Государство и право России в пореформенный период (вторая половина XIX века)

Несмотря на то что Россия вступила в период капитализма значительно позже чем ее Западноевропейские соседи темпы ее развития были в конце XIX в. Основой развития промышленности России были крестьянские мануфактуры подрывавшие феодальное хозяйство и готовившие кадры для будущей капитализации экономики. Сначала крестьяне были переведены во временнообязанные но и на это отводилось 2 года. Крестьяне не просто наделялись землей а обязаны были выкупить ее у помещика причем по цене гораздо больше ее истинной стоимости.

2015-09-27

37.57 KB

7 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


МВД России

Санкт-Петербургский университет

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

Истории государства и права

полковник милиции

Сидоренко В.П.

«_____»  _____________ 2009 года.

Лекция

Тема №7 «Государство и право России в пореформенный период

(вторая половина XIX века)».

Обсуждена на заседании кафедры

«______» ____________ 2009 года.

протокол №

Кафедра истории государства и  права

Санкт-Петербург

2009 г.

Учебные вопросы:

1. Крестьянская реформа 1861 г.

2. Общественный и государственный строй пореформенной России.

3. Земская и городская реформы I864-I870 гг.

4. Судебная и военная реформы.

 

Введение

Несмотря на то, что Россия вступила в период капитализма значительно позже, чем ее Западноевропейские соседи, темпы ее развития были в конце XIX в. значительно выше, чем у них. Этому способствовала современная машинная оснащенность новых российских промышленных предприятий.

Развитие капитализма в России вызвало к жизни два новых класса: буржуазии и пролетариата, которые очень скоро становятся ведущими в буржуазных общественных отношениях. Однако буржуазия, став экономически господствующим классом, не стала господствовать в политических отношениях. По-прежнему политические высоты на общественном олимпе России занимали помещики-землевладельцы, составлявшие опору самодержавия. Они сохраняют ключевые позиции и в государственном аппарате.


Вопрос 1. Крестьянская реформа 1861 г.

Буржуазные общественные отношения, зародившиеся в России еще в ХУШ в., активно развивались. Однако этому препятствовал феодальный строй, царивший в России, что предопределяло ее значительное отставание в промышленности и других областях от Европы, достигшей к тому времени достаточной зрелости капитализма. Это в конечное счете привело к поражению России в Крымской войне, которую она фактически вела против более крепких Англии и Франции.

Промышленность и строительство в России по-прежнему базировались на непроизводительном подневольном труде посессионных крестьян, который стал экономически не выгодным. В результате давления на правительство владельцы посессионных предприятий получили право освобождать крепостных, которые потом переводились в разряд государственных крестьян или городских жителей, охотно нанимавшихся на предприятия по вольному найму.

Основой развития промышленности России были крестьянские мануфактуры, подрывавшие феодальное хозяйство и готовившие кадры для будущей капитализации экономики. Из таких мануфактур вышли, ставшие впоследствии известными крупные династий промышленников Рябушинские, Морозовы, Тучковы и др.

Все более нерентабельным становилось сельское хозяйство. Несмотря на усиливающуюся эксплуатацию, вызывавшую массовое сопротивление со стороны крестьян в форме бунтов и восстаний, производительность труда в деревне неуклонно падала. Все это привело к созданию в стране в 1859-1861 гг. революционной ситуации.

Напуганные возможностью освобождения крестьян снизу, царь и помещики решились освободить их сверху. Это давало возможность правительству выработать такие условия освобождения крестьян, которые в большей мере отвечали интересам господствующего класса.

19 февраля 1861 г. царь Александр II подписал манифест и серию законов об отмене крепостного права: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Положение о выкупе крестьянами ведшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости, и о содействии правительства к приобретению самими крестьянами в собственность полевых угодий. Правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости и др. Все эти Акты нашли отражение в основных положениях крестьянской реформы.

В одночасье крестьян, конечно, не освободили. Процесс этот затянулся на 20 с лишним лет. Сначала крестьяне были переведены во временнообязанные, но и на это отводилось 2 года. За это время должна была быть составлена и подписана так называемая уставная грамота - своеобразный договор крестьян с помещиком об условиях освобождения. В ней также определялись земельные наделы, отводимые в пользование крестьянам и причитающиеся за них повинности. Характер повинностей оставался прежним, крепостническим: барщина или оброк, но несколько упорядоченным. Помещикам предоставлялось право надзора за поведением временнообязанных.

Освобождение крестьян от крепостной зависимости предусматривало наделение их землей, лишь в том случае, если они не являлись дворовыми. За ними сохранялись приусадебные участки в прежних размерах, а земля наделялась в соответствии с нормами, предусмотренными местными положениями, весьма неодинаково трактующими этот вопрос.

Для урегулирования споров (если они возникали) между помещиками и крестьянами по представлению губернаторов Сенатом назначались мировые посредники из числа дворян-помещиков. Чаще всего на эти должности попадали ярые крепостники, об объективности которых говорить не приходится.

Содержание уставных грамот доводилось до сведения соответствующего крестьянского схода, или сходов, когда грамота касалась нескольких деревень. Затем могли вноситься крестьянские поправки и замечания, а мировой посредник решал спорные вопросы, а затем при благоприятном исходе она подписывалась крестьянами или их уполномоченными. Но чаще всего после ознакомления крестьян с грамотой она вступала в силу даже, если последние отказались ее подписывать.

По сравнению с дореформенным периодом крестьянские наделы значительно уменьшились, а качество земель ухудшилось. Во всех губерниях у крестьян была отрезана пятая часть земли, а в черноземных районах еще больше.

Крестьяне не просто наделялись землей, а обязаны были выкупить ее у помещика, причем по цене гораздо больше ее истинной стоимости. При заключении выкупной сделки крестьянин вносил сразу обычно 20 % выкупной суммы, а остальное за него платило помещикам царское правительство. Долг крестьянина правительству он обязан был возместить в рассрочку в течение 49 лет.

Таким образом, если крестьянин и находил сразу выкупную сумму, то все равно он одновременно становился и собственником земли и должником государства. Поэтому значительная часть крестьян еще длительное время оставалось на положений временнообязанных, а к 1881 году, т.е. спустя 20 лет после начала реформы, когда был принят закон об обязательном выкупе, таких было еще около 15 %. В соответствии с этим законом крестьяне должны были либо выкупить землю в течение 2 лет, либо потерять ее. Остались без земли и дворовые крестьяне, вынужденные либо наниматься к помещику, либо искать работу в других местах.

Положения крестьянской реформы в 1863-и в 1866 гг. были распространены на тех же условиях и на удельных и государственных крестьян. Удельные крестьяне получили в полтора, а государственные в два раза больше земли, чем бывшие помещичьи крестьяне. За ними была закреплена земля, которой они пользовались до реформы, причем без отрезков.

Несмотря на грабительский характер реформы крестьяне все же стали более свободными. Они получили. хоть и с кассой ограничений гражданские права. В частности, полные права в семейных делах, право совершать различные сделки, приобретать и отчуждать имущество, организовывать торговые и промышленные предприятия и пр. Создавалось, предусмотренной реформой крестьянское самоуправление. Его базой стала крестьянская община во главе с сельским сходом из крестьян-домохозяев. (Батраки правом голоса не обладали.) Сход выбирал должностных лиц, решал вопросы распределения земли на основе уравнительного землепользования, ведал раскладкой и сбором податей, рекрутскими наборами, разрешал выход из общины. Сход принимал решения об удалении из общины негодных элементов, лишении недисциплинированных домохозяев права участия в сходах на срок до 3 лет.

Исполнительным органом схода являлся сельский староста, который: исполнял решение схода, осуществлял дознание и организовывал охрану общественного порядка; следил за своевременным и точным выполнением повинностей; имел право в административном порядке подвергнуть аресту или принудительным общественным работам на срок до двух дней; оштрафовать на сумму до I рубля.

В волости главным органом был волостной сход из выборных от сел (один от десяти дворов). Решения волостного схода касались всей волости: установление рекрутской повинности (разнарядка по селам) и др. вопросы.

Исполнительный орган волосяного схода - волостной старшина: выполнение решений схода; полицейские функции и др. Сход также избирал волостной суд, рассматривавший малозначительные уголовные и гражданские дела.

Волостное правление - исполнительный орган, вышестоящий по отношению к сельской общине включало волостного старшину, сельских старост, сборщиков податей. Иногда решало хозяйственные и другие местные вопросы. (Собиралось нерегулярно.)

Общественное самоуправление крестьян функционировало под контролем полиции.

Таким образом, крестьянская реформа несмотря на ее ограниченность имела несомненно важное значение для истории России. Она явилась мощным стимулом к развитию новых общественных (буржуазных) отношений, что в конечном счете повлекло за собой изменения в общественном и государственном строе России, ее праве.

Вопрос 2. Общественный и государственный строй пореформенной России.

Ликвидация крепостного права и проведение ряда других буржуазных реформ существенно повлияли на характер общественного строя.

В деревне сложилась иная расстановка классовых сил. Реформа 1861 г. упразднила помещиков-феодалов, превратив их в помещиков-владельцев крупной земельной собственности, лишенных крепостных крестьян.

Освободившиеся крестьяне расслаиваются на кулаков, середняков и бедняков. Кулаки превращаются в сельских буржуа, широко использующих наемный труд. Бедняки превращаются в батраков-наемников, не имеющих своей собственности, но далеко не все из них находят работу на селе и миллионы крестьян двинулись в город наниматься на фабрики и заводы. Таким образом, небывалыми темпами увеличивается класс наемных рабочих.

Развитие капитализма в промышленности вызывает строительство новых заводов и фабрик. Гигантскими темпами развивается производство. За счет дешевизны рабочей силы растет рентабельность. Благодаря промышленному перевороту увеличивается производительность труда.

Несмотря на то, что Россия вступила в период капитализма значительно позже, чем ее Западноевропейские соседи, темпы ее развития были в конце XIX в. значительно выше, чем у них. Этому способствовала современная машинная оснащенность новых российских промышленных предприятий.

Развитие капитализма в России вызвало к жизни два новых класса: буржуазии и пролетариата, которые очень скоро становятся ведущими в буржуазных общественных отношениях. Однако буржуазия, став экономически господствующим классом, не стала господствовать в политических отношениях. По-прежнему политические высоты на общественном олимпе России занимали помещики-землевладельцы, составлявшие опору самодержавия. Они сохраняют ключевые позиции и в государственном аппарате.

Форма правления в России во второй половине XIX в. в принципе остается прежней - абсолютная монархия. Но это уже не совсем та абсолютная монархия, которой она была четверть века назад. Она приобрела некоторые черты монархии буржуазной. Это заметно отразилось на характере органов власти и управления.

Самодержавное государстве проходит в своем развитии во второй половине XIX в. как бы два основных этапа.

Первый этап - буржуазные реформы 60-70 гг., второй - жестокий полицейский режим, попытки ревизовать основные положения буржуазных реформ.

Все более популярными становятся идеи о преобразований самодержавия в конституционную монархию. Причем, такие проекты выдвигались на самом высоком уровне (министр внутренних дел, государственный секретарь и др.). Большинство предложений сводилось к преобразованию Государственного совета в представительное учреждение путем включения в него выборных лиц от городов и земств. При этом Государственный совет не изменялся по своему предназначению и характеру, оставаясь органом при императоре.

Александр II после неоднократного отклонения подобных проектов все же согласился рассмотреть предложение Лорис-Меликова (МВД) в Государственной совете, однако после убийства царя он был отклонен. Новый царь Александр III 29 апреля 1881 г. подписал манифест о незыблемости самодержавия, положив начало этапу полицейского террора и конец разговорам о конституционных реформах в России.

Итак, абсолютизм в России сохранился в практически неизменном виде. Царь сохранил всю полноту власти. Государственный совет продолжал функционировать как законосовещательный орган. 3 1861 г. Комитет министров преобразуется в Совет Министров, что было вызвано тем, что прежний орган уже не справлялся с новыми задачами и занимался только текущими вопросами. Совет министров как новый центральный орган государственного управления рассматривал наиболее важные государственные вопросы. 3 его состав вошли министры, начальники главных управлений, председатель Комитета министров, председатель Государственного совета и ряд других лиц. Председателем Совета Министров являлся сам император.

Вначале Совет Министров собирался довольно часто, но постепенно прекращает свою деятельность. В это же время (80-е годы) ослабевает значение и Государственного совета. Он становится все более громоздким и неоперативным. Кроме того, в его работе все чаще проявляются элементы оппозиционности царю. Члены Государственного совета назначались пожизненно, что и определяло их некоторую оппозиционность. Некоторые законопроекты царь утверждал, опираясь не на мнение большинства членов Совета, а на мнение меньшинства. Так было, к примеру, с законом о земских начальниках 1889 г., отвергнутого большинством членов Государственного совета.

При решении большинства государственных вопросов Александр III все чаще опирался на Комитет Министров, которым вновь стал основным законосовещательным органом.

До 80~х годов сохранялась в полном составе и канцелярия царя. Затем все его отделения за исключением первого упраздняются. На первое отделение возлагается контроль за личным составом чиновничества, продолжающего численно расти.

Высшим судебным органом империи продолжает оставаться Сенат, однако значение его падает, т.к. в его состав назначаются высшие и средние чиновники, потерявшие способность к работе в других сферах государственного управления.

Продолжали функционировать отраслевые министерства. После реформы 1861 г. особенно усилилась роль министерства финансов, на которое возлагалось проведение выкупных платежей по всей стране.

Для усиления деятельности органов управления промышленностью и торговлей в аппарате министерства финансов был образован департамент торговли и мануфактур, руководивший казенной промышленностью и оказывавший финансовую помощь частной промышленности.

Для оживления торговых оборотов и упорядочения кредитной системы в I860 г. был создан Государственный банк, после 1861 г. в системе Минфина образуются Крестьянский поземельный и Дворянский бажи» Крестьянский поземельный банк в основном помогал зажиточные крестьянам. Дворянский банк выдавал долгосрочные ссуды дворянам-помещикам под залог земельной собственности.

Во второй половине XIX в. начинается активное строительство железных дорог. Вначале оно финансировалось частным капиталом, но уже в 80~х годах - полностью за счет государственных средств. С 1865 г. координация деятельности по строительству железных дорог осуществлялась Министерством путей сообщения, а при нем Временное управление казенных железных дорог. В целях правильной эксплуатации железных дорог вводится в действие специальный Устав» Начинается строительство Великого Сибирского пути, для руководства которым создается специальное управление.

В 80-х годах и особенно после покушений на царя продолжает усиливаться роль полицейских органов, В июне 1880 г. упраздняется печально известное III отделение царской канцелярии, а его Функции переходят к Министерству внутренних дел.

После буржуазных реформ МВД продолжало выполнять разнообразные функции. Так в 1861 г. в нем возник земский отдел, на который была возложена задача по проведению крестьянской реформы с помощью сил полиции.

Затем в МВД создаются. Главное управление по делам печати (цензура) и Главное тюремное управление, в  ведение которого переходят все тюрьмы, в том числе и политические. В конце периода тюрьмы переходят в ведение Министерства юстиции.

6 августа 1880 г. при МВД создается Департамент полиции, в контакте с которым действовал отдельный корпус жандармов. В состав департамента входили семь делопроизводств, главным из которых было третье делопроизводство, ведавшее политическим сыском и охраной царя. В 1898 г. оно было преобразовано в особый отдел Департамента полиции.

На местах главной фигурой по-прежнему являлся губернатор, получивший еще большие права после убийства Александра II: запрещение собраний, закрытие печатных органов, а в ряде случаев арест и высылка в административном порядке неблагонадежных лиц.

В ходе полицейской реформы, проведенной в 1862 г., произошли некоторые изменения в организации местной полиции. Была упразднена вотчинная помещичья полиция и укреплены уездные полицейские органы. Вместо городских и земских исправников были созданы уездные полицейские управления во главе с исправниками. В помощь становому приставу призывался полицейский урядник.

В городах полицию возглавляли градоначальники и полицмейстеры. При них имелись специальные канцелярии, которые и ведали полицейскими делами. Города делились на части или участки и околотки, во главе которых стояли участковые и околоточные надзиратели.

Жандармские округа были заменены жандармскими губернскими управлениями, занимавшимися политические сыском. Кроме того, в некоторых городах имелись особые городские жандармские управления и управления на железных дорогах.

Происходили изменения и в управлении национальными окраинами. Во второй половине XII в. был упразднен институт наместничества в Польше и на Кавказе. Однако сохранялись посты генерал-губернаторов, имевших особые полномочия для осуществления контроля за местной органами.

Таким образом, изменения в общественное и государственном строе, последовавшие за крестьянской реформой 1861 г. лишь частично носили буржуазный характер, оставляя практически нетронутые самый важный институт государства - абсолютную монархию.

Вопрос 3. Земская и городская реформы I864-I870 гг.

После отмены крепостного права ход исторического развития вынудил царское правительство к проведению и других буржуазных реформ в различных областях общественной жизни. Одной из таких реформ стала земская реформа 1864 г. 1 января 1864 г. царь утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях. В соответствии с законом создавались губернские и уездные земские собрания, выполнявшие роль распорядительных органов. Члены собраний избирались по трем избирательным группам - куриям.

Первую избирательную курию составляли уездные помещики, владевшие землей определенных размеров (от 200 до 800 десятин), крупные уездные торговые и промышленные деятели, имевшие предприятия стоимостью не менее 15 тыс. руб., либо с оборотом не менее б тыс. руб. в год.

Во вторую курию входили городские жители, имевшие купеческие свидетельства, владельцы торгово-промышленных предприятий в городе с оборотом не менее 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимого имущества в городе стоимостью не ниже 500 или 3 тыс. рублей в зависимости от величины города. Таким образом, избирательных правом в двух куриях наделялось лишь незначительное меньшинство населения.

В третьей (крестьянской) курии избирательное право предоставлялось всем крестьянам-домохозяевам. Но выборы здесь были не прямыми, а косвенными. Вначале на волостных сходах избирались выборщики данного уезда, которые затем выбирали гласных уездного земского собрания. От каждой курии избиралось определенное количество гласных, не соответствующее общем численности населения, входившего в нее. На первых же выборах в 29 губерниях гласных уездных земских собраний из дворян было 42 %, а из крестьян - 38 %.

Губернские земские собрания избирались гласным уездных земских собраний. Здесь картина оказалась еще более удручающей: дворяне получили 74 % процента мест, а крестьяне всего ~ 11 %. В исполнительных органах земств преимущество также было у дворян.

Функции земских органов ограничивались местными хозяйственными и некоторыми культурными вопросами. В основном они наблюдали за состоянием путей сообщения (ремонт дорог и мостов местного значения), организовывали медицинское обслуживание населения (земские врачи и больницы), строительством и материальным обеспечением земских школ. Их обязанностью было оказание помощи местные органам управления в проведении различных государственных сборов.

Земства были образованы не во всех губерниях России. В Сибири, Средней Азии и на Кавказе их не было.

Несмотря на несовершенство земской реформы, она в целом имела большое значение. Земства все же пользовались некоторым влиянием на местах, что не нравилось реакционным помещикам.

Губернаторы и местная полиция строго контролировали деятельность земских учреждений. Губернатор имел право в любой момент приостановить выполнение постановления земства под предлогом нарушения законов либо противоречия государственные интересам. Административными правами земства не обладали и свои решения реализовывали через государственные органы, в основном через полицию.

Постепенно царское правительство начинает настоящую борьбу против земств, опасаясь либеральной оппозиции с их стороны, но упразднить их полностью пока не решалось. В 1890 г. последовала еще одна земская реформа (по сути контрреформа). Изменился порядок выборов в земства. Курии сохранялись, но в первой вводился сословный принцип - могли избирать и быть избранным только помещики - дворяне (потомственные и личные). Существенные изменения произошли в крестьянской курии, т.к. теперь крестьяне могли избирать только кандидатов в уездные земские собрания, из числа которых назначал гласных губернатор.

Таким образом, вес дворян-помещиков в земских учреждениях увеличился, а роль буржуазии несколько уменьшилась. Усилился надзор за составом и деятельностью земств со стороны губернаторов.

Городская реформа. В 60-е годы продолжало формально действовать городское положение, утвержденное еще Екатериной II. Но фактически городскими вопросами ведали различные государственные органы.

16 июня 1870 г. царь утвердил Городское положение, согласно которому создавались органы городского самоуправления, избиравшиеся  населением (независимо от сословной принадлежности) сроком на 4 года. Избирательное право хотя и было освобождено от сословности, но на деле включало серьезный имущественный ценз, имевший решающее значение.

Распорядительным органом городского самоуправления являлась городская дума: исполнительным - городская управа во главе с городским головой (он же председатель городской думы). Гласных в городскую думу могли избирать только плательщики городских налогов (владельцы недвижимости). Избиратели делились на три курии по имущественному положению. Каждая из курий имела равное количество гласных. Первые две курии имели 2/3 гласных, хотя составляли лишь 13 % от общего числа избирателей. Так в думах и управах обеспечивалось явное превосходство представителей наиболее богатых слоев города.

Городское самоуправление еще больше, чем земства находилось б зависимости от правительственной администрации. Городской голова уездного города утверждался губернатором, а губернского города министром внутренних дел. Б целом создание органов городского самоуправления было прогрессивным шагом по тому времени.

Правительство вело борьбу с городские самоуправлением так же, как и с земствами. В 1892 г. было издано новое Положение об органах самоуправления, согласно которому были лишены избирательных прав приказчики и мелкие торговцы. Число жителей, имевших избирательные права, значительно уменьшилось. Результатом этого стало усиление роли дворянства и ослабление позиций буржуазии, Вместе с тем в думы пришли дворяне-интеллигенты, поддерживающие городскую буржуазию.

Таким образов, создание и деятельность земств и органов городского самоуправления сыграли положительную роль в пореформенной истории России, заложив основы ее будущего более демократического устройства.

Вопрос 4. Судебная и военная реформы.

В основу судебной реформы в России была положена широко известная к тому времени на Западе теория, разделения властей. 20 ноября 1864 г. были изданы четыре законодательных акта, в которых содержались основные положения судебной реформы: Учреждение судебных установлении, Устав гражданского судопроизводства. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Устав уголовного судопроизводства.

В Учреждении судебных установлении излагались общие принципы правосудия; Устав гражданского судопроизводства подробно регламентировал вопросы гражданского процесса; Устав о наказаниях отражал вопросы судоустройства и судопроизводства, связанные с организацией и деятельностью мирового суда.

Судебные уставы 1864 г. отделяли суд от администрации и рассматривали его как независимый орган, подчиняющийся только закону. Судьи объявлялись несменяемыми и частично избираемыми. Сословные суды упразднялись и провозглашался общий и равный для всех суд.

Принцип несменяемости судей был прогрессивным явлением для остающейся феодальной России. Это обеспечивало хотя бы относительную независимость суда при рассмотрении дел. Несмотря на явную декларативность ряда положений, провозглашенных в законе, новая судебная система была, несомненно, прогрессивнее дореформенной.

Судебная система делилась на две основные части:

1) местные суды;

2) общие судебные органы.

К местным судебные установления относились мировые суды. Судебный округ делился на несколько участков. Мировые судьи подразделялись на участковых и почетных. Почетные судьи работали на общественных началах без казенного жалования. Мировые судьи рассматривали дела единолично и избирались сроком на три года из лиц, которые отвечали определенные условиям (возраст, образование, наличие недвижимого имущества).

Земские уездные управы составляли список кандидатов в мировые судьи (в т.ч. и почетные), которые затем утверждал губернатор Затем список представлялся на голосование земскому уездному собранию. Избранных судей утверждал Сенат.

Мировые суды учреждались для рассмотрения незначительных уголовных и гражданских дел. Судопроизводство было упрощенным, Приговор или решение мирового судьи можно было обжаловать в уездный съезд мировых судей (в апелляционном порядке) и в кассационном порядке в Сенат.

Система общих судов состояла из окружных судов и судебных палат. Первой инстанцией системы общих судов был окружной суд. Их было учреждено 106. Обычно судебный округ совпадал с территорией губернии. Именно в окружное суде рассматривалась основная масса судебных дел как уголовных, так и гражданских.

Те уголовные дела, по которые подсудимым грозили наказания, связанные с лишением или ограничением гражданских прав, рассматривались с участием присяжных заседателей. Заседание окружного суда с участием присяжных заседателей происходило следующим образом: судебным заседанием руководил председатель коллегии коронных судей (судебных чиновников). Он же по окончании судоговорения делал заключение и ставил вопросы перед присяжными. Присяжные, удалившись в совещательную комнату, выносили вердикт - виновен или невиновен подсудимый и, если виновен, то заслуживает ли снисхождения. Иными словами, вопрос о виновности присяжные решали самостоятельно, независимо от коронных судей. Приговоры суда, вынесенные с участием присяжных заседателей, не подлежали апелляции, а могли быть обжалованы лишь в Сенат в кассационное порядке по признаку формального нарушения процессуального закона. Присяжные не избирались, а назначались по спискам специальных уездных комиссий, утверждаемых предводителями дворянства.

Второй инстанцией по всем уголовным и гражданским делам (за исключением дел, решенных судом присяжных) выступали судебные палаты. Их было всего 14, каждая из них направляла деятельность 8-10 окружных судов. Вместе с тем, судебная палата рассматривала в качестве первой инстанции дела по обвинению в государственных, должностных и некоторых иных преступлениях. Эти дела она рассматривала с участием сословных представителей: губернского и одного из уездных предводителей дворянства, городского головы, губернского города и одного из волостных старшин по жребию. Сословные представители заседали в одной коллегии с коронными судьями, что фактически сводило к нулю их роль в суде.

Высшей судебной инстанцией стал Сенат, в котором были созданы кассационные департаменты. Кроме того, при Сенате в 1872 г. было учреждено Особое присутствие Сената для рассмотрения особо важных политических дел.

Предварительное следствие было изъято из полиции и передано вновь учрежденному институту судебных следователей, действовавших под общим надзором прокуратуры.

Реорганизовывалась прокуратура. Ее главной задачей стало поддержание государственного обвинения в суде, надзор за деятельностью судебных следователей, полиции, судов и мест заключения. Одновременно учреждалась адвокатура. Адвокаты делились на две категории: присяжных поверенных (с высшим образованием), выступавших защитниками в судах всех видов, и частных поверенных, имевших право выступать лишь в яровых судах.

Судебная реформ была наиболее последовательной буржуазной реформой по сравнению с другими.

Но и она сохраняла серьезные пережитки феодальных порядков. Отделение суда от администрации было непоследовательным: Сенат, высший судебный орган страны, одновременно был и административным учреждением. Местные суды фактически контролировались губернаторами. Принцип несменяемости судей и судебных следователей правительство также отходило. Например, широко практиковалось назначение исполняющих обязанности судебных следователей, которых годами не утверждали в должности, поскольку в этом случае на них не распространялся принцип несменяемости. Бессословные по принципам организации мировые и общие суды фактически почти полностью состояли из дворян, так как высшее образование и необходимый имущественный ценз в те времена имели преимущественно дворяне.

Сохранены были и чисто сословные суды - духовные, которые кроме дел духовенства рассматривали и некоторые дела светских лиц (например, бракоразводные дела), крестьянские волостные суды. разбиравшие мелкие тяжбы между крестьянами.

Со второй половины 60-х годов правительство начинает наступление на ноше судебные уставы, стремясь ликвидировать принцип несменяемости судей и ограничить компетенцию суда присяжных, В 1866 г. из окружных судов в судебные палаты передаются дела о преступлениях в печати, с 1878 г. - дела о неповиновении властям, оскорблении властей, насильственных действиях в отношении должностных лиц. Присяжные отстранялись от решения этих категорий дел. Следствие по политическим делам передается жандармским управлениям. Это наступление приводит к тому, что в 1889 г. институт мировых судей на большей части территории страны был упразднен и заменен институтом земских участковых начальников. Но об этом речь пойдет ниже.

Система судебных органов по реформе 1864 года

Становление судебной системы в Российской империи, основанной на началах Судебной реформы 1864 г., было сопряжено со значительными проблемами, носящими формально-юридический, экономический, кадровый, морально-этический характер. Оптимальный вариант решения стоявших перед правительством задач подобного рода, вероятно, заключался в необходимости многоуровневого, поэтапного распространения принципов Судебной реформы

До 1864 г. рассмотрение дел во всех судебных инстанциях происходило при закрытых дверях. На деятельность суда сильное давление оказывали различные административные органы, ведение следствия и исполнение приговора предоставлялись органам полиции, которые, кроме того, могли принимать на себя и судебные функции по "маловажным" делам. По словам А.Ф.Кони, "следствие было в грубых и нечистых руках".

Делопроизводство могло тянуться годами.

Работа по подготовке судебной реформы, начавшаяся в 50-х гг., особенно интенсивно пошла после провозглашения крестьянской реформы.

20 ноября 1864 года Александром II были утверждены четыре законодательных акта, а именно: учреждение судебных установлений, уставы гражданского судопроизводства, устав уголовного судопроизводства, а также устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Общепризнанным является тот факт, что судебная реформа 1864 года являлась наиболее демократичной и последовательной из всех реформ 60-70-х годов XIX столетия . В результате утверждения указанных выше актов были провозглашены и реализованы следующие принципы судоустройства и судопроизводства: отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех граждан перед судом, несменяемость судей, гласность, устность, состязательность процесса, презумпция невиновности. Закрепление указанных принципов на тот момент было существенным шагом вперед.

Создавались две судебные системы: местные и общие суды.

К местным судам относились мировые суды. Они рассматривали мелкие уголовные дела (проступки против общественного порядка, личные оскорбления и побои, мошенничества и кражи на сумму до 300 рублей), а также гражданские дела с ценой иска первоначально до 500 рублей, позднее – до 1500 рублей. Дела по спорам о недвижимом имуществе мировые суды не рассматривали. Мировой судья все подсудные ему дела рассматривал единолично. Они избирались на три года уездным земским собранием. Ими могли быть лица не моложе 25 лет, со средним или высшим образованием, обладавшие высоким имущественным цензом. Кроме участковых мировых судей, получавших жалование за свой труд, существовали так называемые почетные мировые судьи. Их труд не оплачивался. Почетными мировыми судьями являлись лица, имеющие значительный доход. Обычно ими были уездные и губернские предводители дворянства, отставные военные и статские чиновники и судебные чиновники высокого ранга . Они осуществляли свою деятельность при отсутствии участкового судьи либо при согласии обеих сторон. Второй (апелляционной) инстанцией для мировых судов являлся уездный съезд мировых судей, который включал в себя всех участковых и почетных мировых судей уезда. Приговоры съезда суда мировых судей считались окончательными. На них допускались лишь жалобы сторон и протесты товарища прокурора в кассационном порядке. Жалобы и протесты рассматривались уголовным кассационным департаментом Правительствующего Сената.

Что касается системы общих судов, то ее в пореформенной России составляли окружные суды и судебные палаты. Окружным судам были подсудны для рассмотрения по первой инстанции все дела, неподсудные мировым судьям. Гражданские дела рассматривались в составе трех постоянных судей. Уголовные дела, в зависимости от характера дела, могли рассматриваться в двух составах: либо в составе трех судей, либо в составе судей окружного суда с участием присяжных заседателей (в этом составе рассматривались дела о тяжких преступлениях). Судьи окружных судов назначались царем по представлению министра юстиции. В качестве второй инстанции для окружных судов были учреждены судебные палаты. Они состояли из департаментов по гражданским и уголовным делам. Их председатели и члены также назначались царем по представлению министра юстиции. В округ судебной палаты входило несколько губерний. Палата являлась апелляционной инстанцией по пересмотру всех гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружном суде по первой инстанции без участия присяжных заседателей. Кроме того, судебные палаты рассматривали в качестве суда первой инстанции ряд дел о государственных и должностных преступлениях. В случаях рассмотрения дел по первой инстанции в судебном разбирательстве помимо «коронных судей» участвовали сословные представители.

Правительствующий Сенат являлся кассационной инстанцией в системе судов, созданных в результате претворения в жизнь судебной реформы 1864 года. Сенат пересматривал в порядке кассационного производства вступившие в силу акты съездов мировых судей, приговоры окружных судов, принятые с участием присяжных заседателей, а также акты судебных палат. Всего в начале XX века в России действовали 105 окружных судов и 14 судебных палат.

Реформа судебной системы закрепила новые принципы: отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судов и следователей, прокурорский надзор, выборность (мировых судей и присяжных заседателей).

В ходе подготовки и проведения реформы были созданы новые институты присяжных заседателей и судебных следователей и реорганизована деятельность старых. Изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов, следствия и местами лишения свободы.

Прокурорская система возглавлялась генерал-прокурором. При Сенате учреждались должности двух обер-прокуроров, а в судебных палатах и окружных судах - должности прокуроров и товарищей прокуроров. Все прокуроры назначались императором по представлению министра юстиции.

Формирование принципов состязательности в судебном процессе потребовало создания нового специального института - адвокатуры (присяжных поверенных). Наряду с присяжными поверенными в коллегиях при судах в процессе (по разрешению суда и по договоренности одной из сторон) могли участвовать частные поверенные. Руководящим органом коллегии адвокатов стал Совет присяжных поверенных. Для удостоверения деловых бумаг, оформления сделок и других актов учреждалась система нотариальных контор в губернских и уездных городах.

Путаницы в системе старых судебных учреждений не стало вместе с отменой принципа сословности судов. Однако пережитки сословности сохранились в виде судебных учреждений с особой компетенцией (волостные, духовные, военные, коммерческие и инородческие суды). Да и само разделение системы на общие и местные судебные учреждения не способствовало ее унификации.

Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Достаточно высокий имущественный и образовательный ценз практически закрывал доступ на эту должность представителям низших классов. Кроме того, занимать должность почетного мирового судьи, которая не была оплачиваемой, могли позволить себе только состоятельные люди.

Споры о праве собственности на недвижимое имущество были у мировых судей изъяты.

Окружные суды учреждались на несколько уездов и состояли из председателя и членов. Новым институтом, введенным реформой на уровне первого звена общей судебной системы (окружных судов), были присяжные заседатели. На суд присяжных предлагались дела "о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ".

Избранная континентальная модель института присяжных заседателей (они отвечали на вопрос: "Виновен ли подсудимый?") определила организацию и порядок их работы. присяжным заседателем могло стать лицо в возрасте от 25 до 70 лет, обладающее цензом оседлости (два года). Для выборов присяжных составлялись общие списки, в которые включались: почетные мировые судьи, служащие (кроме профессиональных юристов), все выборные должностные лица, волостные и сельские судьи из крестьян, прочие лица, располагающие недвижимостью или доходом. Не могли включаться в списки священники, военные, учителя, прислуга и наемные рабочие. Общие списки служили основой для составления списков очередных и запасных заседателей на год. За три недели до судебного заседания председатель суда по жребию отбирал тридцать очередных и шесть запасных заседателей. В заседании оставалось двенадцать присяжных. Присяжные заседатели могли быть отведены как подсудимым (двенадцать присяжных), так и прокурором (шесть человек). Из числа не отведенных избирались двенадцать присяжных, из них - один старший.

После рассмотрения дела по существу и окончания прений председатель суда разъяснял присяжным правила о силе приведенных доказательств, "законы о свойствах рассматриваемого преступления" и предупреждал их против "всякого увлечения в обвинении или в оправдании подсудимого". Для судьи-профессионала это был способ влияния на неискушенных в судейских делах присяжных заседателей. Председатель суда вручал присяжным письменные вопросы о факте преступления и вине подсудимого, которые оглашались в суде. Вопросы разрешались присяжными по большинству голосов. Отмена вердикта была возможна лишь в случае, если суд единогласно признавал, что "решением присяжных осужден невиновный". В этом случае он выносил постановление о передаче дела на рассмотрение нового состава присяжных, решение которых было окончательным. Закон подчеркивал, что "приговор, постановленный судом с участием присяжных заседателей, считается окончательным".

При окружных судах учреждался институт следователей, осуществлявших под надзором прокурора предварительное расследование преступления на закрепленных за ними участках. До реформы предварительное следствие осуществляли земский суд и управа благочиния. Реформа отделяет предварительное следствие от судебного расследования.

На судебные палаты возлагались дела по жалобам и протестам на приговоры окружного суда, а также дела о должностных и государственных преступлениях по первой инстанции. Дела рассматривались при участии "сословных представителей": губернского и уездного предводителей дворянства, городского головы губернского города и волостного старшины. Судебные палаты выступали в качестве апелляционной инстанции по делам окружных судов, рассмотренных без участия присяжных заседателей, и могли заново, в полном объеме и по существу, рассматривать уже решенное дело.

Кассационные департаменты Сената рассматривали жалобы и протесты на нарушение "прямого смысла законов", просьбы о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам приговоров, вошедших в законную силу, и дела о служебных преступлениях (в особом порядке судопроизводства). В 1872 г. было учреждено также Особое присутствие Сената, рассматривавшее политические дела особой важности.

Было отвергнуто предложение о допущении защиты на стадии предварительного следствия.

Несмотря на свой буржуазный радикализм, судебная реформа с самого начала несла на себе ряд пережитков прошлого.

Предание государственных чиновников суду осуществлялось постановлениями их начальства, а не по решению суда. Присяжные заседатели устранялись от рассмотрения дел, имеющих политический характер. Эти и другие изъятия из общего порядка постепенно готовили почву для надвигающихся контрреформ.

В 1862 г. городская и уездная полиция были объединены в единую полицейскую систему, которая стала представлять собой сложную иерархию, начинающуюся с урядника и пристава и на уездном уровне возглавлявшуюся исправником.

С отменой крепостного права достаточно длительное время готовилась "тюремная реформа". В 1879 г. все руководство тюремными заседателями сосредоточилось в Главном тюремном управлении. Изменилось положение заключенных, стал активно использоваться их труд, была создана система медицинского обслуживания. Но к заключенным могли применяться специальные виды наказаний, не предусмотренные в законе: розги, помещение в карцер, перевод на хлеб и воду. Предусматривались другие виды заключения: в крепость, исправительный дом, арест, а также ссылка и каторга (срочная и бессрочная). Каторгу отбывали в Сибири и на Сахалине. Отбывшие каторгу переводились в состояние ссыльных поселенцев. Ссылка заключалась в принудительном поселении (чаще всего в Сибирь).

Указом 1863 г. были отменены телесные наказания для женщин, дополнительные телесные наказания, клеймение, ограничивалось применение розг. В армии отменялись шпицрутены, но сохранялись розги.

В 1871 г. были отменены шпицрутены для ссыльных, в 1885 г. вовсе отменяются розги.

Таким образом, одним из результатов проведения судебной реформы 1864 года стало создание стройной системы судебных органов и вполне ясной и логичной системы инстанционного деления. К сожалению, почти сразу же после принятия Судебных уставов 20 ноября 1864 года самодержавие начало проводить политику по изменению закрепленных в них правил разграничения подсудности между судами. Целью являлось осуществление более эффективной борьбы с революционным движением. В результате принятия новых законодательных актов появились сложности и неясности в вопросах распределения подсудности дел между окружными судами, судебными палатами, а также Правительствующим Сенатом.

Военная реформа. Крымская война наглядно показала коренные пороки феодальной организации вооруженных сил, оказавшихся неспособными в военном столкновении с буржуазными государствами обеспечить оборону страны. Так, хотя России по численности населения превосходит Англию и Францию вместе взятых, у России не оказалось обученных резервов и в ходе войны русскую армию нечем было пополнять. Это объяснялось тем, что русская армия комплектовалась на основе рекрутского набора, солдаты служили по 25 лет, т.е. практически пожизненно. Поэтому армия как в мирное, так и военное время имела фактически одну и ту же численность.

Офицерский корпус комплектовался из дворян, т.е. назначения на командные должности производились не за заслуги и знания, а по принципу сословной принадлежности и по протекции. Отсюда крайне слабая общая и боевая подготовка командного состава, особенно высшего.

Запутанная, хаотическая система военного управления, устаревшее вооружение (как следствие отсталости промышленности), крайне слабая маневренность войск, вынужденных передвигаться к месту боевых действий пешим .порядком, подчас тысячи километров из-за неразвитости сети железных дорог - все это дополняло общую неприглядную картину состояния армии.

Необходимость военной реформы была ясна даже самодержавному правительству. Ее подготовка началась с 1862 г., когда военным министром был назначен генерал (в будущее фельдмаршал) Д.А. Милютин, либерально настроенный профессор Военной академии. Новый Устав о воинской повинности был введен в действие с 1 января 1874 г.

Существо военной реформы заключалось прежде всего в изменении системы комплектования армии и флота. Вместо набора рекрутов из числа податных сословий была введена всеобщая бессословная воинская повинность. Сроки действительной службы были установлены следующие: в армии - 6 лет и 9 лет в запасе; во флоте - 7 лет и 3 года в запасе. Таким образом, новая система комплектования давала возможность создать резерв военнообученнкх для развертывания вооруженных сил во время войны. Однако этот резерв был сравнительно небольшие из-за слишком длительных сроков действительной службы /б и 7 лет/. Армия не в состоянии была принять всех, подлежавших ежегодному призыву. Поэтому призывники тянули жребий. Тот, кому досталось по жребию, зачислялся на действительную службу, а остальные - в ополчение II разряда, которое практически на службу не созывалось. Слишком длительные сроки действительной службы в армии сокращали число военнообученного резерва, отрицательно сказывались на обороноспособности страны. Но армия предназначалась царским правительством не только для обороны страны, но рассматривалась и как мощное орудие государственной власти, для подавления крестьянских бунтов нужен был вымуштрованный солдат, покорно выполнявший любой приказ офицеров. Отсюда и вытекала необходимость для царского правительства установления длительного срока действительной службы солдат в армии, даже в ущерб обороноспособности страны.

Как уже говорилось выше. Крымская война показала слабую подготовку офицеров. В ходе войны обнаружилась также острая нехватка офицерских кадров, особенно младших офицеров, из-за потерь в боях и отсутствия подготовленных резервов. Поэтому важной задачей реформы явились укрепление и обновление офицерских кадров, создание резерва офицеров на случай войны.

Была создана широкая сеть военных училищ. В мирное время в офицеры, как. правило, производились лица, окончившие военные училища и сдавшие соответствующие государственные экзамены. Для подготовки офицерского резерва на случай войны был учрежден институт "вольноопределяющихся". Лица с высшим образованием призывались на действительную службу на 6 месяцев, а со средним - на 1,5 года, затем держали экзамен на офицерский чин и увольнялись в запас младшими офицерами.

Реформа открыла дорогу в армейский офицерский корпус разночинной интеллигенции, но только на должности младших офицеров. Генералы и старшие офицеры по-прежнему были в основном родовитыми дворянами1.

Наряду с введением всеобщей воинской повинности была проведена реорганизация аппарата военного управления. Все отрасли военного управления были подчинены военному министру /а по флоту - морскому министру/. Территория страны разделена на 15 военных округов, во главе которых были поставлены командующие войсками военных округов. Но и эта реорганизация была непоследовательна, так как во главе ряда отраслей военного управления (командующим гвардией, артиллерией, некоторыми военными округами) были поставлены великие князья, которые как члены императорской фамилии имели право непосредственного доклада царю, минуя военного министра и действовали бесконтрольно. Таким образом, создать единую систему управления вооруженными силами так и не удалось.

И после реформы, несмотря на отмену в армии телесных наказаний и официальное запрещение, продолжалось избиение солдат офицерами, по-прежнему между привилегированными офицерским составом и бесправной солдатской массой сохранялась пропасть, отдалявшая "барина" от "мужика".

Вопрос о реформах конституционного порядка возник еще во второй половине 50-х годов в связи с революционной ситуацией в стране. Уже тогда в правительственных кругах стала обсуждаться проблема объединения деятельности всех отраслей государственного управления или, как тогда говорилл, "единства власти".

Дело в том, что существовавший тогда порядок решения государственных дел не обеспечивал  такого единства. Каждый министр докладывал свои вопросы императору лично. При этом нередко министры действовали несогласованно, а то и просто не знали о действиях друг друга. Правительства как коллегиального органа не существовало. Правда, существовал Комитет министров, была да.re должность председателя Комитета. Но этот Комитет занимался решением повседневных мелких вопросов, вплоть до назначения пособий и пенсий чиновникам.

Имелся еще Государственный Совет - законосовещательный орган при императоре. Но его состав постоянно заполнялся отставными министрами и другими престарелыми сановниками. Его значение снизилось и собирался он сравнительно редко.

Император в условиях абсолютистской монархии был наделен всей полнотой как законодательной, так и исполнительной власти. Именно он (по идее) должен был координировать и объединять деятельность всех министерств и ведомств. Но государственное управление усложнилось настолько, что он физически уже не в состоянии был это делать. Поэтому в 1857 г. был создан Совет Министров. В отличие от Комитета министров, по-прежнему занимавшегося мелкими текущими делами, Совет министров под председательством императора обсуждал и решал важнейшие вопросы государственной жизни. В 60-е годы Совет министров заседал довольно часто. Но по мере того как царь Александр II старел, Совет Министров заседал все реже, а при Александре III (напуганном покушениями и боявшимся буквально "высунуть нос" из своей резиденции в Гатчине под Петербургом) Совет министров практически перестал собираться. И вновь возобладал старый порядок единоличных докладов министров царю.

Нередко использовалась такая форма обсуждения вопросов, как созыв различных Особых совещаний. Обычно царь поручал двум-трем министрам или иным видным сановникам разобраться в каком-то вопросе. Иногда в работе совещания участвовал и сам царь. Рекомендации таких совещаний оформлялись затем императорскими указами. Отсутствие коллегиального правительственного органа весьма отрицательно сказывалось на государственном управлении.

Революционная ситуация конца 50-х - начала б0-х годов резко сузила социальную базу царизма. Недовольство проявляли не только крестьяне, разночинная интеллигенция, но и господствующий класс.

Оппозиционные настроения проявляли довольно широкие слои буржуазии и либерального дворянства. Они требовали дальнейших реформ госаппарата, суда, отмены цензуры. Наконец, они выдвигали требования привлечения их представителей к управлению государственными делами - создания представительных органов.

Недовольна правительством была и основная масса дворян-крепостников. Они считали, что правительство ущемило их интересы проведением крестьянской реформы, и тоже выдвигали различные конституционные проекты, сформулированные, например, камергером Безобразовым, графом П. Шуваловым (занимавшим в I866-I874 гг. пост начальника III Отделения и шефа жандармов), суть которых сводилась к неким политическим компенсациям дворянству за потерю крепостных, введению «аристократической» конституции, усиливавшей политическую власть и влияние аристократии.

В верхушке царской бюрократии тоже боролись две основные группировки: буржуазно-либеральная, группировавшаяся вокруг великого князя Константина Николаевича - брата царя, занимавшего пост председателя Государственного совета, и сторонников незыблемости самодержавия во главе с наследником престола, будущим царем Александром III и его воспитателем и наставником обер-прокурором Синода К.П. Победоносцевым.

Столкновения этих группировок происходили при подготовке практически всех законопроектов о реформах. Однако наиболее резкими они были при обсуждении конституционных проектов.

Первый такой проект был подготовлен министром внутренних дел П.А. Валуевым еще в 1863 г., затем в 1866 г. конституционный проект был выдвинут великим князем Константином Николаевичем. Но тогда они даже не обсуждались официально. Однако вторая революционная ситуация в конце 70-х - начале 80-х годов заставила правительство вернуться к этим проектам и поставить их на официальное обсуждение в специальном Особом совещании под председательством царя. Однако совещание 29 января 1880 г. отвергло оба эти проекта, хотя они и не представляли собой конституции в полном смысле этого слова. Суть их сводилось к созданию в том или ином виде выборных представительных органов, причем не законодательных, а лишь законосовещательных.

Взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г. привел, как уже говорилось, к диктатуре М.Т. Лорис-Меликова, ставшего начальников Верховной распорядительной комиссии с неограниченными полномочиями. Популярный генерал, герой русско-турецкой войны 1877 -1878 гг., хорошо понимал, что одними репрессиями укрепить самодержавие невозможно. Поэтому он проводил, с одной стороны, политику беспощадных репрессий в отношении участников революционного движения, а с другой - старался привлечь на свою сторону либеральное дворянство и буржуазию обещаниями "конституции". В январе 1881 г. Лорис Беликов подал императору Александру II записку с проектом, который вошел в историю как "конституция Лорис-Меликова".

Лорис-Меликов предлагал создать две временные подготовительные комиссий для подготовки законопроектов по финансовым вопросам и местному управлению, а также общую законосовещательную комиссию. В эти комиссии должны были войти наряду с чиновниками выборные депутаты, избираемые губернскими земскими собраниями (по 2 от губернии) и городскими думами (от крупные городов). Предлагалось также дополнить Государственный Совет 10 - 15 представителями общественности.

Конечно, наименование конституции к такому проекту можно применить лишь весьма условно. Это вовсе не была конституция. Но все же в этот документе признавался принцип участия представителей общественности в законодательном процессе.

Александр II в общих чертах утвердил проект М.Т. Лорис-Меликова. Он даже утвердил проект соответствующего ''Правительственного сообщения". По иронии судьбы это произошло утром 1 марта 1881 г., в этот же день Александр II был убит террористами-народовольцами. Новый царь Александр III долго колебался, а затем отверг «конституцию Лорис-Меликова». В прошении об отставке генерал, обращаясь к царю, написал: "История нас рассудит". По тем временам это была неслыханная дерзость2.

Новое правительство Александра III, из которого были изгнаны либерально настроенные министры (Лорис-Меликов, Милютин, Абаза), взяло курс на укрепление самодержавия, усиление роли дворянства и укрепление репрессивного аппарата.

Контрреформы 80-90-х годов.

Линия правительства Александра III на укрепление самодержавия и усиление роли дворянства, приведшая к пересмотру реформ 60-70-х годов и частичной их отмене, вошла в историю под названием "контрреформ 80-90-х годов". Первым мероприятием в ряду таких контрреформ можно считать принятие Положения об усиленной и чрезвычайной охране (I88I г.). За этим последовало учреждение в 1889 г. института земских участковых начальников. Каждый уезд делился на участки, в которые назначались участковые земские начальники из местных потомственных дворян, имевшие в данном уезде земельные владения, и высшее или среднее образование. Земский начальник сосредоточивал в своих руках жесткий контроль за крестьянским общинами, административную и судебную власть. Мировые судьи перестали действовать в уездах, где были назначены земские начальники. Это была попытка возродить сословные органы власти потомственного дворянства.

Пересмотрены были Положения о земских и городских органах самоуправления. По закону I890 г. изменения в земском самоуправлении сводились к следующему: на выборах в уездные земские собрания система курий сохранилась, но по первой курии теперь избирали не все землевладельцы, а только дворяне, т.е. был применен сословный принцип. Крестьяне избирали лишь выборщиков, из числа которых губернаторы назначали депутатов земского собрания.

Резко усилен был правительственный контроль за земствами. Для этого были созданы в губерниях специальные учреждения - губернские по земским делам присутствия - из чиновников и всех уездных предводителей дворянства под председательством губернатора.

По закону 1892 г. был изменен порядок выборов и в городские думы. К выборам стали допускаться лишь владельцы недвижимой собственности в столицах стоимостью не ниже 3 тыс. руб., в губернских городах – 1,5 тыс. руб., в других городах - I тыс. руб. В выборах теперь участвовали лишь дворяне, крупные буржуа и некоторая часть средней буржуазии. Число избирателей резко сократилось. Так, если в Москве было 20 тыс. избирателей, то после 1892 г. их осталось лишь 7 тыс. Усилилось вмешательство губернаторов в городские дела.

Заключение

Таким образом, анализ содержания реформ, проведенных в России в 60-70-е годы XIX века, свидетельствует, что это были реформы буржуазные по своему характеру. Они открыли широкую дорогу развитию капитализма в экономике и в общественной жизни. Вместе с тем анализ показывает, что эти реформы были половинчатыми, непоследовательными, они сохраняли множество пережитков старых, феодальных порядков.

В социальной области это прежде всего сохранение помещичьего землевладения, что создало предпосылки для аграрной революции. В политической области - сохранение архаичного царского самодержавия.

Реформы государственного аппарата затронули лишь отдельные звенья государственной машины. Кроме тех реформ, о которых говорилось выше, можно было бы указать на преобразования в области финансового управления, сводившиеся к созданию единой общегосударственной кассы (до того каждое министерство имело свои, независимые от других ассигнования) и единого бюджета, отчет об исполнении которого с 1867 г. стал публиковаться. Отменена была архаичная система винных откупов, замененная акцизным сборов, феодальная подушная подать была заменена поземельным налогом. Временно были несколько смягчены цензурные правила. Но эти смягчения были отменены в 80-е годы. Вот, собственно, и все.

Все эти реформы не затронули всевластия неограниченного царского самодержавия, феодально-дворянского по своей классовой природе, не привели хоть к какому-то ограничению всевластия царской бюрократий. Даже робкая попытка введения усеченной «конституции Лорис-Меликова» была категорически отвергнута.

Анализ социального состава офицерских кадров в армии, полиции, состава чиновничества, проведенный П.А. Зайончковским, показал, что реформы открыли дорогу и в армию и в госаппарат разночинной интеллигенции, буржуазии. Но руководство армией и полицией (генералитет, старшие офицеры), равно как и руководители министерств, члены Государственного Совета, сенаторы, губернаторы, в подавляющем большинстве - дворяне. Реформы сохранили существенное, а в ряде случаев решающее влияние на деятельность госаппарата дворянских сословных организаций - дворянских собраний и их руководителей - предводителей дворянства.

В ходе дискуссии о русском абсолютизме некоторые авторы высказывали мнение, что Российская империя уже в 60-70-е годы стала буржуазной монархией, говорилось даже и об установлении якобы буржуазно-правового строя. Фактические данные, приведенные в данной лекции, не позволяют согласиться с подобными мнениями. Факты свидетельствуют, что политическая власть и государственный аппарат по-прежнему остались в руках дворянства, которое, разумеется, вынуждено было в какой-то мере считаться с интересами буржуазии и приспосабливаться к потребностям буржуазного развития. Тем самым усугублялось противоречие между экономическим базисом и политической надстройкой.

Факты показывают справедливость опенки реформ государственного аппарата 60-70-х годов XIX века В.И. Лениным как первого шага на пути превращения феодальной монархии в буржуазную монархию3. Вторым шагом на этом пути явилось изменение государственного строя России после революции 1905-1907 гг.

Но даже Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года, передавшая власть в руки буржуазии и ее Временного правительства, не ликвидировала полностью пережитков феодализма.

Полностью, окончательно и бесповоротно они были ликвидированы лишь в ходе  Октябрьской социалистической революции 1917 года .

Список литературы

История государства и права России (в схемах). Учеб. пособие. / Под ред.  Абдулаева Р.А., Волгоградский ГУ, Волгоград, 2006.

История государства и права России: Учебник для вузов. С.Л.Захаров. М.: ЗАО «Юстициформ», 2007.

История государства и права России и зарубежных стран. Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова. М.: ЦОКР МВД России, 2006.

История государства и права. Конспект лекций. / Под ред. С.Д.Смолина.- М.: Юрайт - Издат,  2007.  

История государства и права России IX - начала XX вв. Учебник / Под ред. Рогова В.А. Изд.: МГИУ, 2006.

История отечественного государства и права: Учебник  / Под ред.  Р.С. Мулукаева. –  М.: ЦОКР МВД России, 2006.

История отечественного государства и права: Учебное наглядное пособие. Белоусов В.Г., Глушаченко С.Б. и др.  - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

История отечественного государства и права. Учебник в 2 ч. Ч. 1.  . Новицкая Т.Е., Чистяков О.И., Дюков Л.В. Изд.: Юрист, 2008.

История отечественного государства и права. IX - начало XXI в. Таблицы и схемы. Учебное пособие. Курицын В.М., Мамонтов А.Г., Недобежкин С.В. М.: Изд. Юнити, 2008.

Большой юридический словарь.  Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. и др. М.: Инфра-М, 2005.

История государственного управления в России. Учебник /  Под ред. Марковой А.Н., Федулова Ю.К. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2007.   

Сырых В.М. История государства и права России. М., 2008.

Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. / Титов Ю.П. М.: Проспект, 2008.

1 Следует иметь в виду, что чин майора (в дальнейшем подполковника) давал офицеру-недворянину звание "личного дворянина" (т.е. это звание не переходило жене и детям), а чин полковника превращал его в потомственного дворянина.

2 Характерно, что царизм сохранял в строжайшем секрете сам факт наличия конституционных проектов и их обсуждения. Но шила в мешке не утаить. Генерал после отставки выехал в Ниццу во Франции и вывез свой архив. Царская охранка получила приказ любой ценой вернуть архив и даже совершила налет на виллу генерала. Но граф М.Т. Лорис-Меликов хорошо знал повадки своих бывших подчиненных и надежно упрятал архив. Впервые выдержки из проекта "конституции" и протоколов ее обсуждения были опубликованы в лондонской "Вольной русской типографии" в 1893 г. и перепечатывались в России в 1905 г. Однако полностью все материалы стали известны лишь в советское время, когда распахнулись двери бывших царских архивов.

3 См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., Т. 20, с. 165, 166.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
19411. Государство и право России в начале XX века 50.48 KB
  Лекция Тема № 8 Государство и право России в начале XX в. Кризис империи и предпосылки революции Эти и ряд других подобных правительственных мероприятий вызывали недовольство у народов России. Средняя Азия превращалась в хлопковую базу текстильной промышленности Европейской России.
19412. Государство и право России в первой половине XIX века 36.81 KB
  Актуальность данной темы заключается в раскрытии динамики исторических процессов развития государства и права России в первой половине XIX века. Особое внимание будет уделено развитию права систематизации и кодификация русского законодательства под руководством М.
19419. Образование и развитие московского централизованного государства. Государство и право России в период сословно – представительской монархии (XIV – XVII вв.) 32.91 KB
  Характерным с этой точки зрения является процесс объединения раздробленных русских земель и образования на этой основе Русского централизованного государства. Предпосылки и необходимость образования централизованного государства.
19410. Государство и право России в период Первой мировой войны, Политического кризиса и падения самодержавия (1914 – октябрь 1917 г.) 45.34 KB
  Изучение учебных вопросов настоящей лекции позволит курсантам и слушателям подготовиться к освоению последующего учебного материала, в том числе раскрывающего причины политического кризиса, в нашей стране приведшие к падению самодержавия.
19420. Государство и право Руси в период Феодальной раздробленности (XII – XIY вв.) 36.32 KB
  Феодальная раздробленность вызывалась также и духовными причинами. Христианство на Руси распространялось с огромными трудностями: оно пришло извне и было навязано языческой народной массе княжеской властью. Русская православная церковь только создавала свою организацию. После крещения жителей Киева за весь период существования Киевского княжества (более 200 лет) только два раза на митрополичий престол занимали русские епископы.
2535. АРХИТЕКТУРА БЕЛАРУСИ ПЕРИОДА ГОСПОДСТВА ФЕОДАЛЬНО-БАРЩИННОЙ СИСТЕМЫ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVII—XVIII в.) 77.07 KB
  Феодальная анархия усиливала эксплуатацию и бесправие па-родных масс. Возрос религиозный гнет, вызванный насильственным введением католицизма, с помощью которого польская шляхта рассчитывала ополячить белорусов, уничтожить их язык, культуру, разорвать их братские связи с русским народом.
11186. РАЗВИТИЕ ТАБАКОВОДСТВА НА КУБАНИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД 1.03 MB
  Впервые это растение заявляет о себе в России при Иване Грозном. Табачную культуру ввозят английские купцы, наемные офицеры, интервенты и казаки в период Смутного времени. Во времена правления Михаила Федоровича Романова курение табака было запрещено.
2860. Советское государство в период нэпа 12.75 KB
  Сущность и содержание НЭПа Оценивая ситуацию с антоновщиной Ленин еще осенью 1920 года в ноябре написал Предварительный набросок тезисов насчет крестьян . Тактическая цель НЭПа экономич. Стратегическая цель НЭПа построение социализма.
2027. Советское государство 30-40-е гг. XX века 12.39 KB
  Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные должности. Борьба в руководстве партии вела к укреплению единоличной власти. на XVII съезде партии позиции Сталина окончательно укрепились. XVII съезд коммунистической партии объявил что главная цель построение социализма достигнута.
3836. Государство и право 14.62 KB
  ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА В самом обобщенном виде понятие право может быть определено как совокупность конкретных общеобязательных правил установленных или санкционированных государством. В понимании права как юридической категории принято выделять; объективное право как систему общеобязательных и формально определенных норм обеспеченных силой государства и являющихся критерием правомерного и неправомерного поведения; субъективное право как возможность конкретного лица на юридически обеспеченное поведение. Это дает уверенность в стабильном...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.