Управление земельными ресурсами в Калининском районе Саратовской области

Управление земельными ресурсами землями организующая деятельность компетентных органов исполнительной власти по обеспечению рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных отношений. Общее управление земельными ресурсами осуществляется органами общей и специальной компетенции и имеет территориальный характер т. оно распространяется на земли независимо от их категории и прав на конкретный земельный участок в пределах территории Российской Федерации субъектов РФ или муниципальных образований.

2015-08-10

1.12 MB

13 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Курсовая работа «Управление земельными ресурсами в Калининском районе Саратовской области»

Введение

Земельный фонд страны является национальным богатством, рациональное использование которого невозможно без системы управления, особенно в периоды крупных земельных преобразований - перестройки земельных отношений, когда происходит массовое перераспределение и приватизация земель, реорганизация существующих объектов земельных отношений.

Управление земельными ресурсами (землями) - организующая деятельность компетентных органов исполнительной власти по обеспечению рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных отношений. Управление землями подразделяется на общее и ведомственное (отраслевое), которые имеют общность задач, функций и метода воздействия. Общее управление земельными ресурсами осуществляется органами общей и специальной компетенции и имеет территориальный характер, т.е. оно распространяется на земли (независимо от их категории и прав на конкретный земельный участок) в пределах территории Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. Такое управление осуществляют органы общей компетенции: Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, а также органы специальной компетенции, в частности Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и др. Ведомственное (отраслевое) управление земельными ресурсами осуществляется государственными комитетами, федеральными агентствами, федеральными службами (службами), а также в случаях, установленных указами Президента или постановлениями Правительства Российской Федерации - министерствами и имеет ведомственный (отраслевой) характер, т.е. распространяется на земли только определенных отраслей народного хозяйства. Такое управление, как правило


не зависит от территориального размещения земельных участков и реализуется под контролем органов общего управления. Содержание управления земельными ресурсами составляют функции управления, представляющие собой обособленные, основные виды деятельности исполнительных органов по обеспечению рационального использования и охраны земель. Положения земельного законодательства позволяют выделить такие функции управления земельными ресурсами, как: ведение государственного земельного кадастра; осуществление землеустройства; планирование использования земельных ресурсов, контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль); мониторинг земель.

         Функции управления земельными ресурсами - это основные направления управленческой деятельности в сфере охраны и использования земельного фонда Российской Федерации.

Функции управления земельными ресурсами государство определяет и конкретизирует в соответствующих правовых нормах.

         Для дальнейшего, более детального рассмотрения функций управления земельными ресурсами целесообразно разграничить их, выделив наиболее общие и значимые.

         К вышеозначенным функциям можно отнести: предоставление земель физическим и юридическим лицам для хозяйственного и иного использования; планирование рационального использования и охраны земельных ресурсов; организацию и проведение землеустройства и государственного кадастра объектов недвижимости, а также мониторинга земель; государственный контроль за использованием и охраной земель; фискальную деятельность, связанную с использованием земель; участие в разрешении споров; охрану права собственности на землю и права землепользования; правовое обеспечение рационального использования и охраны земель. [1]


Целью данной работы является изучение сложившейся системы управления земельными ресурсами Калининского муниципального района.

Актуальность работы обусловлена современными экономическими задачами государства и переходом землепользования на качественно новый уровень в связи с формированием рынка земли и развитием земельных отношений рыночного типа. [2]


  1.  Природные и социально-экономические ресурсы Калининского муниципального района

1.1 Природные ресурсы Калининского муниципального района

         Калининский муниципальный район располагается в юго-западной части Саратовской области, на юге граничит с Волгоградской областью, на западе с Самойловским и Балашовским районами, на севере с Аркадакским, Екатериновским и Аткарским, на востоке с Лысогорским. Административным центром является город Калининск. Образован район был как Баландинский (по старому названию райцентра) в составе Саратовского округа Нижне-Волжского края. Через Калининский район проходят федеральная автотрасса М6 и железная дорога, крупнейшими реками являются Медведица, Терса, Баланда, Щелкан и Таловка (самая крупная - река Баланда).

         Район находится в подзоне северной степи. Рельеф равнинный с небольшими перепадами высот от 200м на юго-востоке до 230м на севере. В каждой местности среди лугов или полей есть низинные углубления или овраги, которые представляют собой русло протекающей сейчас или когда-то бывшей реки или же ручья. На месте распаханных разнотравно-злаковых степей господствуют сельскохозяйственные ландшафты. [3]

         По климатическим условиям территории Калининского муниципального района входит в зону с умеренно континентальным климатом, характеризующимся относительно сухим и жарким летим и холодной зимой.

         Калининский муниципальный район находится в области преобладания ветров западного и юго-восточного направления. Температуры воздуха составляют: средняя годовая около плюс 4,5°С, абсолютно максимальная в июле плюс 40°С, абсолютно минимальная в январе минус 41°С. Среднегодовое количество осадков от 500 до 550мм. Средняя продолжительность безморозного периода около 140 дней, число дней в году со снежным покровом - 132.

В Калининском муниципальном районе преобладают слабоволнистые поверхности с пологими склонами, расчлененные балками и небольшими речными долинами, на которых сформировались обыкновенные и южные черноземы (почвы обладают высоким плодородием), в долинах - аллювиальные и дугово - черноземные почвы. Хозяйственная деятельность человека создала новые культурные ландшафты. Природные сохранились по долинам рек, на склонах оврагов и балок и принадлежат к степной природной зоне. На сохранившихся участках естественного травостоя преобладают: ковыли, типчак, степной шалфей, луговой мятлик, костёр, пырей.

Гидрография Калининского муниципального района находится в теснейшей взаимосвязи с рельефом. Поверхность территории района имеет слабую и среднюю расчлененность овражно-балочной сетью, степень эродированности почв повышается с запада на восток от 50 до 75%.

Территория дренируется правыми притоками реки Медведицы, самый крупный из которых - река Баланда. Леса сохранились в поймах этих рек. Под лесами и древесно-кустарниковыми насаждениями занято около 15000га, что составляет 4,7% общей территории района. [4]

В геоботаническом отношении территория района располагается в зоне разнотравно-типчаково-ковыльных степей, в растительном покрове которых преобладают узколистые дерновинные злаки. Естественная травянистая растительность сохранилась неширокими полосами на нижних частях приовражных склонов, на покатых и крутых склонах – уступах к долинам рек, по речным долинам и по балкам. Преобладающими в травостое являются злаковые (типчак, редко ковыль, мятник узколистый, тонконог, реже пырей, костер). Среди разнотравья распространены шалфей, лапчатки,


подмаренник, чабрец, тысячелистник. Из бобовых встречаются: клевер, люцерна желтая, лядвенец рогатый, донник.

         Животный мир района весьма разнообразен: лось, заяц, кабан, волк, лисица, кроты, суслики, бобры, полевая мышь. Среди птиц: аист, лебедь, цапля, утка, сокол, филин.

         Памятники природы Калининского муниципального района представляют особую ценность.

         Карьер «Первомайское» (Безобразовка) - на северной окраине с. Первомайское (Безобразовка) в подошве склона эрозионной террасы р. Баланда в полузаброшенном песчаном карьере вскрывается наиболее полный для Правобережного Поволжья разрез верхней части сеноманских отложений и своеобразный контакт с перекрывающими породами сантона (в стенках карьера высотой до 7м найдено и определено огромное количество (более 50 видов) ископаемых форм: это двустворчатые и лопатоногие моллюски, аммониты, ростры белемнитов, кремниевые губки, хрящевые (химеровые и акуловые) и костистые рыбы, морские рептилии, остатки древесной флоры); уникальность объекта определяется его структурным положением, предопределившим сохранность значительных интервалов разреза сеноманских песков, практически полностью отсутствующих или недоступных для изучения на остальной территории Поволжья.

         Рефугиум гигрофитов в долине р.Баланда (расположен на Донской равнине, в долине р. Баланды, правого притока р. Медведицы) - часть верхней поймы взята под защиту для сохранения обширного мокрого луга, переходящего в травяное низинное болото, которое служит местом отдыха водоплавающей перелетной птицы и не пересыхает в самые жаркие и засушливые годы (это довольно редкий природный комплекс для засушливой степи Саратовского Правобережья, убежище для многих гигрофитов). На болоте и в пойме можно встретить редкие травянистые виды: калужницу болотную, ирис водный, герань болотную, хвощ приречный, а также тростник, лютик ползучий, ежеголовник, дуб черешчатый, сосна обыкновенная, осина дрожащая, тополь белый; повышенное увлажнение на верхней пойме обеспечивается постоянной разгрузкой на ее поверхность родника, названного «Серебряным», который вытекает из песчаников и песков палеогенового возраста. [5]

1.2 Социально-экономические условия  Калининского муниципального района

Калининск (с. Баланда) образован в 1680 г. выходцами из Украины, город - с 1962 г.

Калининский район расположен на юге Правобережья области:

  1.  площадь – 3200км2;
  2.  население - 41100 человек (в Калининске - 19500 человек);
  3.  сельских населенных пунктов – 70;
  4.  доля украинского населения - 12,2%;
  5.  протяжённость автодорог общего пользования с твёрдым покрытием — 394,7км;

Крупнейшие населенные пункты Калининского муниципального района:

  1.  Александровка-3 (877 человек);
  2.  Ахтуба (848 человек);
  3.  Казачка (2140 человек);
  4.  Колокольцовка (1260 человек);
  5.  Сергиевка (814 человек);
  6.  Симоновка (825 человек);
  7.  Широкий Уступ (860 человек);
  8.  Монастырское (428 человек);
  9.  Михайловка (398 человек)

         В состав Калининского муниципального района  входят тринадцать муниципальных образований: Александровское сельское поселение, Ахтубинское сельское поселение, Казачкинское сельское поселение, Калининское городское поселение, Колокольцовское сельское поселение, Малоекатериновское сельское поселение, Новоивановское муниципальное образование, Озерское сельское поселение, Свердловское сельское поселение, Сергиевское сельское поселение, Симоновское сельское поселение, Таловское сельское поселение, Широкоуступское сельское поселение. [6]

         В соответствии с принятым Законом Саратовской области «О преобразовании муниципальных образований Калининского муниципального района»,  на территории нашего  района  в 2013 году прошли преобразования в четырёх сельских поселениях: Новоивановском, Симоновском, Александровском и Ахтубинском. В результате объединений Александровского и Ахтубинского поселений образовано Ахтубинское муниципальное образование с административным центром село Ахтуба. Из Симоновского и Новоивановского муниципальных образований  создано новое Симоновское муниципальное образование с административным центром  село Новая Ивановка.

         По решению Совета депутатов муниципального образования города Калининска, прошла процедура ликвидации администрации муниципального образования город Калининск, с полной передачей полномочий в администрацию Калининского муниципального района. Преобразование муниципальных образований позволило сократить расходы на содержание органов местного самоуправления и увеличило возможности бюджетов сельских поселений по решению вопросов местного значения, при  этом сохранив объем, качество и доступность предоставляемых населению муниципальных услуг.

         Ситуация с занятостью населения складывается следующим образом.

        Численность безработных граждан на 1 января 2014 года:

составляет 181 человек или 1,0% регистрируемой безработицы. По сравнению с 2012 годом на аналогичную дату безработных было больше на 51 человек, процент регистрируемой безработицы составлял 1,3%. Трудоустроено с начала 2013 года 629 безработных граждан.

Наиболее востребованные вакансии в 2013 году: медицинские работники, грузчики, подсобные рабочие, водители, повара, электромонтёры и электрогазосварщики.

В 2013 году Центром занятости населения было проведено 9 ярмарок вакансий общественных, рабочих и учебных мест, в которых приняли участие 425 человек. Заключён договор с «Домом бытовых услуг» на оснащение одного рабочего места для инвалида по специальности - мастер по ремонту обуви. Сумма возмещения средств на оснащение рабочего места составила 66000 рублей.

Одним из видов поддержки и развития занятости населения является развитие малого и среднего бизнеса, который обеспечивает создание новых рабочих мест.

В целях содействия развитию малого и среднего предпринимательства и самозанятости безработных граждан через Центр занятости населения оказал в 2013 году финансовую помощь на открытие собственного дела. Ее получили 6 человек: 1 человек - предоставление услуг, 5 человек - оптовая и розничная торговля).

Наиболее интересные проекты Калининского муниципального района: производство льняного масла, производство пеноблоков из ячеистых бетонов, предоставление услуг населению по управлению жилым фондом. [7]

         Основу хозяйственного комплекса района составляют промышленность и сельское хозяйство. Основные промышленные предприятия: заводы - резиновых изделий, авторемонтный, молочно-консервный комбинат, птицекомбинат, пивоваренный завод. Специализация сельского хозяйства - зерно-животноводческая с посевами подсолнечника, а также птицеводство. [3]

         Значимым для развития агропромышленной отрасли района является решение компании «Рамфуд» реализовать проект строительства свинокомплекса на 300 свиноматок на территории Озерского муниципального образования Калининского района. Мощность первой очереди комплекса  75000 убойных свиней в год. [6]

         По состоянию на 1 января 2014 года численность поголовья крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств составила 12373 головы (94 %), в том числе коров – 4783 головы (95%); свиней – 52340 голов (150%); овец  и коз – 9554 головы (108%); птицы – 281500 голов (84%).

         Значительно увеличилось поголовье свиней за счет работы свинокомплекса «Рамфуд-Поволжье». За 2013 год получено более 95000 поросят.

         Сокращение поголовья крупно рогатого скота в 2014 году  к уровню 2012 года допущено на 969 голов населением и на 71 голову крестьянско-фермерскими хозяйствами по причине снижения численности трудоспособного населения в селах отдаленных от районного центра и центральных сел муниципальных образований.

         По состоянию на 1 января 2014 года хозяйствами всех категорий произведено: молока - 22224 тонны (что составляет  90% к уровню 2012 года); мяса 11108 тонн (в 2 раза больше уровня 2012 года); яиц 71000000 штук (что составляет 118 % к соответствующему периоду 2012 года).

         Основной вклад в производство яиц вносит Симоновская птицефабрика, которая из года в год увеличивает производство.

         В условиях современной рыночной экономики такой фактор, как повышение цен на электроэнергию, газ и горюче – смазочные материалы, технологическое оборудование приводят к негативным последствиям для сельхозпроизводства в целом и отрасли животноводства в частности. Однако, общества с ограниченной ответственностью: «Сергиевское» и «Степное» и колхоз «Новые Выселки» ведут реконструкцию животноводческих помещений с применением современных технологий.

В ООО «Сергиевское» открылся новый цех по переработке мясной и рыбной продукции, в котором производят консервы, рыбный фарш, говяжий фарш и тушенку.

На территории Калининского муниципального района функционирует сесь средних и малых промышленных предприятий.

За 2013 год промышленными предприятиями Калининского муниципального района отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 122397000 рублей, что на 4,7 % больше уровня аналогичного периода 2012 года. [7]

Работают спортивная, художественная и 4 музыкальные школы. В районе восмь народных коллективов художественного творчества. Здесь находится известная в области Песчанская кумысолечебница.

Недалеко от трассы на Воронеж находится Песчанский санаторий: парк с хвойными и лиственными деревьями, местная минеральная вода, кумыс и микроклимат, благоприятный для лечения органов дыхания. [3]

Объекты промышленности Калининского муниципального района:

  1.  ООО «Рамфуд-Поволжье»;
  2.  ООО «НПП Спектр-ТП»;
  3.  ООО «Луч»;
  4.  ОАО «Криз»;
  5.  ЗАО «Грейс-Криз».

         Учреждения культуры Калининского муниципального района: МУК «РДК» (г. Калининск, ул. Советская, 30/1, дом детского творчества (г. Калининск, ул. Советская, 18),  районный дворец культуры (г. Калининск, ул. Советская, 30), кинотеатр «Победа» (г. Калининск, ул. Советская, 1), краеведческий музей (г. Калининск, ул. Советская, 20).

         Исторические объекты Калининского муниципального района не единичны.

         Памятник Воину - освободителю - памятник расположен в с. Озерки, скульптурная композиция состоит из мужчины и женщины с гордо поднятыми головами - женщина провожает защитника Отечества на фронт (скульптурная композиция сопровождается фрагментом сражения наших воинов с немецко-фашистскими оккупантами; фрагмент изображает мужество и героизм наших воинов, которые отстаивают честь и свободу нашей Родины); у основания памятника располагается таблица с именами погибших в Великой Отечественной войне жителей сел Озерского МО: Озерки, Лебедка, Васильевский, Согласный, Загорное, Ница).

         Стела «Памяти погибшим односельчанам» - памятник расположен в с. Новые Выселки, скульптурная композиция состоит из мемориальной доски, на которой перечислены фамилии людей, погибших в годы ВОВ (скульптура изображает памятник, возле которого всегда стоят венки, цветы и флаг у могилы павших борцов за становление Советской власти); над скульптурной композицией возвышается большая пятиконечная звезда. Основанием памятника является прямоугольная бетонная могильная плита.

         Монумент - памятник «Воинам павшим в годы войны» - памятник расположен в с. Александровка, скульптурная композиция воинам павшим в годы войны состоит из одной мужской фигуры, держащей в руке меч, скорбящей о своих погибших товарищах (у подножия монумента, размещена надгробная доска с памятной надписью).

         Памятник «Скорбящая мать» - скульптурная композиция памятника состоит из женской фигуры, скорбящей о своих погибших сыновьях и находится на территории парка в центре с. Колокольцовка (рядом с фигурой находится мемориальная доска с фамилиями погибших односельчан в годы Великой Отечественной войны, перед фигурой расположен вечный огонь, за фигурой находится кирпичная стена с надписью «Вечен ваш подвиг в сердцах поколений грядущих»).

         Памятник «Клятва» - памятник расположен в г. Калининске, скульптурная композиция - своеобразный символ города. Она состоит из трех фигур, отдающих дань памяти своим погибшим боевым товарищам (их фигуры увековечены в камне в тот момент, когда наступает торжественная минута молчания), первая скульптура изображает воина-красноармейца (она символизирует память о героическом подвиге 32 коммунаров, погибших, защищая родной город от банды Попова, в годы становления Советской власти), рядом с ним два воина Великой Отечественной войны застыли в скорби, вспоминая погибших земляков.

Объекты культурного направления Калининского муниципального района:

  1.  храм святой равноапостольной княгини Ольги;
  2.  мечеть.

Народные промыслы Калининского муниципального района:

  1.  вышивание;
  2.  бисероплетение.

Известные творческие и народные коллективы Калининского муниципального района:

  1.  хор ветеранов; театр кукол «Солнышко»;
  2.  театр «Соловушка»;
  3.  ансамбль народного танца «Радуга»;
  4.  ансамбль эстрадного танца «Ритм»;
  5.  ансамбль народных инструментов «Наигрыш»;
  6.  эстрадная группа «Контраст»;
  7.  вокальный квартет «Акварель».

         Традиционные мероприятия, проводимые ежегодно на территории Калининского муниципального района - день города и литературно-драматический творческий конкурс «Алексеевские чтения».

         Спортивная инфраструктура Калининского муниципального района - МОУ ДОД «Детская юношеская спортивная школа», стадион «Старт» (адрес: г. Калининск, ул. Коллективная, д. 77).

         Общественные организации и клубы по интересам Калининского муниципального района: союз «Чернобыль», союз офицеров запаса, союз афганцев, всероссийская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов. [5]

         На данный момент в Калининском муниципальном районе остаются актуальными проблемы жилищно-коммунального хозяйства. Продолжает нарастать износ основных фондов, снижается надежность и устойчивость системы инженерного обеспечения. [6]

  1.  Структура органов управления

         Создание эффективной системы управления земельными ресурсами является главным условием решения современной социальной и экономической проблем нашей страны. Одним из основополагающих принципов управления является приоритет государственного управления земельными ресурсами. Государственное управление земельными ресурсами основывается на разграничении полномочий Российской Федерации и ее субъектов. [5]

         Система управления муниципальными землями Калининского муниципального района, будучи важнейшей составной частью системы управления муниципальной недвижимостью Калининского муниципального района, предусматривает: эффективное использование муниципальных земель; оптимизацию структуры доходов местного бюджета за счёт доходов от земельной собственности; создание цивилизованного рынка недвижимости на территории муниципального образования; обеспечение гарантий имущественных прав на объекты недвижимости; увеличение доходной части муниципального бюджета за счёт увеличения собираемости земельных платежей; экономию бюджетных средств; снижение затрат времени на управленческие решения.

Муниципальное образование – это населённая территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. [6]

Глава Калининского муниципального района представляет муниципальный район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти,  гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального района; организует деятельность Калининского районного Собрания; созывает очередные заседания Калининского районного Собрания; вправе назначить внеочередное заседания Калининского районного Собрания; подписывает и обнародует, в порядке установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Калининским районным Собранием депутатов; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать внеочередного созыва Калининского районного Собрания; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации; отчитывается перед населением муниципального района о своей деятельности в средствах массовой информации, на собраниях общественности не реже одного раза в год; ежегодно отчитывается перед Калининским районным Собранием о своей деятельности. 

         Калининское районное Собрание является представительным органом Калининского муниципального района. Калининское районное Собрание состоит из 15 депутатов, избираемых населением муниципального района на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральным законом сроком на 5 лет. Число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от общей численности депутатов. Депутатом Калининского районного Собрания может быть избран гражданин, обладающий избирательным правом и достигший возраста 21 года. Калининское районное Собрание обладает правами юридического лица и может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от общей численности депутатов.

         Расходы на обеспечение деятельности Калининского районного Собрания предусматриваются в бюджете Калининского муниципального района отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. [7]

         Организационную структуру управления земельными ресурсами Калининского муниципального района можно представить в виде следующей схемы (рисунок 1).

         Основные мероприятия, формирующие систему управления землями Калининского муниципального района, включают: ведение земельного кадастра, включая регистрацию земельных участков, их учёт и оценку; планирование и систематическое регулирование использования земель; предоставление и изъятие земель; земельный контроль; установление порядка управления и распоряжения землями; изъятие и предоставление земельных участков в бессрочное (постоянное) пользование, передача их в собственность, аренду; взимание платы за землю; установление границ территорий земель, передаваемых в ведение сельских и поселковых администраций, а также предоставляемых юридическим и физическим лицам в различные виды пользования; выполнение иных функций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.

Рисунок 1. Организационная структура управления земельными ресурсами Калининского муниципального района

1.4 Земельные ресурсы и их использование

         Территория Калининского муниципального района заключается в границах, закрепленных действующим административно-территориальным устройством области.

         В составе земель сельскохозяйственного назначения Калининского муниципального района выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. В составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране сельскохозяйственные угодья: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями.

         Агропромышленный комплекс является одним из наиболее крупных секторов народного хозяйства и имеет особое значение в экономической и социальной жизни Калининского муниципального района.

         В сборе урожая 2013 года участвовали 20 сельскохозяйственных предприятий и 125 крестьянско-фермерских хозяйств. Ими обрабатывалось 214000га пашни.

         Посевная площадь в 2013 году составила 168000га, в том числе зерновых и зернобобовых культур 111000га, технических – 50000га, картофеля и овощей – 760га, и кормовых культур – 2500га.

         Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур составил 232457т. Калининский муниципальный район находится на втором месте по Саратовской области по валовому сбору зерновых и зернобобовых культур.

         Наивысший намолот зерновых и зернобобовых культур был отмечен в таких обществах с ограниченной ответственностью, как: «Кольцовское», «Сергиевское», «Клин-2002», «Степное» и «Озёрки». Наивысшая урожайность зерновых в ООО «Сергиевское», ООО «Степное», ООО «Кольцовское».

Валовой сбор маслосемян подсолнечника составил 74302т.

Под урожай 2014 года в Калининском муниципальном районе было посеяно озимых культур 34000га. Семена яровых культур засыпаны в полном объёме от потребности - 7000т. Вспахано зяби 108000 га или 100 %. Вспахано чёрных паров 27000га или 50 %.

В хозяйствах района имеется 8 зерносушилок, из которых 4 были запущены в текущем году, в таких хозяйствах как:  «Урусово», «Анастасьинское», «Свердловское», и «Новые Выселки».

Для хранения зерна сельскохозяйственных культур имеется 67 зерноскладов общей вместимостью 80000т и 8 крытых токов. Ежегодно хозяйства наращивают складскую инфраструктуру и увеличивают объёмы хранения.

В 2013 году сельскохозяйственными предприятиями Калининского муниципального района приобретено 23 трактора, 24 зерноуборочных комбайна, 2 грузовых автомобиля и другой техники  на общую сумму 224000000рублей.


  1.  Применение данных землеустройства, земельного кадастра и мониторинга при управлении земельными ресурсами

2.1 Использование материалов землеустройства

         В соответствии с Федеральным законом «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г. землеустройство - это система мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства (внутрихозяйственное землеустройство).

         Социальная эффективность землеустройства связана, в основном, с обеспечением землеустроительными действиями социальной защиты граждан при реализации ими законных прав на земельные участки и земельные доли, стабильности землепользования и землевладения, защиты прав и интересов сельских товаропроизводителей и направлена на улучшение социальных условий жизни людей и общественного производства. [9]

         Через систему землеустройства осуществляются основные функции Калининского муниципального района по управлению земельными ресурсами: информационное обеспечение управления путем проведения работ по изучению состояния земель; планирование использования земельных ресурсов и их охраны, которое осуществляется путем разработки схем землеустройства и схем использования и охраны земельных ресурсов различных административно-территориальных образований; организация рационального использования и охраны земель на основе проектов территориального землеустройства, проектов внутрихозяйственного землеустройства и рабочих проектов, связанных с использованием и охраной земель.

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 18 июня 2001 года №78-ФЗ «О землеустройстве» и иными нормативно-правовыми актами.

При управлении земельными ресурсами Калининского муниципального района непосредственное применение получают материалы схемы землеустройства района, которые предполагают решение следующих вопросов: проведение анализа состояния использования и оценки ресурсного потенциала земель района и на этой основе разработка путей совершенствования распределения земель; комплексная природно-географическая, социально-экономическая и эколого-хозяйственная оценка земель и зонирование территории; выявление неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению, выбывших из оборота или переведённых в менее ценные земли;

выделение земель с различными режимами использования, ограниченных в использовании, обременённых правами третьих лиц; рассматриваются различные категории использования земель; обоснование потребности в земельных ресурсах для развития различных отраслей народного хозяйства, различных форм хозяйствования, определение площадей для предоставления земель гражданам и юридическим лицам для формирования целевых фондов; перераспределение земель муниципальных округов; разработка и обоснование мероприятий по восстановлению консервированных земель, улучшению трансформации сельскохозяйственных угодий, защите от эрозии, заболачивания, подтопления  мероприятий по улучшению природных ландшафтов. [8]

2.2 Использование кадастровой информации при решении задач управления земельными ресурсами

         Указом президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года №1847 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере землеустройства определена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). [10]

         Земельная реформа, начатая в России в 90-х годах ХХ столетия, поставила перед государством ряд сложных задач. Важнейшая из них – реализация государственной земельной политики, направленной на организацию рационального использования земель с учетом многообразия форм собственности на землю. Одно из направлений этой политики – создание государственного земельного кадастра (ГЗК), призванного служить информационной основой государственного управления земельными ресурсами, экономического и правового регулирования земельных отношений.

         В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации  ГЗК представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учёта, о правовом режиме земель Российской Федерации, о кадастровой стоимости, месторасположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, о субъектах прав на земельные участки.

         В сфере государственного управления объектом выступает весь земельный фонд в целом, его составные части в пределах границ субъектов Российской Федерации, административно-территориальных образований, отдельных участков, одновременно являющихся и объектом ГЗК.

         Данные земельного кадастра уполномоченными органами Калининского муниципального района обязательно применяются при планировании использования и охраны земель, при их изъятии и предоставлении, при определении платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий, связанных с использованием и охраной. Чтобы принятие управленческих решений администрацией Калининского муниципального района было объективным, а их реализация на практике эффективна, необходима обширная и многогранная информация: распределение земель по категориям и угодьям, собственникам и пользователям; данные государственной кадастровой оценки; сведения об учтённых и зарегистрированных участках; данные приватизации и др.

         Оценка земель сформировалась и развивается в составе земельного кадастра. [11]

         Государственная кадастровая оценка земель - единообразное по способам определение кадастровой стоимости земельных участков, которое осуществляется на основании классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

         Массовая оценка – это систематическая оценка групп объектов недвижимости по состоянию на определенную дату с использованием стандартных процедур и статистического анализа. Целью массовой оценки является справедливая и эффективная оценка всех объектов недвижимости, относящихся к некоторой юрисдикции, в целях исчисления поимущественного налога.

         Кадастровая стоимость земельного участка – расчетная величина в денежном выражении, определяемая по утвержденной в установленном порядке методике и отражающая представления о ценности земельного участка при существующем его использовании.

         Кадастровая оценка земли проводится в целях внедрения экономических методов управления земельными ресурсами и повышения на этой основе эффективности использования земель. Основой для расчета кадастровой стоимости земельных участков служат удельные показатели кадастровой стоимости, являющиеся расчетной величиной, представляющей собой кадастровую стоимость единицы площади земель поселения в целом или земель кадастрового квартала в составе поселения по видам функционального использования земель. Проведение работ по государственной кадастровой оценке земель является необходимым мероприятием для реализации положений Налогового кодекса РФ, предусматривающего исчисление налогооблагаемой базы на основании кадастровой стоимости земельного участка. [12]

         В соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 года №-78-ФЗ «О землеустройстве» изучение состояния земель Калининского муниципального района проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии земель. [13]

         Земельный фонд Калининского муниципального района, в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации,  делится семь категорий: земли сельскохозяйственного назначения, земли населённых пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса.

         Оценка земельного фонда осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

         Кадастровая  стоимость,  определяемая  в  ходе  оценки  земель сельскохозяйственного  назначения Калининского муниципального района имеет особое  значение, так как непосредственно влияет на особенности использования сельскохозяйственных земель, в том числе для несельскозяйственных нужд. Например,  согласно  статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные  для  ведения  сельскохозяйственного  производства,  или сельскохозяйственные  угодья  из  земель  сельскохозяйственного назначения худшего  качества  по  кадастровой  стоимости. [12]


  1.  Экономические методы управления земельными ресурсами

3.1 Оборот земель и формирование земельного рынка

         Оборот земель - это перераспределение земли между собственниками экономическими методами на основе спроса и предложения. Оборот обеспечивает передачу прав на земельный участок от одного лица к другому. [14]

         В соответствии со статьей 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы оборотоспособности объектов гражданских прав, объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

         То есть объекты гражданских прав можно объединить в три группы: оборотоспособные - они могут свободно и без ограничений переходить от одного лица к другому; изъятые из оборота - это такие виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается; должны быть прямо указаны в законе; ограниченно оборотоспособные - это такие виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению; определяются в порядке, установленном законом.

         Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

         Статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации  содержит общую норму, согласно которой оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации. Гражданским законодательством регулируются правила совершения отдельных видов сделок (например, купля-продажа земельных участков, дарение, аренда и т. д.).

Земельный рынок - сфера товарного оборота земельных угодий, которые можно использовать либо для земледелия, либо для строительства зданий, сооружений, объектов инфраструктуры. Следует иметь в виду, что под земельным рынком понимается оборот земли, включающий как непосредственную ее куплю-продажу, так и иные сделки с землей (аренда земельных участков).

Земля, как экономический ресурс, обладает рядом особенностей. Во-первых, земля не имеет издержек производства. Земля имеется в наличии как природный объект. Это бесплатный и невоспроизводимый дар природы. Во-вторых, ограниченность земли. Все прочие экономические ресурсы (труд и капитал) также ограничены, но их можно накопить или воспроизвести. Изменить размеры земельных угодий человечество не в состоянии. [15]

Рынок земли является частью рынка недвижимости и включает объекты, субъекты, а также правовые нормы, регулирующие земельные отношения. Земельный рынок является основой для рынка строительства и реконструкции объектов недвижимости и бизнеса, поэтому он во многом определяет возможности их роста. [16]

Саратовская область стала одним из первопроходцев в сфере становления и  развития рынка земли, здесь уже в 1998 г. был принят закон «О земле».

В соответствии с Указом Президента РФ от 26 ноября 1997 г. № 1263 «О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений или права их аренды», а также постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 2 утвержден Порядок организации проведения торгов и аукционов, конкурсов по продаже земельных участков.

На территории Калининского муниципального района ведется организация сбора арендной платы за пользование имуществом и земельными участками.

         На территории Калининского муниципального района в 2014 году в установленном порядке проводится осуществление полномочий по управлению принадлежащими Калининскому муниципальному району акциями (паями, долями), проводится инвентаризация и межевание земель Калининского муниципального района. Администрация Калининского муниципального района выступает в пределах своей компетенции заказчиком землеустроительных, проектно-изыскательских, научно-исследовательских и других работ, связанных с управлением земельными участками, находящимися в государственной, муниципальной собственности и проведением земельной реформы, размещение заказов на их выполнение; осуществляет в установленном порядке изъятие земельных участков для нужд Калининского муниципального района, в том числе путем выкупа; заключает со специализированной организацией договоров об организации торгов (конкурсов, аукционов), организует и проводит земельные торги, торги на выполнение работ по землеустройству. [7]

3.2 Земельные платежи и их использование

         Одна из важнейших составных частей механизма экономического регулирования земельных отношений – платность пользования землей. Основная цель введения платы за землю – стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

         Законодательство РФ предусматривает такие основные формы платы за землю, как земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. [17]

         Земельный налог - уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Земельный налог  - это налог на доходы с земли. [3]

После приобретения земельного участка владелец становится обязанным уплачивать по нему местный налог. Его будут уплачивать те лица, которые располагают таким участком согласно праву:

  1.  бессрочного использования, пожизненного владения;
  2.  собственности.

Не будет уплачиваться данный взнос, когда земля будет в собственности физического лица:

  1.  согласно договору аренды;
  2.  согласно праву безвозмездного, но срочного пользования.

Ставки налога на землю в 2014 году в Калининском муниципальном районе составляют:

  1.  0,3 % от стоимости кадастра по участку земли для:
  2.  сельскохозяйственных земель;
  3.  земель ИЖС;
  4.  земель под личное хозяйство;
  5.  1,5% от стоимости кадастра, когда земельная площадь используют для иных целей.

Не все земельные участки можно подвергать налогообложению, к примеру, можно приобрести дом на землях, относящихся к населенным пунктам. В таком случае не возникнет обязанность по налогу.

         Сведения по кадастровой стоимости участка земли появляются на официальном сайте российского реестра. После введения кадастрового номера собственного участка земли, можно узнать стоимость его кадастра. За сведениями по ставкам налога необходимо обращаться в орган представления по Калининскому муниципальному району. После выяснения обоих показателей необходимо будет только посчитать общую величину налога. Если земля располагается в совместной общей собственности (когда участок имеет несколько владельцев), то стоимость кадастра по нему для любого владельца рассчитается согласно удельной доле.

         Любой собственник обязан произвести уплату налога согласно кадастровой стоимости земли, которой он владеет согласно своей доли в ней.

         В срок, то есть не позднее тридцати дней до момента наступления срока для уплаты, орган налоговой самостоятельно направит плательщику взносов согласно месту его регистрации уведомление, где будут указаны размер налога, налоговая база, а также дата, до которой уплачивается данный сбор.

         Срок для уплаты не должен устанавливаться ранее первого ноября следующего года. В Калининском муниципальном районе налог на землю уплачивается не позже, чем первое декабря следующего года. Оплачивается земельный налог согласно основанию налогового уведомления, направляемого органом налоговой непосредственно владельцу участка. [18]

         Аренда земли - это форма землевладения и землепользования, когда одна сторона (арендодатель) предоставляет за определенную плату другой стороне (арендатору) земельный участок во временное пользование для ведения хозяйства. Арендодателями и арендаторами земли являются органы исполнительной власти Российской Федерации или ее субъектов, органы местного самоуправления и граждане. Объектами обложения арендной платой являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли, предоставленные гражданам в собственность, владение или пользование (аренду). Арендная плата устанавливается договорным путем, через достижение взаимного согласия сторон. Арендная плата взимается за землю, переданную в аренду. Размер, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются договором. [14]

         В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ, Федеральным законом от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Законом Саратовской области от 21 мая 2004 г. № 23-ЗСО "О земле", Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и на основании пункта 4 части 1 статьи 22 Устава Калининского муниципального района Саратовской области Калининское районное Собрание Калининского муниципального района Саратовской области решило установить размер арендной платы от кадастровой стоимости на 2014 год за земельные участки, находящиеся в собственности Калининского муниципального района Саратовской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с их видами разрешенного использования (процент от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка): земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки (0,2%); земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки, хозблоков, погребов, а также для дачных, садоводческих и огороднических целей (0,2%); земельные участки, предназначенные для размещения гаражей до 30м2 (2%); земельные участки, предназначенные для размещения гаражей свыше 30м2 (5%); земельные участки, предназначенные для автостоянок (5%); земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, физкультуры и спорта, а также занятые особо охраняемыми территориями и объектами, в том числе городскими лесами, скверами, парками, городскими садами (0,5%); земельные участки, предоставленные некоммерческим организациям, в том числе созданным в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, за исключением товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, гаражных и гаражно-строительных кооперативов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан (0,5%); земельные участки, предназначенные для размещения объектов коммунального хозяйства (0,5%); земельные участки, предназначенные для размещения объектов с/х предприятий, К(Ф)Х; земельные участки, используемые для сельскохозяйственного производства в черте населенных пунктов; земельные участки дорожно-строительных организаций и земельные участки, предоставленные муниципальным учреждениям и организациям (5%); земельные участки, предназначенные для производственной деятельности (10%); земли сельскохозяйственного назначения, используемые для сельскохозяйственного производства (0,3%); земельные участки, используемые не по целевому назначению (10%); предназначенные для иных целей (5%);

         На территории Калининского муниципального района установлено, что для инвалидов размер рассчитанной величины арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки, хозблоков, погребов, а также для дачных, садоводческих и огороднических целей, предназначенные для размещения гаражей, уменьшается на 50%.

         Арендная плата за земельные участки, указанные выше, вносится физическими и юридическими лицами поквартально до 10 числа месяца, следующего за оплачиваемым кварталом. [8]

         Законом РФ «О плате за землю» введено понятие нормативной цены земли и определен порядок ее расчета.

         В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1204 «О порядке определения нормативной цены земли» и Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации по применению Закона Российской Федерации «О плате за землю» от 17 апреля 1995 г. № 29 нормативная цена земли по конкретным земельным участкам определяется в размере 200-кратной ставки земельного налога на единицу площади земельного участка соответствующего целевого назначения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению Комитетов по земельным ресурсам и землеустройству в зависимости от уровня рыночных цен на земли различного целевого назначения могут устанавливать по оценочным зонам земель на территории субъекта Российской Федерации повышающие коэффициенты к размеру нормативной цены земли, но при этом нормативная цена не должна превышать 75% уровня рыночных цен на земельные участки конкретного назначения соответствующей оценочной зоны.

Администрация Калининского муниципального района может повышать или понижать установленную в указанном порядке нормативную цену земли, но не более чем на 25%. [14]

3.3 Экономическая эффективность мероприятий по управлению земельными ресурсами

Эффективность системы управления земельными ресурсами - проведение определенного объема и вида управленческих действий (в том числе земельно-кадастровых) для повышения качества и степени использования земельных и информационных ресурсов. А под эффектом системы управления земельными ресурсами необходимо понимать конечный результат управленческих действий, выраженный в абсолютных и относительных показателях.

Под экономической эффективностью управления земельными ресурсами понимают результативность государственной и муниципальной деятельности по управлению земельными ресурсами, измеряемая отношением полученного количественно-экономического эффекта (результата) к затратам ресурсов, а также за счет достижения наибольшего объема земельно-кадастрового производства при использовании материальных ресурсов определенной стоимости.

Экономическую эффективность системы управления земельными ресурсами подразделяют на абсолютную (прямую), фактическую, расчетную.

         Абсолютную (прямую) эффективность определяют как реальную экономическую отдачу от управленческих действий (увеличение сбора земельного налога, плата за информацию и оказание услуг и т. д.). Абсолютная эффективность системы управления складывается из прямого эффекта и части косвенного и опосредованного эффектов, получаемых вследствие принятия экономически эффективного управленческого решения по развитию территории.

         Фактическую эффективность системы определяют по осуществленным единовременным затратам и ежегодным издержкам для освоения и ведения системы управления земельными ресурсами с корректировкой в случае получения низкой фактической эффективности. Корректировку осуществляют в ходе авторского контроля, позволяющего установить степень полезности системы для развития территории.

         Расчетная эффективность определяется количеством и составом расходов, их окупаемостью на перспективу с учетом нормативных показателей.

         Фактическая и расчетная эффективности часто не совпадают вследствие экономических, организационных, административных, правовых и других причин.

         Грамотно организованное функционирование системы управления земельными ресурсами является решающим фактором эффективного осуществления государственной земельной политики. [19]

         Эффективность системы управления земельными ресурсами обусловлена соответствием задач управления федеральному и региональному законодательства, системой взаимодействия исполнительных и законодательных органов власти, укомплектованностью кадрами органов управления, степенью квалификации специалистов (управленцев и исполнителей), обеспеченностью картографическими материалами необходимого масштаба, наличием данных повсеместной инвентаризации земель, землеустройства кадастра, мониторинга земель и их охраны, уровнем автоматизации ведения процесса управления и ведения государственного земельного кадастра, возможностью адаптации используемых геоинформационных систем к условиям объекта управления.

Рассмотрим экономическую эффективность мероприятий по управлению земельными ресурсами в Калининском муниципальном районе.

С 1 января 2012 года вступили в действие некоторые статьи закона Саратовской области «О земле», позволяющие гражданам, имеющим трех и более детей, приобрести бесплатно в собственность земельные участки  для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства или огородничества.

На 1 января 2014 года в районе числится 297 многодетных семей, из них 105 многодетных семей – в городе Калининске, 192 многодетные семьи – в селах района.

За отчетный период  в администрацию района поступило 177 заявлений о постановке граждан имеющих трех и более детей на учет  для предоставления земельного участка бесплатно в собственность. С января 2013 года подано о постановке на учет 109 заявлений. На январь 2014 года состоит на учёте для предоставления земельных участков 61 человек. Всего предоставлено 115 земельных участков, из них за 2013 год – 107 участков.

Проведена инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения. На 2014 год проинвентаризировано 60% от общего количества земель на территории района.

На данный момент в районе 696 невостребованных долей. Из них: получено решение суда о признании права муниципальной собственности на 67 долей. Работу по оформлению невостребованных земельных долей частично провели Ахтубинское и Озёрское муниципальные образования. Полностью завершили оформление Симоновское и Свердловское муниципальные образования. Хотелось бы отметить, что такая работа  в Калининском муниципальном районе проводиться впервые.

         Сформирован  и представлен Комитету капитального строительства земельный участок для строительства и эксплуатации систем водоснабжения по адресу: город Калининск, водопроводные сети от РВЧ через посёлок «Криз-4» до улицы Чехова. [7]

3.4. Государственный контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель

         Система контроля за использованием и охраной земель включает в себя осуществление контроля за использованием и охраной земель, а также ведение мониторинга земель.

         Задача государственного контроля за использованием и охраной земель состоит в обеспечении соблюдения всеми государственными органами, общественными объединениями и гражданами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.
  Государственный контроль за использованием и охраной земель является всеобщим (охватывает все категории земель и распространяется на всех пользователей земли) и постоянным.

         Система органов земельного контроля включает законодательные и исполнительные органы Российской Федерации общей компетенции, специально уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления и общественных инспекторов.

         К числу высших органов общей компетенции относятся президент, Федеральное Собрание, правительство Российской Федерации. На них возложены общегосударственные функции в области нормотворчества, установления общего порядка рационального использования и охраны земельных ресурсов, а также осуществление государственного контроля в этой сфере.

         Вопросы регулирования отношений по рациональному использованию и охране земель и осуществлению контроля в регионах отнесены к компетенции представительных и исполнительных органов субъектов Федерации.

К органам общей компетенции можно отнести и органы местного самоуправления.

Специально уполномоченными органами государственного контроля являются Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации (органы санитарно-эпидемиологического надзора), Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (органы архитектурно-строительной службы), Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба лесного хозяйства Российской Федерации.

В целях привлечения широкой общественности к осуществлению контроля за использованием и охраной земель приказом Госкомзема Российской Федерации на местах назначаются внештатные общественные инспекторы по использованию и охране земель соответствующих территорий из числа лиц, хорошо знающих земельное законодательство, имеющих опыт работы в деле сохранения и улучшения природной среды.

Общественные инспекторы осуществляют свою работу под руководством соответствующих комитетов по земельной политике и обеспечиваются ими законодательными актами, инструкциями, рекомендациями, разъяснениями и иными нормативно-методическими документами. [20]

Прокуратурой Саратовской области в 2014 году проведен анализ осуществления надзора за соблюдением законодательства в сфере земельных правоотношений.

         Результаты свидетельствуют о том, что данному направлению надзора уделяется приоритетное внимание, что, прежде всего, вызвано выявлением многочисленных фактов нарушения земельного законодательства.

         По итогам проведенных проверок прокурорами в данной сфере за 2013 год выявлено 776 нарушений закона, в суды направлено 110 исков, внесено 222 представления с требованием устранения нарушений земельного законодательства, по результатам рассмотрения которых, на 157 должностных лиц наложены дисциплинарные взыскания. Кроме того, межгоррайпрокурорами принесено 86 протестов на правовые акты в сфере земельных правоотношений, по инициативе прокуроров к административной ответственности привлечены 96 лиц.

         Так, например, прокурорами в связи с выявленными нарушениями законодательства в сфере обеспечения многодетных граждан земельными участками в суды предъявлено 59 исков о понуждении органов местного самоуправления обеспечить многодетных граждан земельными участками.

         Принятые прокурорами меры позволили восстановить нарушенные права многодетных граждан на получение бесплатных земельных участков. Во исполнение принятых мер прокурорского реагирования и устранение выявленных нарушений, органами местного самоуправления активизирована работа, направленная на формирование и предоставление многодетным гражданам бесплатных земельных участков. [21]

         Прокуратурой Калининского муниципального района проведена проверка по обращению главы администрации муниципального района о неправомерных действиях закрытого акционерного общества «Русский гектар». В ходе проверки установлено, что организация заключала предварительные договоры купли-продажи земельных долей с жителями района. Использование земель сельскохозяйственного назначение на территории Калининского района организация не осуществляет. Так, между ЗАО «Русский гектар» и гражданкой Л. заключен предварительный договор купли-продажи земельной доли. В соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участник долевой собственности может, помимо других указанных в законе случаев, продать свою земельную долю лишь сельскохозяйственной организации, использующей данный земельный участок, находящийся в долевой собственности. Однако указанная выше организация долю гражданки Л. в составе такого участка не использовало, и, следовательно, не может входить в круг лиц, имеющих право на ее покупку. Распорядиться же иным образом своей земельной долей, участник долевой собственности может только после ее выделения в натуре и регистрации земельного участка, чего в данном конкретном случае сделано не было. При таких обстоятельствах, предварительный договор купли-продажи земельной доли нельзя признать законным. Выявленные нарушения действующего законодательства повлекли несоблюдение прав собственников земельных долей, а также администрации муниципального района на преимущественное приобретение земельных долей и участков.

По результатам проверки прокуратурой Калининского муниципального района в адрес руководителя ЗАО «Русский гектар» внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения и применении к виновным лицам мер дисциплинарного взыскания. [22]

Прокуратурой Калининского муниципального района была проведена проверка исполнения земельного законодательства главами крестьянско-фермерских хозяйств «Сад» и «Издолье». В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего земельного законодательства главами вышеозначенных крестьянско-фермерских хозяйств не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв от процессов, ухудшающих качественное состояние земель, минеральные удобрения в почву не вносятся, журнал истории полей и севооборота не ведется.

         По факту выявленных нарушений прокуратурой района в отношении глав вышеуказанных крестьянско-фермерских хозяйств возбуждены производства по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые направлены для рассмотрения в отдел агрохимнадзора управления Россельхознадзора по Саратовской области. [21]

         В Калининском муниципальном районе в 2014 году проведён муниципальный земельный контроль по соблюдению земельного законодательства – всего 56 проверок, по результатам которых выявлено 11 нарушений. Утверждён план проверок юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей на 2015 год. [7]


Выводы и предложения

         В ходе выполнения курсовой работы установлено следующее: изучены природные и социально-экономические условия территории Калининского муниципального района и их влияние на его развитие; проведен анализ состава земель сельскохозяйственного назначения Калининского муниципального района (выявлено, что в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями); рассмотрен и проанализирован агропромышленный комплекс (выявлено, что он является одним из наиболее крупных секторов народного хозяйства и имеет особое значение в экономической и социальной жизни Калининского муниципального района); выявлено, что проводится изучение состояния земель Калининского муниципального района в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии; проведен анализ системы земельных платежей (выявлено, что ставки налога на землю в 2014 году в Калининском муниципальном районе составляют 0,3% от стоимости кадастра по участку земли для сельскохозяйственных земель, земель ИЖС, земель под личное хозяйство; 1,5% от стоимости кадастра, когда земельная площадь используют для иных целей); проведен анализ эффективности системы управления земельными ресурсами (выявлено, что на 2014 год проинвентаризировано 60% от общего количества земель на территории района); проведен анализ государственного контроля за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель (выявлено, что в Калининском муниципальном районе в 2014 году проведён муниципальный земельный контроль по соблюдению земельного законодательства – всего 56 проверок, по результатам которых выявлено 11 нарушений; утверждён план проверок юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей на 2015 год).

         Исходя из вышесказанного, следует отметить, что управление земельными ресурсами Калининского муниципального района – это целенаправленная деятельность муниципальных органов власти по организации рационального использования земли в целях обеспечения интересов общества и устойчивого развития района.

         Тем не менее существует ряд проблем, не решенных действующим законодательством. Например, в Калининском муниципальном районе большое количество постановлений органов власти о предоставлении земельных участков участникам бывших колхозов (совхозов). Однако даже не все знают, что им были предоставлены земельные участки (кто-то уехал, отсутствует по неизвестным причинам и т. д.). В этом случае складывается следующая ситуация. Субъектам отведены земельные наделы (части наделов, доли, паи и т. д.), но распоряжаться ими полноценно никто не может. Предоставить их кому-то другому уполномоченные органы власти уже не имеют права (они ими уже распорядились). В результате чего земельные ресурсы хотя и предоставлены конкретным субъектам, однако выключены из полноценного гражданского оборота. Вовлечение таких земель в оборот станет новой нишей развития Калининского муниципального района.


Список литературы

  1.  www.5fan.ru/wievjob.php;
  2.  www.pandia.ru;
  3.  ru.wikipedia.org;
  4.  sl-pr.ru/articles/?id=387&area=18;
  5.  rasp.yandex.ru/;
  6.  kalininsk.sarmo.ru/;
  7.  www.allregionz.ru/;
  8.  www.vevivi.ru/;
  9.  www.litsoch.ru/;
  10.   sar-daniloff.ru/;
  11.   www.to50.rosreestr.ru/;
  12.   base.garant.ru/;
  13.   www.bibliotekar.ru/;
  14.   modern-econ.ru/;
  15.   www.cons-s.ru/;
  16.   mega-e.su/;
  17.   finansiko.ru/;
  18.   knowledge.allbest.ru;
  19.   txtb.ru/;
  20.   www.sarprok.ru/;
  21.   lizagubernii.ru/.


Приложение 1 Калининский район Саратовской области



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
13272. Управление земельными ресурсами в муниципальном районе (на примере Татищевского муниципального района Саратовской области) 1.83 MB
  Деятельность землепользователей в городах и других поселениях особенности управления муниципальной землей представляет несомненный интерес. Сегодня местные органы власти придают огромное значение возрастающей роли земельных отношений в общем комплексе экономических реформ и системе управления муниципальной собственностью.
17633. Анализ системы управления земельными ресурсами на различных уровнях управления 221.29 KB
  Сущность информационного обеспечения управления земельными Ресурсами. Роль мониторинга земель в управлении земельными ресурсами. Анализ системы управления земельными ресурсами на различных уровнях Управления. Анализ объекта и субъекта управления земельными ресурсами в Российской Федерации.
19877. Применение данных государственных кадастров природных ресурсов в целях управления земельными ресурсами (на примере Республики Кабардино-Балкария, Ставропольского края, Республики Дагестан, Республики Ингушетия) 1.36 MB
  В течение тысячелетий человек в своей деятельности использует естественные богатства и блага созданные природой т. 125 тыс.8969 тыс. Общий объём оценённых запасов минеральных вод превышает 12 тыс.
800. Особо охраняемые природные территории Саратовской области 2.33 MB
  Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
13301. Государственное регулирование земельных отношений (Краснокутский район Саратовской области) 106.08 KB
  Расчёт единого сельского налога стр. Расчёт земельного налога стр. Достоинства и недостатки единого сельскохозяйственного налога и земельного налога стр. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли и землепользователей и устанавливается в виде твердых платежей за единицу земельной площади определенного качества и хозяйственной ценности в расчете на год.
5720. Отчет по практике в вправлении по делам архивов Правительства Саратовской области 20.11 KB
  Цели и задачи практики Целями прохождения практики в Управлении по делам архивов Правительства Саратовской области являлись: ознакомление со структурой организаций отвечающих за сохранность различного рода документов фиксирующих процессы затраты различного рода обязательства между людьми закрепленные в соответствующих договорах документах отчетах и балансах. Обучение приемам работы с картотеками базами данных видами документов и способами их сортировки. Потребность в создании ГУАК возникла задолго до их открытия и главным образом...
12702. Государственный учет и оценка земель на примере ОАО «Анисовский» Энгельского района Саратовской области 45.71 KB
  Организация первичного учета земель в сельскохозяйственном предприятии. Учет земель с особым правовым режимом. Автоматизация документирования учета земель в сельскохозяйственном предприятии Заключение Список используемой литературы Введение Весь земельный фонд в пределах границ Российской Федерации независимо от форм его владения собственности или пользования является объектом государственного кадастра недвижимости и соответственно учета и регистрации земельных участков и иных объектов недвижимости. В настоящее время отдельно...
5784. Совершенствование механизма реализации государственной политики в сфере образования (на примере Саратовской области) 68.13 KB
  Недостатки современной государственной политики в сфере образования. Совершенствование механизма реализации государственной политики в сфере образования на примере Саратовской области. Анализ направлений государственной политики в сфере образования в Саратовской области: пути повышения образовательного уровня общества. Совершенствование механизма реализации государственной политики в сфере образования на примере Саратовской области
20300. ИС Планирование и управление ресурсами предприятия 973.77 KB
  Более быстрая обработка данных и централизация их хранения с использованием клиент серверных технологий позволяют сберечь значительные средства а главное и время для получения необходимой информации а также упрощает доступ и ведение данных. Оценка накопление и развитие интеллектуального капитала и управление им для достижения целей организации стали важной задачей для ведущих мировых компаний Одним из способов решения описанной проблемы является построение автоматизированной системы сбора накопления и обработки информации вписывающейся в...
6596. Управление обеспечением финансовыми ресурсами 35.5 KB
  Источники финансовых ресурсов Финансовые ресурсы образуются за счет целого ряда источников: прибыли; амортизационных отчислений; кредиторской задолженности постоянно находящейся в распоряжении предприятия; средств полученных от продажи ценных бумаг; взносов членов трудового коллектива других юридических и физических лиц; кредитов займов и других поступлений денежных средств. В соответствии с этим и различают: внутреннее за счет средств самого предприятия финансирование; внешнее поступление средств со стороны финансирование....
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.