и Ежов сами стали жертвами созданного ими механизма.

Пришедший им на смену в 1938 г. Лаврентий Берия продолжил их линию, но более избирательно. Репрессии продолжились, но их массовость к началу 40-х гг. снизилась.

С 1936 г. по 1938 г. прошли три крупных открытых судебных процесса (Московские процессы). Обвиняемыми на них были бывшие деятели ВКП(б). На них была возложена ответственность за подготовку терактов против партийных руководителей, за вредительство и сотрудничество с иностранными разведками. Единственной основой для обвинения на всех этих процессах были собственные показания подсудимых. Большинство обвиняемых было приговорено к расстрелу (Зиновьев, Каменев, Пятаков, Бухарин, Рыков и др.). Московские процессы дали толчок многочисленным региональным, жертвами которых стали сотни тысяч человек.

Большой террор затронул и армию. В 1937 г. после короткого разбирательства были расстреляны обвинённые в шпионаже и подготовке заговора несколько видных военачальников. Это было лишь начало широкомасштабного террора, коснувшегося не только высшего, но и среднего и младшего командного состава Красной Армии. Фактически в  1937 – 1938 гг. армия и флот были обезглавлены.15

Изменения в системе госучреждений в 30-е гг. свидетельствовали о складывании основ тоталитарного режима с мощным репрессивным аппаратом. При этом большое значение имели кадровые перестановки в руководстве центральными органами.

К середине 30-х гг. в СССР произошли изменения во всех сферах жизни. В промышленности и сельском хозяйстве был уничтожен частный сектор, качественные изменения произошли в системе госучреждений. Официально было заявлено о построении основ социализма в СССР. Значительно был расширен перечень прав и свобод граждан: законодательно закреплялись неприкосновенность личности, свобода совести, свобода слова, печати, собраний и митингов, тайна переписки.

Вместе с тем конституционные права вступали в противоречие с реалиями сталинизма и не распространялись на весь советский народ, например, на колхозников. Повсеместно нарушалась статья 127 Конституции СССР о неприкосновенности личности, в которой говорилось, что «никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора».16

К концу 30-х гг. в СССР сложилась обстановка, получившая название «культ личности» Сталина. «Культ личности» заключался в создании имиджа Иосифа Сталина как легендарной личности, которой вся страна обязана своим процветанием; возведении Иосифа Сталина в ранг величайших мыслителей наряду с Карлом Марксом, Фридрихом Энгельсом и Владимиром Лениным; тотальном восхвалении Сталина и полном отсутствии критики; абсолютном запрете и преследованием любого инакомыслия; гонении на религию.

Параллельно с культом личности Сталина шло создание не менее масштабного культа личности Ленина: создавался во многом далекий от реальности имидж Владимира Ленина, как гениального коммунистического деятеля; изображения Ленина в виде множества памятников, бюстов, портретов распространялись по всей стране; в народе создавалось убеждение, что все хорошее и прогрессивное стало возможно только после прихода к власти большевиков.

Культ личности поддерживался жесточайшими репрессиями (в том числе уголовным преследованием за «антисоветскую пропаганду», которой могло стать любое высказывание, не совпадающее с официальной точкой зрения). Другим способом поддержания культа, кроме страха, было воспитание с детства молодого поколения.

Массовые репрессии второй половины 30-х гг. сыграли немаловажную роль в укреплении сталинизма. Но нельзя объяснить это укрепление только репрессиями. В качестве причин оформления в Советском Союзе такого режима можно назвать: идеологические (в соответствии с классическим марксизмом диктатура пролетариата влекла за собой неизбежное насилие над определёнными социальными группами); социальные (изменение социальной структуры после гражданской войны, а также состава ВКП(б)); экономические (жёсткое руководство экономикой со стороны государства); субъективные (наличие в партийном руководстве людей, готовых поддержать складывавшийся режим личной власти Сталина); психологические (ориентирование большинства граждан не на принятие самостоятельных решений, а на мудрое руководство).17

Можно выделить несколько особенностей тоталитарного режима в СССР:

  •  огромная роль идеологии, и, прежде всего, идеи классовой борьбы, которая оправдывала репрессии по отношению к целым слоям населения;
  •  возврат к идее сильной государственной власти (вместо идеи мировой революции) и имперской внешней политике (курс на восстановление границ бывшей Российской империи) и на усиление влияния СССР в мире;
  •  массовые репрессии («большой террор»). Репрессии применялись для уничтожения потенциальных противников и их возможных сторонников, устрашения населения, использование бесплатного труда заключенных во время форсированной индустриализации.


Глава
 2. Анализ тоталитарного режима

2.1 Сравнение авторитаризма и тоталитаризма

Основными разновидностями антидемократических режимов являются авторитаризм и тоталитаризм, которые различаются между собой разным характером и степенью отрицания демократических начал государственно-политического властвования.18 Но кроме этих критериев существует ещё ряд признаков, по которым различают тоталитаризм и авторитаризм.

Основные признаки различия тоталитарного и авторитарного режимов заключаются в следующем:

  1.  Самый главный критерий связан с пониманием какой-либо цели, миссии данного режима (например, идея расового превосходства). Можно сказать, что тоталитаризмом на первых порах двигала та или иная мечта об утопии, направленная против либеральной демократии, капиталистической экономической системы и в какой-то мере отвечавшая ожиданиям большинства населения страны. Подвижники тоталитарного идеала рассматривали его как модель мирового порядка. Поэтому тоталитаризм ориентирован не только на создание совершенного общества в какой-либо отдельной стране, но и пытается распространить аналогичный своему общественный строй на другие страны.

Авторитарные режимы в большинстве случаев не ставят перед собой задачу полного преодоления предшествующего социального строя. Военные хунты в Латинской Америке обычно приходили к власти под лозунгами сохранения утвердившегося порядка, избавления угрозы его изменения. Авторитаризм склоняется к идее органичного развития, под которым часто скрывается желание воспрепятствовать вообще всяким заметным изменениям.

  1.  Следующий признак, по которому различаются тоталитарные и авторитарные системы, заключается в разной степени регламентации различных аспектов общественной жизни. Тоталитаризм стремится реализовать утопический идеал во всех сферах общественной жизни.19 В результате предполагается не только создание и пропаганда новой системы ценностей, но и формирование такого политизированного человека, индивидуальность которого должна быть подчинена коллективности.

Для авторитаризма, напротив, характерна намеренная деполитизация народа, его довольно слабая политическая информированность. Для авторитарного режима, как правило, не характерен тотальный контроль над всеми сферами общественной жизни.

  1.  При авторитаризме формально может существовать парламент, принцип разделения властей и другие явления, присущие демократии (например, гражданское общество, которое не полностью поглощено государством).

В политической системе тоталитарного строя вся полнота высшей власти концентрируется в руках правителя и его ближайшего окружения. Практическая реализация директив высшего политического руководства осуществляется партийно-государственной бюрократией, которая в своей деятельности руководствуется не законами, а, прежде всего, секретными постановлениями, решениями вышестоящих государственных и партийных инстанций. В тоталитарном государстве фактически полностью отсутствует принцип разделения властей.

  1.  Еще одно различие между тоталитаризмом и авторитаризмом заключается в самой структуре власти и наличии оппозиции. В тоталитарной системе центром власти является одна партия, которая пронизывает весь государственный аппарат, общественные организации и производственные структуры.

Авторитаризм – это режим ограниченного плюрализма. При авторитарном режиме существует оппозиция в усеченном виде.

  1.  Авторитарные режимы, как правило, сохраняют традиционные классовые, сословные перегородки, которые тоталитаризму чужды. Тоталитаризм в соответствии со своим утопическим идеалом разрушает прежнюю социальную структуру, разрывает традиционные социальные связи, ликвидирует ранее сложившуюся социальную дифференциацию, т.е. превращает классы в массы.
  2.  Еще одно из отличий авторитаризма от тоталитаризма заключается в том, какую роль играют в обоих режимах репрессии. В период зарождения и формирования тоталитарный режим осуществляет террор по отношению к своим противникам легально и организованно. Кроме того, репрессии обрушиваются не только на противников режима, но порой угрожают и вполне лояльным гражданам.

При авторитаризме насилие и принуждение играют хотя и немалую, но не определяющую роль, и в основном используются против бесспорных противников режима. Массовые репрессии для авторитарного режима обычно не характерны. Репрессии по сравнению с тоталитарным режимом носят ограниченный характер. Массовый физический террор, как правило, отсутствует.20

  1.  Следующий критерий – методы экономического регулирования. Тоталитарные режимы активно вторгаются в экономическую сферу, либо устанавливая над ней строгий контроль, либо подвергая её полному или почти полному огосударствлению. Для тоталитарного режима характерна государственная или находящаяся под жестким бюрократическим контролем частная собственность на средства производства.

Если для тоталитаризма характерно стремление распространить политическое регулирование и на сферу экономики, то авторитаризм может сочетаться как с плановой экономикой, так и с рыночной, которая может быть весьма эффективна.

Конечно, отмеченные различия между тоталитаризмом и авторитаризмом не следует абсолютизировать. Некоторые режимы являются как бы промежуточными между ними и объединяют признаки разных типов в силу особенностей своего исторического развития и политического опыта.

Оба этих режима сходны недемократической формой осуществления политической власти. Будучи родственным авторитарному режиму, тоталитарный режим имеет и во многом схожие с ним признаки:

  1.  Отдаление народа от участия в политической жизни страны. Тоталитарное государство характеризуется тем, что в нём не существуют принципы выборности государственных органов и должностных лиц, гласности их деятельности, подотчетности их населению. При тоталитаризме принцип всеобщего избирательного права отменяется, происходит ограничение участия широких народных масс в решении важных проблем общественной жизни. Господствует принцип назначения на должности.
  2.  Значительный централизм в руководстве обществом.21 В центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного человека, группы людей или нескольких тесно взаимосвязанных государственных или партийных органов, решения которых должны выполняться безоговорочно. Государство ставит исполнительную власть выше законодательной и судебной. Происходит снижение роли представительных органов государственной власти. Поскольку власть концентрируется в руках главы государства, представительные органы превращаются во второстепенные учреждения, а зачастую вообще упраздняются. Органы местного самоуправления обычно отсутствуют, заменяясь назначаемыми из центра чиновниками. Исполнительные органы власти юридически или фактически наделены законодательными и судебными полномочиями.
  3.  Руководство и управление обществом во всех сферах жизнедеятельности осуществляется в основном приказными методами. На всех уровнях государственного механизма господствует жёсткое правило обязательного подчинения нижестоящих звеньев вышестоящим. Государство обладает правом вмешиваться в любую сферу жизни общества.
  4.  Преобладание в политической системе одной правящей партии.22  Организации, которые угрожают власти правящей партии, оказываются вне закона. Правящая партия обычно соединяется с государственным аппаратом, а ее монополия на власть закрепляется законом. Деятельность других общественных объединений допускается лишь при условии их подчинения власти. Общественные объединения и средства массовой информации, выступающие против режима, подвергаются репрессиям и запрещаются.
  5.  Неправовой характер деятельности власти. Роль права и закона в условиях тоталитарного режима становится второстепенной: власть получает неограниченные законом и закону неподчиненные полномочия. Это создает условия для беззакония и произвола со стороны власти. С целью удержания населения в повиновении режим прибегает к насилию, которое становится важным инструментом общественного регулирования. Увеличенную роль в обществе приобретают карательные органы. Суд, различные правоохранительные органы лишаются самостоятельности и являются исполнителями распоряжений власти.
  6.  Армия, полиция, органы безопасности используются для подавления оппозиции, выступающей против режима. Силовые структуры становятся главной опорой власти.
  7.  Ограничение прав и свобод граждан. Для тоталитаризма характерно отторжение демократических прав и свобод. Тоталитарный режим отменяет большинство демократических прав и свобод граждан. Особенно это касается гражданских и политических прав граждан. Личность отчуждается от власти и превращается в объект манипулирования. Неприкосновенность личности в должной мере не обеспечивается. Плюрализм мнений существует в жёстко ограниченных рамках. Закон преимущественно охраняет интересы государства, а не личности.
  8.  Все средства массовой информации берутся под полный и жёсткий контроль государства. СМИ должны сохранять лояльность по отношению к режиму. Может существовать цензура.

Указанные признаки свидетельствуют, что тоталитаризм, действительно, схож с авторитарным режимом правления.

2.2 Сравнение тоталитарных режимов в СССР и Германии

Утверждение тоталитарных порядков в Советском Союзе и Германии имело свои характерные черты, которые были обусловлены особенностями как исторической обстановки этих стран, так и разным уровнем их политического, экономического и культурного развития.

Отличие советского тоталитарного режима от германского состоит в следующем:

  1.  В основе идеологии этих двух тоталитарных форм лежали разные принципы. В СССР господствовала теория классовой борьбы, целью которой является установление диктатуры пролетариата в социалистическом государстве как промежуточной стадии на пути построения справедливого бесклассового общества.23 Сталинская политика не сопровождалась расовыми чистками (как известно, преследования по национальному признаку проявились в СССР лишь в 40-е годы).

В Германии господствовала теория национальной борьбы, превосходства одной расы над другой. Гитлеровский режим был откровенен в изложении агрессивных целей своей политики.

  1.  Направленность репрессий. В СССР в основном против собственного населения («классовых врагов»), в Германии в основном против населения других стран и национальных меньшинств (евреев, цыган, славян).
  2.  Роль государства в экономике. В СССР происходило полное огосударствление, а также ликвидация частной собственности.

В Германии, в отличие от СССР, не пошли на тотальную национализацию промышленной и финансовой сферы, сохранив частнособственнические классы. Этим классам была обеспечена свобода экономической деятельности, хоть и в весьма ограниченном виде. При Гитлере капитализм развивался вполне успешно.

  1.  Германия проводила более агрессивную внешнюю политику (например, аншлюс Австрии, развязывание Второй мировой войны), чем СССР.24

Несмотря на появление в неодинаковых исторических условиях, нацистский и коммунистический типы тоталитаризма имели по своей сути похожие признаки:

  1.  Господство единой партии (коммунистической партии в СССР и национал-социалистической партии в Германии). Подчинение всех государственных учреждений (армия, полиция, органы безопасности, суды, органы местного самоуправления) правящей партии.
    1.  Двум данным режимам был характерен постоянный поиск врагов, как внутренних, так и внешних. В СССР врагами считали всех, кто не придерживался классовой теории марксизма-ленинизма.

Германия считала врагами коммунистов, социал-демократов, евреев.

  1.  Огромная роль идеологии, которая представляла собой систему идей (идея расового превосходства в Германии, идея борьбы пролетариата с капиталистическим строем в СССР). Идеология охватывала все без исключения сферы частной и общественной жизни и должна была быть общепризнанной.
    1.  Возвышение образа правителя, его превращение в идеал.25
    2.  Значительная система пропаганды, тотальный контроль над средствами массовой информации, жёсткая цензура любой информации. Изоляция народа от источников объективной информации.
    3.  Важной составной частью тоталитарных режимов Германии и СССР стала система репрессивных органов, сложившаяся из судебных и внесудебных органов. Осуществлялся надзор и контроль над каждым гражданином, независимо от его социального положения.
    4.  Создание концлагерей, в которые отправлялись тысячи людей, в большинстве случаев невиновных.

Таким образом, становится очевидным сходство основных тенденций становления тоталитарных режимов в Советском Союзе при И. Сталине и в Германии при А. Гитлере при некотором их различии в деталях.

2.3 Отношение к личности Сталина в современном обществе

В истории советской России 30-е годы считаются наиболее сложными и противоречивыми. Это время бурных успехов индустриализации, время стремительного роста военной мощи СССР. И всё же именно эти годы считаются самыми жестокими и кровавыми в отечественной истории. Вся правда того времени долгое время скрывалась. Только после ХХ съезда КПСС, на котором Н.С. Хрущёв выступил с докладом «О культе личности и его последствиях», были оглашены некоторые подробности режима Сталина. В частности, был поставлен вопрос о вреде, нанесённом культом личности, коммунистической партии; осуждались массовые репрессии. С течением времени общество стало всё больше узнавать о методах осуществления власти сталинского режима.26 

На настоящий момент немало тех, кто относится к Сталину с уважением. Его роль в истории страны россияне оценивают неоднозначно. С каждым годом, оценивая роль Сталина в истории государства, россияне всё чаще признают, что он сделал поровну и хорошего, и плохого (см. таб.2).

Восприятие личности Сталина значительно отличается  в зависимости от возраста респондента. Если взять молодых граждан, то у каждого второго преобладает безразличная оценка. В случае с опрошенными пожилыми респондентами выходит, что около половины склонны относиться к Сталину с уважением (см. таб.3).

Доля россиян, испытывающих неприязнь, ненависть и страх к Сталину,  снизилась. Если в 2001 г. с такими чувствами к Сталину относились более трети опрошенных россиян, то к 2013 году доля респондентов, считающих так, снизилась до четверти (см. таб.4).  Однако позиция москвичей и респондентов с высшим образованием кардинально отличается от России в целом. Они согласны с мнением о том, что Сталина необходимо признать государственным преступником.  Доля респондентов, рассматривающих смерть вождя как  прекращение массового террора и репрессий,  в этих группах выше, чем в остальных и в целом по стране. Хотя население в целом также рассматривает смерть Сталина как прекращение террора, несмотря на рост в последние два года числа респондентов, сожалеющих о смерти вождя.

Уважение к Сталину испытывают, главным образом, пожилые россияне. Молодёжь чаще, чем остальные возрастные группы, относится с безразличием к личности вождя.27 

Многие граждане бывших союзных республик СССР продолжают относиться к Сталину положительно. Особенно распространены высокие оценки деятельности Сталина, когда речь заходит о войне с гитлеровской Германией. Сталин – Председатель Государственного Комитета Обороны и Верховный Главнокомандующий Красной Армии, армии-победительницы.


Заключение

Парадокс тоталитаризма заключается в том, что его творцом, в отличие от предыдущих тираний, диктатур, является сам народ, против которого он потом и оборачивается.

Как показала история, тоталитарные режимы получили своё распространение в обществах индустриального типа, для которого характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

Современное российское государство всё ещё переживает сложный процесс формирования демократического государства. Особую актуальность всестороннему изучению тоталитаризма российскими исследователями придаёт тот факт, что часть нынешних проблем России уходит своими корнями в тоталитарное прошлое.

На основе статистических данных можно сделать вывод о том, что в современной России отношение к личности Сталина остаётся неоднозначным, тогда как в Германии к фигуре Гитлера относятся крайне отрицательно.

Тем не менее, тоталитарные режимы плохо адаптируются к быстро меняющемуся миру. Тоталитарные модели теряют свою актуальность в нынешних реалиях. Во многих странах сейчас происходит становление и развитие демократических систем реализации власти.28

Подводя итог всему вышесказанному следует отметить, что для изучения возникшей относительно недавно проблемы перехода от недемократических режимов к демократическим, необходимо понимать  сущность и отличительные особенности тоталитаризма. К тому же понимание сущности тоталитаризма необходимо для того, чтобы не допустить появление таких режимов в дальнейшем.


Примечания

1 Мухаев Р.Т. Политология – Москва: Проспект, 2010. с. 177.

2 Там же. с. 179.

3 Политология: ответы на экзаменационные билеты под редакцией Тургаева А.С., Хренова А.Е. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. с. 23.


4 Гаджиев К.С. Политология: Учебник для студентов вузов – Москва: Логос, 2011.


5 История Древнего Востока. Учебное пособие. 3-е издание – Москва: Академия, 2012.


6 Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс – Москва:  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0" \o "КомКнига" КомКнига, 2010.


7 Марков Б.В., Щавелёв С.П. Критика тоталитарного опыта – Москва: Флинта, 2011.


8 Работяжев Н.В., Соловьёв Э.Г. Феномен тоталитаризма: политическая теория и исторические метаморфозы – Москва: Наука, 2011.


9 Теория государства и права – Москва: Юрист, 2013. с. 45.


10 Рис Лоуренс. Тёмная харизма Адольфа Гитлера. Ведущий миллионы в пропасть – Москва: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014.


11 Зуев М.Н. История России с древнейших времён до начала XXI века для школьников ст. кл. и поступающих в вузы – Москва: Дрофа, 2013. с. 574.


12 Суровая драма народа: Учёные и публицисты о природе сталинизма – Москва: Политиздат, 1989. с. 71.


13 Положение о правах ОГПУ в части административных высылок, ссылок и заключения в концентрационный лагерь – Москва. ЦИК – 1924.


14 Данные статистики о численности заключённых Главного Управления исправительно-трудовых лагерей ОГПУ (ГУЛАГ).


15 Сувениров О.Ф. 1937. Трагедия Красной Армии – Москва: Эксмо, 2009.


16 Конституция Союза Советских Социалистических Республик.
Утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов 5 декабря 1936 г.


17 Матосов М.В. Русский Холокост. Истоки и этапы демографической катастрофы в России – Москва: Алгоритм, 2012. с. 147.


18 Политология: ответы на экзаменационные билеты под редакцией Тургаева А.С., Хренова А.Е. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. с. 22.

49 Хропанюк В.Н. Теория государства и права – Москва: Омега, 2008. с. 125.

50 Типология политических режимов – URL: http://kulturoznanie.ru/politology/tipologiya-politicheskix-rezhimov-tablica/


21 Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право – Москва: Юристъ, 2000.


22 Тоталитаризм и авторитаризм: статья – URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3c504a2d-91a6-422f-ba20-79d474c25dca/%5BCIVSal1011_10-11%5D_%5BTS_69%5D.html

63 Суровая драма народа: Учёные и публицисты о природе сталинизма – Москва: Политиздат, 1989. с. 157.

74 Зуев М.Н. История России с древнейших времён до начала XXI века для школьников ст. кл. и поступающих в вузы – Москва: Дрофа, 2013. с. 628.

85 Кормилицын С.В. Сталин против Гитлера. Поэт против художника – Санкт-Петербург: Питер, 2008.

96 О культе личности и его последствиях. Доклад ХХ съезду КПСС (Н.С. Хрущёв).

27 Опрос ВЦИОМ. Россияне о Сталине: образ «отца народов» сегодня.

28 Арон Р. Демократия и тоталитаризм – Москва: Текст, 1993.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
6309. Петр Великий. Первые годы правления. Начало Северной войны – от Нарвы до Полтавы. 1689 – 1709 годах 43.87 KB
  Петра к власти привел переворот 1689 г. Когда после неудачного второго похода Голицына были устроены торжества Петр отказался в них участвовать военачальники прибыли в Преображенское к Петру а он их даже отказался принять. Сторонники Петра предупредили его в Преображенском и царь в одной сорочке из Преображенского опасаясь расправы бежал в ТроицеСергиев монастырь где был утром 8 августа.
11777. Особенности правового режима земель населенных пунктов 1.26 MB
  Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Особая функция по распоряжению земельными участками находящимися в государственной или муниципальной собственности возложена на органы местного самоуправления районные и поселковые администрации...
7418. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СССР В 1920-1930-е годах 104.76 KB
  Человек живет в определенном социуме, и вся его деятельность регулируется ценностями и социальными нормами этого общества. Социальная норма представляет собой законы, обычаи и традиции. Она выстраивает модель общественных и межличностных отношений. Однако наряду с нормами в каждой социальной системе присутствуют отклонения. Отклонение от социальной нормы в современной социально-гуманитарной науке получило название «девиантного» поведения.
20833. Школы кольского края в период восстановления народного хозяйства и в годы послевоенных пятилеток. Народное образование кольского края в 60-70-е годы 22.18 KB
  Учитывая огромный ущерб, нанесенный врагом хозяйству нашей страны, Совет Народных Комиссаров Союза ССР еще 1 ноября 1945 года принял постановление о восстановлении 15 крупнейших и старейших русских городов. В их число правительство включило и город Мурманск. Для этой цели только на 1946 год было выделено свыше 700 миллионов рублей и большое количество материалов и оборудования.
2846. Образование СССР (1917-1941 гг.) 15.81 KB
  СССР. Новый союз ССРЕА Союз Советских Республик Европы и Азии. Утвердила проекты Декларации и Договора об образовании СССР и повестку дня и срок открытия Всесоюзного съезда Советов.
4315. Формы правления 4.75 KB
  Виды монархий: абсолютная неограниченная монархия: монарх ни с кем не делит верховную власть – сам издает законы назначает чиновников на все высшие должности вершит суд и управляет государством по собственному усмотрению а если привлекает советников то их советы для него необязательны; монарх не несет ответственности перед кемлибо; отсутствуют представительные учреждения парламент; ограниченная монархия: власть монарха ограничена парламентом и является практически символической; исполнительную власть осуществляет премьерминистр....
2886. Советский тыл в годы войны 5.31 KB
  СССР не был полностью готов к войне, хотя вся 3 пятилетка – это “создание промышленной базы на востоке страны”, строительство предприятий-дублеров. Для перестройки экономики на военный лад (то есть милитаризации) СССР понадобилось более года – указанная цель была достигнута толь к ноябрю 1942 года.
4973. СССР в эпоху застоя. Внутренняя политика 18.03 KB
  Внутренняя политика Содержание: Введение Характеристики эпохи Внутренняя политика эпохи Заключение Библиографический список Введение Эпоха застоя период застоя – период в развитии Советского Союза характеризующийся относительной стабильностью всех сфер жизни государства достаточно высоким уровнем жизни граждан и отсутствием серьезных потрясений. Период застоя как и любой временной отрезок в истории России не имеет четких границ однако чаще всего историки имеют в виду отрезок в двадцать лет между приходом к власти Л. Условно...
10824. СССР в межвоенный период (1920-1930-е гг.) 55.67 KB
  На съезде было сформировано советское правительство Совет Народных Комиссаров СНК. Именно оно должно было окончательно и на законном основании решить вопрос о государственной власти в России и будущем развитии страны. представительство социалистических партий в Советах было крайне незначительным до долей процента и уже не играло скольконибудь заметной роли. Особенностью гражданской войны в России было ее тесное переплетение с антисоветской военной интервенцией держав Антанты.
1242. Иммиграция в Россию из-за пределов бывшего СССР 3.42 MB
  Основные характеристики иммиграционных процессов в России. Концепция государственной миграционной политики в России. Влияние иммиграции на экономическое развитие России также весьма актуально. До недавнего времени иммиграция не играла существенной роли в динамике численности и состава населения России в силу закрытости СССР для внешних миграций.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.