Первоначало в Философии Платона

Платон это выдающийся деятель мировой культуры. Несмотря на то, что период жизни этого человека, ученого, писателя, пришелся на незапамятную старину, - но до сих пор и во веки веков его наследие будет достоянием всего человечества. Платон, абсолютно по праву считается одним из отцов-основателей философии, науки и системы образования.

2015-08-07

16.6 KB

13 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Содержание

Введение………………………………………………………………………......…2

1. Формирование философских взглядов Платона ………………………..…..….4

1.1.Актуальность знаний по Платону …………………………………...….…..….4

2. Учение о бытии и небытии……………………………………………….…...….8

2.1. Истинное бытие и мир идей по Платону …………………………………..…8

3.Первоначало в Философии Платона ……………………………………..….….11

3.1.Рассудок и разум по Платону……………………………………….…..….….12

3.2.Гносеология Платона ………………………………………….…………...….14

Заключение…………………………………………………………...……….….…21

Список используемой литературы ……………………………………...….….…22         


Введение

Платон  это выдающийся деятель  мировой культуры. Несмотря на то, что период жизни этого человека, ученого, писателя, пришелся на незапамятную старину, - но до сих пор и во веки веков его наследие будет лостоянием вспего человечества. Платон, абсолютно по праву считается одним из отцов-основателей философии, науки и системы образования. В начале 4 века до н.э. Платон учредил в Древних Афинах учебное заведение, названное «Академия», которое просуществовало несколько веков. Будучи, фактически, создателем философского течения «идеализма» Платон, наряду с Демокритом, обосновавшим течение «материализма» стали основателями двух основных философских школ. Противостояние двух этих школ – идеализма и материализма продолжается до настоящего времени, формируя то - что мы теперь называем философией.

Одновременно с философскими изысканиями Платон успешно реализовал себя как математик, астроном, специалист по акустике.

Интересно то, что сочетая в себе дарования ученого исследователя и литератора, Платон  излагал свои научные и философские  концепции в «диалогах», ставших, своего рода, научными драмами или комедиями.

Очень важны и интересны для исследователей, в том числе – современных,  описательные мотивы в творчестве Платона. Не будь их мы бы сегодня намного хуже и беднее представляли себе реалии повседневной жизни Древней Эллады.

В данной работе излагаются основные аспекты философского учения Платона. Его взгляды на основы: бытия и небытия, теологию, построение общества. Целью ставится подчеркнуть уникальность Платона – мыслителя в истории.

 

 

1.Формирование философских взглядов Платона

Платон - сознательный и последовательный объективный идеалист. Исходит из идеи существования двух миров: первичным является  мир вечных, неизменных (не могут меняться, иначе не будут последними) духовных сущностей – идей, а вторичным, производным от него является чувственный конкретный мир вещей. Отдельные  конкретные предметы создаются, разрушаются и воспроизводятся в силу того, что в умопостигаемом мире идей имеется причина их бытия – идея.

Аристотель считает, что теория идей Платона связана с исследованием сущности понятий. Идеи, являются в действительности общими понятиями человека о вещах чувственного мира, оторванными от этих вещей и превращенными в абсолют. Платон сравнивает человеческую жизнь с пребыванием в подземелье. Задача – выйти из пещеры на свет. Родина души человека – мир идей.

В основе теории  познания лежит теория воспоминания, которая связана с идеей переселения души (метемпсихоза). Знание есть припоминание (анамнезис) людьми тех знаний, которые в готовом виде содержатся в душе. Позиция рационализма, согласно которой знания берутся из ума, а не из чувств.

"Наследие Платона тем более интересно, что его трудно квалифицировать как сугубо философское. Платон пока еще сочетает в себе черты истинной поэзии и чистой художественности с глубиной и сложностью философской мысли. Платон — это философ и тонкий стилист одновременно", — были убеждены Лосев и Тахо-Годи.

Религиовед с мировым именем Карл Кереньи (Karl (Károly) Kerényi) в своем бестселлере об Элевсинских таинствах писал: "Фактически ни Сократ в "Федре", ни Диотима в "Пире" не говорят о мистериях Агр и Элевсина. Но их современникам было совершенно понятно, что в словах о таинствах духовной жизни, которые начитаются на уровне физической любви и в конечном итоге ведут к великому видению Идей, подразумеваются эти мистерии".

Страсть к славе, говорил Платон, это последнее одеяние, которое мы сбрасываем с себя, умирая. О ком только не писал этот философ-мистик, но только не про себя любимого. Однажды его спросили, будут ли о нем писать, Платон ответил: "Было бы доброе имя, а записчики найдутся1

В юности, кроме спорта, Платон увлекался начертательным искусством и литературным творчеством. Он был поклонником комедий Софокла и Аристофана и сам сочинял комедийные произведения, а также эпиграммы и даже трагедии. У своих литературных наставников Платон перенял реалистичное изображение персонажей.  До наших времен сохранилось 25 эпиграмм, автором которых считается Платон.

Правда история утверждает, что после знакомства с Сократом Платон разочаровался в литературе и уничтожил большинство своих творений.

Платон был рядом с Сократом до самой его смерти, всего около девяти лет. Он стал постоянным собеседником и другом великого учителя. Также Сократ считается соавтором большинства философских диалогов Платона. Из этого исследователи делают вывод, что Платон писал свои диалоги практически с натуры. Следует полагать, что именно Сократ поселил в душе своего молодого друга и ученика веру в существование истины и высших ценностей, которые достигаются постоянным самосовершенствованием.

Первый период творчества Платона относится к времени когда умер Сократ. Он завершается первой поездкой Платона на Сицилию. Тогда были созданы: ‹‹Апология Сократа››, ‹‹Критон››, ‹‹Протагор››, Первая книга ‹‹Государства››, ‹‹Лахет››, ‹‹Лисия››, ‹‹Парменида››. Произведения этого периода именуются «сократическими» В их содержании лидирует рационалистический сократовский подход. Поднимаются вопросы добра, мужества, патриотизма и законопослушания.

В следующий, так называемый – «переходный» период творчества, длившийся чуть более двадцати лет (до 366 г. до н.э.) Платоном созданы:   ‹‹Гиппий большой›› и ‹‹Гиппий меньший››, «Горгий››, ‹‹Ион››, ‹‹Кратил›› и ‹‹Менон››. В этих трудах уже доминируют мысли и видение самого Платона. Тем не менее, автор продолжает излагать их от имени своего учителя Сократа. Таким образом, ставший самостоятельным философом и учредителем «Академии» Платон создает «своего» Сократа. 2

В период творческой зрелости Платону уже 60 – 70 лет и он отличается исключительной наблюдательностью и четкостью мыслей и фраз. Он пишет:   ‹‹Государство›› (книги со второй по десятую), ‹‹Диалоги››, ‹‹Критий››, ‹‹Парменид››, ‹‹Пир››, ‹‹Тимей››, ‹‹Федр›› и ‹‹Филеб››. Эти произведения, своего рода – квинтэссенция творчества Платона.  

И будучи уже в годах, в середине 4 века до .н.э. Платон создает «Законы», в которых описывает  систему государственного устройства, доступную, в его понимании, - ситам человечества.  Завершающий период творчества Платона свидетельствует о разочаровании в людях и возможностях реализации позитивных преобразований общества.

По преданию, умер Платон в 347 году до нашей эры, в день своего рождения. В день рождения Аполлона. После его смерти остались 4 раба, два небольших имения, три мины денег да две серебряные чаши, золотой перстень и золотая серьга.

Заключение

Анализируя полученную информацию в работе  можно обозначить следующие выводы.

Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.

Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями.

Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.

Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание.

Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.

Отсюда — важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей.

Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь. Вообще, сам философ напоминает Эрота: от также стремится достичь блага, он и не мудр и не невежественен, но является посредником между одним и другим, он не обладает красотой и благом и именно поэтому стремится к ним.

Список использованной литературы

1. Галышев И. И. История философии. М.: Академия, 2006. 455 с.

2. Зимченко М. О. Философия. М.: Экзамен, 2008. 500 с.

3. Истомин Н. Г. Платон. М.: Прогресс, 2007. 210 с.

4. Момотов С. С. Основы философии. СПб.: Питер, 2006. 345 с.

5. Нелюбин Д. Д. Философия античности. М.: Юрайт, 2007. 367 с.

6. Торопов Е. Н. История философии. М.: Норма, 2007. 389 с.

7. Яковлев С. Б. Великие философы. М.: Высшая школа, 2007. 345 с.

1 Истомин Н. Г. Платон. М.: Прогресс, 2007. 70 с.

2 Истомин Н. Г. Платон. М.: Прогресс, 2007. 85 с.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
8123. Филомофия Платона 8.28 KB
  Отличает истинный мир – царство идей – от кажущегося нереального и чувственного. Признав идею первопричиной всего сущего Платон тем самым определил и основную задачу философии и предмет науки как познание мира идей которое возможно лишь посредством диалектического процесса мышления как процесса образования и разделения понятий и выявление их совместимости или несовместимости с предметным миром. У Платона этот объект распадается на два: мир изменчивых и конечных во времени предметов и мир вечных неизменных идеальных сущностей идей....
18760. Космологія Платона («Тімей») 37.57 KB
  Вивчення та дослідження творів античних філософів дає певні здогадки про світотворення, звязок душі та універсуму, виникнення понять, ідею Бога як творця – все це знаходимо у Платона, а пошук істини є мотивацією для вивчення їх якнайбільшої кількості. Саме це присутнє в «Тімеї», тому дослідити це означає дослідити античні уявлення.
5747. Представление об обществе и государстве у Платона 21.11 KB
  Жизнь Платона и его учение об идеях. Рассуждения Платона о человеке Представление об обществе и государстве у Платона.
3557. Характеристика различных видов правления у Платона 7.58 KB
  Платон предлагает устранять всех кто будет претендовать или посягать не только на власть но и на философию. Их три: монархия власть немногих и власть большинства. Итого получается шесть форм: монархия построенная на основе законов царская власть; монархия при несоблюдении законов тирания; законная власть немногих аристократия; незаконная власть немногих олигархия; демократия на основе законов; демократия не соблюдающая законы.
3579. Характеристика различных видов правления у Платона и Аристотеля 9.63 KB
  В Государстве сформулирован принцип единства власти и философии говоря современным языком можно было бы сказать идеологии. Тирания по Платону худшая из форм правления там царит беззаконие доносы уничтожение противников и всех людей имеющих свое мнение а следовательно способных хотя бы потенциально к сопротивлению. В диалоге Политик дается более подробная и более типичная типология форм правления. Итого получается шесть форм: монархия построенная на основе законов царская власть; монархия при несоблюдении законов ...
3691. Социальное деление, система общественных взаимоотношений и воспитание граждан в государстве Платона 6.65 KB
  Во главе этого государства должны стоять философы знающие. Это деление основано на: философы лучше всех познали истину в мире идей поэтому они должны стоять во главе. Именно философы лучше всего познали истину в мире идей...
2302. История философии 1.46 MB
  Если для нас космос – это чтото бесконечное то древние греки считали что космос – это замкнутая ограниченная сфера – это сфера красоты гармонии и порядка. То есть основными вопросами античной философии являются вопросы онтологии: в чём заключается бытие как таковое что является первоначалом всего что есть 3 Рационализм от греческого рацио что означает разум. Греческая философия даёт приоритет разуму и говорит что только с помощью разума можно постичь сущность бытия и познать первоначало. Он утверждал что основой...
954. Философии и религии 37.22 KB
  Понятие и сущность религии. Философии и религии. Проблема взаимоотношений философии и религии. Взаимосвязь религии и философии как сфер духовной жизни человека Стремление человека к познанию Вселенной общества самого себя отдельных явлений и процессов в окружающем мире неиссякаемо и вечно.
6755. Актуальные проблемы философии 46.1 KB
  Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том что философия является теоретическим мировоззрением предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки философия обобщает интегрирует иные науки но не поглощает их не включает в себя все научное знание не стоит над ним. Предмет и методы философии.
20121. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ 30.13 KB
  Предмет и функции философии. Каждый человек вольно или невольно постоянно сталкивается с проблемами которые обсуждаются в философии. Но этими проблемами занимаются не только философы еще задолго до возникновения философии люди находили ответ на важнейшие вопросы в мифологии и религии.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.