ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

История возникновения и развития финансовой аренды лизинга. Понятие сущность и функции финансовой аренды лизинга. Содержание договора финансовой аренды лизинга. Быстрое и широкое распространение лизинга в деловой практике обусловлено прежде всего выгодами его применения для участников хозяйственного оборота.

2014-06-11

38.54 KB

1 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ….4

1.1. История возникновения и развития финансовой аренды (лизинга)………………………………………………………………………….4

1.2. Понятие, сущность и функции финансовой аренды (лизинга)...9

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ………………………………………………………………………...14

2.1. Предмет договора финансовой аренды…………………………..14

2.2. Субъекты договора…………………………………………………16

2.3. Содержание договора финансовой аренды (лизинга)………….21

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...35

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….37

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в условиях отсутствия у многих предприятий начальных и свободных денежных средств, сложностей с получением банковского кредита и повышенного риска прямых денежных инвестиций – финансовый лизинг является идеальной формой эффективной и целенаправленной поддержки развития предприятий.

Лизинг – одна из важнейших составляющих инвестиционной политики во многих государствах. Темпы роста лизинговых операций, как правило, опережают темпы роста основных макроэкономических показателей. Это не случайно, так как насыщенность и разветвленность лизинговых операций являются своеобразным индикатором развитости всей экономики страны.

Быстрое и широкое распространение лизинга в деловой практике обусловлено, прежде всего, выгодами его применения для участников хозяйственного оборота.

Основными «конкурентами» лизинга как инструмента приобретения основных средств являются стандартный банковский кредит и финансирование из собственных средств предприятия. Лизинг обладает целым рядом базовых преимуществ перед этими вариантами с бухгалтерской, налоговой и финансовой точек зрения:

Итак, лизинг – это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Цель данной курсовой работы заключается в раскрытии содержания выбранной темы в теоретическом и практическом аспекте, с точки зрения проведенного анализа полученных материалов и сведений.

Для достижения поставленной цели необходимо также выделить такие задачи как:

- исследование понятия и сущности лизинга как финансовой аренды;

- раскрыть особенности заключения договора финансовой аренды

- раскрытие составляющих понятия лизинг на субъекты, объекты, предмет;

- показать специфику развития лизинга в России.

Объектом исследования данной работы является лизинг как финансовая аренда.

Предметом выступает общая характеристика финансовой аренды, ее значение.

Научная новизна заключается в исследовании истории лизинга как сделки, раскрытии проблем развития лизинга в нашей стране и т.д.

Эмпирическая база исследования включает в себя международные конвенции, кодексы РФ, федеральные законы, постановления правительства и т.д.

Методологическая база исследования включает в себя такие методы как изучение, исследование, анализ, сравнение, получение результатов, выводы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ

1.1. История возникновения и развития финансовой аренды (лизинга)

Во многих работах российских авторов, посвящённых лизингу в понимании современного гражданского права, то есть как аналогу финансовой аренде, утверждается, что лизинговые сделки заключались ещё в древнем государстве Шумер, первая зарегистрированная официальная лизинговая сделка была совершена в 1248 году, когда крестоносцы, готовясь к очередному походу «за гроб Господень», получили, таким образом, себе амуницию, а в Англии операции, аналогичные современному лизингу, применялись уже в средние века, их предметом были фермерское оборудование и лошади.1

Лизинг как аналог общепринятой аренде действительно существовал ещё в доисторические времена. И в самом деле, некоторые положения о лизинге, как аренде имущества можно найти в Законах Хаммурапи, принятых между 1775-1750 годах до нашей эры, а одним из первых специальных законов об аренде имущества стал английский Закон Уэльса 1284 года (Statute of Wales). Сам же термин "лизинг" был введён в общемировой экономический лексикон в 1877 году американской телефонной компанией «Белл», которая впервые осуществила лизинг как долгосрочную аренду имущества, решив не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду.

Однако сама финансовая аренда (или лизинг в российском понимании) возникла лишь в середине 20 века. Первой компанией, сделавшей лизинговые операции (операции финансовой аренды) по покупке и сдаче в аренду имущества своей основной деятельностью, стала американская «Юнайтед Стейтс Лизинг Корпорэйшн» («United States Leasing Corp.», в настоящее время - «United States Leasing International Inc.»), созданная в 1952 году Генри Шонфельдом в Сан-Франциско, США. Вскоре в штатах появились многочисленные последователи Шонфельда, убедившиеся в преимуществе получения доходов из таких лизинговых операций. И лизинг в США превратился в один из основных видов экономического бизнеса.

В конце пятидесятых годов XX века под влиянием американских лизинговых компаний стали появляться европейские финансовые лизинговые общества. Во Франции первая лизинговая компания появилась в 1957 году («Sepafites», с 1962 года - «Locafance»), в Англии в 1960 году («Mercantile Leasing Company»), в Германии в 1962 году («Locallease Mietfinanzierung GmbH»). А к концу 60-ых годов финансовая аренда достигла уже Японию (в 1969 году была создана первая японская лизинговая компания - «Century Leasing System»).

Таким образом, можно сделать вывод, что лизинг как аренда имущества, то есть предоставления собственником (титульным владельцем) имущества во владение и/или пользование другому лицу существовал с незапамятных времён. А вот финансовая аренда (финансовый лизинг) или лизинг в трактовке российского права зародилась в 50-ых годах прошлого века в США.

Первым и наиболее заметным фактом участия СССР в лизинговых сделках стали известные поставки на условиях "ленд-лиза". Во время II Мировой войны США поставляло своим союзникам оружие, продовольствие, автомобильную технику, медикаменты по договорам лизинга. Однако большого распространения лизинг в России не получил. После войны он использовался, главным образом, для приобретения судов и самолетов (и сейчас наиболее распространенный объект международного лизинга) - занимались им только организации, работающие в сфере международных экономических отношений ("Совфрахт", "Совтрансавто"). В России до начала 90-х годов лизинг применялся в ограниченных масштабах и в основном советскими внешнеторговыми организациями для приобретения современных машин и оборудования по международным контрактам. В частности, на условиях лизинга в 1990 году Аэрофлот приобрел первые западноевропейские Аэробусы А-130.

Лишь в первой половине 90-х годов при активном участии банковского капитала стали появляться первые российские лизинговые компании. В основном это были отраслевые лизинговые компании, такие как Аэролизинг, Лизингуголь, Росстанкоминструмент, Росагроснаб. Эти компании в большей мере финансировались за счёт бюджетных средств. В 1994 году лизинговые компании России для защиты своих интересов и представления их в органах государственной власти, международных организаций объединились в Российскую Ассоциацию лизинговых компаний (Рослизинг). Цель Ассоциации - координация деятельности организаций, входящих в её состав, а также представление и защита общих имущественных интересов и прав её членов. Членами ассоциации стали, ведущие компании в Москве, Приморье, Сибири, на Урале и Поволжье.

Однако специального законодательства о лизинге в России в это время ещё не было. Лизинговая деятельность осуществлялась по аналогии с арендой без специальных нормативно-правовых актов. Активная нормотворческая деятельность начинается лишь в сентябре 1994 года - с Указа Президента Российской Федерации №1929 от 17 сентября 1994 года «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» Указ Президента Российской Федерации от 17 июля 1994 года №1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» // Российская газета от 21 сентября 1994 года - утратил силу.. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации приняло 29 июня 1995 года постановление №633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 года №633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» (в ред. от 21.07.97) // Собрание законодательства РФ, 03.07.95, №27, ст. 2591 - утратило силу., в котором утвердило Временное положение о лизинге и Постановление №1133 от 20 ноября 1995 года «О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формировании финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1995 года №1133 «О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формировании финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, № 48, ст. 4683 - утратило силу., благодаря которому лизинговые платежи по лизинговым операциям стали включаться в себестоимость продукции (работ, услуг). После введение в действие второй части Гражданского кодекса Российской Федерации Гражданский кодекс Российской Федерации Часть II от 26 января 1996 года // Собрание законодательства РФ, 1996, №5, ст. 411., где параграф 6 Главы 34 (ст.ст. 665-670) посвящён финансовой аренде (лизингу), лизинговая деятельность стала регулироваться, наконец, на законодательном уровне. Более подробно лизинг регламентируется специальным Федеральным Законом «О финансовой аренде (лизинге)» Федеральный Закон от 29 октября 1998 года №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» в ред. от 29.01.02 // Российская газета от 5 ноября 1998 года., который был принят в 1998 году после присоединения Федеральный Закон от 16 января 1998 года №16-фз «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» // Российская газета от 12 февраля 1998 года. Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА О международном финансовом лизинге. Конвенция УНИДРУА о международном лизинге от 28 мая 1988 года // Собрание законодательства РФ, 1999, №32, ст. 4040.

Упадок российского финансового сектора, последовавший за кризисом в августе 1998 г., оказал значительное влияние на развитие лизинга в России. Прежде всего, он привел к резкому сокращению долгосрочного банковского кредитования, и многие лизинговые компании приостановили свою деятельность. Кроме того, по нашим оценкам, объем лизинговых сделок упал приблизительно с 1,4 млрд. долларов США до чуть более 400 млн. долларов США.

В результате кризиса сильно пострадали компании, которые, получив валютные кредиты для финансирования лизинговых сделок, заключали при этом сделки в рублях, принимая тем самым на себя валютный риск.

Рост российской экономики, безусловно, повлиял на сектор лизинговых услуг. Успешно развивались лизинговые компании с опытным и профессиональным руководством, независимые от банков, пострадавших от кризиса, и готовые принимать на себя риски, связанные с лизинговой деятельностью.

После введения в действие Гражданского кодекса и Федерального Закона «О лизинге» Постановления Правительства и Указы Президента Российской Федерации о лизинге сохранили своё действие лишь в части, не противоречащей этим законодательным актам. А в настоящее время практически все они уже не действуют. До 2002 года Федеральный Закон №164-ФЗ назывался «О лизинге», а 29 января 2002 года Федеральным Законом №10-ФЗ Федеральный Закон от 29 января 2002 года №10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О лизинге» // Российская газета от 02 февраля 2002 года, №21. в него были внесены существенные изменения, в том числе и в название: теперь он называется «О финансовой аренде (лизинге)». Это было сделано с целью унификации российского законодательства о лизинговой деятельности.

Теперь российское законодательство о лизинге (финансовой аренде) имеет относительно стройную систему, и в нём отсутствуют противоречия одних законов другим (как это было до 2002 года, когда положения Федерального Закона «О лизинге» входили в противоречие с Гражданским кодексом). Благодаря этим поправкам законодателя, в российском праве исчезла неопределённость в регламентации лизинга, и у предпринимателей стало больше возможностей использовать лизинг в своей коммерческой деятельности.

1.2. Понятие, сущность и функции финансовой аренды (лизинга)

Термин «лизинг» происходит от английского глагола «lease» и означает - сдавать и брать имущество внаем. Сложность и относительная новизна лизинговых отношений предопределили существование различных точек зрения относительно их юридической природы.

Необходимо выделить два основных подхода. Одни специалисты анализируют лизинг с помощью традиционных институтов гражданского права: договоров аренды, купли-продажи, займа, поручения и т. д. Другие утверждают, что сложность и оригинальность лизинговых отношений дает основание рассматривать их как особые отношения. В некоторых случаях предметом анализа становится весь комплекс отношений, в других - только договор о передаче оборудования во временное пользование с правом последующей покупки (если такое условие включается).

Сходство некоторых элементов лизинга с договором аренды привело к появлению концепции, согласно которой договор лизинга рассматривается как договор аренды со специфическими чертами. Эту точку зрения, в частности, разделяют немецкие специалисты Х. Бук в работе «Лизинг в Германии» и К. Ларенц в «Учебнике финансового права». Но в договоре лизинга имеются такие особенности, которые вряд ли можно квалифицировать лишь как «специфические черты». Другие исследователи, например западногерманский цивилист И. Эссер в своей работе «Финансовое право», утверждают, что наличие в договоре лизинга опциона на покупку дает возможность квалифицировать его как договор купли-продажи в рассрочку особого типа. При договоре купли-продажи в рассрочку право собственности переходит от продавца к покупателю, как правило, в момент заключения договора. При договоре лизинга право собственности сохраняется за лицом, предоставившим оборудование во временное пользование. В содержание договора лизинга не включается обязанность пользователя по приобретению имущества в собственность: вопрос покупки оборудования полностью передан на усмотрение пользователя.2

И в той, и в другой теориях (сравнение договора лизинга с договором аренды и купли-продажи в рассрочку) рассматривается только договор лизинга, но не весь комплекс отношений. Все то, что выходит за рамки отношений между лизингодателем и пользователем, не нашло своего отражения в этих теориях. Но лизинг далеко не исчерпывается отношениями по временному использованию оборудования. Таким образом, договор лизинга нужно рассматривать как новый самостоятельный вид договора.

В настоящее время существует определённое терминологическое недоразумение в трактовке категорий "лизинг" и "аренда". Смысл этого недоразумения заключается в том, что в англосаксонском праве термины "аренда" и "лизинг" идентичны, а в российском праве эти два термина в определённом смысле различаются. В Гражданском кодексе Российской Федерации только некоторые арендные правоотношения названы лизингом, а именно отношения по финансовой аренде.

Это означает, что термин "лизинг", являющийся в мировой практике аналогом российской аренде, в России используется для обозначения только части арендных отношений, причём достаточной узкой.

Для того чтобы понять эту разницу необходимо знать логику арендных отношений (то есть лизинга) в западной трактовке, а именно в американской интерпретации, так как лизинг зародился и получил своё развитие в США.

В мировой практике аренда (lease) - это соглашение, посредством которого арендодатель, собственник имущества, передаёт арендатору право использовать это имущество в течение оговорённого срока и за определённую арендную плату. Существуют две основные категории аренды:

операционная аренда (operation lease) и

финансовая аренда (financial lease) или финансовый лизинг.3

Именно финансовая аренда (финансовый лизинг, financial lease) в США, как и аналогичные термины в Германии "leasingvertrag", Франции "credit-bail", Италии "operazioni di locazione finanziaria", Бельгии "arrendamiento financiero" являются синонимом российского лизинга.

Все эти термины обозначают не просто аренду (операционную аренду в США), а аренду оборудования специально приобретённого арендодателем (лизингодателем) для арендатора (лизингополучателя).

Поэтому, когда в российском праве используется термин "лизинг", имеется в виду финансовая аренда, которая в мировой практике называется финансовым лизингом. Исходя из этого можно сделать вывод: понятие "лизинг" в российском праве идентично общемировому термину "финансовый лизинг", то есть - финансовая аренда. А значит термины лизинг, финансовая аренда, финансовый лизинг являются синонимами.

У лизинга и обыкновенной аренды разные экономические основы. В основе арендных отношений лежит акт передачи вещи в аренду, "который является актом распоряжения вещью с целью получения прибыли".4 Лизинг же является порождением иной экономической ситуации. Предприниматель, которому необходимо для пользования определённое имущество, находит его на рынке и обращается к другому предпринимателю, обладающему необходимыми финансовыми средствами, с просьбой купить необходимое ему имущество у выбранного им продавца (или производителя) и передать ему его во временное владение и пользование. В такой ситуации для покупателя имущества (то есть лизингодателя) основное значение приобретает сам "акт распоряжения принадлежащими ему финансовыми средствами как форма инвестирования". А для пользователя покупаемого имущества (то есть лизингополучателя) акт оплаты выбранного им имущества является финансовой услугой.

Получается, что лизинг это не просто аренда, а аренда, основанная на инвестировании финансовых средств, или иначе - финансовая аренда.

Именно так лизинг трактуется в российском гражданском праве. В Гражданском кодексе Российской Федерации лизинг регулируется параграфом 6 Главы 34 - «Аренда», который так и называется «Финансовая аренда (лизинг)».

В Гражданском кодексе Российской Федерации нет как такого определения финансовой аренды (лизинга). Ст. 665 Гражданского кодекса Российской Федерации даёт лишь определение договора финансовой аренды. А само понятие финансовой аренды (лизинга) можно найти в Федеральном Законе «О финансовой аренде (лизинге)».

В ст. 2 этого Закона лизинг определяется как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга. Надо признать, что это определение не самое удачное, так как не отображает инвестиционную суть лизинга. Закон связывает понятие лизинга с инвестиционной деятельностью только в определении лизинговой деятельности. В соответствии со ст. 2 Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)» лизинговая деятельность - это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

Исходя из сущности лизинга, можно выделить его функции. Лизинг заключает в себе множество функций, из которых выделяются четыре основные5:

1. Финансовая функция - выражается в освобождении товаропроизводителя от единовременной оплаты полной стоимости необходимых средств производства и как бы в предоставлении ему долгосрочного кредита.

2. Производственная функция - заключается в оперативном решении производственных задач путём временного использования, а не покупки дорогостоящих и морально стареющих машин. Это эффективный способ материально-технического снабжения производства и доступа к новейшей технике, к результатам научно-технического прогресса. При лизинге передача имущества может сопровождаться различным сервисом: техническим обслуживанием, страхованием, обеспечения сырьём и так далее.

3. Сбытовая функция - это расширение круга потребителей и освоение новых рынков сбыта, вовлечение в сферу лизинга тех, кто не может сразу купить то или иное имущество.

4. Функция использование налоговых и амортизационных льгот - выражается в предоставлении государством участникам лизинговых правоотношений некоторых налоговых и амортизационных льгот.

Таким образом, основная особенность российского лизинга (финансовой аренды) состоит в том, что он, выполняя инвестиционные задачи, избавляет пользователя (лизингополучателя, арендатора) от необходимости нести одноразовые крупные расходы на покупку оборудования, необходимого ему для реализации его предпринимательской деятельности, которое он, как правило, сам же для себя и подбирает и, которое приобретается у определённого им же продавца. А основным отличием лизинга от обыкновенной аренды является то, что арендодатель (лизингодатель) передаёт арендатору (лизингополучателю) во временное владение и пользование имущество, которое он специально покупает для него у продавца, которого, как правило, указывает сам же арендатор (лизингополучатель).

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ

2.1. Предмет договора финансовой аренды

Круг вещей, которые могут быть предметом договора лизинга, достаточно широк. Это движимые и недвижимые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, определение которых дано в ст. 130 ГК. Однако в статье 666 ГК содержится существенное изъятие - предметом договора лизинга не может быть такой вид недвижимости, как земельные участки и другие природные объекты.

Понятие непотребляемых вещей дано в ст. 607 ГК. К ним отнесены вещи, которые "не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования".

Если в ст. 666 ГК РФ говорится в общем о непотребляемых вещах как о предмете финансовой аренды, то в ст. 3 Закона Федеральный закон от 29.10.1998. №164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" // Собрание законодательства РФ. 1998. №44. Ст. 5394. уточняется, что предметом лизинга может быть как движимое, так и недвижимое имущество. При этом в ст. 3 Закона содержится примерный перечень имущества, которое может быть предметом лизинга:

  •  предприятия;
  •  имущественные комплексы, не являющиеся предприятиями;
  •  здания;
  •  сооружения;
  •  оборудование;
  •  транспортные средства.

Приведенный перечень, разумеется, является открытым. Например, непосредственно в Законе о лизинге - в ст. 36 - говорится об отнесении при осуществлении лизинговых операций в агропромышленном комплексе к предмету лизинга племенных животных. Как определено в п. 1 ст. 130 части первой ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. 

Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе. Предприятием как объектом прав в соответствии с п. 1 ст. 132 ГК РФ признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. 

В пункте 2 ст. 132 ГК РФ предусмотрено, что предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. Там же, в п. 2 ст. 132 ГК РФ, установлено, что в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

Целесообразно упомянуть, что согласно разъяснениям, данным в п. 1 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, приведенного в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2002 г. № 66 Вестник ВАС РФ. 2002. № 3., договор между собственником здания и другим лицом, на основании которого последнее использует отдельный конструктивный элемент этого здания для рекламных целей, не является договором аренды.

В пункте 3 ст. 15 Закона установлено, что в договоре лизинга должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. При отсутствии этих данных в договоре лизинга условие о предмете, подлежащем передаче в лизинг, считается не согласованным сторонами, а договор лизинга не считается заключенным.6

2.2. Субъекты договора

Субъектами лизинга являются:

  1.  Лизингодатель.

Лизингодателем является физическое или юридическое лицо, которое в ходе реализации договора лизинга приобретает у определенного продавца в собственность определенное имущество для его передачи за определенную плату на определенный срок, на определенных условиях в качестве предмета лизинга лизингополучателю.

Именно таким образом в п. 4 ст. 15 Закона закреплены основные обязанности лизингодателя, вытекающие из договора лизинга. В пункте 1 ст. 4 Закона определено, что лизингодатель может приобретать предмет лизинга как за счет привлеченных, так и за счет собственных средств либо одновременно частично за счет привлеченных и частично за счет собственных средств.

Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 18 Закона лизингодатель имеет право в целях привлечения денежных средств использовать в качестве залога предмет лизинга, который будет приобретен в будущем по условиям договора лизинга.

Как определено в п. 1 ст. 4 Закона, лизингодатель передает лизингополучателю предмет лизинга во временное владение и в пользование. В пункте 1 ст. 11 Закона установлено, что предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя.

В пункте 1 ст. 4 Закона предусмотрено, что предмет лизинга может быть передан лизингополучателю во временное владение и в пользование как с переходом к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга, так и без такого перехода. Согласно п. 5 ст. 15 Закона по окончании срока действия договора в первом случае лизингополучатель обязан приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи, во втором - возвратить предмет лизинга.7

2. Лизингополучатель.

Лизингополучателем является физическое или юридическое лицо, обязанности которого, обусловленные договором лизинга, закреплены в п. 5 ст. 15 Закона и заключаются в следующем: принять предмет лизинга в порядке, предусмотренном указанным договором лизинга; выплатить лизингодателю лизинговые платежи в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором лизинга; по окончании срока действия договора лизинга возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено указанным договором лизинга, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи; выполнить другие обязательства, вытекающие из содержания договора лизинга.

В пункте 2 ст. 11 Закона установлено, что право владения и пользования предметом лизинга переходит к лизингополучателю в полном объеме, если договором лизинга не установлено иное.

3. Продавец.

Продавцом является физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю имущество, являющееся предметом лизинга.8

Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 15 Закона договор купли-продажи относится к обязательным договорам, заключаемым субъектами лизинга для выполнения своих обязательств по договору лизинга.

В пункте 1 ст. 4 Закона закреплена обязанность продавца передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи.

Как установлено в п. 2 ст. 10 Закона, при осуществлении лизинга лизингополучатель вправе предъявлять непосредственно продавцу предмета лизинга требования к качеству и комплектности, срокам исполнения обязанности передать товар и другие требования, установленные законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи между продавцом и лизингодателем.

В пункте 1 ст. 4 Закона предусмотрено, что продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения. В статье 9 Федерального закона "О лизинге" ранее устанавливался запрет совмещения обязательств кредитора и лизингополучателя предмета лизинга. При этом указанный запрет не распространялся на возвратный лизинг.

Как установлено в п. 2 ст. 4 Закона, любой из субъектов лизинга - лизингодатель, лизингополучатель или продавец - может быть резидентом Российской Федерации или нерезидентом Российской Федерации.

Понятия "резидент" и "нерезидент" введены валютным законодательством, в котором даны и их определения.

Так, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4859. для целей указанного Федерального закона под резидентами понимаются:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 1;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

В пункте 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" определено, что для целей указанного Федерального закона под нерезидентами понимаются:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" п. 6 ч. 1 ст. 1;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации; е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подп. "б" и "в" п. 7 ч. 1 ст. 1;

ж) иные лица, не указанные в п. 6 ч. 1 ст. 1.

Следует иметь в виду, что в п. 1 ст. 4 Закона говорится о субъектах лизинга только как о физических или юридических лицах. 

2.3. Содержание договора финансовой аренды (лизинга)

Если иное не предусмотрено договором финансовой аренды, имущество, являющееся предметом этого договора, передается продавцом непосредственно арендатору в месте нахождения последнего.

В случае, когда имущество, являющееся предметом договора финансовой аренды, не передано арендатору в указанный в этом договоре срок, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок, арендатор вправе, если просрочка допущена по обстоятельствам, за которые отвечает арендодатель, потребовать расторжения договора и возмещения убытков.

В пункте 5 ст. 421 ГК РФ установлено, что, если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.  Обычаем делового оборота, как определено в п. 1 ст. 5 ГК РФ, признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Согласно п. 2 ст. 5 ГК РФ обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.9

В пункте 2 ст. 10 Закона закреплено право лизингополучателя при осуществлении лизинга предъявлять непосредственно продавцу предмета лизинга требования, установленные законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи между продавцом и лизингодателем. В числе таких требований в п. 2 ст. 10 Закона указаны требования к качеству и комплектности, срокам исполнения обязанности передать товар. Положения п. 2 ст. 10 Закона основаны на п. 1 ст. 670 ГК РФ, согласно которому арендатор вправе предъявлять непосредственно продавцу имущества, являющегося предметом договора финансовой аренды, требования, вытекающие из договора купли-продажи, заключенного между продавцом и арендодателем, в частности, в отношении качества и комплектности имущества, сроков его поставки, и в других случаях ненадлежащего исполнения договора продавцом. 

При этом, как установлено в п. 1 ст. 670 ГК РФ, арендатор имеет права и несет обязанности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ для покупателя, кроме обязанности оплатить приобретенное имущество, как если бы он был стороной договора купли-продажи указанного имущества. Однако арендатор не может расторгнуть договор купли-продажи с продавцом без согласия арендодателя.

В пункте 1 ст. 670 ГК РФ также установлено, что в отношениях с продавцом арендатор и арендодатель выступают как солидарные кредиторы.10 Это означает, что на требования лизингополучателя и лизингодателя в отношениях с продавцом распространяются следующие положения о солидарных требованиях, содержащиеся в ст. 326 части первой ГК РФ: при солидарности требования любой из солидарных кредиторов вправе предъявить к должнику требование в полном объеме; до предъявления требования одним из солидарных кредиторов должник вправе исполнять обязательство любому из них по своему усмотрению (п. 1 ст. 326); должник не вправе выдвигать против требования одного из солидарных кредиторов возражения, основанные на таких отношениях должника с другим солидарным кредитором, в которых данный кредитор не участвует (п. 2 ст. 326); исполнение обязательства полностью одному из солидарных кредиторов освобождает должника от исполнения остальным кредиторам (п. 3 ст. 326); солидарный кредитор, получивший исполнение от должника, обязан возместить причитающееся другим кредиторам в равных долях, если иное не вытекает из отношений между ними (п. 4 ст. 326). В соответствии с п. 2 ст. 670 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором финансовой аренды, арендодатель не отвечает перед арендатором за выполнение продавцом требований, вытекающих из договора купли-продажи, кроме случаев, когда ответственность за выбор продавца лежит на арендодателе. В последнем случае согласно п. 2 ст. 670 ГК РФ арендатор вправе по своему выбору предъявлять требования, вытекающие из договора купли-продажи, как непосредственно продавцу имущества, так и арендодателю, которые несут солидарную ответственность.11

В соответствии со ст. 211 ГК риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Несмотря на диспозитивность данной нормы, общим является правило о том, что риски случайной гибели или повреждения имущества лежат на его собственнике. В общих положениях об аренде, изложенных в § 1 гл. 34 ГК, каких-либо оговорок на этот счет не сделано, что означает сохранение этого общего правила для договора аренды, т.е. арендодатель как собственник несет все риски, связанные со случайной гибелью или повреждением имущества. Иная ситуация в договоре финансовой аренды - здесь все риски переходят от арендодателя (собственника) на арендатора, владеющего и пользующегося имуществом на основе договора лизинга. Такое правило имеет глубокий смысл для договора финансовой аренды.

Выше уже отмечалась "финансовая" роль арендодателя в договоре лизинга и, как следствие, гораздо более активная роль арендатора по сравнению с арендатором в договоре классической аренды. Не случайно в некоторых странах арендатор в договоре лизинга именуется экономическим собственником, а арендодатель - юридическим собственником, что убедительно иллюстрирует реальную ситуацию, складывающуюся при лизинге. Именно такому распределению обязанностей вполне соответствует норма о переходе рисков с арендодателя на арендатора, возлагающая на последнего обязанности, которые в обычных условиях несет собственник имущества. Стороны договора могут установить иной порядок распределения рисков по своему усмотрению.

Необходимо подчеркнуть, что во Временном положении о лизинге был закреплен иной порядок: в п. 15 установлено, что риск случайной гибели, порчи лизингового имущества несет лизингодатель (в Положении стороны договора лизинга именуются "лизингодатель" и "лизингополучатель"). Эта норма, как и норма ГК, диспозитивна - сторонам предоставлено право решить вопрос иначе, но общее правило - риски несет арендодатель, собственник имущества, на наш взгляд, не отвечает задачам и целям этого вида отношений. В любом случае в соответствии с п. 5 ст. 3 ГК после принятия его второй части действуют нормы ГК, указанное Положение утратило силу.12 

Арендатор вправе предъявлять непосредственно продавцу имущества, являющегося предметом договора финансовой аренды, требования, вытекающие из договора купли-продажи, заключенного между продавцом и арендодателем, в частности в отношении качества и комплектности имущества, сроков его поставки, и в других случаях ненадлежащего исполнения договора продавцом. При этом арендатор имеет права и несет обязанности, предусмотренные Гражданским Кодексом для покупателя, кроме обязанности оплатить приобретенное имущество, как если бы он был стороной договора купли-продажи указанного имущества. В отношениях с продавцом арендатор и арендодатель выступают как солидарные кредиторы (статья 326). Если иное не предусмотрено договором финансовой аренды, арендодатель не отвечает перед арендатором за выполнение продавцом требований, вытекающих из договора купли-продажи, кроме случаев, когда ответственность за выбор продавца лежит на арендодателе. В последнем случае арендатор вправе по своему выбору предъявлять требования, вытекающие из договора купли-продажи, как непосредственно продавцу имущества, так и арендодателю, которые несут солидарную ответственность. Активная роль арендатора в договоре лизинга, дающая основание сравнивать его с собственником, требует предоставления ему прав по урегулированию вопросов, связанных с имуществом, непосредственно с продавцом. Поскольку арендатор и продавец напрямую не связаны никакими договорными отношениями, решение их взаимоотношений не было простой задачей. Необходимо было разработать или использовать такую структуру, которая делала бы их отношения логичными и обязательными. Столкнувшись с этой проблемой, разработчики международной Конвенции о финансовом лизинге потратили много усилий и времени, рассмотрели большое число предложенных и используемых в разных странах механизмов ее решения. В окончательном тексте Конвенции нашел отражение вариант, использованный и в ГК. 

Приравнивание арендатора в отношениях с продавцом к покупателю дает возможность первому обращаться непосредственно к продавцу с претензиями по поводу имущества и одновременно обязывает продавца эти претензии рассматривать. В этой конструкции ответственности, пожалуй, наиболее ярко проявляется своеобразный характер отношений, возникающих из договора лизинга.13  Наряду с предоставлением арендатору прав покупателя необходимо было защитить продавца от возможности предъявления ему одинаковых претензий от арендодателя и арендатора. Для этого установлено, что арендатор и арендодатель являются солидарными кредиторами по отношению к продавцу. В соответствии со ст. 326 ГК любой из солидарных кредиторов вправе предъявить должнику требование в полном объеме. В п. 3 ст. 326 установлено, что исполнение обязательства полностью одному из солидарных кредиторов освобождает должника от исполнения остальным кредиторам. Таким образом, исполнение продавцом требования, предъявленного арендатором (или арендодателем), избавляет его от риска возложения на него повторного исполнения аналогичного требования арендодателя (или арендатора).

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Главным преимуществом лизинга перед иными способами приобретения оборудования является государственная политика, направленная на поощрение и расширение лизинговых операций. Это связано, прежде всего, с мобильностью и многофункциональностью лизинга для участников сделки. Понятно, что государство поощряет использование лизинга прежде всего в тех отраслях, где бизнес рискован и не особенно рентабелен. В частности, правительство создает благоприятные условия для привлечения инвестиций в отрасли производства телекоммуникационного оборудования, автотранспорта, сельскохозяйственной продукции, авиатехники, а также в энергетическую отрасль, закладывая в федеральный бюджет десятки миллиардов рублей на финансирование лизинговых сделок в этих сферах. Лизинг сегодня является единственным доступным способом привлечения инвестиций в перечисленные отрасли производства.14

Так, в рамках развития сельского хозяйства компания Росагролизинг в сотрудничестве со Сбербанком России по утвержденному Правительством РФ списку поставляет сельхозтехнику российского производства по доступным процентным ставкам. Так как у предприятий есть спрос и на импортную сельхозтехнику, банк также предоставляет кредиты Росагролизингу для финансирования программы коммерческого лизинга.

Развитие отечественного автопрома Правительство РФ видит также в привлечении инвестиций с помощью лизинга. Как известно, транспорт занимает львиную долю этого рынка, причем по числу сделок лидирует именно автомобильный лизинг.

Правительство РФ для этих целей приняло Постановление от 4 февраля 2009 г. N 93 "Об осуществлении от имени Российской Федерации прав акционера открытого акционерного общества "Государственная транспортная лизинговая компания".

Тем самым Правительство РФ пытается увеличить объем отечественного автотранспорта в общем объеме предоставляемого по лизингу автотранспорта.

В этих же целях, а именно для активного развития российского автопрома, Министерством промышленности и торговли РФ разработан проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009 г. на срок не более пяти лет, для приобретения автотранспортных средств российского производства с последующей передачей их в лизинг".

Новые требования позволят облегчить жизнь фирмам - сократят налоговую базу, сделают проще приобретение и оформление автомобилей.

Начал работать Инвестиционный фонд, создается Банк развития, реализуются приоритетные национальные проекты. В конце 2007 г. в Минпромэнерго России было принято решение о создании специализированной государственной лизинговой компании на базе Объединенной судостроительной корпорации для стимулирования сбыта отечественных судов. Государственной Думой было одобрено направление в капитал новой лизинговой компании 8 млрд. руб. в 2008 г. В политике многих региональных властей в последние годы на первый план вышло реальное стимулирование экономического роста, осуществление крупных инвестиционных проектов при поддержке властей региона. На уровне многих региональных бюджетов также внедряются программы по стимулированию лизинговых инвестиций.

Относительно выгоды для государства можно заметить, что с помощью лизинга увеличивается доходная часть бюджета за счет налоговых поступлений по договору лизинга, а также увеличивается число рабочих мест, снижая уровень безработицы.15 Однако нельзя не заметить, что благодаря сотрудничеству органов местного самоуправления, в частности местных администраций, с лизинговыми компаниями в некоторых регионах улучшилось положение в сфере жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной техники, в дорожном и жилищном строительстве, в сфере автотранспорта для грузовых и пассажирских перевозок. Например, 57 единиц специальной техники с помощью лизингового фонда Ленинградской области приобрели предприятия жилищно-коммунального хозяйства в 2007 г. Из областного бюджета было выделено 65 млн. руб. для закупки спецтехники. Этой формой поддержки технического перевооружения ЖКХ в 2007 г. воспользовались 28 предприятий коммунального комплекса области. Во многих городах России строятся с применением лизинговых схем мусороперерабатывающие заводы, мусоросортировочные полигоны (например, строительство в Пскове лизинговой компанией ООО "ИР-Лизинг" совместно с местной администрацией на условиях лизинга мусороперерабатывающего завода). В Правительстве РФ также ведется работа по применению схем лизинга в лесопромышленной отрасли и золотодобывающем секторе экономики страны. Успехи работы лизинга имеются и в энергетическом секторе экономики. Так, только одной лизинговой компанией "ИР-Лизинг" была оказана помощь на лизинговых условиях в работе Бурейской ГЭС, Калининградской ТЭЦ-2, ГТУ-ТЭЦ "Луч" (Белгородэнерго), Жигулевской ГЭС. В связи с этим при сложившейся экономической ситуации и наличии финансового кризиса проблема развития лизинга приобретает для государства особую актуальность, так как государство видит в лизинге некое спасение от общего развала тех или иных отраслей производства в экономике России.

Между тем, в существующий закон о лизинге предлагается внести четыре основополагающие поправки - разрешить внесудебное изъятие предмета лизинга; позволить передавать в лизинг имущество, приобретенное по договорам подряда; распространить использование лизинга на бюджетные организации; узаконить вторичный лизинг. В отношении бюджетных учреждений как субъектов договора лизинга данный вопрос был урегулирован Законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ.

В принципе претензий к существующему закону накопилось больше, но лизинговые компании боятся, что дискуссии по некоторым вопросам, в частности налоговым, могут затянуться надолго и рассмотрение первоочередных мер будет отложено на долгий срок.

Сейчас самое главное - узаконить внесудебный порядок изъятия техники у недобросовестных лизингополучателей. В настоящее время в случае, если лизингополучатель не соглашается отдать предмет лизинга, единственный способ вернуть имущество - обратиться в суд. Из-за резкого роста числа неплательщиков, размера дебиторской задолженности и, как следствие, количества обращений лизинговых компаний в суды средний срок рассмотрения одного дела от момента подачи искового заявления до вынесения судом решения - 6 месяцев. А учитывая право лизингополучателя обжаловать решение суда в апелляционной и кассационной инстанции, право подачи встречных исков, судебное разбирательство может затянуться на годы. Столь длительные сроки судебных разбирательств приводят к тому, что после получения исполнительного листа изымать просто нечего. К моменту получения исполнительного листа об изъятии предмета лизинга последний может оказаться в состоянии, когда расходы по его изъятию и доставке до места временного хранения окажутся больше, чем возможная выручка от его реализации. К сожалению, арбитражные суды неохотно налагают обеспечительные меры, несмотря на явный документально подтвержденный ущерб для лизинговой компании от продолжения эксплуатации имущества лизингополучателем.

Вторая важнейшая для отрасли поправка - разрешение работать по договорам подряда. Сейчас объект лизинга должен быть обязательно куплен, его нельзя построить. Даже нельзя провести дополнительные работы, если в результате возникает новая вещь. В лизинг ее уже не отдашь, поскольку договор купли-продажи на эту вещь отсутствует, так как она была приобретена на основании договора подряда. Получается, что лизинговая компания, приобретая имущество для передачи в лизинг и доводя его до состояния пригодного к эксплуатации, после выполнения этих дополнительных работ сталкивается с ситуацией, при которой она не вправе передавать в лизинг вновь созданное имущество.16

В настоящее время лизинговые компании решают данную проблему путем заключения с поставщиками договоров поставки, в соответствии с условиями которых имущество изготавливается, доставляется и устанавливается на месте эксплуатации у лизингополучателя.

Также лизинговые компании с нетерпением ждут законодательного разрешения вторичного лизинга. Это возможность повторно передавать в лизинг изъятое оборудование или технику, от которой отказались. Сегодня напрямую отдать в лизинг изъятое оборудование нельзя, поскольку опять же на него отсутствует договор купли-продажи (оборудование уже не куплено, а изъято). Поэтому лизинговым компаниям приходится его продавать подставным фирмам и затем обратно выкупать и только после этого вновь передавать в лизинг. Такой же "оборот" приходится проводить и с "отказной" техникой, теряя деньги и время. Весьма разумным выглядит предложение о повторном лизинге. Это особенно актуально в период кризиса и неплатежей лизингополучателей. Объясняется это тем, что в случае прекращения договора лизинга предмет лизинга перестает быть таковым и утрачивает описанные специфические признаки, характеризующие его в качестве объекта гражданского оборота. Его дальнейшее включение в оборот в данном качестве возможно не иначе как путем заключения другой лизинговой компанией, действующей в качестве лизингодателя, договора купли-продажи с прежним лизингодателем, действующим как продавец, с целью передачи соответствующего имущества в лизинг новому клиенту-лизингополучателю. Повторная передача имущества в качестве предмета лизинга без совершения сделки, полностью отвечающей признакам договора финансовой аренды, невозможна.

Вторичный лизинг - это лизинг, при котором предмет лизинга, оставшийся в собственности лизингодателя в случае прекращения или расторжения договора лизинга, передается в лизинг другому лизингополучателю.

Необходимо законодательное закрепление возможности повторной передачи в лизинг имущества, переданного по договору лизинга и впоследствии изъятого лизингодателем в связи с досрочным прекращением договора.

Между тем, аналогичное положение, требующее законодательного закрепления в Российской Федерации уже содержится в Модельном законе СНГ о лизинге (абз. 5 п. 2 ст. 4).

Включение бюджетных организаций в круг лизингополучателей, по мнению экспертов, позволит создать новый сектор рынка. Для лизинговых компаний это возможность снизить риски, поскольку финансирование госструктур само по себе является гарантией того, что лизинговая сделка не станет дефолтной. И в самом деле, на практике можно отметить положительный результат. Законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ статья 1 ФЗ "О лизинге" дополнена пунктом 2 и содержит положения относительно того, что если в качестве лизингополучателя является бюджетное учреждение то нормы данного ФЗ применяют с учетом положений законодательства РФ, устанавливающих особенности правового положения бюджетных учреждений. При этом такое дополнение, вступившее в силу с 1 января 2011 года, применяется с оговоркой, и устанавливает, что положения абз. 2 п. 2 ст. 28 ФЗ "О лизинге" не распространяются на бюджетные учреждения. А именно расчеты по лизинговым платежам продукцией (в натуре) на бюджетные учреждения не распространяются.

По данным исследования Российской ассоциации лизинговых компаний в 2011 году явно проявилась тенденция к сворачиванию лизингового бизнеса в регионах. Промышленное производство в регионах сильнее ощутило на себе влияние кризиса, значительно сократился платежеспособный спрос. Вторая половина 2011 года ознаменовалась "оттаиванием" лизинговой отрасли. Объем нового бизнеса без учета НДС составил более 270 млрд рублей. За третий и четвертый кварталы 2011 года прирост составил порядка 330%. В целом наблюдалось двукратное падение объемов лизинга. Середина 2011 года стала переломным моментом для рынка лизинга. После стремительного падения объемов бизнеса, наблюдавшегося на протяжении трех кварталов, рынок начал вновь оживать. Сократился не только бизнес. Можно констатировать спад спроса на услуги лизинга. В 2011 году число обращений в лизинговые компании сократилось на 9,4%. Число одобренных обращений упало на 38,2%.

Возобновление активности лизингового сектора происходило на фоне общего усиления инвестиционных процессов и роста промышленного производства.

Основными препятствиями для развития лизинга в России являются:

• Высокие ставки и короткие сроки кредитования. При сохраняющейся в России банковской практике, когда краткосрочные кредиты выгоднее средне- и долгосрочных, получение ссуды на три - четыре года (оптимальный срок погашения кредита на закупку техники лизинговой компанией) весьма проблематично.

• Высокий уровень налогов.

• Отсутствие значительного стартового капитала для лизинговой компании, т.к., она приобретает оборудование за полную стоимость.

• Отсутствие системы информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг.

• За рубежом термином “ лизинг ” называются отношения финансовой аренды сроком от 3-х лет. В нашей же стране не создан пока еще благоприятный климат для долгосрочных инвестиций. Необходимо принятия налогового законодательства, предоставляющего льготы банкам, покрывающие их риски, связанные с долгосрочным кредитованием.

• Неразвитость инфраструктуры лизингового рынка. Инфраструктура, способствующая развитию лизинг в России должна включать в себя более широкую сеть лизинговых компаний, специализированных консалтинговых фирм и соответствующую систему информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг. Неразвитость инфраструктуры (сложившихся механизмов финансирования, расчетов, минимизация рисков, эффективных маркетинговых и сбытовых структур и т. п.) предъявляет нереально высокие требования к руководителям и служащим лизинговых компаний.

• Макроэкономическая и политическая неопределенность обстановки в стране. В настоящее время все правовые отношения, основанные на отсрочке платежа, тормозятся экономической нестабильностью, отсутствием надежной макроэкономической стабилизации и признаков устойчивого роста в экономике, что порождает у хозяйствующих субъектов определенное состояние неуверенности в завтрашнем дне. Между тем, основная идея лизинга состоит в возможности "растянуть " во времени выплату стоимости имущества при сохранении права на приобретения его в собственность по остаточной стоимости. При нынешней экономической ситуаций какая организация может позволить себе сегодня ждать возврата средств в течение 5-7 лет (обычный срок финансового лизинга).Именно это обстоятельство в значительной степени сдерживает развитие лизинга в России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно отметить, что лизинговые отношения занимают все более и более заметное место среди гражданско-правовых сделок российских хозяйствующих субъектов. Широкое его распространение обусловлено, прежде всего, выгодами для участников оборота.

Законодательное регулирование лизингового бизнеса в России осуществляется при помощи норм международного договора — Конвенции УНИДРУА 1988 года, однако главная роль принадлежит Гражданскому кодексу (используются как общие положения об аренде и обязательствах, так и специфические положения о лизинге) и Федеральному закону «О финансовой аренде (лизинге)». В последний были внесены изменения, которые значительно приблизили дух документа к нормам ГК, тогда как первая редакция содержала положения, вступавшие с ними в противоречие.

Нормы Гражданского кодекса, регулирующие лизинговые отношения, в основном носят диспозитивный характер. Специфической чертой лизинговых сделок является обязательный сопутствующий договор купли-продажи предмета лизинга, а также право лица, не являющегося собственником предмета лизинга или стороной по договору купли-продажи (лизингополучателя), самостоятельно предъявлять продавцу претензии по качеству, комплектности и т.п.

Федеральный закон №164-ФЗ от 29.10.1998 связан с определением правовых и организационных особенностей лизинга, реформированием налогового, валютного, таможенного, регистрационного законодательства в части лизинговой деятельности. Менее полугода назад в Закон были внесены достаточно заметные изменения, которые привели некоторые его нормы в большее соответствие с ГК.

В частности, упростилась классификация видов лизинга, снято требование об обязательном лицензировании деятельности лизинговых компаний. В то же время остается действующей норма об обязательном использовании лизингуемого имущества в предпринимательских целях, что определенным образом сдерживает развитие лизинга за счет сужения круга потенциальных лизингополучателей. В текущей редакции Закона исключены подробные требования к содержанию договора лизинга, а также перечень затрат лизингодателя, подлежащих возмещению лизингополучателем. В решении этих вопросов основное значение имеет теперь воля сторон.

Закон также устанавливает дополнительные благоприятные условия для участников договоров международного лизинга, связанные с упрощением таможенного режима и процедур валютного контроля. Однако нормы валютного и таможенного законодательства не приведены в полное соответствие с Законом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:

  1.  Конвенция УНИДРУА «О международном финансовом лизинге», Оттава, 28 мая 1988 года
  2.  Конвенция «О межгосударственном лизинге», Москва, 25 ноября 1998 года
  3.  Гражданский кодекс РФ (Часть вторая) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ
  4.  Налоговый кодекс РФ (Часть вторая) от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ
  5.  Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
  6.  Федеральный закон от 29.10.1998 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»
  7.  Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. № 167 "Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации"
  8.  Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2002 г. № 66 Вестник ВАС РФ. 2002. № 3

Юридическая литература:

  1.  Веленто В.И., Осипова Г.Т. Договор лизинга: Учебное пособие. - Гродно, 2006.
  2.  Васильев Н.М., Катырин С.Н., Лепе Л.Н. Лизинг: организация, нормативно-правовая основа, развитие. - М., 2007.
  3.  Газман В.Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. М., 2006.
  4.  Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2004.
  5.  Егорова П. В., Курило В. В. Некоторые аспекты правового регулирования договора лизинга // Юрист, 2000, №2.
  6.  Кабатова Е. В. Лизинг: правовое регулирование, практика. - Москва, 1998.
  7.  Ковалёв В. В. Введение в финансовый менеджмент. - Москва, 2006.
  8.  Гражданское право. Учебник / Ответственный редактор Е. А. Суханов. - Москва, 2000. Том II, Полутом 1
  9.  Кузнецов Н.В. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение лизинговых обязательств // Журнал российского права. 2001. № 3
  10.  Комментарий к федеральному закону Российской Федерации "О финансовой аренде (лизинге)" / Под ред. А.Н. Борисова. М. 2005
  11.  Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации. Части второй / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М., 2004
  12.  Макеева В.Г. Лизинг: Учеб.пособие.. -М., 2008.
  13.  Новикова И.А. Лизинговые операции: Учеб. пособие. -Новосибирск, 2008.
  14.  Прилуцкий Л. Н. Финансовый лизинг. Правовые основы, экономика, практика. - М.: Ось-89, 2009
  15.  Шаляпин С.В. Договор финансовой аренды. Правовое регулирование. Проблемы применения // Российский юридический журнал. 2003. № 3.

1 Кабатова Е. В. Лизинг: правовое регулирование, практика. - Москва, 1998. С. 13.

2 Васильев Н.М., Катырин С.Н., Лепе Л.Н. Лизинг: организация, нормативно-правовая основа, развитие. - М., 2007. С.82

3 Ковалёв В. В. Введение в финансовый менеджмент. - Москва, 2006. С. 593.

4 Гражданское право. Учебник / Ответственный редактор Е. А. Суханов. - Москва, 2000. Том II, Полутом 1, стр. 408

5 Егорова П. В., Курило В. В. Некоторые аспекты правового регулирования договора лизинга // Юрист, 2000, №2. С. 35

6 Прилуцкий Л. Н. Финансовый лизинг. Правовые основы, экономика, практика. - М.: Ось-89, 2009, с.50

7 Шаляпин С.В. Договор финансовой аренды. Правовое регулирование. Проблемы применения // Российский юридический журнал. 2003. № 3. С. 99

8 Макеева В.Г. Лизинг: Учеб.пособие.. -М., 2008. С.41

9 Комментарий к федеральному закону Российской Федерации "О финансовой аренде (лизинге)" / Под ред. А.Н. Борисова. М. 2005. С. 76.

10 Веленто В.И., Осипова Г.Т. Договор лизинга: Учебное пособие. - Гродно, 2006. С.91

11 Кузнецов Н.В. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение лизинговых обязательств // Журнал российского права. 2001. № 3. С. 132.

12 Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации. Части второй / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М., 2004. С. 358

13 Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2004. С. 468.

14 Новикова И.А. Лизинговые операции: Учеб. пособие. -Новосибирск, 2008. С.113

15 Васильев Н.М., Катырин С.Н., Лепе Л.Н. Лизинг: организация, нормативно-правовая основа, развитие. - М., 2007. С.188

16 Газман В.Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. М., 2006. С.162

PAGE   \* MERGEFORMAT 3



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
19858. Современная банковская система Российской Федерации: проблемы и перспективы развития 77.17 KB
  История развития банковской системы стр. 13-18 Структура и динамика банковской системы стр. ВВЕДЕНИЕ Становление и функционирование банковской системы играет одну из главных ролей в процессе экономических преобразований в России. В России произошла ломка всей старой экономической системы и переход к системе рыночной экономики.
14230. Реформа местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе: состояние, проблемы, перспективы 53.37 KB
  Раскрыть процесс становления и развития реформы местного самоуправления, выделить проблемы реформирования местного самоуправления в России на современном этапе, определить реализацию целей реформы местного самоуправления и результаты принятия решений, рассмотреть перспективы развития реформы местного самоуправления в РФ на современном этапе.
11691. СТРУКТУРА, СУЩНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 247.91 KB
  Важной задачей является описание методики по которой проведется анализ деятельности коммерческого банка. Далее необходимо провести тщательный анализ банковского сектора Российской Федерации на примере определенного коммерческого банка выявить основные направления совершенствования его деятельности и оценить ожидаемый эффект от предложенных мероприятий по его совершенствованию. Предметом исследования является функционирование банковской системы страны на примере деятельности ОАО ЮГИнвестбанка...
15065. Штраф как основной вид наказания по уголовному законодательству Российской Федерации: проблемы малой распространенности в сравнении с международной правоприменительной практикой и перспективы повышения эффективности 33.83 KB
  Обращение внимания к назначению уголовного наказания в виде штрафа в современный период все более актуализируется. Уже в самой уголовно-правовой норме законодатель устанавливает дифференцированный подход к определению размера штрафа лицу совершившему преступление в зависимости от тяжести совершенного деяния имущественного...
5448. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА 76.04 KB
  Международная практика показывает, что развитие малого бизнеса является одним из самых эффективных методов стабилизации экономики. Число малых предприятий в РФ неуклонно увеличивается. По последним данным, доля малых и средних компаний в ВВП России
17984. Перспективы сокращения и социально-экономическое значение государственного долга Российской Федерации 395.55 KB
  Причины возникновения государственного долга Российской Федерации. Анализ и современное состояние государственного внутреннего долга Российской Федерации. Анализ и современное состояние государственного внешнего долга Российской Федерации. Перспективы сокращения и социально-экономическое значение государственного долга Российской Федерации...
16877. Перспективы развития российской институциональной экономики 14.55 KB
  Волгоград Перспективы развития российской институциональной экономики Трансплантация идей институциональной экономики ИЭ в постсоветской России сопровождалась возникновением гносеологических ловушек снижающих эффективность использования ее эвристического потенциала и связанных с конвенциональным поддержанием неопределенности категориального аппарата и метафоризацией понятий; увеличением количества дискуссионных теоретических вопросов при отсутствии критериев и механизма объективной верификации; дефицитом эмпирической базы; диффузией...
16621. Проблемы применения СНС 2008 в Российской Федерации и других странах СНГ 13.65 KB
  Ломоносова Проблемы применения СНС 2008 в Российской Федерации и других странах СНГ Основополагающие концепции определения и классификации СНС 1983 года не претерпели изменений в СНС 2008 это касается прежде всего определения сферы экономического производства исключения из нее деятельности членов домашних хозяйств по производству домашних услуг приготовление пищи поддержание жилищ в чистоте и др. Авторы СНС 2008 исходили из понимания того что для отражения этого вида производства наиболее подходящим инструментом являются так...
21704. Предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития 152.75 KB
  Выявить различные подходы к понятию предпринимательства в современной экономической науке; определить особенности предпринимательства как фактора производства; описать последствия предпринимательства в производственной деятельности; проанализировать исторический опыт развития предпринимательства в России и сформулировать основные особенности предпринимательства на современном этапе;
1488. Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования 94.55 KB
  История возникновения потребительского кредита Принципы и методы потребительских кредитования. Все факты экономического развития России говорят о том что необходимо уделять большое внимание проблеме кредита в том числе и потребительского так как экономическое состояние страны в значительной мере зависит от состояния потребительского рынка. Необходимо отметить что главный отличительный признак потребительского кредита целевая форма кредитования физических лиц.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.