Виды источников (форм) права

Тема источников российского права традиционно является одной из ключевых для отечественной правовой науки и неизменно привлекает повышенное внимание исследователей. При этом, несмотря на весьма внушительную историю разработки проблем, связанных с сущностью, содержанием, эволюцией источников права...

2014-06-11

39.97 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Содержание

[1] Введение.

[1.0.0.1] 1.1 Различное понимание термина – источник права

[1.0.0.2] 1.2 Форма права и источник права

[2] 2. Виды источников (форм) права

[3]  

[3.0.0.1] 2.1 Правовой обычай

[3.0.0.2] 2.2 Правовой прецедент

[3.0.0.3] 2.3 Международное право

[3.0.0.4] 2.4 Нормативно-правовой акт как основной источник российского права.

[3.0.0.5] 2.5 Нормативный договор

[4] ЗАКЛЮЧЕНИе

[5] Список использованной литературы

Введение.

Тема источников российского права традиционно является одной из ключевых для отечественной правовой науки и неизменно привлекает повышенное внимание исследователей. При этом, несмотря на весьма внушительную историю разработки проблем, связанных с сущностью, содержанием, эволюцией источников права, наблюдаются серьезные разногласия по широкому кругу относящихся к ним вопросов.

Названное обстоятельство во многом связано с отсутствием адекватного понятийного аппарата, неспособностью теоретиков условиться о единообразном понимании и применении базовых научных терминов. Однако, даже ученые, одинаково трактующие источники права, нередко вступают в активные дискуссии по вопросам, связанным непосредственно с их содержанием, характером взаимодействия между собой, а также особенностями формирования и развития. Это обстоятельство свидетельствует о том, что трудности, с которыми в данном случае сталкиваются исследователи, обусловлены не только отсутствием четкого понимания источников права, единой концепции их исследования, но и сложностью, неоднозначностью самого изучаемого феномена.

Сложность, а одновременно и важность разработки темы источников российского права существенно увеличивается в современных условиях, характеризующихся серьезной трансформацией их системы. С конца 80-х годов XX века российское общество переживает социальные, политические и экономические изменения, которые носят не только всеохватывающий, но и радикальный характер, при этом зачастую оказываются весьма противоречивы, становятся причиной различных кризисных явлений в развитии российской правовой системы, в том числе и в развитии источников права как ее составляющей. 

Актуальность избранной темы определятся тем фактом, что на источник права возлагается значительная нагрузка в обеспечении правозащитной и праворегулятивной функций правовой системы. На сегодняшний день становится насущной проблема исследования источников права как системного элемента национальной правовой системы.

Посредством изучения их системных свойств повышается возможность научного прогнозирования тенденции развития правовой системы, определение направлений по совершенствованию всего механизма правового регулирования. Чтобы стать по-настоящему действенным, право должно сложиться как органическая система.

Объектом исследования является понятие – «источники права».

Предметом исследования является источники российского права.

Цель работ заключается в теоретическом изучении сущности источников права России.

В связи с поставленной целью определились следующие задачи:

- раскрыть понятие - «источники права».

- проанализировать взаимодействие понятий «источник права» и «форма права».

- выделить принадлежность определенных источников права к российской правовой системе.

- рассмотреть нормативно правовой акт как основной источник права РФ.

- проанализировать прочие источники права России.

1.ПОНЯТИЕ – ИСТОЧНИКИ ПРАВА

1.1 Различное понимание термина – источник права

Возникновение вопроса о понятии источника права и его соотношении с «формой права» не является для отечественных и зарубежных авторов делом вчерашнего, и тем более сегодняшнего дня. Еще в начале ХХ в. И.В. Михайловский писал, что термин «источник права» «до сих пор еще понимается различно, и по поводу его ведутся споры». И добавлял, «между тем споры основаны на недоразумении: нет ничего проще, устранить эти недоразумения, и согласится на счет общего понимания термина, которым столь часто пользуется наука»1. По мнению автора « в сущности, почти все ученые» одинаково понимают «источники права» как «факторы, творящие право», а «разногласия начинаются только при решении вопроса, что должно считаться правотворящими факторами».

При этом продолжал И. В. Михайловский, «одни говорят, что это – объективные условия данной среды, другие, что это высший этический закон, третьи,- что это психические переживания личности, четвертые, что это те формы (обычай, закон и т. д.), в которых облекается высшим внешним авторитетом известное содержание»2.

Говоря о спорах по поводу понятия источника права, «основанных на недоразумении», И. В. Михайловский полагал, что они неизбежны и к тому же весьма скоро будут успешно решены. Однако автор ошибался, ибо история распорядилась по-иному.

Дискуссии, касающиеся проблем понятия источников права проходили и в 40-е годы ХХ в., когда под источником права понимался «тот способ, которым правилу поведения придается государственной властью общеобязательная сила3» или когда под источником права в широком смысле понималась «диктатура рабочего класса, т.е. советская власть», а в специальном смысле – законодательные нормы4».

Споры о понятии источника права периодически возникали и во все последующие годы. Констатируя данный факт, С.Ф. Кечекьян писал, что данное понятие «принадлежит к числу наиболее не ясных в теории права. Не только нет общепринятого определения этого понятия, но даже спорным является самый смысл, в котором определяются слова «источник права»5.

На это же указывалось и указывается не только в ранней, но и в современной отечественной литературе. И по сей день, констатируется некоторыми российскими авторами, « в отечественной юридической науке отсутствует общепринятое понятие источника права. Вместе с тем реализация концепции правового государства в целях обеспечения устойчивого развития российского общества в целом предполагает наличие научно обоснованной концепции источников права»6.

Аналогичные по своему характеру утверждения относительно не разработанности и спорности понятия источника права имеют место и в современной западной литературе.

Источник права как явление и отражающее его понятие следует рассматривать, как традиционно это делается в юридической литературе одновременно с разных сторон и в разных аспектах.

Во-первых, с этимологической стороны. Обратившись к толковым словарям, можно констатировать, что источник в этимологическом смысле понимается как:

а) «то из чего берется, черпается что-либо; то, что дает начало чему-либо, служит основой для чего-либо»; 

б) «письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование»7.

Во-вторых, под углом зрения источника права как естественного географического, климатического, биологического и иного факторов, оказывающего непосредственное влияние на процесс правообразования и опосредственное  на процесс правотворчества и, соответственно, на само право. Это – своего рода естественный источник права.

В научной литературе неоднократно в связи с этим акцентировалось внимание на том, что «естественные факторы играют роль силы, воздействующей на правовое регулирование» и это – «более чем очевидно»8.

Еще в XVΙΙΙ в. Ш. Монтескье, исследуя процесс влияния климатических условий на право, писал в своем знаменитом труде «О духе законов»: «Если справедливо, что характер ума и страсти сердца чрезвычайно различны в различных климатах, то законы должны соответствовать и различию этих страстей, и различию этих характеров»9. Разумеется, что данное положение остается актуальным и по сей день.

В – третьих, с точки зрения источника права как социального, политического, идеологического, культурологического и иных подобных факторов, оказывающих прямое воздействие на процесс правотворчества. Этот источник права можно назвать, исходя из его природы и назначения, социальным источником права. Подобное определение источника права существует и то, что оно возникает не на пустом месте и не без основания, а отражает степень определенного влияния культуры как одного из социальных факторов на процесс правообразования 10.

В – четвертых, с материальной, точнее – экономической стороны, с точки зрения восприятия в качестве источника права экономических факторов, существующих в том или ином обществе и оказывающих на процесс правообразования, наряду с другими факторами, определенное влияние. Исходя из природы и характера данного источника права, его обычно называют материальным источником права.

Источники права рассматриваются также в философском плане (философский источник) и формально-юридическом плане.

При рассмотрении источника права с философской точки зрения, в философском плане основное внимание обращается прежде всего на то, какие по своему характеру (либеральные, консервативные и пр.) философские идеи легли в основу той или иной правовой системы, того или иного источника права, на базе каких философских конструкций создается та или иная правовая система и, соответственно, система права 11. Когда же речь идет об источнике права, рассматриваемом в формально-юридическом плане, то основное внимание исследователей концентрируется на средствах или способах внутренней организации правовой материи, а также на формах ее выражения вовне. Следует заметить, что «формально-юридическое» представление об источниках права в отечественной и зарубежной литературе является в настоящее время, пожалуй, наиболее распространенным и наиболее часто употребляемым 12.

1.2 Форма права и источник права

Рассматривая вопрос о понятии источников права, нельзя не затронуть теоретически и практически важную проблему соотношения понятия источника права с понятием формы права. В современной литературе вполне обоснованно подчеркивается, что, несмотря на то, что в настоящее время термины «источники права» и «формы права» считаются «традиционно устоявшимися, а противоречия – преодоленными», тем не менее, «проблема форм и источников права продолжает оставаться актуальной, поскольку она имеет не только терминологическую, семантическую сторону, но и содержательную»13.

Существует два подхода о соотношении понятий «источники права» и «формы права».

Суть первого из них заключается в полном отождествлении источника права с формой права, в сведении источника права к форме права и, наоборот формы права – к источнику права.

В качестве одного из многочисленных примеров можно сослаться на работу М.И. Байтина «Сущность права», где понятие «форма права» полностью отождествляется с «источником права», а обозначающие их термины считаются равнозначными. Под формой (источником) права, - пишет автор, - понимаются определенные способы (приемы, средства) выражения государственной воли общества». К исторически сложившимся «разновидностям формы выражения права (источником права в юридическом смысле) относятся правовой обычай, судебный прецедент, договор с нормативным содержанием, нормативный акт»14.

Суть второго подхода к решению проблем соотношения источников и форм права заключается в том, что их понятия рассматриваются как полностью несовпадающие друг с другом, а отражающие их термины – как далеко не равнозначные друг другу. В научной литературе отмечается в связи с этим, несмотря на то, что понятия «форма права» и « источник права» тесно взаимосвязаны между собой, но они не совпадают друг с другом. Ибо если «форма права» показывает, как организовано и выражено вовне содержание права, то понятие «источник права» охватывает «истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения»15.

Разностороннее изучение понятий форм и источников права, а также анализ характера их взаимоотношений недвусмысленно указывает на то что в одних отношениях форма и источник права могут совпадать друг с другом и рассматриваться как тождественные, в то же время как в других отношениях они могут значительно отличаться друг от друга и не могут считаться тождественными.

Совпадение формы и источника права имеет место тогда, когда речь идет о вторичных, формально – юридических источниках права. Последние в научной литературе называют формальными источниками права16.

Что же касается первичных источников права, рассматриваемых сами по себе, в виде материальных, социальных и иных факторов, оказывающих постоянное влияние и предопределяющих процессы правообразования, правотворчества и законотворчества, то здесь совпадения источников права с формами права нет, и не может быть17.

Однако в учебной, а нередко и в научной юридической литературе различным смысловым оттенкам терминов и понятий «источник права» и «форма права» не придается особого значения и они почти во всех случаях рассматриваются как идентичные 18.

2. Виды источников (форм) права

 

Каждое государство наряду с общими для всех признаками (суверенитет, налоги, территория, армия, государственный язык, символы государства и т.д.) имеет ряд черт, характерных только для них. Это не следует рассматривать как противопоставление другим государствам. Такая индивидуализация является своего рода его визитной карточкой. Подобное мы можем наблюдать в различных сферах общественной и государственной жизни: в экономике, культуре, идеологии, менталитете населения, традициях.

Например, руководство Китая на многочисленные упреки со стороны мирового сообщества и лидеров отдельных государств о недемократичности, применяемых ими методов государственного управления неизменно отвечает, что занимается государственным строительством с учетом "китайской специфики".

Специфика проводимой государством политики в той или иной сферах проявляется в особенностях источников, при помощи которых формируется национальная система права. В зависимости от способа закрепления и "среды обитания", в которых должны действовать нормы права, можно выделить следующие виды источников российского права.

2.1 Правовой обычай

Этот вид источника права является наиболее древним. Он возник одновременно с государством и на первых этапах социального развития был основным. Обычаи являются наиболее важными союзниками государственной власти. Они возникают, развиваются и становятся необходимыми для определенной части граждан на протяжении длительного исторического развития. Определенная часть из них перестает соответствовать потребностям общества и утрачивает свое значение, "уступая дорогу" другим, более востребованным.

Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательной нормы поведения.19

Термин "обычай" в современных правовых системах трактуется, как правило, неоднозначно. Нередко наряду с ними используется понятие "обыкновение".

Обыкновение, играющее большую роль в регулировании торговых отношений, определяется, как правило, сложившимся на основе столь постоянного единообразного повторения данных фактических отношений, что оно считается входящим в состав волеизъявления сторон по сделке в случае соответствия их намерений. Вообще под обычаем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений. Обычаи — требования, подкрепленные длительной традицией. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства.

Примеры такого признания государством правовых обычаев можно найти в ст. 130, 131, 132 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (утвержден Президентом РФ 30 апреля 1999 г.). В частности, в ч. 1 ст. 130 Кодекса установлено, что срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки. Аналогичное правило установлено в ст. 132: «Размер платы, причитающейся перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени (демередж), определяется соглашением сторон, при отсутствии соглашения согласно ставкам, обычно принятым в соответствующем порту...»20

Как источники права правовые обычаи характеризуются следующими особенностями:

- носят локальный характер;

- тесно взаимодействуют с другими социальными нормами и, в частности, с религиозными (в Индии обычное право входит в структуру индусского права);

- их основные сущностные черты нередко отражаются в пословицах, афоризмах и поговорках;

- их применение обеспечивается санкцией государства;

- отличаются консервативным характером, придавая обязательный характер общественным отношениям, сложившимся в результате длительной общественной практики.21

Нередко обычай отражает обывательские предрассудки, расовую и религиозную нетерпимость, исторически сложившееся неравноправие полов. Такие обычаи в целях социальной безопасности, общепринятой морали и личного благополучия граждан государство вполне оправданно запрещает. В современных условиях обычай как основной источник права утратил свое значение. Однако в международном гражданском и других отраслях права обычай продолжает иметь место. Например, статья 5 ГК РФ в качестве источника гражданского права предусматривает обычаи делового оборота.

2.2 Правовой прецедент

Прецедент - это увековеченный принцип. Под прецедентом принято понимать характер поведения субъекта (субъектов) права в конкретной ситуации, которое рассматривается как образец поведения для других в аналогичных обстоятельствах.

Правовой прецедент - это решение по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах.

Судебный прецедент является весьма распространенной формой права в современном мире. Юридическая практика в целом и судебная практика в частности фактически получили значение источника права еще в Древнем Риме, поскольку ряд институтов римского права складывался именно в ходе судебной практики. В отечественной науке судебный прецедент как источник права отрицался. Назначение судебной практики признавалось как средство формирования правосознания юристов, являющегося личностным механизмом разрешения юридически значимых дел.22

С середины XX в. прецедент как источник права стал применяться в романо-германской правовой семье, в семье социалистического права (применительно к арбитражной практике), и можно сказать, что начинает пробивать себе дорогу в российской правовой системе (полномочия Конституционного Суда РФ).

По действующему законодательству Высший арбитражный и Верховный суды Российской Федерации в процессе рассмотрения дел наделены правом отмены ведомственных приказов. Например, решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2005 г. был признан недействующим Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 марта 2005 г. N 34 "Об утверждении границ муниципальных образований в Волгоградской области", в части включения поселков "Соляной", "им. 19 партсъезда" в черту муниципального образования Светлоярский район Волгоградской области23. Следует отметить, что прецедентное право существует в Российской Федерации. Существовало оно и в СССР. В большей степени это правило применимо к ситуации, связанной с поиском официальной истины по отношению к сложной общественной проблеме, требующей не столько правового, сколько политически взвешенного решения. Такое возможно и нередко встречается в практической деятельности любого государства.

 2.3 Международное право

Термин "международное право" возник в средние века. В основе его зарождения были авторитет и международное признание авторитета римского права, в котором содержались нормы, рассчитанные на регулирование отношений, возникающих между римскими гражданами и иностранцами, а также иностранцев между собой на территории Рима. Такое право называлось "jus gentium" - право народов. Позже это понятие трансформировалось в "jus inter gentes" - право между народами, или международное право.

Первые шаги к формированию принципов международного права государства сделали в середине XVII в. По мнению специалистов, основные положения международной политической системы были заложены вестфальскими мирными договорами (после заключения Вестфальского мира в 1648 г.) и остаются незыблемыми (в том числе и в Российской Федерации) до настоящего времени. Основными среди них являются: "верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства; независимость в международном общении; обеспечение целостности и неприкосновенности территории"24.

С середины XX столетия международное право стало играть роль интегратора в процессе формирования национальных правовых систем. Оно создает "условия для все более активного использования "правовых образцов" других стран, ...гармонизации национальных законодательств и тесного переплетения национальных и "внешних" норм". По своей природе являясь преимущественно договорным, оно уделяет большое внимание процедуре заключения и выполнения международных договоров25.

Например, Совет Европы принял предложение России по формированию единого правового пространства и созданию единого регистра нормативных правовых актов. В качестве пилотного проекта предполагается создание единой правовой базы в сфере борьбы с терроризмом, ставшим общей проблемой для всех государств - членов Совета Европы. Основу этого проекта должны будут составлять европейские конвенции: по борьбе с терроризмом; по защите прав свидетелей и раскаявшихся лиц. В мае 2005 г. между Россией и Евросоюзом было подписано соглашение о формировании четырех общих пространств. Оно предназначено распространять свое действие в сфере экономики, внешней и внутренней безопасности, законодательства, образования и культуры.

В целях повышения эффективности взаимодействия между государствами - членами СНГ Российской Федерацией предпринимались меры по улучшению сотрудничества в этом вопросе. Была утверждена Программа взаимодействия федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области информационно-правового сотрудничества с органами власти государств - членов СНГ, в разработке, которой принял участие ряд министерств и ведомств (Минюст, МИД, ФАПСИ и др.)26 Фактически одинаковый подход к пониманию сущности чрезвычайного законодательства, формирования единого правового пространства по определенным сферам общественной жизни 27, союзнические обязательства 28, виды угроз29, общее историческое прошлое и ряд других обстоятельств позволяют сделать следующий вывод.

Существует не только целесообразность, но и необходимость создания в рамках СНГ модельных нормативных актов (договоры, законы, соглашения) по вопросам регулирования совместных действий в различных сферах и ситуациях, в том числе и способных, повлечь за собой необходимость принятия мер по введению одновременно на территориях нескольких государств особых правовых режимов.

Современное право Российской Федерации, прежде всего, основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, а также международных договорах Российской Федерации, которые являются составной частью ее правовой системы (см. ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации; ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации")30

 2.4 Нормативно-правовой акт как основной источник российского права.

Наиболее характерным для Российской Федерации источником права является нормативный акт. Правом на издание нормативных актов обладают не все государственные органы. В Российской Федерации такие акты могут издаваться лишь представительными и исполнительными органами власти. При этом каждый орган вправе издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление, распоряжение и т.д.) и только по вопросам, входящим в его компетенцию.

Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в государственном механизме.

Нормативно-правовые акты могут быть быстро приняты, изменены или отменены по мере необходимости; Нормативный правовой акт, имеющий межведомственный характер - это "акты, содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт" 31.

Все нормативные акты государственных органов принято делить на законы и подзаконные акты. Ведущее место в системе нормативных актов занимают законы. Акты остальных видов издаются на основе и во исполнение законов и потому называются подзаконными.

В России законы делятся на конституционные и обыкновенные. К конституционным законам относятся, прежде всего, сама Конституция и законы, которые упоминаются в Конституции (всего их около 20). 

Закон - высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них.

Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган, кроме высшего органа законодательной власти, не может отменить или изменить закон. Принятие нового закона неизбежно влечет необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты, которые противоречат его содержанию. Высшая юридическая сила закона означает также, что акты всех иных государственных органов носят производный характер и не могут ему противоречить.

Закон всегда нормативен, т.е. содержит нормы права, для него характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: подготовка законопроекта, законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его обнародование.

Наивысшей юридической силой среди всего массива законов обладает Конституция, а также законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию.

Будучи основным законом государства, Конституция определяет и закрепляет:

-организацию государственной власти;

-закрепляет основы конституционного строя;

-основные права и обязанности граждан;

-федеративное устройство;

-систему государственных органов, их полномочия и порядок формирования;

-основы правосудия;

избирательную систему.

Конституция - государственно-политический документ учредительного характера, основополагающее начало всей правовой системы, юридическая база для текущей законодательной и всей правотворческой деятельности.

Вторыми по значимости нормативными актами являются законы. В юридическом смысле закон — это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Законы в Российской Федерации принимаются высшими представительными органами, как самой Федерации, ее субъектов, так и соответственно народным голосованием (референдумом)32. Этим обусловлено верховенство закона и придание ему наибольшей юридической силы по отношению к нормативным актам всех других государственных органов, которые, как уже говорилось, считаются подзаконными и не могут противоречить закону. Принятие нового закона обычно влечет за собой необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты по урегулированному новым законом вопросу. Сам же закон может быть отменен лишь той инстанцией, которая этот закон приняла. Закон, принятый на референдуме, обладает высшей юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждается.

Важной отличительной чертой закона является то, что в нем всегда содержатся юридические нормы, то есть он всегда нормативен. Этим он отличается как от актов других органов, так и от иных видов актов высшего представительного органа: постановлений, деклараций, посланий, обращений.            

Законом обычно регулируются наиболее важные отношения в обществе, устанавливаются отправные начала правового регулирования. Нормы, содержащиеся в актах других видов, основываются на нормах законов, являются производными от них.

Законы, наконец, издаются в определенном порядке. Для их принятия характерна особая законотворческая процедура. Каждый закон проходит обязательные стадии, которые нашли законодательное оформление в регламентах высших представительных органов.

Будучи едиными, по способу формирования, положению в правовой системе государства и роли в регулировании общественных отношений, законы делятся на определенные виды. В частности, по значимости содержащихся в них норм они делятся на конституционные и обыкновенные.

К числу конституционных законов относятся, прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137 Конституции РФ). Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ).

Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы - это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс-это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношении. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права (Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях).

В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. Так, кроме федерального Закона «О языках народов РСФСР» в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящих в Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках. Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.

Издание законов это не единственная форма правотворчества высших представительных органов. Так, например палаты Федерального собрания (Государственная Дума) и Совет Федерации полномочны, принимать постановления, которые тоже могут содержать нормы права и потому быть источниками права. Примером таких постановлений являются постановление Совета Федерации об утверждении изменения границ между субъектами Федерации, постановления палат об утверждении Регламентов их деятельности.

Подзаконный нормативный правовой акт - это документ, издаваемый в соответствии с законом и ему не противоречащий, содержащий нормы права, конкретизирующие, детализирующие и организационно обеспечивающие действие закона. Он является понятием собирательным и представляет собой иерархию актов, начиная от высших представительных органов, Президента, Правительства и кончая актами местных органов власти и управления. В федеративном государстве необходимо также различать подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти и субъектов Федерации.

Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Вся система таких актов строится на строгой их соподчиненности между собой. Их юридическая сила зависит от положения соответствующего органа, издающего подзаконный нормативный акт, в общей иерархической системе органов государства.

В зависимости от органа, принявшего подзаконный нормативный акт, их можно разделить на общие, ведомственные, местные и локальные (внутриорганизационные).

1. Общие подзаконные акты издаются правотворческими органами общей компетенции. С их помощью осуществляется оперативное государственное руководство и координация экономической, политической и социально-культурной жизни страны. Главное место в системе общих подзаконных актов принадлежит:

-указам президента как главы государства, которые обладают наибольшей юридической силой после закона и регламентируют основные направления внутренней и внешней политики государства; По своему правовому статусу, определенному Конституцией, Президент Российской Федерации является главой государства, издающим распоряжения и указы33.

Распоряжения издаются Президентом обычно по текущим вопросам оперативного характера и не должны содержать нормы права. Указы Президента могут иметь нормативный характер. Об этом прямо сказано в ст. 115 Конституции РФ 1993 г. (в отличие от прежней Конституции, где такой характеристики указов Президента не было). Нормативными являются, например, указы Президента от 6 марта 1995 г. «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации34», от 23 февраля 1995 г. «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц35».

В соответствии с законом о Правительстве Российской Федерации Президенту дано право утверждать своими указами положения о министерствах, государственных комитетах и других подведомственных Правительству органах. Эти нормативные указы в случае их издания также будут являться источниками права.

Указы Президента Российской Федерации как подзаконные акты не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации. В противном случае действует норма Конституции и закона Российской Федерации.

- акты правительства (следующая ступень), принимаемые на основе и во исполнение законов и указов Президента и решающие оперативные вопросы управления экономикой, социально-культурным строительством, обороной страны и т.д. Распоряжения обычно содержат конкретные предписания, то есть являются актами индивидуального характера. Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства.

Они, как правило, имеют общий характер, содержат нормы права и поэтому относятся к источникам права (например, постановление правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 г. «Об утверждении условий выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа»36), от 6 апреля 1995 г. «Об учреждении специальных государственных стипендий Правительства Российской Федерации для аспирантов и студентов гос. образовательных учреждений высшего и среднего образования».  

2. Ведомственные нормативные акты принимаются в пределах своей компетенции министерствами, госкомитетами и иными ведомствами, регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующего ведомства (таможенные, транспортные, банковские отношения, вопросы организации образования, охраны здоровья и т.д.). Обычно такие акты издаются в форме приказов, инструкций, постановлений, распоряжений, положений, писем, указаний, уставов и др.

В ряде случаев министерствам и ведомствам предоставляется право издавать нормативные акты, действие которых распространяется и на неподчиненные непосредственно им объекты управления, а также на граждан. Такие акты принимаются в частности Министерством финансов РФ, Центральным Банком, Санэпидназором и т.д. Ныне установлен порядок регистрации нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Такая регистрация осуществляется Министерством юстиции РФ.

3. Местные нормативные акты принимаются представительными и исполнительными органами на местах (в районах, городах, поселках и т.д.). В Российской Федерации это органы местного самоуправления.

4. Локальные (внутриорганизационные) нормативные акты принимаются в пределах своей компетенции администрацией предприятий, учреждений, организаций для регулирования их внутренней деятельности (организация труда, служебная дисциплина) и распространяют свое действие на работников (членов) соответствующих предприятий, учреждений, организаций. Таковы, например, Правила внутреннего трудового распорядка на конкретном предприятии.

Для практики имеет непосредственное значение проблема действия нормативных актов. Она включает в себя четыре аспекта:

- на какие общественные отношения данный нормативный акт распространяется (предметное действие);

- с какого и по какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени);

- на какую территорию он распространяет свое регулирующее воздействие (действие в пространстве);

- каковы его адресаты (действие по кругу лиц).

Действие нормативных правовых актов рассматривается применительно к следующим аспектам: времени, пространству и кругу лиц.

Нормативные правовые акты во времени начинают действовать с момента вступления их в законную силу. Этот момент определяется днем принятия акта правотворческим органом; истечением установленного законом срока после его опубликования; временем, указанным в самом акте или в специальном акте о введении его в действие. Акт утрачивает силу по истечении срока действия акта, в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действовавший акт, на основании прямого указания компетентного органа о его отмене.

Принципиально важен, особенно для практики, вопрос об обратной силе закона. По общему правилу "закон обратной силы не имеет". Исключение составляют уголовный закон и закон об административной ответственности, которые имеют обратную силу в следующих случаях: если закон распространяет действие на факты, возникающие до его вступления в законную силу; если это устанавливается самим законом; если закон смягчает или устраняет ответственность.

В пространстве пределы действия нормативных актов определяются территорией, на которую распространяется суверенная власть конкретного государства, либо территорией, указанной в самом законодательном акте (например, районы Крайнего Севера). 37

 2.5 Нормативный договор

В качестве одного из самостоятельных источников права в РФ выступает нормативный договор, т.е. договор, содержащий нормы права. Такие нормативные договоры могут быть как международного, так и внутригосударственного характера. Согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 15), общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Причем если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Такие договоры бывают внутригосударственными и международными. Они могут содержаться в нормах права, принимаемых международными организациями различного вида: универсальных (ООН), региональных (Совет Европы), специализированных (МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО). 

Для нормативных договоров как особых видов договоров характерны следующие основные черты:

- предназначены регулировать наиболее устойчивые и типичные виды общественных отношений;

- заключаются в публичных интересах для достижения общественно полезных целей;

- охватывая широкий круг общественных отношений, они носят комплексный характер и могут выступать в качестве самостоятельных источников права;

- распространяют свое действие на формально неопределенный круг лиц;

- рассчитаны на неоднократное применение;

- как правило, не имеют фиксированного срока действия (если речь идет о временной передаче полномочий, то нормативный договор носит устанавливаемый в определенных рамках временный характер);

- содержащиеся в них требования обязательны для исполнения;

- продолжают свое общее действие независимо от возникновения или прекращения предусмотренных ими конкретных правоотношений;

- содержат правила поведения, юридически значимые не только для непосредственных участников договорных отношений (внутреннее юридическое воздействие), но и для иных лиц (внешнее юридическое воздействие);

- при возникновении спорных ситуаций, связанных с их исполнением, предусматривается специальная процедура разрешения юридического конфликта, связанная с определением уполномоченных субъектов (Конституционный Суд РФ, подобные суды в субъектах Российской Федерации - конституционные или уставные).38

Заметную роль в качестве источника действующего права играют и внутригосударственные договоры. Так, согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 11), разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется как самой Конституцией РФ, так и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

К разновидностям нормативного договора как источника права относятся и различные коллективные договоры между работодателями и работниками в области трудового права, а также нормативные договоры в области гражданского права.

Обычный договор в области гражданского права определяется в ст. 420 ГК РФ как «соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей». Такой обычный договор - это акт реализации действующих норм права, имеющий индивидуальный характер и значимый лишь для конкретно определенных лиц, а не акт установления новых норм права. Подобные договоры являются актами индивидуального, а не нормативного (нормо-устанавливающего) характера, и поэтому они не являются источниками права.

Нормативно-правовое значение (в смысле договорного источника права) имеет так называемый публичный договор в области гражданского права, который определяется в ГК РФ (п. 1 ст. 426) как «договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.д.)». Положения такого публичного договора (его условия и т.д.) распространяются на неопределенное множество лиц и обязательны для сторон всех конкретных договоров, которые могут быть заключены на основе общих положений (норм) соответствующего публичного договора.

По существу под публичным договором имеется в виду типовой или примерный договор, содержащий общие положения (нормы), обязательные для всех конкретных договоров в рамках данного типа договоров. Согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ, «в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.)». Примерные условия подобных нормативных договоров «могут быть изложены в форме примерного договора или иного документа, содержащего эти условия», и опубликованы в печати (ст. 427 ГК РФ).39

 ЗАКЛЮЧЕНИе

Понятие "источник права" достаточно емкое, и в зависимости от того, что берется за основу при рассмотрении данного вопроса, может иметь различное понимание. Так, если рассматривать право с точки зрения его природы, то под источниками права будут пониматься естественные и неотъемлемые права и свободы человека.

Источником права может выступать государство, если считать право продуктом воли законодателя, но в этом случае необходимо будет признать, что право чаще будет, является в руках государства силой направленной на подчинение и подавление личности и общества в целом.

В любом современном государстве источники права (и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный, правовой режим.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. – Новосибирск: Сибирское унив. изд-во, 2011. – 32 с.

2. О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям граждан.: Указ Президента Российской Федерации от 23 февраля 1995 г. № 198 // СЗ РФ, 1995., № 9, ст. 735.

3. Постановление правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 г. «Об утверждении условий выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа»// СЗ РФ, 1996, N 12, ст.1115.

4. Абрамов. С. Н. Гражданский процесс: учебник для юридических высших учебных заведений. М.: Юрид. изд. МЮ СССР, 1946. - 227 с. 

5. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001.- 416 с.

6. Голунский С.А. Теория государства и права.// Голунский С.А., Строгович М.С. М.: 1940. - 304 с.

7. Гурова Т.В. Источники российского права. Автореф. дис. …. канд. юр. наук. Саратов, 1998. - 25с.

8. Кечехьян С. Ф. О понятии источника права: ученые записки МГУ Выпуск 116. Кн. 2. М.: 1946 г. - 30 с.

9. Лучин В.О. Указы президента РФ. Основные социальные и правовые характеристики.// Лучин В.О., Мазуров А.В. М..: 2000.

10. Марченко М.Н. Источники права: учебное пособие.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 609 с.

11. Мелехин А.В. Теория государства и права учебное пособие. М.: 2007. 2-е изд. 2009. - 640 с.

12. Михайловский И.В. Очерки философии права.Т.1. Томск, 1914. - 632 с.

13. Монтескье. Ш. О духе законов //История политических и правовых учений. Хрестоматия. Белгород. 1999.

14. Нашиц. А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М.,1974. - 256с.

15. Рассолова М.М. Теория государства и права // под ред., М.М. Рассолова, В.О.Лучинина и Б.С. Эбзеева. М.,2005. - 278 с.

16. Словарь русского языка. Т.1. М.,1991. С. 691.

17. Зорькин В. Апология Вестфальской системы // Российская газета. 2004. 13 июля.

18. Рябко А.И., Василенко О.Н. Актуальные проблемы онтологии форм права.// Философия права. 2000., №2. С.60.

19. Тихомиров Ю.А. Международно – правовые акты: Природа и способы влияния // Журнал российского права. 2002. N 1.

20. Указ Президента Российской Федерации от 29 марта 1994 г. N 607 "О взаимодействии федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области информационно-правового сотрудничества с органами власти государств - участников Содружества Независимых Государств" // Российская газета. 1994. 7 апреля.

21. Федеральный закон от 22 апреля 2004 г. N 22-ФЗ "О ратификации Соглашения о формировании Единого экономического пространства"// Российская газета. 2004. 27 апреля.

22. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2005 "Об утверждении границ муниципальных образований в Волгоградской области"// Российская газета. 2006. 15 марта.

23. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2004 г. N 381 "Об утверждении перечня специальных средств и материалов обеспечения специальных антитеррористических формирований, применяемых в соответствии с Протоколом об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств" // Российская газета. 2004. 4 августа.

24. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. (п. 1) "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" //Российская газета. 2003. 2 декабря.

25. Бюджет Союзного государства (Россия и Беларусь) на 2004 год, принят Постановлением Парламентского Собрания Союза Беларуси и России 25 марта 2004 г. N XXV-4. Утвержден Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства 6 августа 2004 г. N 5// Российская газета. 2004. 26 августа.

26. Решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2004 г. Дело N 7448/04 //Российская газета. 2004. 30 декабря.

27. Указ Президента РФ от 6 марта 1995 г. N 245 "Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации"//Российская газета 1995 11 марта.

28. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ //Российская газета. 1999. 1-5 мая. С. 11.

29. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: локальный. - Дата обновления 10.04.2014.

1 Михайловский И.В. Очерки философии права. Т.1. Томск, 1914. С. 237.

2 Михайловский И.В. Очерки философии права. Т.1. Томск, 1914. С. 237.

3 Голунский С.А., СтроговичМ.С. Теория государства и права. М., 1940. С 173.

4 Абрамов С.Н. Гражданский процесс: учебник для юридических высших учебных заведений. М.: Юрид. изд. МЮ СССР, 1946. С. 15.

5  Кечехьян С.Ф. О понятии источника права: ученые записки МГУ. Вып.116. Кн. 2. М., 1946. С.3.

6  Гурова Т.В. Источники российского права. Автореф. дис. ….. канд. юр. наук. Саратов, 1998. С. 5.

7 Словарь русского языка. Т.1. М.,1991. С. 691.

8 Нашиц. А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М.,1974. С. 39.

9 Монтескье. Ш. О духе законов //История политических и правовых учений. Хрестоматия. Белгород. 1999. С. 272.

10 Марченко М.Н. Источники права: учебное пособие.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. С. 47

11 Марченко М.Н. Источники права: учебное пособие.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.  С.51

12  Марченко М.Н. Источники права: учебное пособие.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. С. 51

13 Рябко А.И., Василенко О.Н. Актуальные проблемы онтологии форм права. Философия права. 2000., №2. С.60.

14 Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001. С. 11.

15 Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы президента РФ. Основные социальные и правовые характеристики. М., 2000. С. 11.

16 См., например: Гурова Т.В. Источники российского права. Автореф. дис. …. канд. юр. наук. Саратов, 1998. С. 23.

17 Марченко М.Н. Источники права: учебное пособие.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. С 57

18 См.: Теория государства и права / под ред. М.М. Рассолова, В.О.Лучинина и Б.С. Эбзеева. М.,2000. С. 186-188.

19 Мелехин  А.В.  Теория государства и права учебное пособие. М.: 2-е изд. 2007. -  С. 268

20 Российская газета. 1999. 1-5 мая. С. 11.

21 Мелехин А.В.  Теория гос и права учебное пособие. С. 268.

22 А.В. Мелехин Теория гос и права учебное пособие. М.: 20072-е изд.  С. 270

23 См.: Верховный Суд отменил приказ министерства / Российская газета. 2006. 15 марта.

24 Зорькин В. Апология Вестфальской системы // Российская газета. 2004. 13 июля.

25  Тихомиров Ю.А. Международно-правовые акты: Природа и способы влияния // Журнал российского права. 2002. N 1.

26 Структура Программы, рассчитанная на реализацию в течение 1994-1995 годов, содержала следующие разделы: Общие положения; Организационное обеспечение информационно-правового сотрудничества Российской Федерации с государствами - участниками СНГ; Предложения по созданию в рамках СНГ российской части межгосударственной системы правовой информации и базы данных межгосударственных актов СНГ, законодательных актов государств - участников СНГ; информационно-правовое и научно-методическое обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти Российской Федерации. В полном объеме заявленные в Программе цели по различным причинам достичь не удалось. (Указ Президента Российской Федерации от 29 марта 1994 г. N 607 "О взаимодействии федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области информационно-правового сотрудничества с органами власти государств - участников Содружества Независимых Государств" // Российская газета. 1994. 7 апреля.)

27 См., например: Федеральный закон от 22 апреля 2004 г. N 22-ФЗ "О ратификации Соглашения о формировании Единого экономического пространства" // Российская газета. 2004. 27 апреля.

28  Например, бюджет Союзного государства (Россия и Беларусь) на 2004 год (принят Постановлением Парламентского Собрания Союза Беларуси и России 25 марта 2004 г. N XXV-4. Утвержден Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства 6 августа 2004 г. N 5) предусматривал "финансирование правоохранительной деятельности и обеспечение безопасности Союзного государства". Важное место среди разнообразных совместных мер занимают "мобилизационная подготовка экономик" и "предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" // Российская газета. 2004. 26 августа

29 См., например: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2004 г. N 381 "Об утверждении перечня специальных средств и материалов обеспечения специальных антитеррористических формирований, применяемых в соответствии с Протоколом об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств" // Российская газета. 2004. 4 августа.

30 В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. (п. 1) "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" эти понятия определяются следующим образом. "Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо". "Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного" // Российская газета. 2003. 2 декабря.

31 См.: п. 12 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста России от 14 июля 1999 г. N 217. (Печатается по тексту решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2004 г. Дело N 7448/04 // Российская газета. 2004. 30 декабря.)

32 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под.ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: Издат. группа НОРМА-ИНФРА – М: Изд-во НОРМА, 2001. – С. 308.

33 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под.ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: Издат. группа НОРМА-ИНФРА – М: Изд-во НОРМА, 2001. – С. 309.

34 Указ Президента РФ от 6 марта 1995 г. N 245 "Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации"//Российская газета 1995  11 марта


3 О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям граждан.: Указ Президента Российской Федерации от 23 февраля 1995 г. № 198 // СЗ РФ, 1995., № 9, ст. 735.

35

36 Постановление  правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 г. «Об утверждении условий выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа»// СЗ РФ, 1996, N 12, ст.1115

37 Марченко М.Н. Источники права: учебное пособие.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. С. 287

38 Марченко М.Н. Источники права: учебное пособие.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. С. 284

39 См. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013)



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
11741. Основные виды форм (источников) права 59.56 KB
  Понятие формы источника права. Внешнюю форму выражения права официального закрепления называют формой права. Трудно перечислить все когда-либо имевшие место источники формы права. Сегодня в теории выделяются следующие широко известные: естественное право; нормативный правовой акт; нормативный договор; правовой прецедент судебный или административный прецедент; правовой обычай; религиозные догмы; правовая доктрина; принцип права; правосознание.
8196. Конституционное права РФ и основные виды его источников 16.39 KB
  Понятие Конституционного права Российской Федерации и основные виды его источников. Законы субъектов Российской Федерации.Роль закона как основного источника конституционного права Российской Федерации. Роль нормативно правовых актов субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления как источников конституционного права России .
929. Система источников административного права 71.54 KB
  Систематизация норм административного права может быть проведена по различным основаниям. При этом должны соблюдаться два требования. Во-первых, чтобы систематизация исходила из объективного наличия и объективной дифференциации норм, и, во-вторых, чтобы систематизация приносила определенную пользу науке и практике.
21407. Классификация источников трудового права России 32.27 KB
  Общая характеристика источников российского трудового права. Источники права как правовая категория и источники трудового права. Понятие источников трудового права современной России их основные особенности. Классификация источников трудового права России.
15117. Особенности законов как разновидности источников конституционного права Российской Федерации 490.31 KB
  Система источников конституционного права России. Особенности законов как разновидности источников конституционного права Российской Федерации. Законы Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Законы субъекта федерации...
325. Виды форм осуществления местного самоуправления 9.49 KB
  В своей совокупности эти организационные формы образуют единую систему местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образований. Органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя. Наделенные реальными полномочиями органы местного самоуправления обеспечивают одновременно и эффективное и приближенное к гражданам решение вопросов местного значения.
3187. Толкование права. Виды актов толкования права 4.66 KB
  Толкование права Материал по данной теме представлен в большинстве учебников теории государства и права. Для подготовки данной темы необходимо обратиться к работе Толкование права: новые подходы к методологии исследования...
5796. Понятие и виды анимационного сопровождения экскурсииак одна из форм туристского обслуживани. 59.06 KB
  Технология разработки экскурсии. Понятие и виды анимационного сопровождения экскурсии. Разработка анимационной составляющей экскурсии. Экскурсии расширяют кругозор развивают интеллект и конечно же развлекают.
4874. Анализ форм и причин совершения бомбового терроризма в области международного права 54.81 KB
  Основные черты терроризма. Причины возникновения и современное состояние терроризма. Классификация современных форм терроризма. Особенности современного терроризма в России.
609. Виды искусственного освещения, источников искусственного освещения. Методы расчета.расчет искусственной освещенности по коэффициенту использования светового потока 12.42 KB
  В осветительных установках предназначенных для освещения предприятий в качестве источников света широко используются газоразрядные лампы и лампы накаливания. К основным характеристикам источников света относятся: номинальное напряжение В; электрическая мощность Вт; световой поток ям: световая отдача лм Вт данный параметр является главной характеристикой экономичности источника света; срок службы ч. Тип источника света на предприятиях выбирают учитывая техникоэкономические показатели специфику производственных...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.