Формы политического режима

Рассматривая формы политического режима мы прежде всего отвечаем на вопрос кто и как правит в государстве чья и какая кратия или архия власть установлена в обществе.2 Политический режим это те средства и методы которыми данная власть обеспечивает свое господство в стране и управление обществом.Автократия самовластии неограниченная власть одного лица монарха президента . Аристократия власть знати привилегированного большинства знатных лучших людей .

2014-06-23

20.85 KB

2 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Контрольна робота з Політології

Назва роботи ____Типи політичних режимів_________________________ 

Тема: __№ 31____________________________________________________

 

       

ПЛАН:

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………4

  1.  ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА……..5
  2.  ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО…………...7
  3.  АВТОРИТОРИЗМ..…………………………………..10
  4.  ДЕМОКРАТИЯ..……………………………………...12

ВЫВОД………………………………….……………..15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….16


ВВЕДЕНИЕ

       Рассматривая формы  политического режима, мы прежде всего, отвечаем на вопрос , кто и как правит в государстве, чья и какая « кратия» или  «архия»  (власть)  установлена в обществе. Именно поэтому в характеристиках политических режимов чаще всего фигурируют те или иные виды власти:  автократия,  охлократия,  диктатура и пр.

Политический режим откладывает отпечаток не только на характер  проведения  государственной политики, но и в целом на всю политическую  жизнь общества.  В какой-то мере содержательные характеристики  политического режима использовались  при классификации политических систем.  Когда говорят о политическом режиме , то подразумевают наличие  той или иной степени  политической свободы,  политико-правовое положение  личности, методы  деятельности государственных органов.                  

В связи с этим в данной работе ниже и будет рассмотрены  основные формы правления и методы деятельности государственных органов при том или ином режиме.

  1.  
    ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

 

  Согласно наиболее распространенному толкованию, режим определяется как  совокупность средств  и методов осуществления  экономической и политической власти   определенных групп и классов.2

 Политический режим- это те средства и методы, которыми данная власть  обеспечивает свое  господство в стране  и управление обществом.3

Политический режим  представляет собой  способ функционирования  политической системы общества, определяющей характер  политической жизни общества.4

Характер политического режима  зависит от следующих моментов:

- от реального функционирования структур политической системы (государства,  партий,  общественных организаций);

- степени гласности в работе органов  власти, их открытости   для контроля  и воздействия со стороны общественного мнения;

-процедур отбора  правящих групп, выдвижения и подбора руководителей;

-состояния законности и реальной  силы ее в обществе, особенностей  политической культуры  и политических традиций.

Основные формы правления следующие:

.Автократия- самовластии, неограниченная  власть одного лица (монарха, президента)

.   Аристократия- власть знати, привилегированного  большинства знатных (лучших) людей

. Плутократиявласть богатых,  господство в обществе  «денежных мешков»

. Тимократия - власть привилегированной верхушки состоятельных людей

.          Теократия- власть церкви и духовенства

.       Геронтократия-  власть старейшин, старшего поколения людей

.  Демократия-  народовластии, власть всего народа, широких слоев общества

. Охлократия-  власть толпы, людей с площади, склонных к неблагоразумным действиям

. Монархия-  власть одного правителя-монарха (шаха, султана, короля и пр.

. Олигархия-  власть немногих, небольшой группы людей (богачей, политиков, военных и пр.)

. Полиархия-  власть многих, власть в руках трех и более лиц: военной хунты, Политбюро ЦК КПСС и т.д.; форма демократии , при которой  на действия правительства заметно  влияют различные  общественные организации (профсоюзы, союзы предпринимателей , фермеров и пр.)

. Анархия-  отсутствие власти,  безвластие,  вызывающее дезорганизованность в обществе

. Диктатура  -неограниченная власть одного лица (диктатора) , группы лиц,  политической партии и т.д.

. Бюрократия- чрезмерная  власть чиновников  в обществе (заботящихся главным образом  о себе)

Важно заметить, что в реальной жизни  многие из этих форм  могут накладываться друг на друга. В частности,  хорошо «уживаются»  вместе теократия  и монархия.  Иногда, к сожалению,  совместимы теократия и диктатура,  демократия и анархия  и т.д. Кроме того, иные из перечисленных  здесь форм в какой-то мере тавтологичны, т.е. повторяют друг друга и обозначают весьма схожие  ситуации правления в обществе. Все же многообразие типов  государств по политическому режиму  сводится обычно к трем формам:  тоталитарной, авторитарной и демократической. Главные различия между ними-  в характере власти и степени обеспеченности  прав и свобод граждан.

  1.  
    ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

  Тоталитаризм как тип политической системы возник  в ХХ веке.  В конце 20х годов  английская газета «Таймс» писала  о тоталитаризме  как о негативном явлении, характеризующем не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР.

Теория тоталитаризма складывалась в 40-50х гг. и получила развитие  в последующие десятилетия. Она широко использовалась  Западом в целях идеологической борьбы  против коммунистических стран.  Первые классические теоретические исследования  по проблемам тоталитаризма- работы Ф.Хайека  « Дорога  к рабству» (1944) и Х.Аренд « Истоки тоталитаризма» (1951), а также совместный труд К.Фридриха и З.Бжезинского  « Тоталитарная диктатура и автократия» (1956), в котором сделана попытка  эмпирически обосновать тоталитаризм как понятие, отражающее сталинизм и другие однотипные политические режимы.

Более поздние попытки создать эмпирическую, построенную на базе реальных, верифицируемых фактов теорию тоталитаризма  не имели особого успеха.

Общими отличительными признаками тоталитаризма  являются стремление  к всеобъемлющей организованности общества  и полному контролю  за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы  в соответствии  с революционной  по своему характеру  социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной  свободы и социальных противоречий.

Главной общей предпосылкой  тоталитаризма является индустриальная стадия  развития общества. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и организацию, сделала техниче6ски возможными систематическую идеологическую    индокринацию (насильственное  внедрение идеологии,  доктрины), тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль за личностью. Именно на этой ступени развития в ряде стран  появились мощные  организационные монстры-  монополии, регулирующие  целые отрасли промышленности  и наладившие тесное  взаимодействие с государством.

Тоталитаризм представляет собой  специфическую попытку разрешения обострившегося  в ходе общественного развития  реального противоречия  между усложнением социальной организации  и индивидуальной свободой.               Отец итальянского  фашизма Муссолини отмечал: « Мы первыми заявили,  что чело сложнее  становится цивилизация, тем более ограничивается   свобода личности».5

Одной из важнейших субъективных  предпосылок тоталитаризма  является психологическая неудовлетворенность человека  атомизацией общества в индустриальную эпоху, разрушением традиционных  коллективистских общинных и религиозных  связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения.

Психологическая неудовлетворенность существующим  строем, а также привлекательность  тоталитаризма  резко возрастает в периоды острых социально-экономических кризисов,  вливающих  свежую кровь  и новую энергию  в тоталитарные движения.  Кризис резко усиливает  бедствия и недовольство населения, ускоряет созревание необходимых  для тоталитаризма  социальных предпосылок- появления значительных по численности  и влиянию  социальных слоев,  непосредственно участвующих  в тоталитраной революции или поддерживающих ее. Это достигается  в первую очередь  через резко усиливающиеся в кризисные времена маргинализацию  и люмпенизацию общества. Наиболее  решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы- промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной среды обитания , утратившие культурную и социально-этническую идентификацию.

С помощью социальной демагогии тоталитарные движения   могут использовать в своих целях недовольство различных слов. Так, в России большевики, руководство которых состояло  в основном из социальных и этнических маргиналов,  мастерски использовали  требования крестьян  о безвозмездной раздаче  помещичьих земель,  чтобы впоследствии отнять у них  всю землю,  а также массовое недовольство солдат  и всего населения разрушительной войной.

В Германии социальной опорой национал- социалистического тоталитаризма  стал «новый промежуточный» класс-  многочисленные конторские  служащие, машинистки, учителя,  торговцы, администраторы, мелкие чиновники и пр., положение которых значительно  ухудшилось по сравнению  с привилегированным положением  промышленных рабочих,  защищенных сильными  профсоюзами и государственными законами. Рядовые члены  национал-     социалистического движения в первые годы  его существования были   значительно беднее тред-юнионистов или членов  социал-демократической партии.

Общие предпосылки тоталитаризма  следующие:

  1.  индустриальная стадия развития;
  2.  нарастание  рациональности и организованности в жизни общества;
  3.  появление монополий  и  их срастание с государством;                                                                                                                            
  4.  этатизация общества, особенно усиливающаяся во время войн;
  5.  массовое коллективистско-механистическое мировоззрение;
  6.  эмоциональная уверенность   в возможности быстро  улучшить жизнь  с помощью рациональных  общественных преобразований;
  7.  психологическая неудовлетворенность социальным отчуждением личности, ее беззащищенность и одиночество;
  8.  острый социально-экономический кризис, резко  усиливающий беды и недовольство населения;
  9.  появление многочисленных  маргинальных слоев.     

Суть тоталитарного  государства в том, что власть  правителей в нем является абсолютной, насильственной и всеподавляющей, в результате чего права  и свободы граждан предельно ограничены. 

  1.  
    АВТОРИТАРИЗМ

 Авторитаризм характерен как для обществ, прошающихся с тотаритарным прошлым (двигающихся к демократии), так и для перерастающих в тоталитарное общество (уходящих от демократии). С тоталитаризмом его обычно роднит  автократический, не ограниченный законами  характер власти,  с демократией- наличие автономных, не регулируемых государством  общественных сфер, особенно экономики  и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом авторитарной политической системе присущи следующие черты:

. Автократизм ( самовластие) или небольшое число  носителей власти . Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц ( военная хунта,  олигархическая группа и т.д.)

. Неограниченность  власти, ее неподконтрольность  гражданам. При этом власть может править с помощью законов,   но их она  принимает  по своему усмотрению.

. Опора (реальная  или потенциальная) на силу.

. Монополизация власти и политики , недопущение  реальной политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме   возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии  их подконтрольности властям.

. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство  или ограниченное вмешательство  во внеполитические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения  собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она и может влиять на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая  при  этом механизмы рыночного саморегулирования.

. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную  власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую  автономию личности и общества во внеполитических сферах.

Авторитаризм вполне совместим  с уважением всех других, кроме политических,  прав личности.  В то же время в условиях авторитаризма  граждане не имеют каких-либо  институциональных гарантий своей  безопасности и автономии.

Авторитарные политические системы очень разнообразны.  Это-монархии,  деспотические, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и пр.  Авторитарные правительства могут добиваться признания населения не только силой,  с помощью массового истребления  и запугивания противников, но и более гуманными средствами. Большинство авторитарных режимов в Азии,  Африке и Латинской Америке оправдывали  свое существование  необходимостью  национального освобождения и возрождения.

Если взять теперь наше отечество, то Россия, по мнению исследователей, во все времена в той или иной мере  «грешила» авторитаризмом. Яркие примеры-правление царя Ивана  Грозного ( 1530-1584), императоров Петра Великого (1672-1725), Николая 1 (1796-1855) и др. Не случайно некоторые полагают, что российский  народ  по своей природе нуждается в авторитарной власти  и любит авторитарных вождей.


. ДЕМОКРАТИЯ

  В переводе с греческого  «демократия» означает  «власть народа».                                                                                                                                                                   Существуют три конкретные модели народовластия. Рассмотрим их.

Так, античная демократия, которая сводилась  к власти большинства населения, на деле превратилась  в охлодемократию, или охлократию,- власть возбужденной толпы, митингующей на площади. По свидетельствам древнегреческих философов Платона  (427-347 гг. до н.э.)  и Аристотеля (  384-322 до н.э.)  такой тип  управления обществом основан  не на законах,  а на бесконечно меняющихся прихотях толпы, попадающей под влияние то одного, то другого   сладкоголосого и крикливого  демагога-говоруна. В результате растут наглость и своеволие черни, ущемляются права меньшинства и отдельной личности.

Другой негативный опыт «коллективистской» модели  народовластии дала социалистическая демократия в бывшем СССР и в других странах. Она по существу  представила собой  псевдодемократию (  демократию на словах), поскольку означала  полное подавление  отдельной личности коллективом, обществом, государством, господствующей политической партией и официальной идеологией.  Человек был лишен возможности реально влиять на формирование и действие властей.

Однако и  «индивидуалистическая» и либеральная  демократия, нацеленная на максимально неограниченную  личную свободу граждан и минимальное вмешательство государства в их дела, тоже не лишена недостатков. Она усиливает социальное неравенство и разлад общества и на практике может стать олигархо- или анархо-демократией или, еще хуже,- тем и другим вместе.   

В частности, олигархическая демократия проявляется в том, что к признакам народовластия здесь  добавляется та или иная доза олигархии- обычно в виде господства в обществе кучки крупных бизнесменов и политиков.

В свою очередь, анархо-демократия  представляет подчас безвластие;  когда на фоне соблюдения тех или иных  демократических процедур (например, выборов власти)  в обществе фактически правят   вседозволенность,         беззаконие, преступность.

Таким образом, понятие демократии гораздо сложнее, чем просто «народовластие». При этом не существует какой-то «чистой», идеальной демократии, и любая ее модель  имеет свои плюсы, и минусы. 

Как бы то ни было, но наиболее развитые современные общества возглавляются  демократическими  государствами.  Их суть в том, что граждане имеют право  участвовать в выработке управленческих решений, а правители получают власть с согласия управляемых.

Важнейший принцип демократии состоит в том, что источником власти в обществе является народ. Это означает, что народ непосредственно участвует в самоуправлении, в разработке и принятии законов, решений ( путем их открытых обсуждений, формулирования,  одобрения на референдумах и пр.)- прямая демократия;  либо выбирает своих представителей в органы власти, может контролировать и сменять их- представительная демократия.

Обе эти системы имеют свои плюсы и минусы. Так, прямая демократия  из-за недостаточной политической  грамотности и настроя  на сиюминутную выгоду избирателей,  из-за их эмоциональной неуравновешенности                             и подверженности внушению со стороны конкурирующих СМИ, политиков и других людей подчас ведет у принятию  неоптимальных решений. Кроме того,   проведение опросов  и референдумов сложно  и дорого стоит.

Представительная демократия (репрезентативная)  в этом плане более рациональна,  поскольку  управлением занимаются  относительно небольшие группы  профессионалов. Но тут есть и ряд недостатков:  в межвыборный период  народ  в основном отстранен от власти, есть опасность отрыва  народных избранников от рядовых граждан, проявлений  бюрократизации, коррупции,  работы на собственные  интересы и т.д.

Второй важный  принцип  демократии-выборность основных органов государства. Он предполагает  действие  в обществе специальных  юридических норм  (избирательного права),  регулирующих участие      граждан в выборах, их право избирать  и быть избранными  в различные органы власти, порядок проведения свободных, честных, альтернативных и контролируемых   общественными организациями выборов.

Следующий  демократический принцип- подчинение меньшинства большинству  при принятии и выполнении решений. Однако наряду  с этим меньшинство  всегда вправе иметь  и отстаивать свое  особое  мнение.

Четвертый принцип- самый главный для демократии. Это-гарантия  основных прав и свобод  для каждого члена общества и равноправие  граждан.  Главный он потому, что  демократия- не самоцель. Она нужна лишь как средство   обеспечения свободы и жизненно важных прав каждого человека. Иначе, зачем демократия, если в обществе кто-то угнетен  или страдает?

Наконец, еще одна существенная черта демократии- открытый характер общества. Характерные черты открытого общества:

- это общество со свободной конкурентной и рыночной  экономикой,  интегрированной  в остальной хозяйственный мир;

- это общество  с самобытной национальной культурой, гостеприимно открытой для взаимообмена  с культурами других стран;

- это общество, в котором уважают  и соблюдают права людей, поощряют развитие  гражданского общества;

- нет запретов  на честную и полную информацию;

- нет закрытых социальных элит; успех каждого зависит от его личных усилий и трудолюбия.

Опыт многих стран показывает, что демократия успешно  развивается лишь  в тех обществах, которые готовы к ней- материально, интеллектуально и психологически.


ВЫВОД

 Политический режим- это те средства и методы, которыми данная власть  обеспечивает свое  господство в стране  и управление обществом.

Политический режим  представляет собой  способ функционирования  политической системы общества, определяющей характер  политической жизни общества.

Тоталитарное  государство - власть  правителей в нем является абсолютной, насильственной и всеподавляющей, в результате чего права  и свободы граждан предельно ограничены. 

Автократизм ( самовластие) или небольшое число  носителей власти . Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц ( военная хунта,  олигархическая группа и т.д.). Авторитаризм можно определить как неограниченную  власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую  автономию личности и общества во внеполитических сферах.

 В переводе с греческого  «демократия» означает  «власть народа».   Три модели народовластия: античная демократия,  олигархическая демократия, анархо-демократия .                                                                                                                                                           

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Борисов Л.П. Политология: Учебное пособие.-М.: Белые альвы, 1996

. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1991

.  Политология. Энциклопедический словарь. М., 1991

. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник.-М.: Аспект Пресс, 1997

. Хайек Ф.А. Дорога к рабству//Новый мир.1991.7.

2  Политология. Энциклопедический словарь. М., 1991-С.340

3  Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие.- Финансы и статистика, 2005.-С.182

4  Борисов Л.П.  Политология: Учебное пособие.- М.: Белые альвы, 1996.-С.51

5 Хайек Ф.А. Дорога к рабству//  Новый мир. 1991.7. С.197

15



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
17372. Основы политического анализа 26.79 KB
  Политический анализ пока еще не стал неотъемлемым компонентом российской государственной практики. Чьим диагнозам и прогнозам можно доверять а чьим нет Что должно находиться в основании политического анализа: журналистское чутье научные знания или опыт эксперта Какими методологическими конструкциями оперируют ведущие аналитические центры мира Существуют ли в зарубежной и российской политической аналитике свои школы и направления или же эта отрасль остается в методологическом смысле кустарным промыслом а в плане общественной ценности...
20804. Характеристика политического лидерства 23.67 KB
  Какой тип политических лидеров характерен для России Характеристика политического лидерства Механизм политического лидерства предполагает систему правил в соответствии с которыми происходит выдвижение лидера в структурах власти и осуществление им своих властных полномочий. Одним из современных вариантов интерпретаций политического лидерства может быть предложенный Ж. Лидерство на государственном уровне которое можно определить как способ организации и осуществления власти в условиях демократического развития общества дифференциации...
14792. Лексическая характеристика политического дискурса 14.29 KB
  Купина определяет идеологему как вербальную единицу непосредственно связанную с политическим денотатом и получившую устойчивое идеологическое приращение фиксируемое нормативными толковыми словарями Купина 2003: 90. Непримиримые оппоненты согласны только в том что высшая ценность – это свобода но каждый посвоему понимает что такое свобода и...
19269. Особенности политического процесса в России 24.03 KB
  Основные стадии политического процесса выражают динамику развития политической системы начиная с ее конституирования и последующего реформирования. Цель работы – исследование политического процесса на примере современной России.
3054. Зарождение политического радикализма. А.Н.Радищев 32.4 KB
  Между тем сочинения Радищева разнообразны и помимо Путешествия из Петербурга в Москву включают поэзию во многом новаторскую философский трактат О человеке о его смертности и бессмертии юридические сочинения. Радищева получила название концепции восходящее циклического развития общества. Радищева. Имя Радищева окружено ореолом мученичества но кроме этого для последующих поколений русской интеллигенции Радищев стал неким знаменем как яркий и радикальный гуманист как горячий сторонник примата социальной проблемы.
14478. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 941.11 KB
  Рассмотреть существующие технологии и средства политического воздействия как в период информационной войны, так и в «мирное» время. Проанализировать специфику аудитории социальных сетей, принципы их функционирования, особенности коммуникации в социальных сетях. Отследить в социальных сетях контент политической направленности и проанализировать его.
10496. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ 38.61 KB
  Историческая периодизация и характеристика политических процессов в России в период 8090х годов ХХ века. Особенности современного этапа политического процесса в России.Линкольн Политическая история России за последние почти два десятилетия охватывает период который как по своей историкособытийной так и структурной насыщенности в иных исторических условиях и в других странах можно было сравнить с несколькими десятилетиями а то и с целыми столетиями.
15109. Особенности права политического убежища в Российской Федерации 444.66 KB
  Право убежища – это международный, межотраслевой, демократический институт права, представляющий собой особое право лица, преследуемого в стране своей гражданской принадлежности или постоянного пребывания искать, просить и получить на территории другого государства в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права на личную безопасность и исключительное право государства предоставить убежище или отказать ему в этом.
6802. Конституционные основы политического плюрализма и идеологического многообразия в РФ 9.74 KB
  Основы конституционного строя - это закрепленные в Конституции РФ исходные принципы территориальной, политической, социальной и экономической организации государства, приоритеты общественного развития, основы общественного устройства.
19247. Рациональная организация режима дня детей 3 – 4 лет 30.48 KB
  Характеристика понятия Рациональная организация режима дня детей 3 - 4 лет. Анатомо-физиологические особенности младших школьников с точки зрения организации и соблюдения режима дня детей 3-4 лет. Условия формирования рационального режима дня для детей. Диагностика уровня сформированности представлений у детей.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.