Процессы модернизации в мусульманских странах Востока

Опыт истории Афганистана и других стран Востока дает поучительные примеры выхода из кризисных ситуаций содержит уроки ошибок и просчетов при решении проблем модернизации. Научная значимость определяется тем что исторический опыт модернизации Ирана и Афганистана является ключевым для понимания значения взаимосвязи всех факторов экономической общественнополитической религиозной жизни при осуществлении реформ и способов проведения модернизации. Целью данной работы является рассмотрение процессов модернизации в мусульманских странах...

2015-08-14

21.06 KB

9 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE  3

ОГЛАВЛЕНИЕ

[1] ОГЛАВЛЕНИЕ

[2]
ВВЕДЕНИЕ

[3]
1. Модернизация в Иране

[4] 2. Модернизация в Афганистане

[5]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[6]
ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы заключается в том, что история Афганистана и Ирана XX века представляет собой сложный, противоречивый и драматический процесс развития, в котором имели место войны, государственные перевороты, мятежи, революции, междуусобные вооруженные конфликты. Продолжающаяся ныне гражданская война в Афганистане втянула страну в полосу новых тяжелейших испытаний. Война отодвинула назад решение назревших острых проблем, таких как восстановление разрушенного хозяйства, ликвидация экономической отсталости, обнищания масс, неграмотности и других вопросов социальной сферы.

Опыт истории Афганистана и других стран Востока дает поучительные примеры выхода из кризисных ситуаций, содержит уроки ошибок и просчетов при решении проблем модернизации. Понятие «модернизация» в контексте настоящего исследования подразумевает комплекс политических, социально-экономических и социокультурных усовершенствований, отвечающий современным требованиям и закрепленный правовыми государственными актами.

Научная значимость определяется тем, что исторический опыт модернизации Ирана и  Афганистана является ключевым для понимания значения взаимосвязи всех факторов экономической, общественно-политической, религиозной жизни при осуществлении реформ и способов проведения модернизации.

Целью данной работы является рассмотрение процессов модернизации в мусульманских странах Востока. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

1. Показать особенности процесса модернизации в Иране.

2. Раскрыть содержание процесса модернизации в Афганистане.

Хронологические рамки данного исследования – конец XIX – середина XX веков, территориальные рамки – Иран и Афганистан в их современных границах.

Историография трудов по данному вопросу достаточно обширна. Среди них коллективные работы «История Афганистана», «История Афганистана с древнейших времен до наших дней», «История народов Восточной и Центральной Азии», а также монографические исследования и публикации Р.Т. Ахрамовича, А.Х. Бабаходжаева, М.А. Бабаходжаева, Ю.В. Ганковского, Л.Р. Гордон-Полонской, Н.М. Гуревича, А.Д. Давыдова, В.Н. Зайцева, Ш.З. Имомова, В.Г. Коргуна, П.С. Котляра, В.Г. Кухтина, Т.И. Кухтиной, В.М. Массона, Х.Н. Назарова, М.Г. Пикулина, Я.Д. Очильдиева, В.А. Ромодина, А.Я. Соколова, Л.Б. Теплинского, А.Ю. Умнова Р.К. Урмановой, Н.А. Халфина, и др.


1. Модернизация в Иране 

С тех пор, как европейские страны сделали в XVII – XVIII вв. формационный прорыв в своем развитии и страны Востока все более и более стали отставать от них по уровню своего экономического развития, проблемы модернизации для Ирана оказывались тесно связанными с усвоением опыта европейских стран, постепенным включением Ирана в мировое капиталистическое хозяйство.

Иранский опыт экономической модернизации оказался одним из самых своеобразных на Востоке, вобрав в себя и "белую" и "исламскую" революции. Нельзя не видеть в этом влияния созданной в процессе длительного исторического развития экономической системы, способной еще в начале ХIX в. обеспечивать активный баланс в торговле с европейскими странами готовыми изделиями, воздействия на начальных этапах проникновения в Иран капитализма разных его вариантов – английского и российского1.

Процесс экономической модернизации, включающий в себя совершенствование не только производительных сил, но и производственных отношений, оказался наиболее труден в отношении последних, оказавшихся более устойчивым компонентом традиционной иранской экономики, тесно связанным с религиозными, культурными и бытовыми особенностями иранского общества. И хотя осознание экономического превосходства европейских стран совершенно отчетливо произошло уже в начале XIX в., проблема модернизации путем использования европейских форм организации экономического порядка разрешалась в процессе ожесточенной социально–политической и идеологической борьбы между сторонниками почти безоговорочного подражания западным образцам организации общества и столь же яростными защитниками национальных традиций, вплоть до осуществления идей автаркизма. Наиболее ярким отражением соприкосновения в середине XIX в. иранской социально-политической системы, достигшей в своем развитии достаточно высокого уровня, и молодой набирающей силу формационной системы Запада стали бабидские восстания и реформы Таги-хана. Несмотря на разгром движения, одним из его главных последствий стало то, что оно зародило осознание необходимости институтов личной неприкосновенности и частной собственности. По мнению некоторых иранских ученых движение бабидов оказало значительное влияние на восприятие Ираном необходимости присоединиться к европейскому типу развития. Особенно важную веху в экономической истории Ирана сыграли реформы Таги-хана, который став в 1848 г. первым министром Насер ад-Дин-шаха, смог за три года своей реформаторской деятельности оставить незабываемый след в истории и памяти народа. Проведение реформ он начинает под несомненным влиянием турецких реформ Танзимата, в свою очередь вызванных необходимостью адаптации восточного общества к европейским влияниям. Эта была попытка ускорить экономическое развитие Ирана путем внедрения капиталистических форм предпринимательства, использования технических достижений европейских стран на государственных и частных предприятиях, и одновременно создания системы защиты национальных форм промышленности и торговли, которые по убеждению реформатора в это время еще не исчерпали своих потенциальных возможностей для развития или усвоения западного опыта2. Падение Мирзы Таги-хана, которое фактически означало отказ от дальнейшего углубления реформ, объяснялось многими причинами, в том числе вмешательством соперничающих в Иране держав, а главное неподготовленностью иранского общества к их восприятию. Иранская система все более и более стала обнаруживать свою неспособность к ускорению развития на самостоятельной основе, а освоение элементов нового формационного порядка приобрело крайне затяжной характер. Уже в конце ХIХ в. болезненное национальное чувство отсталости и необходимости использования западных принципов экономического развития нашло компромисс в признании лишь технико-финансового превосходства Запада, не подвергая при этом сомнению приоритета собственно иранских культурных, а главное религиозных ценностей, что отчетливо проявилось в воззрениях Малькольм-хана. В современном Иране подобное представление о модернизации как заимствовании лишь технических достижений Запада нашло свое отражение в концепциях идеологов исламского режима3.

Сам процесс модернизации шел не постепенно, а скачкообразно. И это может служить подтверждением тому, что сам процесс и уровень развития зависел главным образом от объемов вносимых элементов нового мирового порядка, а также от структуры этих элементов, одни из которых сразу могли прижиться на иранской почве и дать результаты, а другие нет.

В условиях сохраняющегося государственного суверенитета большую роль при этом имела политика центральной власти. С установлением в 20-х годах власти новой династии Пехлеви происходит скачок в процессе модернизации страны, главными составляющими которой явились национализм и государственный капитализм.

Уже первые годы правления Реза-шаха произвели ошеломляющее впечатление на современников, главным образом, из-за массовости и скорости привнесения в иранское общество элементов европейской цивилизации и капиталистических форм хозяйствования. Силой подавив сепаратистские движения и добившись концентрации в своих руках сильной государственной власти. Реза-шах создает современную экономическую и социальную инфраструктуру, обращая особое внимание на расширение светского образования, внедрение европейских норм поведения и быта, вводит нормы буржуазного права, которые подготовили отмену в 1928 г. капитуляционного режима, юридически подтвердившего равный подход к понятию права, свободы личности и собственности в Иране и в европейских странах. Была сделана попытка прорыва в процессе модернизации, которая требовала комплексного заимствования новых форм организации хозяйства и общества. Необходимо было наращивать производительные силы и менять менталитет общества с тем, чтобы оно могло воспринять и использовать эти производительные силы. Отличительной особенностью этого периода модернизации, ориентированного на привнесение западного опыта, стало ограничение связей с мировым хозяйством лишь торговыми. Следуя принципам национализма, правительство Реза-шаха отказалось от привлечения внешних займов, а выдвигавшиеся Ираном условия использования иностранных инвестиций фактически преградили им путь в страну. Конечно, продолжала действовать Англо-Иранская Нефтяная компания, но эволюция ее капитала и его строения практически не влияли на формирование современных форм предпринимательства, так как развитие нефтяной промышленности в Иране носило настолько анклавный характер, что даже вблизи нефтепромыслов не возникало никаких сопутствующих национальных производств. Тем не менее, влияние АИНК на развитие страны, в том числе на процессы модернизации, были велики, так как за счет концессионных платежей осуществлялось техническое и организационное переоснащение армии, и частично были профинансированы работы по завершению строительства Трансиранской железной дороги. Кроме того, на предприятиях АИНК работали тысячи иранских рабочих, инженеров и служащих, приобретая мировоззрение работников капиталистически организованных форм производства4.

2. Модернизация в Афганистане

В конце XIX – начале XX вв. положение Афганистана несколько отличалось от положения других стран Востока, схожих с ним по статусу. Подвергаясь через внешнюю торговлю воздействию капиталистического рынка, Афганистан, однако, не был превращен в объект экспорта капитала. Афганское государство не имело внешних долгов, на его территории не существовали иностранные концессии и банки. В XX век Афганистан вступил страной, сохранившей самостоятельность во внутренних делах, но с неполным суверенитетом во внешней политике. Он был изолирован от внешнего мира, что негативно сказывалось на политическом и экономическом положении страны.

В экономической жизни господствовали феодальные отношения. Наряду с патриархально-натуральным хозяйством с примитивными орудиями труда, появились ростки товарно-денежных отношений, которые однако не имели заметного влияния на экономику. Неблагоприятные природные условия, частые засухи были причиной малой продуктивности земледелия. В значительной части крестьянских хозяйств земледелие было основано на поливном орошении. Тяжелое налоговое бремя, многочисленные подати в эмирскую казну, злоупотребления государственных чиновников, притеснение феодалов были причиной недовольства крестьян. В результате этого часто вспыхивали крестьянские мятежи и восстания. В целом, в результате сложившихся к началу XX в. исторических условий Афганистан заметно отставал в своем политическом и социально-экономическом развитии. Задачи перехода к новым производственным отношениям, разрушение феодальных основ хозяйствования были поставлены всем ходом исторического развития Афганистана5.

При эмире Абдуррахмане-хане (1880-1901) в основном завершилась централизация Афганского государства. При нем были предприняты меры по усовершенствованию государственного аппарата, административной системы. Проведенные эмиром мероприятия в области экономики способствовали росту городов, торговли, приобщению к ней части феодалов, формированию национального купеческого капитала и внутреннего рынка. Во внешней политике эмир Абдуррахман-хан стремился обеспечить самостоятельное существование государства, искусно используя англо-русские противоречия.

Эмир Хабибулла-хан (1901-1919) пытался следовать политическому курсу своего отца во внутренней и внешней политике. Выражая интересы крупных феодалов, он направил свои усилия на укрепление государственного аппарата и реорганизацию армии с целью обезопасить существующий режим от народных восстаний, главную роль в которых играли крестьянские массы. Вместе с тем он вынужден был пойти на некоторые уступки представителям феодальной оппозиции, учредив в 1904 году Государственный совет, представлявший собой совещательный орган при эмире6.

Правительством Хабибуллы-хана были проведены некоторые мероприятия, способствовавшие укреплению позиций национального купечества. Однако внутренняя торговля развивалась медленно. Натуральные и полунатуральные формы хозяйства, устаревшая система сбора налогов препятствовали росту товарно-денежных отношений. Вместе с тем в Афганистане происходили определенные положительные перемены: продолжался рост городов, развивались торговля и ремесла, расширялась ирригационная сеть, укреплялись рыночные связи, в крупной торговле повышалась роль национального купечества, стала формироваться национальная торговая буржуазия. В стране были предприняты первые шаги создания промышленных предприятий, в первую очередь обслуживающих интересы армии. Строились дороги, мосты, прокладывались телефонные линии. Приглашались иностранные специалисты. Определенные преобразования были предприняты в области просвещения, издательского дела, культуры, здравоохранения.

Эти реформы, проведенные в период правления эмира Хабибуллы-хана, при всей своей ограниченности и непоследовательности в реализации имели немаловажное значение, создавая в известной мере предпосылки экономической модернизации. Однако процесс обновления существенно отставал от потребностей развития страны. Это осознавали представители просвещенной части общества из среды феодальной знати, интеллигенции, офицерства, купечества, составившие оппозицию политике эмира Хабибулла-хана. В оппозицию входила небольшая, но влиятельная группа так называемых младоафганцев, сторонников социально-экономической и политической модернизации страны. Они отражали интересы связанных с рынком слоя помещиков и зарождавшейся национальной буржуазии, страдавшей от господства феодальных порядков, пережитков родового строя, от засилья иностранных купцов, внешнеполитической и внешнеэкономической изоляции Афганистана. Эти группы были заинтересованы в правовом признании частной собственности на землю, отмене внутренних таможен и устранении других преград на пути развития товарно-денежных отношений7.

Кроме того, против Хабибуллы-хана выступала группа консервативно настроенных представителей знати, отражавших интересы племенной аристократии, феодалов, не связанных с рынком, и части духовенства. Политическую платформу этой группы составляла идеи возврата к старине, былому величию Афганистана, ликвидации различных нововведений.

Обе эти группы выступали против политики Хабибуллы-хана, отказавшегося фактически от поддержки антианглийской борьбы афганских племен Индии. Отказ Хабибуллы-хана использовать благоприятную международную обстановку в целях освобождения страны от английской зависимости был главной причиной возникновения оппозиционного движения, которое находило поддержку среди широких слоев населения.

В обстановке растущего недовольства антипатриотическим режимом эмира Хабибуллы-хана возник дворцовый заговор. 21 февраля 1919 года эмир был убит. Борьба за трон между братом покойного эмира Насруллой-ханом и сыном Хабибуллы-хана Амануллой-ханом закончилась в пользу последнего. Поражение Насруллы-хана, пользовавшегося поддержкой мусульманского духовенства и значительной части влиятельных ханов и феодально-родовых вождей пограничных афганских племен, создало благоприятные предпосылки для модернизации страны. Аманулла-хан был представителем младо афганского движения. Появилась реальная возможность для реализации реформаторских идей младоафганцев. Однако главной проблемой оставалось восстановление государственного суверенитета Афганистана. 28 февраля 1919 года состоялась церемония коронации Амануллы-хана. Большое влияние на окончательный исход борьбы за власть в пользу Амануллы-хана оказал его первый манифест, в котором провозглашалась независимость Афганистана.

В начале марта 1919 года власть Амануллы-хана была признана во всех областях афганского государства. На повестку дня вплотную встал вопрос о завоевании независимости8.

Модернизация страны осуществлялась в два этапа. На первом этапе (1919-1924 гг.) была создана основополагающая правовая база реформ. Принятие в 1923 году первой в истории страны Конституции имело историческое значение. В Основном законе Афганистана провозглашались личная свобода граждан, равноправие всех подданных, представителей всех племен и народов. Не изменив сущности монархического строя, Конституция учредила Государственный совет, формировавшийся на смешанном принципе назначения и выборов депутатов. Исполнительным органом власти стал Кабинет министров. Были созданы органы местного управления.

На втором этапе реформ (1924-1928 гг.) процесс модернизации был продолжен. Преобразования внутри страны были дополнены активными внешнеполитическими акциями. Дипломатические отношения, установленные Афганистаном с рядом стран в начале 20-х годов, получили свое развитие в результате турне Амануллы, принявшего титул короля, по странам Азии и Европы. В ходе переговоров с руководителями зарубежных стран были установлены торговые отношения, заключены выгодные соглашения. Политический авторитет суверенного Афганистана заметно вырос.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После первой мировой войны большинство населенных мусульманами территорий попали под колониальное управление ведущих стран Запада. Исключение составили только Турция, предпринявшая при Мустафе Кемале Ататюрке попытку построить полностью светское государство, отказавшись от имперского османского наследия, а также старые монархические режимы в Иране и Афганистане и вновь образованный в Саудовской Аравии.

Все попытки модернизации традиционного исламского общества в ХХ веке предпринимались сверху. Потребность в модернизации отвечала интересам традиционной элиты, осуществлявшей, по сути, светскую власть в мусульманских государствах. Модернизация общественно-экономической жизни мусульманского государства выглядела как совершенно логичный и оправданный шаг для улучшения качества системы управления государством и обществом.

Естественно, что модернизация в тот момент могла происходить только по западным стандартам. Особенно это было актуально для большинства мусульманских сообществ, являвшихся в период между двумя мировыми войнами колониями ведущих западных стран. Для более эффективного осуществления функции управления, традиционной элите в мусульманских странах необходимы были подготовленные по западным меркам сотрудники аппарата управления, офицеры для армии, инженеры, врачи. Тем более что во время существования в качестве колонии в большинстве мусульманских стран начало этому процессу положила колониальная администрация, проводя первоначальную подготовку необходимых кадров.


ЛИТЕРАТУРА

  1.  Бабаходжаев А.Х. Война Афганистана за независимость в 1919 году. – М., 1960.
  2.  Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: Очерки общей теории. – М., 1990.
  3.  Ерасов Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. – М., 2002.
  4.  Мамедова Н.М. Проблемы модернизации и либерализации экономической системы Ирана (Исторический аспект) // Ближний Восток и современность. Выпуск второй. – М., 1996. – С. 86 – 97.
  5.  Массой В.М., Ромодин В.А. История Афганистана. В 2-х т. – М., 1965.
  6.  Ромодин В.А. Очерки по истории и истории культуры Афганистана середина XIX – первая треть XX вв. – М., 1983.

1 Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: Очерки общей теории. – М., 1990. – с. 76.

2 Мамедова Н.М. Проблемы модернизации и либерализации экономической системы Ирана (Исторический аспект) // Ближний Восток и современность. Выпуск второй. – М., 1996. – С. 86.

3 Мамедова Н.М. Проблемы модернизации и либерализации экономической системы Ирана (Исторический аспект) // Ближний Восток и современность. Выпуск второй. – М., 1996. – С. 87.

4 Ерасов Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. – М., 2002. – С. 73.

5 Массой В.М., Ромодин В.А. История Афганистана. В 2-х т. – М., 1965. – Т. 1. – С. 173.

6 Ромодин В.А. Очерки по истории и истории культуры Афганистана середина XIX – первая треть XX вв. – М., 1983. – С. 234.

7 Бабаходжаев А.Х. Война Афганистана за независимость в 1919 году. – М., 1960. – С. 112.

8 Бабаходжаев А.Х. Война Афганистана за независимость в 1919 году. – М., 1960. – С. 163.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
10489. ВРАЧЕВАНИЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 37.52 KB
  Древний Восток явился колыбелью всемирной истории человеческих цивилизаций, классовых обществ и государств. Здесь ранее, чем где-либо на земном шаре, совершился переход от первобытно-общинного строя к раннему рабовладению.
13589. Процессы модернизации в Индии и Китае 17.81 KB
  Новизна данной работы определяется тем что сравнение процессов модернизации двух близлежащих стран имеющих практически сходную культуру может показать особенности исторического развития многих современных стран Востока и объяснить причины их взлётов и падений. Особенности модернизации в Индии В самом общем виде можно отметить что в плане жесткости социальной структуры и ее сопротивляемости любым нововведениям Индия не представляла собой некого уникального феномена на фоне других восточных цивилизаций. Васильев традиции и институты во...
13573. Сравнение процессов модернизации в странах Японии и Китае на рубеже XIX – XX веков 33.52 KB
  Запад принес концепцию прогресса а вместе с нею и концепцию реального – а не идеального как было например в Китае – распространения влияния своего этноса далеко за пределы изначального ареала. в Цусимском проливе адмирал Того наголову разбил мощную эскадру адмирала Рождественского – эскадру России которая к тому времени уже два полных века была морской державой. Япония вынуждена была отказаться от политики самоизоляции открыть ряд портов для иностранных кораблей. Правительство было низложено.
16187. .А. Обеспечение организационной вовлеченности в процессы модернизации: особенности сферы образования . 14.55 KB
  Обеспечение организационной вовлеченности в процессы модернизации: особенности сферы образования Модернизация системы образования осуществляемая в настоящее время в России предполагает реализацию совокупности действий по производству инноваций их содержательному определению включению в организационные управленческие образовательные исследовательские производственные подсистемы образовательного учреждения разработка на основе новационного знания и технологий принципиально нового продукта – образовательных услуг а также достижение...
6782. Псиихические процессы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики 3.61 KB
  Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёныхпсихологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX начала XX века. Особенность психических процессов в том что они наиболее кратковременные быстропротекающие. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике и классификация психических процессов имеет скорее...
17465. Философия Востока 15.38 KB
  Понятие философия происходит от греческих слов phileo - любовь и sophi - мудрость и означает любовь к мудрости. В практическом понимании философия- это форма общественного познания мировоззрения система идей взглядов на мир и на место человека в нем. Одна из категорий обращается к богу другая к человеку; одни утверждают что самодостаточность философии очередные говорят что философия призвана на службу обществу человеку и пр.
12837. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОСУДАРСТВА ВОСТОКА 61.05 KB
  Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров.
12943. Климат Дальнего Востока 28.11 KB
  Качественно и количественно физическое состояние атмосферы и процессы, совершающиеся в ней, выражаются при помощи определенных величин, так называемых метеорологических элементов и атмосферных явлений. Наиболее важным для жизни и хозяйственной деятельности человека являются следующие из них: давление воздуха
12838. ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВЫХ СТРАН ВОСТОКА 75.75 KB
  После падения Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение но приобрело как бы вторую жизнь подобно римскому праву в средневековой Европе и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки принявших в той или иной степени ислам Египет Индия Оттоманская империя и т. Но не они определили в конечном счете неповторимость и своеобразие шариата как самостоятельной и оригинальной правовой системы. Шариат с самого начала сложился и развивался по крайней мере в первые два века как...
13185. Изучение особенностей костюмов народов Ближнего Востока 7.4 MB
  В гардеробе должно быть достаточное количество изделий разнообразного функционального назначения повседневных торжественных для отдыха занятий спортом и др. Коллекции от кутюр предполагают ручной пошив изделий по индивидуальным меркам для конкретного человека. Источником вдохновения для разработки коллекции послужило использование исторического костюма. Целью настоящей выпускной квалификационной работы является изучение особенностей костюмов народов Ближнего Востока для последующей разработки коллекции моделей женской одежды.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.