Изменения законодательства о выборах в законодательные органы государственной власти в Российской Федерации и Тюменской области

Изменения законодательства о выборах в законодательные органы государственной власти в Российской Федерации и Тюменской области. Российское законодательство о выборах в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации...

2015-09-25

49.73 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


34

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………  3

Глава 1. Изменения законодательства о выборах в законодательные органы государственной власти в Российской Федерации и Тюменской области ….  5

1.1. Российское законодательство о выборах в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации …………………  5

1.2. Законодательство о выборах в Тюменскую областную Думу………….. 11

Глава 2.  Анализ  кандидатов  в  Тюменскую  областную  Думу  третьего созыва ……………………………………………………………………………17

Глава 3. Анализ кандидатов в Тюменскую областную Думу четвертого созыва ……………………………………………………………………………22

Заключение ………………………………………………………………………31

Список использованной литературы …………………………………………..33

Введение

К настоящему времени практически во всех субъектах Федерации действуют принятые ими в установленном порядке конституции (в республиках) и уставы (во всех других субъектах), в соответствии с которыми функционируют их законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти. Таким образом, в принципе можно считать завершенным процесс формирования системы государственных органов на уровне субъектов Российской Федерации.

Представительная демократия неосуществима вне и без избирательного процесса, обеспечивающего через систему избирательных правоотношений возможность выбора между различными кандидатами, претендующими на проведение в течение определенного в законе срока санкционированной избирателями государственной политики. Выборы - это необходимый и важнейший механизм осуществления демократии. Выборы - это хотя и недостаточный, но необходимый признак демократического государства.

Органы государственной власти могут формироваться двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти в демократическом обществе, осуществляются выборными органами или лицами, занимающими выборную должность. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. В любой стране гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей,  в состоянии обеспечить добровольное законопослушание граждан, избежать острых социальных взрывов и кровавых столкновений, только если органы государственной власти  будут образованы на справедливой выборной основе с участием большинства граждан этой страны.

Актуальность исследования кандидатов в депутаты  Тюменской Областной Думы связана и с изменениями в федеральном законодательстве, согласно которым в настоящее время реализуется формирование законодательных собраний по пропорционально-мажоритарной системе.

Представляется целесообразным законодательно регламентировать также информирование избирателей не только о том, кем был выдвинут тот или иной кандидат, но и о том, каким образом он был зарегистрирован - на основе подписей избирателей или на основе внесенного залога. Соответствующие сведения можно было бы указывать в избирательных бюллетенях.

Объект работы – выборы в Областную Думу Тюменской области 2001 и 2007 годов.

Предмет работы – кандидаты в депутаты Областной Думы Тюменской области.

Цель работы – исследование социально-экономической, политической и демографической характеристики корпуса кандидатов в депутаты  Тюменской Областной Думы.

Задачи:

  1.  изучить изменения законодательства о выборах в законодательные органы государственной власти в Российской Федерации и Тюменской области;
  2.  проананализировать  кандидатов  в  Тюменскую  областную  Думу  третьего созыва;
  3.  рассмотреть кандидатов в Тюменскую областную Думу четвертого созыва.

Основными методами изучения были: изучение официальных биографий; контент-анализ прессы; анализ документов и статистики.


Глава 1. Изменения законодательства о выборах в законодательные органы государственной власти в Российской Федерации и Тюменской области

1.1. Российское законодательство о выборах в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Понятие «избирательный процесс» означает технологическую инфраструктуру и форму реализации конституционных принципов организации периодических свободных выборов и обеспечения избирательных прав человека и гражданина в рамках предусмотренной законом последовательности комплекса избирательных действий и избирательных процедур. Организация и проведение выборов осуществляется в рамках избирательной кампании как основного временного фактора совершения избирательных действий и выполнения избирательных процедур, обеспечивающих реализацию и защиту конституционного права  граждан Российской Федерации избирать и быть избранными, в данном случае, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.1

Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий.

Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти. Порядок назначения региональных выборов закрепляется в конституциях (уставах) и законах субъектов Российской Федерации.2

При осуществлении выборов в законодательные  (представительные)  органы государственной  власти  субъектов  РФ  источниками   избирательного   права являются правовые акты, которые содержат нормы,  устанавливающие  содержание конституционного права граждан  РФ  избирать  и  быть  избранными в органы государственной власти субъектов РФ и  регулирующие  порядок  осуществления этого права. Наивысшую  юридическую   силу   имеют   нормы   избирательного   права, содержащиеся  в  Конституции  Российской  Федерации.  Именно  в  Конституции Российской Федерации проводится разграничение компетенции  между  Российской Федерацией  и  субъектами  Российской  Федерации  в   сфере   избирательного законодательства.

Из статьи 73 Конституции Российской Федерации следует, что ряд вопросов избирательного  права  относится   к   исключительному   ведению   субъектов Российской  Федерации.  Так,  субъект  Российской  Федерации  самостоятельно определяет избирательную систему, применяемую при выборах в  законодательный (представительный) орган  государственной  власти,  а  также  самостоятельно устанавливает ряд конкретных параметров избирательных процедур и  институтов в соответствии с особенностями субъекта Российской  Федерации.  Естественно, что при  этом  должны  соблюдаться  стандарты  избирательных  прав  граждан, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.3

При проведении  выборов  в  законодательные  (представительные)  органы государственной власти субъектов Российской Федерации применяются  и  многие другие   федеральные   законы.   Они    регулируют    отдельные    институты избирательного  права,  упорядочивают   некоторые   стороны   избирательного процесса и определяют правовые категории,  наиболее  важные  для  построения избирательного законодательства.

Если федеральные законы с различной степенью полноты регулируют  выборы во все органы государственной власти и местного самоуправления в стране, то законы  субъектов  РФ  устанавливают  порядок  выборов   только   в   органы государственной   власти   субъектов   Федерации   и   в   органы   местного самоуправления.4

В целом совместное федеральное и региональное законодательное конституционно-правовое регулирование порядка назначения выборов является одной из существенных организационно-правовых гарантий реализации избирательных прав граждан.

Основные пункты проведения голосования на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации совпадают с общими правилами проведения голосования по всей Российской Федерации.5

Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из выходных дней, обычно в воскресенье. Исключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации.

Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.

В 2001 году принят Федеральный Закон «О политических партиях», который обязал партии принимать участие в выборах разного уровня. Логическим продолжением этого явились внесенные годом позже изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации государственных органов власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав», в соответствии с п.15 ст.35 которого не менее 50 процентов численного состава законодательных органов субъектов Российской Федерации должны формироваться по партийным спискам.6  В то же время центр оставил за регионами право решать самим вопрос о численности депутатского корпуса. В соответствии с этим были внесены изменения в Устав Тюменской области и уставы автономных округов.

Идея формирования Государственной Думы Российской Федерации и законодательных органов власти субъектов РФ по партийному принципу обосновывается необходимостью построения эффективной партийной системы как одного из основных элементов гражданского общества. По задумке ЦИК переход на пропорциональную систему должен подвигнуть партии на более активную работу в регионах. Действительно, показатель партийной принадлежности кандидатов на региональных выборах оставался до настоящего времени низким.

Важными источниками избирательного права субъектов Российской Федерации являются конституции  республик, уставы  краев,  областей,    городов федерального  значения,  автономной  области, автономных  округов.  В  этих нормативных актах, являющихся основополагающими для всей системы законодательства субъектов Российской Федерации, закрепляется ряд  важнейших норм избирательного права. В частности, здесь определяется  срок  полномочий выборных  органов  государственной  власти,  порядок  назначения выборов в органы государственной власти, а также условия осуществления гражданами РФ пассивного избирательного права при выборах в органы государственной  власти субъектов  Российской  Федерации.

Субъекты Российской Федерации в пределах предоставленных им Конституцией РФ и федеральными законами полномочий сами разрабатывают нормативные акты, регламентирующие порядок выборов президентов республик; губернаторов краев, областей; органов законодательной (представительной) власти и органов местного самоуправления. Следует однако, оговориться, что при принятии законов о выборах региональные законодатели руководствуются соответствующими нормами федерального законодательства, устанавливающего как бы единые общие стандарты, обеспечивающие необходимую степень единообразия правового регулирования выборов на всей территории Российской Федерации. К таким актам федерального законодательства следует, в частности, отнести утвержденные указами Президента РФ от 27 и 29 октября 1993 г. Основные положения о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа; Основные положения о выборах в органы местного самоуправления; а также федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления. 7

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ до 31 марта 2005 г. органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны были установить законом субъекта численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований и сроки их полномочий, а также определить порядок формирования представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований и дату выборов.

Основополагающим федеральным законодательным актом в сфере организации государственной власти субъектов Российской Федерации является Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Первоначально данный Федеральный закон установил лишь самые общие принципы формирования законодательных (представительных) и исполнительных (главным образом высшего исполнительного) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также основы их взаимоотношений. Однако высокий уровень конфликтности федеративных отношений в нашей стране, несоблюдение органами государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностными лицами Конституции и федерального законодательства, несогласованность законодательства субъектов Российской Федерации с федеральным законодательством, незавершенность и противоречивость разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, проблема договоров и соглашений требовали углубления и совершенствования законодательного регулирования соответствующих вопросов.8

Важное дополнение, направленное на совершенствование избирательных механизмов в субъектах Российской Федерации, было внесено в рассматриваемый Федеральный закон с принятием Федерального закона от 24 июля 2002 года № 107-ФЗ. Статья 4 Федерального закона была дополнена новым пунктом 4, согласно которому не менее 50 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации - не менее 50 процентов депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками в соответствии с законодательством о выборах.9

Данное изменение было продиктовано положениями Федеральных законов от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (в редакции от 27 сентября 2002 года, от 23 июня 2003 года, от 4 июля 2003 года) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"  и от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ (в редакции от 21 марта 2002 года, от 25 июля 2002 года, от 23 июня 2003 года, 8 декабря 2003 года) "О политических партиях", а также необходимостью развития многопартийности в России. Избрание депутатов по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками, способствует формированию соответствующих избирательных объединений и блоков, которые создаются партиями. Данные тенденции нашли свое отражение в федеральном законодательстве о политических партиях и о выборах. И федеральный законодатель внес соответствующие коррективы в общие принципы формирования законодательных органов субъектов Федерации. Изменение продиктовано стратегией развития политической жизни страны и не порождает правовых проблем.10

Таким образом, совершенствование федерального законодательства об организации государственной власти субъектов Российской Федерации еще далеко не завершено, но в этом направлении сделаны необходимые и весьма серьезные шаги.

1.2. Законодательство о выборах в Тюменскую областную Думу

После просмотра изменений в федеральном законодательстве о выборах в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации изучим особенности изменений в областном законодательстве. После проведения выборов 2001 года видны значительные изменения в структуре областной Думы в 2007 году. Это обуславливает исследование областного законодательства о выборах.

Так выборы 2001 года проводились согласно Устава Тюменской области и Закона «О выборах  депутатов  Тюменской Губернской Думы».11

Устав Тюменской области определяет, что:

- «Тюменская Губернская Дума  состоит  из  25  депутатов,  избираемых  в       одномандатных округах;

- Депутаты Тюменской Губернской Думы  избираются  гражданами  Российской   Федерации, проживающими на территории Тюменской области и  обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого  избирательного  права  при  тайном  голосовании;

- депутаты Тюменской Губернской Думы избираются сроком на 5 лет;

- порядок подготовки и проведения выборов депутатов Тюменской Губернской   Думы определяется законом Тюменской области».

Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции "против всех кандидатов (списков кандидатов)".

По закону каждый избиратель должен голосовать лично,  голосование за других лиц не  допускается, но практика, к сожалению, показывает, что существуют нарушения закона и иногда (вне закона) разрешается проголосовать родственникам. Этому служит пример выборов в Тюменскую Губернскую Думу в 2001 году. Известен случай, когда на избирательном участке некоторым людям было разрешено проголосовать по чужим паспортам, отданным на перерегистрацию в районный паспортный стол. Такие нарушения не единичны. 12 

В системе избирательных законов Тюменской области Российской Федерации перед выборами в Думу третьего созыва,   как   правило,   можно выделить   закон   о   выборах законодательного  (представительного)  органа  государственной   власти   «О выборах  депутатов  Тюменской Губернской  Думы». 13

По нему депутаты от установленного состава Думы избираются по 25 избирательным округам на основе единой нормы представительства по всей территории области с входящими в ее состав Ханты-Мансийским автономным округом и Ямало-Ненецким автономным округом.

Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в области не менее одного года и достигший на день выборов 21 года.

Выборы назначаются областной Думой не менее чем за три месяца до дня выборов. Днем выборов является первое воскресенье после истечения срока, на который были избраны депутаты.

Если выборы не были назначены в срок, то решение о проведении выборов принимается Избирательной комиссией Тюменской области, выборы проводятся в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Думы. 14

Правом выдвижения кандидатов обладают избирательные объединения, блоки и инициативные группы граждан.

Устав избирательного объединения должен быть зарегистрирован Управлением юстиции администрации Тюменской области за 6 месяцев до объявления дня выборов и предусматривать участие в выборах.

Избирательные блоки регистрируются избирательной комиссией области. Инициативная группа избирателей должна состоять не менее чем из 3 человек. Право выдвинуть свою кандидатуру имеет каждый избиратель области, обладающий активным и пассивным избирательным правом. В поддержку кандидата должно быть собрано подписей не менее 1% от общего числа избирателей соответствующего округа. Сбор подписей заканчивается за 55 дней до дня выборов.15 

Решение о регистрации принимается в течение 5 дней со дня принятия документов. Если в установленные сроки в округе зарегистрировано менее двух кандидатов, или на день выборов останется менее двух кандидатов, то выборы откладываются на 100 дней. Кандидат вправе не позднее чем за три дня до выборов снять свою кандидатуру. 16

Таким образом, накануне выборов 2001 года Тюменская областная Дкма формировалась из 25 депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам.

Выборы в Тюменскую областную Думу четвертого созыва состоялись в 11 марта 2007 года, что связано с поправками избирательного законодательства об объявлении в стране единого дня выборов — второе воскресенье марта либо первое воскресенье октября). 17

Чтобы определить оптимальное число народных избранников нового областного Парламента, среди депутатов был проведен опрос и 14 депутатов высказались за простое удвоение общего количества по сравнению с существующим. Председатель областной Думы Сергей Корепанов и Губернатор Сергей Собянин предлагали сократить число законотворцев до 34. Что в итоге и было принято. В этом случае пришлось «перекраивать» существующие на сегодня избирательные округа, а многочисленные функции на весьма протяженной территории округов распредел между депутатами-одномандатниками и депутатами–партийцами.

24 мая 2005 г. на очередном заседании Тюменской областной Думы по инициативе председателя постоянной думской комиссии по социальным вопросам Владимира Столярова депутаты вновь приняли поправки в региональный Устав. Нововведения сократили количество мест в парламенте области с 52 до 34. В качестве аргументов по сокращению такого значительного представительства народных избранников авторы инициативы назвали опасения по поводу увеличения расходов, которые «упадут» на бюджет после увеличения числа мест в Думе.

Между тем, по мнению политологов, это решение может быть вызвано не столько озабоченностью депутатов раздутостью штата Думы, сколько политическими проблемами, которые могли бы появиться на думских выборах четвертого созыва, сохрани они в силе численность будущей Думы в 52 человека. Как считает директор Института региональной стратегии Александр Безделов, изменения в Устав Тюменской области призваны облегчить работу органов власти в условиях выборов и пресечь попадание в областную Думу представителей оппозиции. «Ни для кого не секрет, что при голосовании в других регионах большой процент голосов берут такие партии, как КПРФ или специально созданные предвыборные блоки, которые находятся в оппозиции к местным властям, — говорит эксперт. — Тем самым они делают политический процесс в регионе непредсказуемым. Поэтому решение депутатов направлено больше на то, чтобы не дать, на мой взгляд, попасть в Думу радикальным политикам». 18

В ходе анализа изменений в законодательстве, выполненного в 2005 году, нами были сделаны следующие предположения: распространение пропорциональной системы выборов на все региональные парламенты может привести к двум последствиям. Если выборы окажутся честными, в регионах может сформироваться реальная двухпартийная система. Если же на региональных выборах будет задействован мощный административный ресурс, то будут сформированы думы, где господствует одна партия, штампующая решения, спускаемые исполнительной властью. В Тюменской области и, особенно в автономных округах с их высокой степенью управляемости выборов более вероятен второй вариант развития событий.

В Избирательном Кодексе Тюменской области, принятом областной Думой 27 мая 2003 года определены принципы формирования областной Думы четвертого созыва, половина депутатов в которой будет избираться по мажоритарным округам, половина – по партийным спискам. Депутаты Тюменской областной Думы избираются по единому общеобластному округу в соответствии со списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, а также по одномандатным избирательным округам. Количество депутатов, избираемых по единому общеобластному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, устанавливается Уставом Тюменской области. В соответствии с Федеральным законом число таких депутатских мандатов должно быть не менее половины от установленного Уставом области состава областной Думы.19 

Выборы депутатов областной Думы, избираемых по одномандатным округам, проводятся по мажоритарной избирательной системе на основе единой нормы представительства избирателей на всей территории Тюменской области с входящими в ее состав Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой и Ямало-Ненецким автономным округом.

Изменение принципов формирования региональных законодательных собраний одним из своих главных следствий должно было получить изменение взаимодействий внутри законодательных собраний. Голосование по спискам партий должно было внести остроту во взаимоотношения депутатов – представителей интересов различных социальных слоев и идеологических течений.

Глава 2. Анализ кандидатов в Тюменскую областную Думу третьего созыва

Очередным этапом к возможности обновления, вливания свежих сил в региональную законодательную элиту стали выборы 2001 года в областную Думу.

Проведем анализ характеристик кандидатов в Тюменскую областную Думу третьего созыва и выведем результаты в таблицу 1.

Таблица 1. Сравнительные характеристики кандидатов в Тюменскую областную Думу третьего созыва

Данные о кандидатах

Количество

%

Всего кандидатов:

91

100

Мужчин

78

86

Женщин

13

14

Партийная принадлежность:

Член партии

21

24

Беспартийный

70

76

Образование:

Высшее

78

85

Среднее и среднее специальное

13

15

По возрасту:

до 30 лет

11

12

30-40 лет

18

20

41-50 лет

32

35

Старше 50 лет

30

33

По роду деятельности:

Депутаты, работающие на постоянной основе

4

4

Нефтегазовая промышленность

11

12

Прочие виды промышленности

24

26

Образование

7

8

Здравоохранение

3

3

Местные органы исполнительной власти

21

23,5

Иные сферы деятельности

21

23,5

Депутаты предыдущего созыва

8

9

Из данной таблицы видно, что большая часть кандидатов мужчины. Большинство кандидатов имеют высшее образование Подавляющее большинство кандидатов являются беспартийными. Однако, прослеживается новая тенденция – появление кандидатов, открыто заявляющих о своей принадлежности к формирующейся партии власти – «Единство», хотя пока их незначительное количество. Активно участие в предстоящей избирательной кампании приняли движения "Единство", "Отечество", "Россия", Народная партия, КПРФ и РКРП.

По возрастным особенностям среди кандидатов преобладают кандидаты от 40 до 50 и старше 50.

По социальному статусу наблюдается примерное равенство: имеется обширный состав от различных рабочих профессий до  управленцев административной сферы и промышленности.

Таким образом, можно сделать вывод каким являлся среднестатистический кандидат в Тюменскую областную думу третьего созыва: это мужчина с высшим образованием, руководитель предприятия и беспартийный от 40 до 50 лет.

16 декабря 2001 г. состоялись выборы  в областную Думу третьего созыва по 25 одномандатным округам. Председателем Думы избран С. Корепанов. 20

В таблице 2 представлены социологические характеристики законодательной элиты Тюменского региона третьего созыва.

Таблица 2. Сравнительные характеристики депутатов Тюменской областной Думы третьего созыва21

Данные о депутатах

Тюменская областная Дума

%

Всего депутатов:

25

100

Мужчин

25

100

Женщин

0

0

Партийная принадлежность:

Член партии

4

16

Беспартийный

21

84

Образование:

Высшее

25

100

Среднее и среднее специальное

0

0

По возрасту:

до 30 лет

1

4

30-40 лет

2

8

41-50 лет

11

44

Старше 50 лет

11

44

По роду деятельности:

Депутаты, работающие на постоянной основе

2

8

Нефтегазовая промышленность

6

24

Прочие виды промышленности

2

8

Образование

2

8

Здравоохранение

0

0

Местные органы исполнительной власти

7

28

Иные сферы деятельности

6

24

Депутаты предыдущего созыва

6

24

Как показывает таблица, высоко количество депутатов 41-50 и старше 50 лет. Тоже самое наблюдалось и среди кандидатов в депутаты. На основании этого можно сделать вывод о том, что когда формирование законодательной элиты в целом состоялось, началось ее старение, в элиту престали вливаться новые силы, вместо этого – перетасовки внутри (из законодательной в исполнительную и обратно, из бизнес-элиты в законодательную и обратно).

Традиционно лидерство мужчин, если среди кандадатов и были женщины, то среди депутатов их вовсе нет. Все члены законодательной элиты имеют высшее образование. Это говорит о доверии избирателей все-таки более образованным кандидатам. Примечателен тот факт, что в составе депутатского корпуса областной Думы представлены 2 ректора: Куцев и Карнаухов. Попадание их в региональную элиту совпадает с общероссийской тенденцией роста удельного веса в составе элит ректоров вузов и представителей СМИ.

Традиционно и лидерство представителей нефтегазовой промышленности, что позволяет говорить о сращивании законодательной и бизнес-элиты региона. К этому необходимо добавить, что рост числа бизнесменов в региональных легислатурах происходит за счет уменьшения доли депутатов, не входящих в структуры власти и бизнеса.

Столь очевидный дисбаланс социального представительства в отличии от широкого состава кандидатов обусловлен материальной и правовой необеспеченностью большинства граждан страны, что усиливает их зависимость от владельцев финансовых ресурсов… Руководители хозяйственных и финансовых структур, стремясь попасть в законодательные органы, повсеместно практиковали скупку голосов избирателей и разные формы подкупа.

Подавляющее большинство депутатов являются беспартийными. Однако, в Тюменской областной Думы, прослеживается новая тенденция – появление депутатов, открыто заявляющих о своей принадлежности к формирующейся партии власти – «Единой России». Данные в таблице информируют о положении вещей на момент избрания. Позднее фракция к «Единой России» в областной Думе причисляли себя 18 человек, то есть 72% (против 16% на момент избрания).

Таким образом, введение института выборности депутатов на альтернативной основе  послужило толчком к формированию региональной законодательной элиты. В этот период представители законодательной власти Тюменской области становятся оформленной группой, имеющей собственные характеристики. Важнейшие среди них – отсутствие партийной идентификации, вместо этого – выражение корпоративных интересов; сращивание экономической элиты в лице глав предприятий ТЭК и законодательной элиты. Это позволяет сделать вывод о том, что представители законодательной власти транслируют решения, выгодные в первую очередь бизнес-элите, даже в ущерб интересам других социальных групп.

Глава 3. Анализ кандидатов в Тюменскую областную Думу четвертого созыва

Финишировавшие в марте 2007 года выборы депутатов Тюменской областной Думы по всем параметрам отличались от предыдущих выборов в этот же законодательный орган. С декабря 2001 года изменилось многое: избирательное законодательство, принципы формирования областного парламента, наконец, общая политическая ситуация. Это естественным образом сказалось на характере предвыборной борьбы. 22

В Тюменскую облдуму избирались 34 депутата: половина по партийным спискам, половина - по одномандатным округам. В выборах участвовали 69 кандидатов-одномандатников и шесть партий - "Единая Россия", ЛДПР, КПРФ, "Справедливая Россия", Российская коммунистическая рабочая партия - Российская партия коммунистов, "Демократическая партия России".

Всего задействовано в выборах 85 человек. Всего задействовано 154 кандидатов.23

Рассмотрим кандидатов в областную Думу 2007 года.

Таблица 3. Сравнительные характеристики кандидатов в Тюменскую областную Думу третьего созыва24

Данные о кандидатах

Количество

%

Всего кандидатов:

154

100

Мужчин

130

84

Женщин

24

16

Партийная принадлежность:

Член партии

131

85

Беспартийный

23

15

Образование:

Высшее

133

86

Среднее и среднее специальное

21

14

По возрасту:

до 30 лет

20

13

30-40 лет

36

23

41-50 лет

47

31

Старше 50 лет

51

33

По роду деятельности:

Депутаты, работающие на постоянной основе

6

4

Нефтегазовая промышленность

16

10

Прочие виды промышленности

58

38

Образование

9

6

Здравоохранение

3

2

Местные органы исполнительной власти

33

21

Иные сферы деятельности

29

19

Депутаты предыдущего созыва

13

9

Проведем анализ этих данных, сравнив их с данными о кандидатах 2001 года. Итак, большая часть кандидатов мужчины, хотя их представительство немного увеличилось. Большинство кандидатов имеют высшее образование, примерно такое же количество, как и в предыдущих выборах.  

Что касается партийности, то подавляющее большинство кандидатов являются партийными, в отличие от выборов 2001 года, когда ситуация была наоборот. Это, конечно, же, связано с изменениями в законодательстве о выборах, которое поменяло представительство в Думе в пользу представительства от политических партий. Если тогда партийное представительство в областных представительных органах только зарождалось, то сейчас просматривается полное превосходство партийного представительства кандидатов в Думу.

По возрастным особенностям среди кандидатов преобладают кандидаты от 40 до 50 и старше 50, но можно отметить небольшое увеличение количества кандидатов более молодых поколений.

По социальному статусу, также как и в предыдущих выборах,  наблюдается примерное равенство: имеется обширный состав от различных рабочих профессий до  управленцев административной сферы и промышленности.

Из проведенного исследования видно, что на депутатские мандаты претендуют самые разные люди. Есть среди них руководители крупных предприятий, есть штукатуры-маляры, а помимо жителей области в выборах намерены участвовать представители других субъектов Федерации.

В список избирательных объединений, участвовавших в избирательной кампании 2007 года, вошли: Демократическая партия России, Политическая партия "Союз Правых Сил", Региональное отделение политической партии "Социалистическая единая партия России" в Тюменской области, Региональное отделение Политической партии "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь" в Тюменской области, Тюменская областная организация - региональное отделение политической партии "Российская коммунистическая рабочая партия - Российская партия коммунистов", Тюменское областное отделение Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", Тюменское областное отделение Политической партии "Аграрная партия России", Тюменское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия", Тюменское региональное отделение Политическая партия "Российская экологическая партия "Зеленые", Тюменское региональное отделение Политической партии "Либерально-демократическая партия России" (ЛДПР), Тюменское региональное отделение Политической партии "Партия национального возрождения "Народная воля".25

Первоначально под угрозой оказалось участие в выборах КПРФ. Решением избиркома области список кандидатов от этой партии не прошел процедуру регистрации. Причина отказа - недостаток сведений в документах, обнаруженный у значительной части кандидатов (10 из 15). Как выяснилось, они не предоставили данные о доходах, имуществе, банковских счетах. Это первый подобный случай в истории выборных кампаний. Ранее партийные списки КПРФ с региональных и федеральных парламентских выборов не снимались ни разу, в регистрации отказывали лишь кандидатам. После устранения юридических недостатков КПРФ все же допустили к выборам.

Все же в регистрации списков было отказано 5 партиям. Не получили право участвовать в тюменских выборах "Народная воля", "Аграрная партия России", "Союз правых сил", "Российская экологическая партия "Зеленые", Социалистическая единая партия России. Причина - нарушения, обнаруженные в документах. Напомним, что СПС отказано в регистрации из-за отсутствия в нужный срок средств на избирательном счете. Тюменские правые надеялись, что их список восстановят, но результаты служебного расследования "технической ошибки" до сих пор неизвестны.

В итоге за места в тюменском парламенте поборолись шесть партий: В выборах в Тюменскую областную Думу приняли участие шесть партий: "Единая Россия", ЛДПР, КПРФ, "Справедливая Россия", РКРП-РПК, Демократическая партия России. Этот окончательный список политических объединений 12 февраля назвал председатель Тюменского облизбиркома Игорь Халин.26

Единороссы использовали хорошо известный метод "паровозов". В первую тройку избирательного списка "Единой России" входят губернатор Тюменской области Владимир Якушев, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филиппенко и губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов. Всего в список кандидатов в депутаты Тюменской областной Думы четвертого созыва, выдвинутый Тюменским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" по единому избирательному округу, входят 33 человека. Среди них: депутаты Тюменской областной Думы, вице-губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа, депутат Государственной Думы ФС РФ, гендиректоры предприятий, начальники, председатели, президенты, специалисты.

Представительный список из 17 человек зарегистрирован от регионального отделения партии "Справедливая Россия: Родина / Пенсионеры / Жизнь". Возглавил его депутат Госдумы Николай Павлов. За ним идет ректор Тюменского государственного института искусств и культуры Евгений Заболотный. Замыкает первую тройку председатель Совета регионального отделения Михаил Сердюк. Отметим, что среди кандидатов "эсэров" немало директоров предприятий.

В первую пятерку списка ЛДПР вошли: депутат Государственной Думы по ЛДПР, курирующий Тюменскую область, ХМАО и ЯНАО, Андрей Головатюк, председатель регионального отделения ЛДПР по Тюменской области Евгений Харланов, экс-директор департамента стратегического развития Тюменской области Владимир Сысоев, заместитель председателя регионального отделения ЛДПР по Тюменской области Владимир Сотников и член партии ЛДПР Алексей Скрябин. Следует добавить, что среди 19 кандидатов от ЛДПР только одна женщина - Анжелика Аксенова, которая в настоящее время является помощником депутата Думы ХМАО.

Коммунистов на выборы вел первый секретарь обкома КПРФ Владимир Чертищев. За ним еще 9 кандидатов. Из списка исключены кандидаты, не успевшие подготовить необходимые для заверения документы (из-за чего КПРФ и пытались снять с выборов). По словам секретаря обкома КПРФ Владимира Родяшина, "это очень достойные люди". Отметим, что в списке КПРФ есть штукатур-маляр и учитель физики.27

Список из 20 кандидатов в депутаты Тюменской областной Думы четвертого созыва по единому избирательному округу зарегистрирован от избирательного объединения "Тюменская областная организация - региональное отделение политической партии "Российская коммунистическая рабочая партия - Российская партия коммунистов". Эта партия также ставит первым номером "паровоз" - первого секретаря ЦК РКРП-РПК Виктора Тюлькина. На втором и третьем местах соответственно секретарь Тюменского обкома РКРП-РПК по идеологии Анатолий Ушаков и секретарь Ханты-Мансийского окружкома РКРП-РПК Нина Полякова. Самому молодому кандидату из списка РКРП-РПК 23 года. Это беспартийный тюменец Андрей Кораблев, 1983 года рождения.

Демократическая партия делегировала для участия в выборах 8 кандидатов во главе с индивидуальным предпринимателем Александром Чемериным. Кроме него, в списке 2 женщины - журналист Елена Бородулева и временно не работающая Светлана Нурхаметова, ее брат Руслан Нурхаметов, а также бухгалтер, генеральный директор ЧОП, заместитель директора ООО "Урал Север" и профессор.28

Количество кандидатов-одномандатников зарегистрировано 70 кандидатов. Всего было выдвинуто 85 человек.

Итоги голосования подсчитыватывались по так называемому "методу делителей". При нем учитываются голоса всех избирателей - вплоть до десятых и сотых, а депутатские мандаты можно будет раздать всем партиям, перешагнувшим семипроцентный барьер. Порог явки избирателей на выборы, при недостижении которого они могут быть признаны не состоявшимися, отменен.29

Наименьшие сомнения у местных политологов вызывало попадание в региональный парламента "Единой России" и "Справедливой России". Скорее всего, не останется без представителя в Тюменской областной думе и ЛДПР. Наиболее интригующая борьба за голоса избирателей прослеживается среди КПРФ, демократов и РКРП-РПК. Здесь главная задача - это переманить к себе избирателей для преодоления минимального барьера в 7%.

Рассмотрим итоги выборов в Думу третьего созыва с помощью таблицы 4.

Таблица 4. Сравнительные характеристики депутатов Тюменской областной Думы третьего созыва

Данные о депутатах

Тюменская областная Дума

%

Всего депутатов:

34

100

100

Мужчин

31

91

100

Женщин

3

9

0

Партийная принадлежность:

Член партии

34

100

16

Беспартийный

0

0

84

Образование:

Высшее

34

100

100

Среднее и среднее специальное

0

0

0

По возрасту:

до 30 лет

0

0

4

30-40 лет

4

8

8

41-50 лет

11

44

44

Старше 50 лет

19

44

44

По роду деятельности:

Депутаты, работающие на постоянной основе

4

12

8

Нефтегазовая промышленность

10

29

24

Прочие виды промышленности

6

18

8

Образование

2

6

8

Здравоохранение

1

3

0

Местные органы исполнительной власти

11

32

28

Иные сферы деятельности

0

0

24

Депутаты предыдущего созыва

12

35

24

Как видно из таблицы депутатами в основном мужчины возрастной группы старше сорока лет, хотя появилось представительство женщин в отличии от предыдущих выборов. Это отчетливо демонстрирует негласную закономерность: чем выше престиж профессии, тем меньше в ней женщин.

Все члены областной Думы четвертого созыва имеют высшее образование, что видимо является уже нормой.

Снова традиционно и лидерство представителей нефтегазовой, их количество увеличилось как впрочем и представителей местных органов власти

Все депутаты являются партийными в отличие от предыдущих областных выборов, в связи с отмеченными выше изменениями в законодательстве о выборах. Депутатами Думы стали в подавляющем большинстве представители выдвинутых партией «Единая Россия» кандидатов, партийцы не почувствовали серьезной конкуренции в ходе предвыборной кампании.  

Таким образом, в ходе проведенных исследований видны главные тенденции, существовавшие на протяжении последних лет, а именно «старение» законодательной элиты и проникновение бизнес-элиты в состав депутатского корпуса. Лидирующее положение в составе депутатского корпуса осталось за представителями ТЭК.

По результатам проведенного анализа составов депутатских корпусов можно сделать вывод о том, что формирование Думы шло от превалирования глав муниципальных образований области и округов к все более многочисленному представительству экономической элиты в региональных законодательных собраниях. Это объясняется концентрацией капитала у представителей бизнес-элиты, что, в свою очередь, позволяет им успешно проникать во властные структуры.

Изменение принципов формирования региональных законодательных собраний одним из своих главных следствий должно было получить изменение внутриэлитных взаимодействий внутри законодательных собраний. Голосование по спискам партий должно было внести остроту во взаимоотношения депутатов – представителей интересов различных социальных слоев и идеологических течений. Но поскольку в результате подавляющее большинство мест в думах ЯНАО и ХМАО четвертого созыва получила «Единая Россия» - партия власти, не имеющая оформленной идеологии, обострения взаимодействий не наблюдается.

Заключение

Итак, основные пункты проведения голосования на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации совпадают с общими правилами проведения голосования по всей Российской Федерации. При проведении  выборов  в  законодательные  (представительные)  органы государственной власти субъектов Российской Федерации применяются  и  многие другие   федеральные   законы.   Они    регулируют    отдельные    институты избирательного  права,  упорядочивают   некоторые   стороны   избирательного процесса и определяют правовые категории,  наиболее  важные  для  построения избирательного законодательства.

В 2001 году принят Федеральный Закон «О политических партиях», который обязал партии принимать участие в выборах разного уровня.  В то же время центр оставил за регионами право решать самим вопрос о численности депутатского корпуса. В соответствии с этим были внесены изменения в Устав Тюменской области и уставы автономных округов. Идея формирования Государственной Думы Российской Федерации и законодательных органов власти субъектов РФ по партийному принципу обосновывается необходимостью построения эффективной партийной системы как одного из основных элементов гражданского общества.

Изменение принципов формирования региональных законодательных собраний одним из своих главных следствий должно было получить изменение взаимодействий внутри законодательных собраний. Голосование по спискам партий должно было внести остроту во взаимоотношения депутатов – представителей интересов различных социальных слоев и идеологических течений. В Избирательном Кодексе Тюменской области, принятом областной Думой 27 мая 2003 года определены принципы формирования областной Думы четвертого созыва, половина депутатов в которой будет избираться по мажоритарным округам, половина – по партийным спискам. Депутаты Тюменской областной Думы избираются по единому общеобластному округу в соответствии со списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, а также по одномандатным избирательным округам.

Тенденции по характеристикам кандидатов в Думу третьего созыва частично просматриваются и среди депутатов третьего созыва, так преимущественно избиратели отдали свои голоса за мужчин от 40 до 50 лет. Основная часть кандидатов и депутатов являлась беспартийной. Можно сказать лишь о  представителях различных слоев общества, что здесь наблюдалось более равное распределение мест в Областной думе. В 2001 году представители законодательной власти Тюменской области становятся оформленной группой, имеющей собственные характеристики. Важнейшие среди них – отсутствие партийной идентификации, вместо этого – выражение корпоративных интересов; сращивание экономической элиты в лице глав предприятий ТЭК и законодательной элиты. Это позволяет сделать вывод о том, что представители законодательной власти транслируют решения, выгодные в первую очередь бизнес-элите, даже в ущерб интересам других социальных групп.

Из списка депутатов Тюменской областной Думы видно, что в выборах убедительную победу, одержали кандидаты-одномандатники от «Единой России». Наименьшие сомнения у местных политологов вызывало попадание в региональный парламента "Единой России" и "Справедливой России". Скорее всего, не остались без представителя в Тюменской областной думе и ЛДПР и КПРФ. Здесь была главная задача - это переманить к себе избирателей для преодоления минимального барьера в 7%. По результатам проведенного анализа составов депутатских корпусов можно сделать вывод о том, что формирование Думы шло от превалирования глав муниципальных образований области и округов к все более многочисленному представительству экономической элиты в региональных законодательных собраниях.

Список использованной литературы

  1.  Конституция Российской Федерации. М.: Юристъ, 2000.
  2.  Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
  3.  Федеральный закон от 12.06.2002 № 67 - ФЗ  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
  4.  Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с изменениями от 01.01. 2006 года.
  5.  Закон о выборах депутатов Тюменской областной Думы, принятый 20 февраля 1996 года.
  6.  Избирательный Кодекс (Закон) Тюменской области, принятый областной Думой 27 мая 2003 года (в ред. Законов Тюменской области от 29.12.2003 №193, от 11.03.2004 №209, от 05.11.2004 №280, от 06.12.2005 №433, от 03.07.2006 №482, от 10.11.2006 №509, от 07.12.2006 №515).
  7.  Амелин В.Н., Устименко С.В. Технология избирательной кампании. М.: Союз, 2003.-164с.
  8.  Анохина Н.В. Роль СМИ в избирательном процессе. // Политическая наука. – 2007. – № 1. – С.149 – 160.
  9.  Афанасьев  М.Н.  Поведение  избирателей  и  электоральная   политика   в России. // Полис. - №3. - 2007. - С.104-116.
  10.  Бавин П.А. Электоральное поведение россиян и итоги выборов. // http://www.bd.fom.ru/report/map/d034929.
  11.  Веденеев Ю.А., Князев С.Д. Избирательные правоотношения. // Государство и право. - 1999. - №5. - С. 48-71.
  12.  Голосов Г.В. Пределы электоральной инженерии: «Смешанные несвязанные» избирательные системы в новых демократиях. // Полис. – 2004. - №3. – С.34-41.
  13.  Демидов В. Федеральный закон действует - очередь за субъектами Федерации // Российская юстиция. – 2003. -.№5. – С.32-41.
  14.  Дмитриев Ю.В. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Ростов н./Д.: Феникс, 2004. – 857с.
  15.  Емельянова Н. Выборы Тюменской облдумы будут перенесены. 24.05.05. HTML формат. URL:  http://www.vsluh.ru/news/politics/50816.html 
  16.  Златопольский Д.Л. Процесс развития федеративных отношений в России. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 2005. - № 6. - С.12-18.
  17.  Зотова З.М. Избирательная кампания: технологии проведения. М.: Российский центр избирательных технологий, 2003. – 145с.
  18.  Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. / Под ред. А.В. Аванченко. – М. НОРМА, 1999 – 856с.
  19.  Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М.: Институт государства и права РАН, 2006. -216с.  
  20.  Козулин А.И. О некоторых аспектах качества регионального закона // Государство и право.- 2006. - № 6. – С.41-48.
  21.  Комаровский В.С. Политический выбор избирателя. // Социс. - 2007. -  №3.  - С.23-34.
  22.  Кудинов  О.П.,  Колосова  С.В.,  Точицкая  Н.Н.  Комплексная  технология проведения эффективной избирательной кампании  в  российском  регионе.  М.: Идательский дом «Банковское дело», 2004. – 240с.
  23.  Ликофский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии: история, теория, практика. М.: «Внешторгиздат», 2004. – 320с.
  24.  Маров И.П., Сунцов А.П. Основы законодательства Тюменской области. - Тюмень: Тюменская областная Дума, 2006. - 496с.
  25.  Сотник В. Чтобы сохранить зубы. / Голосуя за 34 думских места, тюменские депутаты обезопасили себя от радикальной оппозиции. 25.05.2006.  HTML формат. URL:  http://www.uralpolit.ru/tumen/?art=22668 
  26.  Умнова И.А. Эволюция правового статуса края, области как субъекта Российской Федерации. // Государство и право. - 2006. - №8-9. - С.43-46.
  27.  Шевченко Ю.Д. Между экспрессией и рациональностью: об улучшении электорального поведения в России. // Полис. - 2001. - № 1. - С.34-56.
  28.  Якушев В. В. Бизнес и власть: партнёрство ради будущего // National Business. - 2007. - № 2. - С.10-12.
  29.  Яргомская Н. Смешанные избирательные системы и уровень партийной фрагментации: случай России. // Полис. - 1999. - № 4. - С.46-53.
  30.  http: // www. 72duma. ru

1 Веденеев Ю.А., Князев С.Д. Избирательные правоотношения. // Государство и право. - 1999. - №5. - С. 52.

2 Конституция Российской Федерации. М.: Юристъ, 2000.

3 Конституция Российской Федерации. М.: Юристъ, 2000.

4 Шевченко Ю.Д. Между экспрессией и рациональностью: об улучшении электорального поведения в России. // Полис. - 2001. - № 1. - С.36.

5 Маров И.П., Сунцов А.П. Основы законодательства Тюменской области. - Тюмень, 2006. С.223.

6 Федеральный закон от 12.06.2002 № 67 - ФЗ  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

7 Умнова И.А. Эволюция правового статуса края, области как субъекта Российской Федерации. // Государство и право. - 2006. - №8-9. - С.43.

8 Умнова И.А. Эволюция правового статуса края, области как субъекта Российской Федерации. // Государство и право. - 2006. - №8-9. - С.43.

9 Козулин А.И. О некоторых аспектах качества регионального закона // Государство и право.- 2006. - № 6. – С.41.

10 Федеральный закон от 12.06.2002 № 67 - ФЗ  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

11 http: // www. 72duma. ru

12 Закон о выборах депутатов Тюменской областной Думы, принятый 20 февраля 1996 года.

13 Маров И.П., Сунцов А.П. Основы законодательства Тюменской области. - Тюмень, 2006. С.226.

14 Там же. С.235.

15 Маров И.П., Сунцов А.П. Основы законодательства Тюменской области. - Тюмень, 2006. С.226.

16 Демидов В. Федеральный закон действует - очередь за субъектами Федерации // Российская юстиция. – 2003. -.№5. – С.36.

17 Емельянова Н. Выборы Тюменской облдумы будут перенесены. 24.05.05. [цит. 30.05.05]. HTML формат. URL:  http://www.vsluh.ru/news/politics/50816.html 

18 Сотник В. Чтобы сохранить зубы / Голосуя за 34 думских места, тюменские депутаты обезопасили себя от радикальной оппозиции. 25.05.2005. [цит. 28.05.2005].  HTML формат. URL:  http://www.uralpolit.ru/tumen/?art=22668 

19 Избирательный Кодекс (Закон) Тюменской области, принятый областной Думой 27 мая 2003 года (в ред. Законов Тюменской области от 29.12.2003 №193, от 11.03.2004 №209, от 05.11.2004 №280, от 06.12.2005 №433, от 03.07.2006 №482, от 10.11.2006 №509, от 07.12.2006 №515).

20 Официальный сайт правительства Тюменской области. Депутаты областной думы. [цит. 14.03.2005]. HTML формат. URL: http://www.admtyumen.ru/vlast/duma/index.shtml

21 Официальный сайт правительства Тюменской области. Депутаты областной думы. [цит. 14.03.2005]. HTML формат. URL: http://www.admtyumen.ru/vlast/duma/index.shtml

22 Бавин П.А. Электоральное поведение россиян и итоги выборов. // http://www.bd.fom.ru/report/map/d034929.

23 Якушев В. В. Бизнес и власть: партнёрство ради будущего // National Business. - 2007. - № 2. - С.11.

24 Официальный сайт правительства Тюменской области. Депутаты областной думы. [цит. 14.03.2005]. HTML формат. URL: http://www.admtyumen.ru/vlast/duma/index.shtml

25 http: // www. 72duma. ru

26 http: // www. 72duma. ru

27 http: // www. 72duma. ru

28 http: // www. 72duma. ru

29 Там же.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
5484. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда 21.72 KB
  С целью сохранения жизни и здоровья работников создана служба охраны труда и чтобы она успешно выполняла свои функции за этой службой необходим постоянный государственный надзор, полномочия которого не безграничны, а зачастую недостаточны для эффективного контроля выполнения всех требований обеспечения безопасности на рабочих местах
4336. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8.72 KB
  Статус Правительства его состав структура порядок формирования и компетенция а также отношения с другими государственными органами определяется Конституцией РФ федеральным конституционным законом федеральными законами нормативными указами Президента. В его состав входят Председатель Правительства Российской Федерации его заместители федеральные министры. Председатель Правительства Российской Федерации как отмечалось ранее назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя...
1338. Взаимодействие органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления 65.83 KB
  Взаимодействие органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления. Взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации с органами местного самоуправления....
721. Органы государственной власти 44.13 KB
  Рассматриваемая тема — «Виды государственных органов» - важна и актуальна. Современное особое внимание к данной теме вызвано, потребностями существующей в нашей стране практики и особенно перспективами развития современного государства. А это, в свою очередь, требует самого пристального внимания.
5211. Федеральные органы государственной власти и их полномочия 48.83 KB
  Объектом исследования курсовой работы является система федеральных органов власти в Российской Федерации. Предметом исследования – полномочия и функции, опыт взаимодействия федеральных органов государственной власти в Российской Федерации.
958. Федеральные органы государственной власти и управления России 40.44 KB
  Система органов государственной власти в Российской Федерации. Система органов государственной власти в современной России. Федеральные органы государственной власти и управления России. Правительство РФ и система федеральных органов исполнительной власти.
6776. Таможенные органы Российской Федерации 8.36 KB
  Понятие таможенного дела в Российской Федерации Таможенное дело таможенная деятельность появилось и существует потому что через границы государств перемещаются разнообразные виды товаров и транспортных средств. С возрастанием массы движимого имущества которое обращается между разными странами увеличиваются объем и значение таможенного дела. Экономические цели таможенной деятельности связаны с осуществлением фискальной и регулятивной функций таможенного дела. 401 Таможенного кодекса Российской Федерации ТК РФ таможенное дело...
6774. Органы юстиции Российской Федерации 34 KB
  Органы юстиции Российской Федерации. Министерство юстиции РФ и его органы :основные функции и организация В дореволюционной России министерства образовались со вступлением на престол Александра. всего восемь было учреждено и Министерство юстиции. В советское время уже на второй день после Октябрьской революции место Министерства юстиции России занял Наркомюст РСФСР.
20492. Виды уголовно-правовых принципов и их реализация в нормах уголовного законодательства Российской Федерации 142.7 KB
  Представляется, что принципы служат основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы.
5759. Развитие таможенного законодательства и таможенной политики в период существования Советского Союза после Российской Федерации 35.61 KB
  В своей курсовой работе мне бы хотелось показать развитие таможенного законодательства и таможенной политики в период существования Советского Союза после Российской Федерации. В послереволюционной России и в дальнейшем – в Союзе ССР – процесс становления и развития таможенного дела и законодательства о нем носил сложный и противоречивый характер. Декретом СНК от 29 июня 1918 года Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля которое переходило в подчинение Наркома торговли и...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.