Сравнение процессов преобразований в Турции и Китае

Актуальность данного исследования определяется тем что в советском и даже в современном российском востоковедении вопросы модернизации Османской империи и Китая исследованы недостаточно и на современном этапе отсутствуют работы способные выйти за узкоспециальные рамки исследования преодолеть имеющиеся “разрывы†в понимании процессов общественного развития Османской империи и Китая. Территориальные рамки данной работы – это территория Османской империи в границах...

2015-08-14

20.8 KB

2 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE  3

ОГЛАВЛЕНИЕ

[1] ОГЛАВЛЕНИЕ

[2]
ВВЕДЕНИЕ

[3]
1. Специфика процесса модернизации в Турции

[4] 2. Процесс модернизации в Китае

[5]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[6]
ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного исследования определяется тем, что в советском и даже в современном российском востоковедении вопросы модернизации Османской империи и Китая исследованы недостаточно и на современном этапе отсутствуют работы, способные выйти за узкоспециальные рамки исследования, преодолеть имеющиеся “разрывы” в понимании процессов общественного развития Османской империи и Китая.

Научная значимость исследования определяется тем, что проблему модернизации Китая следует также рассматривать и в контексте всемирного движения к индустриальному обществу, становлении индустриальной цивилизации. В этой связи середина 19 в. стала своего рода водоразделом в глобальном развитии и вовлечением многих стран в орбиту машинного века. Наиболее ярким примером подобного рода являются реформы Танзимат в Турции.

Цель данного исследования состоит в сравнении процессов преобразований в Турции и Китае. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

  1.  Рассмотреть специфику процесса модернизации в Турции.
  2.  Показать особенности модернизации в Китае.

Хронологические рамки настоящей работы охватывают середину XIX – начало XX века. Территориальные рамки данной работы – это территория Османской империи в границах середины XIX века и территория современного Китая.

Историография работ по данному вопросу не очень обширна. Фактически лишь несколько исследований, а их совсем немного, уделили должное внимание исследованию институциональных предпосылок становления современного национального государства; идеология правящей элиты если и принималась в расчет, то лишь для того, чтобы подчеркнуть ее ущербность и неэффективность, что предопределило специфическое понимание революционных преобразований в начале XX столетия.

Различные аспекты модернизации в Турции рассмотрены в трудах И.Л. Фадеева, Ю.А. Петросян, И.Е. Петросян. Процессы модернизации в Китае затрагивает в своём труде Н.И. Конрад. Особое внимание процессу модернизации в Китае уделяет исследователь Р. Ратипов, сравнивая Китай с Японией.


1. Специфика процесса модернизации в Турции

Практически все исследователи безоговорочно признают, что Османская империя находилась в глубоком кризисе, превратившись в полуколонию западных держав, в аграрно-сырьевой придаток Запада.

При анализе внутренних условий, препятствовавших становлению капитализма в империи, исследователи традиционно приводили высказывание Ф. Энгельса: «Турецкое, как и любое другое восточное господство несовместимо с капиталистическим обществом; нажитая прибавочная стоимость не гарантирована от хищных рук сатрапов и пашей; отсутствует основное условие буржуазной предпринимательской деятельности – безопасности личности купца и его собственности». П.П. Моисеев считал, что исследователи, цитировавшие Ф. Энгельса, «акцентировали внимание на факте отсутствия в данной стране правопорядка, полностью игнорируя нестабильность частной собственности»1. В оценке становления капиталистического уклада в Турции доминировала идея антигуманной сущности частной собственности.

Экономическая политика Махмуда II, повлекшая за собой экспансию Запада, явилась причиной отсталости и неразвитости производительных сил османского общества, а торговый договор М. Решид-паши с Англией 1838 г., по выражению Авджиоглу, «подписал стране смертный приговор». Он также утверждает, что если бы Запад не вмешивался, то в империи развился бы капитализм. «Договор 1838 г. создал условия для свободной торговли, а Танзимат, в интересах западного капитализма, создал с помощью административных, финансовых и других реформ, основу открытого рынка»2.

В настоящее время считается, что договор Решид-паши, при всех его негативных последствиях, сыграл позитивную роль в генезисе капитализма в империи, так как он неизбежно вовлекал ориентированную на импорт экономическую структуру в конкурентные отношения с Западом, приобщал ее «к складывающемуся мировому рынку», способствовал ликвидации торговых монополий (йед-и вахит), системы разорительных государственных регламентаций и принудительных закупок3. Некоторые исследователи даже говорят об инкорпорированности европейских провинций империи в капиталистический рынок уже в начале XIX в. (Валлерштайн и др.).

Первым реформатором, попытавшимся серьезно взяться за преобразования в экономике, стал Мидхат-паша. Он не считал, что в поисках выхода из финансового кризиса, экономику следует развивать исключительно за счет государства. Он писал: «В Европе ни одно общеполезное мероприятие не проводится за счет государства, все делается за счет капиталов и усилиями самого населения». Рост нестабильности в империи произошел из-за неудачи реформ 1856 г., не осуществленных «из-за частых смен правительства, разногласий во взглядах, беспорядков и трудностей внутри страны»4. По его мнению, механизм конституционного строя, должен был приводиться “новыми людьми”, которые отсутствовали в имперском обществе.

В Османской империи с 1826 г. по 1878 г. сменился 21 садразам и 20 министров иностранных дел. В Англии, за этот же период, сменилось 13 премьеров и 11 министров иностранных дел. Со времени смерти Али-паши и до смещения правительства Ахмеда Вефика в 1882 г., произошло 23 назначения на пост везира 15 человек, а в период с 1882 г. по 1908 г., сменилось 9 садразамов. За время правления младотурок (до 1918 г.) сменилось 14 правительств. Этот процесс сопровождался уменьшением значения должности великого везира. Так, Ферид-паша, занимавший этот пост в 1903-1908 гг., говорил, что в своем положении он завидует портовым хамалам (грузчикам) Стамбула5.

Несмотря на нестабильность кабинета, назначения проводились из ограниченной прослойки профессионалов, бывших более или менее реформаторами, отражавшими интересы правящей элиты. По данным М.Н. Тодоровой, в составе правящей элиты периода реформ из 95 государственных деятелей лишь Али-паша был представителем третьего сословия, из-за чего «он был объектом насмешек в связи со своим низким происхождением». С 1882 г. произошло 9 назначений 5-х человек; Кямиль-паша занимал свой пост 6 лет, Саид-паша, назначавшийся главой правительства 5 раз, также управлял 6 лет.

Государственное чиновничество, уже обладающее достаточным потенциалом для определения социальной реальности в империи, с эпохи Танзимата стало выполнять не только служебные, но и социально-политические функции, одновременно и сохранения существующей социальной модели, и осуществления переходных функций “третьего сословия”, зарождающейся буржуазии.

Характерной чертой османского общества после периода Танзимата, стало участие государственной бюрократии в предпринимательской деятельности, на основе легального участия в ширкетах, принятия государственной функции сбора налогов – занятие откупом, участия в экспортных операциях совместно с иностранцами, обладавшими льготами и т.д. Османская бюрократия, с ее более или менее отлаженным механизмом, стала стремиться овладению новыми ресурсами, стала проводником новых капиталистических тенденций в империи. Уже упоминавшийся Мидхат-паша, будучи губернатором Дунайского вилайета, основал общество по перевозке пассажиров дилижансами и судоходную компанию, не получая почти никакой поддержки от государства в развитии производительных сил вилайета. Выступая за разумную налоговую политику, он, тем не менее, занимался высокоприбыльным откупом, подобно многим министрам и сановникам, до его запрещения правительством. В 1850 г. было основано общество по морской перевозке пассажиров «Ширкет-и хайрие», созданное руководящей верхушкой власти во главе с падишахом, видными бюрократами и банкирами Галаты. Однако из-за недостатка средств Мустафе Решид-паше пришлось обратиться за кредитом к банкирским конторам.

Не углубляясь далее в подробности предпринимательской деятельности государства и бюрократии, обратим внимание на произошедшее обновление в идеологии правящей элиты, постепенно отходящей от своего презрения к торговле, начавшей осознавать ее выгодность. Через представителей бюрократии предпринимательская деятельность образовала когерентную сферу, где частный интерес стал постепенно преобладать над общегосударственным. Изменялось представление о богатстве, которое уже не было статичной кучей сокровищ, создающих внешне впечатление о могуществе обладателя, а инструментом в достижении более конкретных целей. Источник благосостояния, помимо государственного жалования, пенсии (в 1885 г. была созданы Всеобщие пенсионные кассы для гражданских и военных служащих) и традиционных доходов, виделся в деятельности и проявлении инициативы, первоначально при покровительстве государства.

Годы после победы младотурецкой революции и период первой мировой войны стали известны как период “национальной экономики”. Стратегия экономического развития была связана с деятельностью Мехмеда Джавид-бея (1875 – 1926), который изложил свои взгляды на экономику в четырехтомной работе «Илми Иктисад» (Наука экономики), изданной в период с 1899 по 1901 гг. Будучи последователем манчестерской школы экономики, он выступал за отмену режима капитуляций, за дальнейшую интеграцию в мировую экономику с целью привлечения иностранных инвестиций, за свободную торговлю, являвшейся для него “законом экономики”.

Таким образом, традиционная для имперского общества градация (на глобальном уровне - управляющие – управляемые), предопределила ход изменений. Крестьянство, несмотря на свою массовость и все ухудшающееся положение, не противопоставляло себя господствовавшим в обществе нормативам и ценностям и признавало сложившийся порядок. Правящая элита использовала увеличившуюся автономность своей сферы деятельности для решения проблем в конкретных институциональных рамках Османской империи. По мнению М. Вебера, эффективное управление требует такой автономности, поскольку эффективность администрирования нуждается в том, чтобы общественность оказывала по возможности минимальное влияние на бюрократию государства. Напряженность, возникшая в ходе приспособления традиционной структуры к капиталистическому миру, существовала, прежде всего, в идеологической сфере, в противоречии между мирским и трансцендентным.

2. Процесс модернизации в Китае

Иерархия, основанная на неравенстве социального статуса, лежит в основе любой докапиталистической государственности. Общим, универсальным фундаментом общественной организации добуржуазного социума является сословная система. Сословное деление структурирует население, подразделяя его на социальные группы, различающиеся и по месту в системе общественного производства и распределения, и по социально-правовому положению (род занятий, права и обязанности, образ жизни, доступ и степень причастности к власти, и т.д.). Сословная стратификация формируется спонтанно в порядке самоорганизации коллектива и содержит (в неразделенной форме) признаки, характеризующие как базис, так и сферу надстройки.

Специфической особенностью традиционного китайского общества было то, что помимо сословного деления в нем присутствовала еще одна система статусного неравенства, функционировавшая в системе родственных отношений. Родственный статус определял положение индивида в системе родственных отношений, определявшие его права, обязанности, нормы поведения и взаимоотношений с родственниками (кодекс последней китайской династии различал 41 вид родства)6. В случае неравенства статуса (а на практике он всегда был различным) отношения строились по типу «господство – подчинение», что обусловливало крайне авторитарный характер семейно-родственных отношений в китайском обществе. Система родства сложилась в Китае в глубокой древности задолго до формирования древнекитайской государственности и служила основой социальной организации в древних коллективах. Уже в третьем тысячелетии до н. э. отношения между людьми в древнекитайском социуме регулировались нормами «ли». Ли представляли собой систему норм поведения, основанных на естественной дифференциации положения индивида в семейно-родственных группах, устанавливавших стереотипы нравственных взаимоотношений между людьми в зависимости от пола, степени родства, поколения и возраста, т.е. в соответствии с их социальным статусом.

В древнекитайских государствах ли уже представляли закрепленные длительной традицией морально-этические нормы поведения, соблюдавшиеся населением. Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.) распространил правила ли на сферу управления государством, а скрупулезная дифференциация социального статуса стала незыблемой основой конфуцианства. В результате конфуционизации китайского права (III – VIII вв.) морально-нравственные установки ли трансформировались в правовые нормы, нарушение которых наказывалось как уголовное преступление. Этико-политическая идеология, совместившаяся с нормами законов и религиозными представлениями (культ предков в семье и клане), оказала огромное воздействие на менталитет китайцев и устойчивость традиционных социальных институтов китайской империи.

В середине первого тысячелетия до н. э. древнекитайское общество претерпевает радикальные трансформации в сфере своей социально-экономической и политической организации, а также в системе отчуждения и перераспределения общественного продукта. Земля, прежде находившаяся в наследственном владении кланов, переходит в собственность обрабатывавших ее семей. Кланы утрачивают роль базовой единицы общественной структуры, а низовой административно-фискальной единицей и объектом налогообложения становится семья (двор). Деревня (деревенская община) в этой функции никогда не выступала, что само по себе представляет интерес в связи с тезисом об общине как основе восточного деспотизма7.

Ответственность за уплату налогов и поведение всех членов семьи государство возлагало на главу семьи, наделяя его практически неограниченной властью в семье и одновременно превращая его в лицо, обязанное выполнять определенные административные и полицейские функции. Фундаментом административно-государственной структуры становится подворная организация, искусственно формируемая из объединений дворов в системе из двух – трех иерархически соподчиненных уровней, в функции которой вменяется сбор налогов и полицейский контроль.

Характер общественного строя традиционного Китая на разных этапах его исторической эволюции показывает, что использование родственных групп, клана (доимперский период) и семьи (эпоха империи), в качестве низовых звеньев в системе отчуждения и перераспределения общественного продукта являлось постоянным параметром его социально-политической организации. Важной особенностью социально-политической организации традиционного китайского общества являлась тщательная дифференциация статуса и использование статусных различий для крайне жесткой и плотной регламентации норм поведения. Этот аспект социальной организации Китая отражает наличие в нем двух институированных законом систем статусной иерархии, сословной и родственной.

Сложившиеся в глубокой древности и общие для всех страт морально-этические, культурно-идеологические и религиозные воззрения и нормы, несомненно, являлись одной из причин устойчивости традиционных социальных структур и норм семейного и межличностного поведения, с одной стороны, и невосприимчивости социума, особенно сельского, к демократическим основам государственности и ее принципам всеобщего равенства, с другой.

Однако главным препятствием на пути осуществления реформаторских замыслов "самоусиления" страны во второй половине 19 столетия было иное, а именно – китайская элита была обуяна чувством культурного превосходства и этноцентризма по от ношению ко всему не китайскому. Императоры и господствующие слои по старинке воспринимали "поднебесную" империю как "пуп земли", т.е. Китаю нет нужды учиться у "варваров"; страна преодолела многие нашествия, преодолеет и это; достижения, институты и традиции "чжунго" ("срединного государства") пережили все другие цивилизации. Любые трудности воспринимались верхушкой как временные, а вторжение западных держав – лишь как попытка отсталых варваров ограбить великую империю. Император и его окружение, как отмечает британский исследователь Фил Динс, попросту не понимали в то время, что происходило за пределами страны, у них не было ни малейшего представления о наступившем индустриальном веке8. Многовековая привычка повелевать заслонила от взора дряхлеющей империи произошедшее фундаментальное изменение сил в международной системе государств. Китай требовал от западных стран подчиниться своему воображаемому могуществу. Его лидеры не смогли сразу понять глубину того глубокого кризиса, в котором оказалось государство и общество.

Во-вторых, маньчжурские правители, столкнувшись с опасностью (растущая нестабильность, конкуренция со стороны европейских промышленных товаров, Опиумные войны, массовые стихийные протесты), не использовали все имеющиеся в их распоряжении средства (чайная и хлопковая промышленность, длительный период контактов с Западом, экономические и людские ресурсы). Китай находился в более благоприятном положении для проведения модернизации до Опиумных войн. Однако его лидеры упустили шансы установить деловые отношения с иностранными кампаниями и правительствами. Например, вместо тщательного изучения причин широкого распространения торговли опиумом, император и его правительство попытались ее ликвидировать путем применения драконовских мер; позднее они не изучали японский опыт реформ. Китайские власти боролись скорее против следствий, чем с подлинными причинами дестабилизации страны.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подводя некоторые итоги, мы можем сказать, что одним из основных факторов, подвигших османское общество к трансформации, стало одно из направлений экспансии Запада – экономическое, которая фактически дала толчок к появлению бюрократической и торговой буржуазии. Китай же оставался в сфере экономических отношений традиционным и не хотел принимать западные ценности.

В условиях масштабного отставания по отношению к цивилизации капиталистического Запада, правящая элита Османской империи искала пути преодоления сложившихся противоречий, мешавших мобилизации ресурсов. Сложившаяся во второй половине XIX в. гражданская бюрократия, составила новое ядро преемственности, которому предназначается обеспечивать могущество государства. Автономность действия этого слоя институциональных организаторов и целостность его ориентаций макросоциального характера, создавали предпосылки для дальнейшего переустройства на основе социокультурных представлений слоя элиты. Китайское же общество строилось на родственных кланах, не позволявших развиваться новым экономическим классам, что тормозило развитие экономики.

Именно поэтому Китай, в отличие от Османской империи, не смог перестроиться на западный лад, оставшись традиционным как в экономической, так и в духовной сфере.


ЛИТЕРАТУРА

  1.  Ерасов Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. – М., 2002.
  2.  Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. – М., 1977.
  3.  Моисеев П.П. Турция от полуколониальной экономики империи к хозяйству самостоятельной республики // Восток. – 2002. – № 2. – С. 130 – 144.
  4.  Павленко Ю.В. Человек и власть на Востоке // Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. – М., 1993.
  5.  Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1998.
  6.  Петросян И.Е., Петросян Ю.А. Османская империя: реформы и реформаторы. – М., 1993.
  7.  Ратипов Р. Почему Китай и Япония ответили по-разному на вызов Запада в XIX в.? // Аналитические исследования в исторической науке. – 2000. – № 8. – С. 52 – 60.
  8.  Религия и общественная мысль стран Востока: Сб. ст. / Отв. ред. Б.Г. Гафуров. – М.: Наука, 1974.
  9.  Розалиев Ю.Н. Мустафа Кемаль Ататюрк. Очерк жизни и деятельности. – Istanbul, 1997.
  10.  Фадеева И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. – М., 1993.

1 Моисеев П.П. Турция от полуколониальной экономики империи к хозяйству самостоятельной республики // Восток. – 2002. – № 2. – С. 137.

2 Моисеев П.П. Турция от полуколониальной экономики империи к хозяйству самостоятельной республики // Восток. – 2002. – № 2. – С. 136.

3 Фадеева И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. – М., 1993. – С. 152.

4 Петросян И.Е., Петросян Ю.А. Османская империя: реформы и реформаторы. – М., 1993. – С. 123.

5 Фадеева И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. – М., 1993. – С. 187.

6 Религия и общественная мысль стран Востока: Сб. ст. / Отв. ред. Б.Г. Гафуров. – М.: Наука, 1974. – С. 82.

7 Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. – М., 1977. – С. 175.

8 Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1998. – С. 98.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
13587. Сравнение процессов модернизации в Японии и Китае 21.66 KB
  Это на первый взгляд выглядит странно – как можно объяснять прошлое через настоящее вроде бы надо наоборот Более того Китай 1978 г. Да положение и масштабы совершенно различны однако модели успешного перехода как для Японии после 1868 г. Научная значимость данной работы определяется тем что ключевой вопрос о разности процессов модернизации в Китае и Японии решается через то как японцы и китайцы относились к учебе в контексте ответа на внешнее давление. Мой тезис заключается в том что японцы оказались удачливее китайцев потому что...
13573. Сравнение процессов модернизации в странах Японии и Китае на рубеже XIX – XX веков 33.52 KB
  Запад принес концепцию прогресса а вместе с нею и концепцию реального – а не идеального как было например в Китае – распространения влияния своего этноса далеко за пределы изначального ареала. в Цусимском проливе адмирал Того наголову разбил мощную эскадру адмирала Рождественского – эскадру России которая к тому времени уже два полных века была морской державой. Япония вынуждена была отказаться от политики самоизоляции открыть ряд портов для иностранных кораблей. Правительство было низложено.
9392. Отображения и преобразования множеств. Аналитическое выражение преобразований, группа преобразований. Движения плоскости. Простейшие виды движений 154.91 KB
  Движения плоскости. Выберем на плоскости некоторую аффинную систему координат. Координаты точки зависят от координат точки : 1 Обратно если заданы функции 1 то можно считать что они определяют некоторое отображение плоскости в себя: каждой точке ставится в соответствие точка . Отображение f задано своими аналитическим выражением Выяснить является ли оно преобразованием плоскости.
13146. Сравнение латинского и греческого алфавита для понимания культурных явлений и сравнение латинского и греческого языков 65.37 KB
  Алфавит Сегодня мы воспринимаем алфавит как должное забывая о том какое это необыкновенное изобретение. В древних культурах алфавит рассматривался как нечто целое. Тем самым объясняется первое назначение алфавита как целого: он рассматривался как средство призванное отвести злых духов так называемым апотропеическим средством. С этим первым свойством алфавита которое он имел в глазах древних связано его второе свойство: алфавит ощущался как модель мира.
13589. Процессы модернизации в Индии и Китае 17.81 KB
  Новизна данной работы определяется тем что сравнение процессов модернизации двух близлежащих стран имеющих практически сходную культуру может показать особенности исторического развития многих современных стран Востока и объяснить причины их взлётов и падений. Особенности модернизации в Индии В самом общем виде можно отметить что в плане жесткости социальной структуры и ее сопротивляемости любым нововведениям Индия не представляла собой некого уникального феномена на фоне других восточных цивилизаций. Васильев традиции и институты во...
16526. Влияние кризиса на реформирование банковского сектора Турции 12.36 KB
  Влияние кризиса на реформирование банковского сектора Турции Финансовый кризис 2001 года обернулся для турецкой банковской отрасли крайне тяжелыми последствиями для преодоления которых потребовалось около 5 лет. Эти инвесторы прекрасно осознают высокий потенциал турецкого рынка: средний возраст населения составляет в стране всего 27 лет а традиционные для западных стран финансовые инструменты и продукты еще не получили широкого распространения. Это открывает прекрасные перспективы для роста особенно в сферах потребительских...
5367. Особенности организации сервисной деятельности в туристической индустрии Турции 104.32 KB
  Понятие особенности и функции туризма. Классификация туризма. Турция в индустрии туризма. Анализ туристских услуг туроператора Пегас Туристик. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей которые так или иначе попадают под категорию туризма.
17275. Исследование вероятности и программного обеспечения новых туристских дестинаций Турции 1.91 MB
  Какое направление для путешествия выберет турист какая страна будет предпочтительнее в этом сезоне какой вид туризма будет наиболее популярным Куда следует направить активность в продвижении своего туристского продукта Как правильно построить тур В наши дни невозможно представить себе крупный город без иностранных туристов. Для решения этой цели поставлены следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты определения туристской дестинации; проанализировать современное состояние и развитие новой туристской дестинации Каппадокии;...
16722. Влияние социального капитала на экономические установки и представления в России и Китае 18.19 KB
  Однако нетрудно заметить что все существующие на настоящий момент исследования рассматривают связь социального капитала с объективными экономическими показателями. Это не раскрывает механизма влияния социального капитала на экономическое поведение. С точки зрения авторов продвинуться в направлении раскрытия механизма влияния социального капитала на экономическое поведение можно если рассмотреть связь социального капитала с экономическими установками и представлениями у представителей разных этнических групп и стран обладающих разным...
20535. Сравнительная характеристика детского и молодежного туризма на примере Болгарии, Греции и Турции 312.91 KB
  Именно походы поездки экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня развития наблюдательности способности воспринимать красоту окружающего мира. Цель курсовой работы: Дать сравнительные характеристики детского и молодежного туризма в Болгарии Греции и Турции Для достижения цели я считаю целесообразным решить следующие задачи: Рассмотреть определения виды особенности детского и молодежного туризма. Внутренний туризм: экскурсии для школьников спортивный туризм в т....
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.