Образование и развитие московского централизованного государства. Государство и право России в период сословно – представительской монархии (XIV – XVII вв.)

Характерным с этой точки зрения является процесс объединения раздробленных русских земель и образования на этой основе Русского централизованного государства. Предпосылки и необходимость образования централизованного государства.

2015-09-27

32.91 KB

9 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Форма № I

Титульный лист

МВД России

Санкт-Петербургский университет

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

полковник милиции

Сидоренко В.П.

«_____»  сентября 2012 года.

Лекция

Тема №4 «Образование и развитие московского централизованного государства. Государство и право России в период сословно – представительской  монархии (XIVXVII вв.)»

Обсуждена на заседании кафедры

«7» сентября 2011 года.

протокол № 2

Кафедра истории государства и  права

Санкт-Петербург

2012 г.

Лекция 4.1

Вопросы лекции:

  1.  Возникновение Великого княжества Московского, развитие его общественного и государственного строя.
  2.  Сословно-представительная монархия в России XVI-XVII веков и ее особенности.

Введение

Диалектика исторического события такова, что на смену одним общественным процессам закономерно, на основании других объективных факторов приходят другие, прямо противоположные. Характерным с этой точки зрения является процесс объединения раздробленных русских земель и образования на этой основе Русского централизованного государства.

Раскрывая сущность этого исторического феномена, следует, прежде всего указать на то, что развитие в условиях феодальной раздробленности объединительных тенденций явление закономерное, в основе которого лежат социально экономические факторы. Среди них ведущее значение имел рост производительных сил, что приводило к разрушению натурального хозяйства экономической основы феодальной раздробленности.

Ослабление и распад Золотой Орды, развитие экономических междукняжеских связей и торговли, образование новых городов и укрепление социального слоя дворянства сыграли роль объединяющих факторов. В Московском княжестве интенсивно развивалась система поместных отношений: дворяне получали землю от великого князя (из его домена) за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть.

С XIII в. московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города, происходит покорение и ассимилирование местного населения.


1. Возникновение Великого княжества Московского, развитие его общественного и государственного строя.

Предпосылки и необходимость образования централизованного государства.

Во второй половине XIV в. в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Центром объединения стало Московское княжество, выделившееся из Владимиро-Суздальского еще в XII в.

Процесс объединения земель вокруг Московского княжества начался в конце XIII в. и закончился в начале XVI в. Основными предпосылками образования централизованного Русского государства явились:

- выгодное геополитическое положение Москвы, её возвышение среди других русских княжеств, политика монголо-татар в пользу Москвы на определенном этапе;

- победа князя Дмитрия Донского над монголо-татарами в 1380 г. и распад Золотой Орды;

- покровительство русской православной церкви московским князьям, перенос митрополии в Москву;

- активная военная и дипломатическая политика московских великих князей, особенно Ивана Калиты, Василия Тёмного и Ивана III( их личные способности);

- усиление закрепощения крестьян, необходимость подавления крестьянских выступлений против феодалов и ряд других.

Начало возвышения московских князей можно отсчитывать с 1327г. В Твери возникло восстание народы против татарских насилий и поборов, в ходе которых был убит ханский посол – баскак Чолхан. Но не Золотая Орда подавила восстание народных масс. Московский князь скачет в Орду и просит у хана права на подавление русского восстания московскими руками. Калита жестоко расправился с тверичами и подверг тверское княжество страшному погрому, надолго устранившему тверских князей от активной борьбы за политическое превосходство на Руси.

Московские князья пытались завоевать доверие татар, унижались перед ними, постоянно разоблачали действительные и мнимые заговоры против них с целью выслужиться и ослабить своих политических противников любыми средствами.

Ослабление и распад Золотой Орды, развитие экономических междукняжеских связей и торговли, образование новых городов и укрепление социального слоя дворянства сыграли роль объединяющих факторов. В Московском княжестве интенсивно развивалась система поместных отношений: дворяне получали землю от великого князя (из его домена) за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть.

С XIII в. московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города, происходит покорение и ассимилирование местного населения.

Говоря о «централизации», следует иметь в виду два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра — Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.

В ходе централизации происходило преобразование всей политической системы.

На месте множества самостоятельных княжеств образовалось единое государство.

Изменилась вся система сюзеренно-вассальных отношений: бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов. К XV в. происходит резкое сокращение феодальных привилегий и иммунитетов.

Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т.д. Формируется принцип местничества, связывающий возможности занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Это привело к тщательной и подробной разработке проблем генеалогии, «родословцев» отдельных феодальных родов и семей.

Укрепляющееся служилое дворянство становится для великого князя (царя) опорой в борьбе с феодальной аристократией, не желающей поступиться своей независимостью. В экономической области разворачивается борьба между вотчинным (боярским, феодальным) и поместным (дворянским) типами землевладения.

Серьезной политической силой становится церковь, сосредоточившая в своих руках значительные земельные владения и ценности и в основном определявшая идеологию формирующегося самодержавного государства (идея «Москва — третий Рим», «православное царство», «царь — помазанник божий»).

Верхушка городского населения вела непрерывную борьбу с феодальной аристократией (за земли, за рабочие руки, против ее бесчинств и грабежей) и активно поддерживала политику централизации. Она формировала свои корпоративные органы (сотни), настаивала на освобождении от тяжелого обложения (тягла) и на ликвидации привилегированных феодальных промыслов и торгов («белых слобод») в городах.

В складывающейся политической ситуации все три социальные силы: феодальная (светская и духовная) аристократия, служилое дворянство и верхушка посада составили основу сословно-представительной системы правления.

Централизация привела к существенным изменениям в государственном аппарате и государственной идеологии. Великий князь стал называться царем по аналогии с ордынским ханом или византийским императором. Русь приняла от Византии атрибуты православной державы, государственную и религиозную символику. Сформировавшееся понятие самодержавной власти означало ее абсолютную независимость и суверенность. В XV в. митрополит на Руси стал назначаться без согласия византийского патриарха (к этому времени пала Византийская империя).

Усиление власти великого князя (царя) проходило параллельно с формированием новой системы государственного управления — приказно-воеводской. Для нее были характерны централизация и сословность. Высшим органом власти стала Боярская дума, состоявшая из светских и духовных феодалов, действовавшая постоянно на основе принципа местничества и опиравшаяся на профессиональную (дворянскую) бюрократию. Это был аристократический совещательный орган.

Отраслевыми органами центрального управления стали приказы (Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный и др.), совмещавшие административные и судебные функции и состоявшие из боярина (глава приказа), приказных дьяков и писцов. На местах находились специальные уполномоченные. Наряду с отраслевыми приказами позже стали возникать территориальные, ведавшие делами отдельных регионов.

Местное управление основывалось на системе кормлений. Наместники и волостели (в уездах и волостях) назначались великим князем и в своей деятельности опирались на штат чиновников (праведчиков, доводчиков и др.). Они ведали административными, финансовыми и судебными органами, отчисляя часть сборов с местного населения себе. Срок пребывания в должности не был ограничен. Слишком независимые кормленщики к концу XV в. становятся неприемлемы для центральной власти, постепенно сокращаются сроки их деятельности, регламентируются нормы податей, ограничиваются судебные полномочия (в состав суда вводятся местные «лучшие люди», земские дьяки протоколируют процесс, судебные документы подписывают целовальники и дворские).

Процесс образования единого централизованного Русского государства выразился прежде всего в объединении ранее независимых государств-княжеств в одно Великое княжество Московское. В ходе Большой феодальной войны (1433-1453 гг.) и в последующие годы к Москве были присоединены Рязанское, Смоленское, Тверское и многие другие княжества и земли, Новгородская, Псковская и Вятская феодальные республики. Наряду с русскими землями в состав централизованного государства вошли территории, где проживали карелы, коми, мордва, удмурты и другие народы. Из этого следует, что централизованное Русское государство складывалось как многонациональное.

Освобождение Русского государства от чужеземной зависимости протекало в жестокой борьбе. После Куликовской битвы потребовалось ещё 100 лет, чтобы окончательно сбросить монголо-татарское иго. Однако угроза со стороны Казанского и Крымского ханств постоянно нависала над русскими землями, и необходимость ещё большего сплочения русского народа была для всех очевидна.

Объединение большинства русских земель «под рукой» великого князя Московского привело к усилению роли служилого дворянства в государственном управлении. Прежняя дворцово-вотчинная система управления в новой государственной организации не годилась, требовалось создать новый централизованный государственный аппарат.

Однако, кроме создания новых органов управления, для упрочения государства необходимо было ликвидировать тот правовой партикуляризм, который был присущ периоду феодальной раздробленности во всех странах. В каждом «суверенном» княжестве за несколько столетий возникли, по существу, отдельные правовые системы. В их основе лежали древние местные обычаи, законодательная самодеятельность князей, вечевое народовластие. Московское великое княжество, таким образом, нуждалась в правовом оформлении новой единой государственности.

Изменения в общественном строе.

В структуре общества изменения происходили постепенно. Их главной особенностью являлось формирование сословий1: княжеско-боярского, дворян (служилое сословие), духовенства, крестьян, купцов и ремесленников (мещан). 

Высшими, привилегированными сословиями были те, кто владел или распоряжался землёй - основным источником всей производственной деятельности людей. Крупнейшим землевладельцем оставался великий князь. Он владел дворцовыми и черносошными (чернотяглыми) землями. Лично ему и его семье принадлежали дворцовые земли. Кроме того, как глава государства, он распоряжался землями черносошными (чернотяглыми). Они считались государственными. Часть дворцовых земель раздавалась служащим при дворе великого князя, дворянам, за верную службу. Чёрные земли также иногда переходили в собственность бояр, дворян и духовенства.

Удельные князья и бояре постепенно из вассалов великого князя превращались в его подданных. Было ограничено их «право отъезда»2, вотчины приобретали характер условного землевладения, всё более ограничивались их иммунитеты (отмена выдачи тарханных грамот и т.п.). Однако бояре, крупные землевладельцы, по-прежнему занимали высшее положение в обществе. Они эксплуатировали крестьян, кабальных людей, холопов, были свободны от податей и повинностей, судили (за исключением некоторых дел) своих крестьян и управляли ими.

Бояре входили в состав Боярской думы при князе, занимали важнейшие должности в системе управления государством и в вооруженных силах, имели привилегии в суде.

Однако, если раньше боярское звание могло быть получено только по наследству, теперь оно постепенно становилось придворным почётным званием, которое жаловал великий князь за особые заслуги. Княжеско-боярская знать вела борьбу против усиливающейся центральной государственной власти за сохранение своих привилегий. В середине XVI в. реформы царя Ивана IV существенно их ограничили, но всё же далеко не полностью.

Княжеские слуги вольные - дворяне относились к средним и мелким феодалам. Они владели землей на так называемом поместном праве, т.е. условно, за службу и на время службы. Поместные земли не могли свободно отчуждаться и передаваться по наследству.

Дворянство становилось все более многочисленной группой, теснейшим образом связанной с великокняжеской властью, её главной политической опорой. Они получали звания-должности думных дворян, думных дьяков, стольников, дворян московских и городовых, детей боярских и др. Дворяне были заинтересованы в укреплении центральной власти монарха. Это было обусловлено их экономическим положением: хозяйство среднего и мелкого феодала могло быть эффективным только в условиях активизации торговли и увеличения крестьянских повинностей. В последующем права дворян на землю и их политические привилегии постоянно расширялись.

С середины XVI века служилые люди (лица, находившиеся на государевой службе) стали разделяться на две категории. К первой относились те, кто служил «по отечеству» - бояре, дворяне, дети боярские, владевшие наследственными землями. Ко второй - те, кто служил «по прибору», - стрельцы, пушкари, городовые казаки и др. Они набирались из крестьян, посадских людей и служили за денежное жалование, пользовались некоторыми привилегиями.

Церковь и монастыри также являлись крупнейшими землевладельцами (до 1/3 всех частновладельческих земель). Духовенство, как правило, поддерживало стремление великих князей к политическому объединению Руси, укреплению государственного аппарата. Только сильная власть могла защитить интересы духовенства. Но в то же время широкие привилегии, иммунитеты церковных феодалов мешали централизации государства.

В начале XVI в. делались попытки ограничить дальнейший рост монастырско-церковного землевладения. Но эти попытки целей не достигли. Церковные феодалы сохранили свои огромные территории, ряд личных привилегий. В частности, они не платили государевых податей, подлежали только церковному суду, их жизнь, честь, имущество закон защищал повышенными мерами наказания.

Верхушку городского и посадского населения составляли купцы. «Лутчие люди» получали от княжеской власти привилегии, освобождались от части податей и повинностей, создавали свои корпорации с некоторыми правами самоуправления. Крупные купцы и ремесленники эксплуатировали городские низы - «черных», «молодших» людей, которые полностью облагались государственными и местными податями, многочисленными повинностями. Великокняжеская власть делала попытки ограничить влияние бояр и церковников в городах, усилить власть государевой администрации. Но этот процесс затянулся на многие десятилетия.

Крестьяне разделялись на три основные группы: чернотяглые (черносошные), т.е. государственные, дворцовые (князя и его семьи) и частновладельческие.

Чернотяглые крестьяне платили подати (тягло) и несли другие натуральные повинности великому князю (царю). Частновладельческие крестьяне жили на земле отдельных феодалов, за что должны были платить оброк (натуральный или денежный), либо обрабатывать землю феодала (барщина). Аналогичным было положение дворцовых крестьян.

С середины XV в. усилился процесс закрепощения крестьян. Сначала ограничивалось право перехода отдельных групп крестьян от одного господина к другому, затем был определен общий порядок перехода – только в «Юрьев день». Сохранялся институт холопства (челяди), но появилась и новая группа несвободных - кабальные люди, попавшие в зависимость как неоплатные должники. Различий в положении свободных крестьян, холопов и кабальных людей становилось всё меньше.

В XVII веке в общественном строе Московского государства продолжали сохраняться основные тенденции развития. Все сословия полностью сформировались. Всё больше ограничивались привилегии старой боярской знати и духовенства, расширялись права поместных землевладельцев-дворян. Прикрепление крестьян к земле началось значительно раньше. Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило «Юрьева дня» (определенный и очень ограниченный срок перехода, уплата «пожилого»). Это положение было развито в Судебнике 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался. Составлявшиеся в 50—90-х гг. XVI в. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об «урочных летах», устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5 — 15 лет). Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян.

Прикрепление развивалось двумя путями: внеэкономическим и экономическим (кабальным). В XV в. существовало две основных категории крестьян: старожильцы и новоприходцы. Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину. Вторые, как вновь прибывшие, не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной. По форме зависимости крестьянин мог быть половником (работать за половину урожая) или серебряником (работать за проценты).

Внеэкономическая зависимость в наиболее чистом виде проявлялась в институте холопства. Последний значительно видоизменился со времен Русской Правды: ограничиваются источники холопства (отменяется холопство по городскому ключничеству, запрещается холопить «детей боярских»), учащаются случаи отпуска холопов на волю. Закон отграничивал поступление в холопство (самопродажа, ключничество) от поступления в кабалу.

Развитие кабального холопства (в отличие от полного кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов с крепостными. Процесс полного закрепощения крестьян завершился принятием «Соборного уложения» 1649 г., которое «прикрепило» к своим сословиям и основную массу городского населения. В то же время торговцы и промышленники всё более сознавали и формулировали свои сословные интересы, иногда добивались их реализации (ликвидация «белых» слобод, принятие ограничений в торговле для иностранцев и т.п.).

В середине XVI в. происходит первая попытка юридически уравнять вотчину с поместьем: устанавливается единый порядок государственной (военной) службы. С определенных размеров земельных угодий (независимо от их вида — вотчины или поместья) их хозяева обязывались выставлять одинаковое число экипированных и вооруженных людей. Принцип служебности распространялся на оба феодальных сословия (боярство и дворянство). Одновременно расширяются права владельцев поместий: даются разрешения на обмен поместья на вотчину, на передачу поместья в приданое, на наследование поместий, с XVII в. поместья царским указом могут преобразовываться в вотчины.

Консолидация феодального сословия сопровождалась закреплением его привилегий: монопольного права владеть землей, освобождения от повинностей, преимуществ в судебном процессе и в праве занимать чиновничьи должности.

Городское население в XVII в. получает устойчивое наименование «посадские люди». Сложилась определенная иерархия: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства), суконная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) и слободы (ремесленные кварталы и цехи). Представители гостей, гостиной и суконной сотен наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.

Центральные и местные органы управления.

В XIII-первой половине XIV вв. Московское княжество представляло собой типичную феодальную сеньориальную монархию. Великий князь возглавлял иерархию князей и бояр, состоявшую с ним в определённых договорных отношениях. Заключенные на основе древних обычаев договоры предоставляли удельным князьям, боярам и духовенству широкие феодальные привилегии и иммунитеты.

По мере централизации государства и подчинения отдельных княжеств Московскому великому князю его власть значительно возросла. В XIV-XV вв. происходит резкое сокращение иммунитетных прав отдельных феодалов: удельные князья и бояре становятся подданными великого князя.

С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб - двуглавый орёл, совмещённый с гербом Москвы (изображением Георгия Победоносца). В 1498 г. в Успенском соборе, при «венчании на великое княжение» внука Ивана III царевича Дмитрия, на его голову впервые была возложена своеобразная корона - «шапка Мономаха», якобы присланная из Константинополя. Захват турками-османами Константинополя усилил значение Московской митрополии, несмотря на то, что в 1458 г. из неё выделилась митрополия Западной Руси, находящейся в землях Великого княжества Литовского. На рубеже XV-XVI вв. возникает теория «Москва - третий Рим», что послужило ещё большему укреплению централизованного Московского государства.

Одним из средств укрепления великокняжеской власти, а также упорядочения финансов была денежная реформа, проведенная в начале XVI в. Ее основное значение заключалось в том, что она вводила в государстве единую денежную систему, чеканить монету мог теперь только великий князь, деньги удельных князей изымались из обращения.

В XIV-XV вв. продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления. Важная роль в ней принадлежала княжескому двору во главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами - путями. В XIV в. существовали конюший, стольничий, ловчий и другие пути, возглавляемые соответствующими путными боярами.

Великий князь управлял государством, опираясь на совет боярской аристократии - Боярскую думу.

Боярская дума была постоянно действующим органом. Она вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность. Состав её формировался на основе системы местничества, при которой представители феодальных фамилий занимали определенные места при дворе князя и на государевой службе не по способностям или заслугам, а по древности и знатности рода. Местничество являлось серьезным тормозом развития русского государства.

Первоначальное количество путных бояр было небольшим (около 20 человек). Они относились к высшим «думным чинам». Вторыми по старшинству в Думе были окольничие, далее – думные дворяне, позднее появились думные дьяки - представители растущей правительственной администрации.

Боярская дума заседала ежедневно в присутствии великого князя и решала вопросы внутренней и внешней политики, а также разбирала другие важные дела. Состав Боярской думы на протяжении XIV-XVI вв. постепенно менялся. В нее стали входить не только путные бояре, тысяцкие, окольничии, «бояре введенные» и дети боярские, но и думные дворяне, думные дьяки и др.

Новый государственный аппарат Великого княжества Московского сформировался к середине XVI в.

На решение государственных вопросов оказывало влияние и высшее духовенство. Церковные соборы обсуждали многие вопросы, которые выдвигала великокняжеская власть, оказывали ей поддержку. Хотя великий князь назначал митрополитов и епископов по своему усмотрению3, на практике церковные деятели не всегда выступали советчиками и помощниками великого князя. Иногда они, исходя из своих интересов, противодействовали его мероприятиям.

Местное управление до конца XV в. основывалось на системе кормлений и осуществлялось наместниками и волостелями, которых назначал великий князь. Их функции четко не определялась. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами на подвластной территории (городе, земле, волости и т.п.). Вместо жалованья за службу они имели право оставить себе «корм» - часть собранных у населения продуктов. Срок пребывания в должности сначала не был ограничен. По мере централизации Русского государства положение кормленщиков изменялось: устанавливались определенные размеры «корма», регламентировались права и обязанности кормленщиков, срок их деятельности стал составлять от 1 до 3 лет, ограничивались судебные права и др.

Черносошные крестьяне жили по-прежнему общинами, которые составляли традиционные волости. Каждая волость на мирском сходе выбирала старосту или сотского с их товарищами (помощниками). Важные дела староста решал «поговоря с волостью» или «со всеми крестьяны», т.е. после обсуждения на мирском сходе. Волостное управление заведовало общими хозяйственными угодьями - лесом, озером и т.п., могло сдать их аренду. Старосты призывали новых поселенцев на пустые земли, решали другие вопросы местной жизни.

Суд. Обеспечение «благочиния». Армия.

Постоянных судебных органов еще не существовало. Суд не был отделен от администрации, и судебные функции осуществляли: великий князь, боярская дума, дворцовые ведомства, наместники, волостели и церковный суд. Сохранялась вотчинная и зарождалась поместная юстиция.

Мелкие крестьянские дела судебно-административного характера решали волостные старосты и сотские. Они разбирали и споры между крестьянами. Более важные дела (об убийствах, грабежах, поджёгах) разбирали княжеские наместники и волостели. Но представители волости - старосты или «добрые люди» из крестьян должны были присутствовать в этих судах, «правды стеречи». Без них суд не мог состояться.

Постепенно формируется система обжалования решений местных судов в центральных органах.

Правопорядок в городах - «благочиние» - обеспечивали все представители администрации с помощью вооружённых стражников. В сельской местности - владельцы вотчин и поместий, а так же волостные старосты и сотские. Заботы землевладельцев о благочинии и благоустройстве в своих владениях, обусловливаясь их личными экономическими интересами, не ограничивались какими-либо определенными нормативными рамками и, таким образом, всецело находились в прямой зависимости от доброй воли феодала, а также от его индивидуальных качеств.

В конце XV - начале XVI вв. была проведена реорганизация вооруженных сил, которые стали теперь включать старое боярское ополчение, дворянское поместное ополчение, народное ополчение и княжеское дворцовое войско.

Роль дворянского ополчения возрастала. Ополченцы должны были, по призыву великого князя, являться к месту сбора «конно, оружно, людно». То есть каждый из них представлял собой вооружённого кавалериста со своими слугами. Причём их количество должно было соответствовать величине поместного владения. Полки дворянской конницы представляли собой грозную силу и надежную опору великокняжеской власти.

Был отрегулирован порядок сбора народного ополчения: от каждой единицы обложения («сохи») требовалось выставить определённое количество «посошных» ратников с оружием и припасами.

Усилилась роль и княжеского дворцового войска: в нём появились артиллерийские орудия и наёмные солдаты и офицеры.

2. Сословно-представительная монархия

её особенности.

Земские Соборы.

В середине XVI в. происходящие в стране социально-экономические и политические процессы обусловили изменение формы Московского государства: она превратилась в сословно-представительную монархию. Это выразилось прежде всего в появлении особого государственного органа - Земского собора. Земские соборы созывались царями «для земского совета и для государственного опиранья» более ста лет: с середины XVI в. до середины XVII в. Только в XVI в. Земский собор созывали четыре раза: в 1550, 1566, 1584 и 1598 гг.

Земские соборы возникли по примеру церковных соборов, которые время от времени собирались митрополитами, по воле царя, для решения внутрицерковных вопросов. В 1550 г. молодой царь Иван IV впервые созвал собор представителей разных областей своего царства, на котором он обличал «неправды» и злоупотребления бояр. Царь обещал, что отныне он сам будет «судьёй и обороной» для своего народа. О первом Земском соборе осталось мало информации, но в том же году был принят новый «Судебник», были намечены и реализованы важные мероприятия по улучшению государственного управления.

В дальнейшем Земские соборы решали основные вопросы государственной жизни: избрание или утверждение царя, принятие законодательных актов, введение новых налогов, объявление войны, вопросы внешней и внутренней политики и т. д. Вопросы обсуждались по сословиям, но решения должны были приниматься всем составом Собора.

В состав Земских соборов входили представители трёх сословий: «освященный собор» из представителей высшего духовенства, Боярская дума и представители служилого дворянства, и выборные от городов и посадского населения. Общее количество участников обычно составляло около 300-400 человек. В XVI веке в качестве представителей от населения приглашались, в основном, должностные лица, стоявшие во главе местных органов. На соборах было также представлено свободное северное крестьянство, которое создавало общие с посадскими людьми «всеуездные миры», но огромная масса владельческих (крепостных) крестьян вообще не была представлена. «Вообще, - писал Ключевский, - состав собора был очень изменчив, лишен твердой, устойчивой организации».

В разные эпохи значение и характер Земских соборов в Московском государстве были различны. Большинство соборов носило лишь совещательный характер: выборные люди излагали свои «нужи и всякие недостатки» и затем предоставляли решение вопроса царю. Соборы первых лет царствования Романовых принимали решение о введении новых налогов, без которых слабое правительство Михаила не могло бы восстановить военную силу и административную организацию государства. Иными словами, они имели организационный характер. «Уложенный» собор 1648-1649 гг. имел законодательный характер: на нём было принято знаменитое «Соборное уложение». Наконец, избирательные соборы 1598 и 1613 гг. имели учредительный характер и олицетворяли верховную власть в государстве.

В эпоху Смутного времени и сразу после него деятельность Земских соборов сыграла весьма важную роль в деле восстановления разрушенного Смутой «великого Российского царствия», что стало их большой исторической заслугой. Хотя Земские соборы превратились в сословно-представительные органы власти только в XVII веке и не имели чётко определённых компетенций и порядка работы, они стали играть важную роль в государственной жизни.

По мере усиления царской власти во 2-й половине XVII в. и в связи с ростом бюрократизации управления Земские соборы приходят в упадок. Последний Собор был созван в 1653 г. для принятия Украины в состав России и принятия решения о войне с Польшей. С этого времени Земских соборов полного состава больше не собиралось.

Приказно-местническая система управления.

Выделение управленческой деятельности в качестве важной профессиональной самостоятельной сферы отношений, возникновение многочисленной группы государственных служащих связано с развитием централизованного русского государства (ХVVII века). В условиях хозяйственной разобщенности областей, слабых товарно-денежных связей, территориальной рассредоточенности населения, обширных границ государственный аппарат вынужден был постоянно мобилизовывать общественные ресурсы.

Поэтому на основные социальные слои и группы в иерархической системе возлагались определенные служебные обязанности, что официально закреплялось в законодательных актах, например Соборным Уложением 1649 года.

В связи с этим государственный аппарат постепенно стал доминировать над обществом, чему также способствовало усиление самодержавной власти. К концу ХV века произошла сакрализация власти на основе православных идей. Князья и бояре лишились иммунитета: права иметь соответствующие вооруженные силы, местный суд, права сбора налогов, было отменено право вассала иметь сюзерена. Принцип подданства в период Московского государства заменил принцип вассалитета.

Высший слой «служилых людей» формировался в рамках института, который назывался Государев двор. В XIVXV веках в ходе развития государства произошло слияние дворов удельных князей с двором великих князей московских и образование Государева двора как объединения высших государственных служащих. Он делился на чины: думные (члены Боярской думы), высшие придворные чины (дворецкие, казначеи, кравчие, постельничие, ловчие, сокольничие, ясельничие), московские чины (стольники, стряпчие, «большие», дворяне, дьяки, шатерничие, жильцы) и «выбор из городов» (представители дворян из уездных корпораций).

Представители Государева двора занимали высшие и средние командные должности в армии, возглавляли центральные и местные органы власти. Представителями власти великого князя, а затем царя на местах стали наместники в крупных землях и воеводы – в волостях, уездах. Наместник или воевода получал не жалование, а «корм» от местного населения, то есть хлеб, мясо, фураж и другое необходимое для жизни. Они управляли территорией, судили население и «кормились», взимая поборы в свою пользу. Таким образом, создавались предпосылки для злоупотреблений властью, поскольку отсутствовали четко установленные нормы сборов и механизмы ответственности.

В ХV веке поместный принцип утвердился как базовый во взаимоотношениях государства и его служащих.

Система органов центрального отраслевого управления – приказов продолжала развиваться и усложняться. Приказное управление уже во второй половине XVI века охватывало почти все отрасли государственного управления. Число приказов значительно увеличилось, выросли штаты, более четко определились компетенция, порядок делопроизводства.

Для контроля и борьбы со злоупотреблениями чиновников был создан Приказ тайных дел, подчинявшийся непосредственно царю и имевший широкие полномочия. В его задачи входили обеспечение гармоничного функционирования государственного механизма, политический сыск, пресечение казнокрадства, злоупотреблений властью.

К середине XVI в. дворцово-вотчинная система управления окончательно вытесняется приказно-местнической.

Для приказной системы было характерно:

- строгое подчинение вышестоящим органам всех нижестоящих;

- следование царским повелениям и разработанным на их основе приказным грамотам;

- осуществление большинством приказов финансовых, полицейских и судебных функций в своей сфере деятельности.

Важнейшими приказами общегосударственного значения были следующие:

- Разрядный приказ ведал государственной службой, управлял засечной, сторожевой и станичной службой, обеспечивал служилых людей земельным и денежным жалованьем, назначал воевод и их помощников и т. д.

- Поместный приказ решал вопросы, связанные с поместным и вотчинным землевладением, а также осуществлял суд по земельным делам.

- Ямской приказ выполнял функции по организации ямской гоньбы и полицейско-надзорные функции за перемещением лиц и грузов.

- В компетенцию Приказа большого прихода входил сбор общегосударственных налогов и пошлин.

- Земский приказ и территориальные приказы по сбору налогов ведали сборами в столице и ее пригородах.

- Приказу большой казны подчинялся Денежный двор, который занимался чеканкой монеты.

Существовали и другие приказы: Разбойный приказ, Приказ сбора пятинных и запросных денег, Аптекарский приказ, Печатный приказ и др.

Кроме того, имелось несколько судных приказов. Важнейшими территориальными приказами были, кроме Малороссийского, Сибирский приказ и дворцы Казанский, Новгородский, Тверской.

Во второй половине XVI в. система управления, основанная на кормлении, постепенно отменяется. Вместо наместников создаётся выборное самоуправление в губах, уездах и волостях - Губные и Земские избы, которые с 1556 г. стали основными органами управления на местах. Они осуществляли финансовые, судебные и полицейские функции.

Губные избы становятся основными органами управления в губах и уездах. Возглавлял Избу губный староста, который избирался на 1-3 года из дворян и детей боярских всеми классами населения, включая крестьян. При губном старосте находился губный целовальник. Он избирался из среды тяглых (посадских и сельских) людей.

Губному старосте подчинялись местные старосты (сотские), десятские и «лутчие люди». Они, вместе с целовальниками, дьяками и подьячими, вершили судопроизводство на основе «губных грамот», которые утверждались царём. Всю эту систему контролировал Разбойный приказ. Губный староста при своём назначении ездил в Разбойный приказ «для крестного целования». Разбойный приказ мог привлечь к судебной ответственности губных старост и целовальников за злоупотребления и взяточничество.

Состав Земских изб, в лице земского старосты, дьячка и целовальников, избирался тяглым населением посадов и волостей на 1-2 года. Земские органы содержались за счет местного населения.

Вместо кормов и пошлин, которые посадские и волостные люди платили прежде наместникам и волостелям, они должны были теперь платить денежный «оброк» в царскую казну. Правительство назначало для каждого округа лишь общую сумму оброка, а затем посадские и крестьяне должны были распределять платежи оброка «меж себя» - «по животам и по промыслам и по пашням и по угодьям», т. е. в соответствии с имущественным положением каждою хозяина.

В начале XVII в. местное управление подверглось очередной реорганизации. Административные, полицейские и военные функции в ряде городов и территорий возлагались на воевод, назначаемых центральной властью. Им же стали подчиняться Земские и Губные избы, городовые приказчики. Воеводы в своей деятельности опирались на специально созданный аппарат - Приказные избы, в состав которых входили дьяки, приставы, приказчики и другие должностные лица. Воевода назначался Разрядным приказом на 1-3 года, утверждался царем и Боярской думой.

В середине XVI в. царь Иван IV Грозный провел судебную реформу, направленную против системы кормлений. Суд наместников и волостелей был заменён судом выборных земских и губных властей.

Организация опричнины.

Централизации государства способствовала и опричнина - создание особо управляемой территории и специального вооружённого отряда для борьбы с боярской оппозицией. Ее социальной опорой было мелкое служилое дворянство, заинтересованное в захвате земель княжеско-боярской аристократии и усилении своего политического влияния.

В 1565 г. царь, с разрешения высшего духовенства и преданной ему части боярско-дворянской верхушки, устроил свой особый двор, в состав которого включил около 20 городов с уездами и отдельных волостей, преимущественно в центральных и северных областях государства. В Москве было взято в опричнину несколько улиц и пригородных слобод. На всех этих территориях у прежних владельцев были отобраны их вотчины и поместья, а им самим были предоставлены новые земли в других местах. «Опричные» земли, переданные опричникам, управлялись царём и его помощниками. А на всей остальной территории царства управление оставалось в руках земских бояр.

Конный отряд в 1000 человек, зачисленных в опричнину, был впоследствии увеличен до 6000 человек. Для отличия от остального войска опричники получили особую чёрную одежду и знаки: у каждого всадника к седлу были привязаны собачий череп и метла. Это были символы главного дела опричника - выслеживать, вынюхивать, выметать измену царю и грызть государственных злодеев-крамольников. Иван IV наделил опричников правом внесудебной расправы. Зловещим представителем этого корпуса стал дворянин Малюта Скуратов (Г. Я. Плещеев-Бельский) - «око государево», как он себя называл.

Опричнина стала первым в нашей стране специальным учреждением, которое вело борьбу с государственными преступлениями и занималось политическим сыском. 

Вооруженные силы

Главную силу московского войска в XVI-XVII вв. по-прежнему составляло дворянское конное ополчение. Не имея финансовых и технических средств для образования регулярной армии, московский царь раздавал часть черносошных земель в поместья «служилым людям» на условиях несения военной службы. Для помещиков эта служба продолжалась почти всю жизнь: от 15-летнего возраста до старости или тяжелого увечья.

Отборной частью дворянского ополчения была тысяча «дворян московских», которые составляли своеобразную царскую гвардию и в то же время служили источником офицерских кадров для провинциальных отрядов. Однако все это огромное войско было плохо организовано и обучено, так как, вернувшись из похода, разъезжалось по домам.

В XVI в. правительство начало создавать войска, которые имели более постоянный и регулярный характер. Ими явились стрелецкие полки. Кроме них, в городах, имевших военное значение, жили отряды пушкарей (крепостной артиллерии), казаков и отряды служилых людей сторожевого и технического характера: ямщики (для почтовой службы), воротники, затинщики, казенные плотники и кузнецы. Все перечисленные группы составляли категорию «служилых людей по прибору». Они набирались («прибирались») на службу из низших слоев населения, жили с семьями в своих домах в пригородных слободах (стрелецкая, пушкарская, казацкая, ямская) и получали от правительства земельные наделы, передаваемые по наследству. Некоторые из них занимались торговлей и разными ремеслами, но всегда должны были готовы выступить на государеву службу.

Во время войны из числа посадского и крестьянского населения набирались дополнительные кадры «даточных людей», главным образом для обозной и других вспомогательных служб при войске.


Заключение

Складывание приказно-воеводской системы управления означало централизацию всего управления и ликвидацию остатков дворцово-вотчинной системы. Важное место заняла финансовая реформа: уже к середине XVI в. вся денежная система была сосредоточена в руках государства. По пути унификации финансовой системы шла государственная податная политика (введение «посошной» системы обложения, т.е. установление единых критериев обложения: земельного угодья, численности поголовья скота и т.п.). В конце XVI в. была произведена опись земельных угодий и определено число окладных единиц («сох»). Вводился целый ряд прямых («кормленный откуп», «пятина» с движимого имущества, ямские, пищальные деньги) и косвенных (таможенный, соляной, кабацкий) налогов и сборов. Была установлена единая торговая пошлина — 5% цены товара.

           Военная реформа связывалась с идеей обязательной дворянской службы. Служилые люди получали плату в форме поместных наделов. Дворянство составляло костяк вооруженных сил. В их состав входили: «боевые холопы», которых приводили на службу те же дворяне, ополченцы (из крестьян и посадских), казаки, стрельцы и другие профессиональные военные, служащие по найму. С начала XVII в. появляются регулярные подразделения «нового строя»: рейтары, пушкари, драгуны. На службу в русскую армию поступают иностранцы.

Список литературы

Основная

  1.  История государства и права России (в схемах). Учеб. пособие. / Под ред.  Абдулаева Р.А., Волгоградский ГУ, Волгоград, 2006.
  2.  История государства и права России: Учебник для вузов. С.Л.Захаров. М.: ЗАО «Юстициформ», 2007.
  3.  История государства и права России и зарубежных стран. Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова. М.: ЦОКР МВД России, 2006.
  4.  История государства и права. Конспект лекций. / Под ред. С.Д.Смолина.- М.: Юрайт - Издат,  2007.  
  5.  История государства и права России IX - начала XX вв. Учебник / Под ред. Рогова В.А. Изд.: МГИУ, 2006.
  6.  История отечественного государства и права: Учебник  / Под ред.  Р.С. Мулукаева. –  М.: ЦОКР МВД России, 2006.
  7.  История отечественного государства и права: Учебное наглядное пособие. Белоусов В.Г., Глушаченко С.Б. и др.  - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.
  8.  История отечественного государства и права. Учебник в 2 ч. Ч. 1.  . Новицкая Т.Е., Чистяков О.И., Дюков Л.В. Изд.: Юрист, 2008.
  9.  История отечественного государства и права. IX - начало XXI в. Таблицы и схемы. Учебное пособие. Курицын В.М., Мамонтов А.Г., Недобежкин С.В. М.: Изд. Юнити, 2008.
  10.  Большой юридический словарь.  Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. и др. М.: Инфра-М, 2005.
  11.  История государственного управления в России. Учебник /  Под ред. Марковой А.Н., Федулова Ю.К. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2007.   
  12.  Сырых В.М. История государства и права России. М., 2008.
  13.  Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. / Титов Ю.П. М.: Проспект, 2008.

Дополнительная

1.Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе  XIV – XV вв. М., 1986.

2. Богданов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России. М., 2007.

3. Государственные учреждения в России  XVI – XVIII вв. М., 1991.

4. Законодательные акты Русского государства второй половины  XVI – первой половины XVIII века. Л., 1986.

5. Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий. М., 1982.

7. История государства и права СССР (Сборник документов. Ч.1. М., 1968.

10. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х книгах.Кн.2. М.,2009.

11. Маньков А.Г. Уложение 1649 г. Кодекс феодального права России. Л., 1980

12. Развитие русского права в XV – первой половине XVIII вв. М., 1986.

13. Сандулов Ю.А. История России: народ и власть. СПб.,1997.

14. Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л., 2003.

15. Титов  Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М.,2007.

16. Хачатуров Р.Л. Становление права (на материале Киевской Руси). Тбилиси, 2007.

17. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. М., 2008.

18. Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства. М., 1999.

19. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в  XVI – XVII вв. М., 1999.

1 Сословия - большие социальные группы, обладающие, на основании обычая или закона, наследственными правами и обязанностями.

2 «Право отъезда» заключалось в возможности вассала выйти из-под покровительства своего сеньора и перейти на службу к другому.

3 Церковные соборы лишь утверждали выбор кандидатур великого князя.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
19413. Государство и право России в пореформенный период (вторая половина XIX века) 37.57 KB
  Несмотря на то что Россия вступила в период капитализма значительно позже чем ее Западноевропейские соседи темпы ее развития были в конце XIX в. Основой развития промышленности России были крестьянские мануфактуры подрывавшие феодальное хозяйство и готовившие кадры для будущей капитализации экономики. Сначала крестьяне были переведены во временнообязанные но и на это отводилось 2 года. Крестьяне не просто наделялись землей а обязаны были выкупить ее у помещика причем по цене гораздо больше ее истинной стоимости.
19410. Государство и право России в период Первой мировой войны, Политического кризиса и падения самодержавия (1914 – октябрь 1917 г.) 45.34 KB
  Изучение учебных вопросов настоящей лекции позволит курсантам и слушателям подготовиться к освоению последующего учебного материала, в том числе раскрывающего причины политического кризиса, в нашей стране приведшие к падению самодержавия.
3553. Ереси на Руси в период борьбы за национальную независимость и становления Московского государства 29.83 KB
  Ереси в России, возникли с принятием христианства как протест народных масс против насильственной христианизации и процесса феодализации. Антихристианскую и антицерковную окраску носили восстания смердов в Суздальской земле 1024 и 1071
3396. Разработка теории сословно-представительной монархии. Максим Грек, Федор Карпов, Зиновий Отенский 42.6 KB
  Выдвигаются предположения что Зиновий был учеником Максима во время пребывания последнего в Чудовом монастыре что в Кремле. Зиновий не обличал монастырское стяжание оправдывая его подаянием милостыни но предпочтение отдавал трудовой нестяжательной жизни монахов.
19420. Государство и право Руси в период Феодальной раздробленности (XII – XIY вв.) 36.32 KB
  Феодальная раздробленность вызывалась также и духовными причинами. Христианство на Руси распространялось с огромными трудностями: оно пришло извне и было навязано языческой народной массе княжеской властью. Русская православная церковь только создавала свою организацию. После крещения жителей Киева за весь период существования Киевского княжества (более 200 лет) только два раза на митрополичий престол занимали русские епископы.
21712. Вооруженные силы России в период конца XVII – первой половины XVIII вв. 45.07 KB
  Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления самодержавного аппарата, централизации управления, построения стройной системы управленческого аппарата, контролируемого высшими органами власти. Необходимостью стало так же создание боеспособной регулярной военной силы для проведения агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства.
19411. Государство и право России в начале XX века 50.48 KB
  Лекция Тема № 8 Государство и право России в начале XX в. Кризис империи и предпосылки революции Эти и ряд других подобных правительственных мероприятий вызывали недовольство у народов России. Средняя Азия превращалась в хлопковую базу текстильной промышленности Европейской России.
19412. Государство и право России в первой половине XIX века 36.81 KB
  Актуальность данной темы заключается в раскрытии динамики исторических процессов развития государства и права России в первой половине XIX века. Особое внимание будет уделено развитию права систематизации и кодификация русского законодательства под руководством М.
13479. Развитие городского самоуправления в России в XVII – XVIII веках 20.09 KB
  Конституция Российской Федерации определила проблему в области самоуправления в ранг одной из ключевых проблем формирования власти в постсоветской России поэтому возник вопрос о принципиальной способности России воспринять самоуправление. Существует позиция согласно которой вся история России есть история смут и нелепостей творившихся недалекими царями в рабской стране поэтому историческая традиция самоуправления в России не сложилась и в нынешнем российском обществе нет почвы для восприятия идей самоуправления. Любая форма...
3526. Предпосылки образования централизованного государства. Феодальная война. Политика князей в XIV – XV веках 28.31 KB
  Феодальная война. Феодальная война 1433 – 1453 годов была вызвана столкновением старинного права наследования от брата к брату и более нового от отца к сыну. В итоге началась очередная усобица вошедшая в историю как феодальная война 1433 – 1453 годов. Война приобрела характер борьбы сторонников и противников централизации государства.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.