Образование Советского государства и создание основ советского права (октябрь 1917 – 1918 гг.)

Декрет о земле национализировал землю, т. е. установил, что вся земля переходит в монопольную собственность государства. Помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли с постройками и всем живым и мертвым инвентарем передавались в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов

2015-09-27

22.48 KB

26 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Форма № I

Титульный лист

МВД России

Санкт-Петербургский университет

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

полковник милиции

Сидоренко В.П.

«____»  _____________2010 года.

Лекция

Тема № 10 «Образование Советского государства и создание

основ советского права (октябрь 1917 – 1918 гг.)»

Обсуждена на заседании кафедры

«______» ____________ 2010 года.

протокол №

Кафедра истории государства и  права

Санкт-Петербург

2010 г.

Содержание

Учебные вопросы:

  1.  Второй Всероссийский съезд Советов и его важнейшие постановления.
  2.  Первая Конституция РСФСР.
  3.  Создание основ Советского права.


Введение

Актуальность  данной темы заключается в раскрытии динамики исторических процессов развития государства и права России в период Октябрьской революции 1917 года и создания Советского государства.

      В ходе лекции будут рассмотрены  причины и предпосылки  Октябрьской революции 1917 г.,  а также преобразования в общественном и государственном строе России произошедшие после революции. Также будут рассмотрены вопросы создания основ советского права и изучены основные нормативно правовые акты принятые в октябре 1917 – 1918 годах.

    Материал лекции неразрывно связан с ранее изученными историко-правовыми аспектами развития государства и права России и непосредственно связан с темой № 9 «Государство и право России в период Первой мировой войны, политического кризиса и падения самодержавия (1914 – октябрь 1917 гг.)» в ходе изучения которой вы познакомились с  изменением в государственном и общественном строе произошедшими в нашей стране в указанный исторический период.

   Изучение учебных вопросов настоящей лекции позволит вам подготовиться к освоению последующего учебного материала, в том числе развитие Советского государства и права в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1921 гг.).


1. Второй Всероссийский съезд Советов и его важнейшие постановления.

25 октября (7 ноября) 1917 г. вошел в историю человечества как день победы Великой Октябрьской социалистической революции. В этот день победило вооруженное восстание рабочих и солдат под руководством большевиков в Петрограде. Так завершился период буржуазной монархии в России и началось ее продвижение по советскому, социалистическому пути, пути наполненному и великими свершениями и трагическими ошибками.

Законодательно переход власти в руки Советов был закреплен II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, работавшим в дни вооруженного восстания в Петрограде. Съезд принял обращение к "Рабочим, солдатам и крестьянам", написанное В. И. Лениным, в котором говорилось: "Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и гарнизона, съезд берет власть в свои руки" (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 35,  с. 11).

В съезде приняли участие представители более 400 местных Советов в т. ч. из крупнейших промышленных центров России - Петрограда, Москвы, Киева, Одессы, Ревеля, присутствовали делегаты Украины, Прибалтики, Закавказья, Северного Кавказа, Средней Азии, Бесарабии. Из 649 делегатов съезда большевиков было -390, эсеров - 160, меньшевиков 72. Такая расстановка сил на съезде и предопределила его решения.

В обращении "Рабочим, солдатам и крестьянам!" не только закреплялся переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, но и намечалась программа первоочередных мероприятий Советской власти: установление мира для всех народов, безвозмездная передача земли крестьянам, демократизация армии, рабочий контроль на производством и т. д. Эта программа воплотилась в первых законодательных актах Советского государства, принятых на втором заседании съезда.

Декрет о мире, будучи декларацией, обращенной ко всем народам мира, одновременно провозглашал основы внешней политики Советского государства: немедленное прекращение войны; отказ от тайной дипломатии; отказ от аннексий и контрибуций и др.

Не получив от союзников ответа на свое обращение, Советское правительство 2 декабря 1917 года подписало договор о перемирии с Германией и ее союзниками.

Декрет о земле национализировал землю, т. е. установил, что вся земля переходит в монопольную собственность государства. Помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли с постройками и всем живым и мертвым инвентарем передавались в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Крестьяне получали более 150 млн. гектаров земли, освобождались от многомиллионной арендной платы, расходов на покупку новых земель, от долгов Крестьянскому поземельному банку (около 3 млрд. руб.). Стоимость помещичьего инвентаря, переданного крестьянам, оценивалась в 300 млн. руб.

Итак, все граждане России, желавшие обрабатывать землю своим трудом, по этому декрету получали ее на праве пользования по принципу уравнительного землепользования.

Декрет о земле также предусматривал различные формы землепользования, выбор которых оставался за крестьянами: подворная, хуторская, артельная, товарищеская обработка земли и др. Крупные земельные  участки с высококультурными хозяйствами (садами, питомниками и т. п.) разделу не подлежали и обращались в исключительное пользование государства или общин. Это же относилось к крупным животноводческим и птицеводческим и другим специализированным хозяйствам (конезаводы, племенные хозяйства и т. п.).

Съезд создал первое советское правительство - Совет Народных Комиссаров (СНК) и органы отраслевого управления - народные комиссариаты (комиссии): по военным и морским делам, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, почт и телеграфов, продовольствия, по делам национальностей и др.

Съезд избрал новый состав Центрального исполнительного Комитета, в который вошли первоначально большевики и левые эсеры, а представители от других партий вводились уже после съезда. Причем весь состав ЦИКа фактически был кооптирован.

Таким образом, II Всероссийский съезд Советов юридически оформил свержение власти буржуазии и помещиков и установление диктатуры пролетариата. Его решения положили начало слому старой государственной машины и коренным изменениям в общественном и политическом строе  страны. Эта задача была решена уже в первые месяцы после Октября, когда был не только создан новый  государственный механизм Российской республики, но и сложилась новая, Федеративная форма ее государственного единства.

2. Первая Конституция РСФСР.

Конституционным закреплением первых итогов и опыта деятельности Советского государства явилось принятие в июле 1918 г. Основного Закона РСФСР. В ней был использован нормативный материал, накопившийся с октября 1917 г.

Одним из первых конституционных актов, принятых Советской властью была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, написанная В. И. Лениным и принятая III Всероссийским съездом Советов.

В декларации решались основные конституционные вопросы. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя: национализацию земли, переход к национализации промышленности, национализацию банков, всеобщую обязанность трудиться, уничтожение эксплуатации человека человеком. Декларация закрепляла основы государственного строя: "Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Совета". Декларация лишала политической власти эксплуататоров: "...теперь, в момент решительной борьбы пролетариата с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти". Конечно, толкование категории "эксплуататоры" было весьма туманным и расширительным. Поэтому, в этот порочный круг можно было загнать любого человека, не занимающегося физическим трудом.

Декларация закрепляла новую форму государственного единства Советской России, как федерацию Советских национальных республик, однако не устанавливала конкретных форм этой федерации.

Она также определяла основные принципы советской внешней политики.

Таким образом, Декларация играла роль временной Конституции Советского государства.

1 апреля 1918 г. на заседании ВЦИК была образована комиссия по подготовке проекта Конституции РСФСР и уже 19 апреля она закончила обсуждение ее основных положений и приступила к работе над отдельными разделами закона. До июня 1918 г. комиссия одну за другой принимала подготовленные главы. Одновременно работу над своим проектом Конституции вели в Наркомате юстиции.

3 июля 1918 г. проект Конституции с поправками В. И. Ленина был опубликован в "Известиях ВЦИК". После обсуждения в ЦК РКП(б) был принят проект, подготовленный конституционной комиссией ВЦИК. 10 июля 1918 г. с некоторыми изменениями и дополнениями он был единогласно принят на V Всероссийском съезде Советов. Президиуму ВЦИК было поручено окончательно отредактировать Конституцию и ввести ее в действие. Конституция РСФСР была опубликована в "Известиях ВЦИК" 19 июля и с этого момента вступила в силу.

конституция закрепила основополагающие принципы советской демократии и провозглашала РСФСР свободным социалистическим обществом всех трудящихся России, вся власть в которой принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах.

Она допускала лишение эксплуататоров любых прав, если они используются во вред трудящимся. Предусматривались и два конкретных случая лишения эксплуататоров прав: ст. 65 лишала избирательных прав лиц, использующих наемный труд, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников и прочие нетрудовые элементы. Статья 19 ограничивала нетрудовые элементы в праве военной службы, возлагая на них отправление иных военных обязанностей.

Конституция провозглашала равенство наций и не допускала дискриминации или привилегий по национальному признаку, а также какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия.

Статья 21 предусматривала предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные убеждения, а на основании ст. 20 все трудящиеся иностранцы могли получить по решению местных Советов права Российского гражданства.

Было установлено равноправие мужчины и женщины во всех областях общественной и семейной жизни. Впервые женщины наделялись равным с мужчинами избирательным правом.

Конституция предоставила гражданам широкий круг демократических свобод: свободу совести (ст. 13), свободу слова и печати (ст. 14), свободу собраний (ст. 15), свободу объединения в союзы (ст. 16). При этом допускались только классовые ограничения.

Одновременно Конституция указывает и на важнейшие обязанности советских граждан: всеобщая обязанность трудиться (ст. 18) и всеобщая воинская обязанность (ст. 19).

В Конституцию целиком вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа и, следовательно, она содержала нормы о федерации, имевшиеся в этом акте. Кроме того, новеллы, отражающие федеративное устройство, содержались в других частях Основного Закона. Это в первую очередь относится к возможности объединения в национальные областные автономии, входящие в РСФСР на началах федерации. Таким образом, Конституция уже четко определила форму федерации для России - государство с автономными включениями. Членами федерации являются автономные областные союзы. Кроме них в федерацию могут входить и неавтономные областные объединения.

Компетенция верховных органов власти (ст. 49) также определялась из принципов федерализма. Это касается в первую очередь их взаимоотношений с автономными областными союзами.

Важнейшим принципом советской Федерации являлся принцип добровольности объединения, вытекающий из права наций на самоопределение вплоть до отделения.

Это проявилось в период начального формирования РСФСР, когда шел процесс образования первых автономных республик, провозглашаемых снизу, по непосредственному волеизъявлению трудящихся масс, руководимых партией и Советами.

В Конституции был закреплен национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации, который означал, что членство в федерации строится на основе выделения определенной территории, компактно населенной той или иной национальностью.

Конституция закрепила уже сложившуюся систему органов власти и управления. Высшими органами власти и общего управления являются, согласно Основному Закону, Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и совнарком. В тексте упоминается также Президиум ВЦИК, но его статус полно не характеризуется. Органами отраслевого управления являются народные комиссариаты, которых теперь стало 18.

Фиксируется в Конституции и структура местных органов власти и управления. Органы Советской власти всех уровней были выборными. Конституция закрепила основные принципы советской избирательной системы.

Таким образом, первая Конституция Российской Федерации закрепила победу нового общественного строя, создание Советского социалистического государства. По своему характеру это была, если учесть ее классовую направленность, одна из самых демократических конституций, существовавших в то время в мире. Ее появление безусловно оказало мощное  воздействие на мировой конституционный процесс.

3. Создание основ советского права.

Одновременно с создание Советского государства возникает и советское право. Этот процесс идет одновременно с ломкой старого государства и старого права. Поэтому он занимает какой-то определенный переходный период. Ему соответствуют и 3 группы источников права того периода.

1-я группа - новое законодательство, новые нормативные акты. Круг этих актов, вначале немногочисленных, постепенно расширяется.

2-я группа - старое законодательство. Необходимость в его использовании в этот период, когда еще не до конца сломлена старая государственная машина и понятна и целесообразна. Так советский Декрет о суде № 1 допустил ссылки о применении старого права в судах, но очевидно, что имелись в виду и другие органы.

Использовать старое право можно и потому, что некоторые его нормы лишены классового содержания и носят общечеловеческий характер. Так, скажем и в феодальном, и в буржуазном праве устанавливается ответственность за убийство и нанесение тяжких телесных повреждений, хотя и делается это с классовых позиций.

Разумеется, использование старого права в социалистическом государстве могло быть лишь временным, и в Декрете о суде № 7 (в июле 1918 г.) никаких ссылок на эту возможность уже нет, хотя нет и прямого запрета на применение старых законов.

И, наконец, 3-я группа источников права - революционное правосознание трудящихся масс. Появление этой специфической группы связано с определенным правовым вакуумом и отсутствием многих норм, призванных регулировать те или иные правоотношения. Поэтому допускалась возможность действовать так, "как подсказывала революционная совесть, как полезно для революции".

Особенностью советского законодательства этого периода было расширение круга законодательных органов. Нормативные акты высшей юридической силы могли принимать Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, Совет Народных Комиссаров. Принцип множественности законодательных органов был закреплен в Конституции и сохранился на весь переходный период от капитализма к социализму.

Правотворческой деятельностью занимались не только законодательные, но и другие органы Советского государства, в том числе наркоматы и местные Советы. Иногда анты наркоматов выполняли функции законов, если таковые отсутствовали. Кроме того, большое количество нормативных, хотя и не правовых актов издавали профсоюзы и сами трудовые коллективы (особенно в области регулирования трудовых отношений).

Сам законодательный процесс был регламентирован, в частности, постановлением СНК "О редактировании и печатании законодательных актов" принятом в январе 1918 г.

С самого начала советское право возникло как общероссийское право. Акты центральных органов власти имели в равной мере силу на территории всей Советской Республики. Однако возникновение союзных республик привело к созданию права последних. Органы власти союзных республик, признавая действие общесоюзных актов, принимали и свои собственные правовые акты.

Возникновение автономных республик привело к созданию правовых актов и этих государств. В принципе нормотворчество местных Советов носило подзаконный характер, но иногда они вторгались в компетенцию общегосударственных органов, в частности, издавая акты уголовно- правового и процессуального характера.

По форме законодательные акты были различными: обращения, декреты, постановления, декларации, но наиболее распространенными были декреты.

Еще одной характерной особенностью советского права было отсутствие систематизированных актов, т. к. законы издавались по отдельным проблемам. Единственным кодифицированным актом была Конституция РСФСР. Вместе с тем, потребность систематизации законодательства вскоре вызвала первую, пусть простейшую, форму систематизации - Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства (СУ РСФСР). Однако работа по кодификации советского права на этом не остановилась.

Становление и развитие советского права привело к коренным изменениям всех его отраслей.

Избирательное право. Основные принципы советского избирательного права стали складываться еще до Октября. Они материализовались в ходе формирования Советов. Советы рабочих депутатов были классовыми органами и формировались по классовому принципу - рабочими из рабочих. В выборах в солдатские Советы могли иногда участвовать (активно и пассивно) и офицеры. Что касается крестьянских Советов, то здесь в первое время классовый принцип в целом не выдерживался. В них могли принимать участие представители сельской буржуазии, кулачества.

Принцип представительства различных социальных групп трудящихся в Советах также реализовывался по-разному. Большим представительством, безусловно, обладали рабочие, а затем уже крестьяне и самую незначительную часть составляли служащие. Поэтому принцип равных выборов не соблюдался. Нельзя было назвать выборы и прямыми, ибо этот принцип действовал в основном лишь при формировании низовых Советов, а губернские и всероссийские Советы избирались по многостепенным выборам.

По форме подачи голосов выборы как правило были открытыми.

Принцип всеобщего избирательного права, закрепленный в Конституции понимался как избирательное для трудящихся, причем, в ней содержался четкий перечень граждан, которые обладают избирательными правами: рабочие и служащие всех категорий, крестьяне, не использующие наемный труд с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Одновременно в ст. 65 перечисляются граждане, не имеющие избирательных прав: нетрудовые элементы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство. К ним добавлялись и "неблагонадежные" - бывшие служащие полиции, жандармерии, охранки, члены царской фамилии. И, наконец, обычные для всех государств категории - умалишенные и преступники.

В конституции был закреплен и принцип отзыва депутатов Советов по инициативе избирателей.

Указанные принципы сохранились до принятия в 1936 г. третьей Конституции, Конституции СССР.

Гражданское право. Коренные изменения в гражданском праве были обусловлены, в первую очередь, уничтожением частной собственности и установление новых производственных отношений на базе социалистической собственности.

Социалистическая национализация представляла собой принудительное безвозмездное изъятие капиталистической частной собственности, проведенное  хотя и поэтапно, но в очень сжатые сроки.  Результатом национализации и стало появление нового типа собственности - государственной, социалистической. Она полностью изымалась из гражданского оборота, т. е. ее нельзя было продавать, покупать, арендовать, дарить, закладывать и т. п.

Государственному регулированию подлежали и имущественные отношения. Здесь решающую роль сыграло установление государственной монополии на куплю-продажу хлеба, нефти, сельхозмашин, торговых и торгово-промышленных предприятий, сырья-табака и сырья-махорки, изделий из золота, тканей, аптекарских товаров, других предметов, подлежащих государственному распределению. Это отвечало принципам политики военного коммунизма, проводившейся в то время государством.

Был установлен новый порядок наследования. Наследование капиталистической собственности по закону и по завещанию отменялось. Наследовать можно было только трудовую собственность, не превышающую по стоимости 10 тыс. рублей.

Семейное право полностью базировалось на новых, советских принципах. В  декабре 1917 г. были приняты декреты о гражданском браке и о расторжении брака.

В связи с отделением церкви от государства декретом отменялся церковный брак как обязательная форма брака и устанавливался гражданский (светский) брак, регистрируемый в соответствующих государственных органах (Загсах). Устанавливалось равноправие вступающих в брак. Внебрачные дети уравнивались в правах с рожденными в браке. В спорных случаях отец внебрачного ребенка мог быть установлен в судебном порядке.

Расторжение брака также изымалось из ведения церкви. Развод при обоюдном согласии супругов оформлялся на основе их заявления органами Загса. А при несогласии на развод одного из супругов дело решалось в суде.

Трудовое право было направлено на вытеснение капиталистических элементов. Устанавливался 8-ми  часовой рабочий день, а для несовершеннолетних и на вредных работах рабочий день сокращался. Работать по найму могли лишь лица, достигшие 14-летнего возраста. В июне 1918 г. для рабочих и служащих были установлены отпуска с сохранением заработной платы.

На более справедливой основе были урегулированы вопросы оплаты труда и социального страхования. Ведение этими вопросами было отнесено к профсоюзам.

Предпринимались шаги по борьбе с безработицей на основе всеобщей трудовой повинности и укреплению трудовой дисциплины.

Таким образом, уже в первый период существования Советской власти возникла определенная система правовых норм, регулирующих трудовые отношения в интересах всех трудящихся.

Земельное право. Первым законодательным актом земельного права был Декрет о земле, закрепивший землю в государственную, социалистическую собственность. Все прежние категории землевладения полностью упразднялись. Отсюда вытекал и принцип неотчуждаемости земли. Право распоряжения землей не предоставлялось ни организациям, ни отдельным  лицам, а исключительно государству. Все остальные становились пользователями земли, которая передавалась и изымалась у них в силу административного акта органов государственного управления, а не на основании каких-либо договорных отношений.

Недра, руда, нефть, уголь и т. п. , а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, также стали исключительной собственностью государства. Мелкие реки, озера, леса переходили в пользование общин.

Городские земли также перешли в собственность государства и передавались бывшим владельцам недвижимости в пользование в размере, определяемом законом.

Закон о социализации земли, опубликованный 19 февраля 1918 г., возлагал на земельные органы в качестве одной из важнейших задач развитие коллективных хозяйств в земледелии, закладывая основы развития колхозного движения.

Уголовное право. Первые акты советского уголовного законодательства имели четко выраженный классовый характер и были направлены не только на борьбу с уголовной преступностью, но и на подавление сопротивления свергнутых классов, укрепление диктатуры пролетариата. Отсюда и классовые подход к понятию преступления. как действия или бездействия, опасного для интересов рабочего класса и всех трудящихся, Советской власти и завоеваний революции.

Появился и новый состав преступлений - контрреволюционные, к которым были отнесены: заговоры и мятежи, направленные на свержение Советской власти; антисоветские выступления в печати; присвоение преступными организациями функций государственной власти для свержения власти Советов; измена Родине - вступление в контрреволюционные войска местной или иностранной буржуазии или продажа оружия для вооружения контрреволюционной буржуазии; шпионаж; диверсия; вредительство; террористические акты; контрреволюционный саботаж мероприятий Советской власти со стороны бывших государственных служащих.

Особо опасными преступлениями, часто сливавшимися с контрреволюционными, признавались погромы, хищения, бандитизм, спекуляция, хулиганство. Законодательно регулировалось наказание должностных преступлений - взяточничества, волокиты и др.

Воинские преступления. Наиболее тяжкое - использование военным специалистом своего поста в целях поддержания контрреволюционных заговоров, предательства, сообщничества с внутренними и внешними врагами. Преступлениями признавались также хищения военного имущества, мародерство, грабежи и насилия над населением.

Весной 1918 г. была установлена ответственность за дезертирство (самовольное оставление рядов Красной Армии) и неявку по призыву в Тыловое ополчение.

Борьба с преступностью велась путем сочетания принуждения с убеждением. Принуждение в отношении враждебных классов, убеждение мелкобуржуазных элементов и неустойчивой части трудящихся.

Видами наказаний была посвящена Инструкция НКЮ от 19 декабря 1917 г. о революционном трибунале, его составе, подлежащих его ведению делах и т. д.  Предусматривались следующие виды наказаний: денежный штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов Российской Республики, общественное порицание, объявление врагом народа, лишение всех или некоторых политических прав, конфискация имущества (полная или частичная), обязательные общественные работы.

Лишение свободы предусматривалось на разные сроки. Вначале они были короткими (от 7 дней до 1 года) и лишь по наиболее тяжким преступлениям устанавливался предел "не ниже". Так, за растрату хлебных запасов на самого полагалось не менее 10 лет тюрьмы с конфискацией имущества и общественно-принудительными работами. Тюремное заключение не применялось к несовершеннолетним правонарушителям. Применялось и условное осуждение за малозначительные преступление.

Процессуальное право. Порядок рассмотрения дел в советских судах принципиально отличался от старого.

Местные суды рассматривали гражданские дела на сумму иска до 3 тыс. рублей и уголовные, предусматривающие наказания, не свыше двух лет лишения свободы. Предварительное следствие по уголовным делам проводилось местным судьей единолично.

Обвиняемый имел право на защиту как в стадии предварительного следствия, так и на суде. Защитниками и обвинителями могли выступать все неопороченные граждане. неограниченные в правах. Предварительное следствие велось либо самолично судьей по подсудным ему делам, либо следственными комиссиями, осуществлявшими все процессуальные действия, в т. ч. и предание суду, коллегиально.

Суд не был стеснен никакими формальными соображениями в отношении доказательств и срока исковой давности.

Приговоры местных судов (по искам свыше 100 рублей) могли быть обжалованы, но не в апелляционном, как раньше, а только в кассационном порядке.

Декрет о суде № 2 предусматривал расширение компетенции местного суда: дула о наследовании и исполнении завещаний, семейные и некоторые другие споры. Этим же декретом были расширены права народных заседателей: отвод председателя суда в любой момент процесса, решение вопроса о мере наказания и его уменьшение до условного и даже освобождения подсудимого.

Декрет также устанавливал судоговорения на языке большинства местного населения, устный и гласный характер процесса. Допускалось обжалование приговоров и их пересмотр по мотивам несправедливости.

В ревтрибуналах рассматривались дела о преступлениях против основ социалистического общественного, государственного строя. Первоначально дела также проходили две стадии: предварительное следствие, проводившееся особыми следственными комиссиями местных Советов и судебное рассмотрение. Заседания были гласными, с допущением защиты и обвинения.

4 мая 1918 г. Декретом СНК подсудность трибуналов была расширена за счет отнесения к их ведению большинства дел о тяжких преступлениях.

Рассмотрение особо важных дел в ревтрибунале при ВЦИК проходило без участия народных заседателей. Решения трибунала могли обжаловаться в кассационном порядке в НКЮ и ВЦИКе.

Заключение

Подводя  итог лекции, необходимо отметить, что Октябрьская революция привела к созданию Советского государства, что предопределило историю развития нашего государства на десятилетия вперед и до сих пор события октября 1917 г. оказывают влияние как на общественную так и на политическую жизнь современной России.

Таким образом, с Октября 1917 г. в России были заложены основы советского права - права нового типа, имеющего ярко выраженный классовый характер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

История государства и права России: Учебник для вузов. С.Л.Захаров. М.: ЗАО «Юстициформ», 2007.

История государства и права России и зарубежных стран. Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова. М.: ЦОКР МВД России, 2006.

История государства и права. Конспект лекций. / Под ред. С.Д.Смолина.- М.: Юрайт - Издат,  2007.  

История государства и права России IX - начала XX вв. Учебник / Под ред. Рогова В.А. Изд.: МГИУ, 2006.

История отечественного государства и права: Учебник  / Под ред.  Р.С. Мулукаева. –  М.: ЦОКР МВД России, 2006.

История отечественного государства и права: Учебное наглядное пособие. Белоусов В.Г., Глушаченко С.Б. и др.  - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

История отечественного государства и права. Учебник в 2 ч. Ч. 1.  . Новицкая Т.Е., Чистяков О.И., Дюков Л.В. Изд.: Юрист, 2008.

История отечественного государства и права. IX - начало XXI в. Таблицы и схемы. Учебное пособие. Курицын В.М., Мамонтов А.Г., Недобежкин С.В. М.: Изд. Юнити, 2008.

Большой юридический словарь.  Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. и др. М.: Инфра-М, 2005.

История государственного управления в России. Учебник /  Под ред. Марковой А.Н., Федулова Ю.К. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2007.   

Сырых В.М. История государства и права России. М., 2008.

Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. / Титов Ю.П. М.: Проспект, 2008.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
18732. Политическое и социально-экономическое развитие советского государства в послевоенные годы (1946 – 1953 гг.) 23.65 KB
  План работы Введение Восстановление и развитие народного хозяйства во второй половине 40-х – начале 50-х гг. Восстановление и развитие народного хозяйства во второй половине 40-х – начале 50-х гг. С первых дней изгнания фашистских оккупантов с советской территории начались работы по восстановлению хозяйства освобожденных районов. â€œО неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах освобожденных от немецкой оккупации†наметило программу восстановительных работ определило средства для их осуществления.
9. Становление системы советского кинематографа 11.53 KB
  Становление системы советского кинематографа. Поскольку специальных инструкций для кинематографа не существовало новоявленные киноцензоры должны были руководствоваться личными впечатлениями от увиденного на экране. Кроме того впервые прозвучала мысль об административном регулировании кинематографа на столь высоком законодательном уровне. В 1916 году в указе Святейшего Синода высказывалось предложение о государственной монополизации кинематографа прежде всего для влияния на его репертуар.
5759. Развитие таможенного законодательства и таможенной политики в период существования Советского Союза после Российской Федерации 35.61 KB
  В своей курсовой работе мне бы хотелось показать развитие таможенного законодательства и таможенной политики в период существования Советского Союза после Российской Федерации. В послереволюционной России и в дальнейшем – в Союзе ССР – процесс становления и развития таможенного дела и законодательства о нем носил сложный и противоречивый характер. Декретом СНК от 29 июня 1918 года Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля которое переходило в подчинение Наркома торговли и...
19410. Государство и право России в период Первой мировой войны, Политического кризиса и падения самодержавия (1914 – октябрь 1917 г.) 45.34 KB
  Изучение учебных вопросов настоящей лекции позволит курсантам и слушателям подготовиться к освоению последующего учебного материала, в том числе раскрывающего причины политического кризиса, в нашей стране приведшие к падению самодержавия.
2846. Образование СССР (1917-1941 гг.) 15.81 KB
  СССР. Новый союз ССРЕА Союз Советских Республик Европы и Азии. Утвердила проекты Декларации и Договора об образовании СССР и повестку дня и срок открытия Всесоюзного съезда Советов.
5971. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 783.86 KB
  Первые светские скульптурные памятники в России воздвигнуты лишь в XVIII в. Пушкин справедливо писал: России определено было великое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы . Петр I подчеркивая право России на Балтийское побережье в новой столице на месте битвы основал АлександроНевский монастырь.
3860. Образование древнерусского государства. Норманнская и антинорманская теории 22.46 KB
  Норманнская теория. Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское государство было создано норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами). Ее суть заключается в следующем: русское государство было создано выходцами из Скандинавии
5550. Правление Ивана III. Образование единого русского государства 51.65 KB
  Причины возвышения московского княжества Одна из традиционных тем в отечественной историографии объяснение усилившейся роли Москвы долгое время не имевшей своего князя. в Москве появился свой князь Михаил Ярославич по прозвищу Хоробрит сын великого князя Ярослава Всеволодовича. Участвуя в междоусобиях своих братьев Даниил хитростью взял в плен рязанского князя Константина. Требуя от великого князя рабской покорности хан невольно поднимал его значение как главного представителя ханской власти на Руси.
16554. Реализация права на образование: пределы законодательного обеспечения 10.88 KB
  ru Реализация права на образование: пределы законодательного обеспечения Задача законодательства состоит в том числе в том чтобы нормативно обеспечить реализацию гарантированного гражданам Основным законом страны права на образование не допускать или по крайней мере минимизировать возможности его нарушения. Однако складывается ситуация что нередко в противовес сказанному законодательство испытывая на себе влияние обстоятельств экономического политического организационного и иного характера исходит не из приоритета права на...
19419. Образование и развитие московского централизованного государства. Государство и право России в период сословно – представительской монархии (XIV – XVII вв.) 32.91 KB
  Характерным с этой точки зрения является процесс объединения раздробленных русских земель и образования на этой основе Русского централизованного государства. Предпосылки и необходимость образования централизованного государства.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.