Правотворческая практика Российской Федерации

Как известно каждое государство имеет стремление и одной из своих целей ставит урегулирование общественных отношений путём создания функционирующей законодательной базы. Объектом исследования данной курсовой работы является правотворческий процесс в Российской Федерации.

2015-08-21

27.25 KB

12 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск



Оглавление

[1] Оглавление

[2] Введение

[3] 1. Правотворчество

[4] 1.1 Правотворчество: понятие, сущность, структура

[5] 1.2. Принципы и виды правотворчества

[6] 2. Правотворческая практика Российской Федерации

[7] 2.1 Источники Российского правотворчества

[8] 2.2. Правотворчество в Российской Федерации: практика и проблемы

[9] 2.3 Правотворчество в Российской Федерации: перспективы развития

[10] Заключение

[11] Литература


Введение

Как известно каждое государство имеет стремление и одной из своих целей ставит урегулирование общественных отношений путём создания функционирующей законодательной базы. Отсюда, как можно предположить, правотворчество является одним из важнейших направлений государственной деятельности. Деятельности, которая в силу своего характера не может проходить бесследно для всех слоёв и групп общества, которая затрагивает и непосредственно влияет на все стороны жизни.

Следовательно, актуальность данного исследования состоит в первостепенной важности правотворческого процесса, а, следовательно, и в необходимости его тщательного, всестороннего изучения, понимания его структуры, внутреннего содержания, содержащихся в нём проблем и тенденций. Более того, правотворчество как процесс находится в постоянном развитии, оно не статично, следовательно, с течением времени оно видоизменяется и трансформируется, что ещё более подчёркивает необходимость проведения исследований данной тематики.

Объектом исследования данной курсовой работы является правотворческий процесс в Российской Федерации.

В качестве предмета исследования выступают правовые и общественные отношения непосредственно связанные с правотворческим процессом Российской Федерации.

Цель исследования  комплексное и всестороннее изучение правотворчества как процесса, а так же различных факторов, влияющих на него.

Автор в данной работе ставит перед собой следующие задачи:

1. Изучение понятия правотворчества, его внутреннего содержания, сущности и структуры 

2. Определение принципов и видов правотворчества в Российской Федерации

3.   Изучение правотворческой практики в Российской Федерации

4.   Выявление источников правотворчества в Российской Федерации

5.  Изучение практики Российского правотворчества и выявление его проблем.

6.  Анализ перспектив развития правотворчества в Российской Федерации

Структура курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, в котором обозначены актуальность, объект и предмет исследования, цель и задачи. Структурно данную работу можно разделить на две части: теоретическую и аналитическую, что оправдано логикой данного исследования. Первая глава состоит из двух частей, в которых рассматривается теоретическая составляющая правотворчества, а именно содержание и сущность понятия «правотворчества», внутренняя структура этого понятия, его принципы и виды. Вторая глава содержит в большинстве своём аналитическую информацию о правотворческой практике в Российской Федерации. Первый вопрос, рассматриваемый в ней – источники правотворчества Российской Федерации не является аналитическим, то его, несомненно, следует относить к практике правотворчества, а не к его теории, так же в данной главе рассматривается сегодняшнее состояние правотворчества, его положительные стороны и проблема, а так же перспективы и динами его развития.

  

1. Правотворчество

1.1 Правотворчество: понятие, сущность, структура

Правотворчество является одним из наиболее важных направлений деятельности государства. В узком смысле правотворчество – процесс создания правовых норм компетентными органами, в более широком значении понятие правотворчество охватывает все стадии, относящиеся к данному процессу: от правотворческого замысла, заканчивая практической реализацией юридической нормы.

В данный момент в научных кругах до сих пор является нерешённым вопрос источника права, а, следовательно, и объекта правотворчества. Существует точка зрения, что только государство может являться источником права, формируя его посредством принятия законов.1 Согласно противоположной точке зрения, где закон отделяется от права, считается, что государство обладает монополией на законотворчество, но никак не на правотворчество, которое по своей сути является независимым. Так, М.Н.Марченко, пишет, что: «Государство монополизирует законотворческую, а вовсе не правотворческую деятельность, ибо законотворчество и правотворчество, а вместе с ними закон как результат процесса законотворчества и право как продукт правотворчества, согласно развиваемым при таком подходе воззрениям, отнюдь не всегда совпадают».2

Ввиду дискуссионности данного вопроса, условимся на том, что правотворчество – это творчество права, деятельность управомоченных органов нацеленная на создание системы юридических норм. Профессор Р.Х. Макуев дополняет это определение, полагая, что в основе правотворчества находится не только деятельность полномочных органов, но так же и деятельность общества, направленная на урегулирование общественных отношений, используя правовые средства. 3

Так же, кроме объекта правотворчества, исследовательский интерес привлекает и сам процесс правотворчества. Если рассматривать наиболее полно понятие правотворчества, то процесс этот начинается с возникновения правотворческой инициативы, и до момента принятие юридического акта сопровождается большим количеством юридических процедур. Как было отмечено выше, правотворчество – деятельность государственных органов, управомоченных принимать участие в этом процессе. В их число входят:  Правительство, Государственная дома, Совет Федерации и Президент. Весь процесс можно поэтапно подразделить  на несколько составляющих: это, в первую очередь, выявление, изучение и анализ явлений, которым необходима правовая регламентация, определение субъекта или органа, обладающего правомочиями принимать планируемых нормативно-правовой акт, установление формы нормативно-правового акта, подготовка, принятие и, если необходимо, изменением акта в рамках обязательных процедур, подписание нормативно-правового акта, порядок доведения акта до населения, введение его в действие.

К признакам правотворчества относятся сознательно-волевой и объективно-исторический характер деятельности, что является отражением субъективного и объективного факторов в данном процессе. Иными словами, можно сказать, что право является результатом деятельности людей, наделённых волей и сознанием, имеющих правосознание, опыт, культурный уровень. Нельзя нивелировать тот факт, что на правотворчество кроме объективно-исторических факторов, так же влияют факторы субъективные, имеющие под собой личную заинтересованность индивидов, либо выражающие групповые интересы. Доказательством этого является существование института лоббирования. И тем не менее, несмотря на влияние вышеназванных факторов, правотворчество не происходит произвольно и изолированно, данный процесс отражает  объективные закономерности развития, динамики, трансформации общественных отношений.

С точки зрения структуры правотворческий процесс можно подразделить на две части. К первой относится ряд организационных вопросов, не связанных напрямую с юридически значимыми действиями, вторая же часть полностью базируется на правовых началах, начинаясь с решения о подготовке проекта нормативного акта. В равной степени эти части можно охарактеризовать следующим образом: во время первой части происходит предварительное формирование государственной воли в процессе составление нормативного акта, т.е. действия имеют подготовительный характер, а во время второй происходит трансформация проекта нормативного акта в правовой акт, который имеет общеобязательный характер. Это деление, естественно, достаточно условно, так как обе эти часть являются единым, неразрывным процессом. Так же, с точки зрения процесса правотворчества, необходимо заметить, что эти две части структурно неоднородны, внутренне они так же подразделяются на различные процедурные операции. Рассмотрим эти стадии ниже.

Самой первой стадией является, так же упоминаемая выше, законодательная инициатива – реализация предусмотренного законом права определенных органов и лиц вносить в законодательный орган власти законопроект либо входить с предложениями о необходимости принятия, изменения, отмены действующих законов4. Согласно ч.1 ст.104 Конституции РФ, право законодательной инициативы принадлежит: Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения5.

В правотворческой практике используются два подхода к подготовке проектов: ведомственный или отраслевой, который предусматривает составление проектов органами, ведущими деятельности в соответствующей области, и подготовка законопроекта постоянными комитетами высшего представительного органа страны. Наиболее практикуемым является, всё же, первый – ведомственный подход.6

Далее следует подготовка первоначального текста проекта, которая ведётся образованными для этих целей комиссиями, в состав которых входят представители заинтересованных органов, общественных организаций, учёные-юристы и прочие, связанные с областью обсуждения специалисты. При необходимости возможно создание подкомиссий, редакционных и рабочих групп.

После подготовки проходит обсуждение законопроекта, которое начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада. Цель обсуждения – улучшение законопроекта: устранение противоречий, неточностей и остальных недочётов. В случае наиболее важных и существенных законопроектов уместно всенародное обсуждение, с привлечением большого круга заинтересованных групп.

Главной стадией структуры правотворчества является принятие закона путём голосования. Она, в свою очередь проходит три стадии: принятие закона Государственной Думой, одобрение закона Советом Федерации, подписание закона Президентов Российской Федерации. По завершению принятия закона, происходит его опубликование.7

1.2. Принципы и виды правотворчества

Процесс правотворчества основывается на ряде принципов, которые определяют его сущность и характерные черты.

Принцип демократизма, суть которого заключается в самом процессе разработки и принятия нормативного акта, с привлечением граждан к правотворческой деятельности, её гласностью, которая даёт гарантию защиты от бюрократизма. К этому же принципу относится практика обсуждения законопроектов в средствах массовой информации, с последующим анализом соответствующими органами предложений и замечаний. И, естественно, высшей формой проявления демократизма является референдум.

Принцип гуманизма частично перекликается с предыдущим принципом, в силу направленности правотворчества в сторону защиты прав и свобод личности, её интересов.

Профессионализм – принцип, апеллирующий к эффективности принятия государственных решений. Такого рода деятельность должна выполняться исключительно компетентными органами государственной власти и специалистами, обладающими профессиональными знаниями и опытом.

Вся правотворческая деятельность в первую очередь должна соответствовать принципу законности, а, следовательно, во время подготовки, принятия и опубликования нормативно-правовых актов необходимо опираться на существующее законодательство, и в первую очередь на Конституцию Российской Федерации.  Необходимым является осуществление правотворческой деятельности в рамках регламентационных процедур.

Выполняя регулятивные функции относительно общественных отношений, правовые нормы должны быть направленными на обеспечение принципа баланса публичных и частных интересов. Нельзя допускать перегиба ни в одну из сторон, так как в случае учёта исключительно публичных интересов возможна дестабилизация социально-экономической, политической ситуации в стране, в том время как обратная ситуация будет идти во вред централизации власти, усиления её позиций.

Ещё одними немаловажными принципами являются научность и правопреемственность. Соблюдение этих принципов предполагает тщательный анализ социально-экономической, политической ситуации, изучение необходимости правового регулирования определённых сторон жизни общества, целесообразность подобного регламентирования.

Безусловно, важной является связь с правоприменителем, без осведомлённости о его мнении невозможно будет сделать анализ эффективности и целесообразности принятых мер, а так же, при необходимости внести корректировки.

Обычно выделяют три вида правотворчества: правотворчество компетентных органов, так же известное как государственное, санкционированное правотворчество и референдум.  Государственное правотворчество – это такой вид правотворчества, при котором правовые нормы формируются уполномоченными государственными органами, иными словами прямо и непосредственно исходят от государства. Санкционированное правотворчество характеризуется делегирование государством своих правотворческих функций каким-либо негосударственным организациям, дают им право урегулирования какого-либо вопроса, либо одобряют различные социальные нормы – моральные, традиционные, религиозные, корпоративные, придавая им юридическую силу и общеобязательный характер. И, наконец, народное правотворчество, осуществляемое путём референдума по важнейшим вопросам государственного и местного значения, являющееся одной из форм реализации прямой демократии. Решения, принимаемые на референдуме носят общеобязательный характер и подлежат оформлению как в виде нормативно-правового акта.

Данное разделение  не единственное, несколько расширенная классификация будет рассмотрена ниже. Сейчас же необходимо обратиться к рассмотрению критериев разделения процесса правотворчества.

Правотворческий процесс может быть структурирован по регламентам правотворчества различных органов, которые регулируют процесс подготовки, обсуждения, принятия и вступления в силу правовых актов. Эти регламенты точно определяют  все стадии правотворчества, виды необходимых действий, конкретные субъекты, участвующие на каждом этапе этого процесса, их права, обязанности и порядок взаимоотношений между ними.

По субъекту правотворчества, которым может являться орган, либо общественное формирование, правомочия которого определяются конституционным, либо иным законодательным статусом. Только такой субъект может обладать инициативой подготовки и принятия нормативно-правового акта. Это относится как к общественным объединениям, так и к отдельным гражданам.

По ориентированности процесса правотворчества на определенные виды правовых актов, формирование которые и является их целью. Так же этими актами  определяются пределы дозволений их правоформирующей деятельности. Важную роль здесь играют статьи 84, 85, 115 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, на основе данных критериев можно выделить не три, а пять отдельных видов  правотворчества: законотворчество, процесс, связанный с подготовкой, обсуждением и принятием законов; подзаконное правотворчество, к которому относится правотворческая деятельность президента, органов исполнительной власти; прямое правотворчество, или референдум; корпоративное нормотворчество, осуществляемое в соответствии с нормами об акционерных обществах; нормативные договоры, такие как внутрифедеральные, управленческие, носящие конституционный характер договоры и соглашения, самостоятельно заключённые между собой различными государственными органами.


2. Правотворческая практика Российской Федерации

2.1 Источники Российского правотворчества

При всей своей значимости, правотворческая деятельность на всех её этапах не может считаться самодостаточной, обособленной от окружающей его среды. Ключевым моментом такого явление как правотворческая деятельность является действенность закона, ставшего результатом правотворческой деятельности, его гарантированность. Обеспеченность достаточным количеством механизмов реализации, как внешним, так и внутренним, таким, как нравственная обоснованность, экономическая и политическая целесообразность, которые могут воздействовать как благоприятно, так и препятствовать его реализации.

Таким образом, большую роль в правотворческой деятельности играёт учёт вышеназванных факторов, следовательно, для адекватного функционирования правотворческой деятельности жизненно важен анализ не только социально-экономической ситуации и политической конъюнктуры в стране, но и тщательный и беспристрастный анализ существующего состояния законодательства. Именно такой подход является правильным и позволяет отслуживать динамику развития правотворческого процесса.8

В Российской Федерации правотворческий процесс является системой процедур, которые осуществляются органами государственной власти: Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом, и связаны с рассмотрением законопроектов, их опубликованием и вступлением в силу. Главной идеей процесса законотворчества в России является принцип равновесия трёх субъектов правотворчества, их участие регламентируется п.п. 1 и 4 ст.105, п.4 ст. 107 Конституции Российской Федерации. Именно этот баланс обеспечивает принятие взвешенных, рациональных, легитимных в глазах общества решений.

Как уже было выяснено, законодательный процесс это ряд последовательно сменяющих друг друга этапов, комплекс взаимоотношений, развивающийся вокруг этих процессов и его участников, их взаимных прав и обязанностей, установленных Конституцией Российской Федерации, целью которых является принятие законодательных актов.

Кроме вышеназванных статей Конституции Российской Федерации урегулированию процесса законотворчества посвящены ст. ст. 104-109, а так же четыре Постановления: О толковании статей 105 и 106 Конституции Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. N 1-П9; О толковании части второй статьи 105 Конституции Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П10; О толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. N 10-П11; О подтверждении обязанностей Президента РФ, предусмотренных частью третьей статьи 107 Конституции РФ Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 1998 г. N 11-П12. В федеральном законе от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»13 прописан порядок принятия поправок к Конституции РФ. Все прочие законотворческие процедуры прописаны в регламентах Федерального Собрания РФ: Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации утв. Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД14; Регламент Совета Федерации Федерального Собрания (с изменениями от 29 марта, 29 мая, 11 декабря 2002 г., 12 февраля 2003 г.) утв. Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ15.

2.2. Правотворчество в Российской Федерации: практика и проблемы

Как и в любом другом государстве с федеративным устройством, с субъектами, обладающими определённой степенью самостоятельности, но, всё же, являющимися составной частью одного целого, в Российской Федерации, федеральная правовая политика не может быть изолирована от региональной правовой политики, которая проводится каждым субъектом на местном уровне.

В целом процедура правотворчества в субъекте Федерации аналогична подобной процедуре на федеральном уровне. Она проходит все те же стадии от проработки законопроекта и внесения его в план законопроектных работ органа государственной власти субъекта Федерации, до принятия и опубликования.

 Так же, субъекты Федерации наделены правом законодательной инициативы, что позволяет им участвовать в федеральном законодательном процессе, реагируя на те или иные события в стране. Но, необходимо заметить, что роль субъектов достаточно незначительна, как по количеству предложений, так и по количеству реализованных предложений, по сравнению с лидирующими позициями Московской областной и Московской городской Думами. Так же, важно обратить внимание, что в Конституции РФ, в упоминаемых регламентах Палат Федерального собрания РФ, как и в прочих нормативно-правовых актов, в том числе актов субъектов Федерации отсутствует чётко прописанная регламентация порядка участия субъектов РФ в правотворческом процессе с законодательной инициативой на федеральном уровне. Естественным следствием такого положения дел является децентрализация правового регулирования.

Как уже стало очевидно, российское законодательство, являясь результатом процесса законотворчества, страдает рядом проблем, это и разночтения, и несогласованность, юридические коллизии, а так же непоследовательности и бессистемность, как признак отсутствия приоритетов. Хотя, необходимо, заметить, что  в последние годы в этой области наметился существенный сдвиг – несмотря на некоторую непроработанность, общая масса законопроектов стала более однонаправлена, а принятие и общая их тематика укрепились в своей последовательности.

Так же с качеством правотворчества, а, следовательно, и законодательства связан принцип профессионализма правотворчества, который не всегда соблюдается, что имеет пагубные последствия для российского законодательства.

Выходом из сложившейся ситуации может стать научная экспертиза и мониторинг функционирования существующих законов. При названных аналитических действиях предполагается выявление соблюдаемости закона теми лицами, которым он адресован, для понимания тех причин, по которым данный закон не достигает своей цели. Так же, при исследовании условий и причин фактического бездействия норм закона следует проводить различие между индивидуально технологическим, социально-психологическим и государственно-организационным факторами. Более того, крайне важным является то, что результатом пристального наблюдения за действиями законов, и анализа полученных данных станет стабилизация законов и законодательство в целом,- уменьшится практика частого изменения недавно принятых законов.

Автор данной курсовой работы приходит к мнению, что именно эти методы борьбы с проблемами правотворчества являются мерами, которые позволят установить более прочную связь между законодательной деятельностью и её конечным результатом. Это позволит совершенствовать и развивать российское законодательство, сформировать адекватную концепцию законодательного обеспечения политики государства.

2.3 Правотворчество в Российской Федерации: перспективы развития

С каждым днём всё очевидней становится необходимость интенсификации правотворческой работы в Российской Федерации, которые должны параллельно вестись, сопровождать политические и экономические реформы, ровно, как и процесс интеграции в международное сообщество. Под интенсификацией правотворческой работы подразумевается обеспечение верховенства закона во всех сферах жизни общества.

На  сегодняшний день Российское законодательство,  как и правотворчество можно охарактеризовать следующим образом: попутно процессу интенсификации проходит процесс унификации и специализации, при сохранении некоторой противоречивости и достаточно заметного увеличения массива технико-юридических предписаний.

Вышеназванные характеристики можно условно разделить на три группы тенденций: полное усиление законодательного приоритета, углубление и стабилизация; специализация и спецификация законодательства с последующей дифференциацией и детализацией; унификация правовых основ, генерализация, стремление к комплексности. В целом, весь правотворческий процесс характеризуется явным стремлением к демократизации, пристальным вниманием к вопросу качества и целесообразности принимаемых нормативно-правовых актов. Достаточно частым явлением становится привлечение к правотворческой деятельности, а именно разработке и обсуждению законодательных актов, квалифицированной научной общественности.

Главным же недостатком существующей системы правотворчества является его несогласованность и противоречивость, что не может не оказывать дестабилизирующее влияние на правотворческие процессы, приводя к бессистемности и абстрактности правовых актов. Существующее в нашей стране отставание правотворчества от потребностей общества имеет отрицательное влияние на правовое и социально-экономическое развитие.

Если затрагивать проблему стабильности законодательства, то её обеспечение производится рядом факторов: материальными и специальные юридическими. К специальным юридическим факторам относят соответствие Конституции Российской Федерации текущему законодательству, высокая степень правовой интенсификации, функционирование подзаконных нормативных актов на основе закона, юридически грамотное использование нормативных актов. Материальные факторы включают в себя: устойчивость государственно-политических, социально-экономических, национальных взаимосвязей, своевременное законодательное реагирование на процессы, протекающие в обществе с учётом динамики их развития, обоснованность и целесообразность планируемых преобразований.

Быстрые темпы социально-экономических трансформаций в дальнейшем будут обуславливать ускоренную динамику нормативного регулирования, делая акцент на учёте специфики различных сторон общественных отношений. Важное место будет занимать специализация, воздействую как на форму, так и на содержательную составляющую, всё более сегментируясь на основе отраслевого, функционального, регионального деления.

Помимо саморазвития, улучшение, спецификация, специализация законодательства безусловно оказывает положительное воздействие практически на все сферы жизни общества, урегулировать которые и являет его целью и прямой, непреложной задачей.


Заключение

 Правотворчество относится к числу юридических категорий, имеющих в равной мере научное и практическое значение. Согласно проведённому исследованию под правотворчеством необходимо понимать организационно-оформленную деятельность государственных органов, являющую собой организационно-волевой, объективно-исторический процесс, нацеленный на создание нормативно-правового акта  в целях правового урегулирования,  либо регламентирования  общественных отношений.

 Что касается содержания процесса  правотворчества, то можно сделать вывод о том, что правотворчество в Российской Федерации всё ещё находится на стадии становления, хотя, необходимо наметить, процесс этот практически завершён16. В целом сегодняшнюю правотворческую ситуацию можно охарактеризовать как переход от систематичного поиска и реформирования, к системе накопления и оптимизации. Несомненен тот факт, что Российская Федерация уже встала на долгий путь построения правового государства, что должно обеспечить нашей стране необходимый рычаг для интеграции в международное сообщество. Целью этого пути должно стать создание государственной системы, основанной на верховенстве закона.

Но, несмотря на столь оптимистичные ожидания, не стоит забывать о том, что у российского правотворчества, всё же, имеется ряд вопросов и проблем, требующих разрешения. Как мы успели заключить, к таким проблемам относится необходимость более вовлечённого участия всех субъектов Российской Федерации в процесс федерального правотворчества, а так же улучшение качества правотворчества на местном уровне. Ключевую же роль должна занимать борьба с бессистемностью и непроработанностью принимаемых нормативно-правовых актов, так как именно системный взгляд на эту проблему позволит российскому правотворчеству сформировать адекватную концепцию законодательного обеспечения политики государства.

Многие исследователи делают акцент на том, что совершенствование правотворчества невозможно без совершенствования науки и гражданского общества, с чем автор данной работы полностью согласен. А поэтому, в целях роста уровня законотворчества, нужно не только повышать качество законодательной техники, и правовых основ законотворчества, не слепо копировать законодательные приемы из зарубежного опыта, а бороться с правовым нигилизмом в стране, и в целом повышать значение и роль юриспруденции в Российской Федерации.

Литература

  1.  Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2005. С. 342.
  2.  Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник / М.:Юристъ, 2004. – С. 298.
  3.   Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М., 2007.- 633с.
  4.  Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 16 февраля 1998 г. - №7. - Ст. 801.
  5.  Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П "По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17 апреля 1995 г. - №16. - Ст. 1451.
  6.  Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П "По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17 апреля 1995 г. - №16. - Ст. 1451.
  7.  Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. N 10-П "По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации" // Российская газета. - 5 мая 1996 г.
  8.  Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. N 1-П "По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 27 марта 1995 г. - №13. - Ст. 1207
  9.  Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 18 февраля 2002 г. - №7. - Ст. 635.
  10.  Теория государства и права: Учебник / Р. Х. Макуев. – Москва-Орел: Изд-во ОРАГС, 2005., с 407
  11.  Федеральный закон от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 9 марта 1998 г. - №10. - Ст. 1146.
  12.  Ю.А. Дмитриев, В.В.Лазарев. Общая теория права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.С.Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. – С. 208-209.
  13.  Юртаева, Е. А. Закон о нормативно правовых актах и практика Российского правотворчества // Журнал Российского права. – 2006.- № 5. – С. 12-22
  14.  Яндекс.Словари. Конституционное право РФ. — 2002
  15.  http://base.garant.ru/10106457/
  16.  http://slovari.yandex.ru/~книги/Элементарные начала общей теории права/Правотворчество/ 
  17.  http://www.constitution.ru/10003000/10003000-7.htm

1 Мелехин А.В.. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн,2007. - 633 с., 2007

2 Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2005. С. 342.

3 Теория государства и права: Учебник / Р. Х. Макуев. –Москва-Орел: Изд-во ОРАГС, 2005., с 407

4 Яндекс.Словари › Конституционное право РФ. — 2002

5 http://www.constitution.ru/10003000/10003000-7.htm

6 Ю.А. Дмитриев, В.В.Лазарев. Общая теория права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.С.Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. – С. 208-209.

7 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник / М.:Юристъ, 2004. – С. 298.

8 Юртаева, Е. А. Закон о нормативно правовых актах и практика Российского правотворчества // Журнал Российского права. – 2006.- № 5. – С. 12-22

9 Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. N 1-П "По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 27 марта 1995 г. - №13. - Ст. 1207.

10 Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П "По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17 апреля 1995 г. - №16. - Ст. 1451.

11 Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. N 10-П "По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации" // Российская газета. - 5 мая 1996 г.

12 Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П "По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17 апреля 1995 г. - №16. - Ст. 1451.

13 Федеральный закон от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 9 марта 1998 г. - №10. - Ст. 1146.

14 Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 16 февраля 1998 г. - №7. - Ст. 801.

15 Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 18 февраля 2002 г. - №7. - Ст. 635.

16 http://slovari.yandex.ru/~книги/Элементарные начала общей теории права/Правотворчество/



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
15060. Свобода совести: теория и практика ограничений прав в Российской Федерации 841.33 KB
  Отсутствие проработанной законодательной базы в этой области, механизмов реализации правовых норм, а также неисполнение уже существующих норм – это далеко не полный перечень препятствий на пути к достижению взаимопонимания и плодотворного сотрудничества между государством и религиозными объединениями.
5224. Денежная система Российской Федерации. Теория и практика использования лизинга в России и за рубежом 284.51 KB
  Понятие и виды денежной системы Российской Федерации. Выпуск денег в России. Денежный оборот в РФ. Основные элементы денежной системы РФ. Организация управления денежной системой в Российской Федерации. Целью данной работы является анализ денежной системы Российской Федерации. Для выполнения поставленной цели определены следующие задачи...
7032. Бюджетное устройство Российской Федерации. Бюджетный процесс в Российской Федерации 165.21 KB
  Правовое регулирование деятельности органов власти в области бюджета. Понятие исполнения бюджета. Правовое регулирование деятельности Центрального банка РФ Федерального казначейства по кассовому исполнению бюджета органов Министерства по налогам и сборам по бюджетным вопросам. Права представительных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по контролю за исполнением бюджета.
13005. Прием гражданства Российской Федерации. Удостоверение гражданина Российской Федерации 3.23 MB
  Гражданство – это принадлежность человека к государству, следствием чего является распространением на него основных прав, обязанностей, установленных законодательством государства, это одно из необходимых условий, при котором человек получает права и свободы и может исполнять законы, обязанности, установленные государством
2241. Адвокатура в Российской Федерации 31.6 KB
  Правовой статус адвокатов: их права обязанности и ответственность. Деятельность адвокатуры регламентируется также международными правовыми актами такими как: Основные положения о роли адвокатов приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе...
6775. Прокуратура Российской Федерации 30.37 KB
  Закона о прокуратуре составляют: прокуратура РФ высшее звено; прокуратуры субъектов РФ приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры среднее звено;прокуратуры городов и районов другие территориальные военные и иные специализированные прокуратуры основное звено. Названные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры от Генерального прокурора РФ до прокурора города прокурора района. Законодательство проводит различие между прокурорами как должностными лицами и прокурорами как звеньями системы органов...
8519. Бюджеты Российской федерации 24.46 KB
  В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов налогов предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога на прибыль организаций по ставке установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет по нормативу 100; налога на добавленную стоимость по нормативу 100; акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья по нормативу 50; акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья за исключением пищевого по нормативу 100; акцизов на спиртосодержащую продукцию по...
6778. Конституционный Суд Российской Федерации 27.11 KB
  Конституционный контроль его задачи и формы осуществления Появление понятия конституционного контроля связано с разработкой теорий конституционного государства и разделения властей. Какие же органы могут осуществлять функцию конституционного контроля Законодательные органы в принципе могут контролировать соответствие нормативных актов органов исполнительной власти Конституции и законам. Поэтому орган конституционного контроля должен быть независим как от законодательных так и от исполнительных органов государственной власти с тем...
6773. Нотариат в Российской Федерации 9.07 KB
  Основ нотариальные действия в Российской Федерации совершают как нотариусы работающие в государственной нотариальной конторе так и нотариусы занимающиеся частной практикой. На должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке установленном Основами гражданин Российской Федерации имеющий высшее юридическое образование прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса занимающегося частной практикой сдавший квалификационный экзамен имеющий лицензию на право...
801. Верховный Суд Российской Федерации 29.85 KB
  В правовом демократическом государстве действует правило согласно которому как само государство так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны относить свои поступки с правом.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.