Россия и ЕС: анализ внешнеэкономических связей

Одним из главных приоритетов внешнеэкономической политики России на современном этапе является создание наиболее благоприятных условий для ее экономического взаимодействия с основными партнерами по мировому рынку. В этой связи актуальной представляется задача активизации экономического сотрудничества России с основным партнером дальнего зарубежья ...

2015-09-27

549.18 KB

23 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE  2

Реферат

Предмет Мировая экономика и международные экономические отношения

Тема: Россия и ЕС: анализ внешнеэкономических связей

Содержание

Введение 3

1. Развитие внешнеэкономических отношений между Россией и Европейским союзом 4

2. Анализ внешнеэкономических отношений Европейского союза и России 8

2.1. Торговля товарами. Импорт и экспорт ЕС 8

2.2. Энергия - основной ресурс России для торгового и экономического развития 13

Заключение 21

Список литературы 23

Введение

Одним из главных приоритетов внешнеэкономической политики России на современном этапе является создание наиболее благоприятных условий для ее экономического взаимодействия с основными партнерами по мировому рынку. В этой связи актуальной представляется задача активизации экономического сотрудничества России с основным партнером дальнего зарубежья — Европейским Союзом (ЕС). Интерес к развитию экономического сотрудничества Российской Федерации и ЕС является взаимным. Это обусловлено тем, что оба партнера - крупные центры международного разделения труда и в значительной степени определяют ход и темпы европейской интеграции.

В утвержденной Президентом Российской Федерации «Концепции внешней политики Российской Федерации» отмечено, что наша страна «будет развивать отношения с Европейским союзом как с одним из основных торгово-экономических и внешнеполитических партнеров, выступать за всемерное укрепление механизмов взаимодействия, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки и культуры». Россия рассматривает Евросоюз как естественного стратегического партнера, с которым связывают экономическая взаимодополняемость, многовековой опыт торгово-экономических связей, единые социально-культурные корни, общие цивилизационные подходы и ценности, история и будущее.

В настоящее время единая Европа становится все более сильным игроком на мировой арене, и при сохранении этих тенденций в скором времени Соединенные Штаты Америки не будут единолично «править» на мировой политической и экономической арене. Процесс продвижения ЕС на Восток и присоединение еще двенадцати стран Европы превратил Евросоюз в непосредственного соседа Российской Федерации и должен способствовать углублению взаимодействия между нашими странами.

1. Развитие внешнеэкономических отношений между Россией и Европейским союзом

История отношений современной России и Европейского союза насчитывает немногим более двадцати лет. Формальной точкой отсчета служит Соглашение о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве, которое подписано еще в советское время в декабре 1989 г. После распада Советского Союза через относительно короткий период новая Россия и ЕС в июне 1994 г. заключили Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Но взаимодействие сторон с самого начала отличалось непростым характером; об этом говорит уже то, что СПС вступило в силу лишь три года спустя после его подписания (1 декабря 1997г.) Первое заседание Совета сотрудничества ЕС—Россия состоялось в Лондоне 27 января 1998.

В течение всех прошедших лет наполнение партнерства реальным содержанием зависело в большой степени от значительного количества факторов, как внутренних, так и внешних.

В России после 1991 г. происходил трудный период становления, обретения новой идентичности, внутренних и внешнеполитических приоритетов. В Евросоюзе также происходил  процесс перманентной трансформации. В 1990-е гг. претворялись в жизнь цели Экономического и валютного союза, заложенные в Маастрихтском договоре 1992 г., в первую очередь — создавалась единая европейская валюта — евро.

Параллельно этому  продолжался дальнейший рост количества членов ЕС, и происходила соответствующая ему институциональная адаптация, которая выразилась в Амстердамском договоре 1997 г. и Ниццком договоре 2000 г. Ряды Евросоюза в результате трех раундов расширения 1995, 2004 и 2007 гг. увеличились до 27 участников. Среди них оказались не только государства — в прошлом союзники СССР, но и три бывшие советские республики — Эстония, Латвия и Литва. Многие «младоевропейцы», вступив в ЕС, привнесли с собой в эту организацию собственный взгляд на развитие отношений с Россией, который отличался настороженностью и даже враждебностью.

В начале XXI века сотрудничество между Россией и Евросоюзом, несмотря на указанные трудности, получило новое дыхание. В 2001 г. кризис в их отношениях, который был связан со «второй чеченской войной» (в 1999—2001 гг. Европарламент принял серию критических резолюций по положению в Чечне), был преодолен. Это было связано в первую очередь с тем, что оба участника партнерства вышли на устойчивую повышательную кривую экономического роста, достаточно успешно решали свои внутренние проблемы. ЕС и Россия придерживались однозначно оптимистических оценок в прогнозах своего среднесрочного и даже долгосрочного развития. Росли их внешнеполитические амбиции и ресурсы. Экономическая взаимозависимость России и ЕС нарастала год от года; интересы все большего числа экономических субъектов с обеих сторон усиливали вектор взаимной интеграции.

Уже к началу нового столетия была создана достаточно прочная институциональная основа сотрудничества: проводились саммиты дважды в год (к концу 2011 г. их состоялось 28), встречи председателя правительства РФ с Комиссией ЕС, заседания Совета сотрудничества (в 2003 г. преобразован в Постоянный совет партнерства) на уровне министров, встречи в рамках Политического диалога на уровне министров иностранных дел, посла РФ в ЕС с Комитетом по политике и безопасности, встречи в Совете по парламентскому сотрудничеству.

В мае 2003 г. была принята совместная «Концепция создания четырех общих пространств» (экономического, пространства свободы, безопасности и правосудия, пространства внешней безопасности и пространства культуры, науки и образования), Через два года была утверждена программа «дорожных карт». Это указывает на конкретные шаги по всестороннему развитию отношений и на обоюдное желание поднять отношения на более высокий уровень, выработать углубленные механизмы сотрудничества. К проведению конкретных шагов обязывало и то, что стороны заявляли друг о друге как о стратегических партнерах — статус, обязывающий к соответствующим действиям, а не только декларациям.

Во взаимодействии России и Евросоюза к этому времени произошли значительные изменения. Если в 1990-е гг. оно развивалось по формуле «ведущий — ведомый», когда от России ожидали адаптации ее внутренней и внешней политики в соответствии с нормами, ценностями и интересами ЕС,  то в первое десятилетие XXI века стороны все больше рассматривали друг друга в качестве несоподчиненных партнеров.

Характерной чертой всего периода, предшествовавшего мировому экономическому кризису, было наращивание объемов экономического сотрудничества между Россией и странами ЕС. В 2008 г. во внешнеторговом обороте России Евросоюз занимал уже более 52%, служил для нашей страны источником 75% прямых зарубежных инвестиций (92 млрд. евро в 2008 г.). Россия, размер экономики которой в 2000–2007 гг. увеличился вчетверо, достигнув 1,2 трлн. долларов США, также становилась для ее западных соседей все более важным партнером.

К 2009 г. она стала третьим по значению внешним торговым партнером ЕС после США и Китая, занимая 6% в экспорте товаров в ЕС и 9,6% в импорте его продукции. В 2009 г. Россией было поставлено в Евросоюз товаров на сумму более 115 млрд. евро. Прямые инвестиции России в ЕС достигли суммы в 28 млрд. евро, что в четыре раза превосходило объем инвестиций в ЕС из Индии и в два раза — из Китая.

Россия - лидер нефтепоставок в ЕС, которые с 2000 по 2009 г. выросли на 56% до 208 млн. тонн ежегодно, а также по поставкам угля (53 млн. тонн). По поставкам газа в ЕС Россия занимает третье место (134 млрд. куб.м в 2008 г.), или 40% всего газового импорта. По расчетам Еврокомиссии к 2030 г. эта цифра увеличится до 60%. Среди многих европейских государств доля России в импортируемом газе еще выше: в прибалтийских странах — 100%, в Словакии и Болгарии — 90%, в Чехии и Греции — 75%. Россия в свою очередь на 85% зависит от ЕС как импортера газа. Среди других энергоресурсов выделяется также уран, по поставкам которого в ЕС Россия лидирует [13, С.14].

Дальнейший прогресс в сфере экономического взаимодействия ЕС и России зависит во многом от присоединения последней к Всемирной торговой организации (ВТО). 16 декабря 2011 года в Женеве, в рамках 8-й Министерской конференции ВТО, подписан Протокол по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО). На ней 153 страны-участницы подписали, одобрили все документы, необходимые для вступления, хотя с большинством из них консультации по согласованию вели 18 предыдущих лет. Однако процедура вступления в ВТО требовала подписания еще ряда документов и поэтому окончательно Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года.

Соответственно, вступление в ВТО является системообразующим для российской экономики в 2012 году, а также еще в течение ряда лет. Дело в том, что «синхронизация» российской экономики с принципами ВТО потребует значительного времени. Переходные периоды для либерализации доступа на российский рынок для иностранных компаний, как правило, составляют 2-3 года. По наиболее чувствительным товарам - до 5-7 лет.

Таким образом, эффект от вступления России в ВТО в полной мере должен проявиться к 2018 году [9].

2. Анализ внешнеэкономических отношений Европейского союза и России

2.1. Торговля товарами. Импорт и экспорт ЕС

Россия является важным торговым партнером для ЕС, и наоборот. Сумма объемов импорта и экспорта в 2010 г. составила 246 миллиардов евро – на 185 % больше, чем в 2000 г.

В течение последнего десятилетия торговый баланс ЕС-27 с Россией был отрицательным и в 2008 г. он достиг 73 миллиардов евро. В 2009 г. (кризисном году) этот дефицит сократился до 52 миллиардов евро, в связи с низкими ценами на энергию в мире; но в 2010 г. дефицит вернулся к уровню (74 миллиарда евро), сопоставимому с уровнем 2008 г. (рис.1).

Рис. 1. 27 стран-членов ЕС и Россия, торговля товарами, 2000–2010 гг. (млн. евро)*

* - Источник: Евростат – Comext

Основной импорт ЕС из России представлен энергетическими продуктами, стоимость которых колеблется согласно мировым ценам на энергию (рис.2 и таблица 1).

Из диаграммы (рис.2) мы видим, что в 2010 г. 75 % общего объема импорта 27 стран-членов ЕС из России (120 миллиардов евро)  составили «Минеральные виды топлива». При этом львиную долю (85 %) среди «Минеральных видов топлива» составляют нефть и нефтепродукты, а газ – 11 %. Все остальные категории товаров составляют до 10 % каждая; самая крупная из них доля приходится на «Другие промышленные товары» (8%).

Рис. 2. Импорт 27 стран-членов ЕС из России, 2010 г.*

*- Источник: Евростат – Comext

Таблица 1

10 главных продуктов, импортируемых 27 странами-членами ЕС из России, 2010 г.*

*- Источник: Евростат – Comext

То, что энергетические продукты являются доминирующими в импорте ЕС-27, также видно из таблицы 1. На первом месте находится «Нефть» (63 % общей стоимости всего объема импорта в 2010 г.), за ней следует «Газ» (9 %). «Уголь, кокс и брикеты» составляют (2 %). Если сложить их вместе, то энергетические продукты составят 74 % общей суммы объемов импорта 2010 г. Кроме того, 27 стран-членов ЕС импортировали из России электроэнергию на сумму 693 миллиона евро (12-ое место, не показано). Что касается неэнергетического импорта, на долю «Цветной металлургии» и «Черной металлургии» приходилось 4 % и 3 % соответственно, а все другие категории продуктов составили по 2 % или меньше.

По статистическим данным по торговле в России [13] и Европейском союзе (ЕС) [14] экспорт ЕС-27 в Россию с начала столетия, в целом, увеличивался, за исключением кризисного 2009 г., в котором был отмечен спад на 38 % по сравнению с 2008 г. Но затем в 2010 г. объемы экспорта ЕС-27 значительно возросли (+31 % в 2009–2010 гг.).

Рис.3. Экспорт 27 стран-членов ЕС в Россию, 2010 г.*

*- Источник: Евростат – Comext

Следует отметить, что экспорт 27 стран-членов ЕС в Россию (рис.3) является более разнообразным, хотя и в нем доминирующим является «Машинное и транспортное оборудование», составляющее 45 % («Дорожные транспортные средства» составляют четверть этой категории). Следующие важные категории – «Химические вещества» и «Другие промышленные товары» составляют соответственно 18 % и 24 %. «Продовольствие и живые животные» составляют также  довольно большую долю (8 %).

В таблице 2 представлены 10 главных продуктов, экспортируемых 27 странами ЕС в Россию в 2010г.

Таблица 2

10 главных продуктов, экспортируемых 27 странами-членами ЕС в Россию, 2010 г.*

*- Источник: Евростат – Comext

Если проанализировать 10 главных продуктов, экспортируемых ЕС-27 в Россию, то мы видим, что  здесь заметно большее разнообразие категорий, хотя здесь также отмечается доминирование машинного и технического оборудования. «Дорожные транспортные средства» составляют наибольшую долю (11 %), но имеют относительно небольшой отрыв от  «Общего промышленного оборудования» (8%) и «Электрического оборудования» (6%) и «Специализированного оборудования»(6%).

27 стран-членов ЕС являются крупным участником мировой торговли «Медицинскими и фармацевтическими продуктами»; поэтому относительно немалая доля экспорта в Россию составляет именно эта категория (7 %). Россия в 2010 г. по объемам получения продуктов этой категории была 3-ей.

А на предметы одежды, разные промтовары, офисное оборудование и металлические изделия приходится лишь по 3% от всего экспорта в Россию.

2.2. Энергия - основной ресурс России для торгового и экономического развития

Энергетический сектор является наиболее важным для России не только в области торговли с ЕС. Энергетическая самодостаточность России и ее экспортные возможности ставят страну в благоприятное положение для экономического роста и развития.

Рис. 4. Первичное производство энергии в России – индексированная последовательность (1995г.=100)*

*- Источник: Федеральная служба государственной статистики России

На рисунке 4 показано развитие производства первичной энергии в России. В целом, до 2008 г. производство постепенно увеличивалось (+32 % в период с 1995 г. по 2008 г.). В условиях финансового и экономического кризиса (2008–2009 гг.)  первичное производство сократилось. Сокращение коснулось нескольких видов товаров, за исключением сырой нефти, объемы которой за этот период слегка выросли (+1,4 %, с 487 миллионов тнэ до 493 миллионов тнэ). Производство сырой нефти с начала XXI века быстро растет. Основными причинами такого роста является применение современных технологий добычи и растущие мировые цены на энергию на фоне того, что из-за девальвации российского рубля выросло конкурентное преимущество нефти.

Рис. 5: Первичное производство энергии в России (в млн. тнэ)*

*- Источник: Федеральная служба государственной статистики России

На рисунке 5 показаны доли отдельных товаров в общем производстве первичной энергии в России.

Общий рост производства, главным образом, происходит за счет более масштабного производства сырой нефти, особенно в период с 2000 г. по 2005 г. (+45 %).

Производство природного газа в 2009 г. составило 470 миллионов тнэ, или 39 % общего объема. В 2008 г. объем производства был выше - 535 миллионов тнэ (доля 42 %).

Россией все активнее признается необходимость продвижения к более эффективному потреблению энергии, включая развитие и применение экологически чистых технологий. Помышленность в 2009 г. потребляла 48 % общего конечного объема потребляемой энергии, примерно столько же, сколько и в предыдущие годы (рис.6).

Рис. 6. Конечное потребление энергии в России, 2009 г.: доли по секторам (%)*

*- Источник: Федеральная служба государственной статистики России

Если сравнить с ЕС-27 (рис.7), то соответствующая доля потребления энергии в промышленности в 2009 г. составила 24 %. С другой стороны, на «Транспорт» в ЕС-27 приходится 33% общего объема конечного потребления, а в России – 12 %. Доли «Услуг» (16% - ЕС и 14% - Россия) и «Домашних хозяйств» (27% - ЕС и 26% - Россия), можно считать сопоставимыми.

Рис. 7. Конечное потребление энергии в 27 странах-членах ЕС, 2009 г.: доли по секторам (%)*

*- Источник: Евростат (код данных в Интернете: (nrg_100a)

В течение уже многих лет Россия - надежный поставщик энергии в ЕС. Таким же образом ЕС является основным, но не единственным рынком для российского энергетического экспорта. Россия, учитывая все энергетические продукты, постепенно наращивает чистый энергетический экспорт (экспорт минус импорт). Если во второй половине 1990–х годов чистые объемы экспорта возросли лишь немного, то в начале этого столетия было произошло существенное увеличение (рис.8). В 2007 г. был достигнут пик, когда чистый экспорт составил 559 миллионов тнэ. В 2007–2008 гг. Произошло падение мировых объемов чистого экспорта на 2,2 % до 547 миллионов тнэ, примерно до уровня 2009 г. (549 миллионов тнэ).

Рис. 8. Чистый экспорт всех энергетических продуктов (в млн. тнэ)*

*- Источник: Федеральная служба государственной статистики России

Рис. 9. Импорт 27 стран-членов ЕС из России, 1995г.=100

*- Источник: Евростат (код данных в Интернете: (nrg_121a)

Если посмотреть на индексированное развитие объемов импорта энергии ЕС-27 (рис.9), особенно выделяется «Твердые виды топлива».

Эти цифры не так значительны в абсолютных величинах (по сравнению с нефтью и газом), но относительный рост импорта твердых видов топлива из России является существенным.  В период 1995–2009 гг. импорт «Твердых видов топлива» ЕС-27 вырос в пять раз, с 10,7 миллионов тонн до 55,2 миллионов тонн в 2009 г.  Пикового значения 59 миллионов тонн объемы импорта достигли в 2008 г. При этом наиболее высокие уровни годового роста  наблюдаются в период с 2003 г. по 2006 г.

Таблица 3

Импорт твердого топлива из России (1000 т)*

*- Источник: Евростат (код данных в Интернете: (nrg_122a)

Почти весь объем импорта твердого топлива представлен углем (99,9 %). Лишь очень малую долю в 2009 г. составил лигнит (47 тысяч тонн, в равных количествах импортированных Словенией и Эстонией).

Более подробно рост импорта твердых видов топлива в 27 странах-членах ЕС представлен в таблице 3. В 2009 г. импортировано 55 миллионов тонн (на 6,7 % меньше по сравнению с 2008г.). Следует отметить, что твердое топливо из России импортируют лишь несколько стран-членов ЕС.

Больше всего российского угля импортируют Соединенное Королевство (34 % всего объема импорта ЕС-27), Германия (17 %) и Польша (13 %). Это страны, в которых местная добыча угля постепенно прекратилась вследствие истощения запасов, а также из-за того, что добыча перестала быть рентабельной.

В таблице 4 показан импорт сырой нефти из России. Из таблицы мы видим, что в 2009 г. 27 стран-членов ЕС импортировали около 173 миллионов тонн сырой нефти из России. В 2006 г. объемы импорта достигли пикового значения 188 миллионов тонн.

В 2009 г. Германия и Польша были основными странами – импортерами сырой нефти, получая 20 % и 11 % соответственно. В общем объеме ЕС-27 доли Нидерландов и Италии составили немногим менее 10 % каждая.

По данным Международного энергетического агентства, в 2010 г. Россия стала мировым лидером, обойдя Саудовскую Аравию в производстве сырой нефти (Россия: 502 миллиона тонн; Саудовская Аравия: 471 миллион тонн) [13].

Таблица 4

Импорт сырой нефти из России (1000 т)*

*- Источник: Евростат (код данных в Интернете: (nrg_123a)

Как стратегически важный Россией выделяет сектор природного газа. Основные экспортные рынки для российского газа – это ЕС и страны Содружества независимых государств (СНГ). Российский газ поставляется в ЕС по трубопроводам, транзитом, идущим через Украину, Беларусь и с недавних пор – через Балтийское море в Германию. Из таблицы 5 можно видеть, что в 2009 г. около 30 % всего российского природного газа, экспортируемого в ЕС, направлялось в Германию. Вторым по масштабу потребителем в ЕС являлась Италия, доля которой была 17 %. Доли других стран не превышали 10%. Российский природный газ не импортировали шесть стран-членов ЕС (так в настоящее время не пользуются природным газом Кипр и Мальта). С 2005 г. по настоящее время Нидерланды импортируют природный газ из России, хотя в течение долгого времени эта страна была самодостаточной в секторе природного газа.

Таблица 5

Импорт природного газа из России (в тераджоулях)*

* - Источник: Евростат (код данных в Интернете: (nrg_124a)

Таким образом, Россия остается очень важным торговым партнером ЕС, особенно в области поставок энергии: 63 % общего объема импорта 27 стран-членов ЕС-27 из России в 2010 г. составила нефть, еще 9 % – газ. Кроме того, некоторые страны ЕС очень зависимы от российского каменного угля. Производство первичной энергии в России поступательно растет. Лишь в 2008–2009 гг. был отмечен существенный спад, который, однако, не коснулся сырой нефти.

Заключение

На основании выше сказанного можно сделать следующие выводы.

ЕС является нашим ближайшим соседом и главным торговым партнером. Опираясь на партнерство, Россия и ЕС смогут устойчиво экономически развиваться, в определенной степени снижая риски сложившейся мировой экономической ситуации.

Почти все основные достижения в отношениях ЕС и России были достигнуты в экономическом плане. За прошедшие два десятилетия сделано немало. Объем взаимной торговли России и Евросоюза превысил 400 млрд.долл. – эти показатели такие же, как показатели торговли ЕС с США или Китаем. В настоящее время общий объем накопленных инвестиций из стран ЕС в российскую экономику превышает 260 млрд.долл., а российские инвестиции в странах ЕС достигают 75 млрд.долл. Ведущее место в структуре российского экспорта занимают энергоресурсы, Россия возглавляет список основных поставщиков энергоресурсов в страны ЕС. Другого такого партнера, который был бы способен обеспечить стабильные поставки в необходимых объемах, у Евросоюза просто не существует.

Однако фундаментальные вопросы, касающиеся глубины и перспектив отношений Россия-ЕС, по-прежнему требуют ответа. Так, во внешней торговле между Россией и ЕС наиболее актуальной проблемой по-прежнему является создание рациональной товарной структуры экспорта и импорта. Опыт международной торговли показывает, что страны, ориентирующиеся на экспорт сырьевых товаров, в наибольшей степени уязвимы от ценовой конкуренции на мировом рынке. Чем уже экспортная специализация стран, тем уязвимее ее экономика от внешних потрясений. Поэтому можно сказать, что структура экспорта России в целом неэффективна и нуждается в кардинальном пересмотре в сторону сокращения доли сырьевых товаров.

Для обеспечения дальнейшего поступательного развития торговли России с ЕС необходимо:

– скорейшее заключение нового базового соглашения Россия-ЕС, которое определило бы векторы развития нашего взаимодействия на перспективу и способы достижения совместных целей;

– скорейшее заключение соглашения об отмене виз для краткосрочных поездок, что стало бы серьезным подтверждением действительного стратегического характера партнерских взаимоотношений партнерства России-ЕС, реальным вкладом в устранение все еще существующих разделительных линий на европейском континенте;

- дальнейшее развитие банковской и страховой деятельности, систем связи и транспортной инфраструктуры и для обслуживания возрастающего внешнеторгового оборота;

- ускорение процесса сближения и унификации нормативно-правовой базы России и ЕС, регулирующей внешнеторговую, таможенную, налоговую и валютно-финансовые сферы, в том числе платежно-расчетные отношения

- устранение имеющихся различий в области метрологии, стандартизации, сертификации и начало процесса переговоров по заключению масштабного соглашения между Россией и ЕС в этой области.

Активизации взаимодействия России и ЕС, расширению его рамок на базе единых правил торговли призвано способствовать состоявшееся в августе прошлого года присоединение России к ВТО. Вступление России во Всемирную торговую организацию является на сегодняшний день, несомненно, важной и актуальной темой. Внешняя торговля — один из основных секторов российской экономики, так как именно она определяется динамику многих макроэкономических параметров. Задача правительства — создать необходимые условия для дальнейшего развития внешнеэкономических связей и их эффективного применения в целях повышения конкурентоспособности экономики и жизненных стандартов населения. После вступления России в ВТО реальным станет переход к осуществлению концепции общего европейского экономического пространства.

Список литературы

1. Гурова И. П. Мировая экономика. – М. Омега-Л, 2008.- 204 с.

1. Ермушко Ж.А. Мировая экономика: учеб.пособие.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011.- 172с.

3. Иванов И.С. (ред.), Бусыгина И.М., Громыко А.А. Россия - Европейский союз: возможности партнерства.- М. : Спецкнига, 2013. — 96 с.

4. Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах. Издание второе, переработанное и дополненное. – М.: РУСАКИ, 2010. – 498 с.

5 Коноваленко Л. А. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебное пособие.- Сыктывкар: СЛИ, 2012.-195с.

6. Кочергина Т.Е. Мировая экономика: учебник / Т.Е. Кочергина. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 267с.

7. Кудров, В. М. Мировая экономика : учебник/ В. М. Кудров. - М.: Юстицинформ, 2009. - 512 с

8. Осокина, Н. В. Мировая экономика. Ч. 1. Современное мировое хозяйство:  этапы  и  тенденции  развития : учеб. пособие  / Н. В.  Осокина ; Кузбас. гос. техн. ун-т. – Кемерово, 2009. – 126 с.

9. Россия вступила в ВТО. Екатеринбург. Журнал «Наши деньги» №1-2 (70) январь-февраль 2012

10. Исаков В.Б.  Россия и ЕС перспективы экономической и правовой интеграции. http://secandsafe.ru/pravovaya_baza/

11. Кавешников Н.Ю. Россия и Европейский союз: тенденции экономических отношений. http://www.perspektivy.info/  

12. Лавров С. Россия-Евросоюз: перспективы партнерства в меняющемся мире. http://www.ruvek.info/

13. Россия и ЕС-27: основные статистические показатели http://epp.eurostat.ec.europa.eu/

14. Федеральная служба государственной статистики России. http://www.gks.ru/



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
823. Государственное регулирование внешнеэкономических связей 70.74 KB
  Вовлеченность во внешнеэкономические связи – важное условие полноценного экономического развития любой страны. В наше время создать производство, отвечающее самым современным требованиям технологии, организации производства и труда, опираясь только на собственные силы, по существу невозможно
6114. ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ 15.4 KB
  Внешнеэкономическая сфера деятельности - широкий круг отношений, связанных с участием государства, его физических и юридических лиц с аналогичными зарубежными участниками и международными финансово-кредитными институтами при торговых, кредитных, инвестиционных, долговых, расчетных, трансфертных и иных операциях.
3429. Государственное регулирование в области внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга с Францией 470.22 KB
  Однако такое партнерство не является самоцелью, так как внешнеэкономическая деятельность субъекта Российской Федерации – это реальное средство модернизации региональной экономики, возможность формирования фондов, которые непосредственно направляются на нужды соответствующего субъекта Российской Федерации.
11495. Анализ структуры корреляционных связей ВСР и артериального давления при моделировании вегетативной дистонии у лабораторных крыс 53.01 KB
  Провести анализ современной научной литературы по вопросам изучения ВД и ВСР; освоить методы анализа ВСР нелинейных крыс; освоить способы экспериментального моделирования вегетативной дистонии с помощью фармакологических препаратов; изучить изменения показателей ВСР при моделировании вегетативной дистонии; проанализировать структуру и силу корреляционных связей показателей ВСР в норме и при вегетативной дистонии.
11128. Конкурентный анализ рынка товаров (услуг) на примере ОАО «Оркла Брендс Россия» 457.23 KB
  На современном этапе развития рыночных отношений успехов в конкурентной борьбе могут достичь лишь те предприятия, которые способны находить возможности для непрерывного повышения качества производимой продукции. Качество продукции является одним из основных параметров, определяющих ее конкурентоспособность. Работа над постоянным повышением качества – обязательная составляющая деятельности фирмы.
4249. Характеристика связей между таблицами 8.89 KB
  Правова охорона Конституції Лекція: Способи охорони і захисту конституції: правові і неправові. Шахір: особливий порядок внесення змін до конституції прийняття присяги на вірність конституції розвиток законодавства на основі конституційний контроль і нагляд. Правова охорона конституції це сукупність правових організаційних заходів та засобів спрямованих на забезпечення реалізації дії захисту конституційних норм встановлених нею правових гарантій конституційного ладу прав і свобод людини і громадянина верховенства права і...
2638. Техническая реализация логических связей в системах автоблокировки 1.04 MB
  Техническая реализация логических связей в системах автоблокировки Техническая реализация алгоритмов управления трехзначной и четырехзначной АБ может быть достигнута при помощи релейных контактных и бесконтактных дискретных и интегральных логических элементов...
14357. УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В СТРУКТУРЕ МВД РОССИИ: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.12 MB
  Рассмотреть основные принципы организации и функционирования отдела по связям с общественностью в государственных структурах; изучить международный и отечественный опыт организации PR-деятельности в органах правопорядка; исследовать структуру, функции и задачи Управления общественных связей МВД России;
11449. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА 22.2 KB
  Особенно это важно, учитывая специфику умственных процессов учащихся школы восьмого вида. Дети с отклонениями в развитии не могут усвоить материал большими порциями. Каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в деятельностных, практических формах упражнений.
2976. Россия на рубеже веков 17.06 KB
  Народы России. Протекторат России: Хивинское ханство и Бухарский эмират. он в Европе преодолен а в России – только достиг наибольшей глубины т. России полуфеодальная.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.