Анализ революционных преобразований на Востоке в Новое и Новейшее время

Научная значимость работы заключается в том что в ходе написания данной работы мы отходим от широко распространенного в отечественной историографии образа чистой или классической революции представленного в марксистской парадигме в силу его слабой применимости к изучению преобразований в Турции...

2015-08-14

20.24 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE  3

ОГЛАВЛЕНИЕ

[1] ОГЛАВЛЕНИЕ

[2]
ВВЕДЕНИЕ

[3]
1. Модернизация в Турции

[4] 2. Модернизация в Японии

[5]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[6]
ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

В свете происходящего в современном мире усиления позиций ислама изучение модернизационных процессов в Турции периода двух революций 1908 и 1923 гг. приобретает особую актуальность. Модернизация, как известно, наряду с другими трансформационными процессами, подразумевает маргинализацию роли религии. Поэтому изучение модернизационных процессов, происходивших в Турецком государстве, интересно как пример перехода исламского государства от легитимизации власти и построения границ общности на религиозной основе к секулярному обоснованию политической легитимности и национальному определению общности. Не менее значимым представляется и вопрос рассмотрения процесса модернизации, происходившего в Японии, который позволил совершить этой стране быстрый экономический взлёт, названный в последующем «японским чудом».

Научная значимость работы заключается в том, что в ходе написания данной работы мы отходим от широко распространенного в отечественной историографии образа чистой, или классической, революции, представленного в марксистской парадигме, в силу его слабой применимости к изучению преобразований в Турции. В качестве альтернативы мы обращаемся к теории революционных преобразований общества, разработанной Ш. Эйзенштадтом1, в рамках которой образ чистой революции рассматривается не как единственно возможный тип революции, а как особый тип среди процессов, в ходе которых осуществляются социальные изменения и преобразования, что позволяет дать собственную трактовку трансформационным процессам, протекавшим в Турции в указанный период.

Цель данного исследования состоит в проведении анализа революционных преобразований на Востоке в Новое и Новейшее время. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

  1.  Рассмотреть специфику процесса модернизации в Турции.
  2.  Показать особенности модернизации в Японии.

Хронологические рамки настоящей работы охватывают середину XIX – начало XX века. Территориальные рамки данной работы – это территория Османской империи в границах середины XIX века и территория современной Японии.

Историография по данному вопросу довольно обширна, но большая часть работа идеологизирована. Процессы модернизации в Японии рассматриваются в работах В.А. Пронникова, И.Д. Ладанова, Б.Г. Гафурова, Б.В. Поспелова, Т. Парсонса и ряда других, затрагивающих как область типологических связей, так и смысловых (духовных) связей.

Что касается отечественной туркологии, отличающейся разработанностью области фактологических связей, то мы особо можем выделить лишь немногие исследования, рассматривающие аспекты модернизации (И.Л. Фадеева, Ю.А. Петросян, И.Е. Петросян). Важное место, при написании данной работы, занимают следующие работы: И.Л. Фадеева Концепция власти на Ближнем Востоке (М., 1993), Ю.А. Петросян и И.Е. Петросян Османская империя: реформы и реформаторы (М., 1993) и многие другие исследования.


1. Модернизация в Турции

Как известно, период Второй Конституции начался с победы младотурецкой революции 1908 г. Подробное изучение всех нюансов политической борьбы не входит в наши планы. Наша задача состоит в выявлении постоянных “констант” (относительно стабильных данных ситуации) в идеологии правящей элиты, в рассмотрении их эволюции. Как уже отмечалось, рассмотрение множества частных представлений, либо одного из них, особенно в политической сфере, входящих в общую совокупность представлений, не позволит нам раскрыть сущности явлений транссубъектного (общего) характера. Личные убеждения, в отличие от идеологии определенной совокупности, не имеют постоянной функции в общественной жизни, поскольку люди не сознают и, в большинстве своем, не хотят осознавать историю, которую делают. К тому же необходимо отличать истинные представления человека, от заимствованных представлений, которыми он просто щеголял. Для нас желательно увидеть “каркасные линии”, доминирующие черты. Ведь выбор своего исторического пути нация совершает не на основании абстрактной политической демагогии2.

Итак, обратим наше внимание в XIX век. По мнению большинства историков, начиная с 1860-х годов, Османская империя стала ощущать на себе всплески балканского национализма, более того Балканы в значительной степени обуславливали международные отношения империи с “концертом” европейских держав. К этому же времени относится возникновение очагов национализма и на других окраинах империи, когда в среде нетурецкого населения стали преобладать национальные интересы. Политика государства, регулирующая отношения между управляющими и управляемыми, между государством и инонациональными общинами, осуществлялась в рамках уже упоминавшихся доктрин: османизма, панисламизма, пантюркизма, отличавшихся друг от друга терминологией легитимизации ценностей.

За редким исключением, большинство государственных деятелей и интеллектуалов, от Н. Кемаля до лидеров младотурок, стремились сохранить существующее несовпадение культурных и политического сообществ, присущего империи с эпохи обширных завоеваний. Это предполагалось осуществить на основе наднациональной имперской идеологии. Вопрос о предоставлении автономии нетурецким народам, станет накануне и после революции, предметом ожесточенного спора принца Сабахеддина и иттихадистов.

Следует отметить, что в рамках эгалитарного мусульманского общества империи, принцип эгалитарности не распространился на покоренные христианские народы. Еще Мехмед II Фатих стремился включить высоко активные и специализированные экономические группы Византийской империи в структуру зарождающейся империи. Эти национальные и религиозные анклавы содействовали извлечению и накоплению ресурсов в османском государстве. Веками христианское население существовало в довольно изолированном положении, сосредоточившись на предписываемой государством деятельности. Даже в XIX в. этнически чуждые группы не допускались в правящую элиту (лишь в случае принятия ислама, со всеми вытекающими последствиями), не воздействовали на структурное устройство общества. Количество христианского населения в государственных учреждениях явно не соответствовало его численности; христиане не пользовались преимуществами от учебных заведений, учрежденных реформами Решид-паши и т.д.3

Остановимся на рассмотрении ряда сложностей происходившей модернизации. По мнению большинства современных турецких исследователей, основная причина недостатка предпринимательского мышления в Османской империи в существовавшем строении общества. Некоторые из них, проводя сравнительный анализ турецкого и западного менталитета, утверждают, что причина беззаботности, беспечности типичного турка, заложена в управленческой системе, не позволявшей получать необходимое количество знаний для развития предпринимательских качеств. Также было отмечено, что западная производственная технология не могла моментально поменять общественных основ, повседневной жизни османского общества, сталкиваясь с системой ближневосточного мышления. Выделяются следующие характерные элементы этой системы: религиозность, мистицизм, покорность, инертность и др.4 

Принц Сабахеддин в письме падишаху утверждал, что основная причина отсутствия индивидуализма в обществе в крайней централизации, в косности сознания: «Ваше величество, как это ни прискорбно, однако приходится признать, что наш самый главный враг это не Италия, не Балканы и не Европа, а на самом деле мы сами! Дело в том что: отрицательные качества в нашей частной жизни, сугубо духовное развитие, препятствуют развитию личности…». Во время первой мировой войны один из офицеров турецкой армии отмечал, что «с нашими солдатами невозможно обращаться как с индивидами. Они мне представлялись колесиками единого механизма. В подразделении они легко подчинялись всему, что от них требовали. Но тот, кто отделялся от группы и оказывался в изоляции, уже не мог действовать независимо от группы по собственной воле и разумению. Во время коллективных действий каждый из них постоянно оглядывался на командира»5.

Итак, мы проследили, что на протяжении имперской истории, идеи и организация новационных преобразований, призванных обеспечить государственной системе стабильность, могущество, исходили от слоя бюрократии, от правящей элиты, обладавшей высокой адаптивной способностью. В рамках османского общественного устройства, равенство и иерархия переплетались таким образом, что равенство присутствовало в рамках обеих имевшихся групп: “управляющих” и “управляемых”, что наполняло требование свободы элитой особенным содержанием – скорее свободы действовать в определенных рамках, чем свободы для каждого индивида в отдельности. Из классики: «Эти древние общественно – производственные организмы (древнеазиатский, античный вообще) несравненно более просты и ясны, чем буржуазный, но они покоятся или на незрелости индивидуального человека…, или на непосредственных отношениях господства и подчинения».

2. Модернизация в Японии

В Японии на протяжении последних ста с лишним лет идет процесс глубокой трансформации всех сфер жизни общества, отражающий объективную историческую тенденцию модернизации и интернационализации экономики, политики, науки, культуры, что сближает народы различных стран, содействует их сотрудничеству и взаимопониманию. В результате формируется новый облик страны, который органично соединяет в себе традиционные элементы и западные инновации. Эти процессы обусловлены набором эндогенных и экзогенных факторов. Начало этому процессу положила реставрация Мэйдзи (Мэйдзи исин), когда после более чем двухсотлетней изоляции начались активные контакты со странами Запада6. С этого времени ведет отсчет крупномасштабная модернизация, принявшая форму вестернизации, точнее европеизации. Способность японского общества на протяжении всей его истории перестраиваться помогает понять суть процесса модернизации.

При преобразовании традиционного общества в западное речь, естественно, идет об интенсивном, одностороннем межнациональном переносе социально-экономических, политических и социокультурных ценностей. В этом случае модернизация происходит под влиянием экзогенных факторов и идет достаточно быстро. Перенос ценностей может иметь место как в условиях зависимости того или иного модернизирующегося государства, так и при сохранении весьма широкой политической и экономической его самостоятельности. Не только в мэйдзийской Японии, но и в первые десятилетия после поражения во второй мировой войне, «модернизированный» и «западный» являлись синонимами – японское общество считалось отсталым, а западное – передовым. Только по мере достижения высокого уровня экономического развития такие воззрения потеряли силу.

На характер модернизации Японии большое влияние оказала высокая адаптивная способность населения, т.е. усвоение им различных элементов других цивилизаций, прежде всего индийской и китайской, более того, превращение их в компонент своих национальных ценностей. В настоящее время трудно разобраться, что в японском обществе самобытно, а что заимствовано, поскольку все соединилось в единый сплав. Образование такого сплава связано с мировосприятием японцев, в основе которого, как и в других восточных обществах, лежит традиция7. Для Японии характерен эволюционный процесс трансформации традиций. Новые элементы обычно добавлялись к старой структуре, не разрушая ее, часто сосуществуя с ней, иногда сливаясь. Постепенно эти элементы, видоизменявшиеся по мере приспособления к старой структуре, вызывали перестройку всей системы. Иногда этот процесс шел настолько бурно, что порождал обманчивое впечатление, будто японцы разрушают свои традиции. Преобразования в японском обществе, даже самые серьезные, происходили без сокрушительных социальных взрывов, путем реформ, без революций, путем эволюции. Решение проблем (противоречий) путем компромиссов – явление характерное для Японии, где, как правило, выбирают золотую середину между разрушением и созиданием. Такой подход базируется на одном из основополагающих принципов мировосприятия японцев – понятии гармонии «ва». Для реставрации Мэйдзи, в частности, был свойственен компромисс между консервативными силами и сторонниками обновления. Первые проявили склонность к изменению положения в обществе, вторые – к сохранению и поддержанию традиции. Значительная часть представителей торгово-промышленного капитала, выходцев из феодальных кланов, оказалась вполне готовой адаптироваться к требованиям новой эпохи. Тем не менее, сами реформы на поворотных этапах исторического развития Японии имели поистине революционный характер8.

Прагматизм японцев давал им большие возможности воспринимать все нововведения, которые они считали нужными, старательно избегая возможные катаклизмы, не поступаясь традиционными ценностями. Это одна из причин, почему Япония сумела успешно ответить на вызов Запада. Японский опыт свидетельствует о том, что ни одна культура, даже такая мощная, как западная, не может быть универсальным образцом для подражания, и в то же время ни одна культура не развивается абсолютно независимо, как бы в вакууме.

Восприятие западных взглядов проходило в острой борьбе, по формуле японский дух – западная техника (вакон-ёсай). Вакон олицетворял традиционную культуру. Это понятие отражало мировозренческий аспект, связанный с духовными ценностями японцев. Ёсай означал универсальную европейскую цивилизацию. Правительство понимало, что, только усвоив достижения западной науки и техники, оно сможет отстоять независимость страны и таким образом свои привилегии. Но усвоение западных достижений несло с собой опасность разрушения всей старой системы. Отсюда появление лозунга «изгнание варваров», который можно рассматривать, как проявление начальной стадии национализма.

Реставрация императорской власти была вполне логичным итогом борьбы националистических сил страны с уже изжившим себя тоталитарным феодальным режимом сёгуната, борьбы против угрозы потери национальной независимости. Император был своеобразным знаменем возрождаемого самосознания, символом национального единства. Духовным орудием новой власти стал государственный синто.

Особенности реставрации Мэйдзи (приход в правительство представителей феодальной знати, торгово-ростовщического капитала, а не буржуазии, которая была еще политически слаба) предопределили специфику капиталистического развития страны при сохранении значительных феодальных пережитков (натуральная арендная плата в деревне, помещичья собственность на землю, полуфеодальные условия труда на предприятии). Поэтому реформы, проведенные правительством, оказались достаточно ограниченными. Модернизация осуществлялась сверху, через элиту нации, в ходе ее реализации исключительно важным было значение государства, которое заложило мощный фундамент для экономического взлета страны, но ведущая роль принадлежала все же частному предпринимательству, которое существовало еще в токугавский период. Носители новых экономических отношений были в значительной степени выпестованы протекционной политикой правительства. Вступление Японии на путь ускоренной модернизации было объективной экономической необходимостью, и закономерным было ее осуществление на пути наращивания военного потенциала по формуле «богатая страна – сильная армия».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ранее утверждалось, что процесс модернизации в Турции проходил по особому пути. Эта «огромная разница» между восточными обществами Турции и Японии, поддерживалась советской историографией вплоть до конца XX столетия. Был провозглашен единый путь развития и модернизации, ведущий к определенным политическим решениям в интересах пролетариата. Отметим лишь, что рамки данной работы не позволят нам провести полноценный сравнительный анализ Мэйдзи исин и младотурецкой революции. На наш взгляд имеются все предпосылки для проведения подобных исследований, поскольку социальная структура в Японии была построена по аналогичному турецкому принципу коллективного целедостижения, имелся сопоставимый институциональный ресурс.

Провал в развитии империи на рубеже веков, вызванный уменьшением способности имперской системы поддерживать продолжающуюся трансформацию, обусловленную потребностью модернизации, по нашему мнению, вызвал в Турции либеральное движение военно-гражданской бюрократии за расширение участия (1908 – 1923). В дальнейшем, в силу асинхронности процесса изменений, оно эволюционировало в сторону буржуазного национализма, имевшего характерную для Турции специфику и радикального в республиканский период, ратовавшего за политическую централизацию.

В Японии этого не произошло. В отличие от Турции модернизация в ней проходила не революционным, а эволюционным путём. Другой особенностью Японии являлось то, что, в отличие от Турции, в результате модернизации к власти в ней пришла не буржуазия, а феодальная знать).


ЛИТЕРАТУРА

  1.  Батбаяр Ц. Монголия и Япония в первой половине XX века. – Улан – Удэ, 2001.
  2.  Очерки философии и социологии современной Японии / Под ред. Б.В. Поспелова. – М.: Наука, 1974.
  3.  Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1998.
  4.  Петросян И.Е., Петросян Ю.А. Османская империя: реформы и реформаторы. – М., 1993.
  5.  Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки). – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во «ВиМ», 1996.
  6.  Религия и общественная мысль стран Востока: Сб. ст. / Отв. ред. Б.Г. Гафуров. – М.: Наука, 1974.
  7.  Розалиев Ю.Н. Мустафа Кемаль Ататюрк. Очерк жизни и деятельности. – Istanbul, 1997.
  8.  Фадеева И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. – М., 1993
  9.  Эйзенштадт Ш.Н. Революция и преобразование обществ. – М., 1999.
  10.  Япония: мифы и реальность. – М.: ВЛ РАН, 1999.

1 Эйзенштадт Ш.Н. Революция и преобразование обществ. – М., 1999. – С. 12 – 15.

2 Петросян И.Е., Петросян Ю.А. Османская империя: реформы и реформаторы. М., 1993. С. 63.

3 Фадеева И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. – М., 1993. – С. 122.

4 Петросян И.Е., Петросян Ю.А. Османская империя: реформы и реформаторы. М., 1993. С. 45.

5 Фадеева И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. М., 1993. С. 238.

6 Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки). – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во «ВиМ», 1996. – С. 39.

7 Япония: мифы и реальность. – М.: ВЛ РАН, 1999. – С. 70.

8 Эйзенштадт Ш.Н. Революция и преобразование обществ. – М., 1999. – С. 47.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
12729. США В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ 29.54 KB
  Участие США в первой мировой войне потребовало расширения госконтроля над производством, создания единого центра по руководству военными предприятиями, транспортом, средствами связи, снабжения населения и армии продовольствием и пр., усиления власти президента, введения чрезвычайного законодательства, создания ряда административных военно-регулирующих госорганов и т. д.
12726. ФРАНЦИЯ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ 22.3 KB
  Четвертая республика во Франции. Пятая республика во Франции. Политическое развитие Франции в XX в. После первой мировой войны основы Госстроя Франции попрежнему определялись конституционными законами 1875 г.
12728. ИТАЛИЯ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ 21.63 KB
  Тогда же бывший член Социалистической партии Бенито Муссолини организовал Итальянский союз участников войны ставший основой фашистской партии. Муссолини назначается главой правительства. Из представителей синдикатов и ряда министерств и фашистской партии создавались Советы корпораций члены которых утверждались Муссолини являвшимся одновременно министром созданного тогда же министерства корпораций. вместо упраздненного парламента была создана палата фаший фашистских организаций и корпораций все 650 членов которой назначались Муссолини.
12727. ГЕРМАНИЯ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ 26.81 KB
  Установление фашистской диктатуры в Германии. Военные поражения Германии и рост антимилитаристского демократического движения привели к победе ноябрьской революции 1918 г. В ходе революции в Германии повсеместно возникали Советы рабочих солдатских а коегде и крестьянских депутатов. Однако объединенным контрреволюционным силам удалось разгромить рабочие организации ликвидировать Советы зверски убить основателей Компартии Германии Карла Либкнехта и Розу Люксембург.
12722. ЯПОНИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ 35.97 KB
  Вопросы: Государственный строй Японии до середины 60х гг. Образование политических партий в Японии. Государственный строй Японии до середины 60х гг. Постепенное становление буржуазного государства в Японии начавшееся во второй половине XIX в.
12719. ФРАНЦИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ 40.25 KB
  Третья республика во Франции 1871 – 1917 гг. занимает особое место в развитии и утверждении капитализма и общественнополитического строя во Франции. депутаты Генеральных штатов собрались и созвали Учредительное собрание для определения основы нового конституционного строя для Франции.
12720. ГЕРМАНИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ 47.65 KB
  Вопросы темы: Государственный строй Германии до объединения. Государственный строй Германии до объединения Падение Священной римской империи германской нации . Падение Священной римской империи германской нации стало прямым следствием победоносных наполеоновских войн в ходе которых не только существенно была перекроена политическая карта Европы но и дальнейший импульс получило развитие Германии по капиталистическому пути. в связи с завершением промышленного переворота который в отличие от Англии и Франции начался в...
12839. АНГЛИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ 40.75 KB
  Возникновение буржуазного государства в Англии. Возникновение буржуазного государства в Англии. акта высшая законодательная власть в Англии Шотландии и Ирландии сосредоточивалась в лице лордпротектора и народа представленного в парламенте.
10781. Мир в Новейшее время. Кризис Западной цивилизации в первой половине ХХ века 150.39 KB
  Причины и характер Первой мировой войны. Итоги Первой мировой войны. Новые явления в развитии стран Запада после Первой мировой войны Изменения политической карты мира по окончании Первой мировой войны. Поскольку войны в нашем столетии приобрели мировой масштаб логичнее начать с анализа причин носящих глобальный характер и прежде всего с характеристики состояния западной цивилизации ценности которой господствовали и продолжают играть ту же роль в современном мире определяя генеральное направление развития человечества.
12723. Развитие китайского государства в новое время 23.7 KB
  Император перед кончиной мог избрать своим преемником любого из своих сыновей а если таковых не было то любого из принцев императорской кров Император был верховным законодателем и верховным жрецом которому принадлежало исключительное право принесения жертв и молений Верховному небу а также неограниченное право карать и миловать своих подданных. Высшими государственными учреждениями империи Цинов были Императорский секретариат и Военный совет. когда для более оперативного руководства военными действиями в завоевательных походах...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.