Международное сотрудничество в экологии и экологическая политика России

Это модель неустойчивого развития характеризующаяся экологически несбалансированной разработкой и потреблением природно-энергетических и сырьевых ресурсов биосферы что делает нецелесообразным движение развивающихся стран в том числе и России по пути которым пришли к благополучию развитые страны. Международное сотрудничество и национальные интересы России в сфере экологии Как правопреемник Советского Союза Россия приняла к исполнению около 50 договоров соглашений конвенций протоколов и других международно-правовых актов Союза ССР...

2015-09-27

16.62 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Международное сотрудничество в экологии и экологическая политика России


Из всех видов безопасности (военной, экологической, экономической и др.) именно экологическая на сегодняшний день является самой актуальной. Ряд ее проблем, конечно, возможно и нужно решать в пределах отдельно взятого государства или региона, но в целом экологическая безопасность жителей Земли может быть обеспечена лишь усилиями всего человечества. Для этого требуются единое понимание проблемы экологического кризиса планеты и совместные скоординированные действия всех стран и народов по его преодолению.

Объектами международно-правовой охраны ОПС  признаются природные объекты, по поводу которых у субъектов международного права (государств и международных организаций) возникают и развиваются экологические отношения.

Среди международных объектов охраны ОПС выделяются две категории: 1) не входящие и 2) входящие в юрисдикцию отдельных государств. Первые — это воздушный бассейн, Ближний Космос, Мировой океан, Антарктида, мигрирующие виды животных. Указанные объекты охраняются и используются в соответствии с нормами международного экологического права. Те природные объекты, которые не вошли в категорию международных охраняемых объектов, могут при необходимости выступать в качестве объектов международного сотрудничества в области охраны ОПС, рационального природопользования, экологической безопасности.

Международно-правовые объекты природы, входящие в юрисдикцию конкретных государств, — это объекты на их территории, которые включены в число мирового природного наследия, занесены в Международную Красную книгу исчезающих и редких животных и растений, международные реки, моря, озера.

Основополагающие принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды были сформулированы в Декларации Стокгольмской конференции ООН (1972 г.) по проблемам окружающей среды.

Первый принцип (основной): государства вправе использовать собственные ресурсы в соответствии со своей национальной политикой в подходе к проблемам окружающей среды. Однако на них лежит ответственность за то, чтобы их деятельность не причиняла ущерба окружающей среде других государств или регионов, лежащих за пределами национальной территории.

Второй принцип: природные ресурсы Земли, включая воздух, воду, землю, флору, фауну и особенно репрезентативные (характерные) образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования деятельности человека и управления ею по мере необходимости.

Третий принцип: невозобновимые ресурсы должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась их защита от истощения в будущем и чтобы выгоды от их разработки в международных пространствах получало все человечество.

Принципы международного взаимодействия в области охраны окружающей среды дополнены Всемирной хартией природы, которая была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН и провозглашена в резолюции от 28 октября 1988 г.:

1) биологические ресурсы используются лишь в пределах их природной способности к восстановлению; 2) производительность почв поддерживается или улучшается благодаря мерам по сохранению их долгосрочного плодородия и процесса разложения органических веществ, по предотвращению эрозии и любых других форм саморазрушения; 3) ресурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно или рециклируются; 4) невозобновляемые ресурсы однократного пользования эксплуатируются в меру, с учетом запасов, возможности рациональной переработки для потребления и совместимости их эксплуатации с функционированием естественных систем; 5) должны приниматься особые меры с целью недопущения сброса радиоактивных и токсичных отходов; 6) необходимо воздерживаться от деятельности, способной нанести непоправимый ущерб природе; 7) районы, пришедшие в результате деятельности человека в упадок, подлежат восстановлению в соответствии с их природным потенциалом и требованием поддержания благосостояния проживающего в этом районе населения.

К настоящему времени сложились два вида международной эколого-правовой ответственности государств: политическая и материальная. Распространенной формой ответственности являются санкции (меры принудительного воздействия к государству-нарушителю). Материальная ответственность наступает в случае нарушения тем или иным государством своих международных обязательств, которое причинило материальный ущерб мировому сообществу или отдельным его членам. Имеются следующие разновидности материальной ответственности: репарация (возмещение экологического ущерба в денежном выражении); реституция (возврат в натуре неправомерно изъятого имущества) и субституция (замена неправомерно уничтоженного или поврежденного). За международное эколого-правовое нарушение к государству-нарушителю в числе других может быть применена ресторация, т. е. восстановление последним прежнего состояния какого-либо природного объекта, например качества воды, которая подверглась загрязнению по его вине.

Стратегия ООН в области решения глобальных экологических проблем

При решении глобальных экологических проблем особую роль должен играть такой международный орган, как Организация Объединенных Наций (ООН). Она призвана разработать стратегию в области экологии и охраны природы и стать при этом координатором ее исполнения.

Одним из самых главных результатов ее работы стал вывод: нынешняя рыночно-потребительская модель, действующая в ряде развитых стран, стремительно ведет к гибели всего человечества. Это модель неустойчивого развития, характеризующаяся экологически несбалансированной разработкой и потреблением природно-энергетических и сырьевых ресурсов биосферы, что делает нецелесообразным движение развивающихся стран (в том числе и России) по пути, которым пришли к благополучию развитые страны. Исходя из этого, провозглашена необходимость перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого развития, обеспечивающего баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, удовлетворением основных жизненных потребностей нынешнего поколения с сохранением таких возможностей для будущих поколений.

Ныне пришло понимание, что угроза выживанию человеческой цивилизации — окружающая природная среда, которая быстро деградирует под натиском человеческой деятельности, в том числе и военной, и превращается во враждебную.

Конференция ООН приняла рекомендации о переходе человечества к устойчивому развитию и определила три стратегические задачи, стоящие перед мировым сообществом:

Первая — ограничение роста производства и потребления в промышленно развитых странах мира, являющихся одновременно и главными потребителями природных ресурсов, и источниками загрязнения ОПС. Вторая — разумное ограничение роста населения, особенно в развивающихся странах Азии и Африки. Третья — предотвращение углубления неравенства между богатыми и бедными странами и регионами.

Международное сотрудничество и национальные интересы России в сфере экологии

Как правопреемник Советского Союза, Россия приняла к исполнению около 50 договоров, соглашений, конвенций, протоколов и других международно-правовых актов Союза ССР, направленных на предотвращение экологической катастрофы, сохранение биосферы и обеспечение экологически устойчивого развития человечества.

Участие России в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов протекает в следующих направлениях: 1) выдвижение государственных инициатив; 2) работа в международных организациях; 3) подготовка международных конвенций и соглашений и их последующее выполнение; 4) двустороннее сотрудничество.

В рамках первого направления правительством нашей страны был выдвинут целый ряд предложений, например по защите морской среды Балтики (октябрь 1987 г.).

Россия активно сотрудничает с ЮНЕП (Программой ООН по окружающей среде) в выработке стратегии защиты природы от загрязнения, создания системы глобального мониторинга, борьбы с опустыниванием. Кстати говоря, ЮНЕП осуществляет ключевую функцию по организации природоохранной деятельности в рамках ООН.

Россия — активный член Всемирного союза охраны природы, который является лидером в разработке проблем биоразнообразия — главного условия устойчивости биосферы.

Другими структурами ООН, с которыми Россия развивает активное сотрудничество, являются: ЮНЕСКО (Комитет ООН по вопросам образования, науки и культуры), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ФАО (орган ООН по продовольствию и сельскому хозяйству). Учитывая развитие атомной энергетики, важным и плодотворным является сотрудничество нашей страны с МАГАТЭ (Международным агентством по атомной энергии).

Российская Федерация развивает и углубляет экологическое сотрудничество по линии нескольких международных конвенций и соглашений. Коротко остановимся на них.

Конвенция о трансграничном загрязнении на большие расстояния. Реализация указанного документа направлена на выработку странами — участницами политики в области регулирования качества атмосферного воздуха, а также мер по борьбе с его загрязнением посредством применения экологически приемлемых малоотходных и безотходных технологий. Все это позволит установить контроль за выбросами диоксида серы, оксида азота, аммиака, летучих органических соединений.

Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением призвана регламентировать экспорт, импорт и транзит опасных отходов на территории России. К настоящему времени принят ряд поправок к Конвенции, согласно которым под запрет на ввоз опасных отходов попадают отходы, содержащие мышьяк, ртуть, свинец, асбест и другие вещества.

Венская конвенция об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. В соответствии с данными документами в России происходит поэтапное сокращение производства озоноразрушающих веществ. Предполагается проведение широкомасштабной реконструкции ряда предприятий страны, направленной на перевод последних на производство озонобезопасных веществ, используемых в медицинской, химической и холодильной промышленности.

Рамочная конвенция ООН об изменении климата и Киотский протокол к Конвенции. В рамках данной Конвенции предусмотрено, что ведущие страны мира, ответственные за основное загрязнение природной среды, принимают на себя обязанность снизить выбросы тех веществ (в частности, диоксида углерода), которые способствуют изменению глобального климата.

Модернизации экономики России может способствовать использование предусмотренных Киотским протоколом рыночных механизмов — торговли квотами на выбросы парниковых газов с переуступкой квот другим странам.

Двустороннее сотрудничество развивается Россией со всеми соседями, а также с США, Великобританией, Францией, Индией и другими странами.

Рассматривая роль России в решении мировых экологических проблем, следует помнить, что наша страна занимает одну седьмую часть суши Земли, на ее территории представлены почти все крупные экосистемы и среди них опорный стабилизирующий блок биосферы — Сибирь с ее необъятной тайгой. Поэтому Российская Федерация в перспективе должна играть ключевую роль в решении глобальных экологических проблем человечества.

В своей природоохранной политике Россия исходит из необходимости обеспечения всеобщей экологической безопасности и развития международного сотрудничества в интересах настоящего и будущих поколений. Она руководствуется следующими принципами (ст. 92 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды»): каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях; каждое государство имеет право на использование ОПС и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан, экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов; хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить вред ОПС как в пределах, так и за пределами его юрисдикции; недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы; должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровне за состоянием и изменениями ОПС и природных ресурсов на основе международно-признанных критериев и параметров; должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен научно-технической информацией по проблемам охраны ОПС и разработки передовых природосберегающих технологий; государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях; все споры, связанные с проблемами ОПС, должны разрешаться только мирными средствами.

В России законодательно закреплен принцип примата (верховенства, преимущества) международного права над внутренним правом в области охраны ОПС и использования ее ресурсов. Так, согласно ст. 93 Закона РФ об охране окружающей природной среды, если международным договором в области охраны ОПС, заключенным Российской Федерацией, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в ее законодательстве, то применяются правила международного договора. В то же время ст. 94 устанавливает обязанность иностранных юридических лиц (например, компаний), а также иностранных граждан соблюдать требования настоящего закона и определяет ответственность за их нарушение.

По понятным причинам Россия особенно заинтересована в плодотворном сотрудничестве со странами Содружества Независимых Государств (СНГ) — бывшими республиками СССР. Проблема экологического суверенитета России. Оценивая положительно расширение международных контактов нашей страны, особенно при реализации крупномасштабных природоохранных проектов, следует объективно изучить и возможные отрицательные аспекты такого сотрудничества.

Заинтересованность правительства России в привлечении иностранного капитала для углубления рыночных преобразований в экономике делает страну весьма привлекательной для размещения на ее территории экологически «грязных» предприятий. Иностранные фирмы привлекают в России относительная дешевизна земли, других природных ресурсов, большая экологическая емкость наших территорий, мощный научно-технический потенциал, дешевизна квалифицированной рабочей силы и т. д. В то же время создание предприятий в новых организационно-правовых формах (особенно с частной формой собственности) привело к повышению уровня угрозы окружающей среде вследствие хищнического подчас отношения их владельцев к природным ресурсам, желания извлечь максимальную выгоду как можно быстрее. Печать неоднократно сообщала, что под видом международного экологического сотрудничества некоторые отечественные коммерческие организации, пользуясь лазейками в законодательстве, пытались разместить вредные отходы иностранных предприятий на территории России, причем даже в курортных зонах.

Признавая огромную положительную роль международного экологического сотрудничества в решении проблемы сохранения человеческой цивилизации на переломном этапе ее развития, следует четко определить, тем не менее, и национальные цели России в сфере экологии, к которым, в частности, относятся:

Обеспечение экологической безопасности на государственном уровне и создание необходимых условий региональным и местным органам государственной власти для обеспечения экологической безопасности на соответствующих уровнях. Эта цель, как указывают специалисты (В.Н. Морозов, Г.П. Серов), должна быть достигнута минимизацией группового и индивидуального риска, обусловленного природными и техногенными причинами, уменьшением напряженности антропогенных экологических ситуаций, улучшением состояния здоровья населения.

Обеспечение экологического суверенитета (независимости) России за счет получения доступа к мировым природным ресурсам, выделения справедливых квот на изъятие тех или иных природных ресурсов, рачительного отношения к национальным природным богатствам, пересмотра тех международных договоров, которые ущемляют интересы страны, а также нейтрализации экологических агрессий, шантажа, угроз и т. д.

Выход из экономического кризиса и обеспечение эффективности рыночных сил в направлении зашиты и улучшения качественного состояния окружающей среды, в частности путем создания рынка экологических технологий и услуг и ресурсного рынка для обмена природными ресурсами и услугами. При этом должна возрасти регулирующая роль государства при выполнении экологических задач.

Литература

Правовая литература

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 14 марта 2009 года № 32-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 8 ноября 2007 года № 258-ФЗ.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, от 9 мая 2005 года № 45-ФЗ.

Повестка дня на 21 век. Документ ООН. Www.un.org/russian/conferen/wssd/agenda21/index.htm

Мы, народы: роль ООН в 21 веке. Доклад Генерального секретаря ООН. Www.un.org/russian/conferen/millennium/sgrep.htm

Глобальный зеленый новый курс. Аналитический доклад UNEP 2009г. www.unep.org/greeneconomy/portals/30/docs/GGND-policy-brief_Russian.Pdf

Конвенция о биологическом разнообразии. Www.un.org/russian/events/biodiversity/links.html

Учебная литература

Пузанова Т. А. Экология. Экономика, 2010.

Шимова О. С., Соколовский Н. С. Экономика природопользования. М. ИНФРА — М, 2009.

Экология и экономика природопользования. Под ред. Э. В. Гирусова. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Колесников С. И. Экологические основы природопользования. М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.

Фомишин С. В. Международные экономические отношения. М. Юркнига, 2004.

Ерофеев Б. В. Экологическое право. М. ИД «Форум», 2009.

Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С., Рейф И. Е. Перед главным вызовом цивилизации.

Медоуз Д., Рандерс Й. Пределы роста. 30 лет спустя. М. Академкнига,07.

Планета Земля: будущее. Спб.: Амфора, 2008

Браун Л. Экоэкономика: как создать экономику, оберегающую планету. М. Весь Мир 2003.

И.С. Ковалева «Экологическое право». Учебное пособие. Курс лекций. – М.: Книжный мир, 2009 – 144с.

Периодические издания

Коммерсантъ Business Guide № 228

Как помочь природе. Домашний очаг. Журнал. Август ’08, стр. 136-151

Экология и жизнь. Журнал. 1996 — 2009.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
13741. Международное сотрудничество в Арктике 423.84 KB
  Целью настоящего исследования является анализ состояния проблем и перспектив международного сотрудничества в Арктике. Цель настоящего исследования позволила поставить и решить ряд задач: провести сравнительный анализ арктического топливноэнергетического потенциала государств претендующих на лидерство в освоении углеводородного сырья Арктики России Канады Норвегии и США; раскрыть модели поведения зарубежных государств в регионе; рассмотреть совокупность основных проблем доступа к разработке углеводородного сырья в Арктике: макро и...
11109. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью 47.84 KB
  Современные тенденции развития транснациональной организованной преступной деятельности в целом тесно связаны с процессами глобализации мировой экономики, возникновением и развитием новых технологий и коммуникационных систем, слабостью и коррумпированностью правительств отдельных национальных территорий, и уровнем противодействия правоохранительных органов разных стран.
10890. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства 33.44 KB
  О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом отклонение от которых недопустимо. В пункте 1...
2404. СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА 13.08 KB
  Понятие устойчивого развития. В них в частности отмечается что западная модель развития не подходит ни для кого и единственная возможность решения глобальных проблем сегодняшнего дня – устойчивое развитие. Для преодоление кризиса необходимо прежде всего определения стратегических целей и тактических направлений дальнейшего социально-экономического развития государства. Сложившаяся модель развития и соответствующий характер...
8879. Предмет экологии, ее структура, задачи экологии 40.83 KB
  Предмет экологии ее структура задачи экологии 2. История экологии 3. Основные понятия экологии 4. Предмет экологии ее структура задачи экологии Из всех живых организмов человек наиболее старается изменить природу используя и приспосабливая её для своих нужд.
3292. Внешняя политика России при Петре 10.44 KB
  Поездка прервана в Вене получил сообщение о новом стрелецком мятеже в Москве подавлен еще до приезда Петра. Карл XII: русские слабаки на Польшу Петр I про Карла в Польше: надолго увяз.
17922. Политика централизации и регионализации в России и Франции 95.74 KB
  Это означало что центр или общегосударственные органы власти и управления перешли к постоянному наращиванию контроля за региональными политическими процессами одновременно ограничивая влияние органов власти регионов на общенациональном уровне и автономию их действий в самих регионах. Она предполагает различение взаимодействий между политикой центра и политикой в регионах на двух уровнях: по линии управленческой вертикали политического взаимодействия между органами власти и управления и по линии политического процесса в целом...
2912. Внешняя политика России до I-й мировой войны 6.77 KB
  Россия: предельно осторожная внешняя политика завещание АIII: не вмешиваться в европейские войны 1899 г. Повод для начала войны. Русские ожидают увидеть слабого противника Лучшее исследование русско-японской войны написано Борисом Алексанлдровичем Романовым 27 января 1904 г.
16692. Экономическая политика России в Восточной Азии 9.12 KB
  Рассматриваемой в моем докладе проблемой являются интеграционные процессы в Азиатско-тихоокеанском регионе и Восточной Азии и связанные с этим возможности участия в них России при проведении собственной экономической политики. К началу 3-го тысячелетия АТР превратился в наиболее динамично развивающуюся часть мира. С интеграционной точки зрения АТР представляет собой разнородную систему стран. Учитывая количество и масштаб стран а также...
3663. Регулирование инфляции в России: антиинфляционная политика 7.79 KB
  Регулирование инфляции в России: антиинфляционная политика Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений возможность использования рыночных регуляторов с государственным регулированием. Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию налоговой системы: сокращению количества взимаемых налогов и их ставки; отказу от использования инфляции как источника финансирования бюджета. Для сдерживания инфляции важно определить пределы внешних заимствований и предоставления...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.